Концерт для фортепиано с оркестром № 15 (Моцарт)
Концерт для фортепиано с оркестром си ♭ мажор | |
---|---|
№ 15 | |
Моцарта В. А. | |
Фортепиано Иоганна Андреаса Штайна (Аугсбург, 1775 г.) - Берлин, Музей музыкальных инструментов. | |
Ключ | Б ♭ мажор |
Каталог | К. 450 |
Составленный | 1784 |
Движения | Аллегро Анданте Аллегро |
Подсчет очков |
|
Концерт фортепиано с оркестром № 15 си ♭ . мажор , КВ для «450» — концертное произведение для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта . Концерт написан для фортепиано соло , флейты (только третья часть), двух гобоев , двух фаготов , двух валторн и струнных . Краткая часть третьей части звучит в переходной сцене фильма «Амадей» .
История
[ редактировать ]Моцарт написал концерт для исполнения на серии концертов на венских площадках Траттнерхофа и Бургтеатра в первом квартале 1784 года, где он сам был солистом в марте 1784 года. [ 1 ] [ 2 ]
В письме отцу Моцарт сравнил этот концерт с 16-м концертом ре мажор :
«Я считаю, что оба концерта заставляют попотеть; но си-бемоль по сложности превосходит тот, что в ре». [ 3 ]
Многие пианисты считают это одним из самых сложных фортепианных концертов Моцарта. [ 4 ] Концерт в первую очередь сложен из-за множества паттернов быстрой гаммы, которые необходимо играть идеально, а также из-за множества быстрых паттернов аккордов, движущихся вверх и вниз. Начиная с этого концерта, Моцарт начал использовать термин «грандиозный» для описания своего концерта, такого как K. 450, в котором присутствует выдающаяся и необходимая для ансамбля духовая секция. [ 5 ]
Музыка
[ редактировать ]Концерт состоит из трех частей :
- Аллегро
- Анданте ми ♭ мажор
- Аллегро
Первая часть выполнена в типичной форме сонаты-аллегро . [ 6 ] Средняя часть состоит из темы и двух вариаций . Финал (как обычно у Моцарта) представляет собой сонату-рондо , хотя и с использованием менее распространенной формы ABACABA. [ 7 ] Свидетельством величия Моцарта является то, что, хотя эта часть чрезвычайно сложна с технической точки зрения, она никогда не звучит как «экспонат», призванный продемонстрировать мастерство исполнителя. Некоторые из требований, предъявляемых к пианисту, включают быстрые восходящие-нисходящие арпеджио , скрещивание рук и выделение голоса в сериях полукваверов , широкие прыжки и ближе к концу двуручное тремоло , где солист «сражается» с оркестром. Эта часть входит в число самых сложных произведений, когда-либо написанных Моцартом для клавиатуры.
Саймон Киф отметил современные комментарии эпохи Моцарта о том, как сочинение деревянных духовых инструментов в этом концерте приобрело «новый сложный и утонченный» характер по сравнению с предыдущими клавишными концертами Моцарта. [ 1 ] Элейн Сисман предположила, что Моцарт смоделировал медленную часть на основе темы и вариаций из Симфонии № 75 Йозефа Гайдна . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Киф, Саймон П. (4 ноября 2001 г.). « Совершенно особая манера»: Фортепианный концерт № 14 Моцарта ми-бемоль, K.449, и стилистические последствия конфронтации». Музыка и письма . 82 (4): 559–581. дои : 10.1093/мл/82.4.559 . JSTOR 3526277 .
- ^ Айрон, Клифф; Моцарт, Вольфганг Амадей; Вольф, Кристофер; Захария, Кристиан (1994). «Музыкальные обзоры: Вольфганг Амадей Моцарт: Фортепианные концерты для фортепиано с оркестром. Издания для двух фортепиано. Urtext; под редакцией Кристофа Вольфа и Кристиана Захариаса ». Примечания . Вторая серия. 51 (2). Ассоциация музыкальных библиотек: 733-737. дои : 10.2307/898906 . JSTOR 898906 .
- ^ Хатчингс (стр. 290)
- ^ Стейнберг
- ^ Киф, Саймон П., Кембриджский компаньон Моцарта . Издательство Кембриджского университета (2003, ISBN 0-521-80734-4 ), с. 88.
- ^ Маквей, Диана (апрель 1947 г.). «Концерт: конкурс или сотрудничество?». Музыка и письма . 28 (2): 115–120. дои : 10.1093/мл/XXVIII.2.115 . JSTOR 855524 .
- ^ Портовиц, Адена (декабрь 2001 г.). «Искусство и вкус в последней сонате-рондо Моцарта: два тематических исследования». Журнал музыковедения . 18 (1): 129–149. дои : 10.1525/jm.2001.18.1.129 . ISSN 0277-9269 . JSTOR 10.1525/jm.2001.18.1.129 .
- ^ Меркадо, Марио Р.; Заслав, Нил (июнь 1999 г.). «Рецензия на книгу: Фортепианные концерты Моцарта: текст, контекст, интерпретация Нила Заслава». Примечания . Вторая серия. 55 (4). Ассоциация музыкальных библиотек: 879–883. дои : 10.2307/899584 . JSTOR 899584 .
Источники
[ редактировать ]- Хатчингс, Артур, Компаньон фортепианных концертов Моцарта , Oxford University Press (оригинальная публикация, 1948).
- Стейнберг, Майкл , Концерт: Руководство для слушателя , Оксфорд (1998, ISBN 0-19-510330-0 )
- Киф, Саймон П. (лето 1999 г.). «Драматический диалог в венских фортепианных концертах Моцарта: исследование конкуренции и сотрудничества в трех первых частях» . Музыкальный ежеквартальный журнал . 83 (2): 169–204. дои : 10.1093/mq/83.2.169 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт B KV 450 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в New Mozart Edition.
- Концерт для фортепиано с оркестром № 15 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур