Стэнли Крамер
Стэнли Крамер | |
---|---|
Рожденный | Нью-Йорк , США | 29 сентября 1913 г.
Умер | 19 февраля 2001 г. Лос-Анджелес , Калифорния, США | (87 лет)
Занятия |
|
Годы активности | 1933–1997 |
Супруги |
|
Дети | 4 |
Стэнли Эрл Крамер (29 сентября 1913 - 19 февраля 2001) был американским кинорежиссером и продюсером, ответственным за создание многих из самых известных голливудских « фильмов-посланий » (он называл свои фильмы тяжелыми драмами ) и иконой либерального кино. [1] Как независимый продюсер и режиссер, он привлек внимание к актуальным социальным проблемам, которых избегало большинство студий. Среди тем, затронутых в его фильмах, были расизм (в фильмах «Непокорные» и «Угадай, кто придет на ужин »), ядерная война (в фильмах «На пляже »), жадность (в фильмах «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир »), креационизм против эволюции. (в «Наследовать ветер» ), а также причины и последствия фашизма (в «Нюрнбергском суде» ). Среди других его фильмов - «Ровно в полдень» (1952, как продюсер), «Мятеж Кейна» (1954, как продюсер) и «Корабль дураков» (1965).
Режиссер Стивен Спилберг описал его как «невероятно талантливого провидца» и «одного из четырех великих режиссеров не только за искусство и страсть, которые он проявлял на экране, но и за влияние, которое он оказал на сознание мира». Крамер был признан за свою яростную независимость как продюсер-режиссер, а автор Виктор Наваски писал, что «среди независимых ... никто не казался более громким, более либеральным и более воинственным, чем молодой Стэнли Крамер». Его друг Кевин Спейси во время своей вступительной речи на церемонии вручения премии «Золотой глобус» 2015 года высоко оценил работу Крамера, назвав его «одним из величайших режиссеров всех времен». [2] [3]
Несмотря на неоднозначную оценку критиков как тогда, так и сейчас, работы Крамера получили множество наград, в том числе 16 премий «Оскар» и 80 номинаций, а также он был номинирован девять раз как продюсер или режиссер. [4] В 1961 году он получил Мемориальную премию Ирвинга Г. Тальберга . В 1963 году был членом жюри III Московского международного кинофестиваля . [5] В 1998 году он был награжден первой премией NAACP Vanguard Award в знак признания «сильных социальных тем, которые пронизывают его работы». В 2002 году была учреждена Премия Стэнли Крамера , которая вручается лауреатам, чьи работы «ярко иллюстрируют провокационные социальные проблемы». [6]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Крамер родился в Нью-Йорке. Его родители были евреями, и, расставшись, когда он был очень маленьким, он мало что помнил о своем отце. [7] : 102 Его мать работала в нью-йоркском офисе Paramount Pictures , в это время о нем дома заботились бабушка и дедушка. [8] : 23 Его дядя, Эрл Крамер, работал в сфере проката в Universal Pictures .
