Внешний вид и характер Вольфганга Амадея Моцарта

Внешность и характер Вольфганга Амадея Моцарта в настоящее время являются предметом многочисленных расследований. [1] Тот факт, что не удалось эксгумировать останки Моцарта (поскольку точное местонахождение братской могилы, в которой он был похоронен, неизвестно), а также не сохранились маски или погребальные слепки, [примечание 1] придает некоторую неопределенность внешности композитора. Хотя предполагаемый череп Моцарта существует, его подлинность более чем сомнительна и до сих пор не подтверждена. Этот череп был подвергнут различным тестам ДНК , сравнивая его с черепами его предполагаемой племянницы и бабушки по материнской линии, но они не только обнаружили, что ДНК первого не совпадала с ДНК двух его родственников, но также и то, что их ДНК не совпадали друг с другом. или. [2] Также сохранилась предполагаемая прядь его волос сомнительной законности. Однако существуют достоверные источники и упоминания как о его внешности и одежде, так и о его личности. Эта информация содержится в произведениях искусства, описаниях и свидетельствах того времени, которые позволяют нам получить более или менее точное представление о том, каким был Моцарт физически и психологически.
Что касается его одежды и личных вещей, недавние исследования, основанные на таких документах, как Приказ о отстранении от должности. [примечание 2] составленные после его смерти или записи чеков на покупку костюмов, во многом пролили свет на вкусы Моцарта в одежде.
Что касается его личности , то знание о ней происходит главным образом благодаря сохранившимся описаниям современников, а также анализу обширной личной переписки композитора. [3]
Внешний вид
[ редактировать ]
Как писал Франц Ксавер Нимечек , один из его ранних биографов , «в [его] телосложении не было ничего особенного. [...] Он был маленьким, и его лицо, за исключением больших, напряженных глаз, не выказывало никаких признаков его гения. ."
Моцарта описал тенор Майкл Келли . [примечание 3] актер и ирландский певец Венской оперы в произведении «Воспоминания» . Это одно из самых ценных и полных описаний фигуры Моцарта: [5] [6]
Он развлекал посетителей, играя фантазии и каприччио на фортепиано . Его чувствительность, его чувство, скорость его пальцев и, прежде всего, ловкость и сила его левой руки захватили меня. После великолепного представления мы садились за обеденный стол, и я имел честь сидеть между ним и его женой . После ужина, если случай был благоприятный и гостей было больше, они все шли на бал, и Моцарт с большим энтузиазмом присоединялся к ним. Физически это был человек небольшого телосложения, очень худой и бледного цвета лица, с густыми волосами, хотя и несколько тонкими и светлыми, чем, кстати, очень гордился. Помню, однажды он пригласил меня к себе домой, и я оставался там долгое время, где меня всегда принимали с гостеприимством и уважением; в тот раз я мог видеть его огромную любовь к пуншу, который он смешивал с другими напитками и употреблял, правда, с небольшой умеренностью. Он очень любил бильярд, и мы много играли вместе, хотя он всегда меня обыгрывал. Он был добросердечным человеком, и его дух всегда был готов угодить другим. Он лишь несколько отличался, когда играл свою музыку: он был способен прервать свое выступление, если услышал малейший шум. Каждое воскресенье он давал концерты, и я не помню, чтобы их пропускал хоть раз.
На основании непосредственных описаний телосложения композитора различные специалисты по жизни Моцарта приходят к выводу, что он был человеком небольшого роста (приблизительно 150 сантиметров/5 футов). [7] и был очень худой и бледный. [8] О его небольшом росте свидетельствует дневник графа Людвига фон Бентхайм-Штайнфурта , современного аристократа Моцарта, посетившего один из его концертов, состоявшийся 15 октября в Венском муниципальном театре, на котором Моцарт исполнил несколько пьес. [9] В записи от 15 октября граф сообщает, что «Господин Моцарт — маленький человек с приятной фигурой». [6] [10] О его бледности, низкорослости и худощавости свидетельствуют также некоторые комментарии, написанные в 1792 году Марией Анной Моцарт , сестрой Вольфганга, для будущей биографии Фридриха Шлихтегроля : [11] [12]
Родители Моцарта были самой красивой парой в Зальцбурге своего времени, и в молодые годы дочь слыла обладательницей необыкновенной красоты. А сын, Вольфганг, был маленького роста, худощавый, бледного цвета лица и без какой-либо необыкновенной внешности и фигуры.
У него было обычное лицо, отмеченное шрамами от оспы , которую он перенес в детстве, и выделяющимся большим носом. Его глаза были большими и ясными (по-видимому, темно- синего цвета), и у него была густая копна волос с тонкими прядями пшеничного цвета , собранными в хвост. [примечание 4] Руки у него были среднего размера, с длинными тонкими пальцами, рот был маленьким. В левом ухе Моцарта отсутствовала обычная циркумволюция, или раковина (этот редкий врожденный порок развития известен сейчас в медицинской литературе под названием «ухо Моцарта»). [примечание 5] [13] [14]
Он был довольно неуклюж в манипулировании предметами, тем более, что они были меньше, и не мог перестать вертеться или барабанить руками при разговоре с кем-то или во время еды: тело его все время находилось в движении. [15]
Со своей стороны Констанца позже писала, что «он был тенором, довольно мягким в ораторском искусстве и деликатным в пении, но когда что-то его волновало или нужно было напрячься, он был столь же силен, сколь и энергичен». [16] [17]
Болезни
[ редактировать ]Учитывая свое худощавое и слабое телосложение, Моцарт с шести лет был человеком, который на протяжении всей жизни страдал от многочисленных болезней, которые постепенно ухудшали его здоровье, пока не привели к его смерти. [18] в тридцать пять лет. [19] Таким образом, в 1762 году он заразился стрептококковой инфекцией верхних дыхательных путей, позже заболев узловатой эритемой , которую доктор Питер Дж. Дэвис из больницы Св. Винсента в Мельбурне ( Австралия ) считает вероятным стрептококковым происхождением. В том же году он заразился новой стрептококковой инфекцией и перенес легкий приступ ревматической лихорадки . В 1764 году он перенес тонзиллит , а в 1765 году заболел вновь, на этот раз осложненный синуситом . В конце того же года он перенес эндемический брюшной тиф , приведший к коме, в следующем году у него случился новый приступ ревматизма. В 1767 году он заболел оспой получил обморожение , через три года во время путешествия по Италии , а в 1771 году заболел трахеобронхитом с желтухой . Через три года у него случился острый абсцесс зуба , а через четыре года — бронхит . [20] [21]
В возрасте двадцати пяти лет, в 1781 году, он заразился вирусной инфекцией, но это было в 1784 году, когда в Вене он перенес тяжелую болезнь, симптомами которой являются ужасные колики, заканчивающиеся сильной рвотой , и воспалительная ревматическая лихорадка, которая могла возникнуть хроническое заболевание почек . Эта инфекция считается причиной его смерти семь лет спустя. В 1787 году Моцарт «снова заразился стрептококковой инфекцией, которая привела к повторному возникновению пурпуры Геноха-Шенлейна ; кроме того, его почки , и без того в плохом состоянии, были дополнительно повреждены». [20] [22]
Портреты и картины композитора
[ редактировать ]
В настоящее время существует более шестидесяти [23] [24] Моцарта Портреты и всевозможные графические изображения, несмотря на то, что многие из них мало верны модели.
