Дикая клубника (фильм)
Дикая клубника | |
---|---|
Режиссер | Ингмар Бергман |
Написал | Ингмар Бергман |
Продюсер: | Аллан Экелунд |
В главных ролях | |
Кинематография | Гуннар Фишер |
Под редакцией | Оскар Розандер |
Музыка | Эрик Нордгрен |
Распространено | AB Шведская киноиндустрия |
Дата выпуска |
|
Время работы | 91 минута |
Страна | Швеция |
Язык | Шведский |
«Дикая клубника» — шведский драматический фильм 1957 года , сценарий и режиссёр Ингмар Бергман . Оригинальное шведское название — Smultronstället , что буквально означает « участок дикой клубники », но идиоматически означает скрытую жемчужину места, часто имеющую личную или сентиментальную ценность и малоизвестную. В актерский состав входят Виктор Шёстрем в его последнем экранном исполнении в роли старика, вспоминающего свое прошлое, а также завсегдатаи Бергмана Биби Андерссон , Ингрид Тулин и Гуннар Бьёрнстранд . Макс фон Сюдов также появляется в небольшой роли.
Бергман написал сценарий, находясь в больнице. [ 1 ] Исследуя философские темы, такие как самоанализ и человеческое существование , фильм «Дикая клубника» после выхода получил широкий положительный отклик внутри страны и выиграл « Золотого медведя» за лучший фильм на 8-м Берлинском международном кинофестивале . Его часто считают одним из лучших фильмов Бергмана, а также одним из величайших фильмов, когда-либо созданных . [ 2 ]
Сюжет
[ редактировать ]Ворчливый, упрямый и эгоистичный профессор Исак Борг — овдовевший 78-летний врач, специализирующийся на бактериологии. Прежде чем получить специализацию, он работал врачом общей практики в сельской местности Швеции. Он отправляется в долгую поездку на автомобиле из Стокгольма в Лунд, чтобы получить степень доктора Юбилариса через 50 лет после того, как он получил докторскую степень в Лундском университете . Его сопровождает беременная невестка Марианна, которая не очень любит своего тестя и планирует расстаться со своим мужем Эвальдом, единственным сыном Исака. Эвальд не хочет, чтобы она родила ребенка, их первого.
Во время путешествия кошмары , грезы , старость и неминуемая смерть вынуждают Исака переосмыслить свою жизнь. Он встречает группу автостопщиков, каждый из которых отправляется во сне или мечтает о тревожном прошлом Борга. Первая группа состоит из двух молодых людей и их спутницы, женщины по имени Сара, которую оба мужчины обожают. Сара — двойник любви юности Исака. Он вспоминает свое детство на берегу моря и свою возлюбленную Сару, с которой он собирал клубнику, но вместо этого вышла замуж за его брата. Первая группа остается с ним на протяжении всего пути. Затем Исак и Марианна подбирают озлобленную пару средних лет, Альманов, чья машина чуть не столкнулась с их машиной. Пара обменивается такой ужасной злостью и злостью, что Марианна останавливает машину и требует, чтобы они ушли. Пара напоминает Исаку о его несчастливом браке. Во сне Стен Алман, ныне экзаменатор, просит Исака прочитать «иностранные» буквы на доске. Он не может. Итак, Алман читает ему: «Первая обязанность врача — попросить прощения», из чего он заключает: «Вы виновны в своей вине». [ 3 ]
Он сталкивается со своим одиночеством и отчужденностью, признавая эти черты как в своей пожилой матери (которую они останавливаются навестить), так и в своем сыне-враче средних лет, и постепенно начинает принимать себя, свое прошлое, свое настоящее и свое приближение. смерть. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Борг наконец прибывает в пункт назначения и получает звание доктора Джубилариса, но это оказывается пустым ритуалом. Той ночью он с любовью прощается со своими молодыми друзьями, которым некогда ожесточенный старик шепчет в ответ на игривое признание в любви молодой девушки: «Я буду помнить». Когда он ложится спать в доме сына, его охватывает чувство покоя, и он мечтает о семейном пикнике на берегу озера. Завершение и утверждение жизни наконец наступило, и лицо Борга излучает радость.
Бросать
[ редактировать ]- Виктор Шёстрем, как профессор Исак Борг
- Биби Андерссон в роли Сары (обе: двоюродная сестра Исака / автостопщица)
- Ингрид Тулин в роли Марианны Борг
- Гуннар Бьорнстранд в роли Эвальда Борга
- Джуллан Киндаль — Агда, экономка Исака
- Фолке Сундквист — Андерс, автостопщик
- Бьёрн Бьельфвенстам — Виктор, автостопщик
- Наима Вифстранд — мать Исака
- Гуннель Брострем в роли Берит Альман, сердитой жены
- Гуннар Сьёберг в роли Стена Алмана, разгневанного мужа / The Examiner
- Макс фон Сюдов — Хенрик Окерман, служащий заправочной станции
- Анн-Мари Виман в роли Евы Окерман
- Гертруда Фрид — Карин Борг, жена Исака
- Оке Фриделл — любовник Карин
- Сиф Рууд в роли тети Ольги
- Ингве Нордвалл, как дядя Арон
- Пер Сьёстранд в роли Зигфрида Борга
- Джио Петре в роли Сигбритта Борга
- Гуннель Линдблом в роли Шарлотты Борг
- Мод Ханссон в роли Анжелики Борг
- Ева Норе в роли Анны Борг
- Йоран Лундквист в роли Бенджамина Борга
- Пер Скогсберг в роли Хагбарта Борга
- Лена Бергман — Кристина Борг, близнец
- Моника Эрлинг — Биргитта Борг, близнец
Производство
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Идея фильма возникла у Бергмана во время поездки из Стокгольма в Даларну , во время которой он остановился в Уппсале , своем родном городе. Проезжая мимо дома бабушки, он вдруг представил, как было бы, если бы он мог открыть дверь и внутри обнаружить все так, как было в его детстве. «И меня осенило — что, если бы вы могли снять фильм об этом; что вы просто подходите реалистичным образом и открываете дверь, а затем вы входите в свое детство, а затем вы открываете другую дверь и возвращаетесь в реальность, а потом ты поворачиваешь за угол улицы и попадаешь в какой-то другой период своего существования, и все продолжается, живет. В этом, собственно, и заключалась идея Wild Strawberry ». [ 7 ] [ нужна страница ] Позже он пересмотрел историю создания фильма. В книге «Изображения: Моя жизнь в кино» он комментирует свое более раннее заявление: «Это ложь. Правда в том, что я навсегда живу в детстве». [ 8 ] : стр. 22
Разработка
[ редактировать ]Бергман написал сценарий « Дикой клубники» Стокгольма в Каролинской больнице (рабочее место Исака Борга) поздней весной 1957 года; дал ему разрешение продолжить работу недавно продюсер Карл Андерс Димлинг на основе краткого синопсиса. Он пролежал в больнице два месяца, лечась от периодических проблем с желудком и общего стресса. Врачом Бергмана в Каролинской больнице был его хороший друг Стуре Хеландер, который пригласил его посетить его лекции по психосоматике. Хеландер был женат на Гуннеле Линдблом , которая должна была сыграть в фильме сестру Исака Шарлотту. Бергман находился на пике своей профессиональной карьеры после триумфального сезона в Городском театре Мальмё (где он был художественным руководителем с 1952 года), а также успеха « Улыбок летней ночи» (1955) и «Седьмой печати » (1955). 1957). Однако его личная жизнь была в беспорядке. Его третий брак был под угрозой; его роман с Биби Андерссон , начавшийся в 1954 году, подходил к концу; и его отношения с родителями после попытки примирения с матерью находились в отчаянном упадке. [ 8 ] : стр. 17
Кастинг и подготовка к съемкам продвигались быстро. Завершенный сценарий датирован 31 мая. Съемки проходили со 2 июля 1957 года по 27 августа 1957 года. [ 9 ] Сцены в летнем домике снимались в Сальтшёбадене , фешенебельном курорте Стокгольмского архипелага. Часть кошмарного эпизода была снята при предрассветном летнем свете в Гамла Стане , старой части центра Стокгольма. Большая часть фильма была снята в студии SF и на ее съемочной площадке в Росунде на севере Стокгольма. [ 1 ]
Кастинг
[ редактировать ]На главную роль старого профессора режиссер сразу же выбрал Виктора Шёстрёма , кумира Бергмана в немом кино и одного из первых консультантов Svensk Filmindustri , которого он поставил в фильме «К радости» восемью годами ранее. «Виктор, — заметил Бергман, — чувствовал себя несчастным и не хотел [делать это];... ему, должно быть, было семьдесят восемь лет. Он был человеконенавистническим, усталым и чувствовал себя старым. чтобы заставить его сыграть эту роль». [ 10 ]
В «Бергмане о Бергмане» он заявил, что думал о Шёстреме только тогда, когда сценарий был готов, и что он попросил Дюмлинга связаться со знаменитым актером и кинорежиссером. [ 11 ] Тем не менее, в книге «Изображения: Моя жизнь в кино» он утверждает: «Наверное, стоит отметить, что я ни на секунду не думал о Шёстрёме, когда писал сценарий. Предложение поступило от продюсера фильма Карла Андерса Дюмлинга. Насколько я помню, Я долго и упорно думал, прежде чем согласился дать ему эту роль». [ 8 ] : стр. 24
Во время перестрелки здоровье 78-летнего Шёстрема вызывало беспокойство. Даймлинг убедил его взять на себя эту роль словами: «Все, что вам нужно делать, это лежать под деревом, есть землянику и думать о своем прошлом, так что в этом нет ничего особенного». Это было неточно, и бремя фильма полностью лежало на Сьострёме, который присутствует во всех сценах фильма, кроме одной. Поначалу у Шёстрема были проблемы с репликами, что его расстраивало и злило. Он отходил в угол и в отчаянии бился головой о стену, вплоть до крови и синяков. Иногда он придирался к деталям сценария. договор Чтобы избавить своего уважаемого наставника от бремени, Бергман заключил с Ингрид Тулин , согласно которому, если во время сцены что-то пойдет не так, она возьмет вину на себя. Ситуация улучшилась, когда время съемок было изменено, чтобы Шёстрём мог прийти домой вовремя, чтобы выпить свой обычный вечерний виски в 5:00. Шёстрем особенно хорошо ладил с Биби Андерссон . [ 1 ]
Соратников Бергман, как обычно, выбирал из команды актеров и техников, с которыми раньше работал в кино и театре. В роли Сары Биби Андерссон играет одновременно возлюбленную детства Борга, которая бросила его, чтобы жениться на его брате, и очаровательную, энергичную молодую женщину, которая напоминает ему об этой потерянной любви. Андерссон, которому тогда был двадцать один год, был участником знаменитой репертуарной труппы Бергмана. Он дал ей небольшую роль в своих фильмах «Улыбки летней ночи» (1955) и жену шута в «Седьмой печати» (1957). Она продолжит работать с ним еще во многих фильмах, особенно в «Персоне» (1966). Ингрид Тулин играет Марианну, грустную, нежную и теплую невестку Борга. В других фильмах Бергмана она появлялась в роли любовницы в «Зимнем свете» (1963) и в роли одной из трех сестер в «Криках и шепоте» (1972).
