Джон Алтон
Джон Алтон | |
---|---|
![]() Снимок экрана | |
Рожденный | Иоганн Якоб Альтманн 5 октября 1901 г. |
Умер | 2 июня 1996 г. | ( 94 года
Занятие | Оператор |
Супруги |
|
Джон Алтон (5 октября 1901 — 2 июня 1996), родившийся Иоганн Джейкоб Альтманн , в Шопроне , Королевство Венгрия , был американским кинематографистом венгерско-немецкого происхождения. [1] Олтон сфотографировал некоторые из самых известных фильмов в стиле нуар классического периода и получил премию Оскар за операторскую работу « Американец в Париже» (1951), став первым человеком венгерского происхождения, сделавшим это в категории кинематографии.
Карьера
[ редактировать ]Элтон переехал в США, чтобы поступить в колледж, и впервые начал работать в киноиндустрии, когда его заметил сторож в Cosmopolitan Studios в Нью-Йорке в поисках массовки . [2] Он начал работать лаборантом в Лос-Анджелесе в 1920-х годах, а через четыре года стал оператором. [3] Он переехал во Францию вместе с Эрнстом Любичем, чтобы снимать фоны для фильма «Студенческий принц в Старом Гейдельберге» (1927), и в итоге остался на один год, возглавляя операторский отдел студии Joinville Studios Paramount Pictures . Он утверждал, что открыл Мориса Шевалье . [2] В 1932 году он переехал в Аргентину, где снял множество фильмов на испанском языке и спроектировал первую в стране студию звукового кино для Lumiton и Argentina Sono Film . Он намеревался остаться на год, но в итоге остался на семь. [2] Он выиграл приз за лучшую фотографию в Аргентине в 1937 году. [1]
Он вернулся в Голливуд в конце 1930-х годов и снял 30 фильмов категории B за семь лет , в основном для Republic Pictures и RKO . [2] Затем он работал с режиссером Энтони Манном над фильмом «Т-мены» (1947) и стал одним из самых востребованных кинематографистов того времени. [4] известен своими нетрадиционными ракурсами, особенно съемками с низкой камеры. Его стиль наиболее заметен в фильмах нуар: «Он шел ночью» (1948), «Удивительный мистер Икс» (1948), «Грубая сделка» (1948) и «Большое комбо» (1955).
Олтон также сфотографировал множество цветных фильмов, в том числе «Слегка алый» (цветной фильм в стиле нуар). Он работал с Винсенте Миннелли в MGM в течение 10 лет, в том числе над фильмами «Отец невесты» (1950) и «Американец в Париже» (1951), за которые он получил премию «Оскар» за лучшую цветную операторскую работу вместе с Альфредом Гилксом . [1] Он также несколько раз работал с Ричардом Бруксом, в том числе над «Боевым цирком» (1953) и «Братьями Карамазовыми» (1958). [2]
Олтон ушел из Американского общества кинематографистов (ASC) в январе 1944 года, как сообщается, из-за конфликтов с членом-основателем ASC и главой отдела камер MGM Джоном Арнольдом . Он был восстановлен в должности по его просьбе менее чем через год при помощи Леона Шамроя . [5] но в итоге ушел в отставку во второй и последний раз в марте 1954 года после личного спора с президентом. [6] [2]
Последним фильмом Олтона был «Элмер Гантри» (1960). Он работал с режиссером Чарльзом Крайтоном над «Бердменом из Алькатраса» (1962), но оба были уволены через две недели, и Элтон ушел из индустрии. [2]
Телевидение
[ редактировать ]В 1966 году Элтон снял пилотную серию « Миссия невыполнима» , ставшую успешным телесериалом.
Книга
[ редактировать ]Олтон написал «Живопись светом» (1949), одну из первых книг, написанных работающим оператором студии. В книге выдвинуто несколько противоречивых теорий на тот момент, например, глубина создается путем размещения самого яркого объекта в сцене, наиболее удаленного от камеры, и что студийное освещение всегда должно имитировать естественный свет по текстуре и направлению. В нем рассматриваются как традиционные, так и нетрадиционные методы студийного освещения кинофильмов. Несмотря на огромные технические достижения, достигнутые в киноиндустрии, большая часть контента по-прежнему актуальна. «Живопись светом » (1949) содержит необходимую литературу для любого начинающего кинорежиссера с подробной информацией и идеями для освещения некоторых сложных внутренних и внешних декораций и ситуаций. В оглавление входят такие главы, как «Таинственное освещение», «Специальное освещение» и «Визуальная симфония».
Личная жизнь
[ редактировать ]Покинув киноиндустрию, Элтон и его жена Розалия держались подальше от внимания общественности и путешествовали по миру до начала 1980-х годов, живя в Европе, Южной Америке, Южной Африке и Азии. Они познакомились, когда он был в Аргентине, и прожили в браке 55 лет до ее смерти. В 1986 году он женился на Билли, которая умерла в начале 1990-х. [2]
Смерть
[ редактировать ]Джон Алтон умер 2 июня 1996 года в Санта-Монике, Калифорния. Ему было 94.
Фильмография
[ редактировать ]- Студенческий принц в Старом Гейдельберге (1927)
- Человек, который убил (1930)
- Человек, который убивает (1930)
- Три берретина (1933)
- Папин сын (1933)
- Преступление в три (1935)
- Большой Калибр (1935)
- Остановка в городе (1935)
- Новый порт (1936)
- Товарищи (1936)
- Безумно мило (1936)
- Дэррил (1936)
- Гол (1936)
- Амалия (1936)
- Бедный Перес (1937)
- Палермо (1937)
- Богемная жизнь (1938)
- Жимолость (1938)
- Закрытая дверь (1938)
- Сан-Мартин Кадеты (1939)
- Последняя встреча (1939)
- Маленький путь славы (1939)
- Закрытая дверь (1939)
- Двенадцать женщин (1939)
- Матреро (1939)
- Средство от богатства (1940)
- Доктор Кристиан встречает женщин (1940)
- Три лица на запад (1940)
- Мужественный доктор Кристиан (1940)
- Дьявол расплачивается (1941)
- Вынужденная посадка (1941)
- Мелодия на троих (1941)
- Мощное погружение (1941)
- Господин окружной прокурор по делу Картера (1941).
- Дела Джимми Валентайна (1942)
- Ревю ледяных шапок (1942)
- Джонни Дафбой (1942)
- Лунный маскарад (1942)
- Простите мои полосы (1942)
- Дочь султана (1943)
- Леди и чудовище (1944)
- Лейк-Плэсид Серенада (1944)
- Буря над Лиссабоном (1944)
- Враг женщин (1944)
- Атлантик-Сити (1944)
- Капитан из Кёпеника (1945)
- Девушки большого дома (1945)
- Песня Мексики (1944)
- Любовь, честь и прощание (1945)
- Я был преступником (1945)
- Дела Джеральдин (1946)
- Парень мог измениться (1946)
- Секрет Мадонны (1946)
- Убийство в мюзик-холле (1946)
- Одна захватывающая неделя (1946)
- Великолепный разбойник (1947)
- Призрак сходит с ума (1947)
- Хит-парад 1947 года (1947)
- Т-Мэн (1947)
- Нарушитель границ (1947)
- Зимняя страна чудес (1947)
- Вайоминг (1947)
- Похороните меня мертвым (1947)
- Самозванец (1947)
- Дрифтвуд (1947)
- Он шел ночью (1948)
- Полый триумф (1948)
- Удивительный мистер Икс (1948)
- Кэнон-Сити (1948)
- Грубая сделка (1948)
- Пограничный инцидент (1949)
- Кривой путь (1949)
- Капитан Чайна (1949)
- Царство террора (1949)
- Красный жеребец в Скалистых горах (1949)
- Таинственная улица (1950)
- Отец невесты (1950)
- Основания для брака (1950)
- Дьявольский проем (1950)
- Американец в Париже (1951) (фотография балета)
- Народ против О'Хары (1951)
- Маленький дивиденд отца (1951)
- Это большая страна (1951)
- Разговор о незнакомце (1952)
- Вашингтонская история (1952)
- Боевой дым апачей (1952)
- Считай часы (1952)
- Боевой цирк (1953)
- Займите возвышенность! (1953)
- Я, жюри (1953)
- Королева крупного рогатого скота Монтаны (1954)
- Серебряная Лод (1954)
- Свидетель убийства (1954)
- Даффи из Сан-Квентина (1954)
- Страсть (1954)
- Партнер Теннесси (1955)
- Большое комбо (1955)
- Жемчужина южной части Тихого океана (1955)
- Побег в Бирму (1955)
- Чайный домик августовской луны (1956)
- Слегка алый (1956)
- Дело с обслуживанием (1956)
- Чай и сочувствие (1956)
- Создавая женщину (1957)
- Братья Карамазовы (1958)
- Одинокие сердца (1958)
- 12 на Луну (1960)
- Элмер Гантри (1960)
Похвалы
[ редактировать ]Победы
- Награды Американской киноакадемии : «Оскар», лучшая операторская работа, цвет; Американец в Париже, совместно с: Альфредом Гилксом ; 1951.
Номинации
- Лавровые награды: «Золотой Лавр», «Лучшая операторская работа», «Цвет», «Братья Карамазовы», 4 место; 1959.
Другие награды
- Награды Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса : Премия за карьерные достижения; 1992.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кац, Ефрем ; Фред Кляйн; Рональд Дин Нолан (1998). Международная киноэнциклопедия (3-е изд.). Нью-Йорк: Харпер Коллинз. п. 27. ISBN 0-333-74037-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Маккарти, Тодд (12 марта 1993 г.). «Глубокий фокус» . Ежедневное разнообразие . п. 51 . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ Джон Алтон в AllMovie .
- ↑ Стиман, Альберт. Архивировано 5 октября 2018 г. в Wayback Machine . Интернет-энциклопедия кинематографистов, «Страница Джона Алтона», Роттердам, Нидерланды, 2007 г. Последний доступ: 13 декабря 2007 г.
- ^ Джон Бейли (17 июля 2016 г.). « Американец в Париже : Джон Элтон против Альфреда Гилкса» . Американский кинематографист . Американское общество кинематографистов . Проверено 13 августа 2019 г.
- ^ Джон Бейли (6 октября 2013 г.). «Джон Алтон: Выбросы кинематографии, часть первая» . Американский кинематографист . Американское общество кинематографистов . Проверено 13 августа 2019 г.
- ^ Гобл, Алан. Полный указатель мирового кино с 1885 года. 2008. Домашняя страница указателя .
- ^ Стиман, Альберт. Там же.
Источники
[ редактировать ]- Гарри Томичек: Большой черный. «Пограничный инцидент», Энтони Манн, оператор: Джон Элтон (1949). В: Кристиан Карнелли, Майкл Омаста (ред.): Тень. Изгнание. Европейские эмигранты в нуаре. ПВС, Вена, 1997. ISBN 3-901196-26-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джон Элтон на IMDb
- Джон Элтон в AllMovie
- Джон Алтон в «Рисовании светом»
- Джона Алтона Изображения и анализ в Images Journal
- Джон Элтон в Film Reference
- Джона Элтона Краткая ретроспектива на YouTube (7 минут: 41 секунд)