Артур Хатчингс выразил свою точку зрения на противоречие, возникающее в противостоянии огромного количества произведений искусства, олицетворяющих гения, и их скудной иконографической ценности фразой: «Слишком много изображений». [25] Со своей стороны, Альфред Эйнштейн , также специалист по Моцарту, выразил свое мнение об этих портретах в следующем заявлении: [24] [26]
У нас нет ничего, что могло бы дать нам представление о физическом облике Моцарта, кроме нескольких посредственных полотен, даже не похожих друг на друга.
За исключением французского художника Жана-Батиста Греза , ни один другой крупный художник не взялся за задачу точного воспроизведения телосложения Моцарта. С другой стороны, одной из особенностей XVIII века в отношении живописи была именно, хотя и только в некоторых школах, неверность особенностям воспроизводимой модели. [24]
Все это побудило музыковеда Артура Шуринга в 1923 году заявить следующее: [24] [27]
Моцарт был знаменитым композитором, для которого было создано большинство вымышленных портретов, изобразительный материал которого немало способствовал запутыванию последующих поколений относительно его внешности.
Эти заявления побудили музыковедов и искусствоведов провести тщательный анализ всех существующих картин, эскизов, рисунков, камей и гравюр композитора. Вывод из этого заключался в том, что только восемь произведений искусства, [24] все они, представляющие неодинаковый интерес, были созданы авторами, непосредственно знавшими Моцарта, или по эскизам, взятым с рисунков, сделанных с натуры. Из этой подборки «биографические картины» Моцарта публиковались с большей тщательностью, в целом следуя критериям, возникшим в результате этого анализа. [24]


Таким образом, представляется уместным указать на список авторов, современников композитора, подписавших разрозненные портреты Моцарта: [33] [34] Помпео Джироламо Баттони , Франсуа Жозеф Бозио , Брайткопф , Жозеф Дюплесси , Николо Грасси , Жан-Батист Грёз , Класс, Лангернхёффель, Риго, Сент-Обен, Ван Смиссен, Телотт, Тишбейн и Иоганн Цоффани . Тем не менее изучение этих портретов может быть интересным, поскольку, хотя они и не соответствуют физическим особенностям композитора, они дают важные иконографические данные либо о музыкальных инструментах, либо о других личностях, фигурирующих в них. [24]
Ко всему приведенному выше списку авторов, включая некоторые великие имена в живописи, следует добавить всех художников XIX века, представлявших Моцарта, таких как Герман фон Каульбах (чей портрет композитора воспроизведен на левом поле) или Шилдс, которые предлагают чисто романтическое и не очень строгое видение внешности зальцбургского гения. Из этого утверждения следует исключить портрет, написанный Барбарой Крафт в 1819 году, поскольку, несмотря на то, что он был написан почти через тридцать лет после смерти композитора, он считается одним из самых верных его изображений. Это связано с тем, что Краффт опирался на портреты, сделанные при жизни Моцарта и которые, по мнению сестры композитора, имели сильное сходство с гением. Так, Краффт взяла за образец семейный портрет Деллы Кроче (1780–1781) и неоконченную картину маслом Йозефа Ланге (1782–1783/1789, воспроизведена на правом поле), которые ей подарила родная сестра Моцарта в Зальцбург. [32]
Помимо всякого иконографического исследования, современные знания о сходстве портретов с фигурой Моцарта основаны скорее на мнениях, являющихся надежным источником, как, например, свидетельства и описания некоторых его друзей, его жена или его старший сын Карл Томас Моцарт . [34]
Наконец, стоит отметить, что портрет Моцарта, написанный его зятем Йозефом Ланге (ок. 1782–1783, изображен на правом поле), сейчас считается наиболее точным изображением композитора. Ланге был мужем старшей сестры Констанции, Алоизии Вебер , и работал актером в Бургтеатре в Вене. Несмотря на то, что Констанция была всего лишь художником-любителем, его работы считались лучшими из всех портретов ее мужа. [28] [31] заявив: [29] [30]
Несомненно, это картина мужа г-жи Ланге, которая, хотя и является неоконченной, но имеет замечательное сходство.
Мария Анна Моцарт , сестра композитора, также признала, что сходство портрета с моделью было сверхъестественным. [35]
Одежда
[ редактировать ]Моцарт, как и Констанция, любил элегантную одежду и всегда носил последнюю моду и дорогие платья, независимо от своего финансового положения. Отчасти это произошло потому, что он был человеком, который придавал большое значение внешнему виду. [36]
Моцарт был очень социально активным, включая такие обязанности, как появление на придворных мероприятиях, [примечание 6] посещая элегантные залы таких людей, как Иоганн Тост и канцлер двора Грейнера, а также посещая пражские придворные кружки и приемы в качестве Hofcompositeur . [примечание 7] Его жена присутствовала на многих из этих мероприятий; это означало, что Моцарты должны были быть хорошо одеты, а волосы Моцарта требовали постоянного внимания. По последнему пункту прямое свидетельство его парикмахера, господина Хадерляйна: сохранилось [37] [38]
Однажды утром, когда я причесывала Моцарта, как раз в тот момент, когда я заканчивала ему хвост, Моцарт вдруг вскочил и, хотя я все еще держала его хвост в руках, он пошел в соседнюю комнату, таща меня за собой, и начал играть фортепиано. Восхищаясь его игрой и прекрасным звучанием инструмента (я впервые слышал такое фортепиано), я отпустил его хвост и не успел причесаться, пока он не встал. Однажды, когда я поворачивал за угол с Кертнерштрассе на Химмельпфортгассе, чтобы пойти на службу к Моцарту, он подъехал, остановился и, сделав несколько шагов вперед, вынул небольшой планшет [из кармана] и начал писать ноты. . Я снова поговорил с ним, спрашивая, может ли он меня принять, и он ответил утвердительно.
Музыковед Бернхард Паумгартнер (1991) считает, что Моцарт придавал значение своей внешности не только по социальным причинам, но и потому, что страдал от недостатка физических качеств. [39] [40] Говорят, что актер Бакгауз принял его за офицера портного. [39] и поэту Иоганну Людвигу Тику , который видел его в Берлине в мае 1789 года, беспокойно слоняющегося вокруг пюпитров пустого темного зала, где должно было исполняться «Похищение из сераля» (KV 384), он казался человеком тривиальным. фигура. [41] Социолог Норберт Элиас (2002) также подчеркивает незначительность его внешности, хотя и указывает, что его лицо дружелюбно и человечно приятно. [42] [43]
, сведений нет О том, как одевалась Констанца Моцарт , но мы знаем, какой была одежда ее мужа в 1791 году, благодаря Ордену о подвеске. [примечание 8] составлен в декабре того же года, уже после смерти гения. В этом документе есть опись его одежды и личных вещей: [36]
- 1 пальто из белой ткани .
- 1 синий то же самое .
- 1 красный то же самое .
- 1 то же в цвете нанквин. [примечание 9]
- 1 то же самое из коричневого атласа [braun = морской брюн?] с бриджами, вышитыми шелком . [примечание 10]
- 1 полный костюм из черной ткани.
- 1 коричневая шинель .
- 1 то же самое из более светлой ткани.
- 1 синяя тканевая куртка на меху.
- 1 то же Кирия с меховой отделкой.
- 4 разных жилета, 9 разных бриджей , две обычные шапки, 3 пары ботинок, 3 пары туфель.
- 9 пар шелковых чулок .
- 9 рубашек.
- 4 белых носовых платка , 1 ночной колпак, 18 карманных платков.
- 8 трусов , 2 ночные рубашки, 5 пар носков.
Такой гардероб мог быть у зажиточного купца: это была дорогая и роскошная одежда. Келли вспоминал об этом в эссе следующим образом:
Он был на сцене в малиновой мантии и двуроге с золотыми кружевами, задавая оркестру темп музыки.
Гардероб Моцарта, кажется, был куплен по последней моде; по мнению Х. К. Роббинса Лэндона , музыковеда и специалиста по жизни и творчеству Моцарта, ему, вероятно, пришлось приобрести элегантную одежду для коронационных торжеств во Франкфурте, [44] [примечание 11] за посещение публичных концертов и частных приемов. [37] Следующий отрывок из современной газеты дает представление о моде того времени: [44]
Шорты носят издавна... камвольные (для повседневной носки) и летом соломенного цвета; также в пепельно-сером цвете и нанкене в полоску couleur sur couleur (последняя мода); также из ткани грязно-белого, зеленоватого или серого цвета... Еще одна очень часто используемая одежда - это жилет... Теперь начинают носить однотонные, полосатые или клетчатые манчестерские [хлопчатобумажные]... Сапоги также начинают носить носят... если туфли и носят, то с... жемчужно-серыми шелковыми чулками. [ Пальто ] доходит почти до обуви и бывает всех цветов.
Прилагается иллюстрация «элегантного немца, одетого по последней моде» и описывается его костюм:
Элегантный джентльмен — это сочетание английского и французского языков: 1) прическа в стиле греческой карре à dos d'âne ; [примечание 12] 2) английский носовой платок из черного муслина ; 3) англо-французское пальто; 4) жилет в стиле «филош» ; [примечание 13] 5) узкие бриджи синего цвета или камвольного цвета ярко-синего цвета; 6) две большие часовые цепочки; 7) шелковые чулки в сине-белую клетку; 8) черные туфли все еще носят; 9) в руке шляпа à l'Andromane , с розовой подкладкой, потому что шляпа больше для руки, чем для головы. [45]
После смерти композитора его имение было оценено в 595 гульденов и 9 крейцеров , из них 55 гульденов пришлось на костюмы и нижнее белье. Среди непогашенных долгов (всего 918 гульденов и 16 крейцеров ) были три значительных векселя, в том числе вексель портного, которому он был должен 282 гульдена и 7 крейцеров . [46]
Личность и убеждения
[ редактировать ]Моцарта Как утверждают многочисленные свидетельства того времени, наиболее характерной чертой личности был его оптимизм. Когда пара английских музыкантов и издателей Винсент и Мэри Новелло взяли интервью у Констанцы в 1829 году и спросили ее о характере ее мужа, она без колебаний ответила: «Он всегда был веселым». [30] [47]
Большинство исследователей указывают на детский и даже в некоторой степени безответственный характер Моцарта, который заставлял его порой принимать импульсивные решения. [48] Эту идею подкрепляет текст, написанный в 1792 году Марией Анной Моцарт , сестрой Вольфганга, для будущей биографии Фридриха Шлихтегроля : [11] [12]
Если не считать музыки, он оставался ребенком , и это главная характеристика темной стороны его личности: ему всегда был нужен отец, мать или кто-то, кто бы о нем заботился; он был неспособен распоряжаться деньгами; он женился, против воли отца, на молодой женщине, совершенно ему не подходящей, и отсюда великий беспорядок в его доме во время и после его смерти.