Прием
[ редактировать ]Критический прием
[ редактировать ]Wild Strawberry получила очень положительные отзывы в Швеции; его игра, сценарий и фотографии были предметом высокой похвалы. [ 12 ] Это был один из фильмов, закрепивших международную репутацию Бергмана. [ 13 ] но американские критики не были единодушны в своих похвалах. Ряд рецензентов сочли эту историю загадочной. В The New York Times Босли Кроутер похвалил выступления Шёстрема и Андерссона, но написал: «Это настолько загадочно, что мы задаемся вопросом, знал ли сам г-н Бергман, что он пытался сказать». [ 14 ] В 1959 году фильм занял 7-е место в версии Cahiers du Cinéma списке 10 лучших фильмов года по . [ 15 ]
В интервью журналу Cinema в 1963 году режиссер Стэнли Кубрик назвал этот фильм своим вторым любимым фильмом всех времен. [ 16 ] также включил его Российский режиссер Андрей Тарковский в десятку своих любимых фильмов. [ 17 ] Сейчас это считается одним из главных произведений Бергмана. Кинокритик Дерек Малкольм поставил фильм на 56-е место в своем списке «100 лучших фильмов» в 2001 году. [ 18 ] занял 34-е место В 2007 году по опросу читателей The Guardian фильм в списке «40 величайших иностранных фильмов всех времен». [ 19 ] В 2009 году фильм занял 59-е место в японского киножурнала kinema Junpo по версии списке 100 лучших неяпонских фильмов всех времен . [ 20 ]
В 1972 году произведение занимало 10-е место, в 2002 году — 27-е. [ 21 ] а в 2012 году он занял 63-е место в опросе критиков Sight & Sound среди величайших когда-либо созданных фильмов. [ 22 ] В том же году фильм занял 11-е место в списке 25 лучших шведских фильмов всех времен по результатам опроса 50 кинокритиков и ученых, проведенного киножурналом FLM. [ 23 ] Его сценарий был включен в список Total Film как один из 50 лучших когда-либо написанных. [ 24 ] Фильм был включен в список 100 величайших фильмов на иностранном языке по версии BBC за 2018 год. [ 25 ] В Sight & Sound за по версии списке величайших фильмов всех времен 2022 год фильм занял 72-е место в опросе режиссеров. [ 26 ]
На сайте-агрегаторе обзоров Rotten Tomatoes рейтинг одобрения Wild Strawberry составляет 96% на основе 45 обзоров, со средней оценкой 8,90/10. Критический консенсус сайта гласит: «Дикая клубника никогда не была такой горько-сладкой, как прекрасно написанный и снятый взгляд Ингмара Бергмана на ностальгическое путешествие одного человека в прошлое». [ 27 ] На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 88 из 100 на основе 17 рецензий критиков, что указывает на «всеобщее признание». [ 28 ]
Награды и почести
[ редактировать ]Картина получила « Золотого медведя» за лучший фильм и премию ФИПРЕССИ. [ 29 ] на 8-м Берлинском международном кинофестивале , [ 30 ] «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль» на кинофестивале в Мар-дель-Плата и получил премию «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм фильм был номинирован на премию BAFTA в Лучший фильм из любого источника категории « в 1960 году. В 1959 году » . Он также был номинирован на премию Оскар за оригинальный сценарий , но Бергман отклонил эту номинацию. [ 31 ] Фильм получил премию Пасинетти на Венецианском кинофестивале 1958 года . В 1959 году он получил премию Бодиля как лучший европейский фильм . [ 32 ]
Этот фильм включен в Список лучших фильмов Ватикана , рекомендованный за изображение «внутреннего пути человека от мук сожаления и тревоги к освежающему чувству мира и примирения». [ 33 ]
Влияние
