Особый день
Особый день | |
---|---|
![]() Постер итальянского фильма | |
итальянский | Особый день |
Режиссер | Школа Гектора |
Написал | Руджеро Маккари Школа Гектора Маурицио Костанцо |
Продюсер: | Карло Понти |
В главных ролях | Софи Лорен Марчелло Мастроянни |
Кинематография | Паскуалино Де Сантис |
Под редакцией | Раймондо Крочиани |
Музыка | Армандо Тровайоли |
Производство компании | Кинокомпания Чемпион Канафокс Фильмы |
Распространено | Золотой фильм (Италия) |
Даты выпуска |
|
Время работы | 106 минут |
Страны | Италия Канада [ 1 ] |
Язык | итальянский |
Особый день ( итальянский : Una giornata particolare ) — драматический фильм 1977 года, снятый и написанный в соавторстве с Этторе Скола , продюсером которого выступил Карло Понти , с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях . Действие фильма разворачивается в Риме в 1938 году. Его повествование повествует о домохозяйке (Лорен) и ее соседке (Мастроянни), которые остаются дома в тот день, когда Адольф Гитлер посещает Бенито Муссолини .
Темы, затронутые в фильме, включают гендерные роли , фашизм и преследование гомосексуалистов при режиме Муссолини.
Итало-канадец [ 1 ] совместное производство , премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 1977 года . Он получил несколько наград и номинаций, в том числе премию Давида ди Донателло за лучшую режиссуру (Скола) и лучшую женскую роль (Лорен), « Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке и две номинации на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и лучшую мужскую роль (Мастроянни). .
В 2008 году фильм был включен Министерством культурного наследия Италии в список 100 итальянских фильмов, подлежащих сохранению , — список из 100 фильмов, которые «изменили коллективную память страны в период с 1942 по 1978 год». [ 2 ]
Сюжет
[ редактировать ]
4 мая 1938 года, в день, когда Гитлер навещает Муссолини в Риме, Антониетта, наивная, сентиментальная и перегруженная работой домохозяйка, остается дома, выполняя свои обычные домашние дела, в то время как ее фашистский муж Эмануэле и их шестеро избалованных детей выходят на улицу, чтобы последовать за ним. парад. Здание пустует, если не считать смотрителя Паулетты и соседа по комплексу, обаятельного мужчины по имени Габриэле. Он радиоведущий, которого уволили с работы и собираются депортировать на Сардинию из-за его гомосексуализма и предполагаемой антифашистской позиции.
После того, как семейная майна убегает из квартиры и вылетает за окно Габриэле, Антониетта появляется у его двери и просит впустить ее, чтобы добраться до птицы. Габриэле помешали совершить попытку самоубийства , но она помогает спасти майну, предлагая ей еду, и этот эпизод ее забавляет. Антониетта удивлена его поведением и, не подозревая о его сексуальной ориентации, флиртует и танцует румбу с ним .
Несмотря на различия, они относятся друг к другу с теплотой. Паулетта предупреждает Антониетту, что Габриэле — антифашистка , что Антониетта считает презренным. В конце концов Габриэле открывается и признается, что его уволили, потому что он гомосексуал. Антониетта рассказывает ему о своих проблемах с высокомерным и неверным мужем; который, по ее словам, отдал предпочтение образованной женщине.
В ходе взаимодействия и разговора каждый понимает, что другой угнетается социальными и правительственными условиями, и у него формируется новое впечатление, отличное от того, которое они сначала произвели друг о друге. В результате они занимаются сексом, но по разным причинам. Габриэле объясняет, что это ничего не меняет; как и Антониетта. (Однако позже, когда ее сын напоминает матери обо всех газетных вырезках, которые она получит с парада для своей коллекции альбомов, на лице Антониетты появляется выражение легкого безразличия.) Вскоре после их интимной встречи семья Антониетты возвращается домой, и Габриэле арестован.
В конце Антониетта садится возле окна и начинает читать книгу, подаренную ей Габриэле ( «Три мушкетера »). Она наблюдает, как ее возлюбленный покидает комплекс в сопровождении фашистских полицейских, прежде чем выключить свет и лечь спать: там ее ждет ее муж, чтобы родить седьмого ребенка, которого он хочет назвать Адольфо .
Бросать
[ редактировать ]- Софи Лорен в роли Антониетты Табери
- Марчелло Мастроянни в роли Габриэле
- Джон Вернон в роли Эмануэле Табери
- Франсуаза Берд — Паулетта, смотрительница
- Патриция Бассо в роли Романы Табери
- Тициано Де Персио в роли Арнальдо Табери
- Маурицио Ди Паолантонио в роли Фабио Табери
- Антонио Гарибальди в роли Литторио Табери
- Витторио Геррьери в роли Умберто Табери
- Алессандра Муссолини в роли Марии Луизы Табери
- Николь Маньи — дочь офицера
Темы
[ редактировать ]Большая часть тем фильма вращается вокруг гендерных ролей и модели мужественности в фашистской Италии . Антониетта — donna madre , фигура матери, которая выполняет свои женские обязанности в режиме, имея шестерых детей, и может похвастаться, что еще один ребенок обеспечит ей государственную премию, установленную для многодетных семей в 1933 году. [ 3 ] Фашистский режим приравнивает гомосексуальность к депопуляции, и таким образом Габриэле подозревают в измене. [ 4 ] Мерой против этого стал налог на холостяков 1926 года, и Габриэле приходится его платить. [ 5 ] Хотя мать-домохозяйка и сосед-гомосексуал кажутся невероятной парой, режим сводит их к минимуму и находят утешение и некоторую симпатию друг в друге. [ 6 ] В конце фильма семейная жизнь продолжится как обычно, но пробудится «внутреннее сопротивление» фашизму. [ 7 ]
Производство
[ редактировать ]
Маурицио Костанцо , Руджеро Маккари и Этторе Скола написали сценарий после того, как Маккари узнал об инциденте в фашистской Италии , когда гомосексуалисты были арестованы и доставлены на Сардинию . В частности, источником вдохновения для этой истории послужила история телеведущего Нунцио Филогамо , поскольку Филогамо всегда должен был иметь при себе сертификат, подтверждающий, что он не гомосексуалист. [ 8 ]
Актеры, выбранные на роли, бросили вызов типовому кастингу , поскольку Марчелло Мастроянни в предыдущих ролях часто воспринимался как «прообраз итальянского любителя латиноамериканской музыки », а Софи Лорен воспринималась как сексуальная итальянская знаменитость. [ 6 ] Наряду с «Колокольчик Антонио» и «Я не хочу об этом говорить » это одна из ролей Мастроянни, критикующая итальянскую мужскую фигуру как некомпетентного персонажа, отстающего от развивающегося общества. [ 9 ]
Из-за большого количества новостей о визите Гитлера в Рим в 1938 году у создателей фильма было достаточно материала для написания сценария. [ 8 ] Общественный фильм « Поездка фюрера в Италию» был специально подготовлен для съемок. [ 7 ] Столкнувшись с отсутствием финансирования со стороны итальянских продюсеров, создатели фильма убедили инвесторов в Канаде поддержать проект. [ 10 ] компания Canafox, базирующаяся в Монреале . Сопродюсером выступила [ 11 ] [ 12 ]
В фильме использован ряд необычных кинематографических приемов. Длинная сцена знакомит с Антониеттой и ее семьей: камера проникает через кухонное окно и перемещается в комнаты. [ 13 ] Глубокий фокус используется в сцене, в которой камера находится в комнате Антониетты вместе с ней в кадре, а через отдаленное окно одновременно можно увидеть, как Габриэле движется в своем доме в том же кадре. [ 14 ] При постобработке к фильму была применена кинематографическая цветокоррекция, чтобы придать ему приглушенные тона сепии.
