Jump to content

Дикая клубника (фильм)

Дикая клубника
Афиша театрального релиза
Режиссер Ингмар Бергман
Написал Ингмар Бергман
Продюсер: Аллан Экелунд
В главных ролях
Кинематография Гуннар Фишер
Под редакцией Оскар Розандер
Музыка Эрик Нордгрен
Распространено AB Шведская киноиндустрия
Дата выпуска
  • 26 декабря 1957 г. ( 1957-12-26 ) (Швеция)
Время работы
91 минута
Страна Швеция
Язык Шведский

«Дикая клубника» — шведский драматический фильм 1957 года , сценарий и режиссёр Ингмар Бергман . Оригинальное шведское название — Smultronstället , что буквально означает « участок дикой клубники », но идиоматически означает скрытую жемчужину места, часто имеющую личную или сентиментальную ценность и малоизвестную. В актерский состав входят Виктор Шёстрем в его последнем экранном исполнении в роли старика, вспоминающего свое прошлое, а также завсегдатаи Бергмана Биби Андерссон , Ингрид Тулин и Гуннар Бьёрнстранд . Макс фон Сюдов также появляется в небольшой роли.

Бергман написал сценарий, находясь в больнице. [ 1 ] Исследуя философские темы, такие как самоанализ и человеческое существование , фильм «Дикая клубника» после выхода получил широкий положительный отклик внутри страны и выиграл « Золотого медведя» за лучший фильм на 8-м Берлинском международном кинофестивале . Его часто считают одним из лучших фильмов Бергмана, а также одним из величайших фильмов, когда-либо созданных . [ 2 ]

Ворчливый, упрямый и эгоистичный профессор Исак Борг — овдовевший 78-летний врач, специализирующийся на бактериологии. Прежде чем получить специализацию, он работал врачом общей практики в сельской местности Швеции. Он отправляется в долгую поездку на автомобиле из Стокгольма в Лунд, чтобы получить степень доктора Юбилариса через 50 лет после того, как он получил докторскую степень в Лундском университете . Его сопровождает беременная невестка Марианна, которая не очень любит своего тестя и планирует расстаться со своим мужем Эвальдом, единственным сыном Исака. Эвальд не хочет, чтобы она родила ребенка, их первого.

Во время путешествия кошмары , грезы , старость и неминуемая смерть вынуждают Исака переосмыслить свою жизнь. Он встречает группу автостопщиков, каждый из которых отправляется во сне или мечтает о тревожном прошлом Борга. Первая группа состоит из двух молодых людей и их спутницы, женщины по имени Сара, которую оба мужчины обожают. Сара — двойник любви юности Исака. Он вспоминает свое детство на берегу моря и свою возлюбленную Сару, с которой он собирал клубнику, но вместо этого вышла замуж за его брата. Первая группа остается с ним на протяжении всего пути. Затем Исак и Марианна подбирают озлобленную пару средних лет, Альманов, чья машина чуть не столкнулась с их машиной. Пара обменивается такой ужасной злостью и злостью, что Марианна останавливает машину и требует, чтобы они ушли. Пара напоминает Исаку о его несчастливом браке. Во сне Стен Алман, ныне экзаменатор, просит Исака прочитать «иностранные» буквы на доске. Он не может. Итак, Алман читает ему: «Первая обязанность врача — попросить прощения», из чего он заключает: «Вы виновны в своей вине». [ 3 ]

Он сталкивается со своим одиночеством и отчужденностью, признавая эти черты как в своей пожилой матери (которую они останавливаются навестить), так и в своем сыне-враче средних лет, и постепенно начинает принимать себя, свое прошлое, свое настоящее и свое приближение. смерть. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

Борг наконец прибывает в пункт назначения и получает звание доктора Джубилариса, но это оказывается пустым ритуалом. Той ночью он с любовью прощается со своими молодыми друзьями, которым некогда ожесточенный старик шепчет в ответ на игривое признание в любви молодой девушки: «Я буду помнить». Когда он ложится спать в доме сына, его охватывает чувство покоя, и он мечтает о семейном пикнике на берегу озера. Завершение и утверждение жизни наконец наступило, и лицо Борга излучает радость.

Производство

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]
Ингмар Бергман (слева) и Виктор Шёстрем (справа) в 1957 году во время производства фильма « Дикая клубника» в студии в Сольне .

Идея фильма возникла у Бергмана во время поездки из Стокгольма в Даларну , во время которой он остановился в Уппсале , своем родном городе. Проезжая мимо дома бабушки, он вдруг представил, как было бы, если бы он мог открыть дверь и внутри обнаружить все так, как было в его детстве. «И меня осенило — что, если бы вы могли снять фильм об этом; что вы просто подходите реалистичным образом и открываете дверь, а затем вы входите в свое детство, а затем вы открываете другую дверь и возвращаетесь в реальность, а потом ты поворачиваешь за угол улицы и попадаешь в какой-то другой период своего существования, и все продолжается, живет. В этом, собственно, и заключалась идея Wild Strawberry ». [ 7 ] [ нужна страница ] Позже он пересмотрел историю создания фильма. В книге «Изображения: Моя жизнь в кино» он комментирует свое более раннее заявление: «Это ложь. Правда в том, что я навсегда живу в детстве». [ 8 ] : стр. 22

Разработка

[ редактировать ]

Бергман написал сценарий « Дикой клубники» Стокгольма в Каролинской больнице (рабочее место Исака Борга) поздней весной 1957 года; дал ему разрешение продолжить работу недавно продюсер Карл Андерс Димлинг на основе краткого синопсиса. Он пролежал в больнице два месяца, лечась от периодических проблем с желудком и общего стресса. Врачом Бергмана в Каролинской больнице был его хороший друг Стуре Хеландер, который пригласил его посетить его лекции по психосоматике. Хеландер был женат на Гуннеле Линдблом , которая должна была сыграть в фильме сестру Исака Шарлотту. Бергман находился на пике своей профессиональной карьеры после триумфального сезона в Городском театре Мальмё (где он был художественным руководителем с 1952 года), а также успеха « Улыбок летней ночи» (1955) и «Седьмой печати » (1955). 1957). Однако его личная жизнь была в беспорядке. Его третий брак был под угрозой; его роман с Биби Андерссон , начавшийся в 1954 году, подходил к концу; и его отношения с родителями после попытки примирения с матерью находились в отчаянном упадке. [ 8 ] : стр. 17

Кастинг и подготовка к съемкам продвигались быстро. Завершенный сценарий датирован 31 мая. Съемки проходили со 2 июля 1957 года по 27 августа 1957 года. [ 9 ] Сцены в летнем домике снимались в Сальтшёбадене , фешенебельном курорте Стокгольмского архипелага. Часть кошмарного эпизода была снята при предрассветном летнем свете в Гамла Стане , старой части центра Стокгольма. Большая часть фильма была снята в студии SF и на ее съемочной площадке в Росунде на севере Стокгольма. [ 1 ]

На главную роль старого профессора режиссер сразу же выбрал Виктора Шёстрёма , кумира Бергмана в немом кино и одного из первых консультантов Svensk Filmindustri , которого он поставил в фильме «К радости» восемью годами ранее. «Виктор, — заметил Бергман, — чувствовал себя несчастным и не хотел [делать это];... ему, должно быть, было семьдесят восемь лет. Он был человеконенавистническим, усталым и чувствовал себя старым. чтобы заставить его сыграть эту роль». [ 10 ]

В «Бергмане о Бергмане» он заявил, что думал о Шёстреме только тогда, когда сценарий был готов, и что он попросил Дюмлинга связаться со знаменитым актером и кинорежиссером. [ 11 ] Тем не менее, в книге «Изображения: Моя жизнь в кино» он утверждает: «Наверное, стоит отметить, что я ни на секунду не думал о Шёстрёме, когда писал сценарий. Предложение поступило от продюсера фильма Карла Андерса Дюмлинга. Насколько я помню, Я долго и упорно думал, прежде чем согласился дать ему эту роль». [ 8 ] : стр. 24

Во время перестрелки здоровье 78-летнего Шёстрема вызывало беспокойство. Даймлинг убедил его взять на себя эту роль словами: «Все, что вам нужно делать, это лежать под деревом, есть землянику и думать о своем прошлом, так что в этом нет ничего особенного». Это было неточно, и бремя фильма полностью лежало на Сьострёме, который присутствует во всех сценах фильма, кроме одной. Поначалу у Шёстрема были проблемы с репликами, что его расстраивало и злило. Он отходил в угол и в отчаянии бился головой о стену, вплоть до крови и синяков. Иногда он придирался к деталям сценария. договор Чтобы избавить своего уважаемого наставника от бремени, Бергман заключил с Ингрид Тулин , согласно которому, если во время сцены что-то пойдет не так, она возьмет вину на себя. Ситуация улучшилась, когда время съемок было изменено, чтобы Шёстрём мог прийти домой вовремя, чтобы выпить свой обычный вечерний виски в 5:00. Шёстрем особенно хорошо ладил с Биби Андерссон . [ 1 ]

