Трамвай «Желание» (фильм, 1951 год)
Трамвай «Желание» | |
---|---|
Режиссер | Элиа Казан |
Автор сценария |
|
На основе | Трамвай «Желание» спектакль 1947 года Теннесси Уильямс |
Продюсер: | Чарльз К. Фельдман |
В главных ролях | |
Кинематография | Гарри Стрэдлинг |
Под редакцией | Дэвид Вайсбарт |
Музыка | Алекс Норт |
Распространено | Картинки Уорнер Бразерс |
Дата выпуска |
|
Время работы | 125 минут [2] |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 1,8 миллиона долларов [3] |
Театральная касса | 8 миллионов долларов (Северная Америка) [3] |
«Трамвай «Желание»» — американский южный готический драматический фильм 1951 года, адаптированный по Теннесси Уильямса, получившей премию Пулитцеровскую одноименной пьесе . Режиссер Элиа Казан , в главных ролях Вивьен Ли , Марлон Брандо , Ким Хантер и Карл Молден . В фильме рассказывается история Миссисипи с юга штата красавицы Бланш Дюбуа , которая, пережив серию личных потерь, вместе со своей сестрой и зятем ищет убежища в полуразрушенном многоквартирном доме в Новом Орлеане . Оригинальная бродвейская постановка и актерский состав были преобразованы в фильм, хотя и с некоторыми изменениями и санациями, связанными с цензурой.
Теннесси Уильямс работал с Оскаром Солом и Элией Казаном над сценарием . Казан, режиссировавший бродвейскую постановку, также снял черно-белый фильм. Брандо, Хантер и Молден исполнили свои оригинальные бродвейские роли. Хотя Джессика Тэнди была автором роли Бланш Дюбуа на Бродвее, Вивьен Ли, которая появлялась в постановке лондонского театра, была задействована в экранизации из-за своей звездной силы. [4] После выхода фильма Марлон Брандо, практически неизвестный на момент создания пьесы, приобрел известность как крупная голливудская кинозвезда и получил первую из четырех последовательных номинаций на премию Оскар за лучшую мужскую роль , а Ли получила свою вторую премию Оскар. за лучшую женскую роль за роль Дюбуа.
В 1951 году фильм заработал в прокате США и Канады около 4 250 000 долларов, что сделало его пятым по величине хитом года. [5] Он был номинирован на «Оскар» в 10 других категориях (включая «Лучший фильм» , «Лучший режиссер » и «Лучший адаптированный сценарий» ), а также стал лучшим актером второго плана (Малден), «Лучшей женской ролью второго плана » (Хантер) и «Лучшей художественной постановкой» ( Ричард Дэй , Джордж Джеймс Хопкинс ). , что сделало его первым фильмом, победившим в трех актерских категориях . В 1999 году «Трамвай «Желание»» США для сохранения в Национальном реестре фильмов был выбран Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый».
Сюжет
[ редактировать ]Бланш Дюбуа , учительница английского языка средних лет, приезжает в Новый Орлеан . Она садится в трамвай «Желание». [6] во Французский квартал ее сестра Стелла и муж Стеллы Стэнли Ковальски , где в многоквартирной квартире живут . Бланш утверждает, что находится в отпуске с преподавательской работы из-за нервов, и хочет остаться со Стеллой и Стэнли. Скромные и утонченные манеры Бланш резко контрастируют с грубым и жестоким поведением Стэнли, что делает их взаимно настороженными и враждебными. Стелла приветствует присутствие сестры в качестве гостя, но Стэнли часто покровительствует ей и критикует ее.
Бланш сообщает, что семейное поместье Бель Рев было потеряно для кредиторов, и Бланш разорена, и ей некуда идти. Она овдовела в молодом возрасте после самоубийства мужа. Когда Стэнли подозревает, что Бланш может скрывать наследство, она показывает ему доказательства потери права выкупа. Стэнли, ища дополнительные доказательства, сбивает на пол несколько личных бумаг Бланш. Плача, она собирает их, говоря, что это стихи ее умершего мужа. Стэнли объясняет, что он заботился только о своей семье, а затем объявляет, что Стелла беременна.
Бланш знакомится с другом Стэнли, Митчем, вежливость которого резко контрастирует с манерами других приятелей Стэнли. Митча привлекает кокетливое обаяние Бланш, и между ними расцветает роман. Во время покерного вечера со своими друзьями Стэнли взрывается в пьяной ярости, ударяя Стеллу и заканчивая игру; Бланш и Стелла бегут в квартиру соседки Юнис Хаббелл наверху. После того, как его гнев утихает, Стэнли с раскаянием кричит на Стеллу со двора внизу. Непреодолимо влекомая своей физической страстью к нему, она идет к Стэнли, который уносит ее в постель. На следующее утро Бланш убеждает Стеллу покинуть Стэнли, называя его нечеловеческим животным. Стелла не соглашается и остается.
Недели переходят в месяцы, напряжение между Бланш и Стэнли нарастает. Бланш надеется на Митча, но тревога и алкоголизм доводят ее до психического срыва в ожидании предложения руки и сердца. Наконец, Митч говорит, что они должны быть вместе. Тем временем Стэнли раскрывает скрытую историю психической нестабильности Бланш, распущенности и увольнения за то, что она спала с несовершеннолетним учеником . Он передает эту новость Митчу, прекрасно понимая, что это положит конец перспективам замужества Бланш и оставит ее без будущего. Стелла сердито обвиняет Стэнли в катастрофическом разоблачении, но их борьба прерывается, когда у Стеллы начинаются схватки.
Позже прибывает Митч и рассказывает Бланш о заявлениях Стэнли. Сначала она все отрицает, но затем не может признаться. Она умоляет о прощении, но Митч, обиженный и униженный, грубо прекращает отношения. Позже той же ночью, пока роды Стеллы продолжаются, Стэнли возвращается из больницы, чтобы немного поспать. Бланш, одетая в рваное старое платье, делает вид, что отправляется в путешествие со старым поклонником. Она рассказывает сказку за сказкой о своих вымышленных планах на будущее, а он безжалостно разрушает ее иллюзии. Они вступают в борьбу. Она падает в обморок, и сцена заканчивается предстоящим изнасилованием.
Несколько недель спустя, во время очередной игры в покер в квартире Ковальски, приезжают врачи, чтобы отвезти почти кататоническую Бланш в психиатрическую больницу. Бланш рассказала Стелле о том, что произошло, но Стелла не может заставить себя поверить в это. Увидев врача и медсестру, Бланш сначала сопротивляется. Медсестра хватает ее, но доктор нежно разговаривает с ней, и она идет с ними, произнося свои последние строки в пьесе о том, что она «всегда зависела от доброты незнакомцев». Митч, присутствующий на игре в покер, явно расстроен, и хотя Стэнли отрицает, что прикасался к Бланш, Митч нападает на него, но не может сравниться с более коротким, но более сильным Стэнли. Стелла, теперь понимая, что Бланш сказала ей правду, берет ребенка наверх в квартиру Хаббеллов, решив бросить мужа.
Бросать
[ редактировать ]- Вивьен Ли в роли Бланш
- Марлон Брандо, как Стэнли
- Ким Хантер в роли Стеллы
- Карл Молден, как Митч
- Руди Бонд в роли Стива Хаббелла
- Пег Хиллиас в роли Юнис Хаббелл
- Ник Деннис, как Пабло
- Райт Кинг как коллекционер
- Эдна Томас — мексиканка
- Энн Дере, как медсестра
- Ричард Гаррик, как доктор
- Микки Кун, как моряк
- Лайл Лателл — полицейский (в титрах не указан)
Производство
[ редактировать ]Трамвай «Желание» был адаптирован непосредственно из успешной бродвейской постановки пьесы 1947 года, получившей премию Нью-Йоркского общества драматических критиков за лучшую пьесу и Пулитцеровскую премию в области драмы . Многие актеры и съемочная группа были перенесены со сцены, в том числе режиссер Элиа Казан и актеры Марлон Брандо , Ким Хантер , Карл Молден , Руди Бонд , Ник Деннис , Пег Хиллиас , Энн Дере, Эдна Томас и Ричард Гаррик . Казан намеревался, чтобы Джессика Тэнди , получившая премию «Тони» за роль Бланш, также повторила свою роль в фильме, но продюсер Чарльз К. Фельдман настоял на выборе актрисы с большей кассовой привлекательностью. Роль была предложена обеим Бетт Дэвис. [7] и Оливия де Хэвилленд , которые обе отказались. Вивьен Ли , которая уже играла Бланш в лондонской постановке «Трамвай » (режиссер тогдашний муж Лоуренс Оливье ), в конечном итоге получила роль. В автобиографии Брандо он хвалил Тэнди, но чувствовал, что Вивьен Ли в конечном итоге стала идеальной Бланш. «Она была Бланш».
Помимо вступительной и заключительной сцен, которые были сняты на натуре в Новом Орлеане , «Трамвай «Желание» был полностью снят на звуковых сценах студии Warner Bros. в Бербанке, Калифорния . Квартира Ковальского была спроектирована так, чтобы на протяжении всего фильма постепенно уменьшаться, чтобы отразить чувство клаустрофобии персонажей.
Для первой сцены был выбран трамвай № 922, который высадил Бланш. Этот трамвай до сих пор эксплуатируется на линии трамвая Сент-Чарльз. [8]
Марлон Брандо часто изображается без рубашки, что является одним из первых эпизодов голливудского фильма. [9]
Цензура
[ редактировать ]Несколько сцен были сняты, но вырезаны после завершения съемок, чтобы соответствовать Производственному кодексу, а затем и во избежание осуждения со стороны Национального легиона приличия . В 1993 году, после того как Warner Bros. обнаружила подвергнутые цензуре кадры во время плановой инвентаризации архивов, [10] несколько минут подвергнутых цензуре сцен были восстановлены в переиздании видео «оригинальной режиссерской версии». [11]
Музыка
[ редактировать ]партитура Пропитанная джазом Алекса Норта была написана в виде коротких музыкальных композиций, отражающих психологическую динамику персонажей. Это была одна из первых джазовых композиций, написанных для популярного художественного фильма. [12] и принес Норту номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный саундтрек , одну из двух номинаций в этой категории в том году.
Сравнение с исходным материалом
[ редактировать ]- Действие пьесы полностью разворачивается в квартире Ковальского, но визуальный объем истории расширен в фильме, в котором изображены места, лишь кратко упомянутые или отсутствующие в постановке, такие как вокзал, улицы во Французском квартале, боулинг. аллея, пристань танцевального казино и машиностроительный завод.
- Диалог, представленный в пьесе, сокращен или полностью вырезан в различных сценах фильма, в том числе, например, когда Бланш пытается убедить Стеллу покинуть Стэнли и когда Митч рассказывает Бланш о ее прошлом.
- Название города, откуда была родом Бланш, было изменено с реального города Лорел, штат Миссисипи , на вымышленный «Ориоль, штат Миссисипи».
- Темы пьесы были противоречивыми, в результате чего сценарий был изменен в соответствии с Голливудским производственным кодексом . В оригинальной пьесе муж Бланш покончил жизнь самоубийством после того, как у него обнаружили гомосексуальную связь. Эта отсылка была удалена из фильма; Вместо этого Бланш говорит, что она проявила презрение к чувствительной натуре своего мужа, доведя его до самоубийства. Однако она делает расплывчатую ссылку на « его каминг-аут », подразумевая гомосексуализм, не заявляя об этом явно.
- Сцена, в которой Стэнли насилует Бланш, в фильме сокращена и вместо этого драматически заканчивается тем, что Бланш разбивает зеркало разбитой бутылкой в неудавшейся попытке самообороны.
