Фортепианный концерт № 19 (Моцарт)
Фортепианный концерт фа мажор | |
---|---|
№ 19 | |
Моцарта В. А. | |
Ключ | Фа мажор |
Каталог | К. 459 |
Составленный | 1784 |
Движения | Три ( Аллегро , Анданте Ун Поко Аллегретто , Аллегро ассаи ) |
Подсчет очков |
|
Фортепианный концерт № 19 фа мажор , К. 459 Вольфганга Амадея Моцарта был написан в конце 1784 года : в собственном каталоге произведений Моцарта указано, что он был завершен 11 декабря (работы, окружающие его в каталоге Кёхеля, - К. 458). , квартет «Охота» и К. 464 , пятая из сета Гайдна ). Его иногда называют «вторым коронационным концертом» из-за того, что Моцарт исполнил его по случаю коронации Леопольда II во Франкфурте-на-Майне в октябре 1790 года. Автограф хранится в Берлинской государственной библиотеке . Первое издание было выпущено Иоганном Андре из Оффенбаха в 1794 году, а Breitkopf & Härtel выпустило издание в 1800 году. Как и большинство концертов Моцарта, оно состоит из трех частей :
Концерт был написан для самого Моцарта: Хатчингс называет его «спортивным», сочетающим в себе изящество и энергию. Он написан для флейты , двух гобоев , двух фаготов , двух валторн и струнных .
Первое движение
[ редактировать ]Первая часть написана в сокращенном темпе, и это единственная первая часть фортепианного концерта Моцарта, написанная в сокращенном темпе. Оркестр тихо открывается прелюдией из 71 такта (Хатчингс ошибочно указывает 72), в которой раскрываются шесть оркестровых тем (A – F в нотациях Хатчингса; см. в основной статье о фортепианных концертах Моцарта обсуждение этих обозначений ), из которых во-первых, ритмичный и с военной атмосферой, который становится все более важным по мере развития движения; действительно, его настойчивый ритм доминирует во всем движении. Затем фортепиано отвечает собственной экспозицией из 116 тактов, начиная с A и B, затем вводит новый материал (темы x и y) со свободными пассажами арпеджио и гамм: схема ABxAyA Free D Free. Затем оркестр возвращается самостоятельно со своей короткой первой ритурнелью (22 такта), которая вводит еще одну тему, G: схема - AGAG. В последующей средней части (35 тактов) вводится еще одна оркестровая тема, H: схема ХАХАХА. Далее следует длинный реприз, тоже из 116 тактов, где, как это типично для его концертов, Моцарт быстро отходит от простого повторения предыдущего материала: схема — АБАЯДА Свободная. Наконец, часть завершается финальной ритурнелью (36 тактов): AGA Cadenza (существует собственная композиция Моцарта) EF – следовательно, две заключительные темы прелюдии, наконец, снова слышатся в конце.
Анализ
[ редактировать ]Анализ основан на схеме Хатчингса и расширен на основе оценки. Подразумеваемая схема Гердлстоуна несколько отличается (например, он выделяет семь тем в прелюдии: дополнительная обозначена ниже как «вспомогательная тема»).
Прелюдия (оркестр)
[ редактировать ]Бары:
1–16 А (2 x 8 полосок, сначала p, затем f)
16–24 Б
24–36 C плюс короткий проход (32–36), соединяющийся с D (это постоянно повторяется с D и, следовательно, может считаться его частью)
37–54 D (37–42), плюс вспомогательная тема, связанная с E.
54–62 Е – первая заключительная тема.
62–71 F – вторая заключительная тема.
Экспозиция
[ редактировать ]72–79 А (фортепиано)
79–87 А (фортепиано плюс оркестр)
87–95 B (в оркестре, аккомпанирует фортепиано), в конце модулируется до до мажор.
95–99 х (фортепиано)
100–105 x (фортепиано плюс оркестр), затем короткий отрывок, ведущий к A.
106–111 А (оркестр), все еще в C
111–130 A (фортепиано плюс оркестр), ре минор, затем модулируется с помощью приостановок через различные тональности.
