Джузеппе Карпани

Джузеппе Карпани (28 декабря 1751 г.) [ 1 ] — 22 января 1825) — итальянский литератор. Его помнят во многом за его роль в истории классической музыки: он знал Гайдна , Моцарта , Сальери , Бетховена и Россини и по-разному служил им как поэт, переводчик и биограф.
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Вильяльбезе , в Брианце , Миланском герцогстве (на территории нынешней Ломбардии ) и получил образование в Милане у иезуитов . [ 2 ] Его отец хотел, чтобы он изучал право, что он и сделал в Павии . [ 3 ] Уже во время учебы он в свободное время обратился к литературе, сочиняя стихи и пьесы, некоторые на стандартном итальянском языке, а некоторые на миланском диалекте . [ 4 ] Ранним успехом (1780 г.) стала Gli antiquari in Palmira опера , написанная Джакомо Рустом на либретто Карпани. [ 5 ] что привело к тому, что его пригласили написать либретто для миланского двора , которое исполнялось в загородной резиденции в Монце . Это были переводы/пересмотры французских произведений, некоторые из которых появились под собственным именем Карпани. [ 6 ]
С 1792 по 1796 год Карпани редактировал « Газетту ди Милано» . Это был исторический период, когда Наполеона начались завоевания в Италии , и Карпани написал в журнале несколько резко антифранцузских статей. В 1796 году французы оккупировали Милан, и Карпани, вынужденный уйти, [ 7 ] бежал в Вену. В 1797 году он был назначен цензором и режиссером в театрах Венеции, но, по-видимому, остался в Вене. [ 8 ]
Карпани был «страстным роялистом », поддерживавшим (в то время весьма репрессивную политику) [ 9 ] ) имперского австрийского правительства, работая внутренним шпионом. Он отправил свои отчеты (написанные на французском языке) своему начальству в Управлении полиции и цензуры барону Гагеру, а затем графу Седницкому. [ 10 ] В конце концов Карпани получил пенсию от императора. [ 11 ]
Карпани был знаком с Людвигом ван Бетховеном и в 1822 году, по-видимому, выступил посредником в единственном визите к Бетховену Джоаккино Россини . [ 12 ] Он интерпретировал разговор (в одном направлении: на бумаге, поскольку Бетховен в то время был совершенно глухим). Бетховен вежливо принял Россини и похвалил его комические оперы (которые в то время по популярности в Вене значительно затмевали произведения Бетховена). Россини, который очень восхищался Бетховеном, позже выразил сожаление по поводу убожества своего окружения и «неопределимой печали, распространившейся по его чертам». [ 13 ]
В августе 1824 года стареющий Карпани объединил свои усилия в защиту композитора Антонио Сальери история о том, что Сальери отравил Вольфганга Амадея Моцарта , в то время как широко циркулировала . Карпани получил показания от Гульденера фон Лобеса, врача, который был близок к тем, кто лечил умирающего Моцарта, и от двух медсестер, которые лечили Моцарта. Карпани опубликовал свои выводы в итальянском журнале. Они составляют часть доказательств, на основании которых сегодня вообще дискредитируется миф об отравлении. [ 14 ]
Карпани умер естественной смертью в меньшем дворце Лихтенштейн в Вене в возрасте 73 лет.
Работает
[ редактировать ]Стихи и либретто
[ редактировать ]Он опубликовал ряд переводов французских и немецких опер , а также написал ораторию на тему La Passe di Gesù Christo , положенную на музыку Йозефом Вейглем и исполненную в 1808 году во дворце князя Лобковица , а в 1821 году — Общество друзей музыки . Он перевел Гайдна » «Сотворение мира на итальянский язык и написал сонет , посвященный знаменитому исполнению этого произведения, на котором Гайдн присутствовал за год до своей смерти. Этот сонет был положен на музыку для четырех голосов и оркестра Антонио Сальери в 1820 году.