Выпускать
[ редактировать ]Фильм был показан на Каннском кинофестивале в мае 1977 года. [ 15 ] Он также играл в Нью-Йорке в сентябре 1977 года. [ 16 ]
Прием
[ редактировать ]Критический ответ
[ редактировать ]Сразу после выхода фильм получил похвалы критиков в Италии и по всей Европе. [ 8 ] Особый день имеет рейтинг одобрения 100% на агрегаторе обзоров сайте- Rotten Tomatoes на основе 10 обзоров и средний рейтинг 8/10. [ 17 ]
Винсент Кэнби , писавший для The New York Times , высоко оценил юмор и человечность фильма. [ 16 ] В обзоре New York говорится, что, хотя знаменитости Софи Лорен и Марчелло Мастроянни привлекали бы публику, они были слишком гламурны, чтобы играть своих персонажей, и поэтому фильм не получился. [ 18 ]
В 2008 году он был включен в список 100 итальянских фильмов, подлежащих сохранению , выбранный жюри киноэкспертов для сохранения. [ 19 ] В 2015 году критик The Hollywood Reporter Дебора Янг назвала его «одним из самых красноречивых фильмов, когда-либо созданных об итальянском фашизме», который «предлагает путь, проходящий через идеологии массового мышления, путь, по которому каждый может следовать, проявив немного человеческой солидарности и храбрость." [ 7 ] В сценарии для журнала ЛГБТ , ориентированного на Out , Армонд Уайт сказал, что фильм продемонстрировал сочувствие, прежде чем впасть в сентиментальность, и что Мастроянни был великолепен. [ 20 ] Майк Д'Анджело из AV Club поставил фильму четверку, заявив, что за время просмотра фильм стал более мощным, хотя сюжета в нем меньше. Д'Анджело считал положительным, что секс между главными героями не превратил Габриэле в гетеросексуальность. [ 21 ]
Награды и номинации
[ редактировать ]Фильм боролся за Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 1977 года , и хотя его заявка была поддержана несколькими координаторами фестиваля, вместо этого член жюри Роберто Росселлини успешно лоббировал Падре Падроне . [ 15 ] На Венецианском кинофестивале 2014 года он получил награду за лучший отреставрированный фильм. [ 22 ]
Премия | Дата церемонии | Категория | Получатель(и) | Результат | Ссылка(и) |
---|---|---|---|---|---|
Награды Академии | 3 апреля 1978 г. | Лучший актер | Марчелло Мастроянни | номинирован | [ 23 ] |
Лучший фильм на иностранном языке | Школа Гектора | номинирован | |||
Награды Сезара | 4 февраля 1978 г. | Лучший иностранный фильм | Выиграл | [ 24 ] | |
Премии Давида ди Донателло | 1978 | Лучший режиссер | Выиграл | [ 10 ] [ 25 ] | |
Лучшая актриса | Софи Лорен | Выиграл | |||
Золотой глобус | 28 января 1978 г. | Лучший фильм на иностранном языке | Выиграл | [ 26 ] | |
Лучший актер – драматический фильм | Марчелло Мастроянни | номинирован | |||
Серебряная лента | 1978 | Лучшая актриса | Софи Лорен | Выиграл | [ 27 ] |
Лучший сценарий | Маурицио Костанцо , Руджеро Маккари , Этторе Скола | Выиграл | |||
Лучший результат | Армандо Тровайоли | Выиграл | |||
Национальный наблюдательный совет | 19 декабря 1977 г. | Лучшие зарубежные фильмы | Выиграл | [ 28 ] |
Реставрация
[ редактировать ]После реставрации Cineteca Nazionale di Roma и Surf Film фильм был помещен в раздел «Венецианская классика» Венецианского кинофестиваля 2014 года . [ 29 ]
Домашние СМИ
[ редактировать ]В регионе 1 компания The Criterion Collection выпустила фильм на Blu-ray 13 октября 2015 года. [ 21 ]
Сценическая адаптация
[ редактировать ]Премьера англоязычной сценической адаптации под названием « Работа в особый день » состоялась в США в 2013 году в внебродвейской постановке театров Por Piedad Teatro и The Play Company. Художники мексиканского театра Ана Грэм и Антонио Вега совместно срежиссировали и исполнили роли Антониетты и Габриэле соответственно. [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]- Список заявок на 50-ю церемонию вручения премии Оскар за лучший фильм на иностранном языке
- Список итальянских заявок на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Уна ДЖОРНАТА ЧАСТНАЯ (1977)» . БФИ . Архивировано из оригинала 7 мая 2020 года . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ «Вот сто итальянских фильмов, которые спасут Corriere della Sera» . www.corriere.it . Проверено 11 марта 2021 г.
- ^ Райх 2004 , с. 133.
- ^ Райх 2004 , стр. 133–134.
- ^ Райх 2004 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Понзанези 2014 .
- ^ Jump up to: а б с Янг, Дебора (15 октября 2015 г.). «Особенный день: Маленькие победы» . Коллекция критериев . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Шансель 2001 , с. 91.
- ^ Райх 2008 , стр. 49–50.
- ^ Jump up to: а б Каротенуто 2009 , с. 209.
- ^ Хоули, Брендан (май 1981 г.). «Совместное производство и Канада». Кино Канада . п. 54.
- ^ Дорланд, Майкл (октябрь 1983 г.). «Канада и совместное производство: ретроспектива (1963–1983)». Кино Канада . п. 19.
- ^ Роза, Мигель (5 января 2012 г.). «Особый день (1977)» . Фликпраздник . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Глассер, Джойс (31 октября 2016 г.). «Редко показываемый шедевр Этторе Скола с участием Софи Лорен» . Зрелые времена . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Хоберман, Дж. (7 апреля 2016 г.). «Магический неореализм после мировой войны» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Кэнби, Винсент (26 сентября 1977 г.). «Мисс Лорен и Мастроянни световой экран в команде в «Особом дне» » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ «Особый день | Тухлые помидоры» . Гнилые помидоры .
- ^ Гилберт, Рут, изд. (31 октября 1977 г.). «Кино в городе». Нью-Йорк . п. 18.
- ^ « Вот сто итальянских фильмов, которые нужно спасти», и Феллини и Висконти побеждают больше всех» . la Repubblica (на итальянском языке). 28 февраля 2008 года . Проверено 23 декабря 2013 г.
- ^ Уайт, Армонд (5 ноября 2015 г.). «Марчелло, наш сексуальный союзник» . Вне . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Д'Анджело, Майк (14 октября 2015 г.). «Софи Лорен и Марчелло Мастроянни играют против шрифта в «Особом дне »» АВ- клуб Получено 31 января.
- ^ Диллард, Клейтон (14 октября 2015 г.). «Особенный день» . Журнал «Слант» . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ «Номинанты и победители 50-й церемонии вручения премии Оскар (1978)» . oscars.org . Академия кинематографических искусств и наук . Проверено 16 июня 2012 г.
- ^ «Пальмарес 1978 — 3-я церемония вручения премии «Сезар»» . Академия искусств и техники кино. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 г. Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ «Особенный день» . Давид Донателло . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ «Особенный день» . Голливудская ассоциация иностранной прессы . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ Фостер, Гвендолин Одри (январь 2017 г.). «Два обычных человека; один особенный день» . Чувства кино . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ «Лауреаты премии 1977 года» . Национальный наблюдательный совет . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ Барракло, Лео (15 июля 2014 г.). « Парни и куклы» пополнили состав Венецианской классики» . Разнообразие . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ Зальц, Рэйчел (24 января 2013 г.). «Визит фюрера не может подавить эту дружбу» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 августа 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Каротенуто, Маринелла (2009). Софи Лорен: Квинтэссенция итальянской женщины, Под ред. Итальянский и английский . Медианы. ISBN 978-8896042106 .
- Шансель, Доминик (2001). Европа на экране: кино и преподавание истории . Совет Европы. ISBN 9287145318 .
- Понзанези, Сандра (1 января 2014 г.). «Странная европейская сексуальность через фашистское прошлое Италии: колониализм, гомосексуальность и мужественность». Что странного в Европе?: Продуктивные встречи и очаровательные парадигмы . Издательство Фордхэмского университета. ISBN 978-0823255375 .
- Райх, Жаклин (2004). За пределами латинского любовника: Марчелло Мастроянни, мужественность и итальянское кино . Издательство Университета Индианы. ISBN 0253216443 .
- Райх, Жаклин (2008). «Звезды, пол и нация: Марчелло Мастроянни и итальянская мужественность». Скрининг гендера . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0813543406 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Особый день на IMDb
- Особый день в базе данных фильмов TCM
- Особый день в AllMovie
- Особый день: маленькие победы , эссе Деборы Янг из Criterion Collection
- фильмы 1977 года
- Фильмы 1977 года о ЛГБТ
- Итальянские политические драмы
- Фильмы об антифашизме
- Лауреаты премии «Сезар» за лучший иностранный фильм
- Лауреаты премии «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке
- Канадские политические драмы
- Фильмы режиссёра Этторе Скола
- Фильмы продюсера Карло Понти
- Фильмы по сценарию Руджеро Маккари
- Фильмы по сценарию Маурицио Костанцо
- Фильмы, написанные Армандо Тровайоли
- Фильмы, действие которых происходит в Риме
- Фильмы, действие которых происходит в 1938 году.
- Фильмы о фашистской Италии
- Фильмы о фашистах
- Драматические фильмы 1977 года
- Фильмы по сценариям Этторе Скола
- Итальянские фильмы 1970-х годов.
- Канадские фильмы 1970-х годов
- Итальяноязычные фильмы 1970-х годов
- Политические драмы 1970-х годов
- Итальянские фильмы о ЛГБТ
- Канадские фильмы о ЛГБТ