Концерт для фортепиано с оркестром № 26 (Моцарт)
Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор | |
---|---|
№26 «Коронация» | |
Моцарта В. А. | |
![]() Первая страница рукописи с автографом | |
Ключ | ре мажор |
Каталог | К. 537 |
Жанр | Концерт |
Стиль | Классический период |
Составленный | 1788 |
Движения | Три ( Аллегро , Ларгетто , Аллегретто ) |
Подсчет очков |
|
Фортепианный концерт № 26 ре мажор , K. 537, был написан Вольфгангом Амадеем Моцартом и завершен 24 февраля 1788 года. Он широко известен как Коронационный концерт .
Концерт написан для фортепиано соло, одной флейты , двух гобоев , двух фаготов , двух валторн , двух труб , литавр (ре, ля) и струнных.
Рукопись концерта с автографом хранится в Библиотеке и музее Моргана .
Происхождение прозвища «Коронация»
[ редактировать ]Традиционное название, связанное с этим произведением, не принадлежит Моцарту, и произведение не было написано по случаю, по которому его назвали потомки. В письме жене в апреле 1789 года Моцарт заметил, что только что исполнил этот концерт при дворе. (Хотя представление 14 апреля часто считалось премьерой произведения, Х.К. Роббинс Лэндон считает это «крайне маловероятным».) [ 1 ] Но прозвище «Коронация» произошло от того, что он играл это произведение во время коронации Леопольда II как императора Священной Римской империи в октябре 1790 года во Франкфурте-на-Майне . На этом же концерте Моцарт исполнил также Фортепианный концерт № 19 , К. 459. [ 2 ]
Алан Тайсон во введении к Dover Publications факсимиле партитуры с автографом (который сегодня находится в библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке) комментирует: «Хотя K. 459 иногда называли концертом «Коронации», это название почти всегда применялся к К. 537». [ 3 ]
Движения
[ редактировать ]В концерте есть следующие три части :
Темпы второй и третьей частей указаны выше в скобках, поскольку в автографе они не написаны собственным почерком Моцарта, а написаны кем-то другим. ( Neue Mozart-Ausgabe [NMA V/15/8, изд. Вольфганга Рема ] помещает примечание «Tempobezeichnung im Autograph von fremder Hand» [«Указание темпа в автографе другой рукой»] на обеих частях, [ 4 ] хотя в старом издании Breitkopf & Härtel Complete Works нет никаких указаний на то, что темпы не принадлежат Моцарту. [ 5 ] )
Незаконченная часть клавиатуры
[ редактировать ]

У этого концерта есть очень необычная особенность. Помимо пропуска темпов в двух частях, Моцарт также, по словам Тайсона, «не писал никаких нот для левой руки фортепиано во многих тактах на протяжении всего произведения». [ 7 ] Как можно видеть на факсимиле Dover Publications, большие отрезки сольной партии просто не имеют ничего общего для левой руки, включая вступительное соло (mvmt. I, мм. 81–99) и всю вторую часть. [ 8 ] Фактически не существует другого фортепианного концерта Моцарта, в котором композитор оставил бы столь большую часть сольной партии незавершенной.
В первом издании 1794 года эти пробелы были заполнены, и большинство исследователей Моцарта, такие как Альфред Эйнштейн и Алан Тайсон, предположили, что дополнения были сделаны издателем Иоганном Андре . Известно, что Эйнштейн находил завершение Андре несколько недостаточным: «По большей части эта версия чрезвычайно проста и не слишком оскорбительна, но временами — например, в сопровождении темы Ларгетто — она очень неуклюжа, и в целом сольная партия бесконечно выиграла бы от переработки и уточнения в собственном стиле Моцарта». [ 9 ]
Почти во всех отрывках, которые потребовалось заполнить в первом издании, отсутствуют только простые модели аккомпанемента, такие как басовые фигуры и аккорды Альберти . Например, в автографе полностью выписаны такты 145–151 первой части, предполагающие более сложные виртуозные пассажи. Что касается менее сложных частей соло, то ясно, что Моцарт «прекрасно знал, что ему нужно играть». [ 10 ] и поэтому оставил их незавершенными.
В старой партитуре этого концерта из Полного собрания сочинений Моцарта Breitkopf & Härtel не делается никакого различия между тем, что написал сам Моцарт, и тем, что предоставил Андре (или кто-то по его заказу). Однако в упомянутом выше томе Neue Mozart-Ausgabe приложения Андре напечатаны более мелким шрифтом, чтобы четко отличать их от собственных заметок Моцарта.
Критический прием
[ редактировать ]Хотя в то время этот концерт пользовался большой популярностью благодаря своей красоте и стилю рококо (или галантности ), более поздние мнения разделились. [ 11 ] Некоторые авторитеты сочли его более низким по качеству, чем двенадцать предыдущих венских фортепианных концертов или заключительный концерт B ♭ . [ 12 ] [ 13 ] Это равносильно полному изменению критического мнения, поскольку К. 537 был одним из самых знаменитых клавирных концертов Моцарта, особенно в XIX веке. Еще в 1935 году Фридрих Блюме , редактор эйленбургского издания этого произведения, охарактеризовал его как «самый известный и наиболее часто исполняемый» из фортепианных концертов Моцарта. [ 14 ] Но в 1945 году музыковед Альфред Эйнштейн заметил:
...Оно очень моцартовское, но в то же время не выражает всего или даже половины Моцарта. На самом деле оно настолько «моцартескно», что можно сказать, что в нем Моцарт подражал самому себе – для него это не была трудная задача. Это одновременно блестяще и приятно, особенно в медленной части; оно очень просто, даже примитивно в своем отношении между соло и тутти и настолько легко для понимания, что даже девятнадцатый век всегда схватывал его без труда... [ 10 ]
Тем не менее, концерт «Коронация» по-прежнему часто исполняется и сегодня, а в последнее время выдающиеся интерпретаторы Моцарта, такие как пианистка Мицуко Учида и дирижер Колин Дэвис , назвали его недооцененным шедевром. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ HC Роббинс Лэндон, Последний год Моцарта , 1998, III. «Концертная жизнь в австрийской столице», с. 32
- ^ Лори, Жак; Заслав, Нил (1990). Полный Моцарт: Путеводитель по музыкальным произведениям Вольфганга Амадея Моцарта . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 130, 134. ISBN. 9780393028867 .
- ^ Алан Тайсон, «Введение» в Моцарте: Концерт для фортепиано с оркестром № 26 ре мажор («Коронация»), K. 537 — Партитура для автографа. (Нью-Йорк: Библиотека Пирпонта Моргана совместно с Dover Publications, 1991), стр. vii.
- ^ См. Новое издание Моцарта, серия V, Рабочая группа 15, том 8, изд. Вольфганг Рем (Baerenreiter-Verlag, Кассель, 1960), стр. 47, 56.
- ^ См. Вольфганг Амадей Моцарт, Фортепианные концерты №№. 23–27 в полной партитуре (Нью-Йорк: Dover Publications, 1978), стр. 211, 216.
- ^ Это основано на партитуре Альте Моцарта-Аусгабе (перепечатка в Дувре, как указано выше) с учетом факсимиле «Партитуры с автографом», опубликованного Библиотекой Пирпонта Моргана / Dover Publications (цитировано выше). Факсимиле использовалось для устранения оскорблений, добавленных редакторами AMA, которые не принадлежат Моцарту, а также для идентификации нот (левой рукой), добавленных Андре к партитуре Моцарта.
- ^ Тайсон, с. viii.
- ^ См . Моцарт: Концерт для фортепиано с оркестром № 26 ре мажор («Коронация»), K. 537 - Партитура для автографа. (Нью-Йорк: Библиотека Пирпонта Моргана совместно с Dover Publications, 1991), стр. 8–11; 57–68.
- ^ Альфред Эйнштейн, Моцарт: его характер, его творчество. Пер. Артур Мендель и Натан Бродер. (Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1945), с. 314.
- ^ Перейти обратно: а б Эйнштейн, с. 313.
- ^ Питерс, Берил. «Моцарт, Концерт № 26 для фортепиано с оркестром - Камерный оркестр Манитобы» . Камерный оркестр Манитобы . Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ Хатчингс, А. 1997. Компаньон фортепианных концертов Моцарта , Oxford University Press. ISBN 0-19-816708-3
- ^ Гердлстоун, CM 1997. Фортепианные концерты Моцарта . Касселл, Лондон. ISBN 0-304-30043-8
- ^ Цитируется в Тайсоне, с. xi.
- ^ «Мицуко Учида обсуждает Моцарта» . Классический ФМ . Проверено 11 ноября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Вольфганг Амадей Моцарт, Neue Mozart-Ausgabe, Серия V, Werkgruppe 15, Band 8, изд. Вольфганг Рем. (Baerenreiter-Verlag, Кассель, 1960; BA 4524). Перепечатано в Mozart: The Piano Concertos/Baerenreiter Urtext, ISMN M-006-20470-0, опубликовано в 2006 году. «Коронационный концерт» можно найти на стр. 3–92 (Том III, стр. 309*-398*). в репринтном издании).
- Вольфганг Амадей Моцарт, Концерты для фортепиано с оркестром №№. 23–27 в полной партитуре (Нью-Йорк: Dover Publications, 1978). ISBN 0-486-23600-5 . Перепечатка полного собрания сочинений этих концертов Breitkopf & Härtel Mozart XIX века; «Коронационный концерт» находится на стр. 187–242.
- Альфред Эйнштейн, Моцарт: его характер, его творчество. Пер. Артур Мендель и Натан Бродер. (Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1945). ISBN 0-19-500732-8 .
- Алан Тайсон, «Введение» в опере Моцарта: Концерт для фортепиано с оркестром № 26 ре мажор («Коронация»), K. 537 — Партитура для автографа. (Нью-Йорк: Библиотека Пирпонта Моргана совместно с Dover Publications, 1991), стр. vii–xi. ISBN 0-486-26747-4 .
- Стивен Ледбеттер, «Моцарт: Фортепианный концерт № 26», программные примечания на веб-сайте Pro Arte .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром № 26 : рукопись с автографом Моцарта в библиотеке и музее Моргана.
- Концерт в ДК. 537 : Партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Ausgabe.
- Концерт для фортепиано с оркестром № 26 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур