Зимний свет
Зимний свет | |
---|---|
Режиссер | Ингмар Бергман |
Написал | Ингмар Бергман |
Продюсер: | Аллан Экелунд |
В главных ролях | Ингрид Тулин Гуннар Бьорнстранд Макс фон Сюдов Гуннель Линдблом |
Кинематография | Свен Нюквист |
Под редакцией | Любой Рюге |
Дата выпуска |
|
Время работы | 81 минута |
Страна | Швеция |
Язык | Шведский |
Зимний свет ( швед . Nattvardsgästerna , букв. «Коммуниканты») — шведский драматический фильм 1963 года, написанный и снятый Ингмаром Бергманом , в главных ролях — его завсегдатаи Гуннар Бьёрнстранд , Ингрид Тулин и Макс фон Сюдов . В нем рассказывается о Томасе Эрикссоне (Бьёрнстранд), пасторе небольшой сельской шведской церкви, который сталкивается с экзистенциальным кризисом и своим христианством.
Этот фильм является вторым в серии тематически связанных фильмов после «Сквозь темное стекло» (1961) и «Молчание» (1963); иногда это считают трилогией. В нем Бергман пересматривает аргумент «Через темное стекло » о том, что Бог есть любовь, и повторяет упоминание Бога в предыдущем фильме как чудовищного паука.
Бергман сформировал эту историю после разговора со священнослужителем, прихожанин которого покончил жизнь самоубийством. Фильм снимался в разных местах Швеции в 1962 году. Вильгота Сьёмана Фильм «Ингмар Бергман снимает фильм» был снят одновременно с «Зимним светом» и документирует его производство. Этот полнометражный фильм получил положительные отзывы за кинематографию и тематику.
Сюжет
[ редактировать ]В последние минуты полуденной службы пастора Томаса Эрикссона присутствует лишь несколько человек, в том числе рыбак Йонас Перссон и его беременная жена Карин, а также бывшая любовница Томаса, атеистка Мярта. После службы Томас, хотя и простудился, готовится к трехчасовой службе в другом городе. Однако прежде чем он уходит, Перссоны приходят поговорить с ним. Йонас стал угрюмым, услышав, что Китай разрабатывает атомную бомбу . Томас кратко разговаривает с мужчиной, но просит Йонаса вернуться после того, как отвезет жену домой. Едва Перссоны уходят, как входит замещающая учительница Марта, пытается утешить несчастного Томаса и спрашивает, прочитал ли он письмо, которое она ему написала. Он этого не сделал, рассказывает ей о своей неспособности помочь Джонасу и задается вопросом, будет ли ему что сказать, поскольку у него тоже нет надежды. Мярта заявляет о своей любви к Томасу, но также о своей уверенности в том, что он ее не любит. Она уходит, и Томас читает ее письмо.
В письме Мярта описывает пренебрежение ею Томаса, рассказывая историю о том, как сыпь, изуродовавшая ее тело, оттолкнула его, и ни его вера, ни его молитвы ничем ей не помогли. Она пишет о том, как ее семья была теплой и любящей без религии, и выражает недоумение по поводу его безразличия к Иисусу. Томас заканчивает письмо и засыпает. Разбуженный возвращением Йонаса, Томас неуклюже пытается дать совет, прежде чем, наконец, признать, что у него тоже нет веры. Он говорит, что его вера была эгоистичной – Бог любил человечество, но больше всего Томаса. Служа в Лиссабоне во время гражданской войны в Испании , Томас не мог примирить своего любящего Бога с совершаемыми злодеяниями, поэтому игнорировал их. Наконец Томас говорит Йонасу, что все будет иметь больше смысла, если мы будем отрицать существование Бога, потому что тогда жестокость человека не нуждается в объяснении. Йонас уходит, а Томас сталкивается с распятием и объявляет себя наконец свободным.
Мярта, скрывавшаяся в часовне, очень рада услышать это и обнимает Томаса, который снова не отвечает на ее привязанность. Их прерывает вдова Магдалена, которая сообщает им, что Йонас только что покончил жизнь самоубийством из винтовки. Томас едет один на место происшествия и стоически помогает полиции накрыть тело Йонаса брезентом . Мярта приходит пешком, и они с Томасом уезжают к ней домой, где она приглашает его принять лекарство от простуды . Ожидая в классе Мярты, пристроенном к ее дому, Томас наконец набрасывается на нее, сначала говоря, что он отверг ее, потому что устал от сплетен о них. Когда это не может сдержать ее привязанность, Томас говорит ей, что он устал от ее проблем, ее попыток заботиться о нем и ее постоянных разговоров, и что Марта никогда не сможет сравниться со своей покойной женой, единственной женщиной, которую он когда-либо имел. любил. Хотя Марта потрясена нападением, она соглашается поехать с ним в дом Перссонов. Узнав о самоубийстве Йонаса, Карин падает на лестницу и задается вопросом, как она и ее дети будут жить дальше. Томас делает формальное предложение помощи и уходит.
Придя на трехчасовую службу во вторую церковь, Томас и Мярта обнаруживают, что здание пустует, за исключением Альгота, инвалида-дьячка, и Фредрика, органиста. В ризнице Альгот расспрашивает Томаса о Страстях . Альгот задается вопросом, почему так много внимания уделялось физическим страданиям Иисуса, которые были краткими по сравнению со многими предательствами, с которыми он столкнулся со стороны своих учеников , отрицавших его послания и повеления, и, наконец, со стороны Бога, который не ответил ему на кресте. . Он спрашивает: «Разве молчание Бога не было хуже?» Томас, который молча слушал, отвечает да. Тем временем Фредрик говорит Марте, что она должна покинуть маленький городок и Томаса и жить своей жизнью, а не оставаться и терпеть крах своих мечтаний, как все остальные, но она решает начать молиться. Фредрик и Альгот задаются вопросом, стоит ли им проводить службу, поскольку никто не пришел. Томас все же решает подержать его, и звонят колокола. Он начинает службу с чтения Sanctus : «Свят, Свят, Господи Боже Вседержитель, небо и земля полны славы Твоей».
Бросать
[ редактировать ]- Гуннар Бьёрнстранд – Томас Эрикссон, пастор
- Ингрид Тулин – Мярта Лундберг, школьная учительница
- Гуннел Линдблом — Карин Перссон
- Макс фон Сюдов — Йонас Перссон
- Аллан Эдвалл — Альгот Фревик, шестнадцать
- Колбьёрн Кнудсен — Кнут Аронссон, надзиратель
- Олоф Тунберг — Фредрик Блом, органист
- Эльза Эббесен — Магдалена Ледфорс, вдова
Темы
[ редактировать ]Ингмар Бергман назвал предыдущие фильмы, которые он снял, на схожие темы, такие как «Девственный источник» (1960) и «Через темное стекло» (1961). [ 1 ] «Зимний свет» часто считают вторым фильмом трилогии, следующей за «Сквозь темное стекло» и завершенной «Молчанием» . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Все три фильма посвящены духовным проблемам. Бергман пишет: «Эти три фильма посвящены редукции. Сквозь темное стекло – завоеванная уверенность. Зимний свет – пронизанная уверенность. Тишина – молчание Бога – негативный отпечаток. Поэтому они составляют трилогию». [ 5 ] Позже он отказался от своего заявления о том, что фильмы образуют трилогию. [ 5 ]
В «Сквозь темное стекло», завершающемся обсуждением того, что Бог есть любовь, «Зимний свет» далее исследует, так ли просто понять Бога. [ 6 ] Бергман заявил, что отказался от идеи о том, что любовь является доказательством существования Бога, потому что было неудовлетворительно объяснять персонажу, который был склонен к самоубийству из-за страха перед ядерной войной. [ 7 ] Персонаж Блом высмеивает идею Бога как любви, приписывая эти слова Томасу, но точно цитируя конец « Сквозь темное стекло» . [ 8 ] Потеря Фомой жены и утрата способности любить являются для него еще одним доказательством того, что Бог замолчал. [ 9 ] Напротив, персонаж Альгот, представленный как просветленный, приравнивает духовный кризис Томаса к словам Иисуса на кресте и «молчанию» Бога. [ 8 ]