Современники также описывали Моцарта как гостеприимного человека, [34] щедрый, [49] завидует своему гению [50] и трудоголик. [51] С другой стороны, у него было большое чувство собственного достоинства, и временами он мог показаться несколько гордым. Хотя он не был наделен большой психологической силой, свои последние дни он дожил с удивительной стойкостью во всех отношениях. [47] Он был общительным, [50] общительный [50] и нонконформист, так как он отказался принять «статус» слуг, который имели в то время музыканты, что доставляло ему немало хлопот в ходе его существования. [52]
Об этом социальном нонконформизме, который Моцарт проявлял на протяжении всей своей жизни, стоит упомянуть расставание с бывшим его покровителем и защитником с детства, Иеронимом фон Коллоредо , принцем-архиепископом Зальцбургским , у которого были прекрасные отношения с отцом композитора . [примечание 14] Моцарт никогда официально не переставал быть музыкантом при архиепископском дворе Зальцбурга. Из-за своего веселого и космополитического духа композитор постепенно дистанцировался от архиепископа, который считал его «дерзким юношей». [53] Коллоредо вызвал его в Вену в 1781 году, чтобы предъявить ультиматум за его безответственное поведение; Моцарт прибыл в город, чтобы встретиться с ним 16 марта. На этой встрече между ними произошла жесткая конфронтация, которая привела к вручению Моцартом прошения об отставке и завершилась знаменитым «прощальным пинком», который граф Арко, член архиепископского двора, дал Моцарту в задняя сторона. Архиепископ, осознавая ценность Моцарта как композитора, отказался подписать заявление об отставке, которое Моцарт представил ему, в результате чего Моцарт на остаток своих дней стал беглым вассалом, что было опасным состоянием в Европе XVIII века. [54]
В переписке с отцом Моцарт рассказывает, как разворачивалась встреча с графом Арко: [53]
Какой способ смягчить людей! Он из трусости не осмелился ничего сказать архиепископу и целый месяц держал меня в напряжении, прежде чем наконец надрать мне под зад. Это чертовски важно!
Леопольда глубоко тревожил страх лишиться жалованья, о чем в гневе писал ему Вольфганг, перечисляя многочисленные репрессии, которые он планировал провести против графа.
... Я очень скоро напишу этому злосчастному человеку, чтобы сказать ему, что я о нем думаю, и как только он предстанет перед моими глазами, я дам ему пинок, который он запомнит в своей плоти навсегда... Хотя Я не граф, во мне больше галантности и чести, чем у многих из тех, кто пользуется таким званием. Кто меня оскорбит, будь он лакей или граф, тот заслужит мое презрение.
В действительности опасения Леопольда были напрасны, ибо Моцарт был человеком мирного, тихого и мягкого характера; [53] он не был склонен к насилию, и только в его произведениях появляются следы физической мести. [53]
Моцарт вообще работал долго и энергично, завершая сочинения в большом темпе из-за сжатых сроков. Он часто делал наброски и наброски, хотя, в отличие от Людвига ван Бетховена , они не сохранились, так как Констанца уничтожила их после его смерти. [55] Что касается его собственных сочинений, Моцарт имел обыкновение судить их беспристрастно, часто с суровостью и строгостью, которую он с трудом вынес бы от другого человека. [56]
Когда дело касалось управления деньгами, Моцарт был довольно беззаботным, но не таким беззаботным, как утверждает распространенное мнение. [57] Однако такое отношение заставляло его тратить их иногда чрезмерно, [49] и в течение нескольких лет зависеть от ссуд, предоставленных ему некоторыми друзьями, особенно Иоганном Михаэлем Пухбергом . [58] [примечание 15] С другой стороны, с тех пор как Моцарт поселился в Вене, он прожил долгие периоды времени, в течение которых у него не было фиксированной зарплаты. [59] Однажды во время поездки композитора в Берлин король Пруссии Фридрих-Вильгельм II предложил ему три тысячи эскудо в качестве гонорара, если он пожелает поселиться при его дворе и взять на себя руководство его оркестром. Моцарт отказался от этого предложения, ответив: «Мне нравится жить в Вене; император любит меня, и деньги для меня мало что значат». [59] [60] Музыкальные издатели и театральные импресарио злоупотребляли известной нелюбовью Моцарта к деньгам до такой степени, что большинство его фортепианных сочинений ничего ему не принесли. [61] Кроме того, исполнения опер Моцарта в Германии принесли ему известность, но не деньги из-за отсутствия «прав на исполнение»; а немецкие издатели могли перепечатывать музыку Моцарта по своему желанию, не советуясь с ним, поскольку закона об авторском праве тоже не существовало. [62]
Он был воспитан в соответствии с католической моралью, но без принуждения и духовных оков, которые могли бы отвратить свободную инициативу гения. [63] Он был верным членом католической церкви на всех этапах своей жизни. [64] [65] несмотря на принадлежность к масонству последние семь лет своей жизни. [66] Это было возможно, потому что во времена Моцарта масонство считалось просвещенным продолжением христианских верований, так что быть католиком и масоном не было взаимоисключающим, а совершенно совместимым. [67] [68]
Тренировка и интеллектуальные качества