Соратников Бергман, как обычно, выбирал из команды актеров и техников, с которыми раньше работал в кино и театре. В роли Сары Биби Андерссон играет одновременно возлюбленную детства Борга, которая бросила его, чтобы жениться на его брате, и очаровательную, энергичную молодую женщину, которая напоминает ему об этой потерянной любви. Андерссон, которому тогда был двадцать один год, был участником знаменитой репертуарной труппы Бергмана. Он дал ей небольшую роль в своих фильмах «Улыбки летней ночи» (1955) и жену шута в «Седьмой печати» (1957). Она продолжит работать с ним еще во многих фильмах, особенно в «Персоне» (1966). Ингрид Тулин играет Марианну, грустную, нежную и теплую невестку Борга. В других фильмах Бергмана она появлялась в роли любовницы в «Зимнем свете» (1963) и в роли одной из трех сестер в «Криках и шепоте» (1972).

Критический прием

[ редактировать ]

Wild Strawberry получила очень положительные отзывы в Швеции; его игра, сценарий и фотографии были предметом высокой похвалы. [ 12 ] Это был один из фильмов, закрепивших международную репутацию Бергмана. [ 13 ] но американские критики не были единодушны в своих похвалах. Ряд рецензентов сочли эту историю загадочной. В The New York Times Босли Кроутер похвалил выступления Шёстрема и Андерссона, но написал: «Это настолько загадочно, что мы задаемся вопросом, знал ли сам г-н Бергман, что он пытался сказать». [ 14 ] В 1959 году фильм занял 7-е место в версии Cahiers du Cinéma списке 10 лучших фильмов года по . [ 15 ]

В интервью журналу Cinema в 1963 году режиссер Стэнли Кубрик назвал этот фильм своим вторым любимым фильмом всех времен. [ 16 ] также включил его Российский режиссер Андрей Тарковский в десятку своих любимых фильмов. [ 17 ] Сейчас это считается одним из главных произведений Бергмана. Кинокритик Дерек Малкольм поставил фильм на 56-е место в своем списке «100 лучших фильмов» в 2001 году. [ 18 ] занял 34-е место В 2007 году по опросу читателей The Guardian фильм в списке «40 величайших иностранных фильмов всех времен». [ 19 ] В 2009 году фильм занял 59-е место в японского киножурнала kinema Junpo по версии списке 100 лучших неяпонских фильмов всех времен . [ 20 ]

В 1972 году произведение занимало 10-е место, в 2002 году — 27-е. [ 21 ] а в 2012 году он занял 63-е место в опросе критиков Sight & Sound среди величайших когда-либо созданных фильмов. [ 22 ] В том же году фильм занял 11-е место в списке 25 лучших шведских фильмов всех времен по результатам опроса 50 кинокритиков и ученых, проведенного киножурналом FLM. [ 23 ] Его сценарий был включен в список Total Film как один из 50 лучших когда-либо написанных. [ 24 ] Фильм был включен в список 100 величайших фильмов на иностранном языке по версии BBC за 2018 год. [ 25 ] В Sight & Sound за по версии списке величайших фильмов всех времен 2022 год фильм занял 72-е место в опросе режиссеров. [ 26 ]

На сайте-агрегаторе обзоров Rotten Tomatoes рейтинг одобрения Wild Strawberry составляет 96% на основе 45 обзоров, со средней оценкой 8,90/10. Критический консенсус сайта гласит: «Дикая клубника никогда не была такой горько-сладкой, как прекрасно написанный и снятый взгляд Ингмара Бергмана на ностальгическое путешествие одного человека в прошлое». [ 27 ] На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 88 из 100 на основе 17 рецензий критиков, что указывает на «всеобщее признание». [ 28 ]

Награды и почести

[ редактировать ]