Как и «Сквозь темное стекло» , «Зимний свет» описывает Бога как « бога-паука », а «Зимний свет» объясняет метафору, когда Томас связывает бога-паука со страданиями, в отличие от его предыдущих представлений о Боге любви, который обеспечивает утешение. [ 10 ] Концовка может означать, что Томас решил, что Бога не существует, или что Томас узнает, что он должен хранить свою веру, потому что все христиане, включая Иисуса, борются с молчанием Бога. [ 11 ] По мнению Бергмана, «Зимний свет» представляет собой завершение его исследования о существовании Бога, после которого его главной заботой стала человеческая любовь. [ 11 ]
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Режиссер и сценарист Ингмар Бергман был вдохновлен на создание фильма после разговора со священнослужителем, который рассказал, как он дал духовный совет рыбаку, который позже покончил с собой. К этому Бергман добавил идеи священнослужителя, борющегося со своей верой и отношениями вне брака. [ 12 ] Идея о том, что персонаж впадает в депрессию из-за страха перед Китаем и оружием массового уничтожения, была основана на статье, которую читал сам Бергман, и он признал, что она отражает его собственный страх. [ 1 ]
Бергман попытался структурировать сценарий как камерную музыку в трех действиях. [ 1 ] Частично это подразумевает критику руководства Шведской церкви , которая, по мнению Бергмана, осуждала себя, не сумев сохранить то, что важно. [ 13 ] Он завершил сценарий 11 августа 1961 года, после чего Вильгот Шёман приступил к съемкам документального фильма « Ингмар Бергман снимает фильм», в котором рассказывается о производстве. [ 14 ]
В этом фильме Бергман сделал редкий шаг, поделившись сценарием со своим отцом, служителем Шведской церкви Эриком Бергманом , и похвастался, что его отец прочитал его три раза. Ингмар, возможно, пытался сообщить своему отцу, что он понимает Эрика, но имя персонажа, Эрикссон (сын Эрика), может указывать на то, что персонаж представляет Ингмара больше, чем Эрика. [ 15 ]
Кастинг
[ редактировать ]Ингмар Бергман лично набирал некоторые роли. [ 16 ] Актер Гуннар Бьёрнстранд , сыгравший Томаса, обычно играл более комедийные роли, и ему было сложно играть персонажа, который в некотором смысле неприятен. Это привело к тому, что он забыл некоторые из своих строк, чего, по словам Бергмана, он никогда раньше не видел, чтобы Бьёрнстранд делал. [ 12 ] Однако Бьёрнстранд сказал Шёману, что лично ему понравился этот персонаж из-за его привлекательности. [ 17 ]
Аллан Эдволл сыграл Альгота, персонажа с той же формой ревматизма , что и реквизитор К. А. Бергман. В результате К.А. Бергман контролировал выступление Эдвалла. [ 18 ]
Съемки
[ редактировать ]Фильм снимался с 4 октября 1961 года по 17 января 1962 года на студиях Filmstaden , Skattunge kyrka и Rättvik . [ 19 ] Съемочная группа не смогла снимать внутреннюю часть настоящей церкви кырки в Скаттунге, поэтому они построили декорации для интерьеров. [ 20 ] Хотя у большинства съемочных площадок нет крыш, съемочная группа построила крышу над построенной ею церковью. [ 21 ] К. А. Бергман привез доски гимнов , которым было много веков, из реальных церквей в Форсбаке и Лиллкирке . [ 18 ]
Оператор Свен Нюквист целый месяц изучал освещение в церкви в разное время суток и в разных условиях, проводя фотопробы. [ 20 ] В его кадрах освещение Нюквиста использовалось непосредственно с низкой точки зрения. [ 4 ] Чтобы максимально уменьшить тени, Найкист построил отражатели и экраны для непрямого освещения сцен. [ 22 ] Хотя одежда обычная, художник по костюмам Макс Гольдштейн попросил актеров примерить множество предметов одежды, чтобы определить, что выглядит лучше всего, а Ингмар Бергман не просматривал свои эскизы. [ 23 ] В фильме нет никакой партитуры, кроме органной музыки. [ 6 ] [ 24 ] Бергман планировал использовать Сарабанду из Сюиты № 2 ре минор для виолончели, BWV 1008 Иоганна Себастьяна Баха для сцены, где Томас и Мярта покидают место самоубийства Йонаса, в сочетании с использованием пьесы из « Сквозь темное стекло» . но Бергман в конце концов отказался от этой идеи как «надуманной». [ 25 ]
