Луиджия Полцелли
Луиджа Полцелли (также Полчелли; ок. 1760 — 5 октября 1830) — итальянская меццо-сопрано , певшая при дворе Эстерхази в Венгрии в конце 18 века. В течение ряда лет она была любовницей композитора Йозефа Гайдна .
Ранние годы
[ редактировать ]Луиджия Полцелли родилась Луиджией Морески в Неаполе где-то около 1760 года. Незадолго до 1779 года она вышла замуж за скрипача Антонио Полцелли. Пара, по-видимому, жила в Болонье. [ 1 ]
Отношения с Гайдном
[ редактировать ]Луиджия прибыла ко двору Эстерхази со своим мужем Антонио в 1779 году; у обоих были двухлетние контракты. Луидже тогда было девятнадцать лет. [ 2 ] Вскоре Полцелли оказался не особо способным певцом. Более того, ее муж испытывал трудности с выполнением своих обязанностей скрипача, так как находился на начальной стадии затянувшейся кончины от туберкулеза . Правящий принц Николаус Эстерхази был большим знатоком оперы, хорошо знакомым с высококачественным пением, и, признавая посредственность Луиджи и ненадежность Антонио, он вскоре предложил (1780 г.) уволить их (фактически он был готов выкупить остальные контракты). Однако в это время выяснилось, что Полцелли стал любовником 48-летнего Гайдна, у которого почти с самого начала их брака были очень плохие отношения с женой. Принц, который высоко ценил услуги Гайдна, очевидно, согласился оставить Полцелли в штате.
Розмари Хьюз, оценивая отношения, отмечает, что «они оба с нетерпением ждали возможного брака», хотя по правилам Римско-католической церкви, к которой они оба принадлежали, это было совершенно невозможно до смерти их супругов.
Отношения между Гайдном и Полцелли продолжались более десяти лет, примерно до 1791 года.
Музыкальное влияние на Гайдна
[ редактировать ]Польцелли оказала важное влияние на музыкальное творчество Гайдна по несколько негативной причине: несмотря на частое обучение у Гайдна, у нее часто были проблемы с трудными партиями. Важной частью работы Гайдна в Эстерхазе была постановка опер других композиторов. Там, где арии, назначенные Луиджии, были для нее слишком сложны для пения, Гайдн писал для нее арии-вставки , заменяя оригиналы в исполнении. По словам Джонса, таких арий было как минимум пять; возможно, целых десять; [ 3 ] он описывает их следующим образом.
- Ей было наиболее комфортно с слоговыми настройками. [ 4 ] без украшений, короткие фразы, не требующие сложного дыхания, голосовой диапазон, не сильно отклоняющийся по обе стороны от нотоносца , и с аккомпанементом, который удваивал голос, а не позволял ему конкурировать с оркестром. Возможно, именно так Гайдну удавалось удерживать Полцелли на сцене, не раскрывая ее ограничений, но, что удобно, эти приемы также были привычно связаны с музыкальной характеристикой ролей, отведенных Полцелли, горничным и крестьянкам из комической оперы. [ 3 ]
Гайдн сам написал немалое количество опер (см. Список опер Йозефа Гайдна ), но лишь дважды отводил роль Полцелли (Сильвия в «L'isola disabitata» и Лизетта в «La vera costanza »). [ 5 ]
Дети
[ редактировать ]Когда она приехала в Эстерхасу, у Луиджи уже был двухлетний сын Пьетро (1777–1796). Она родила второго сына Антонио (1783–1855). [ 6 ] на третьем курсе там. И она, и Антонио считали, что он был естественным сыном Гайдна, хотя сам Гайдн никогда этого не признавал, по крайней мере, письменно.
Гайдн, до сих пор бездетный, любил и Пьетро, и Антонио. Он дал им музыкальное образование и стал их опекуном после смерти их законного отца. В 1792 году Гайдн взял Пьетро в свой дом в Вене, продолжил его обучение и устроил его учителем игры на фортепиано в аристократическом доме. Пьетро умер от туберкулеза в 1796 году. [ 7 ] Антонио стал скрипачом придворного оркестра Эстерхази в 1803 году. [ 8 ]
Расставаться
[ редактировать ]Луиджия и ее муж потеряли работу в сентябре 1790 года, когда умер ее работодатель принц Николаус Эстерхази , а его преемник Антон уволил практически все музыкальное учреждение, служившее при его отце. Как и Гайдн, они переехали в Вену, где Антонио умер в следующем году. Луиджия не сопровождала Гайдна, когда он уезжал в Англию в декабре 1790 года.
В то время Гайдн все еще считал себя приверженным будущему браку с Луиджией, если бы это стало возможным из-за смерти его жены. Узнав от Луиджи о смерти Антонио, он написал ей из Лондона, выразив свою тоску по «тому времени… когда две пары глаз закроются» и умоляя ее написать, сказав: «Ваши письма - утешение для меня, каким бы печальным оно ни было». Я.". [ 9 ] Однако вскоре отношения охладились; в 1792 году «из Вены доходили до Гайдна постоянные сообщения о том, что Луиджа Полцелли плохо отзывалась о нем и даже продала фортепиано, которое он ей подарил». [ 10 ] Луиджия вскоре сама покинула Вену, вернувшись в Италию и найдя работу в небольшом театре в Пьяченце . [ 5 ]
В конце концов Гайдн с сожалением написал ей, прося, чтобы, если она снова выйдет замуж, она сообщила ему «имя человека, который будет так счастлив обладать тобой». [ 10 ] Вскоре после этого Гайдн завязал в Лондоне новые романтические отношения с английской вдовой Ребеккой Шретер .
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Позже Луиджия работала в небольшом театре в Болонье. Гайдн поддерживал с ней связь, время от времени присылая ей деньги, а когда в 1800 году умерла жена Гайдна Мария Анна, Полцелли уговорил его написать следующее обещание:
- Я, нижеподписавшийся, обещаю синьоре Лоизе Полцелли (в случае, если я подумаю о женитьбе снова) не брать в жены никакой другой жены, кроме упомянутой Лоизы Полцелли, и если я останусь вдовцом, я обещаю оставить ей после моей смерти пенсию. пожизненно триста гульденов (цифрами 300 фл.) в венской валюте. Имея силу перед любым судьей, настоящим я кладу свою руку и печать:
Есть еще несколько писем с переводом денег. [ 11 ]
Хотя Гайдн сдержал свое обещание и больше никогда не женился, Полцелли в конечном итоге женился на певце по имени Луиджи Франки. Позже они отправились в Кремону , а затем в Венгрию , где Луиджия умерла в бедности в 1830 году. [ 5 ]
Переписка
[ редактировать ]Полцелли имеет значение для биографов Гайдна, так как сохранился ряд писем Гайдна к ней, содержащих сведения о композиторе. Они написаны на итальянском языке.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Информация в этом абзаце от Уолтера, 2001 г.
- ^ Хьюз 1970, 53.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс (2009, 97)
- ^ т. е. одна нота на слог; никаких мелизм .
- ^ Перейти обратно: а б с Уолтер 2001 г.
- ^ Имя при крещении Антонио было Алоис Антон Николаус; Роббинс Лэндон и Джонс 1988, 116
- ^ Хьюз, 86 лет.
- ^ Роббинс Лэндон и Джонс, 1988, 312.
- ^ Роббинс Лэндон и Джонс 1988, 236–237.
- ^ Перейти обратно: а б Хьюз, с. 81
- ^ Источник этого абзаца, включая цитату: Роббинс Лэндон и Джонс 1988, 307.
Ссылки
[ редактировать ]- Ботстибер, Х. (1932) «Гайдн и Луиджия Полцелли», The Musical Quarterly 18: 208–15. Доступно на JSTOR .
- Гейрингер, Карл; Гейрингер, Ирен (1982). Гайдн: Творческая жизнь в музыке (3-е изд.). Издательство Калифорнийского университета . стр. XII, 403. ISBN. 0-520-04316-2 .
- Хьюз, Розмари (1970) Гайдн , Дж. М. Дент.
- Джонс, Дэвид Вин (2009) Жизнь Гайдна . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Лоренц, Михаэль , «Три неизвестных крестника Йозефа Гайдна» (Вена, 2014).
- Лэндон, ХК Роббинс ; Джонс, Дэвид Вин (1988). Гайдн: его жизнь и музыка . Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-37265-9 .
- Уолтер, Хорст (2001) «Луиджия Полцелли», статья в онлайн-словаре New Grove .