Рауль Кутар
Рауль Кутар | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 8 ноября 2016 г. | ( 92 года
Род занятий | Оператор, кинорежиссер |
Годы активности | 1958–2001 |
Рауль Кутар (16 сентября 1924 г. - 8 ноября 2016 г.) [ 1 ] был французским кинематографистом . Он наиболее известен своей связью с периодом французской новой волны ( Nouvelle Vague ) и особенно своей работой с режиссером Жаном-Люком Годаром , в которую входят «На последнем дыхании» (1960), «Женщина есть женщина» (1961), «Жить своей жизнью» (1962). ), Bande à part (1964), Alphaville , Pierrot le Fou (оба 1965) и Weekend (1967). Кутар также снимал фильмы для режиссера «Новой волны» Франсуа Трюффо , в том числе «Стреляйте в пианиста» (1960) и «Жюль и Джим» (1962), а также для Жака Деми , современника, часто ассоциируемого с этим движением.
За свою почти полувековую карьеру Кутар снял более 75 фильмов.
Биография
[ редактировать ]Кутар первоначально планировал изучать химию , но переключился на фотографию из-за стоимости обучения . [ 2 ] В 1945 году Кутар был отправлен для участия во французской войне в Индокитае ; он прожил во Вьетнаме следующие 11 лет, работая военным фотографом , в конечном итоге став фрилансером в Paris Match and Look . В 1956 году ему предложили снять фильм Пьера Шендорфера « Пасс дю Дьявола» . Кутар никогда раньше не пользовался кинокамерой и, как сообщается, согласился на эту работу из-за недоразумения (он считал, что его наняли для съемки производственных кадров из фильма).
Сотрудничество с Годаром
[ редактировать ]Первой совместной работой Кутара с Жаном-Люком Годаром стал первый полнометражный фильм Годара « О суфле » , снятый в 1959 году. Сообщается, что он был «навязан» Годару продюсером Жоржем де Борегаром ; режиссер уже остановился на другом операторе. [ 2 ]
Кутар сфотографировал почти все работы Годара в эпоху «Новой волны» (1959–1967), за исключением « Маскулена, женственного» ; их последней работой в этот период был «Уикенд» (1967), который ознаменовал конец работы Годара как «мейнстримного» режиссера. Эти двое больше не работали вместе до «Страсти» ; их последней совместной работой стал следующий полнометражный фильм Годара « Преном Кармен» .
В период «Новой волны» работа Кутара с Годаром разделилась на две категории: черно-белые фильмы, снятые в полном кадре , и цветные фильмы, снятые в широкоэкранном режиме (за исключением «Китайца» (1967)) . В черно-белых фильмах, которые в основном были сняты с небольшим бюджетом, используется ручная операторская работа и естественное освещение, что придает им неотшлифованное документальное качество, имеющее решающее значение для стиля Годара и второй натуры Кутара. Однако в интерьерах естественного освещения не всегда было достаточно, и, начиная с «Жить своей жизнью» (1962), Кутар разработал простую осветительную установку, подвешенную чуть ниже потолка, с несколькими маленькими лампочками, направленными на потолок, куда были помещены белые карточки, чтобы они отражались. Максимальный свет в рассеянном пространстве, дающий всей комнате достаточное освещение, внутри которого Годар мог затем импровизировать различные настройки камеры. Годар был настолько доволен системой освещения Кутара, что сразу же разработал панорамирование камеры на 360 градусов, чтобы использовать эту свободу. [ 3 ] Подобную «документальную эстетику» преследуют все кинематографисты Годара, хотя в более поздних работах Годара портативная камера имеет тенденцию заменяться более традиционным монтажом. В первом цветном фильме Годара (снятом Кутаром) « Une Femme est une femme» (1961) была съемка с рук, иногда даже в рамках студийных съемок, а в более поздних «Le Mepris» (1963) «Pierrot le Fou» (1965) Deux ou Trois выбирает que je sais d'elle (1966) Выходные (1967) обычно совпадают с растущим предпочтением Годара к более длительной, более традиционно смонтированной операторской работе, либо с фиксированным кадром, панорамированием, либо с отслеживанием кадров . Работы 80-х и 90-х годов становятся еще более изысканными, состоящими из сложных картин или сценических ремесел в фиксированном кадре, обычно с помощью длинного объектива, позволяющего резко и заметно переключать фокус между фоном и передним планом, как в «Страсти » (1982) и «Преном Кармен» (1983) . ). Они были сфотографированы Кутаром без какого-либо дополнительного освещения, но с использованием последних разработок в области объективов для фотоаппаратов и кинопленки, чтобы поразительно усилить документальный подход.
Карьера после новой волны
[ редактировать ]После съемок некоторых из последних фильмов, снятых в эпоху «новой смутности» – «Уик-энд Трюффо Годара» и «Невеста в черном» – Кутар работал над Коста-Гавраса » фильмом «Z (1969). Кутар и Трюффо сильно спорили из-за кинематографии фильма «Невеста в черном» , сообщил TCM ведущий Роберт Осборн после показа фильма по кабельной сети в 2009 году.
В 1970 году Кутар написал сценарий и снял свой первый полнометражный фильм « Хоа Бинь» , за который получил приз Жана Виго и награду Каннского кинофестиваля 1970 года . [ 4 ] Фильм также был номинирован на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке . [ 5 ] В течение следующих пятнадцати лет Кутар снял еще два полнометражных фильма: «Легион соте на Кольвези». [ 6 ] в 1980 году и SAS в Сан-Сальвадоре в 1983 году. Оператором всех его полнометражных фильмов был Жорж Лирон , который был его частым оператором. [ 7 ] во время его сотрудничества с Годаром и с которым он работал одним из операторов ирландского документального фильма « Рокки-роуд в Дублин» (1967).
Как оператор Кутар в 1970-е годы был менее активен, чем в 1960-е. Когда он воссоединился с Годаром в 1982 году, Кутар за предыдущее десятилетие снял всего семь фильмов, пять из них - в 1972–73 годах. [ 8 ] После двух совместных работ Годара он снова начал работать чаще.
В 1990-е годы Кутар начала работать с режиссёром Филиппом Гаррелем ; Гарреля его последней работой была Sauvage Innocence , вышедшая в 2001 году.
Избранная фильмография (как оператор)
[ редактировать ]- ( 1958 Перевал Дьявола )
- Рамунчо (1959)
- Исландский рыбак ( 1959 )
- На последнем дыхании ( 1960 )
- Стреляйте в пианиста 1960 ( )
- Женщина есть женщина 1961 ( )
- Проживая свою жизнь: фильм в двенадцати картинках ( Моя жизнь, чтобы жить ) (1962)
- Жюль и Джим (1962)
- Португальские каникулы (1963)
- Маленький солдат (1963)
- Презрение ( 1963 )
- Самые красивые аферы ( мира 1964)
- Мягкая ( кожа 1964)
- Bande à part (он же Band of Outsiders ) (1964)
- , странное приключение Лемми Осторожного ( Альфавиль 1965)
- Пьеро ле Фу ( Безумный Пит или Пит сходит с ума ) (1965)
- Китайская девушка (1967)
- Уик-энд (1967)
- Каменистая дорога в Дублин (1967)
- З (1969)
- Признание (1970)
- Пятилистный клевер (1972)
- Посольство (1972)
- Барабанный краб (1977)
- Страсть (1982)
- Имя Кармен (1983)
- Макс, Mon Amour ( Макс, любовь моя ) (1986)
- Пусть лгут спящие полицейские ) (1988
Фильмография (как режиссёр)
[ редактировать ]- Хоа-Бинь (1970)
- Легион прыгает на Колвези (1980)
- SAS в Сан-Сальвадоре (1983)
Фильмография (как актер)
[ редактировать ]- Презрение (1963) - ) Оператор (в титрах не указан
- Z (1969) - Английский хирург (в титрах не указан) (последняя роль в кино)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Некролог Рауля Кутара» . Хранитель . 09.11.2016. Архивировано из оригинала 16 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Рауль Кутар
- ^ Бержери, Бенджамин. 1997. «Рауль Кутар: революционер неопределенной новеллы», американский кинематографист , март 1997 г.
- ^ «Каннский фестиваль: Хоа-Бинь» . фестиваль-канны.com . Проверено 10 апреля 2009 г.
- ^ «Номинанты и победители 43-й церемонии вручения премии Оскар (1971)» . oscars.org . Проверено 26 ноября 2011 г.
- ↑ Первоначально в этом триллере главную роль сыграла Джин Сиберг — ее самоубийство после всего лишь одного дня съемок на натуре в Гайане заставило сменить актерский состав. Ее сцены никогда не показывались публично.
- ^ Жорж Лирон
- ^ Рауль Кутар