Эндрю Саррис
Эндрю Саррис | |
---|---|
Рожденный | Нью-Йорк, США | 31 октября 1928 г.
Умер | 20 июня 2012 г. Нью-Йорк, США | ( 83 года
Занятие | Кинокритик |
Образование | Колумбийский университет |
Период | 1960–2012 |
Супруг |
Эндрю Саррис (31 октября 1928 — 20 июня 2012) — американский кинокритик . Он был ведущим сторонником авторской теории кинокритики. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Саррис родился в Бруклине , Нью-Йорк , в семье греческих иммигрантов Фемиды (урожденной Катаволос) и Джорджа Эндрю Сарриса, и вырос в Озон-парке , Квинс . [ 2 ] После посещения средней школы Джона Адамса в Саут-Озон-парке (где он пересекался с Джимми Бреслином ), он окончил Колумбийский университет в 1951 году, а затем три года служил в армии США Корпусе связи во время Корейской войны , прежде чем переехать в Париж на стажировку. год, где он стал другом Жана-Люка Годара и Франсуа Трюффо . Вернувшись в Нижний Ист-Сайд Нью-Йорка , Саррис некоторое время учился в аспирантуре своей альма-матер и педагогического колледжа Колумбийского университета, прежде чем заняться кинокритикой как своим призванием. [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Первоначально писавший для Film Culture , он перешёл в The Village Voice , где в 1960 году была опубликована его первая статья — хвалебная рецензия на «Психо ». Позже он вспоминал: « У The Voice были все эти читатели — маленькие старушки, жившие в Вестсайде. , ребята, которые сражались в гражданской войне в Испании - и им казалось таким регрессивным говорить, что Хичкок был великим художником». Примерно в это же время он вернулся в Париж, где присутствовал на премьере таких фильмов французской новой волны , как «Стреляйте в пианиста» Годара Трюффо (1960) и «Женщина есть женщина» (1961). Этот опыт расширил его взгляд на кинокритику: «Чтобы показать вам разделительную линию в моем мышлении: когда я составлял список лучших десяти для «Голоса» в 1958 году, у меня в списке был фильм Стэнли Крамера , и я исключил и «Головокружение» , и « Прикосновение». Зла ». [ 4 ] Он продолжал регулярно писать критику кино до 2009 года для The New York Observer и был профессором кино в Колумбийском университете (где он получил степень магистра английского языка в 1998 году), преподавая курсы по международной истории кино, американскому кино и Альфреду Хичкоку, пока его выход на пенсию в 2011 году. Саррис был соучредителем Национального общества кинокритиков .
Заметки об авторской теории
[ редактировать ]Саррису обычно приписывают популяризацию авторской теории в Соединенных Штатах и введение этого термина в его эссе 1962 года «Заметки о авторской теории», критиками, пишущими в Cahiers du Cinéma . вдохновленном [ 5 ] Саррис написал очень влиятельную книгу «Американское кино: режиссеры и режиссура 1929–1968» (1968), содержащую самоуверенную оценку фильмов эпохи звука, подготовленную режиссером. Книга повлияет на многих других критиков и поможет повысить осведомленность о роли кинорежиссера и, в частности, о теории автора. В «Американском кино » Саррис перечисляет то, что он назвал «пантеоном» из 14 величайших кинорежиссеров, работавших в Соединенных Штатах: американцы Роберт Флаэрти , Джон Форд , Д. У. Гриффит , Говард Хоукс , Бастер Китон и Орсон Уэллс ; немцы/австрийцы Фриц Ланг , Эрнст Любич , Ф.В. Мурнау , Макс Офюльс и Йозеф фон Штернберг ; британцы Чарльз Чаплин и Альфред Хичкок ; и француз Жан Ренуар . Он также назвал режиссеров второго и третьего уровня, преуменьшив роль Билли Уайлдера , Дэвида Лина и Стэнли Кубрика , среди прочих. В своей книге 1998 года « Вы еще ничего не слышали: американский говорящий фильм, история и память 1927–1949 » Саррис повысил статус Билли Уайлдер вышел на уровень пантеона и извинился за свою раннюю резкую оценку в «Американском кино» . [ 6 ]