[ редактировать ]Моцарт был культурным и просвещенным человеком, свободно владевшим четырьмя языками ( немецким , итальянским , французским и английским , а также хорошо владевшим латынью ), [63] он испытывал глубокий интерес к чтению, [69] особенно к литературе Уильяма Шекспира , и тянулся к изобразительному искусству . [30] [63] Сам Леопольд Моцарт очень гордился образованием, которое он дал своему сыну, хвастаясь, что Вольфганг получил более прочную культуру, чем мальчики, посещавшие знаменитую Императорскую школу в Вене, где обучались братья Гайдн и Шуберт, школа, чья подготовка включало кропотливое обучение латыни и музыке, как инструментальной, так и вокальной. [63] Артур Хатчингс , музыковед и специалист по жизни и творчеству Моцарта, утверждает, что гений получил достаточно полное образование, подходящее по крайней мере в музыкальной области: маленький Моцарт находил удовольствие в музыке. [63]
Он обладал большими способностями к языкам и математике (особенно алгебре ), его любимому предмету детства. [63] [70] Более того, он обладал абсолютным слухом , врожденным качеством, неоценимым в музыке, а также потрясающей фотографической и слуховой памятью, которая позволяла ему годами сохранять идеи в голове. [70] Об этих двух качествах свидетельствует знаменитый анекдот «Мизерере » Грегорио Аллегри : эта музыкализация пятидесятого псалма, один из лучших образцов полифонического стиля итальянского Возрождения, исполнялась дважды на Страстной неделе : один раз в Страстную среду и один раз в Страстную пятницу . в Сикстинской капелле . Считавшаяся достоянием Ватикана , выполнение работы за пределами часовни было строго запрещено под страхом отлучения от церкви для тех, кто ее скопировал. Однако во время своей поездки в Италию на Страстной неделе 1770 года Моцарт вместе со своим отцом присутствовал на исполнении «Среды Мизерере» в Сикстинской капелле и старался запомнить ее наизусть. Поэтому, вернувшись в тот вечер в гостиницу, где остановился, он изложил это в письменной форме. Через два дня, в пятницу, он вернулся, чтобы стать свидетелем представления того дня, и, спрятав рукопись в шляпе, смог внести некоторые исправления. Когда подвиг дошел до ушей папы Климента XIV , он не только не отлучил от церкви четырнадцатилетнего Моцарта, но решил наградить его рыцарским званием в Орден Золотой шпоры первой степени. [71] [72]
Среда
[ редактировать ]Моцарт жил в центре венского музыкального мира и знал множество самых разных людей: коллег-музыкантов; театральные артисты; друзья, которые, как и он, переехали из Зальцбурга; и многие аристократы , в том числе знакомый императора Австрии Иосифа II . У него было множество друзей среди интеллектуалов, и он регулярно посещал вечера в салонах известных семей, где встречались художники и мыслители. Однако его присутствие на таких собраниях становилось все более спорадическим, поскольку его связи с масонством стали тесными. [63]
Мейнард Соломон считает, что тремя ближайшими друзьями композитора могли быть Готфрид Янкен, граф Август Хацфельд и Зигмунд Барисани. Среди многих других его друзей были его давний коллега Йозеф Гайдн , певцы Франц Ксавер Герл и Бенедикт Шак , а также валторна Йозеф Лойтгеб . Лойтгеб и Моцарт поддерживали любопытную дружескую шутку, часто при этом Лойтгеб становился объектом розыгрышей Моцарта. [73]
Хобби
[ редактировать ]Ему нравилось играть в бильярд , возможно, потому, что это была форма упражнений. [74] [75] Он также любил танцы, особенно маскарады, на которые всегда ходил в костюме арлекина. [76] У него было несколько домашних питомцев: канарейка , скворец , собака , а также лошадь для резвой верховой езды . [77] [78] [79] Нет ни малейших указаний на то, что Моцарт занимался азартными играми (кроме бильярда или домашних карточных игр с небольшими ставками), и уж точно не ходил в знаменитые венские игорные притоны, поскольку, помимо прочего, его покупательная способность не позволяла этого сделать. . [80] Он любил пить кофе в чашке, а также курить трубку, но в меру. [81]
Особенно в юности Моцарт имел особое пристрастие к скатологическому юмору , не столь уж необычное для его времени, что проявляется во многих его сохранившихся письмах, особенно написанных его кузине Марии Анне Фекле Моцарт (около 1777 и 1778 гг.), но и в переписке с сестрой Наннерль и родителями. [82] Моцарт даже писал скатологическую музыку, такую как канон Leck mich im Arsch KV 231 (буквально «Лижи мою задницу», иногда идиоматически переводится как «Поцелуй меня в задницу»). [83]
Распорядок дня
[ редактировать ]Как видно из текста, написанного самим Моцартом, его ежедневная программа в 1782 г. [примечание 16] было следующее: [77] [84]
В шесть часов я всегда причесан. В семь часов, полностью одетый. Потом пишу до девяти часов. С девяти до часу ночи я преподаю. Потом я ем, когда меня не приглашают, и в этом случае обед бывает в два или три часа. Я не могу работать раньше пяти-шести часов, и часто академия мешает мне это сделать; [примечание 17] в противном случае я пишу до девяти часов вечера [...]. Из-за академий и возможности того, что меня спросят здесь или там, я никогда не уверен, что смогу сочинять во второй половине дня, поэтому у меня появилась привычка (особенно когда я возвращаюсь рано) писать что-нибудь перед сном. . Я часто делаю это до часу дня, чтобы снова встать в шесть часов.