Бергман посчитал, что скорость съемок медленнее, чем в его среднем фильме, из-за трудностей с освоением правильных эмоций, хотя сцены не требовали необычно большого количества дублей . [ 26 ] Сцена, где Мярта впервые утешает Томаса, заняла 11 дублей. [ 27 ]
Выпускать
[ редактировать ]Фильм открылся в Швеции 11 февраля 1963 года. [ 28 ] Интервью Вильгота Шёмана со зрителями на шведской премьере показали, что зрители сочли это шедевром, что спектакли были реалистичными, а борьба Бергмана с верой была актуальна для всех. [ 29 ]
В США «Зимний свет» открылся в Нью-Йорке 13 мая 1963 года и распространялся компанией Janus Films . [ 30 ] 19 августа 2003 года компания The Criterion Collection выпустила фильм на DVD в регионе 1 в бокс-сете с фильмами «Сквозь темное стекло» , «Молчание» и документальным фильмом Шёмана «Ингмар Бергман снимает фильм» . [ 31 ] В 2018 году Criterion объявила о выпуске Blu-ray в регионе А 20 ноября 2018 года вместе с 38 другими фильмами Бергмана в наборе « Кино Ингмара Бергмана» . [ 32 ]
Прием
[ редактировать ]«Зимний свет» вызвал неоднозначную реакцию в американской прессе. [ 33 ] В журнале Variety он был назван «чрезвычайно трогательным и увлекательным фильмом для религиозно сознательных и несколько скучным для религиозно равнодушных». [ 12 ] Джудит Крист из New York Herald Tribune написала, что работа «с леденящей кровью ясностью бросает мрачный взгляд на состояние человека», но нашла фильм «мрачным и холодным в своих абстрактных идеях». [ 34 ] Джон Саймон описал его как «неполноценный Бергман» в «Новом лидере» , но написал, что он все же «заслуживает того, чтобы его увидели». [ 12 ] В The New York Times Босли Кроутер назвал его «вдумчивым, захватывающим и шокирующим фильмом». [ 30 ] Национальный совет по обзору назвал его одним из лучших иностранных фильмов на своей премии 1963 года . [ 35 ] В 1965 году фильм занял 3-е место в версии Cahiers du Cinéma списке 10 лучших фильмов года по . [ 36 ]
Сьюзан Зонтаг в своем знаменитом эссе « Против интерпретации », впервые опубликованном в декабре 1964 года в журнале Evergreen Review , отвергла «незрелую псевдоинтеллектуальность истории и некоторых диалогов» в « Зимнем свете » , но похвалила «красоту и визуальную изысканность изображения». [ 37 ]
В 2007 году Роджер Эберт добавил «Зимний свет» в свой список великих фильмов , назвав фильм «мрачной, смелой силой» и повторив похвалу Зонтаг его визуальному стилю как «стилю строгой простоты». [ 2 ] В своем «Путеводителе по фильмам» 2015 года Леонард Малтин дал фильму три с половиной звезды, назвав его «Мощной, проникновенной драмой». [ 3 ] Бергман назвал « Зимний свет» своим любимым фильмом. [ 4 ] фильм имеет рейтинг 74% На сайте Rotten Tomatoes на основе 23 рецензий. [ 38 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Моряк, Вильгот; Бергман, Ингмар (1963). «Сценарий». Ингмар Бергман снимает фильм . Телевидение Швеции .
- ^ Перейти обратно: а б Эберт, Роджер (1 декабря 2007 г.). «Зимний свет» . Роджереберт.com . Проверено 2 ноября 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Мальтийский 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б с Харпер, Дэн (февраль 2005 г.). «Зимний свет» . Чувства кино . Проверено 2 ноября 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Стин 2005 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Жерве 2001 , с. 77.
- ^ Памерло 2009 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б Жерве 2001 , с. 78.
- ^ Кардулло 2016 , стр. 120.
- ^ Памерло 2009 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Хюбнер 2007 , стр. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вермилье 2002 , с. 114.
- ^ Моряк, Вилгот; Бергман, Ингмар (1963). «Постпродакшн». Ингмар Бергман снимает фильм . Телевидение Швеции .
- ^ Сьёман, Вильгот (1963). «Сценарий». Ингмар Бергман снимает фильм . Телевидение Швеции .
- ^ Гадо 1986 , стр. 281–282.
- ^ Томсон-Джонс 2008 , с. 48.
- ^ Моряк, Вильгот; Бьорнстранд, Гуннар (1963). «Сценарий». Ингмар Бергман снимает фильм . Телевидение Швеции .
- ^ Перейти обратно: а б Моряк, Вилгот; Бергман, К.А. (1963). «Сценарий». Ингмар Бергман снимает фильм . Телевидение Швеции .
- ^ «Nattvardsgästerna (1962) – Места съемок» . База данных шведских фильмов . Шведский институт кино . Проверено 23 февраля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нюквист, Свен (2018). Свен Нюквист: Работа с Ингмаром Бергманом . Кино Ингмара Бергмана (Blu-ray). Коллекция критериев .
- ^ Лука 2016 , с. 203.
- ^ Моряк, Вильгот; Нюквист, Свен (1963). «Сценарий». Ингмар Бергман снимает фильм . Телевидение Швеции .
- ^ Моряк, Вилгот; Гольдштейн, Макс (1963). «Сценарий». Ингмар Бергман снимает фильм . Телевидение Швеции .
- ^ Кардулло 2016 , стр. 119.
- ^ Лука 2016 , с. 206.
- ^ Моряк, Вилгот; Бергман, Ингмар (1963). «Съемки, часть 2». Ингмар Бергман снимает фильм . Телевидение Швеции .
- ^ Моряк, Вилгот; Бергман, Ингмар (1963). «Съемки, часть 1». Ингмар Бергман снимает фильм . Телевидение Швеции .
- ^ Вуд 2013 , с. 324.
- ^ Сьёман, Вильгот (1963). «Премьера». Ингмар Бергман снимает фильм . Телевидение Швеции .
- ^ Перейти обратно: а б Кроутер, Босли (14 мая 1963 г.). «Экран: «Зимний свет» Бергмана: Повесть о деревенском пасторе, бросающем вызов религии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 ноября 2016 г. .
- ^ Дженис, Джейсон (19 сентября 2003 г.). «Кинотрилогия Ингмара Бергмана: Коллекция критериев» . Разговор о DVD . Проверено 30 октября 2016 г.
- ^ Читвуд, Адам (12 июля 2018 г.). «Criterion объявляет о выпуске огромной коллекции Blu-ray Ингмара Бергмана из 39 фильмов» . Коллайдер . Проверено 15 июля 2018 г.
- ^ Стин 2005 , с. 257.
- ^ Вермилье 2002 , с. 115.
- ^ «Лауреаты премии 1963 года» . Национальный наблюдательный совет . Проверено 2 ноября 2016 г. .
- ^ Джонсон, Эрик К. «Cahiers du Cinema: Десять лучших списков 1951–2009» . alumnus.caltech.edu . Архивировано из оригинала 27 марта 2012 года . Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ Сьюзан Зонтаг, Против интерпретации и другие эссе (Нью-Йорк: Dell Publishing Company, 1966), стр. 21.
- ^ «Nattvardsgästerna (Зимний свет) (1962)» . Гнилые помидоры . Проверено 21 августа 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кардулло, Р.Дж. (2016). Пишу о фильме: Читатель . Браунуокер Пресс.
- Гадо, Фрэнк (1986). Страсти Ингмара Бергмана . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0822305860 .
- Жерве, Марк (2001). Ингмар Бергман: волшебник и пророк . Монреаль и Кингстон: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 077352004X .
- Хюбнер, Лаура (2007). Фильмы Ингмара Бергмана: Иллюзии света и тьмы . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0230801387 .
- Луко, Алексис (2016). Сонаты, крики и тишина: музыка и звук в фильмах Ингмара Бергмана . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1135022730 .
- Мальтин, Леонард (2014). Путеводитель по фильмам Леонарда Малтина на 2015 год . Группа Пингвин.
- Памерло, Уильям К. (2009). «Религиозность в фильмах Ингмара Бергмана». Экзистенциалистское кино . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0230235465 .
- Стин, Биргитта (2005). Ингмар Бергман: Справочное руководство . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN 9053564063 .
- Томсон-Джонс, Кэтрин (2008). Эстетика и кино . Международная издательская группа Coninuum. ISBN 978-0826485236 .
- Вермили, Джерри (1 января 2002 г.). Ингмар Бергман: его жизнь и фильмы . Издательство McFarland & Company. ISBN 978-0-7864-1160-3 .
- Вуд, Робин (2013). Ингмар Бергман: Новое издание . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 978-0814338063 .