Jump to content

Моцарт и танец

Grosse Redoutensaal (Большой бальный зал) императорского дворца Хофбург в Вене, где впервые была исполнена большая часть танцевальной музыки Моцарта.

Композитор Вольфганг Амадей Моцарт написал много танцевальной музыки как для публичного использования, так и в качестве элементов более крупных произведений, таких как оперы, квартеты и симфонии. По воспоминаниям знавших его, композитор сам очень любил танцевать; он был умелым и часто танцевал.

Танцевальная музыка Моцарта.

[ редактировать ]

До сих пор сохранилось около 200 танцев Моцарта. Общее количество современных изданий танцев, опубликованных Neue Mozart-Ausgabe, составляет около 300 страниц. Полный список танцев Моцарта смотрите в этом списке .

Моцарт начал писать танцы, когда ему было пять лет; см. Наннерль Нотенбух . В 1768 году, когда Моцарту было 12 лет, его отец Леопольд сообщил, что Вольфганг сочинил «множество менуэтов для всех типов инструментов». [1] Моцарт продолжал писать танцевальную музыку для различных случаев в течение зальцбургского периода своей жизни (до 1781 года). [2]

После его переезда в Вену темпы создания танцевальной музыки увеличились, поскольку 7 декабря 1787 года Моцарт был назначен королевским и императорским камерным композитором императора Иосифа II . Этот пост, хотя и является по большей части синекурой, [а] Его основной обязанностью было составление танцев для балов, проводимых в Redoutensälen (общественных бальных залах) Императорского дворца . Моцарт скрупулезно соблюдал это требование, сочиняя танцы в большом количестве. [1] Обычно он писал танцы каждый год с конца декабря до начала марта; [3] это отражало расписание императорских балов, которые, по словам Абера, проводились «каждое воскресенье во время карнавального сезона, а также в последний четверг перед Великим постом и в последние три дня карнавала». [4] Есть танцы 1788, 1789 и 1791 годов; ни одно из них не датировано 1790 годом, поскольку император был болен и умер 20 февраля того же года. [3]

Танцы Моцарта представлены преимущественно тремя жанрами.

Менуэт был несколько старомодным во времена Моцарта. Он был аристократического происхождения, элегантный и величественный. [2] Моцарт писал свои менуэты в троичной форме ; то есть сначала собственно менуэт, затем контрастная часть трио, после чего следует возвращение менуэта. [5]

Моцарт также написал большое количество менуэтов, предназначенных для прослушивания, а не для танца: они встречаются (обычно как третья из четырех частей) в его симфониях, струнных квартетах и ​​многих других произведениях. Эти менуэты обычно длиннее и быстрее по темпу. [6] и менее регулярны в своих фразировках, чем менуэты, предназначенные для танцев.

немецкий танец

[ редактировать ]

Немецкий танец ( Deutscher Tanz [ de ] ) зародился среди низших социальных слоев. Он был гораздо живее менуэта и в некоторой степени напоминал вальс . Тесный физический контакт между танцорами, а также постоянное вращение, вызывающее головокружение, привели к тому, что этот танец был назван аморальным. Тем не менее его танцевали широко. [2] Немецкие танцы Моцарта, как и менуэты, имеют троичную форму, но обычно с добавлением кода . Аберт отмечает, что кода «в большинстве случаев относится к финальному танцу и часто включает в себя всевозможные оркестровые шутки». [5] Пример немецких танцев см. « Три немецких танца» , К. 605.

Контраданс

[ редактировать ]

Контреданс — форма, произошедшая от английского кантри-танца . Как и его предок, он был богат фигурами (отдельными движениями и узорами) и был популярен среди всех социальных слоев. [2]

Моцарт сочинял контрдансы как последовательность из нескольких частей. Иногда они цитируют популярные мелодии; например, К. 609 цитирует арию « Non più andrai » из оперы Моцарта «Женитьба Фигаро» . [5]

Из трех жанров в начале творчества Моцарта преобладают менуэты, позднее - два последних типа. [1]

Инструментарий

[ редактировать ]

Основная инструментовка танцев — упрощенный оркестр, в котором нет альтов, а басовые инструменты (виолончель и контрабас) играют одну и ту же линию. Обычно в комплект входят различные духовые инструменты, часто трубы и литавры. К этим основным инструментам в некоторых танцах добавляются дополнительные инструменты, которые обычно не встречаются в оркестре времен Моцарта: дудка и барабан , бубен , настроенные сани , шарманка , почтовый рожок и флажолет , который был пикколо во времена Моцарта. [5]

Более поздние танцы, имевшие коммерческий успех (см. ниже), были переписаны для других инструментов, таких как фортепиано, чтобы люди могли играть на них дома. Эти транскрипции обычно не являются работой самого Моцарта. [7]

Как отмечает Флотюи, танцы Моцарта обычно пишутся строго восьми- и шестнадцатитактовыми фразами, что отражает их функцию танцевальной музыки. Они также склонны использовать ограниченный гармонический словарь. [6]

Моцарт, очевидно, мог очень быстро сочинять танцы. Его биограф Георг Николаус фон Ниссен рассказал эпизод из визита Моцарта в Прагу в начале 1787 года. В версии, представленной Абертом (2007), Моцарт обещал графу Иоганну Пахте набор контрдансов. Но «неспособность изготовить эти пьесы побудила графа за час до еды вызвать его к себе домой и дать ему письменные принадлежности с указанием написать танцы тут же, так как они должны были быть исполнены в тот же день. К моменту начала трапезы девять танцев для полного оркестра были исполнены с полной партитурой». [8] Ниссен в другом месте рассказывает аналогичную историю о Моцарте, сочинившем четыре полностью оркестрованных контрданса менее чем за полчаса; аналогичный темп. [9]

Возможно, неудивительно, что Моцарт, похоже, считал, что сочинение танцев не является очень сложной задачей: однажды он сказал, что его зарплата как императорского камерного композитора была «слишком велика для того, что я делаю, и слишком мала для того, что я мог сделать». [10] [б]

Танцы Моцарта, особенно сочиненные в его официальном качестве при императорском дворе, пользовались популярностью. Обычно они печатались вскоре после своего появления, и, по словам Соломона, доходы от танцев частично помогли Моцарту оправиться от финансовых затруднений, в которые он попал в конце 1780-х годов. [11] В последующие годы их часто переиздавали. [12]

Сегодня, однако, кажется, что танцы мало исполняются и записываются, по крайней мере, по сравнению с другими произведениями Моцарта, такими как зрелые симфонии или концерты. [с] Тем не менее, они высоко оценены критиками. Алекс Росс написал о танцах (2006): «Они раздражают, когда их слушают в большом количестве, но они полны живых, даже дурацких деталей и служат напоминанием о том, что композиторы восемнадцатого века должны были быть искусными в создании музыки». как «популярная», так и «серьезная» музыка, и что между ними не было категорической разницы». [13] Аберт (2007) писал: «Самым поразительным аспектом этих танцев является их почти буквально неисчерпаемый фонд изобретений. Хотя их форма предлагает лишь ограниченные возможности для экспериментов, каждый танец отличается от других». [д] Линдмайр-Брандл (2006) пишет, что «[танцы], доступные сегодня, воплощенные в жизнь в концертном зале или в записях, представляют собой драгоценное сокровище, непосредственное выражение радости жизни». [9]

Танец в операх Моцарта

[ редактировать ]

Моцарт включил солидный балет в конец своей оперы «Идоменей» (1781); он пошел вразрез с прецедентом того времени и написал музыку для балета сам, а не делегировал ее другому композитору. [14]

В «Женитьбе Фигаро» (1786) есть решающая танцевальная сцена, в которой Сюзанна передает притворную любовную записку графу Альмавиве во время фанданго . Танцевальной сцене на премьере сопротивлялось руководство театра, и Моцарту и его либреттисту Лоренцо да Понте удалось включить ее лишь с трудом. [14]

Пожалуй, самая сложная танцевальная сцена в операх Моцарта — это сцена вечеринки в конце первого акта « Дон Жуана» (1787): гости на его вечеринке танцуют три танца одновременно, каждый под свою музыку в взаимосвязанном ритме. [14] Как описывает это Линдмайр-Брандл (2006), танцы систематически присваиваются персонажам: социальный класс каждого персонажа сопоставляется с традиционными классовыми ассоциациями его или ее танца. Так «представители дворянства — Донна Анна, Донна Эльвира, Дон Оттавио с Дон Жуаном — начинают менуэт, затем Дон Жуан приглашает [крестьянскую девушку] Церлину станцевать контрданс; [и] и, наконец, слуга Лепорелло танцует немецкий танец с крестьянином Мазетто». [1]

Моцарт как танцор

[ редактировать ]

Моцарта учили танцевать, когда он был маленьким ребенком. Его первое публичное выступление в качестве исполнителя [15] ему было пять лет, когда он танцевал в латинской пьесе «Сигизмундус Рекс», поставленной в честь окончания учебного года в Зальцбурге (1 и 3 сентября 1761 г.). [16] (Его публичная карьера инструментального исполнителя началась всего несколько месяцев спустя.) [17] В 1770 году (14 лет) он написал письмо своей сестре Наннерль из Италии, сообщая, что «единственное мое развлечение в данный момент состоит из английских [контредансе] шагов, а также каприоля и спакката». [2]

Что касается взрослого Моцарта, биограф Ниссен сообщил, что «он страстно любил танцы и не пропускал ни публичные балы-маскарады в театре, ни домашние балы своих друзей. И он действительно танцевал очень хорошо, особенно менуэт». [2] Ниссен, по-видимому, опирался здесь на показания жены Моцарта Констанции , на которой он женился через несколько лет после смерти Моцарта. Другое сообщение пришло от друга Моцарта, тенора Майкла Келли , который в своих «Воспоминаниях» писал: «Каким бы великим ни был гений Моцарта, он был энтузиастом танцев и часто говорил, что его вкус лежит в этом искусстве, а не в музыке». [18]

По крайней мере, как следует из одного из его писем, Моцарт предпочитал танцевать с партнерами, которые могли соответствовать его способностям. 6 октября 1777 года он написал своему отцу Леопольду из Мюнхена (где искал работу) и сообщил:

Были танцы, но я протанцевала всего четыре менуэта и к 11 уже была в своей комнате; потому что среди всех этих девушек была только одна, которая могла танцевать в такт, и это была мадемуазель Кезер. [ф]

Танцмейстерхаус, сегодня музей Моцарта.

У Моцарта было много возможностей танцевать в своем месте и в свое время, поскольку бальные танцы были чрезвычайно популярны. Кроме того, в юности его собственная семья устраивала танцы у себя дома в Зальцбурге. В 1773 году Леопольд перевез семью Моцартов из их квартиры на Гетрайдегассе , где родились Вольфганг и Наннерль, в новые, более просторные помещения в Доме мастера танцев (нем. Tanzmeisterhaus ). Эти помещения, в которых раньше жил танцмейстер, включали в себя довольно большой зал, который Моцарты использовали для танцев (а также концертов и других мероприятий). [19]

В 1783 году, после переезда в Вену, Моцарт сам устроил бал, несмотря на несколько тесноту помещения, которое он занимал с женой Констанцей (три комнаты). [20] Это событие записано в письме, которое он написал Леопольду (22 января 1783 г.):

На прошлой неделе я устроил бал у себя в комнате; – но само собой разумеется, что молодые кавалеры заплатили по два флорина каждый; мы начали в 6 вечера и закончили в 7 – что? всего час? – нет, нет – в семь утра. [г]

Далее в письме поясняется, что бал проходил в больших пустых залах, примыкающих к квартире Моцартов, и на него было много людей.