- В конце пьесы Стелла, обезумевшая от судьбы Бланш, молча позволяет Стэнли утешить ее. В фильме это меняется на Стеллу, обвиняющую Стэнли в судьбе Бланш и решающую покинуть его. [13]
- Точная и точная съемка изменила драматические качества пьесы, например, в длительных сценах обостряющегося конфликта между Стэнли и Бланш, или когда Митч освещает Бланш светом, чтобы увидеть, сколько ей лет, или когда камера нависает над Бланш, упавшей в обморок. на полу, головой вниз экрана, как будто ее перевернули вверх ногами.
- В фильме Бланш изображена едущей в трамвае, о котором в пьесе только упоминается. Однако к моменту производства фильма линия трамвая «Желание» была преобразована в автобусное сообщение, и съемочной группе пришлось получить разрешение властей на аренду трамвая с названием «Желание». [14]
Прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]За несколько месяцев после выхода в сентябре 1951 года «Трамвай «Желание»» собрал в США и Канаде 4,2 миллиона долларов, при этом было продано 15 миллионов билетов при производственном бюджете в 1,8 миллиона долларов. [15] Переиздание фильма компанией 20th Century Fox в 1958 году собрало дополнительно 700 000 долларов. [16]
Критический ответ
[ редактировать ]После выхода фильм получил очень высокую оценку. New York Times Критик Босли Кроутер заявил, что «внутренние муки редко проецируются на экране с такой чувствительностью и ясностью», и высоко оценил игру Вивьен Ли и Марлона Брандо. Кинокритик Роджер Эберт также похвалил фильм, назвав его «великолепным ансамблем фильмов». фильм имеет рейтинг 97% На сайте Rotten Tomatoes на основе 62 рецензий со средней оценкой 8,60 из 10. Консенсус гласит: «Лихорадочное исполнение душераздирающей истории, «Трамвай «Желание»» придает пьесе Теннесси Уильямса взрывную силу на экране благодаря жгучей режиссуре Элии Казана и безупречному ансамблю на пике своего мастерства». [17]
В своей автобиографии 2020 года «По поводу ничего » режиссер Вуди Аллен хвалит каждый аспект постановки:
Фильм «Трамвай» для меня представляет собой полное художественное совершенство... Это самое идеальное сочетание сценария, исполнения и режиссуры, которое я когда-либо видел. Я согласен с Ричардом Шикелем , который называет пьесу идеальной. Персонажи настолько идеально прописаны, каждый нюанс, каждый инстинкт, каждая строчка диалога — лучший выбор из всех имеющихся в известной вселенной. Все выступления сенсационные. Вивьен Ли бесподобна, она более реальна и ярка, чем реальные люди, которых я знаю. А Марлон Брандо был живым стихотворением. Он был актером, который вышел на сцену и изменил историю актерского мастерства. Магия, обстановка, Новый Орлеан, Французский квартал, дождливые влажные дни, вечер покера. Художественный гений, никаких ограничений.
Японский режиссер Акира Куросава назвал этот фильм одним из 100 своих любимых фильмов. [18]
Награды и номинации
[ редактировать ]Трамвай «Желание» получил четыре премии «Оскар» , установив рекорд «Оскара», став первым фильмом, победившим в трех актерских категориях . Этот подвиг впоследствии повторили «Сеть» в 1976 году и «Все повсюду сразу» в 2022 году. [19] [20] Кроме того, впервые с 1936 года ( Энтони Адверс ) фильм Warner Bros. получил четыре или более «Оскаров».
Американского института кино Признание
- 1998 100 лет AFI... 100 фильмов № 45
- 2002 100 лет AFI... 100 страстей № 67
- 2005 100 лет AFI... 100 цитат из фильмов :
- «Стелла! Эй, Стелла!» № 45
- «Я всегда зависел от доброты незнакомцев», № 75.
- 2005 г., 100 лет кинолент AFI, № 19.
- 2007 100 лет AFI... 100 фильмов (выпуск к 10-летию) № 47
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Трамвай «Желание» в каталоге художественных фильмов AFI . Проверено 19 сентября 2021 г.
