Амадей (фильм)
Амадей | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза Питера Сиса | |
Режиссер | Милош Форман |
Автор сценария | Питер Шаффер |
На основе |
|
Продюсер: | Сол Зэнц |
В главных ролях | |
Кинематография | Мирослав Ондржичек |
Под редакцией | |
Производство компания | |
Распространено |
|
Даты выпуска |
|
Время работы | 161 минута [1] |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 18 миллионов долларов [2] |
Театральная касса | 90 миллионов долларов [3] |
«Амадей» американского периода — биографический драматический фильм 1984 года, снятый Милошем Форманом и адаптированный Питером Шаффером из его одноименной пьесы 1979 года , в свою очередь вдохновленный пьесой Моцарт и Сальери» « Александра Пушкина 1830 года . Действие фильма происходит в Вене , Австрия , во второй половине XVIII века. Это художественная история Вольфганга Амадея Моцарта с момента его отъезда из Зальцбурга, описанная автором фильма как «фантазия на тему Моцарта и Сальери». В саундтреке широко слышна музыка Моцарта. В фильме рассказывается о вымышленном соперничестве между Моцартом и итальянским композитором Антонио Сальери при дворе Иосифа II, императора Священной Римской империи . В фильме снимались Ф. Мюррей Абрахам в роли Сальери и Том Халс в роли Моцарта. Авраам и Халс были номинированы на премию Оскар за лучшую мужскую роль , причем награду получил Авраам.
«Амадей» был выпущен компанией Orion Pictures 19 сентября 1984 года, через тринадцать дней после его мировой премьеры в Лос-Анджелесе 6 сентября 1984 года. После выхода он получил широкое признание и стал кассовым хитом, собрав более 90 миллионов долларов. «Амадеус» был номинирован на 53 награды и получил 40, в том числе восемь премий «Оскар» (включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» ), четыре премии BAFTA, четыре премии «Золотой глобус» (включая «Лучший фильм — драма» и «Лучший режиссер» ) и премию Гильдии режиссеров Америки . за лучшую режиссуру – художественный фильм . По состоянию на 2024 год [update]Это был последний фильм, который был номинирован более чем в одной категории на премию Оскар за лучшую мужскую роль. В 1998 году Американский институт кино поставил его на 53-е место в списке «100 лет... 100 фильмов» . США В 2019 году фильм был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [4] [5] [6]
Сюжет
[ редактировать ]Зимой 1823 года престарелого композитора Антонио Сальери помещают в психиатрическую больницу после попытки самоубийства , во время которой его слуги подслушивают, как он признается в убийстве Вольфганга Амадея Моцарта . Молодой священник отец Фоглер подходит к Сальери и велит ему исповедоваться в своих грехах и обрести покой Божий. Сальери играет незнакомому с ними Фоглеру две свои мелодии, а затем одну из Моцарта, которую священник сразу узнает. Сальери начинает свое признание с того, что боготворил Моцарта с детства. Сальери вспоминает, что он молился Богу, чтобы, если Он позволит Сальери стать знаменитым композитором, он взамен пообещал ему свою верность, целомудрие и трудолюбие. Вскоре после этого его отец, который не поддерживал его музыкальные стремления, поперхнулся едой и умирает, и Сальери воспринимает это как знак того, что Бог принял его обет. К 1774 году Сальери стал придворным композитором императора Иосифа II в Вене.
Семь лет спустя, на приеме в честь покровителя Моцарта, принца-архиепископа Зальцбургского , Сальери с тревогой ожидает встречи со своим кумиром. Догадавшись о его личности, он с потрясением обнаруживает, что необычайно талантливый Моцарт непристойен , глуп и незрел. Сальери, набожный католик, не может понять, почему Бог наделил таким великим даром Моцарта, а не его, и приходит к выводу, что Бог использует талант Моцарта, чтобы сделать Сальери посредственностью. Сальери отрекается от Бога и клянется отомстить Ему, уничтожив Моцарта.
Тем временем алкоголизм Моцарта разрушает его здоровье, брак, финансы и репутацию при дворе, хотя он продолжает создавать блестящие работы. Сальери нанимает молодую девушку в качестве горничной к Моцарту и тем самым обнаруживает, что Моцарт работает над оперой по пьесе « Женитьба Фигаро» , которую император запретил из-за ее подрывной темы. Когда Моцарта вызывают в суд для объяснений, ему удается убедить Императора разрешить премьеру его оперы , несмотря на попытки Сальери саботировать. Когда Моцарту сообщают, что его отец умер, он пишет «Дон Жуана» в горе .
Сальери признает мертвого командира в опере символом отца Моцарта и придумывает схему: он заставляет Моцарта поверить, что его отец восстал, чтобы заказать Реквием . Затем он планирует убить Моцарта, как только произведение будет закончено, и представить его на похоронах Моцарта, объявив произведение своим собственным, заставляя Бога слушать, как восхваляют Сальери. Тем временем друг Моцарта Эмануэль Шиканедер предлагает ему написать оперу для своего театра. Моцарт соглашается, несмотря на настойчивые требования его жены Констанции закончить Реквием , поскольку опера — более рискованное предприятие. Поспорив с Моцартом, Констанца уезжает с маленьким сыном Карлом .
Опера, о которой идет речь, «Волшебная флейта» , имеет большой успех, но переутомленный Моцарт теряет сознание во время одного выступления. Сальери забирает его домой и уговаривает продолжить писать Реквием , предлагая взять под диктовку прикованного к постели Моцарта; они вместе закладывают начало Конфутатис . На следующее утро Моцарт благодарит Сальери за дружбу, и Сальери признает, что Моцарт — величайший композитор, которого он знает. Констанца возвращается и, потрясенная тем, что Моцарт работает с Сальери, требует, чтобы Сальери немедленно ушел. Убрав Реквием в шкаф, она обнаруживает, что Моцарт скончался; его бесцеремонно похоронили в братской могиле.
Еще в 1823 году Фоглер был слишком потрясен, чтобы оправдать Сальери; Затем Сальери предполагает, что Бог предпочел уничтожить Своего возлюбленного Моцарта, чем позволить Сальери разделить хоть малейшую часть своей славы. Он называет себя «покровителем» посредственностей; он обещает с горькой иронией говорить от имени Фоглера и других посредственностей мира перед Богом. Когда Сальери катят по коридору, освобождая других пациентов больницы от их недостатков, в воздухе раздается смех Моцарта.
Бросать
[ редактировать ]- Ф. Мюррей Абрахам в роли Антонио Сальери
- Мартин Кавани в роли молодого Сальери
- Том Халс в роли Вольфганга Амадея Моцарта
- Мирослав Секера в роли молодого Моцарта
- Элизабет Берридж в роли Констанции Моцарт
- Рой Дотрис в роли Леопольда Моцарта
- Саймон Кэллоу в роли Эмануэля Шиканедера
- Кристин Эберсол в роли Катерины Кавальери
- Джеффри Джонс в роли императора Иосифа II
- Чарльз Кей, как граф Орсини-Розенберг
- Кеннет Макмиллан в роли Майкла Шлюмберже (режиссёрская версия)
- Кенни Бейкер в роли пародийного коммендатора
- Лизабет Бартлетт в роли Папагены
- Барбара Брин в роли фрау Вебер - скандальной хозяйки Моцарта, а затем тещи.
- Родерик Кук в роли графа фон Штрака
- Милан Демьяненко в роли Карла Моцарта
- Питер ДиДжезу в роли Франческо Сальери
- Микеле Эспозито в роли ученика Сальери (режиссёрская версия)
- Ричард Франк, как отец Фоглер
- Патрик Хайнс — капельмейстер Джузеппе Бонно
- Николас Кепрос — граф Иероним фон Коллоредо , принц-архиепископ Зальцбургский
- Филипп Ленковский — слуга Сальери
- Герман Меклер, как священник
- Джонатан Мур, как барон ван Свитен
- Синтия Никсон — Лорл, горничная Моцарта
- Брайан Петтифер — санитар
- Винсент Скьявелли — камердинер Сальери
- Дуглас Сил — граф Арко, советник Иосифа II
- Кэсси Стюарт в роли Гертруды Шлюмберже (режиссёрская версия)
- Джон Штраус — дирижер
- Карл-Хайнц Тойбер — продавец париков
- Рита Зохар в роли фрау Шлюмберже (режиссёрская версия)
Производство
[ редактировать ]Кеннет Брана пишет в своей автобиографии «Начало» , что он был одним из финалистов на роль Моцарта, но был исключен из рассмотрения, когда Форман решил снять фильм с американским актерским составом. [7] Марк Хэмилл , который заменил Тима Карри в роли Моцарта ближе к концу бродвейского показа спектакля, читал со многими актрисами, прослушивавшимися на роль жены Моцарта Констанцы. Однако Форман в конечном итоге решил не брать его на роль из-за его связи с персонажем Люка Скайуокера , чувствуя, что зрители не поверят ему как композитору. [8] Мег Тилли была выбрана на роль жены Моцарта Констанцы, но за день до начала съемок она порвала связку на ноге. [9] Ее заменила Элизабет Берридж . Саймон Кэллоу , сыгравший Моцарта в оригинальной лондонской постановке « Амадея» , был выбран на роль Эмануэля Шиканедера , либреттиста « Волшебной флейты» .
Фильм снимался на натуре в Праге. [10] и Кромержиж . [11] Форману удалось снять сцены в театре графа Ностица пражском , где два столетия назад дебютировали «Дон Жуан» и «Милосердие Тита» . [12] Еще несколько сцен были сняты в студии Баррандова и в здании Инвалидовны , бывшем «отеле инвалидов», построенном в 1731–1737 годах. [13]
Форман сотрудничал с американским хореографом Твайлой Тарп . [14]
Сообщается, что Том Халс использовал перепады настроения Джона Макинроя как источник вдохновения для изображения непредсказуемого гения Моцарта. Он утверждал, что не слышал фирменного смеха Моцарта, пока не выпил бутылку виски. [9] [15]
Прием
[ редактировать ]Критический прием
[ редактировать ]Amadeus имеет оценку 89% на агрегаторе обзоров Rotten Tomatoes на основе 151 обзора со средней оценкой 8,9 из 10. В консенсусе сайта говорится: « Амадея Вольности с историей могут кого-то раздражать, но творческий брак Милоша Формана и Питера Шаффера порождает божественно-дьявольский миф о гениальности и посредственности, подкрепленный вдохновенным подбором актеров и восторженной музыкой Моцарта». [16]
Поставив фильму четыре звезды из четырех, Роджер Эберт признал, что это была одна из «самых рискованных авантюр, на которые режиссер пошел за долгое время», но добавил, что «в этом подходе нет ничего дешевого или недостойного», и в конечном итоге пришел к выводу, что это был «великолепный фильм, полный, нежный, забавный и очаровательный». [17] Позже Эберт добавил этот фильм в свой список великих фильмов. [17] Питер Трэверс из журнала People сказал, что «Халс и Авраам разделяют двойной триумф в фильме, который считается провокационным и потрясающим достижением». [18] Стэнли Кауфманн из The New Republic включил его в свой список фильмов, которые стоит посмотреть. [19]
В одном отрицательном обзоре Тодд Маккарти из Variety сказал, что, несмотря на «отличный материал и темы для работы, а также задействован такой талантливый человек», «статус и сила, которыми произведение обладало на сцене, заметно уменьшились» в экранизации. [20] Многие исторические неточности в фильме вызвали критику со стороны историков музыки. [21] [22]
Театральная касса
[ редактировать ]Фильм собрал 52 миллиона долларов в США и Канаде. [2] и к ноябрю 1985 года, еще находясь в зарубежных кинотеатрах, на сегодняшний день собрал более 90 миллионов долларов по всему миру. [3]
Похвалы
[ редактировать ]Фильм был номинирован на одиннадцать премий Оскар , выиграв восемь (включая лучший фильм ). По окончании церемонии вручения премии «Оскар» Лоуренс Оливье вышел на сцену, чтобы вручить «Оскар» за лучший фильм. Поблагодарив академию за приглашение, Оливье уже открывал конверт. Вместо того, чтобы объявить номинантов, он просто прочитал: «Победителем стал Амадей ». Представитель AMPAS быстро вышел на сцену, чтобы подтвердить победителя, и дал понять, что все в порядке, прежде чем Оливье вручил награду продюсеру Солу Зэнцу . Оливье (на 78-м году жизни) болел много лет и именно из-за легкого слабоумия забыл прочитать номинантов. [23] Затем Зэнц поблагодарил Оливье, сказав, что для него большая честь получить от него награду: [24] прежде чем упомянуть других номинантов в своей вступительной речи: «Поля смерти» , «Путешествие в Индию» , «Места в сердце» и «История солдата» . Морис Жарр получил награду за лучшую оригинальную музыку за музыку к «Проходу в Индию» . В своей благодарственной речи Жарр заметил: «Мне повезло, что Моцарт не получил право на получение награды в этом году». [25]
Этот фильм вместе с «Английский пациент» , «Повелитель бури» , «Художник» и «Бердмэн» - единственные победители в номинации «Лучший фильм», которые никогда не входили в пятерку лучших кассовых сборов выходного дня после того, как рейтинги начали фиксироваться в 1982 году. [26] [27] [28] [29] Фильм занял 6-е место в восьмой уик-энд в кинотеатрах. Сол Зэнц продюсировал «Амадеуса» и «Английского пациента» .
Историчность
[ редактировать ]С самого начала писатель Питер Шаффер и режиссер Милош Форман открыто заявляли о своем желании создать развлекательную драму, лишь частично основанную на реальности, называя произведение «фантазией на тему Моцарта и Сальери». [44]
Идею вражды между Моцартом и Сальери популяризировал Александр Пушкин в 1830 году в пьесе «Моцарт и Сальери» . В нем Сальери убивает Моцарта на сцене. пьеса была превращена в оперу Моцарт и Сальери» . « Николая Римского-Корсакова 67 лет спустя [44] который, в свою очередь, получил первую экранизацию режиссера немого кино Виктора Туржанского в 1914 году. [45]
Еще одним важным отличием в фильме является изображение Сальери как набожного одиночки, пойманного в ловушку обета целомудрия, хотя на самом деле он был женатым семьянином, имеющим восемь детей и по крайней мере одну любовницу. [22]
Анонимный благотворитель действительно поручил Моцарту сочинить Реквием. В действительности покровителем оказался граф Франц фон Вальсегг , скорбевший после смерти жены. [46]
Альтернативная версия
[ редактировать ]Премьера фильма «Амадей» состоялась в 1984 году как фильм с рейтингом PG и продолжительностью 161 минута. Режиссер Милош Форман представил версию с рейтингом R, содержащую почти 20 минут восстановленного материала. Эта версия была выпущена студиями как режиссерская версия 24 сентября 2002 года. [47] Форман объяснил, почему эти сцены вообще были вырезаны, в дополнительном материале 1995 года к роскошному лазерному диску Pioneer. в 2002 году он объяснил, почему сцены в конечном итоге были восстановлены Однако в последующем интервью The AV Club :
Когда вы заканчиваете фильм до того, как его увидит первая платящая аудитория, вы не имеете ни малейшего представления. Вы не знаете, добились ли вы успеха или провала, когда дело доходит до кассовых сборов. А в 80-х, при участии MTV , мы снимаем трехчасовой фильм о классической музыке, с длинными именами, париками и костюмами. Не забывайте, что по этим причинам ни одна крупная студия не захотела финансировать фильм. Поэтому мы сказали: «Ну, мы не хотим слишком сильно напрягать терпение аудитории». Все, что не было напрямую связано с сюжетом, я просто вырезал. Но это было обоюдное решение [ограничить время показа]. Я сам хотел лучшей жизни для фильма... Что ж, как только мы перевыпустим его на DVD, неважно, будет ли он длиться два часа 40 минут или три часа. Так почему бы нам не сделать тот вариант, который был написан в сценарии? [48]
Музыка
[ редактировать ]
Фильмы
[ редактировать ]- Музыка дирижируется и контролируется Невиллом Марринером.
- Музыкальный руководитель: Джон Штраусс
- Оркестр: Академия Святого Мартина в полях под управлением Невилла Марринера.
- Хоры
- Академический хор Святого Мартина в полях под управлением Ласло Хелтая
- Хор Амброзианской оперы под управлением Джона Маккарти.
- Хористы Вестминстерского аббатства под управлением Саймона Престона
- Инструментальные солисты
- Концерт для фортепиано с оркестром № 22 ми-бемоль мажор, К. 482 : Иван Моравец
- Концерт для фортепиано с оркестром № 20 ре минор, K. 466 : Имоджен Купер
- Адажио до минор для стеклянной гармоники, К. 617 : Томас Блох с «Виртуозами Брюсселя» под управлением Марка Граувелса
- Пародийные фоны: Симфонический хор Сан-Франциско.
- «Caro mio ben» Джузеппе Джордани : Микеле Эспозито, сопрано
Запись оригинального саундтрека
[ редактировать ]Альбом саундтреков [49] достиг № 1 в чарте классических альбомов Billboard , № 56 в чарте популярных альбомов Billboard, было продано более 6,5 миллионов копий и получено тринадцать золотых дисков , что сделало его одной из самых популярных записей классической музыки всех времен. [50] В 1984 году он получил премию Грэмми как лучший классический альбом. [51]
- Диск 1
- Моцарт: Симфония № 25 соль минор, К. 183 , 1-я часть
- Джованни Баттиста Перголези : Stabat Mater : «Когда тело умирает» и «Аминь».
- Цыганская музыка начала XVIII века: Бубак и Хунгарикус
- Моцарт: Серенада для духовых инструментов си-бемоль мажор, К. 361 , 3-я часть
- Моцарт: Похищение из сераля , К. 384 , Турецкий финал
- Моцарт: Симфония № 29 ля мажор, К. 201 , 1-я часть
- Моцарт: Концерт для двух фортепиано ми-бемоль мажор, К. 365 , 3-я часть
- Моцарт: Большая месса до минор, К. 427 , Кирие
- Моцарт: Концертная симфония ми-бемоль мажор, К. 364 , 1-я часть
- Моцарт: Концерт для фортепиано с оркестром № 15 си-бемоль, К. 450 , 3-я часть
- Диск 2
- Моцарт: Концерт для фортепиано с оркестром № 22 ми-бемоль мажор, К. 482 , 3-я часть
- Моцарт: Женитьба Фигаро , К. 492 , Акт III, «Экко ла Марсия»
- Моцарт: Женитьба Фигаро , К. 492, акт IV, «Ах, тутти контенти»
- Моцарт: Дон Жуан , К. 527 , акт II, сцена Командора
- Моцарт: Зайде , К. 344 , Ария «Покойся нежно»
- Моцарт: Реквием, К. 626 , Introitus (оркестровое вступление)
- Моцарт: Реквием, К. 626, Дни гнева
- Моцарт: Реквием, К. 626, Король огромного величия
- Моцарт: Реквием, К. 626, Конфутатис
- Моцарт: Реквием, К. 626, Лакримоза
- Моцарт: Концерт для фортепиано с оркестром № 20 ре минор, К. 466 , 2-я часть
Все треки альбома были исполнены специально для фильма. Согласно комментариям Формана и Шаффера к фильму, Марринер согласился написать музыку к фильму, если музыка Моцарта будет полностью отличаться от оригинальной партитуры. Марринер действительно добавил к музыке Сальери некоторые нотки, которые заметны в начале фильма, когда Сальери начинает свою исповедь.
Ария «Руэ санфт» из оперы «Зайде» в фильме не появляется.
Графики
[ редактировать ]Недельные графики[ редактировать ]
| Графики на конец года[ редактировать ]
|
Больше музыки из оригинального саундтрека
[ редактировать ]В 1985 году был выпущен дополнительный альбом под названием More Music from the Original Soundtrack of the Film Amadeus, содержащий дополнительные отрывки музыки, которые не были включены в оригинальный саундтрек. [65]
- Моцарт: Волшебная флейта , К. 620 , Увертюра
- Моцарт: Волшебная флейта , К. 620, действие 2, ария Царицы Ночи
- Моцарт: Масонская похоронная музыка, К. 477
- Моцарт: Концерт для фортепиано с оркестром № 20 ре минор, К. 466 , 1-я часть
- Антонио Сальери: Аксур, король Ормуса , финал
- Моцарт: Eine kleine Nachtmusik (Серенада № 13 для струнных соль мажор), K. 525 , 1-я часть в переложении для октета деревянных духовых инструментов Грэма Шина
- Моцарт: Концерт для флейты и арфы до мажор, К. 299 , 2-я часть
- Моцарт: Шесть немецких танцев (№№ 1–3), К. 509
- Джузеппе Джордани : «Мой дорогой друг»
- Моцарт: Похищение из сераля , К. 384 , Хор янычар (Аранж.) и «Я хотел бы быть кайзером» («Немецкая военная песня»), К. 539 (Аранж.)
Первоначально предполагалось, что масонская похоронная музыка будет звучать в заключительных титрах, но в фильме она была заменена второй частью Фортепианного концерта № 20 ре минор. [66] (включен в запись оригинального саундтрека).
Саундтрек к режиссерской версии
[ редактировать ]В 2002 году, одновременно с выпуском режиссерской версии фильма, саундтрек был обновлен с использованием 24-битной кодировки и переиздан под названием Special Edition: The Director's Cut - Newly Remastered Original Soundtrack Recording на двух компакт-дисках из 24-каратного золота. [67] Он содержит большую часть музыки из двух предыдущих выпусков, но со следующими отличиями.
В этот выпуск были добавлены следующие фрагменты:
- Приветственный марш Сальери превратился в « Non più andrai » из «Женитьбы Фигаро» (включает диалоги из фильма)
- Адажио до минор для стеклянной гармошки, K. 617 (из новой записи 2001 года)
Следующие произведения, ранее выпущенные на More Music from the Original Soundtrack of the Film Amadeus , не были включены:
- Масонская похоронная музыка, К. 477
- Шесть немецких танцев (№ 1–3), К. 509.
Сериал
[ редактировать ]Адаптация телесериала оригинальной пьесы Шаффера с Уиллом Шарпом и Полом Беттани в главных ролях выйдет в эфир на канале Sky TV в конце 2024 года. [68]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Связан с Альбертом Финни в фильме «Под вулканом» .
- ^ Посмертная номинация.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Амадей» . Британский совет классификации фильмов . Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 года . Проверено 13 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Амадеус (1984) – Финансовая информация» . Числа . Архивировано из оригинала 12 февраля 2018 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уоткинс, Роджер (20 ноября 1985 г.). «Зэнц высоко оценивает внутренние сделки, поскольку БО «Амадеуса» превышает 90 миллионов долларов» . Разнообразие . п. 6.
- ^ Тартальоне, Нанси (11 декабря 2019 г.). «Национальный реестр фильмов добавил «Пурпурный дождь», «Клерки», «Газовый свет» и многое другое; «Мальчики не плачут» — одна из семи рекордных фотографий женщин-хельмерс» . Крайний срок Голливуд . Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ «Женщины правят, Национальный реестр фильмов 2019 года» . Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 года . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Брана, Кеннет (1990). Начало . Нью-Йорк: Нортон. стр. 105–109 . ISBN 978-0-393-02862-1 . OCLC 20669813 .
- ^ Брэди, Тара (25 ноября 2017 г.). «Марк Хэмилл: «Если бы мне пришлось подняться на Скеллиг, я бы остался на вершине» » . Ирландские Таймс . Дублин . Архивировано из оригинала 17 мая 2021 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Создание Амадея . DVD. Warner Bros Pictures, 2001. 20 мин.
- ^ «Прага в кино» . Городской туризм Праги . Архивировано из оригинала 17 января 2018 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ «Замок и знаменитый фильм Амадей » . Город Кромержиж (на чешском языке). Архивировано из оригинала 5 июля 2018 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ «История усадебного театра» . Усадебный театр Моцарта Прага . Архивировано из оригинала 29 ноября 2021 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ « Амадеуса Кинолокации » . Всемирный путеводитель по местам съемок фильмов . Архивировано из оригинала 18 мая 2016 года.
- ^ Риф, Джордан (2 октября 2015 г.). «Твайла Тарп вспоминает Амадея , Джина Келли и Барышникова, отмечая 50-летие» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 17 января 2018 года . Проверено 17 января 2018 г.
- ^ Бротон, Крис (23 октября 2023 г.). « Джон Макинрой был моей точкой отсчета»: как мы сняли хит Моцарта «Амадей» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 23 октября 2023 года . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ «Амадей» . Гнилые помидоры . Архивировано из оригинала 30 мая 2022 года . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эберт, Роджер (8 сентября 1984 г.). «Амадей» . Чикаго Сан-Таймс . Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 года . Получено 16 сентября 2018 г. - через RogerEbert.com.
- ^ Трэверс, Питер (1 октября 1984 г.). "Экран" . Люди . 22 (14): 14. Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ Кауфманн, Стэнли (29 октября 1984 г.). «Фильмы, которые стоит посмотреть» . Новая Республика . Том. 191, нет. 17. С. 24–26. Архивировано из оригинала 9 февраля 2024 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ Маккарти, Тодд (5 сентября 1984 г.). «Амадей» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ Учебное пособие по произведению Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери «Амадей» . Гейл, Cengage Learning. ISBN 978-1-4103-9260-2 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2024 года . Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б фон Тунзельманн, Алекс (22 октября 2009 г.). « Амадей : пердежные шутки не могут скрыть, насколько это до смешного неправильно» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 5 августа 2019 года . Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ Оливье , Терри Коулман, 2005, с. 484
- ^ «Речи на церемонии вручения премии Оскар» . Академия кинематографических искусств и наук . 25 марта 1985 года. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 24 февраля 2011 г.
- ^ Ваксман, Шэрон (21 марта 1999 г.). «Речь на вручении Оскара: по большому счету, это утраченное искусство» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ « «Английский пациент» Результаты кассовых сборов фильма за выходные» . Касса Моджо . Архивировано из оригинала 6 октября 2018 года . Проверено 15 марта 2008 г.
- ^ « Amadeus Результаты кассовых сборов за выходные» . Касса Моджо . Архивировано из оригинала 14 июля 2019 года . Проверено 15 марта 2008 г.
- ^ « Hurt Locker Результаты кассовых сборов на выходных» . Касса Моджо . Архивировано из оригинала 11 июня 2010 года . Проверено 4 мая 2010 г.
- ^ « Birdman Результаты кассовых сборов за выходные» . Касса Моджо . Архивировано из оригинала 3 марта 2015 года . Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ «Номинанты и победители 57-й церемонии вручения премии Оскар (1985)» . Академия кинематографических искусств и наук . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 13 октября 2011 г.
- ^ «Амадей (1984)» . Отдел кино и телевидения The New York Times . Архивировано из оригинала 14 сентября 2008 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Мортон, Рэй (2011). Амадей: Серия «Музыка в кино» . Выпуски «Лаймлайт». ISBN 978-0-8791-0417-7 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2024 года . Проверено 21 сентября 2018 г.
- ^ «100 лет AFI… 100 фильмов» . Американский институт кино . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ «Премия Артиоса 1985 года» . Кастинговое общество Америки . Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ «Премия BAFTA: фильм 1986 года» . Премия Британской киноакадемии . Архивировано из оригинала 17 августа 2020 года . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ «Лучшая операторская работа в художественном фильме» (PDF) . Британское общество кинематографистов . Архивировано (PDF) из оригинала 4 июня 2021 г. Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ «Церемония Цезаря 1985 года» . Награды «Сезар» . Архивировано из оригинала 4 августа 2021 года . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «37-я ежегодная премия DGA» . Премия Гильдии режиссеров Америки . Архивировано из оригинала 28 января 2022 года . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «Амадей» . Премия «Золотой глобус» . Архивировано из оригинала 30 июля 2021 года . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «Лауреаты премии KCFCC – 1980–89» . Круг кинокритиков Канзас-Сити. 14 декабря 2013 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 г. Проверено 15 мая 2021 г.
- ^ «10-я ежегодная церемония вручения наград Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса» . Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса . Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ «Продукты Зала кинославы» . Ассоциация онлайн-кино и телевидения. Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года . Проверено 15 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бертон-Хилл, Клеменси (24 февраля 2015 г.). «В чем ошибается Амадей» . BBC Культура . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ «Религия и персонажи в Симфонии любви и смерти (1914)» . Религия из комиксов . Архивировано из оригинала 13 ноября 2021 года . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ «Амадей: Странно, но факт» . Историк идет в кино . 14 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Индвик, Курт (3 июля 2002 г.). «Первая видеолиния премиум-класса Warner Bows» . Hive4Media . Архивировано из оригинала 28 августа 2002 года . Проверено 12 сентября 2019 г.
- ^ Робинсон, Таша (24 апреля 2002 г.). «Милош Форман» . АВ-клуб . Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ «Вольфганг Амадей Моцарт – Невилл Марринер, Академия Святого Мартина в полях – Амадей (оригинальная запись саундтрека)» . Дискогс . 1984. Архивировано из оригинала 27 октября 2016 года . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ «Саундтрек Амадеуса» . Академия Святого Мартина в полях . Архивировано из оригинала 1 октября 2016 года . Проверено 30 сентября 2016 г.
- ^ «Прошлые победители: 1984 – 27-я ежегодная премия Грэмми» . ГРЭММИ.org . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Кент, Дэвид (1993). Австралийский картографический справочник 1970–1992 годов (иллюстрированное издание). Сент-Айвс, Новый Южный Уэльс: Австралийский картографический справочник. п. 283. ИСБН 978-0-6461-1917-5 .
- ^ "Ultratop.be - Саундтрек / Невилл Марринер - Амадей" (на голландском языке). Хунг Медиен. Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Лучшие альбомы RPM: выпуск 9645» . Об/мин . Библиотека и архивы Канады . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ "Dutchcharts.nl - Саундтрек / Невилл Марринер - Амадей" (на голландском языке). Хунг Медиен. Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «100 лучших альбомов Европы» (PDF) . Евротиплист . Том. 2, нет. 19. 13 мая 1985. с. 16. Архивировано (PDF) из оригинала 28 декабря 2021 г. Получено 3 февраля 2022 г. - через World Radio History.
- ^ Пеннанен, Тимо (2021). «Саундтреки». Содержит хит - 2-я часть. Записи и исполнители в музыкальных чартах Финляндии 1.1.1960–30.6.2021 (PDF) (на финском языке). Хельсинки: Издательство «Отава». стр. 290. Архивировано (PDF) из оригинала 22 января 2022 г. . Проверено 27 июля 2023 г.
- ^ "Lescharts.com - Саундтрек / Невилл Марринер - Амадей" . Хунг Медиен. Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ "Charts.nz - Саундтрек / Невилл Марринер - Амадей" . Хунг Медиен. Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ "Swedishcharts.com - Саундтрек / Невилл Марринер - Амадей" . Хунг Медиен. Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ "Swisscharts.com - Саундтрек / Невилл Марринер - Амадей" . Хунг Медиен. Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ "Топ-100 официальных альбомов" . Официальная чартерная компания . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ "История чарта саундтреков ( Billboard 200)" . Рекламный щит . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Самые продаваемые альбомы 1985 года — официальный музыкальный чарт Новой Зеландии» . Записанная музыка Новая Зеландия . Архивировано из оригинала 4 июля 2019 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Сэр Невилл Марринер, Академия Святого Мартина в полях - Амадей (Еще музыка из оригинального саундтрека к фильму)» . Дискогс . 1985. Архивировано из оригинала 27 октября 2016 года . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ↑ Больше музыки из оригинального саундтрека к фильму «Амадей» , примечания к альбому.
- ^ «Сэр Невилл Марринер, Академия Святого Мартина в полях - Амадей (запись оригинального саундтрека - специальное издание: режиссерская версия)» . Дискогс . Архивировано из оригинала 27 октября 2016 года . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ «Пол Беттани сыграет напротив Уилла Шарпа в ограниченном сериале Sky «Амадеус» » . Крайний срок. 9 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1984 года
- Англоязычные фильмы 1980-х годов
- Драматические фильмы 1984 года
- Американские драматические фильмы
- Американские фильмы по пьесам
- Победители BAFTA (фильмы)
- Лауреаты премии «Золотой глобус» за лучший драматический фильм
- Лауреаты премии «Сезар» за лучший иностранный фильм
- Лауреаты премии Оскар за лучший фильм
- Художественная литература с ненадежными рассказчиками
- Фильмы о классической музыке и музыкантах
- Фильмы о композиторах
- Фильмы по пьесам Питера Шаффера
- Фильмы Милоша Формана
- Фильмы с участием актеров, удостоенных премии Оскар за лучшую мужскую роль
- Фильмы с участием лучшего драматического актера, получившего «Золотой глобус»
- Фильмы продюсера Сола Зэнца
- Фильмы, действие которых происходит в 1774 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1780-х годах.
- Фильмы, действие которых происходит в 1790-х годах.
- Фильмы, действие которых происходит в 1823 году.
- Фильмы, действие которых происходит в Вене
- Фильмы, снятые в Вене
- Фильмы, получившие премию Оскар за лучший грим
- Фильмы, получившие премию Американской киноакадемии за лучший дизайн костюмов
- Фильмы, получившие премию Академии за лучшее сведение звука
- Фильмы, художественный руководитель которых получил премию Американской киноакадемии за лучшую художественную постановку
- Фильмы, режиссёр которых получил премию Американской киноакадемии за лучшую режиссуру
- Фильмы, режиссёр которых получил «Золотой глобус» за лучшую режиссуру
- Фильмы, сценарист которых получил премию Американской киноакадемии за лучший адаптированный сценарий
- Фильмы о Вольфганге Амадее Моцарте
- Культурные изображения Антонио Сальери
- Культурные изображения Иосифа II, императора Священной Римской империи
- Фильмы, снятые в Праге.
- Фильмы Национального реестра фильмов США
- Американские фильмы 1980-х годов