Через несколько месяцев после написания этой статьи Моцарт женился на Констанции Вебер ; поэтому с этого момента его распорядок дня претерпел некоторые изменения. [78] Тем не менее, как показывают различные записи в его дневнике после свадьбы, повседневная жизнь Моцарта как женатого мужчины представляла собой довольно схожую организацию, включая некоторые новые занятия, такие как верховая езда ранним утром и [77] [78] [79] и игра в бильярд с женой во второй половине дня. [74] [75] [85]
Композиционный метод
[ редактировать ]В целом Моцарт работал энергично, заканчивая сочинения в большом темпе из-за сжатых сроков и накопления заказов. Он тратил на сочинение от пяти до семи часов в день, в зависимости от того, был у него концерт или нет, который обычно делился между полуднем и вечером. [76] [84]
В настоящее время хорошо известна скорость, с которой сочинял Моцарт. [86] В письме матери сестра композитора Наннерль Моцарт шутит, что ее брат пишет сонату, в то время как он мысленно сочиняет другую. [86]
Так, Моцарту потребовался месяц, чтобы написать Фортепианный концерт № 21 длиной в восемьдесят три страницы – многим композиторам потребовался бы месяц, чтобы просто скопировать концерт такого размера. [86]
Моцарт смог написать свою Симфонию «Линц» , KV 425, всего за пять дней, во время отпуска в вышеупомянутом городе. [87] Этот факт отражен в переписке Вольфганга с отцом: [88] [89]
Во вторник, 4 ноября, я буду давать здесь в театре академию, а так как у меня нет под рукой здесь ни одной симфонии, то я сгоряча пишу новую, которая должна быть к тому времени окончена. .
- Письмо Вольфганга Амадея Моцарта отцу от Линца 31 октября 1783 года.
Другой пример его композиционной скорости можно найти в увертюре к опере «Дон Жуан» , над которой Моцарт работал только в вечер, предшествующий первому представлению, и когда уже состоялась генеральная репетиция. [90]
Моцарт не имел привычки копировать свои произведения, поэтому писал их непосредственно в окончательном варианте, не прибегая к предварительному черновику. [86] [примечание 18] Однако в его партитурах с автографами содержится на удивление мало исправлений и исправлений, поскольку Моцарт записывал произведение только тогда, когда оно уже было завершено в его голове. [86]
Моцарт следовал весьма своеобразному композиторскому процессу, который характеризовался тем, что он не заканчивал произведение полностью, а оставлял в нотах пустые места, которые , как он был уверен, он сможет вспомнить через некоторое время, и когда приближалась дата сдачи или премьеры произведения, он заполнял пустые места. Таким образом, ему удалось оптимизировать время, затрачиваемое на работу над различными композициями, отдавая предпочтение тем, чьи сроки поставки или премьеры были наиболее близкими. [91]
Таким образом, обычный метод работы Моцарта заключался в завершении партии первой скрипки, при необходимости второй скрипки, а также баса и остальных партий, обычно сольного характера, если он считал это необходимым для помощи своей памяти. [91]
В случае большого вокального произведения, такого как Великая месса (KV 427) или Реквием (KV 626), Моцарт нотировал хор , бассо континуо и ритурнель партий оркестровых , а также обычно первые скрипки и сложные полифонические или канонические записи струнных или сольных партий деревянных духовых инструментов . [91]
С такой частицей Моцарт мог сохранять даже важное произведение до трех лет, как он это сделал с Фортепианным концертом № 27 (KV 595), затем смахивать с него пыль и со временем «засыпать» его. [91]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Граф Йозеф Дейм фон Стрижтеж , псевдоним Мюллер, сделал две посмертные маски Моцарта в ту же ночь его смерти , из которых он сделал восковую статую, которую выставил вместе с одной из масок в художественной галерее, которой он управлял ( Kunstkabinett Мюллер). Вторую маску он отдал Констанции , которая через несколько лет сломала ее «непреднамеренно» (она всегда говорила, что авария произошла случайно, но имеется достаточно данных, чтобы подтвердить, что ее разрушение было преднамеренным). Что касается маски и восковой статуэтки, которые хранил Мюллер, то их следы затерялись после смерти коллекционера в 1804 году Лэндона (2005 , с. 247, н. 25).
- ^ В немецком языке Sperrs-Relation — список вещей, осуществляемых после смерти человека. См. Дойч (1961 , стр. 495) и Лэндон (2005 , стр. 36).
- ↑ Благодаря дружбе с Моцартом Келли стал первым исполнителем партий Дона Курцио и Дона Базилио в опере «Женитьба Фигаро» . См. Андрес , с. 51.
- ↑ В последние годы жизни он не носил парик , а носил собственные волосы. См. Лэндон (2005 , стр. 36).
- ^ См. изображение на полях.
- ↑ Ему приходилось дирижировать оркестром на многочисленных придворных балах, на которых исполнялись его сочинения. См. Лэндон (2005 , стр. 36).
- ^ То есть «Придворный композитор».
- ^ В немецком языке Sperrs-Relation — учет вещей человека, произведенный после его смерти. См. Дойч (1961 , стр. 495) и Лэндон (2005 , стр. 36).
- ' ^ То есть желтого или замшевого цвета.
- ↑ Моцарт носил его на концерте во Франкфурте 15 октября 1790 года. См. Deutsch (1961 , Dokumente , стр. 329) («одет в темно-синий атласный костюм с роскошной вышивкой»).
- ↑ Имеется в виду коронация императора австрийского Леопольда II как короля Богемии в 1791 году. К празднованию этого события Моцарт сочинил свою предпоследнюю оперу « Милосердие Тито» , премьера которой состоялась в Национальном театре в Праге. 6 сентября под управлением самого композитора. См . Лэндон (2005 , глава IX: «Дневник коронации»).
- ^ На английском языке это можно было бы перевести как «прическа en Grecque carré à dos d'âne» , то есть волосы завиты и откинуты назад множеством крошечных кудрей, собранных в хвост; Прическа Моцарта изображена на неоконченном портрете Ланге 1789–1790 годов (воспроизведено на правом поле).
- ' ^ То есть , на основе шелковой ткани.
- ↑ Леопольд Моцарт занимал должность концертмейстера архиепископского оркестра и написал для архиепископа множество произведений. Хоть он и жестко критиковал его в переписке с Вольфгангом, он всегда выказывал подчинение и уважение к Коллоредо. См. Дойч (1961 , стр. 31).
