Музыкальная книга Наннерль
Nannerl Notenbuch , или Notenbuch für Nannerl (англ. « Музыкальная книга Наннерля» ) — книга, в которой Леопольд Моцарт с 1759 по 1764 год писал пьесы для своей дочери Марии Анны Моцарт (известной как «Наннерль»), чтобы учиться и играть. . Его сын Вольфганг также использовал книгу, в которой были записаны его самые ранние сочинения (некоторые из которых были написаны его отцом). Книга содержит простые короткие клавишные (обычно клавесинные ) пьесы, подходящие для начинающих; есть много анонимных менуэтов , несколько произведений Леопольда и несколько произведений других композиторов, включая Карла Филиппа Эммануэля Баха и австрийского композитора Георга Кристофа Вагенсейля . Также есть несколько технических упражнений, таблица интервалов и модулирующие фигурные басы . [1] Первоначально в блокноте было 48 переплетенных страниц нотной бумаги, но осталось только 36 страниц, причем некоторые из недостающих 12 страниц были обнаружены в других коллекциях. Из-за простоты содержащихся в книге произведений ее часто используют для обучения начинающих пианистов.
Описание Нотенбуха
[ редактировать ]Первоначально Notenbuch представлял собой переплетенный том, состоящий из сорока восьми страниц чистой нотной бумаги с восемью нотоносцами на каждой странице. Написанный словами Pour le clavecin (по-французски: « Для клавесина» ), он был подарен Наннерль по случаю ее восьмых именин 26 июля 1759 года (или, возможно, ее восьмого дня рождения, который пришелся на 30-й или 31-й день того же года). месяц). В течение следующих четырех лет блокнот постепенно заполнялся отрывками, написанными Леопольдом и двумя или тремя анонимными переписчиками из Зальцбурга . Считается, что Вольфганг написал четыре пьесы. Любопытно, что ни одна из частей не была надписана самой Наннерль.
В последующие годы из тетради по тем или иным причинам были удалены двенадцать отдельных страниц. Из них четыре сейчас считаются потерянными, а вот остальные восемь были идентифицированы Аланом Тайсоном : [2]
- две страницы в Национальной библиотеке в Париже;
- один в Музее Каролино Августеума , Зальцбург;
- два в библиотеке Пирпонта Моргана , Нью-Йорк;
- один в библиотеке Лейпцигского университета , Лейпциг;
- один сохранился только как факсимиле и состоит из вступительных тактов К.5б ;
- один, находящийся сейчас в частной коллекции, состоит из единственного листа, содержащего остальную часть К. 5б.
Четыре утраченные страницы были предварительно реконструированы с использованием множества других источников (письма Наннерля и биографии Моцарта Георга Ниссена ). Считается, что в завершенном виде « Нотенбух» содержал в общей сложности 64 пьесы (включая упражнения и незавершенные композиции), из которых 52 находятся на сохранившихся 36 страницах книги.
Вольфганг Плат (1982) пришел к выводу о существовании пяти писцов на основе изучения почерка в Notenbuch . Помимо Леопольда и Вольфганга, были идентифицированы три анонимных писца из Зальцбурга, известные как Аноним I, Аноним II и Аноним III. Номера 58 и 61, предположительно находящиеся на четырех недостающих страницах, известны только из материалов Ниссена; Плат предположил, что эти два отрывка были скопированы Леопольдом, ответственным за более половины содержания « Заметок» . [3]
« Нотенбух» представляет собой свидетельство сотрудничества между молодым Вольфгангом и его отцом. Например, номер 48 является аранжировкой третьей части серенады ре мажор Леопольда, но это трио также появляется как Менуэт II в Сонате К. 6 Вольфганга . [4]
« Нотенбух» также полезен в качестве доказательства подхода Леопольда к преподаванию музыки. Таблицы интервалов показывают, что он теорию музыки с самого начала преподавал своим детям . Похоже, что он также с самого начала учил композиции , используя данную басовую партию, мелодию, которую нужно варьировать, мелодию, которую нужно продолжать, и структурную модель. [1]
Самые ранние сочинения Вольфганга написаны рукой Леопольда; Мягкие предложения отца о поправках пришли позже. [5]
Композиции Вольфганга Моцарта в книге
[ редактировать ]В «Нотенбухе» есть следующие произведения Вольфганга:
Анданте до мажор, К. 1а
[ редактировать ]Вероятно, это музыкальное произведение было первым произведением Моцарта. Это чрезвычайно короткое произведение, состоящее всего из 10 тактов , и оно было записано отцом композитора Леопольдом, поскольку Вольфгангу было всего пять лет, когда он сочинил его.
