Роберт Сёртис (оператор)
Роберт Сёртиз | |
---|---|
Рожденный | Ковингтон, Кентукки , США | 9 августа 1906 г.
Умер | 5 января 1985 г. Монтерей, Калифорния , США | ( 78 лет
Занятие | Оператор |
Годы активности | 1931–1978 |
Известный | Плохое и красивое Бен-Хау Выпускник Копи царя Соломона Последний киносеанс Оклахома! В то же время, в следующем году Стинг Лето 42-го года Тридцать секунд над Токио Поворотный момент Куда ты идешь? |
Супруг | Мэйделл Лоис Джеймс (м. 1930) |
Дети | 4, включая Брюса Сёртиса |
Роберт Л. Сёртиз (9 августа 1906 — 5 января 1985) — американский оператор, получивший три премии «Оскар» за фильмы « Копи царя Соломона» , «Плохое и прекрасное» и версию « Бен-Гура» 1959 года . Сёртиз работал на различных студиях, в том числе Universal , UFA , Warner Brothers и MGM , занимаясь освещением у известных режиссёров Говарда Хоукса , Майка Николса и Уильяма Уайлера , заработав ему репутацию одного из самых разносторонних кинематографистов своего времени.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Роберт Л. Сёртис родился в Ковингтоне, штат Кентукки , 9 августа 1906 года. Он вырос в Огайо , где устроился на работу фотографом и ретушером в портретную студию в Цинциннати . Затем Сёртиз переехал на год в Нью-Йорк , чтобы изучать фотографию, но всегда имел цель стать оператором . [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Намереваясь поступить в колледж, Сёртиз переехал в Калифорнию в 1925 году. Рой К. Хантер из Universal предложил ему работу после того, как некоторые из его работ были опубликованы в журнале Towing Topics Automotive Club. Он ассистировал Гарри Нойману , ASC, в Hoot Gibson вестерне «Эй, эй, ковбой» в 1925 году, Джерри Эшу, ASC, в комедиях Энди Гампа также в 1925 году и Джексону Роузу , ASC, в «Реджинальд Денни Кожаные толкатели» сериале в 1926 году . «Человек, который смеется» (1928), сфотографированный Джилом Уоррентоном, «ASC» был первой высокобюджетной картиной Сёртиса в качестве ассистента. [ 1 ]
С 1928 по 1929 год Сёртиз работал в Universal и UFA помощником Чарльза Стюмара во Франции, Германии, Швейцарии и Италии. [ 1 ] Некоторые источники говорят, что он помогал Греггу Толанду и Джозефу Руттенбургу в последние годы 1920-х годов перед отъездом за границу, и это положило начало его карьере. [ 2 ] В 1930 году Сёртиз вернулся в Калифорнию и ассистировал Хэлу Мору , ASC, в «Короле джаза» . Он продолжал снимать 36 картин с Мором на Universal, Warner Brothers , Pathé и студиях Fox в течение 6 лет с 1930 по 1936 год. В 1935 году Сёртиз подал заявку на вступление в ASC в качестве оператора сразу после завершения 13 недель в качестве оператора на студии Warner Brother's Studios над фильмом «Сон в летнюю ночь» (1935).
Первым фильмом Сёртиса в качестве оператора-постановщика был «Эта драгоценная свобода» (1942), пропагандистский фильм, снятый для армии США и выпущенный только для военных. [ 3 ]
Он снял еще несколько картин с разными режиссерами, такими как Фрэнк Бак и Эд Сазерленд в «Жакерае» в сентябре 1942 года и Лес Гудвинс в «Ледяных кападес» в октябре 1942 года. 20 октября 1942 года Сёртиз подал в ASC еще одну заявку в качестве оператора-постановщика, в то время как работал во внештатных независимых продюсерах.
Вскоре после этого Сёртиз получил работу в MGM , где он начал свою долгую карьеру и продюсировал свою самую заметную работу, начиная с фильма «Тридцать секунд над Токио» , снятого вместе с Гарольдом Россоном , ASC и номинированного на «Оскар» в категории «Черно-белая кинематография» в 1944 году. За свою 48-летнюю карьеру Роберт Сёртис снял около 100 фильмов, в том числе «Копи царя Соломона» (1950), «Плохое и прекрасное» (1952) и «Бен-Гур» (1959), каждый из которых получил по «Оскару». [ 4 ] Не говоря уже о 13 других его фильмах, которые также были номинированы на лучшую операторскую работу, включая «Выпускник» (1967), «Последний киносеанс» (1971) и «Афера» (1973).
Наследие
[ редактировать ]Сёртиз был востребованным оператором из-за своей универсальности: «Мне нравилось снимать самые разные картины — мюзиклы, комедии и приключенческие боевики». [ 3 ] Он также приобрел репутацию приверженца точного контроля цвета и правильной экспозиции негатива , подбирая освещение и ракурсы камеры так, чтобы он мог предоставить лаборатории лучший негатив, который он мог сделать.
Сёртиз любил экспериментировать с освещением и всегда находил способы правильно осветить сцену, даже без всего необходимого оборудования; например, в фильме «Копи царя Соломона» (1950), когда генераторы нельзя было перевезти через густые африканские джунгли, Сёртиз освещал весь фильм рефлекторами .
Он также сыграл роль в технологических инновациях, будучи одним из первых, кто использовал телеобъектив (500 мм) в «Выпускнике» (1967).
Личная жизнь
[ редактировать ]Роберт Сёртис женился на Мэйделл Лоис Джеймс в 1930 году, прежде чем переехать в Калифорнию. У пары было две дочери (Линда, позже Линда Лоуэрс, и Нэнси, позже Нэнси Корби), а также два сына (Томас и Брюс ). [ 1 ] Брюс также был оператором-постановщиком, работая вместе со своим отцом в фильме «Потерянный горизонт» (1973) в качестве первого оператора второй камеры.
Роберт Сертис умер 5 января 1985 года после продолжительной болезни. [ нужна ссылка ]
Фильмография
[ редактировать ]- Небесная музыка (короткометражный) (1943)
- Тридцать секунд над Токио (1944)
- Свидание с Джуди (1948)
- Акт насилия (1949)
- Копи царя Соломона (1950)
- Куда ты идешь (1951)
- Дикий Север (1952)
- Скарамуш (1952)
- Веселая вдова (1952)
- Плохое и красивое (1952)
- Катайся, Вакеро! (1953)
- Могамбо (1953)
- Побег из форта Браво (1953)
- Долина царей (1954)
- Длинный, длинный трейлер (1954)
- Суд (1955)
- Оклахома! (1955)
- Дань плохому человеку (1956)
- Лебедь (1956)
- Округ Рейнтри (1957)
- Девочки (1957)
- Веселый Эндрю (1958)
- Закон и Джейк Уэйд (1958)
- Бен-Гур (1959)
- Это началось в Неаполе (1960)
- Симаррон (1960)
- Мятеж на награде (1962)
- Пт 109 (1963)
- Поцелуи для моего президента (1964)
- Третий день (1965)
- Сатанинская ошибка (1965)
- Тропа Аллилуйя (1965)
- Коллекционер (1965)
- Потерянное командование (1966)
- Погоня (1966)
- Выпускник (1967)
- Доктор Дулиттл (1967)
- Сладкая благотворительность (1969)
- Аранжировка (1969)
- Освобождение Л. Б. Джонса (1970)
- Лето 42-го (1971)
- Последний киносеанс (1971)
- Другой (1972)
- Ковбои (1972)
- Стинг (1973)
- Оклахома сырая (1973)
- Потерянный горизонт (1973)
- Гинденбург (1975)
- Великий Уолдо Пеппер (1975)
- Звезда родилась (1976)
- Поворотный момент (1977)
- В то же время, в следующем году (1978)
- Братья по крови (1978)
Награды Оскар и номинации
[ редактировать ]Роберт Л. Сёртис за лучшую операторскую работу [ 5 ]
- Номинант «Тридцать секунд над Токио» (1944), совместно с: Гарольдом Россоном
- Победитель Копи царя Соломона (1950)
- Номинант Quo Vadis (1951). Совместно с: Уильямом В. Скаллом.
- Победитель фильма «Плохое и красивое» (1952).
- Назовите Оклахому! (1955)
- Победитель Бен-Гур (1959)
- Номинантный мятеж на награде (1962)
- Номинант «Выпускник» (1967)
- Номинант на звание доктора Дулиттла (1967)
- Номинант лета 42-го (1971)
- Номинант на последний киносеанс (1971)
- Номинант «Стинг» (1973)
- Номинант «Гинденбург» (1975)
- Номинант «Звезда родилась» (1976)
- Номинант «Поворотный момент» (1977)
- Номинант в то же время, в следующем году (1978)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «О съемках «Quo Vadis»». Фильмы в обзоре. Т. 19 № 2 (февраль 1968 г.): 89. Печать.
- «Фотография выпускника». Фильмы в обзоре Т.3 №4 (апрель 1952 г.) 184. Печать.
- «Кинематографист с «раздвоением личности»». Американский кинематографист (февраль 1968 г.): 104–111. Распечатать.
- «Переломный момент». Американский кинематографист (май 1978 г.): 466. Печать.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Некролог Роберта Сёртиса». Американский кинематографист (март 1985 г.): 101. Печать.
- ^ "Роберт Сёртиз". Международный фотограф Т. 37 № 5 (май 1965 г.): 14–15. Распечатать
- ^ Jump up to: а б «Роберт Сёртиз: в то же время в следующем году». Американский кинематографист (май 1979 г.): 468, 522–524. Распечатать
- ^ «Создатели машины мечты». Американский оператор (август 1986 г.): 34А. Распечатать.
- ^ «Награды Роберту Сёртису» . IMDB .