130–138 г (оркестр) до мажор
138–148 лет (фортепиано, но со струнами 142–44)
149–164 А (фрагменты ритма в оркестре, аккомпанемент фортепиано), модулируются различными тональностями.
164–167, соединяющий отрывок, аналогичный 32–36 (в оркестре, в сопровождении фортепиано), до мажор.
168–171 D (оркестр, аккомпанемент фортепиано), снова фа мажор.
171–177, соединяющий отрывок, аналогичный 32–36 (в оркестре, аккомпанирует фортепиано)
178–180 D (фортепиано в сопровождении оркестра)
181–188 Свободный проход, основанный на триолях D (фортепиано с оркестровым сопровождением), заканчивающийся встряхиванием на 178 на D, что означает конец экспозиции.
Первый хор (оркестр)
[ редактировать ]189–194 А, до мажор
194–201 Г
202–206 А (повторяющиеся фрагменты)
207–210 Г
Средняя часть
[ редактировать ]211–212 H (фортепиано), минор
213–214 А (оркестр, аккомпанирует фортепиано)
215–216 H (фортепиано), минор
217–235 А (оркестр и фортепиано тесно связаны, тема переключается вперед и назад)
235–240 H (вольная версия, фортепиано)
241–246 A (оркестр), модуляция для возврата к фа мажору для перепросмотра.
Перепросмотр
[ редактировать ]247–254 А (фортепиано), фа мажор
255–262 А (оркестр)
262–273 Б (оркестр, аккомпанирует фортепиано)
273–278 А (оркестр)
278–285 А (фортепиано, аккомпанирует оркестр)
286–297 А (оркестр, аккомпанемент фортепиано, 291–293, связующий отрывок)
297–305 г. (оркестр)
305–315 г (фортепиано отдельно от 309–311)
316–330 А (оркестр, аккомпанирует фортепиано)
330–334 переходной отрывок к D, как 32–36 (оркестр, аккомпанемент фортепиано)
335–340 D (оркестр, аккомпанемент фортепиано), 338–340, связывающий отрывок для фортепиано.
340–347 вспомогательная тема, например 42–49 (фортепиано, аккомпанемент оркестра)
348–352 переходный отрывок, например 32–36 (оркестр, аккомпанемент фортепиано), ведущий к D.
353–359 D (фортепиано в сопровождении оркестра), 356–359 связующий отрывок.
360–366 А (оркестр, аккомпанирует фортепиано)
367–368 А (фортепиано, аккомпанирует оркестр)
369–370 А (оркестр, аккомпанирует фортепиано)
371–378 Свободный пассаж, фортепиано в тройках сломанных аккордов, приводящие к тряске на g в 378, что означает конец перепросмотра.
Финальная ритурнель (оркестр кроме каденции)
[ редактировать ]379–384 А
384–390 Г
390–392 А (фрагмент)
392 Каденция (фортепиано: у Моцарта 37 тактов, К. 626aI/58)
393–401 Е.
401–410 Ф
Темы
[ редактировать ]А (первое появление: бар 1)
B (первое появление: такт 16)
C (первое появление: такт 24)
D (первое появление: бар 37)
E (первое появление: такт 54)
F (первое появление: бар 64)
x (первое появление: бар 95)
y (первое появление: такт 130; ниже фортепианная версия на 138)
G (первое появление: бар 194)
H (первое появление: бар 211)
Второе движение
[ редактировать ]Это нежное движение имеет сжатую сонатную форму со структурой АБАБ (т.е. как сонатная форма без средней части). Каждая из двух основных тем, первая основная и вторая второстепенная, широко представлена и разнообразна; Моцарт слегка меняет второе изложение в си, чтобы избежать точного повторения. Механизм завершается весьма характерным использованием деревянных духовых инструментов в спокойных восходящих гаммах.
Анализ
[ редактировать ]Экспозиция
[ редактировать ]1–10 А (оркестр)
10–14 Б (оркестр)
15–20 Соединительный пассаж, модулирующий различные тональности обратно до до мажор.
21–25 А (оркестр)
26–29 А (фортепиано)
30–35 А (переходы вперед и назад между фортепиано и оркестром)
35–38 С новый тематический материал, переходящий в
39–43 свободный пассаж с модуляцией соль мажор.
44–47 А (оркестр), соль мажор в канонической обработке.
48–51 А (фортепиано в сопровождении оркестра), соль мажор в канонической обработке.
52–57 D новый тематический материал (фортепиано), замыкающий первую группу.
58–61 E Открытие второй группы с неподготовленной модуляцией соль минор (оркестр)
62–66 E (фортепиано, аккомпанемент струнных)
67–70 F новый тематический материал в оркестре.
71–73 то же, с фортепиано с модуляцией соль мажор в конце
74–76 G (фортепиано соль мажор)
76–77 G (оркестр, аккомпанирует фортепиано)
77–78 соединительный проход (фортепиано)
79–85 H (фортепиано, аккомпанирует оркестр), переходящий в свободный пассаж, который в конце модулируется обратно до до мажор для перепросмотра.
Перепросмотр
[ редактировать ]86–95 А (сначала фортепиано, затем оба), трактовка по-разному.
95–98 C (фортепиано, аккомпанирует оркестр. почти идентично 35–38), переходящая в
99–102 свободный пассаж, который модулируется в соль мажор, а затем сразу же возвращается в до мажор.
103–111 А трактуется канонически, как 48–51, расширенная (фортепиано и оркестр вместе)
111–116 Ре (фортепиано) до мажор,
116–120 E (оркестр), на этот раз до минор.
121–124 E (фортепиано в сопровождении оркестра), все еще до минор
125–129 F (оркестр), до минор
129–135 то же, с фортепиано, в конце модулирующимся до мажор.
135–136 G (orchestra)
136–141 соединительный отрывок (фортепиано в сопровождении оркестра)
141–146 H (фортепиано в сопровождении оркестра), переходящий в свободный проход, ведущий обратно к ля, остается в до мажоре.
146–150 А (оркестр плюс фортепиано)
Кода
[ редактировать ]150–155 гамм в оркестре.
156–159 А – заключительное, орнаментированное высказывание фортепиано в сопровождении оркестровых гамм.
Темы
[ редактировать ]А (первое появление: бар 1)
Третья часть
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Часть, описанная Гердлстоуном как самая сильная часть концерта, [ 1 ] имеет широкую форму рондо . В отличие от томной второй части, тема резко определена и вводится фортепиано, за которым быстро следуют духовые. Тема устанавливает основной мотив этого произведения: дрожание -трепетание- крючок , трепетание-кол-четвращение. Два дрожания в каждой группе из трех нот имеют одинаковую высоту. Этот мотив на самом деле очень часто используется на протяжении всего произведения, техника аналогична развитию мотива, использованному Бетховеном в его Симфонии № 5, первой части . Затем оркестр произносит вторую тему – скалярный отрывок, который затем исполняется контрапунктически. Фортепиано в это время молчит. Затем фортепиано возвращается и начинает бегать. Оркестр обеспечивает непрерывное сопровождение основного мотива и различных тем. В какой-то момент возвращается вступительный материал, и вторая тема играется снова, хотя и не с той же высотой тона и с теми же инструментами. Обработка контрапунктивная, но несколько более свободная, чем раньше: фортепиано теперь играет вместе с оркестром. Широкий пассаж в исполнении фортепиано, а затем оркестра ведет в каденция , которая дает временный перерыв в неустанном веселье движения. После каденции следует кода , в которой основная тема постепенно выстраивается до завершения. Пьеса завершается тремя выразительными аккордами, сыгранными на всех инструментах, включая фортепиано.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гердлстоун, Катберт Мортон (1964). Моцарт и его фортепианные концерты . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. п. 291 . ISBN 0-486-21271-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хатчингс, А. Компаньон к фортепианным концертам Моцарта , Oxford University Press.
- Моцарт, Вашингтон. Фортепианные концерты № 17–22 в полной партитуре . Dover Publications , Нью-Йорк.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт F KV 459 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в New Mozart Edition.
- Концерт для фортепиано с оркестром № 19 фа мажор, K. 459 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур