Альфавиль (фильм)
Альфавиль | |
---|---|
Режиссер | Жан-Люк Годар |
Автор: | Жан-Люк Годар |
Продюсер: | Андре Мишлен |
В главных ролях | Эдди Константин Анна Карина Аким Тамиров Говард Вернон |
Кинематография | Рауль Кутар |
Под редакцией | Агнес Гиймо |
Музыка | Пол Мисраки |
Распространено | Атос Фильмс |
Дата выпуска |
|
Время работы | 99 минут |
Страна | Франция |
Язык | Французский |
Alphaville: une étrange aventure de Lemmy Caution ( Альфавиль: Странное приключение Лемми Коушена ) — фильм эпохи Новой волны французский научно-фантастический неонуарный 1965 года режиссёра Жана-Люка Годара . В главных ролях Эдди Константин , Анна Карина , Говард Вернон и Аким Тамиров . В 1965 году фильм получил «Золотой медведь» награду 15-го Берлинского международного кинофестиваля . [1] [2]
«Альфавиль» сочетает в себе жанры научной антиутопии фантастики- и фильма-нуара . нет Никакого специального реквизита или футуристических декораций ; вместо этого фильм был снят в реальных местах Парижа : ночные улицы столицы превратились в улицы Альфавиля, а модернистские здания из стекла и бетона (которые в 1965 году представляли собой новый и странный архитектурный дизайн) представляют собой интерьеры города. Действие фильма происходит в будущем, но персонажи также отсылают к событиям двадцатого века; например, герой описывает себя как ветерана Гуадалканала .
Американский актер-эмигрант Эдди Константин играет Лемми Коушена , секретного агента в плаще . Константин уже играл эту или подобные роли в десятках предыдущих фильмов; персонаж был первоначально создан британским детективов писателем Питером Чейни . Однако в «Альфавиле » режиссер Жан-Люк Годар уводит Осторожность от его обычного окружения двадцатого века и помещает его в футуристическую научно-фантастическую антиутопию, технократическую диктатуру Альфавиля.
Сюжет
[ редактировать ]Лемми Коушен — секретный агент с кодовым номером 003 из «Чужеземья». Въезжая в Альфавилль на своем Форде Галакси , [3] он выдает себя за журналиста по имени Иван Джонсон и утверждает, что работает на « Фигаро - Правда» . Осторожно на ряде миссий. Сначала он ищет пропавшего агента Анри Диксона; во-вторых, ему предстоит схватить или убить создателя Альфавиля профессора фон Брауна; наконец, он стремится уничтожить Alphaville и его диктаторский компьютер Альфа 60. Альфа 60 - это разумная компьютерная система, созданная фон Брауном, изображенная Bull Gamma 60 . в фильме с использованием настоящего компьютера [4] который полностью контролирует весь Альфавилль.
Альфа 60 объявила вне закона свободу мысли и индивидуалистические концепции, такие как любовь , поэзия и эмоции в городе , заменив их противоречивыми концепциями или полностью устранив их. Одно из требований «Альфы 60» заключается в том, что «люди не должны спрашивать «почему», а только говорить «потому что » . Предполагается, что люди, проявляющие признаки эмоций, действуют нелогично, и их казнят. В каждом гостиничном номере есть словарь , который постоянно обновляется, когда слова, вызывающие эмоции, становятся запрещенными. В результате Альфавиль представляет собой бесчеловечное, отчужденное общество.
Изображения E = mc 2 и E = hf ( уравнения соответственно специальной теории относительности и квантовой механики ) отображаются несколько раз, чтобы указать на сциентизм , лежащий в основе Alphaville. В какой-то момент Осторожно проходит через место под названием Великая Омега Минус, откуда людей с промытыми мозгами отправляют в другие «галактики», чтобы устраивать забастовки , революции , семейные ссоры и студенческие бунты.
Лемми Коушен , архетипический американский частный сыщик-антигерой , в плаще и с обветренным лицом, старомодный мужественный стиль конфликтует с пуританским компьютером. Противостояние его роли логике (и роли других диссидентов режиму) представлено фальшивыми цитатами из Capitale de la douleur («Капитал боли»), сборника стихов Поля Элюара .