- ^ «Трамвай Желание» . Американский институт кино . Проверено 4 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Трамвай «Желание» (1951) — Финансовая информация» . Числа . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Манвелл, Роджер. Театр и кино: сравнительное исследование двух форм драматического искусства и проблем адаптации сценических пьес в кино . Крэнбери, Нью-Джерси: Associated University Presses Inc, 1979. 133.
- ^ «Лучшие кассовые хиты 1951 года», Variety , 2 января 1952 г.
- ^ «Названный «Желание»» в том смысле, что трамвай имеет знак спереди, указывающий пункт назначения его маршрута, а именно улицу Дезире в районе Байуотер. Улица была названа примерно во время покупки Луизианы владельцем плантации Робером Готье де Монтрей в честь его третьей дочери Дезире. По совпадению, трамвайная компания прекратила движение по этому маршруту в 1948 году, через год после написания пьесы.
- ^ «АФИ|Каталог» . каталог.afi.com . Проверено 2 января 2022 г.
- ^ «Настоящий трамвай Желания — история Нового Орлеана» . Июнь 2022.
- ^ Фрэнсис Ромеро (18 августа 2011 г.). «10 лучших фильмов без рубашки: Трамвай «Желание»» .
- ↑ Подкаст Warner Archive (3 июня 2014 г.).
- ^ Фильмы и телевидение, подвергшиеся цензуре, в Университете Вирджинии онлайн.
- ^ «Джаз в кино: великолепие «Трамвая «Желание» » . Джазвайз . Проверено 2 января 2022 г.
- ↑ Уильямс, Теннесси, Мемуары, 1977.
- ^ «Коммунальная служба Нового Орлеана, Inc. 832» . Архивировано из оригинала 19 мая 2011 года . Проверено 13 ноября 2011 г.
- ^ Ежегодный чарт фильмов | 1951–1952 | цифры
- ^ « Новый пробег «Трамвая» стоит 700 000 долларов» . Разнообразие . 11 ноября 1958 г. с. 5 . Получено 7 июля 2019 г. - через Archive.org .
- ^ Трамвай «Желание» в Rotten Tomatoes
- ^ Томас-Мейсон, Ли (12 января 2021 г.). «От Стэнли Кубрика до Мартина Скорсезе: Акира Куросава однажды назвал 100 своих любимых фильмов всех времен» . Журнал Далеко . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «Номинанты и победители 24-й церемонии вручения премии Оскар (1952)» . Академия кинематографических искусств и наук. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 20 августа 2011 г.
- ^ «Нью-Йорк Таймс: Трамвай Желание» . Отдел кино и телевидения The New York Times . 2009. Архивировано из оригинала 25 января 2009 года . Проверено 19 декабря 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1951 года
- Драматические фильмы 1951 года
- Американские драматические фильмы
- Англоязычные фильмы 1950-х годов
- Фильмы режиссёра Элиа Казана
- Фильмы по сценариям Теннесси Уильямса
- Американские черно-белые фильмы
- Фильмы о педагогах
- Фильмы о наследстве
- Фильмы об изнасилованиях в США
- Фильмы, написанные Алексом Нортом
- Американские фильмы по пьесам
- Фильмы с участием актрисы, удостоенной премии Американской киноакадемии за лучшую женскую роль
- Фильмы с участием актера, удостоенного премии Оскар за лучшую мужскую роль второго плана
- Фильмы с участием актрисы, удостоенной премии Оскар за лучшую женскую роль второго плана
- Фильмы с участием актрисы второго плана, получившей «Золотой глобус»
- Фильмы, действие которых происходит в Новом Орлеане
- Фильмы, снятые в Новом Орлеане
- Фильмы, действие которых происходит в Луизиане
- Фильмы, художественный руководитель которых получил премию Американской киноакадемии за лучшую художественную постановку
- Фильмы о железнодорожном транспорте
- Фильмы Национального реестра фильмов США
- Лауреаты премии Большого жюри Венеции
- Южные готические фильмы
- Фильмы по произведениям Теннесси Уильямса
- Фильмы Warner Bros.
- Американские фильмы 1950-х годов