Свен Нюквист
Свен Вильхем Нюквист (англ. Шведское произношение: [svɛn ˈvɪ̌lːhɛlm ˈnŷːkvɪst] ; 3 декабря 1922 — 20 сентября 2006) — шведский оператор и режиссёр.
Его работы обычно отличаются натурализмом и простотой. Многие считают его одним из величайших кинематографистов всех времен. [ 1 ] Он наиболее известен своим сотрудничеством с режиссером Ингмаром Бергманом . Он получил премию Оскар за лучшую операторскую работу за фильмы «Крик и шепот» (1972) и «Фанни и Александр» (1982). Нюквист также работал с Бергманом над фильмами «Девственная весна» (1960), «Сквозь темное стекло» (1961), «Зимний свет » (1963), «Персона» (1966), «Крики и шепот» (1973), «Сцены из брака» (1973), «Лицом к лицу». (1978) и «Осенняя соната» (1978).
Нюквист также известен своим сотрудничеством с Вуди Алленом , работой над такими фильмами, как «Другая женщина» (1988), «Преступления и проступки» (1989) и «Знаменитости» (1998). Среди других его работ в фильмах «Жилец» (1976), «Агнесса Божия» (1985), «Жертвоприношение» (1986), «Невыносимая легкость бытия» (1988), «Чаплин» (1992), «Неспящие в Сиэтле» (1993) и «Что гложет Гилберта Грейпа». (1993).
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Нюквист родился в Мохеде , Кронобергс-лан , Швеция . Его родители были лютеранскими миссионерами , которые большую часть жизни провели в Бельгийском Конго , поэтому Нюквист воспитывался родственниками в Швеции и редко виделся с родителями. Его отец был страстным фотографом-любителем дикой природы Африки, чья деятельность, возможно, пробудила интерес Нюквиста к изобразительному искусству.
Талантливый спортсмен в юности, первая кинематографическая попытка Нюквиста заключалась в том, чтобы заснять свой прыжок в высоту , чтобы улучшить свою технику прыжка. После года обучения в Муниципальной школе фотографов в Стокгольме он вошел в шведскую киноиндустрию в возрасте 19 лет.
Карьера
[ редактировать ]В 1941 году он стал помощником оператора на студии Сэндрюса, работая над фильмом «Бедный миллионер» . Он переехал в Италию в 1943 году, чтобы работать в студии Cinecittà Studios, а два года спустя вернулся в Швецию. В 1945 году, в возрасте 23 лет, он стал полноценным оператором, сделав свою первую сольную работу в фильме « Дети с горы Фростмо» .
он работал над многими небольшими шведскими фильмами В течение следующих нескольких лет и провел некоторое время со своими родителями в Африке, снимая дикую природу, отснятый материал, который позже был выпущен в виде документального фильма под названием «По следам знахаря» (также известного как « Под Южным крестом »). .
Вернувшись в Швецию, он начал работать с режиссёром Ингмаром Бергманом над «Опилками и мишурой» (США: «Обнажённая ночь» , 1953). Он был одним из трех операторов, работавших над фильмом (остальными были Гуннар Фишер и Хильдинг Блад).
Нюквист со временем стал постоянным оператором Бергмана. Он работал единственным оператором в оскароносных фильмах Бергмана «Девственный источник» (1959) и «Сквозь темное стекло» (1960). Он произвел революцию в съемке лиц крупным планом, создав психологическую драму Бергмана «Персона» (1966). [ 2 ]
После работы с другими шведскими режиссерами, в том числе с Альфом Сьёбергом в «Судье» (1960) и Май Зеттерлинг в «Влюбленных парочках» (1964), он затем работал в США и других странах над: « Ричарда Фляйшера » Последним забегом (1971); Луи Маля » « Черная луна (1975) и «Милая малышка» (1978); Романа Полански » « Жилец (1976); Яна Троэлла » « Ураган (1979); Боба Рэфельсона Версия «Почтальон всегда звонит дважды» (1981); Нормана Джуисона » «Агнес Божья (1985); Вуди Аллена » «Другая женщина (1988), «Преступления и проступки» (1989) и «Знаменитости» (1998); Ричарда Аттенборо » « Чаплин (1992); » Норы Эфрон « Неспящие в Сиэтле (1993); и Лассе Халльстрема « Что гложет Гилберта Грейпа» (1993) и «О чем поговорить» (1995).
Нюквист получил премию «Оскар» за лучшую операторскую работу за два своих фильма: «Плаки и шепот» (1972) и «Фанни и Александр» (1982), оба из которых были фильмами Бергмана. Нюквист сказал, что его любимыми фильмами были «Фанни и Александр». [ 3 ] На 9-й церемонии вручения наград Guldbagge Awards в 1973 году он получил награду за особые достижения за работу над фильмом «Крики и шепот» . [ 4 ] Он также был номинирован на «Оскар» в области кинематографии за фильм «Невыносимая легкость бытия» (1988) и в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Бык» (1991), в котором он снял Макса фон Сюдова и Лив Ульманн .
Нюквист получил специальный приз Каннского кинофестиваля за работу над «Жертвоприношением» (1986), последним фильмом режиссера Андрея Тарковского , находившегося к тому времени в изгнании из родной России. Он был первым европейским кинематографистом, присоединившимся к Американскому обществу кинематографистов , и получил Премию за выдающиеся достижения от ASC в 1996 году. [ 5 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Его бывшая жена Ульрика умерла в 1982 году. Карьера Нюквиста внезапно оборвалась в 1998 году, когда ему поставили диагноз афазия ; он умер в 2006 году в возрасте 83 лет. Он написал три книги, в том числе «Зов занавеса» , опубликованную в 1999 году. Его сын Карл-Густав Нюквист снял о нем документальный фильм 1999 года « Свет держит меня в компании» .
Фильмография
[ редактировать ]Оператор
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]Короткометражный фильм
[ редактировать ]Год | Заголовок | Директор | Примечания |
---|---|---|---|
1973 | Вызов | Сам | |
1976 | Танец проклятых женщин | Ингмар Бергман | |
1989 | Эдип разваливается | Вуди Аллен | Сегмент Нью-Йоркских историй |
Документальный короткометражный фильм
Год | Заголовок | Директор | Примечания |
---|---|---|---|
1943 | Силуэт Стокгольма | Биби Линдстрем | |
1946 | Где горят костры | Мауриц Сандин | |
1961 | Африка и Швейцер | Ян Садло | |
1995 | Лив Ульманн | Сегмент Люмьер и компания |
Телевидение
[ редактировать ]Телевизионные фильмы
Год | Заголовок | Директор | Примечания |
---|---|---|---|
1969 | Обряд | Ингмар Бергман | |
1970 | Документ Форё | Документальный фильм | |
1971 | Карьера Карпфа | Бернхард Вики | |
1973 | Синий отель | Станислав Барабас | |
1980 | Из жизни кукол | Ингмар Бергман | |
1984 | После репетиции | ||
1986 | Ничей ребенок | Ли Грант |
Сериал
Год | Заголовок | Директор | Примечания |
---|---|---|---|
1973 | Сцены из свадьбы | Ингмар Бергман | Минисериал |
1975 | Рассказы Генри Джеймса | Фолькер Шлёндорф | Эпизод «Причины Джорджины» |
2001 | Новый | Эпизод «Величайшее чудо жизни» |
Директор
[ редактировать ]Год | Заголовок | Директор | Писатель | Продюсер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1952 | Под Южным Крестом | Да | Да | Нет | Совместно с Олофом Бергстрёмом |
1956 | Горилла | Да | Нет | Нет | Совместно с Лоренсом Мармстедтом и Ларсом-Хенриком Оттосоном |
1965 | Лианброн | Да | Нет | Нет | |
1973 | Вызов | Да | Да | Нет | Короткометражный фильм |
1978 | Один за другим | Да | Нет | Да | Совместно с Эрландом Джозефсоном и Ингрид Тулин |
1991 | Бык | Да | Да | Нет |
Награды и номинации
[ редактировать ]Награды Академии
Год | Категория | Заголовок | Результат |
---|---|---|---|
1973 | Лучшая операторская работа | Крики и шепот | Выиграл |
1983 | Фанни и Александр | Выиграл | |
1988 | Невыносимая легкость бытия | номинирован |
Американское общество кинематографистов
Год | Категория | Заголовок | Результат |
---|---|---|---|
1988 | Выдающиеся достижения в области театральных релизов | Невыносимая легкость бытия | номинирован |
1996 | Премия за жизненные достижения | Выиграл |
Награды BAFTA
Год | Категория | Заголовок | Результат |
---|---|---|---|
1973 | Лучшая операторская работа | Крики и шепот | номинирован |
1983 | Фанни и Александр | Выиграл |
Британское общество кинематографистов
Год | Категория | Заголовок | Результат |
---|---|---|---|
1983 | Лучшая операторская работа в полнометражном театральном фильме | Фанни и Александр | Выиграл |
1988 | Невыносимая легкость бытия | номинирован | |
1992 | Чаплин | номинирован |
Каннский кинофестиваль
Год | Категория | Заголовок | Результат |
---|---|---|---|
1986 | Лучший художественный вклад | Жертва | Выиграл |
Награды «Независимый дух»
Год | Категория | Заголовок | Результат |
---|---|---|---|
1988 | Лучшая операторская работа | Невыносимая легкость бытия | Выиграл |
Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса
Год | Категория | Заголовок | Результат |
---|---|---|---|
1983 | Лучшая операторская работа | Фанни и Александр | Выиграл |
1988 | Невыносимая легкость бытия | номинирован |
Национальное общество кинокритиков
Год | Категория | Заголовок | Результат |
---|---|---|---|
1966 | Лучшая операторская работа | Человек | номинирован |
1968 | Стыд | номинирован | |
1973 | Крики и шепот | Выиграл | |
1988 | Невыносимая легкость бытия | номинирован |
Нью-йоркский кружок кинокритиков
Год | Категория | Заголовок | Результат |
---|---|---|---|
1983 | Лучший оператор | Фанни и Александр | номинирован |
1988 | Невыносимая легкость бытия | номинирован |
Наследие
[ редактировать ]Премия Свена Нюквиста за кинематографию вручается ежегодно на кинофестивале в Гетеборге и вручается в сотрудничестве с Фондом кинематографии Свена Нюквиста. [ 6 ] В 2003 году Нюквист был признан одним из десяти самых влиятельных кинематографистов в истории по результатам опроса, проведенного Международной гильдией кинематографистов. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Умер оператор Нюквист в возрасте 83 лет , BBC News
- ^ Борден, DM, 1977. Стиль Бергмана и икона лица. Ежеквартальный обзор киноисследований 2, 42–55. https://doi.org/10.1080/10509207709391332
- ^ "Свен Нюквист, Ингмар Бергман, оператор Вери, интервью, 1991" . ВЕЕРИЖУРНАЛ . Проверено 23 августа 2019 г. Интервью с поэтом/художником Стивеном Витой.
- ^ «Шепот и крики (1973)» . Шведский институт кино. 2 марта 2014 г.
- ↑ Несколько лет спустя Нюквист рассказал в интервью шведскому телевидению о вступлении в ASC. Сначала он был удивлен тем, что ему пришлось пройти квалификацию, но пришел на собеседование. Одним из первых вопросов к нему было, сколько полнометражных фильмов он снял. Он сказал «семьдесят», на что правление ответило, что они понимают, что существует языковая проблема; очевидно, Нюквист имел в виду «семнадцать». Нет, семьдесят, семь-ой. Хм-хм. Тогда правление сказало: «Здесь сказано, что вы снимались в нескольких фильмах с Бергманом». «Да, это семнадцать», — ответил Нюквист...
- ^ «Вот победители кинофестиваля в Гетеборге 2022!» . Кинофестиваль в Гетеборге . 5 февраля 2022 г. Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ «10 самых влиятельных операторов по голосованию Гильдии камер», 16 октября 2003 г. Проверено 28 января 2011 г.
- Углубленное интервью Нюквиста 1984 года о работе с Бергманом.
- Некролог , The Daily Telegraph , 20 сентября 2006 г.
- Некролог , New York Times , 21 сентября 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Свен Нюквист на IMDb
- Свен Нюквист в базе данных шведских фильмов
- Свен Нюквист в базе данных TCM Movie
- 1922 рождения
- смертей в 2006 г.
- Лауреаты премии Американской киноакадемии за лучший оператор-оператор
- Лауреаты премии BAFTA за лучшую операторскую работу
- Лауреаты премии «Сезар» за лучшую операторскую работу
- Лауреаты премии «Независимый дух»
- Люди из муниципалитета Альвеста
- Шведские кинематографисты
- Шведские лютеране
- Лютеране 20-го века