оно исполняется клавесине в тональности C. на Обычно Произведение открывается однотактовой фразой . 3
4 раза , который затем повторяется. Вторая, измененная фраза подвергается такому же обращению. Затем размер меняется на 2
4 и в следующих четырех тактах Моцарт возвращается к типичному стилю барокко. Произведение завершается простой аутентичной каденцией .
Аллегро до мажор, К. 1б
[ редактировать ]Чрезвычайно короткое произведение, состоящее всего из двенадцати тактов. Ее записал отец Моцарта, Леопольд, поскольку Вольфгангу было всего пять лет, когда он ее сочинил.
Обычно оно исполняется на клавесине в тональности до. Судя по темпу, это быстрое и живое произведение. В отличие от К. 1а, это произведение не основано на повторяющихся фразах. Он начинается с восходящей гаммы в правой руке от доминанты (G) к средней (E) на первой и третьей долях тактов, а левая рука добавляет контрапункт на младших долях. Достигнув пика, правая рука опускается серией четвертных и восьмых нот , сопровождаемых очень простой басовой партией. Любопытно, что финальная каденция происходит между восьмым и девятым тактами: в последних четырех тактах, составляющих четверть всей композиции, Моцарт наносит различные изменения на неукрашенное трезвучие до мажор.
Аллегро фа, К. 1с
[ редактировать ]Эта пьеса «Аллегро» для клавира фа мажор, K. 1c состоит из двадцати четырех тактов (включая повторы). Оно было составлено Вольфгангом 11 декабря 1761 года в Зальцбурге . Его записал отец Моцарта, Леопольд, поскольку Вольфгангу в то время было всего пять лет.
Эта пьеса была написана для клавесина и сегодня обычно исполняется на этом инструменте, хотя и другие клавишные инструменты можно использовать . Это Аллегро — самое раннее из сохранившихся произведений Моцарта фа мажор . Как и К. 1б, он выполнен в быстром темпе . Он имеет округленную двоичную форму с повторяющимися знаками в конце каждого раздела: ||:A:||:BA:||, где A и B каждый состоит из четырех тактов. Музыка простая и классическая по стилю. Это произведение сравнивают с «веселым южногерманским народным танцем». [6]
Менуэт фа мажор, К. 1d
[ редактировать ]Менуэт фа мажор – это очень короткое произведение (продолжительностью около минуты) в расширенной двоичной форме. Первая часть имеет длину всего восемь тактов, а вторая — двенадцать; оба отмечены знаками повтора. К. 1d был записан Леопольдом Моцартом; Вольфгангу было пять лет, когда он сочинил это произведение.
Он был написан для клавесина и обычно исполняется на этом инструменте, хотя можно использовать и другие клавишные инструменты. Этот танец — самое раннее из сохранившихся произведений Моцарта в форме менуэта. Как менуэт, он по определению величественен по чувству и написан 3
4 раз. Как и все сочинения Моцарта в « Нотенбухе» , наиболее явное влияние на стиль можно найти в произведениях Леопольда Моцарта и Георга Кристофа Вагенсейля , которые он изучал . [7]
Он состоит из нескольких фраз, каждая из которых начинается с аккордов, после которых ломаные аккорды и триоли используются .
Менуэт соль мажор, К. 1е
[ редактировать ]Еще одно короткое произведение из 18 тактов, вероятно, было записано его отцом, Леопольдом Моцартом, поскольку Вольфгангу в то время было пять или шесть лет.
Он был написан для клавесина и поэтому обычно исполняется на клавесине, хотя другие клавишные инструменты могут использоваться и . Этот менуэт соль мажор входит в первый сборник сочинений Моцарта. Как менуэт, он относительно быстр в 3
4 раз . В отличие от К. 1д, он гораздо меньше подвержен влиянию стиля барокко .
Он в основном состоит из повторяющихся фраз: каждые два такта объявляются нисходящей квинтой, после чего играются 4 аккорда, в рамках этого ограничения строится мелодия. Каждая фраза имеет длину 8 тактов. В двухчастной гармонии он состоит из 3 частей: вступления, контрастного трио и репризы оригинала. [ Нет в счете ]
Менуэт C, K. 1f
[ редактировать ]Короткий отрывок (продолжительностью около минуты); вероятно, это было записано его отцом Леопольдом, поскольку Вольфгангу в то время было всего пять или шесть лет.
Он был написан для клавесина и поэтому обычно исполняется на клавесине, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты. Этот менуэт входит в первый сборник сочинений Моцарта. В качестве менуэта он относительно быстр. 3
4 раз. Он, в отличие от К. 1d, гораздо меньше подвержен влиянию стиля барокко.