В течение многих лет он писал статьи для NY Film Bulletin и The Village Voice . На этом этапе своей карьеры его часто считали соперником The New Yorker из , Полин Кель которая первоначально подвергла критике авторскую теорию в своем эссе «Круги и квадраты». [ 7 ] Говоря о своей давней критической вражде с Келем, Саррис, как ни странно, говорит: «Мы создали друг друга. Мы установили диалектику». [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]В 2001 году киновед и критик Эмануэль Леви отредактировал «Гражданин Саррис, американский кинокритик: Очерки в честь Эндрю Сарриса» , сборник из 39 эссе известных критиков ( Дэйв Кер , Тодд Маккарти , Джеральд Перри ) и кинематографистов ( Мартин Скорсезе , Джон Сэйлс) . , Питер Богданович , Кертис Хэнсон ) вместе с поклонниками творчества Сарриса. [ 9 ]
Кинокритики, такие как Дж. Хоберман , [ 10 ] Кеннет Туран , [ 11 ] Армонд Уайт , [ 12 ] Майкл Филлипс и А.О. Скотт отметили, что он оказал на него влияние. Его карьера обсуждается в книге «Из любви к кино: история американской кинокритики» , сначала другие критики обсуждают, как он привез авторскую теорию из Франции , а затем сам Саррис объясняет, как он применил эту теорию к своей первоначальной рецензии на фильм Альфреда Хичкока. Психо . В 1997 году Камилла Палья назвала Сарриса своим третьим любимым критиком, высоко оценив «его острые колонки в период расцвета The Village Voice ». [ 13 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Саррис женился на коллеге-кинокритике Молли Хаскелл в 1969 году; они жили в Верхнем Ист-Сайде Манхэттена. [ 1 ] Он умер в больнице Святого Луки на Манхэттене 20 июня 2012 года от инфекции, развившейся после падения. [ 1 ]
В The New York Observer Саррис написал: «Когда люди попросили меня назвать величайший фильм всех времён — по моему скромному мнению, конечно — мой мгновенный ответ был неизменным в течение последних 30 лет или около того: Макс Офюльс « Мадам де … (1953)». Он добавил: «Обычно я отвечаю на вопросы о величайшем фильме всех времен, сразу же добавляя два своих фильма, занявших второе место: Мизогути « Угецу моногатари» (1953) и Ренуара « Правило игры» (1939). Тогда, если я Я могу достаточно долго держаться за лацканы спрашивающего (так же, как сумасшедший «Древний моряк» Кольриджа ), я перечисляю остальное из своего списка десяти величайших произведений всех времен: Альфреда Хичкока » «Головокружение (1958), » Джона Форда . «Искатели (1956), » Орсона Уэллса «Великолепные Эмберсоны (1942), Луиса Бунюэля » «Дневная красавица (1967), Ф. В. Мурнау » «Восход солнца (1927), » Чарльза Чаплина «Новые времена (1936) и Бастера Китона » «Генерал (1927). )" [ 14 ]
Критика
[ редактировать ]Метод Сарриса по ранжированию режиссеров американского кино подвергся критике как элитарный и субъективный. Те, кто не попал в его категорию «Пантеон» 1968 года , были отсортированы по категориальным заголовкам, перечисленным в оглавлении следующим образом: «Дальняя сторона рая», «Выразительная эзотерика», «Дополнительные преимущества», «Меньше, чем кажется на первый взгляд», «Слегка симпатичный», «Напряженный». «Серьезность», «Странности», «Один кадры» и «Новички», «Предметы для дальнейших исследований», «Дайте дорогу клоунам!» и «Разное». [ 15 ]
Критика авторской теории часто проистекает из непонимания ее «догматической» природы. Бесконечно пересматривая и пересматривая свои мнения, Саррис защищал свою первоначальную статью «Заметки об авторской теории» в журнале «Американское кино» , заявляя: «Статья была написана, как мне казалось, в скромной, предварительной, экспериментальной манере, и она определенно не была задумана как последняя слово по теме». [ 15 ] Далее он заявил, что авторскую теорию вообще следует считать не теорией, а, скорее, «сборником фактов» и «напоминанием о фильмах, которые необходимо воскресить, о жанрах, которые нужно искупить, о режиссерах, которых нужно открыть заново». [ 16 ]
Работает
[ редактировать ]- Фильмы Йозефа фон Штернберга
- Американское кино: режиссеры и режиссура 1929–1968 гг.
- Интервью с режиссерами
- Исповедь культиста
- Первичный экран
- Политика и кино
- Джона Форда Тайна фильма
- Вы еще ничего не слышали: Американский говорящий фильм - История и память, 1927–1949
- Cahiers du Cinéma на английском языке (редактор) Нью-Йорк: Cahiers Publishing Co., Inc., 1966-
- Гражданин Саррис: Очерки в честь Эндрю Сарриса . Балтимор: Scarecrow Press, 2000.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Пауэлл, Майкл (20 июня 2012 г.). «Эндрю Саррис, кинокритик, умер в возрасте 83 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 июля 2012 г.
- ^ Кто есть кто среди писателей, редакторов и поэтов в США и Канаде . Декабрьская пресса. 2 мая 1995 г. ISBN. 9780913204306 – через Google Книги.
- ^ «Эндрю Саррис '51, '98 GSAS, кинокритик и давний профессор Школы искусств | Колумбийский колледж сегодня» . www.college.columbia.edu . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Броуди, Ричард, Все есть кино: Трудовая жизнь Жана-Люка Годара, Генри Холт и компания, 2008, стр. 212-213
- ^ Саррис, Эндрю (зима 1962–1963 гг.). «Заметки об авторской теории 1962 года». Кинокультура . 27 : 1–8.
- ^ Эндрю Саррис Вы еще ничего не слышали: Американский говорящий фильм, История и память 1927–1949, Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998, стр.324-34, 328
- ^ Кель, Полина (весна 1963 г.). «Круги и квадраты». Фильм Ежеквартально . 16 (3): 12–26. дои : 10.2307/1210726 . JSTOR 1210726 .
- ^ Из любви к кино: история американской кинокритики в базе данных TCM Movie.
- ^ Улих, Кейт (4 октября 2002 г.). «Личные воспоминания: обзор гражданина Сарриса - Чувства кино» .
- ^ Дж. Хоберман (18 октября 2005 г.). «Получить катушку» . Деревенский голос . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 23 февраля 2011 г.
- ^ «Вид и звук; Критики о критиках» . БФИ. 25 марта 2010. Архивировано из оригинала 6 апреля 2011 года . Проверено 23 февраля 2011 г.
- ^ «КРИТИК – Журнал кинорежиссеров – зима 2004 г.» . Журнал «Кинорежиссер» . Архивировано из оригинала 25 мая 2011 года . Проверено 23 февраля 2011 г.
- ^ Палья, Камилла (2018). «Упадок кинокритики». Провокации: Сборник сочинений . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 103. ИСБН 978-1-5247-4689-6 .
- ^ Саррис, Эндрю (12 марта 2007 г.). «Величайший фильм из когда-либо созданных: мадам де… Офюльса возвращается в город» . Нью-Йоркский обозреватель .
- ^ Перейти обратно: а б Саррис, Эндрю. Американское кино. Нью-Йорк: Даттон, 1968.
- ^ Саррис, Эндрю. Цитируется из книги Кента Джонса «Слава герою-завоевателю: обзор Эндрю Сарриса». Интернет-журнал комментариев к фильмам < «Слава герою-завоевателю: профиль Эндрю Сарриса | Filmlinc.com | Киносообщество Линкольн-центра» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года . Проверено 26 октября 2011 г. > По состоянию на 25 октября 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эндрю Саррис на IMDb
- Официальный сайт (в архиве)
- Лекция Эндрю Сарриса, 1987 г.
- Эндрю Саррис о Чарли Роузе
- Эндрю Саррис в The Village Voice
- Эндрю Саррис из Колумбийского университета
- Эндрю Саррис в The New York Observer
- Документы Эндрю Сарриса в Колумбийском университете
- Десять лучших списков Эндрю Сарриса за 1958–2005 годы ( в архиве )
- Слава герою-завоевателю: Эндрю Саррис Кента Джонса
- Переживший героический век кинокритики в The New York Times
- 1928 рождений
- смертей в 2012 г.
- Американские писатели научно-популярной литературы XX века
- Американские писатели научно-популярной литературы XXI века
- Случайная смерть от падений
- Американские кинокритики
- Американский народ греческого происхождения
- Выпускники Колумбийского колледжа (Нью-Йорк)
- факультет Колумбийского университета
- Теоретики кино
- Смертность от инфекционных заболеваний в Нью-Йорке (штат)
- Выпускники средней школы Джона Адамса (Квинс)
- Военные из Нью-Йорка
- Военнослужащие из Нью-Йорка (штат)
- Люди из Озон-парка, Квинс
- Персонал армии США во время Корейской войны
- Персонал корпуса связи армии США
- Писатели из Бруклина