Концерт для фортепиано с оркестром № 25 (Моцарт)
Концерт для фортепиано с оркестром до мажор | |
---|---|
№ 25 | |
Моцарта В. А. | |
Ключ | До мажор |
Каталог | К. 503 |
Составленный | 1786 |
Движения | Три ( Allegro maestoso , Andante , Allegretto ) |
Подсчет очков |
|
Концерт фортепиано с оркестром № 25 до мажор , К. для 503, был завершен Вольфгангом Амадеем Моцартом 4 декабря 1786 года вместе с Пражским симфоническим оркестром еще два концерта ( № 26, К. 537 и № 27, К. 595 , К. 504. Хотя позже последовали ), это произведение является последним из двенадцати великих фортепианных концертов, написанных в Вене между 1784 и 1786 годами. [1] Моцарта В хронологическом порядке это произведение является 21-м из 23 оригинальных фортепианных концертов .
К. 503 теперь широко признан «по общему согласию» как «один из величайших шедевров Моцарта в концертном жанре». [2] Однако им долгое время пренебрегали в пользу других «более блестящих» концертов Моцарта, таких как № 21, К. 467 . Хотя Моцарт исполнял ее несколько раз, [3] он не исполнялся снова в Вене до его смерти и получил признание в стандартном репертуаре только во второй половине двадцатого века. [4] Ученик Моцарта Иоганн Непомук Гуммель ценил его – это был один из семи концертов Моцарта, которые он аранжировал для ансамбля камерной музыки. [5]
Музыка
[ редактировать ]Концерт написан для фортепиано соло , флейты , двух гобоев , двух фаготов , двух валторн до мажор, двух труб до мажор, литавр и струнных. Это один из самых длинных концертов Моцарта, средняя продолжительность исполнения 29–33 минуты.
В концерте есть следующие три части :
Моцарта Юпитера Концерт до мажор часто сравнивают с Симфонией ; например, Эрик Блом пишет, что концерт «демонстрирует концентрацию мастерства и величия, которые делают его аналогом Симфонии Юпитера среди концертов». [6] Гердлстоун считает ближайшей параллелью струнный квинтет до мажор, K.515 . [4] Обширная первая часть (в форме сонаты ) — одна из самых симфонических частей концерта Моцарта. Это движение несколько раз тонко входит и выходит из минора. Одной из второстепенных тем первой части концерта является марш, который часто напоминает людям « Марсельезу » , которая вскоре будет написана » и, возможно, послужил источником вдохновения для написания « Марсельезы . [7] (См., например, раздел «Музыка» .) Эта тема доминирует в разделе «Развитие» . Бетховен ссылается на этот концерт в своем Четвертом фортепианном концерте . Кроме того, знаменитый мотив первой части Пятой симфонии Бетховена напоминает мотив этого концерта. Кроме того, 25-й концерт Моцарта и 5-й концерт Бетховена имеют сильную маршевую тему в первой части, которая сначала исполняется в миноре, а затем вскоре великолепно проявляется в мажоре.
Спокойная вторая часть выполнена в сонатной форме , но в ней отсутствует развивающая часть. Он широко использует ветер.
Третья часть — соната-рондо , открывающаяся темой гавота из оперы Моцарта «Идоменей» . Гердлстоун считает это движение очень серьезным. Как и первая часть, она затрагивает минор; однако кончается оно уверенно и радостно.
Критический прием
[ редактировать ]В 1798 году музыкальный критик Иоганн Фридрих Рохлиц описал K.503 как «самый великолепный и трудный из всех известных до сих пор концертов [Моцарта]» и «[может быть] самый великолепный из всех когда-либо написанных концертов». [8]
По словам Саймона П. Кифа , К. 503 теперь считается «по общему согласию одним из величайших шедевров Моцарта в концертном жанре». Его часто рассматривают как «родственную душу» или «соперника и дополнение» великого фортепианного концерта до минор Моцарта «К. 491» , законченного за несколько месяцев до этого. [9] Киф упоминает и цитирует Дональда Тови , Катберта Гердлстоуна и Альфреда Эйнштейна как среди музыковедов, считающих К. 503 образцовыми. [10]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Маршалл, Роберт, изд. (2004). Клавишная музыка восемнадцатого века . Рутледж. п. 345 . ISBN 1135887764 .
- ^ Киф 2007 , с. 58.
- ^ Маки 2021 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б «Примечания к программе Кеннеди-центра: Концерт для фортепиано с оркестром № 25 до мажор, К. 503» . Архивировано из оригинала 10 мая 2017 г. Проверено 27 апреля 2017 г.
- ^ Сетиаван, Ирен Маргарет (2019). Служение двум мастерам: аранжировка Гуммеля фортепианного концерта до мажор Моцарта, K. 503 (ок. 1828 г.) (докторская диссертация) (PDF) . Университет Британской Колумбии. п. 1.
- ^ Блом, Эрик (1935). Моцарт . Дж. М. Дент и сыновья. OCLC 6460614 .
- ^ Стейнберг 1998 , с. 315.
- ^ Киф 2007, с. 59
- ^ Киф 2007, с. 58
- ^ Киф 2007, с. 82 сн. 41
Ссылки
[ редактировать ]- Киф, Саймон П. (2007). Венская инструментальная музыка Моцарта: исследование стилистического переосмысления . Бойделл Пресс. ISBN 9781843833192 .
- Примечания к программе Центра Кеннеди: Концерт для фортепиано с оркестром № 25 до мажор, K. 503.
- Маки, П. (2021). Моцарт в движении: его творчество и его мир по частям . Фаррар, Штраус и Жиру.
- Стейнберг, М. (1998). Концерт: Руководство для слушателя . Оксфорд.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром в C KV 503 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в издании «Новый Моцарт».
- Концерт для фортепиано с оркестром № 25 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- BBC открывает музыку