Картина получила « Золотого медведя» за лучший фильм и премию ФИПРЕССИ. [ 29 ] на 8-м Берлинском международном кинофестивале , [ 30 ] «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль» на кинофестивале в Мар-дель-Плата и получил премию «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм фильм был номинирован на премию BAFTA в Лучший фильм из любого источника категории « в 1960 году. В 1959 году » . Он также был номинирован на премию Оскар за оригинальный сценарий , но Бергман отклонил эту номинацию. [ 31 ] Фильм получил премию Пасинетти на Венецианском кинофестивале 1958 года . В 1959 году он получил премию Бодиля как лучший европейский фильм . [ 32 ]

Этот фильм включен в Список лучших фильмов Ватикана , рекомендованный за изображение «внутреннего пути человека от мук сожаления и тревоги к освежающему чувству мира и примирения». [ 33 ]

Дикая клубника повлияла на Вуди Аллена фильмы «Воспоминания о звездной пыли» (1980), «Другая женщина» (1988), «Преступления и проступки» (1989) и «Деконструкция Гарри» (1997). В «Воспоминаниях о звездной пыли » сюжет фильма аналогичен тем, что главный герой, кинорежиссер Сэнди Бейтс (Вуди Аллен), посещает просмотр своих фильмов, вспоминая и размышляя о своей жизни и прошлых отношениях, а также пытаясь исправить и стабилизировать свои нынешние. , наполненные воспоминаниями и сценами снов. В «Другой женщине » главную героиню фильма Мэрион Пост ( Джина Роулендс ) друзья и родственники также обвиняют в холодности и бесчувственности, что заставляет ее пересмотреть свою жизнь. [ 34 ] Аллен также заимствовал несколько образов из фильма Бергмана, например, когда Линн ( Фрэнсис Конрой ), невестка Пост, говорит ей, что ее брат Пол ( Харрис Юлин ) ненавидит ее, и когда бывшая ученица рассказывает Пост, что ее класс изменил ее жизнь. . Аллен заставляет Пост противостоять демонам своего прошлого через несколько сцен снов и воспоминаний, которые раскрывают зрителю важную информацию, как в « Дикой клубнике» . В «Преступлениях и проступках» Аллен упомянул сцену, в которой Исак наблюдает, как его семья ужинает. [ 35 ] В «Деконструкции Гарри » сюжет (писатель отправляется в долгую поездку, чтобы получить почетную награду своего старого университета, одновременно размышляя о своем жизненном опыте с эпизодами снов) по существу отражает сюжет « Дикой клубники» . [ 36 ]

Сатьяджита Рэя « Фильм Наяк » 1966 года был в некоторой степени вдохновлен « Дикой клубникой» . [ 37 ]

Попытка американского ремейка

[ редактировать ]

Сценарист Бо Голдман стремился сделать ремейк фильма в 1995 году как свой режиссерский дебют. Грегори Пек мог бы сыграть главную роль пожилого профессора. [ 38 ] Несмотря на поддержку Мартина Скорсезе , согласившегося продюсировать, фильм не получил зеленый свет.