[ редактировать ]Дикая клубника повлияла на Вуди Аллена фильмы «Воспоминания о звездной пыли» (1980), «Другая женщина» (1988), «Преступления и проступки» (1989) и «Деконструкция Гарри» (1997). В «Воспоминаниях о звездной пыли » сюжет фильма аналогичен тем, что главный герой, кинорежиссер Сэнди Бейтс (Вуди Аллен), посещает просмотр своих фильмов, вспоминая и размышляя о своей жизни и прошлых отношениях, а также пытаясь исправить и стабилизировать свои нынешние. , наполненные воспоминаниями и сценами снов. В «Другой женщине » главную героиню фильма Мэрион Пост ( Джина Роулендс ) друзья и родственники также обвиняют в холодности и бесчувственности, что заставляет ее пересмотреть свою жизнь. [ 34 ] Аллен также заимствовал несколько образов из фильма Бергмана, например, когда Линн ( Фрэнсис Конрой ), невестка Пост, говорит ей, что ее брат Пол ( Харрис Юлин ) ненавидит ее, и когда бывшая ученица рассказывает Пост, что ее класс изменил ее жизнь. . Аллен заставляет Пост противостоять демонам своего прошлого через несколько сцен снов и воспоминаний, которые раскрывают зрителю важную информацию, как в « Дикой клубнике» . В «Преступлениях и проступках» Аллен упомянул сцену, в которой Исак наблюдает, как его семья ужинает. [ 35 ] В «Деконструкции Гарри » сюжет (писатель отправляется в долгую поездку, чтобы получить почетную награду своего старого университета, одновременно размышляя о своем жизненном опыте с эпизодами снов) по существу отражает сюжет « Дикой клубники» . [ 36 ]
Сатьяджита Рэя « Фильм Наяк » 1966 года был в некоторой степени вдохновлен « Дикой клубникой» . [ 37 ]
Попытка американского ремейка
[ редактировать ]Сценарист Бо Голдман стремился сделать ремейк фильма в 1995 году как свой режиссерский дебют. Грегори Пек мог бы сыграть главную роль пожилого профессора. [ 38 ] Несмотря на поддержку Мартина Скорсезе , согласившегося продюсировать, фильм не получил зеленый свет.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Дикая клубника» . Фонд Ингмара Бергмана . Проверено 15 апреля 2007 г.
- ^ Мюррей, Эдвард (1978). Десять классических фильмов: пересмотр . F. Ungar Publishing Co. ISBN издательства 978-0-8044-2650-3 .
- ^ Эрик Эриксон «Дикая клубника» .
- ^ Малькольм, Дерек (10 июня 1999 г.). «Ингмар Бергман: Лесная земляника» . Хранитель .
- ^ Кроутер, Босли (23 июня 1959 г.). «Дикая клубника (1957), выбор критиков NYT» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 мая 2010 г.
- ^ Мэнуэлл, Роджер. «Сюжет и рецензия: СМУЛЬТРОНСТЭЛЛЕТ (Дикая клубника)» . www.filmreference.com .
- ^ Бьоркман
- ^ Jump up to: а б с Бергман, Ингмар (1990). Образы: моя жизнь в кино . Аркадное издательство. ISBN 9781559701860 .
- ^ «Smultronstället (1957) — Места съемок» . Шведский институт кино (на шведском языке).
- ^ Бьоркман, Стиг (1973). Бергман о Бергмане . Саймон и Шустер. стр. 133.
- ^ Бьоркман, стр. 131
- ^ Стин, Биргитта (2005). Ингмар Бергман: Справочное руководство . Издательство Амстердамского университета. п. 231. ИСБН 9053564063 .
- ^ Никсон, Роб. «Дикая клубника» . Turner Classic Movies, Inc. Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ Кроутер, Босли (23 июня 1959 г.). «Экран: неуловимое послание; земляника — шведский импорт» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 февраля 2017 г. Кроутер также отмечает, что «английские субтитры не особо помогают», поэтому некоторая путаница возникла из-за плохих субтитров на показе 1959 года. Например, в рецензии он заявляет, что неясно, был ли главный герой медиком или врачом, тогда как в сценарии это предельно ясно, ведь важная сцена — это когда путешествующий отряд останавливается для дозаправки и заправки бензина. Дежурный отказывается брать плату за бензин и превозносит все добро, которое «добрый доктор» сделал для общества, на что старик отвечает в основном самому себе: «Может быть, мне следовало остаться».