- ↑ Иоганн Михаэль Пухберг (1741–1822) был австрийским купцом, другом и братом Масоном Моцарта и в то время казначеем ложи Zur wahren Eintracht . См. Лэндон (2005 , стр. 23).
- ↑ Этот текст был написан самим Моцартом и отражает его распорядок дня в возрасте двадцати шести лет, через год после того, как он поселился в Вене, и за несколько месяцев до того, как он женился на Констанции Вебер в соборе Святого Стефана в Вене . См. Соллерс .
- ^ То есть , концерт .
- ↑ Вероятно, причина, по которой Моцарт избегал черновиков своих сочинений, заключалась в экономии времени. См. Grout, Burkholder & Palisca (2008 , стр. 629, сноска к иллюстрации 22.3).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эйнштейн 1953 , Предисловие.
- ↑ Дополнительную информацию об этом предполагаемом черепе Моцарта см. в статье « Смерть Вольфганга Амадея Моцарта» .
- ^ Переписку Моцарта см. Моцарт.
- ^ Ниссен, Георг Николаус фон (1972). Биография В. А. Моцарта на основе оригинальных писем . Фотоперепечатка оригинального издания. Хильдесхайм.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хатчингс , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б Андрес , с. 51.
- ^ Хатчингс , гл. 1.
- ^ Стендаль , с. 58.
- ^ Лэндон 2005 , с. 20.
- ^ Лэндон 2005 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Лэндон (2005 , стр. 218)
- ^ Jump up to: а б Немецкий (1961 , Письма, IV, стр. 199 ф.)
- ^ Дэвис , стр. 437–442, 560 и далее.
- ^ См . Ниссен .
- ^ Стендаль , с. 59.
- ^ Соломон , с. 308.
- ^ Хатчингс , с. 21.
- ^ Лэндон 2005 , с. 203.
- ↑ Подробнее о причинах смерти Моцарта см. в статье Смерть Вольфганга Амадея Моцарта .
- ^ Jump up to: а б Дэвис , стр. 437–442.
- ^ Лэндон 2005 , с. 204.
- ^ Лэндон 2005 , с. 205.
- ^ Шестьдесят два, если быть точным, по словам Бори (1948).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хатчингс , с. 14.
- ^ Хатчингс , гл. Я: «Он всегда был веселым».
- ^ Эйнштейн 1953 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Шуринг (1923)
- ^ Jump up to: а б Андрес , с. 56)
- ^ Jump up to: а б Хатчингс , с. 16)
- ^ Jump up to: а б с д См . Новелло .
- ^ Jump up to: а б Лэндон (2005 , стр. 72)
- ^ Jump up to: а б Андрес , стр. 60–61)
- ^ Зенгер (1941–1942)
- ^ Jump up to: а б с Хатчингс , с. 15
- ^ Андрес , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Лэндон (2005 , стр. 37)
- ^ Jump up to: а б Лэндон (2005 , стр. 36)
- ^ См . Пфаннхауссер .
- ^ Jump up to: а б Андрес , с. 52.
- ^ См. Паумгартнер (1991).
- ^ Андрес , стр. 52–53.
- ^ Андрес , с. 53.
- ^ Элиас 2002 .
- ^ Jump up to: а б Лэндон (2005 , стр. 235–236)
- ^ Лэндон 2005 , с. 261 н. 3.
- ^ Лэндон 2005 , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б Хатчингс , с. 11.
- ^ Стендаль , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б Стендаль , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с Хатчингс , с. 13.
- ^ Стендаль , гл. VI.
- ^ Хатчингс , гл. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Хатчингс , с. 117.
- ^ Хатчингс , гл. 5: «От рабства к свободе».
- ^ Соломон , с. 310.
- ^ Стендаль , с. 73.
- ^ Дополнительную информацию о финансах, зарплате и долгах Моцарта см. в Landon (2005 , стр. 22 и далее, 38 и далее, 56 и далее, 83 и далее, 172, 246, № 12, 251, № 5).
- ^ Лэндон 2005 , стр. 23, 42, 47 и последующие, 58, 73f, 83, 243 с. 12..
- ^ Jump up to: а б Стендаль , с. 75.
- ^ Лэндон 2005 , с. 244 н. 15.
- ^ Стендаль , с. 76.
- ^ Лэндон 2005 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хатчингс , с. 12.
- ^ Эйнштейн 1945 , с. 77 .
- ^ Дополнительную информацию об отношениях Моцарта и католической церкви см. в статье Вольфганг Амадей Моцарт и католическая церковь .
- ^ Дополнительную информацию об отношениях между Моцартом и масонством см. в статье «Моцарт и масонство» .
- ^ Лэндон 2005 , гл. VI: «Полночь для масонов».
- ^ Лэндон 1982 .
- ^ Хатчингс , стр. 11–12.
- ^ Jump up to: а б Стендаль , гл. Я: «Из детства».
- ^ Хатчингс , стр. 66–73.
- ^ Стендаль , стр. 43–48.
- ^ Соломон , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Нимечек , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Лэндон (2005 , стр. 217)
- ^ Jump up to: а б Соллерс , с. 216
- ^ Jump up to: а б с Лоренц .
- ^ Jump up to: а б с Соллерс , гл. II.
- ^ Jump up to: а б Соломон , с. 319.
- ^ Лэндон 2005 , с. 39.
- ^ См . Соллерс .
- ^ Соломон , с. 169.
- ^ Согласно идиоматическому английскому переводу Шемана (1997) .
- ^ Jump up to: а б Стендаль , с. 68.
- ^ Лэндон 2005 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д и Grout, Burkholder & Palisca (2008 , стр. 629, сноска к иллюстрации 22.3.)
- ^ Лэндон 2005 , с. 173.
- ^ Лэндон 2005 , с. 257 н. 2..
- ^ Моцарт , Письма , III, с. 291.
- ^ Стендаль , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б с д Лэндон (2005 , стр. 246, № 7)
Источники
[ редактировать ]- Андрес, Рамон (2006). Моцарт: его жизнь и творчество (на испанском языке). Барселона: Ма Нон Троппо (Ediciones Robinbook). п. 233. ИСБН 84-95601-50-8 .
- Бори, Роберт (1948). Жизнь В. А. Моцарта в образах (на французском языке).
- Дэвис, Питер Дж. (1984). «Болезни и смерть Моцарта» . Журнал Королевского медицинского общества . 215 (1). Музыкальные Времена: 85. ЧВК 1439543 . ПМИД 20894511 .
- Герман, Отто Эрих (1961). Моцарт: документы его жизни (на немецком языке). Том II. Издание автора. Кассель.
- Эйнштейн, Альфред (1945). Моцарт, его характер, его творчество . Издательство Оксфордского университета .
- Эйнштейн, Альфред (1953). Моцарт: Его характер, его творчество (на немецком языке). Штутгарт.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Элиас, Норберт (2002). Моцарт. Социология гения (на испанском языке). Издание Михаэля Шрётера, перевод Марты Фернандес-Вильянуэва и Оливера Странка. Барселона: издания Peninsula. ISBN 84-297-3341-8 .
- Граут, Дональд Дж .; Беркхолдер, Дж. Питер ; Палиска, Клод В. (2008). История западной музыки (на испанском языке). Перевод Габриэля Менендеса Торрелласа (7-е изд.). Мадрид: Редакция Alianza. ISBN 978-84-206-9145-9 .
- Хатчингс, Артур (1986). Моцарт (на испанском языке). Перевод Рамона Андреса. Барселона: Сальват. п. 192. ИСБН 84-345-8145-0 .
- Лоренц, Майкл . «Квартира Моцарта на Альзергрунде» .
- Моцарт, Вольфганг Амадей (1997). Письма (на испанском языке). Перевод Мигеля Саенса. Барселона: Эль Алеф. п. 296. ИСБН 84-7669-297-8 .
- Нимечек, Франц Ксавер (1956). Жизнь Моцарта .... Перевод Хелен Маутнер с предисловием А. Хаятта Кинга. Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ниссен, Георг Николаус фон (1972). Биография В. А. Моцарта на основе оригинальных писем (на немецком языке). Хильдесхайм.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Новелло, Винсент ; Новелло, Мэри . Хьюз, Розмари (ред.). Паломничество Моцарта: путевые дневники Винсента и Мэри Новелло в 1829 году . Переписано и составлено Нериной Медичи ди Мариньяно. Лондон.
- Паумгартнер, Бернхард (1991). Моцарт (на испанском языке). Мадрид: Редакция Alianza.
- Пфаннхауссер, Карл (1971). Эпилогомена Моцартиана (на испанском языке). Ежегодник Моцарта.
- Лэндон, Х.К. Роббинс (1982). Моцарт и масоны. Новый свет на ложу «Венценосная надежда» . Лондон и Нью-Йорк. ISBN 9780500550144 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Лэндон, ХК Роббинс (2005). 1791: Последний год Моцарта (на испанском языке). Перевод Габриэлы Бустело и Беатрис дель Кастильо. Мадрид: Сируэла. п. 288. ИСБН 84-7844-908-6 .
- Шеманн, Ганс (1997). Англо-немецкий словарь идиом . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-17254-3 .
- Шуринг, Артур (1923). Вольфганг Амадей Моцарт . Том 2. Лейпциг.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Соллерс, Филипп (2003). Мистериозо Моцарт (на испанском языке). Перевод Анн-Элен Суарес. Барселона: редакционная статья Альбы. п. 216. ИСБН 84-8428-186-8 .
- Соломон, Мейнард (1995). Моцарт: Жизнь . Нью-Йорк: Харпер Многолетник. ISBN 0-06-092692-9 .
- Стендаль (2000). Жизнь Моцарта (на испанском языке). Перевод Консуэло Бергес. Барселона: Alba Editorial SL, стр. 136. ИСБН 84-8428-041-1 .
- Зенгер, Макс (1941). ЛжеМоцарт Билонисс (на немецком языке). Мюнхен: Ежегодник Моцарта.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Медведь, Карл (1972). Моцарт: Болезнь-Смерть-Бреомнис (на немецком языке). Зальцбург.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Дальхов, Йоханнес; Дуда, Гюнтер; Кернер, Дитер (1971). Смерть Моцарты 1791-1971 гг . Пель.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Дибелиус, Ульрих (1971). Моцартовские аспекты (на немецком языке). Мюнхен.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Герман, Отто Эрих (1962). Моцарт: Письма и заметки (на немецком языке). Работа состоит из семи томов: письма (четыре тома, авторская редакция), 1962-1963 гг.; комментарий (два тома, издание Джозефа Хайнца Эйбла), 1971 г.; указатели (один том, издание Джозефа Хайнца Эйбла), 1975. Кассель.
- Фаринья Перес, Луис Анхель (2014). Патобиография Моцарта (PDF) (на испанском языке). Мадрид: ВЫ и США.
- Лопес Кало, Хосе; Торрес, Дж.; Теллес, Хосе Луис; Дини, Дж.; Ревертер, Артуро (1981). Великие композиторы: «Вольфганг Амадей Моцарт» (на испанском языке). Памплона: Сальват.
- Массен, Жан; Массин, Бриджит (1987). Вольфганг Амадей Моцарт (на испанском языке). Перевод Изабель де Асуменди. Мадрид: Тернер. п. 1538. ИСБН 84-7506-596-1 .
- Рохлиц, Фридрих. Гарантированные анекдоты из жизни Вольфганга Готлиба Моарта: вклад в более точное знание этого человека, как человека и художника (на немецком языке). Выходит с номера 2 (10 октября 1798 г.) по декабрь 1798 г. Общая музыкальная газета .
- Шенк, Эрих (1960). Моцарт: Его жизнь, его мир . Мюнхен: 1975.