В 1808 году композиторам было предложено поставить его стихотворение «In questa tomba oscura». Из 63 композиторов, сделавших это, только Бетховен создал постановку, популярную до сих пор ( WoO 133, 1807). [ 15 ]
Его биография Гайдна
[ редактировать ]Карпани был большим поклонником Гайдна и опубликовал книгу о нем и его сочинениях под названием Le Haydine . В произведении довольно мало фактов о композиторе, и в нем много длинных отрывков, выражающих критические мнения Карпани; Джонс называет это «болтливым рассказом о жизни композитора с большими отступлениями относительно воспринимаемого значения его музыки». [ 16 ] Книга обычно считается ненадежным источником фактов. В качестве примера Карпани утверждает, что Гайдн не взял с собой в путешествие 1791 года в Лондон свою любовницу Луджию Полцелли , потому что она умерла; Фактически, она прожила несколько десятилетий, получала письма от Гайдна и получала от него небольшую пенсию. Гидвиц (nd) называет биографию Карпани «несколько выдуманной»; Харц говорит: «Доверие к нему не выходит за рамки того, чему он на самом деле был свидетелем». [ 17 ]
Биография Карпани Гайдна была анонимно заимствована французским писателем Стендалем . В публичном письме Карпани осудил своего плагиатора, назвав его «литературной кукушкой , которая не откладывает яйца в чужое гнездо, а греет яйца, которые он не откладывал». [ 18 ]
Россини
[ редактировать ]Позже Карпани увлекся творчеством Россини и написал о нем книгу под названием «Россиниан» (Carpani 1824).
Книги Карпани
[ редактировать ]- Карпани, Джузеппе (1812) Ле Гайдин, или Письма о жизни и творчестве знаменитого мастера Джузеппе Гайдна . Милан.
- Карпани, Джузеппе (1824) Россинианцы, или Музыкально-театральные письма . Падуя.
Примечания
[ редактировать ]- ^ В некоторых источниках годом его рождения указан 1752 год; эта дата взята из Бранскомба (1990), вслед за Джейкобсом.
- ^ Джонс (2009:31)
- ^ Гидвиц (nd)
- ^ Гидвиц (nd)
- ^ Клайв (2001:66)
- ^ Гидвиц (nd)
- ^ Поль 1900; Харц (2009)
- ^ Это заявление от Гидвица (nd). Другие источники утверждают, что Карпани действительно занял эту позицию. Бранскомб (1990), цитируя Джейкобса, говорит, что Карпани работал в Венеции цензором с 1801 по 1805 год, когда он вернулся в Вену, чтобы лечиться от глазного недуга.
- ^ Стеблин (2009:428) описывает правительство как навязывающее «жесткий контроль навязчивого и властного государства»
- ^ Бранскомб (1990), цитирует Джейкобса.)
- ^ Гидвиц (nd)
- ↑ У нас есть только показания Россини об этом визите, данные друзьям десятилетия спустя. Биограф Бетховена Антон Шиндлер (крайне ненадежный) отрицал факт визита. Современный ученый Бранскомб (1990) называет этот визит «спорным».
- ^ Зоннек (1926: 116–120)
- ^ Стаффорд (1993, глава 2)
- ^ См. рукопись с автографом , 1807 год.
- ^ Джонс (2009:32)
- ^ Харц (2009:453)
- ^ Гидвиц (nd)
Ссылки и ссылки
[ редактировать ]- Бранскомб, Питер (1990) Обзор Гельмута К. Джейкобса (1988) Литература, музыка и общество в Италии и Австрии в эпоху Наполеона и Реставрации. Исследования Джузеппе Карпани (1751–1825). Франкфурт: Длинно. В журнале Modern Language Review 85:257–258.
- Клайв, Питер (2001) Бетховен и его мир: биографический словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Гидвиц, Патрисия Леви (без даты) «Джузеппе Карпани», статья в Grove Music Online , опубликованная Oxford University Press. По состоянию на 4 октября 2012 г.
- Харц, Даниэль (2009) Моцарт, Гайдн и ранний Бетховен, 1781–1802 . Нью-Йорк: WW Norton & Company.
- Джонс, Дэвид Вин (редактор, 2009 г.) Oxford Composer Companions: Гайдн , статья «Карпани, Джузеппе». Статья написана Дэвидом Вином Джонсом .
- Поль, К. Фердинанд (1900) «Карпани, Джузеппе». Статья в первом издании Словаря музыки и музыкантов Grove . Доступно онлайн по адресу [1] .
- Зоннек, Оскар (1926) Бетховен: впечатления современников . Нью-Йорк: Г. Ширмер.
- Стаффорд, Уильям (1993) Мифы о Моцарте: критическая переоценка . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- Стеблин, Рита (2009) «Вена», в книге Дэвида Вин Джонса , изд., Oxford Composer Companions: Гайдн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.