  1. ^ Jump up to: а б с «Дикая клубника» . Фонд Ингмара Бергмана . Проверено 15 апреля 2007 г.
  2. ^ Мюррей, Эдвард (1978). Десять классических фильмов: пересмотр . F. Ungar Publishing Co. ISBN издательства  978-0-8044-2650-3 .
  3. ^ Эрик Эриксон «Дикая клубника» .
  4. ^ Малькольм, Дерек (10 июня 1999 г.). «Ингмар Бергман: Лесная земляника» . Хранитель .
  5. ^ Кроутер, Босли (23 июня 1959 г.). «Дикая клубника (1957), выбор критиков NYT» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 мая 2010 г.
  6. ^ Мэнуэлл, Роджер. «Сюжет и рецензия: СМУЛЬТРОНСТЭЛЛЕТ (Дикая клубника)» . www.filmreference.com .
  7. ^ Бьоркман
  8. ^ Jump up to: а б с Бергман, Ингмар (1990). Образы: моя жизнь в кино . Аркадное издательство. ISBN  9781559701860 .
  9. ^ «Smultronstället (1957) — Места съемок» . Шведский институт кино (на шведском языке).
  10. ^ Бьоркман, Стиг (1973). Бергман о Бергмане . Саймон и Шустер. стр. 133.
  11. ^ Бьоркман, стр. 131
  12. ^ Стин, Биргитта (2005). Ингмар Бергман: Справочное руководство . Издательство Амстердамского университета. п. 231. ИСБН  9053564063 .
  13. ^ Никсон, Роб. «Дикая клубника» . Turner Classic Movies, Inc. Проверено 12 февраля 2017 г.
  14. ^ Кроутер, Босли (23 июня 1959 г.). «Экран: неуловимое послание; земляника — шведский импорт» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 февраля 2017 г. Кроутер также отмечает, что «английские субтитры не особо помогают», поэтому некоторая путаница возникла из-за плохих субтитров на показе 1959 года. Например, в рецензии он заявляет, что неясно, был ли главный герой медиком или врачом, тогда как в сценарии это предельно ясно, ведь важная сцена — это когда путешествующий отряд останавливается для дозаправки и заправки бензина. Дежурный отказывается брать плату за бензин и превозносит все добро, которое «добрый доктор» сделал для общества, на что старик отвечает в основном самому себе: «Может быть, мне следовало остаться».
  15. ^ Джонсон, Эрик К. «Cahiers du Cinema: Десять лучших списков 1951–2009» . alumnus.caltech.edu . Архивировано из оригинала 27 марта 2012 г. Проверено 17 декабря 2017 г.
  16. ^ Симент, Мишель (1982). «Кубрик: Биографические заметки» . Сайт Кубрика . Проверено 11 июля 2011 г.
  17. ^ Ласика, Том. «Выбор Тарковского» . Ностальгия.com . Проверено 19 января 2020 г.
  18. ^ Малькольм, Дерек (18 января 2001 г.). «100 лучших фильмов Дерека Малкольма» . Хранитель .
  19. ^ «По вашему выбору… величайшие зарубежные фильмы всех времен» . Хранитель . 11 мая 2007 г.
  20. ^ «Выпущен полный рейтинг 200 лучших фильмов всех времен» . Kinema Junpo . Архивировано из оригинала 1 мая 2010 года.
  21. ^ «Десять лучших по версии журнала Sight & Sound 2002 г., остальные участники списка критиков» . old.bfi.org.uk. ​Архивировано из оригинала 13 июня 2012 года.
  22. ^ « 'Дикая земляника' (1957)» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 20 августа 2012 г.
  23. ^ «25 лучших шведских фильмов всех времен» . Фильм (на шведском языке). 30 августа 2012 года . Проверено 30 августа 2012 г.
  24. ^ Киннер, Саймон (30 сентября 2013 г.). «50 лучших киносценариев» . Тотальный фильм . Проверено 11 апреля 2017 г.
  25. ^ «100 величайших фильмов на иностранном языке» . Би-би-си . 29 октября 2018 года . Проверено 10 января 2021 г.
  26. ^ «100 величайших фильмов всех времен по версии режиссеров» . bfi.org .
  27. ^ «Дикая клубника» . Гнилые помидоры .
  28. ^ «Дикая клубника» . Метакритик .
  29. ^ «Ингмар Бергман» . фипрески .
  30. ^ «ПРЕМИИ И ПОЧЕТЫ 1958» . berlinale.de . Архивировано из оригинала 15 октября 2013 года . Проверено 7 июня 2014 г.
  31. ^ Соарес, Андре. «Ингмар Бергман против Оскара» . Путеводитель по альтернативным фильмам . Проверено 20 сентября 2015 г.
  32. ^ «Национальный союз кинокритиков Дании» . бодилприсен .
  33. ^ «Список лучших фильмов Ватикана» . Католические епископы США — Управление кино и радиовещания . Архивировано из оригинала 23 ноября 2001 года.
  34. ^ «Другая женщина» . Чикаго Сан-Таймс .
  35. ^ Фрейли, Джейсон. «Преступления и проступки (1989) | Спектр фильмов» . Проверено 3 августа 2019 г.
  36. ^ Эберт, Роджер. «Деконструкция Гарри» . РоджерЭберт.com . Проверено 20 сентября 2015 г.
  37. ^ «НАЯК против ДИКОЙ ЗЕМЛЯНИКИ | Вдохновение для шедевра Сатьяджита Рэя | Уттам Кумар | Бергман» . Ютуб .
  38. ^ «ФОРД СНИМАЕТСЯ В «САБРИНЕ» ПОСЛЕ ГОДОВОГО ОТПУСКА» . Орландо Сентинел . 10 февраля 1995 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c763749997913e64740cb49aefbf7e91__1721055540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/91/c763749997913e64740cb49aefbf7e91.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wild Strawberries (film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)