Он в основном состоит из повторяющихся фраз: каждые два такта объявляются нисходящей квинтой, после чего играются 4 аккорда, в рамках этого ограничения строится мелодия. Каждая фраза имеет длину 8 тактов. В двухчастной гармонии он состоит из трех частей: вступительного, контрастного трио и репризы оригинала. [ Нет в счете ] В первом каталоге Кёхеля он был указан как K. 1 вместе с Менуэтом G, K. 1e.
Менуэт фа мажор, К. 2
[ редактировать ]Очень короткое произведение (около минуты); скорее всего, это было записано его отцом Леопольдом, поскольку Вольфгангу в то время было всего пять или шесть лет. Запись к этому произведению была написана в Зальцбурге в январе 1762 года.
Он был написан для клавесина и поэтому обычно исполняется на клавесине, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты.
Эта пьеса представляет собой мотив из одного такта, который превращается в экспозицию из восьми тактов, которая повторяется, а затем модулируется еще на восемь тактов, прежде чем повториться снова.
Аллегро си-бемоль, К. 3
[ редактировать ]Очень короткое, но живое произведение (продолжительностью около минуты); скорее всего, это было записано его отцом Леопольдом, поскольку Вольфгангу в то время было шесть лет. В записи об этом произведении говорится, что оно было написано в Зальцбурге 4 марта 1762 года.
Он был написан для клавесина и поэтому обычно исполняется на клавесине, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты.
Менуэт фа мажор, К. 4
[ редактировать ]Короткий менуэт (продолжительностью около минуты); скорее всего, это было записано его отцом Леопольдом, поскольку Вольфгангу в то время было шесть лет. В записи об этом произведении указано, что оно было написано в Зальцбурге 11 мая 1762 года.
Он был написан для клавесина и поэтому обычно исполняется на клавесине, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты.
Менуэт фа мажор «Триолен-Менуэт», К. 5
[ редактировать ]Еще один короткий менуэт с участием тройней , последний в «Нотенбухе» ; скорее всего, это было записано его отцом Леопольдом, поскольку Вольфгангу в то время было шесть лет. В записи об этом произведении говорится, что оно было написано в Зальцбурге 5 июля 1762 года.
Он был написан для клавесина и поэтому обычно исполняется на клавесине, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты.
Фортепианная пьеса до мажор, К. 5а
[ редактировать ]Более длинный фрагмент (примерно вдвое больше времени по сравнению с другими записями в Notenbuch ); первая часть книги, написанная молодым Вольфгангом. В дате поступления этой работы указано, что она была написана в Зальцбурге где-то в 1764 году; точная дата не известна.
Он был написан для клавесина и поэтому обычно исполняется на клавесине, хотя могут использоваться и другие клавишные инструменты.
Анданте си-бемоль, K. 5b
[ редактировать ]Последняя сохранившаяся часть «Nannerl Notenbuch» , от которой остался только фрагмент; снова отмечено Леопольдом. Предполагается, что оно было написано в Зальцбурге около 1764 года.
Он состоит из 61 такта (включая повторы) и обычно исполняется на клавесине , хотя можно использовать и другие клавишные инструменты.
Оглавление
[ редактировать ]В следующей таблице суммировано содержание Notenbuch . [8]
Нет. | Кусок | Переписчик | Композитор | К. | Добавлены комментарии | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Менуэтт до мажор | Анонимный я | Анонимный | – | – | – |
2 | Менуэтт фа мажор | Анонимный я | Анонимный | – | – | – |
3 | Менуэтт до мажор | Анонимный я | Анонимный | – | – | – |
4 | Менуэтт соль мажор | Анонимный я | Анонимный | – | – | – |
5 | Менуэтт фа мажор | Анонимный я | Анонимный | – | – | – |
6 | Менуэтт фа мажор | Анонимный я | Анонимный | – | – | – |
7 | Менуэтт in D | Анонимный я | Анонимный | – | – | – |
8 | Менуэтт фа мажор | Анонимный я | Анонимный | – | У Д. есть эти предыдущие 8 минут. Вольфгангерль в 4-м десять год обучения (Вольфганг выучил предыдущие 8 менуэтов на четвертом курсе) | – |