- ^ Джонсон, Эрик К. «Cahiers du Cinema: Десять лучших списков 1951–2009» . alumnus.caltech.edu . Архивировано из оригинала 27 марта 2012 г. Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ Симент, Мишель (1982). «Кубрик: Биографические заметки» . Сайт Кубрика . Проверено 11 июля 2011 г.
- ^ Ласика, Том. «Выбор Тарковского» . Ностальгия.com . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Малькольм, Дерек (18 января 2001 г.). «100 лучших фильмов Дерека Малкольма» . Хранитель .
- ^ «По вашему выбору… величайшие зарубежные фильмы всех времен» . Хранитель . 11 мая 2007 г.
- ^ «Выпущен полный рейтинг 200 лучших фильмов всех времен» . Kinema Junpo . Архивировано из оригинала 1 мая 2010 года.
- ^ «Десять лучших по версии журнала Sight & Sound 2002 г., остальные участники списка критиков» . old.bfi.org.uk. Архивировано из оригинала 13 июня 2012 года.
- ^ « 'Дикая земляника' (1957)» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 20 августа 2012 г.
- ^ «25 лучших шведских фильмов всех времен» . Фильм (на шведском языке). 30 августа 2012 года . Проверено 30 августа 2012 г.
- ^ Киннер, Саймон (30 сентября 2013 г.). «50 лучших киносценариев» . Тотальный фильм . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ «100 величайших фильмов на иностранном языке» . Би-би-си . 29 октября 2018 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «100 величайших фильмов всех времен по версии режиссеров» . bfi.org .
- ^ «Дикая клубника» . Гнилые помидоры .
- ^ «Дикая клубника» . Метакритик .
- ^ «Ингмар Бергман» . фипрески .
- ^ «ПРЕМИИ И ПОЧЕТЫ 1958» . berlinale.de . Архивировано из оригинала 15 октября 2013 года . Проверено 7 июня 2014 г.
- ^ Соарес, Андре. «Ингмар Бергман против Оскара» . Путеводитель по альтернативным фильмам . Проверено 20 сентября 2015 г.
- ^ «Национальный союз кинокритиков Дании» . бодилприсен .
- ^ «Список лучших фильмов Ватикана» . Католические епископы США — Управление кино и радиовещания . Архивировано из оригинала 23 ноября 2001 года.
- ^ «Другая женщина» . Чикаго Сан-Таймс .
- ^ Фрейли, Джейсон. «Преступления и проступки (1989) | Спектр фильмов» . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ Эберт, Роджер. «Деконструкция Гарри» . РоджерЭберт.com . Проверено 20 сентября 2015 г.
- ^ «НАЯК против ДИКОЙ ЗЕМЛЯНИКИ | Вдохновение для шедевра Сатьяджита Рэя | Уттам Кумар | Бергман» . Ютуб .
- ^ «ФОРД СНИМАЕТСЯ В «САБРИНЕ» ПОСЛЕ ГОДОВОГО ОТПУСКА» . Орландо Сентинел . 10 февраля 1995 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1957 года
- Драматические фильмы 1957 года
- Шведские черно-белые фильмы
- Экзистенциалистские фильмы
- Фильмы о старости
- Фильмы Ингмара Бергмана
- Фильмы, снятые в Швеции
- Фильмы, действие которых происходит в 1890-х годах.
- Фильмы, действие которых происходит в 1950-х годах.
- Фильмы, действие которых происходит в Швеции
- Фильмы по сценариям Ингмара Бергмана
- Победители Золотого медведя
- драма 1950-х годов, фильмы о дороге
- Шведские драматические фильмы
- Шведоязычные фильмы 1950-х годов
- Философская фантастика
- Фильмы, написанные Эриком Нордгреном
- Фильмы о мечтах
- Шведские фильмы 1950-х годов