Осторожно встречает Диксона, который вскоре умирает во время занятий любовью с «соблазнительницей третьего класса». Затем Осторожно заручается помощью Наташи фон Браун, программиста Альфы 60 и дочери профессора фон Брауна. Наташа является гражданкой Альфавилля и на допросе говорит, что не знает значения слов «любовь» или «совесть». Осторожно влюбляется в нее, и его любовь привносит в город эмоциональность и непредсказуемость. Наташа с помощью Лемми Коушен обнаруживает, что на самом деле она родилась за пределами Альфавиля.
Профессор фон Браун изначально был известен как Леонард Носферату, но Осторожно неоднократно говорили, что Носферату больше не существует. Сам Профессор разговаривает нечасто, лишь туманно упоминая о своей ненависти к журналистам и предлагая Осторожному возможность присоединиться к Альфавиллю, даже заходя так далеко, что предлагает ему возможность править галактикой. Когда он отказывается от предложения Коушена вернуться в «запредельные земли», Коушен убивает его.
Альфа 60 несколько раз разговаривает с Лемми Коушеном, и его механически созданный голос, кажется, всегда присутствует в городе. Осторожность в конечном итоге уничтожает или выводит его из строя, рассказывая ему загадку, в которой задействовано то, чего Альфа 60 не может понять: поэзия. Концепция индивидуального «я» была потеряна для коллективизированных граждан Альфавиля, и в этом ключ к загадке Коушена.
В конце концов Наташа понимает, что это ее понимание себя как личности со своими желаниями. Фильм заканчивается ее строкой «Je vous aime» («Я люблю тебя»).
Бросать
[ редактировать ]- Эдди Константин в роли Лемми Коушен
- Анна Карина в роли Наташи фон Браун
- Аким Тамиров в роли Анри Диксона
- Криста Лэнг — первая соблазнительница третьего класса
- Валери Буагель — вторая соблазнительница третьего класса
- Жан-Луи Комолли, как профессор Джекелл
- Мишель Делаэ - ассистент профессора фон Брауна
- Жан-Андре Фиески, как профессор Хекелл
- Жан-Пьер Лео — официант на завтраке
- Ласло Сабо — главный инженер
- Говард Вернон в роли профессора фон Брауна/Леонарда Носферату
Производство
[ редактировать ]«Профессор фон Браун (Говард Вернон) изобрел всеведущий компьютер, который управляет жизнью жителей Альфавиля... Доминирующий компьютер, сводящий жизнь к «логике»... заменяет волю человека умиротворенным подчинением... В Альфавиле По указу компьютера, убийство — это зрелищный вид спорта. В бассейне нелогичным [непослушным] мужчинам... завязывают глаза и заставляют стоять на трамплинах. В них стреляют, и они падают в воду, после чего девушки с ножами ныряют в бассейн и рубят тела. Все это встречено вежливыми аплодисментами умиротворенных зрителей. Атмосфера совершенно бесстрастная». - Историк кино Гордон Гоу в фильме «Саспенс в кино» (1968). [5]
Несмотря на футуристический сценарий, «Альфавиль» полностью снимался в Париже и его окрестностях, без каких-либо специальных декораций или реквизита. Использовались здания: здание Совета по электричеству для компьютерного центра Alpha 60 и отель Scribe. [6]
Константин пришел в фильм через продюсера Андре Мишлена, у которого с актером был контракт. Константин стал популярным актером во Франции и Германии благодаря роли крутого парня-детектива Лемми Коушена в серии более ранних фильмов. Годар заимствовал персонажа для «Альфавиля», но, по словам режиссера Анны Андреу, [7] Подрыв Годаром «стереотипа» Лемми Коушена фактически разрушил связь Константина с персонажем - как сообщается, он сказал, что продюсеры избегали его после «Альфавилля» выхода . Константин не играл снова с Лемми Коушеном до Panic Time в 1980 году. [8]
Вступительная часть фильма включает неотредактированный эпизод, в котором Осторожно входит в свой отель, регистрируется, едет на лифте и проходит через различные коридоры в свой номер. По словам оператора Рауля Кутара , он и Годар сняли этот фрагмент как непрерывный четырехминутный дубль. Часть этого эпизода показывает, как Осторожно поднимается на лифте в свой номер, что было достигнуто благодаря тому, что в отеле, использовавшемся в качестве локации, были два лифта со стеклянными стенами, расположенные рядом, что позволяло оператору ехать на одном лифте во время съемок Константина. ехал на другой машине через стекло между ними. Однако, как вспоминал Кутар, для этого потребовалось несколько дублей, поскольку лифты были старыми и на практике их оказалось очень сложно синхронизировать. [7]
Как и в большинстве фильмов Годара, игра и диалоги в «Альфавиле» были по существу импровизированы. Помощник режиссера Чарльз Битч вспоминал, что даже когда производство началось, он понятия не имел, что Годар планирует делать. Первым делом Годар попросил Битча написать сценарий, заявив, что продюсер Мишлен приставал к нему с просьбой о сценарии, потому что он нужен был ему, чтобы помочь ему собрать финансирование от спонсоров в Германии (где Константин был популярен). Битч возразил, что он никогда не читал книги Лемми Коушен, но Годар просто сказал: «Прочитайте одну, а затем напишите ее». Битч прочитал книгу «Предостережение», затем написал 30-страничное лечение и принес его Годару, который сказал: «Хорошо, хорошо» и взял его, даже не взглянув на него. Затем его передали Мишлену, который остался доволен результатом, а «сценарий» был должным образом переведен на немецкий язык и отправлен спонсорам. Фактически, ничего из этого даже не дошло до экрана, и, по словам Битча, немецкие спонсоры позже попросили Мишлен вернуть деньги, когда они увидят законченный фильм. [7]
Влияния на фильм
[ редактировать ]- Осторожно ссылается на Луи-Фердинанда Селина прямо в такси, когда он говорит: «Я отправляюсь в путешествие до конца ночи» (Voyage au bout de la nuit, 1932). Использование поэзии для борьбы с Альфой 60 как разумным существом перекликается с взглядами Селина в ряде его работ.
- Анри Бергсона Осторожность также упоминает во время допроса Альфы 60, когда он отвечает на «непосредственные данные сознания» (Essai sur les données immédiates de la совести, 1889), когда его спрашивают о его религии. Отказ Бергсона от идеализма в пользу чувственного опыта аналогичен конфликту Осторожности с логической Альфой 60.
- Коушен еще раз ссылается на французскую поэзию, когда разговаривает с Альфой 60, говоря, что, когда она решит его загадку, она станет «[его] подобным, [его] братом», перекликаясь со знаменитой последней строкой из « Шарля Бодлера » Читателю в Цветы Зла .
- Жан Кокто оказал значительное влияние на фильмы Годара. [9] и параллели между «Альфавилем» 1950 года и фильмом Кокто «Орфей» очевидны. Например, поиски Сежеста Орфеей и поиски Анри Диксона Осторожностью, между стихами, которые Орфея слышит по радио, и афористическими вопросами, заданными Альфой 60, между победой Орфеи над смертью посредством восстановления своих поэтических способностей и использованием поэзии Коутоном для уничтожения Альфы. 60. [9] Годар также несколько раз открыто признавал свой долг перед Кокто. [10] Например, когда «Альфа 60» уничтожена, люди бредут по лабиринтным коридорам и цепляются за стены, как обитатели « Зоны смерти » Кокто , а в конце фильма Осторожно говорит Наташе не оглядываться назад. Годар сравнивает эту сцену с предупреждением Орфеи Эвридике , также можно обнаружить здесь отсылку к библейскому бегству из Содома . [10]
- Голос Альфы 60 исполнил мужчина с механическим голосовым аппаратом, заменяющим поврежденную раком гортань . [11] Он вдохновлен бестелесным голосом доктора Мабузе в фильме 1933 года «Завещание доктора Мабузе» . [12]
Наследие
[ редактировать ]- Немецкая синти-поп- группа Alphaville взяла свое название из фильма. [13]
- богатый пригород Альфавилль , расположенный недалеко от Сан-Паулу , Бразилия . В честь фильма назван [14]
- Обложка дебютного альбома Роберта Палмера 1974 года Sneakin' Sally Through the Alley была вдохновлена Alphaville . [15]
- Кинопроизводственная компания Alphaville Pictures была основана в 2003 году датским режиссером Кристофером Бо и была названа в честь фильма. [16]
- В романе Харуки Мураками 2004 года «После наступления темноты» есть отель для свиданий, названный в честь фильма. Действие книги также происходит полностью ночью, и голос повествователя часто принимает форму камеры. [17]
- Музыкальное видео на песню Келли Осборн 2005 года « One Word » — это дань уважения Alphaville . Он был снят в черно-белом режиме и перерисовывает несколько эпизодов из фильма, включая множество конкретных кадров, а также воссоздает многие характерные костюмы, декорации и локации фильма. [18]
- джазового басиста и композитора Уильяма Паркера 2007 года Альбом Alphaville Suite вдохновлен фильмом и назван в его честь. [19]
Прием
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2018 г. ) |
На агрегаторе обзоров сайте- Rotten Tomatoes Alphaville получил рейтинг одобрения 91% на основе 46 обзоров и среднюю оценку 8,36 из 10. По общему мнению, «Хотя «Альфавиль» ни в коем случае не является обычным научно-фантастическим фильмом, Жан-Люк Годар сам создает остроумное, нуаровое будущее». [20] Time Out London дал фильму положительную рецензию, назвав его «ослепительной смесью нуара и научной фантастики». [21]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Берлинале 1965: Лауреаты премий» . berlinale.de . Проверено 20 февраля 2010 г.
- ^ Маккейб, Колин (2005). Годар: Портрет семидесятилетнего художника . Макмиллан. п. 347. ИСБН 0-571-21105-4 .
- ^ Перес, Жилберто (2000). Материальный призрак: фильмы и их среда . Издательство Университета Джонса Хопкинса . п. 358. ИСБН 978-0-8018-6523-7 .
- ^ «В главной роли компьютер — Bull Gamma 60 в Альфавилле (1965)» . www.starringthecomputer.com . Проверено 18 августа 2023 г.
- ^ Гоу, Гордон. 1968. Саспенс в кино. Castle Books, Нью-Йорк. Каталог Tanvity Press и AS Barnes & Co. Inc. Библиотеки Конгресса №: 68-15196. Стр. 119-120
- ^ Тренхольм, Рич (19 ноября 2009 г.). «Будущее уже сейчас: научно-фантастические фильмы в реальных локациях» . CNET . Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 года.
- ^ Перейти обратно: а б с "Alphaville, périphéries" ("Окраины Альфавилля"), специальный фильм, выпуск DVD Alphaville , Studio Canal/Universal, 2007 г.
- ^ «Эдди Константин» . IMDB .
- ^ Перейти обратно: а б Годар (1986) , с. 277
- ^ Перейти обратно: а б Годар (1986) , с. 278
- ^ Дарк (2005) , с. 39
- ^ Дарк (2005) , с. 101
- ^ «Альфавиль | Биография и история» . Вся музыка . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Дэвис, Майк (2006). Планета трущоб . Лондон: Версо. п. 117. ИСБН 1-84467-022-8 .
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
- ^ Доусон, Ник (9 мая 2007 г.). «Кристоффер Бо, Аллегро » . Журнал «Кинорежиссер» . Проверено 25 марта 2015 г.
- ^ Мураками, Харуки (2007). После наступления темноты . Харвилл Секер.
- ^ «Келли Осборн играет роковую женщину новой волны в «Одном слове» » . МТВ . Архивировано из оригинала 16 мая 2018 года.
- ^ «Альфавильская сюита» . РоугАрт . Проверено 25 марта 2015 г.
- ^ «Альфавиль (1965) — Тухлые помидоры» . Сайт Rotten Tomatoes.com . Фанданго Медиа . Проверено 2 июля 2019 г.
- ^ «Альфавиль», режиссёр Жан-Люк Годар . Time Out.com . Тайм-аут в Лондоне. 4 февраля 2014 года . Проверено 17 октября 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Дарк, Крис (2005). Альфавиль . Французские киногиды. Шампейн, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-07329-0 . OCLC 60373616 .
- Годар, Жан-Люк (1986) [1972]. Годар о Годаре . Пер. и под редакцией Тома Милна. Нью-Йорк; Лондон: Да Капо Пресс. ISBN 0-306-80259-7 . ОСЛК 263540986 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1965 года
- Фильмы-антиутопии 1960-х годов
- Научно-фантастические фильмы 1960-х годов
- Шпионские фильмы 1960-х годов
- Фильмы о компьютерах
- Французский авангард и экспериментальное кино
- Французские черно-белые фильмы
- Французские фильмы в стиле неонуар
- Французские научно-фантастические драмы
- Французские шпионские фильмы
- Фильмы Жана-Люка Годара
- Фильмы, снятые в Париже
- Французскоязычные фильмы 1960-х годов
- Победители Золотого медведя
- Французские фильмы 1960-х годов.
- Фильмы, написанные Полом Мисраки