Сноски

  1. ^ Эта традиционная точка зрения представлена, например, у Соломона (1995, 424). Кристоф Вольф в книге «Моцарт у ворот к своей удаче » (2012) предполагает, что композиции, которые Моцарт подготовил в рамках своей работы, включали и более существенные произведения.
  2. Учитывая свободное владение Моцартом танцевальной композицией, некоторые ученые, возможно, были удивлены, когда выяснилось, что Моцарт сделал предварительные музыкальные наброски для контрданса «Батай», К. 535 (1788). Вольфганг Плат , идентифицировавший эскиз, предполагает, что «пришло время признать, что создание эскизов было частью обычной рабочей практики Моцарта». (Плат 1998, 115). См. также композиционный метод Моцарта .
  3. ^ Например, в «Путеводителе по записанной классической музыке Penguin» (2009), на фоне очень обширного освещения записей Моцарта, указана только одна запись танцевальной музыки композитора.
  4. ^ Аберт (2007, 1148). Дата соответствует текущему обновленному изданию «Аберта»; его оценка датируется 1920-ми годами.
  5. И Розен (1971/1997, 323), и Раштон (1981, 16) описывают контрданс как золотую середину: как выразился Раштон, «танец не аристократический и не просто буколический, а золотая середина, на которой эти двое встречаются».
  6. Оригинал немецкого, из Элверса (1961, VII): «Танцы были, но я танцевала всего 4 менуэта, и в 11 часов утра я снова была в своей комнате; потому что среди такого количества женщин была только одна, которая танцевала в такт», и это была мадемуазель Кезер».
  7. ^ Аберт (2007, 724). Оригинал на немецком языке (Элверс, 1961, VII) гласит: «На прошлой неделе я устроил бал у себя на квартире. — конечно, шапки заплатили по 2 гульдена каждая. — мы начали в 6 часов вечера и закончили в 7 часов». часы – что всего час? – Нет, нет – в 7 часов утра». «Chapeaux» буквально по-французски означает «шляпы»; переводчик Аберта Стюарт Спенсер перевел его как «молодые красавицы»; Переводчики Германа (1965, 212) передают это слово просто как «джентльмены».

Примечания

  1. ^ Jump up to: а б с д Линдмайр-Брандл (2006, 135)
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Линдмайр-Брандл (2006, 134)
  3. ^ Jump up to: а б Аберт (2007, 1148)
  4. ^ Аберт (2007, 1147)
  5. ^ Jump up to: а б с д Аберт (2007, 1149)
  6. ^ Jump up to: а б Флотюи (1988, X)
  7. ^ Линдмайр-Брандл (2006, 136), Элверс (1961)
  8. ^ Аберт (2007, 815)
  9. ^ Jump up to: а б Линдмайр-Брандл (2006, 136)
  10. ^ Цитата взята из Соломона (1995, 424).
  11. ^ Соломон (1995, 477)
  12. ^ Элберс (1961); Соломон (1995, 477)
  13. «Буря стиля» Алекса Росс , The New Yorker (24 июля 2006 г.)
  14. ^ Jump up to: а б с Браун 2006, 42
  15. ^ Браун (2006, 41)
  16. ^ Линдмайр-Брандл (2006, 134). Подробности о спектакле см. у Дойча (1965, 13–14).
  17. В Линце 1 октября 1762 г.; Немецкий (1965, 15)
  18. ^ Цитируется по Брауну (2006, 41).
  19. ^ Источник этого абзаца: Линдмайр-Брандл (2006).
  20. ^ Аберт (2007, 724)

Источники

  • Аберт, Герман (2007) В. А. Моцарт . Новая версия переведена Стюартом Спенсером и снабжена комментариями Клиффа Эйзена . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  • Браун, Брюс Алан (2006) «Балеты», в книгах Клиффа Эйзена и Саймона Кифа , ред., Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Дойч, Отто Эрих (1965) Моцарт: документальная биография . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
  • Элверс, Рудольф (1961) Предисловие к Vol. 1 Neue Mozart-Ausgabe издания танцев . На немецком языке. Доступно онлайн; см. ссылку ниже .
  • Флотюи, Мариус (1988) Предисловие к Vol. 2 Neue Mozart Ausgabe издания танцев . На немецком языке. Доступно онлайн; см. ссылку ниже .
  • Харц, Дэниел (1990) Иконография танцев на бальной сцене Дон Жуана . Глава 10 его книги «Оперы Моцарта» . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. Отрывки доступны в Интернете в Google Книгах.
  • Линдмайр-Брандл, Андреа (2006) «Танец», в книге Клиффа Эйзена и Саймона Кифа, ред., Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Плат, Вольфганг (1998) «Эскиз контрданса Моцарта «Батай»». В книге Алана Тайсона и Зигхарда Бранденбурга , ред., Гайдн, Моцарт и Бетховен: исследования музыки классического периода. Очерки в честь Алана Тайсона . Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-816362-2 .
  • Розен, Чарльз (1971/1997) Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен . Нью-Йорк: Нортон.
  • Раштон, Джулиан (1981) В.А. Моцарт: Дон Жуан . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-29663-2 .
  • Соломон, Мейнард (1995) Моцарт: Жизнь .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 28a6ccd4a6af6d5f2de69fe722caf31e__1721312220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/1e/28a6ccd4a6af6d5f2de69fe722caf31e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mozart and dance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)