Концерт для фортепиано с оркестром № 27 (Моцарт)
Концерт для фортепиано с оркестром си ♭ мажор | |
---|---|
№ 27 | |
Моцарта В. А. | |
![]() Первая страница рукописи с автографом | |
Ключ | Б ♭ мажор |
Каталог | К. 595 |
Жанр | Концертное фортепиано |
Стиль | Классический период |
Выполненный | 1791 |
Движения | Аллегро Ларгетто Аллегро |
Подсчет очков |
|
Концерт № 27 си ♭ фортепиано с оркестром мажор , К. для 595 — Вольфганга Амадея Моцарта последний фортепианный концерт ; Впервые оно было исполнено в начале 1791 года, в год его смерти.
История
[ редактировать ]Рукопись датирована 5 января 1791 года. Однако анализ Аланом Тайсоном бумаги, на которой Моцарт написал произведение, показал, что Моцарт использовал эту бумагу в период с декабря 1788 года по февраль 1789 года, что подразумевает сочинение задолго до 1791 года. Саймон Киф писал, что Состав произведения датируется 1788 годом. [1] , напротив, Вольфганг Рем заявил, что Моцарт сочинил этот концерт в конце 1790 - начале 1791 года. Клифф Эйзен обсудил разногласия по поводу времени написания в своем обзоре опубликованного факсимиле партитуры. [2]
Премьера
[ редактировать ]Концерт, возможно, был впервые исполнен на концерте 4 марта 1791 года в Ян-холле Моцартом и кларнетистом Джозефом Биром . [3] Если так, то это было последнее появление Моцарта на публичном концерте. [3] поскольку он заболел в сентябре 1791 года и умер 5 декабря 1791 года. Другая возможность состоит в том, что премьера пьесы состоялась ученицей Моцарта Барбарой Плойер по случаю публичного концерта во дворце Ауэрсперг в январе 1791 года. [4]
Музыка
[ редактировать ]Произведение написано для флейты , двух гобоев , двух фаготов , двух валторн си-бемоль, фортепиано соло и струнных , что делает его тоньше, чем другие поздние концерты Моцарта, все из которых, кроме № 23, имеют трубу и литавры .
Имеет три движения :
- Аллегро
- Ларгетто ми ♭ мажор
- Аллегро
Хотя все три части выполнены в мажорной тональности , предполагаются минорные тональности, как видно из второй темы первой части (в доминантном миноре), а также из наличия удаленной минорной тональности в раннем развитии этой части. и тонического минора в середине Ларгетто.
Еще одной интересной особенностью произведения является довольно сильная тематическая интеграция движений, которая станет еще более важной в девятнадцатом веке. [ нужна ссылка ] Например, основная тема Ларгетто возрождается как вторая тема заключительной части (в такте 65). [ нужна ссылка ] Основная тема финала также была использована в песне Моцарта «Sehnsurt nach dem Frühling» (также называемой «Komm,lieber Mai»), К. 596, которая следует сразу за этим концертом в каталоге Кёхеля .
Моцарт записал свои каденции для первой и третьей частей.
Саймон Киф подробно обсудил концерт, уделив особое внимание его отличительному характеру и экспериментам в стиле по сравнению с другими концертами Моцарта в этом жанре. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Киф, Саймон (2001). «Дополнительная пара: стилистические эксперименты в последних фортепианных концертах Моцарта, K. 537 in D и K. 595 in B». Журнал музыковедения . 18 (4): 658–684. дои : 10.1525/jm.2001.18.4.658 . ISSN 0277-9269 . JSTOR 10.1525/jm.2001.18.4.658 .
- ^ Айрон, Клифф (сентябрь 1990 г.). «Музыкальные обзоры: «Фортепианный концерт фа мажор, KV 459» и «Фортепианный концерт си-бемоль мажор, KV 595» ». Примечания . Вторая серия. 47 (1): 207–210. дои : 10.2307/940558 . JSTOR 940558 .
- ^ Перейти обратно: а б Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 387.
- ^ Декстер Эдж , «Прием Моцарта в Вене 1787–1791», в книге «Вольфганг Амаде Моцарт: Очерки его жизни и музыки » (Oxford, Clarendon 1996), стр. 90
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джон А. Райс (nd), «Сцена в опере Гайдна «Die belohnte Treue» ( «Верность вознаграждена »), Ларгетто из фортепианного концерта си-бемоль Моцарта, K. 595, и «Der Hölle Rache» – vie academia.edu
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт си-бемоль для фортепиано с оркестром KV 595 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Новом издании Моцарта .
- Концерт для фортепиано с оркестром № 27 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур