Китайцы
Китайцы | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Жан-Люк Годар |
Автор сценария | Жан-Люк Годар |
На основе | Демоны автор Федор Достоевский |
В главных ролях |
|
Кинематография | Рауль Кутар |
Под редакцией |
|
Музыка | |
Производство компании |
|
Распространено | Атос Фильмс |
Дата выпуска |
|
Время работы | 96 минут |
Страна | Франция |
Язык | Французский |
La Chinoise, или, скорее, à la Chinoise: фильм в процессе создания [1] ( букв. « Китайцы, или, скорее, на китайский манер: фильм в процессе создания » ), обычно называемый просто La Chinoise , — французский политический документальный фильм 1967 года, написанный и снятый Жаном-Люком Годаром о группе молодых маоистских активистов в Париже.
«Китайский» — это вольная адаптация романа Федора Достоевского 1872 года «Бесы» (также известного как «Бесы »). В романе пять недовольных граждан, каждый из которых представляет разные идеологические убеждения и типы личности, сговариваются с целью свергнуть российский имперский режим посредством кампании постоянного революционного насилия. Действие фильма происходит в современном Париже и в основном происходит в небольшой квартире. Он построен как серия личных и идеологических диалогов, драматизирующих взаимодействие пяти французских студентов университета — троих молодых мужчин и двух молодых женщин — принадлежащих к радикальной маоистской группе под названием «Ячейка Аден-Араби» (названа в честь романа «Аден, Арабия» Пола Низана ). Фильм получил приз Большого жюри Венецианского кинофестиваля 1967 года . [2]
Сюжет
[ редактировать ]Пять участников - Вероника ( Анн Вяземски ), Гийом ( Жан-Пьер Лео ), Ивонна ( Жюльет Берто ), Анри (Мишель Семениако) и Кирилов (Лекс де Брюин). Чернокожий студент по имени Омар ( Омар Блондин Диоп ), «Товарищ X», также ненадолго появляется. Два главных героя, Вероника и Гийом Мейстер (последний назван в честь главного героя Гете знаменитого романа « Ученичество Вильгельма Мейстера» 1795 года ), обсуждают проблему революционного насилия и необходимость политических убийств для достижения революционных целей. Как защитница терроризма как средства осуществления революции Вероника примерно соответствует персонажу Петра Степановича Верховенского из «Бесов» . Вероника и Гийом находятся в личных отношениях, причем Вероник является более преданным и доминирующим партнером.
Ивонн — девушка из деревни, которая иногда работает проституткой, чтобы заработать дополнительные деньги на покупку потребительских товаров (во многом как Жюльетт Янсон, главная героиня предыдущего фильма Годара « Две или три вещи, которые я знаю о ней» ). Ивонн занимается большей частью уборкой в квартире и вместе с Гийомом разыгрывает сатирические политические сценки, протестующие против американского империализма в целом и президента США Линдона Джонсона в вьетнамской политики частности.
В конце концов Анри исключают из группы за его явное отступление от советского ревизионизма, комично намекающее на его защиту Николаса Рэя фильма 1954 года «Джонни Гитара» . В этом смысле он во многом соответствует персонажу Ивана Шатова из «Бесов» — студента, приговоренного к убийству за то, что он отказался от принципов левого радикализма.
Кирилов — единственный персонаж фильма, который на самом деле взял свое имя от персонажа романа Достоевского; В «Бесах » Кириллов — русский инженер-самоубийца, которого довела до нигилизма и безумия неудача его философских поисков. Верный своему литературному тезке, годаровский Кирилов тоже впадает в безумие и в конце концов кончает жизнь самоубийством.
Когда Гийом жалуется, что не может одновременно слушать музыку и работать, Вероник шутливо заявляет о «нелюбви», чтобы преподать ему (и публике) маоистский урок «борьбы на два фронта». Затем Вероник покидает квартиру одна и отправляется с миссией по убийству министра культуры Советского Союза Михаила Шолохова во время его официального дипломатического визита во Францию.
дороге По к месту запланированного убийства Вероник вступает в дискуссию с политическим философом Фрэнсисом Жансоном (на самом деле Жансон был профессором философии Анны Вяземской в Университете Парижа X в Нантере в 1966–67 годах; несколькими годами ранее он однажды был коммунистом и главой сети , которая поддерживала алжирское национально-освободительное движение. Это привело к его широко разрекламированному аресту и суду французским правительством в сентябре 1960 года.) [3]
В сцене в поезде Джинсон выступает против использования насилия как средства закрытия французских университетов. Однако это не отпугивает Веронику (для ее диалога в этой сцене Годар передал Анне Вяземской свои реплики через наушник). [3] Появление Фрэнсиса Джинсона в фильме вроде бы соответствует персонажу Степана Трофимовича Верховенского (отца Петра и суррогатного отца Ставрогина) в «Бесах» . Действительно, как и Степан Трофимович, Жансон — интеллектуал и философ, который служит своего рода отцом/наставником Вероники, и его ранний пример сторонника терроризма возлагает на него ответственность за влияние на большую часть разрушений, которые должны последовать.
В конце концов поезд прибывает в пункт назначения, и Вероника отправляется в отель, где остановился советский министр культуры. Сначала она по ошибке меняет местами цифры номера комнаты и в конечном итоге убивает не того человека, затем возвращается и совершает убийство, осознав свою ошибку. Возвращение первоначальных владельцев квартиры, где проживала ячейка, заставляет их покинуть квартиру. Революционная деятельность ячейки Аденской Арабии оказывается безуспешной, и фильм заканчивается тем, что Вероника рассказывает, что планирует вернуться в школу, осознав, что сделала лишь «первый робкий шаг в долгом марше».
Бросать
[ редактировать ]- Энн Вяземски в роли Вероники
- Жан-Пьер Лео в роли Гийома
- Мишель Семениако в роли Анри
- Джульетта Берто в роли Ивонн
- Лекс Де Брейн в роли Кирилова
- Омар Блонден Диоп, как Омар
- Фрэнсис Джинсон в роли самого себя
- Жан-Клод Сюссфельд — водитель
Темы
[ редактировать ]Тематически «Китайский» касается политического интереса новых левых 1960-х годов к таким историческим и текущим событиям, как наследие ленинской русской октября 1917 года революции , эскалация военной деятельности США во все более нестабильном регионе Юго-Восточной Азии и особенно Культурная революция, вызванная ею. Красной гвардией Мао Цзэдуна в Китайской Народной Республике . Фильм также затрагивает подъем антигуманистического постструктурализма во французской интеллектуальной жизни к середине 1960-х годов, особенно антиэмпиристских идей французского марксиста Луи Альтюссера .
Годар также описывает роль, которую определенные объекты и организации, такие как «Маленькая красная книга» Мао , Французская коммунистическая партия и другие небольшие левые фракции, играют в развитии идеологии и деятельности ячейки Аденской Арабии. Эти объекты и организации, кажется, перепрофилируются в развлекательные продукты и модные заявления в современном потребительско-капиталистическом обществе — том самом обществе, которое студенческие радикалы надеются преобразовать посредством своего революционного проекта.
Этот парадокс иллюстрируется различными шуточными солнцезащитными очками, которые носит Гийом (с национальными флагами США, СССР, Китая, Франции и Британии), когда он читает «Красную книжку» Мао, а также приколом о том , что у него десятки копии «Красной книжки», сложенные горками на полу, чтобы буквально создать оборонительный бруствер против сил капиталистического империализма, и веселая сатирическая поп-песня «Мао-Мао» (в исполнении Клода Шанна), слышная в саундтреке. Годар предполагает, что студенты одновременно являются и серьезными, убежденными революционерами, стремящимися осуществить серьезные социальные изменения, и сбитой с толку буржуазной молодежью, заигрывающей с идеей радикальной политики как модного и захватывающего развлечения.
Прием
[ редактировать ]«Китайский» не является одним из самых популярных фильмов Годара, и до 2008 года он был недоступен на DVD в Северной Америке. Однако ряд критиков, таких как Полин Кель , Эндрю Саррис и Рената Адлер, назвали его одним из лучших. [4] [5] Учитывая, что фильм был снят в марте 1967 года — за год до того, как жестокие студенческие протесты стали явной социальной реальностью во Франции, — «Китайский» теперь считается сверхпровидческим и проницательным исследованием активности новых левых в те годы.
Наряду с «Пьеро фу» , «Мужчина, феминин» , «Две или три вещи, которые я знаю о ней» и «Уикенд» , «Китайский» часто рассматривается как сигнал решающего шага к окончательному отказу Годара от «буржуазного» повествовательного кинопроизводства. [6] К 1968 году он переключился на откровенно политическую фазу революционных маоистско-коллективистских дидактических фильмов с Жан-Пьером Гореном и Группой Дзиги Вертова , которая продолжалась следующие шесть лет до 1973 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Шинуаз (1967)» . МУБИ . 11 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 8 ноября 2019 года . Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ «Венецианский кинофестиваль 1967» . сайт mubi.com . Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 года . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Маккейб, Колин (февраль 2005 г.). Годар: Портрет семидесятилетнего художника . Фабер и Фабер . п. 198. ИСБН 0571211054 .
- ^ «Фильм меньшинства» . Житель Нью-Йорка . 30 марта 1968 года. Архивировано из оригинала 24 ноября 2022 года . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ «Ежегодные десять списков Эндрю Сарриса» . IMDB . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ Эд Холтер; Барни Россет, ред. (2018). От третьего глаза: обзорная киночиталка Evergreen . Нью-Йорк: Seven Stories Press. ISBN 978-1-60980-615-6 . OCLC 904144247 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Китайцы на IMDb
- Китайская девушка в AllMovie
- La Chinoise в базе данных TCM Movie
- Жан-Люк Годар и «Китаянка» – эссе
- Обзор МИМ (маоистского)
- Киномастер, Китайский
- (на французском языке) La Chinoise '98 Video 48']. Диалог Анны Вяземской с А. Бергалой, А. де Беком, зрителями МК2 Бобур (Париж) после показа «Китайца» (1998.5.10)
- Дуг Энаа Грин и Шалон ван Тайн, Борьба на два фронта: о «Китайском языке» Жана-Люка Годара
- фильмы 1967 года
- Авангардные и экспериментальные фильмы 1960-х годов
- Французские фильмы 1960-х годов.
- Французскоязычные фильмы 1960-х годов
- Политические фильмы 1960-х годов
- Фильмы о коммунизме
- Фильмы по русским романам
- Фильмы по произведениям Федора Достоевского.
- Фильмы Жана-Люка Годара
- Французский авангард и экспериментальное кино
- Французские политические фильмы
- Лауреаты премии Большого жюри Венеции