9 | Менуэтт in A | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
10 | Менуэтт in D | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
11 | Менуэтт фа мажор | Анонимный я | Анонимный | – | У доктора Вольфгангерля 26-го менуэт и трио. десять Январь 1761 года, за день до его 5-летия. десять Год в полдесятого узнал за полчаса (Вольфганг выучил этот менуэт и трио за полчаса около 9:30 26 января 1761 года, за день до своего пятилетия) | – |
12 | Менуэтт in A | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
13 | Менуэтт in A | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
14 | Менуэтт фа мажор | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
15 | Менуэтт in E | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
16 | Менуэтт до мажор | Анонимный я | Анонимный | – | – | – |
17 | Менуэтт фа мажор | Леопольд | Леопольд | – | – | – |
18 | Менуэтт си-бемоль | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
19 | Менуэтт фа мажор | Анонимный я | Анонимный | К. 32 | У Д. есть этот менуэт. Вольфгангерль тоже учился на четвертом году своего возраста. (Вольфганг также выучил этот менуэт, когда ему было четыре года) | К. 32 ( Gallimathias musicum ), № 14, представляет собой оркестровую версию этого произведения. |
20 | Аллегро до мажор | Вольфганг | Вольфганг | К. 5а | – | Вероятно, добавлено в 1764 году. |
21 | Менуэтт до мажор | Аноним II | Анонимный | – | – | – |
22 | Март in F (I) | Анонимный я | Анонимный | – | 4-й десять фев. Учился у Вольфгангерля в 1761 году. Узнал Вольфганг 4 февраля 1761 г. | – |
23 | Март in F (II) | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
24 | Аллегро си-бемоль | Леопольд | Вольфганг | К. 8 | Вольфганг Моцарт в Париже 21 ноября. 1763 г. Вольфганга Моцарта в Париже 21 ноября 1763 года. | Фортепианная версия первой части Сонаты для скрипки № 3 си-бемоль, K. 8 |
25 | Анданте фа мажор | Леопольд | Вольфганг | К. 6 | – | Фортепианная версия второй части Сонаты для скрипки № 1 до мажор, К. 6. Вероятно, написано в Брюсселе в октябре 1763 года. |
26 | Менуэтт до мажор | Леопольд | Вольфганг | К. 6 | – | Фортепианная версия Менуэта I из третьей части Сонаты для скрипки № 1 до мажор, K.6. Вероятно, написано в Брюсселе в октябре 1763 года. |
27 | Аллегро до мажор | Анонимный я | Анонимный | – | – | – |
28 | Аллегро фа мажор | Анонимный я | Анонимный | – | – | – |
29 | Фортепианная пьеса фа мажор | Анонимный я | Анонимный | – | – | – |
30 | Аллегро до мажор | Анонимный я | Анонимный | – | – | – |
31 | Скерцо до мажор | Анонимный я | Вагенсейль | – | дель Сгр. Вагенсейль (Синьор Вагенсейль) | – |
32 | Скерцо фа мажор | Анонимный я | Анонимный | – | – | – |
33 | Аллегро фа мажор | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
34 | Аллегро до мажор | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
35 | Время менуэта в F | Аноним II | Анонимный | – | – | – |
36 | Аллегро модерато фа мажор | Анонимный я | Анонимный | – | – | – |
37 | Анданте си-бемоль | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
38 | Анданте до мажор | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
39 | Ариетта с вариациями в ля | Аноним III | КПЭ Бах | – | – | – |
40 | Аллегро до мажор | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
41 | Аллегро соль мажор | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
42 | Аллегро соль минор | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
43 | Скоро в А | Аноним III | Дж. Н. Тишер | – | – | – |
44 | Полонез фа мажор | Леопольд | Анонимный | – | – | – |
45 | Аллегро ми минор | Леопольд | Агрель | – | – | – |
46 | Аллегро до мажор | Леопольд | Вольфганг | К. 6 | Вольфганго Моцарт д. 14 октября. (Вольфганг Моцарт, 14 октября) | Фортепианная версия первой части Сонаты для скрипки № 1, К. 6. Вероятно, написано в Брюсселе в 1763 году. |
47 | Менуэтт in D | Леопольд | Вольфганг | К. 7 | Вольфганго Моцарт д. 30 десять Ноябрь 1763 г. в Париже (Вольфганг Моцарт в Париже в 1763 году) | Фортепианная версия Менуэта I из Сонаты для скрипки № 2 ре мажор, К. 7. |
48 | Менуэтт фа мажор | Леопольд | Вольфганг | К. 6 | Вольфганго Моцарт д. 16 десять июль 1762 г. (Вольфганг Моцарт, 16 июля 1762 г. ) | Фортепианная версия третьей части Серенады Леопольда ре мажор и Менуэта II из третьей части Сонаты для скрипки № 1 до мажор Вольфганга. Написано в Зальцбурге |
49 | Менуэтт фа мажор | Леопольд | Вольфганг | К. 4 | Вольфганго Моцарт д. 11 десять Май 1762 г. (Вольфганг Моцарт, 11 мая 1762 г. ) | Менуэт фа мажор, К. 4 Написано в Зальцбурге |
50 | Фортепианная пьеса соль мажор | Леопольд | Анонимный | – | – | Фрагмент |
51 | Концертная часть G | Леопольд | Анонимный | – | – | «Набросок или набросок части клавирного концерта, хотя она не может быть исполнена как таковая» (Клифф Эйзен); исполнительская версия Роберта Левина, выпущенная на Vol. 10 из полных фортепианных концертов Моцарта Левина и Академии старинной музыки (2023) |
52 | Пять технических упражнений | Леопольд | Анонимный | – | – | Упражнение: пять технических упражнений. |
53 | Анданте до мажор | Леопольд | Вольфганг | К. 1а | – | – |
54 | Аллегро до мажор | Леопольд | Вольфганг | К. 1б | – | – |
55 | Аллегро фа мажор | Леопольд | Вольфганг | К. 1с | – | – |
56 | Менуэт фа мажор | Леопольд | Вольфганг | К. 1д | Менуэт дель Сгр. Вольфганг Моцарт 16 к декабрь 1761 г. (Менуэт Вольфганга Моцарта, 16 декабря 1761 г.) | – |
57 | Интервальтабель | Леопольд | Анонимный | – | – | Упражнение: таблица музыкальных интервалов. |
58 | Менуэтт фа мажор | Леопольд? | Вольфганг | К. 2 | – | Менуэт фа мажор, К. 2 |
59 | Аллегро си-бемоль | Леопольд | Вольфганг | К. 3 | дель Сгр. Вольфганго Моцарт 1762 г. ум. 4 десять Маршировать (Вольфганг Моцарт, 4 марта 1762 г. ) | Аллегро си-бемоль, К. 3 Написано в Зальцбурге |
60 | Три модулирующих упражнения континуо. | Леопольд | Анонимный | – | – | Упражнение: 3 модулирующих общих баса. |
61 | Менуэтт фа мажор | Леопольд? | Вольфганг | К. 5 | 5. Июль 1762 г. 5 июля 1762 г. | Менуэт фа мажор, К. 5 Написано в Зальцбурге |
62 | Менуэтт соль мажор | Вольфганг | Вольфганг | К. 1е | – | Менуэт соль мажор, К. 1е Вероятно, добавлено в 1764 году. |
63 | Менуэтт до мажор | Вольфганг | Вольфганг | К. 1ф | – | Менуэт C, K. 1f Вероятно, добавлено в 1764 году. |
64 | Анданте си-бемоль | Вольфганг | Вольфганг | К. 5б | – | Фрагмент Анданте си-бемоль, K. 5b (K. 9b in K 1 ) Вероятно, добавлено в 1764 году. |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эйзен и Киф, с. 322
- ^ Тайсон (1979)
- ^ Плат (1982)
- ^ Клифф Эйзен, «Леопольд Моцарт», Grove Music Online изд. Л. Мэйси (по состоянию на 9 мая 2006 г.)
- ^ Эйзен и Киф, с. 323
- ^ Стэнли Сэди (2006), с. 53.
- ^ Николас Кеньон (2005), с. 251.
- ^ Новое издание всех произведений Моцарта, том 20.
Ссылки
[ редактировать ]- Эйзен, Клифф , Исследования Моцарта 2 , Oxford University Press , 1998, ISBN 0-19-816343-6
- Эйзен, Клифф и Киф, Саймон П. , Кембриджская энциклопедия Моцарта , издательство Кембриджского университета , 2006, ISBN 0-521-85659-0
- Кеньон, Николас , Карманный путеводитель Фабера по Моцарту , Faber and Faber Ltd. (2005), ISBN 0-571-22376-1
- Плат, Вольфганг , Новое издание Моцарта , Серия IX/27: Фортепианные пьесы, Том (Музыкальные книги) (1982)
- Сэди, Стэнли , Моцарт; Ранние годы 1756–1781 , Oxford University Press (2006), ISBN 978-0-19-816529-3
- Тайсон, Алан , «Реконструкция музыкальной книги Наннерль Моцарт (Notenbuch)» в журнале Music & Letters , vol. 60, нет. 4 (октябрь 1979 г.), стр. 389–400.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кайзер, Ульрих , Музыкальные книги Моцарта как основа для анализа сочинений В. А. Моцарта 1761–1767 , Bärenreiter-Verlag Kassel, 2007, ISBN 978-3761819999 , на сайте www.mozartforschung.de.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музыкальная книга Наннерля : партитура в новом издании Моцарта