Крамер учился в средней школе ДеВитта Клинтона в Бронксе, которую окончил в пятнадцать лет. Затем он поступил в Нью-Йоркский университет, где стал членом Пи Лямбда Пхи. братства [9] и вел еженедельную колонку в газете Medley . Он окончил университет в 1933 году в возрасте девятнадцати лет по специальности деловое администрирование. , после того, как в газете у него появился «тяга к писательству» Как писал биограф Дональд Спото , Крамеру предложили оплачиваемую стажировку в писательском отделе 20th Century Fox , и он переехал в Голливуд. [8] : 23 До получения писательской работы он планировал поступить на юридический факультет. [10]
Кинокарьера
[ редактировать ]Переехать в Голливуд
[ редактировать ]В последующие годы, в период Великой депрессии , Крамер подрабатывал случайными заработками в киноиндустрии: он работал грузчиком мебели и монтажником пленки в MGM , писателем и исследователем в Columbia Pictures и Republic Pictures , а также ассоциированным продюсером в Лоу - Левин продакшнс. Годы работы учеником сценариста и монтажера помогли ему приобрести «исключительные способности» к редактированию и развить способность понимать общую структуру фильмов, над которыми он работал. Они позволили ему позже сочинять и редактировать «на камеру», пока он снимал сцены. [11]
Его призвали в армию США в 1943 году во время Второй мировой войны , где он помогал снимать учебные фильмы вместе с Корпусом связи в Нью-Йорке вместе с другими голливудскими режиссерами, включая Фрэнка Капру и Анатоля Литвака . [10] Из армии он ушел в звании старшего лейтенанта . [12]
После войны Крамер вскоре обнаружил, что в 1947 году в Голливуде нет свободных рабочих мест, поэтому он создал независимую продюсерскую компанию Screen Plays Inc. Он сотрудничал с писателем Херби Бейкером, публицистом Джорджем Глассом и продюсером Карлом Форманом , армейским другом из киноблок. Форман оправдал продюсерскую компанию, отметив, что крупные студии превратились в «динозавров», которые, будучи потрясены наступлением телевидения, «отказались практически от всего, чтобы выжить». Но им не удалось воспитать на своем пути молодые творческие кадры. [4]
Продюсер
[ редактировать ]Новая компания Крамера смогла воспользоваться неиспользуемыми производственными мощностями, арендовав время, что позволило ему создавать независимые фильмы за небольшую часть затрат, которые требовали более крупные студии, и он делал это без контроля студии. Крамер также увидел в этом возможность снимать фильмы на темы, которых студии раньше избегали, особенно на спорные темы.
Однако вскоре Крамер понял, что финансирование таких независимых фильмов было серьезным препятствием, поскольку он был вынужден обращаться к банкам или иным образом привлекать частных инвесторов. Он делал и то, и другое, когда это было необходимо. [4] Но поскольку студии больше не участвовали в проекте, были созданы конкурирующие независимые компании, которые боролись за эти ограниченные средства. По словам Баймана, в тот период в соревновании участвовало не менее девяноста шести других компаний, в том числе некоторые из самых громких имен Голливуда: Фрэнк Капра , Джон Форд , Уильям Уайлер , Говард Хоукс , Лео МакКери и Джордж Стивенс . [4] Крамер объяснил, как он пытался отличить свою новую компанию от других, объяснив, что его меньше интересовали деньги, чем возможность заявить о себе через свои фильмы:
Вместо того, чтобы полагаться на имена звезд, мы верили в истории, которым есть что сказать. Если это окажется чем-то, о чем раньше не говорилось в других фильмах, тем лучше. Единственным основанием выбора был личный вкус. [4]
Первым фильмом, снятым под его продюсерской компанией, стала комедия «Так вот это Нью-Йорк » (1948) режиссера Ричарда Фляйшера по мотивам романа Ринга Ларднера « Большой город». Он провалился в прокате. За ним последовал «Чемпион» (1949), еще одна история Ларднера, на этот раз об амбициозном и беспринципном боксере. Написанный Форманом, он был адаптирован к талантам Кирка Дугласа , бывшего борца-любителя, а теперь ставшего актером. Снятый всего за 23 дня с относительно небольшим бюджетом, он имел огромный кассовый успех. Он получил премию «Оскар» за лучший монтаж, а также четыре других номинации, включая Дугласа как лучшего актера и Формана как сценариста.
Затем Крамер продюсировал фильм «Дом храбрых» (также 1949), снова режиссер Марк Робсон , который имел еще больший успех, чем «Чемпион» . История была адаптирована по пьесе Артура Лоранса , первоначально об антисемитизме в армии, но переработанной и превращенной в фильм о преследовании чернокожего солдата. Байман отмечает, что это был «первый звуковой фильм об античерном расизме». [4] В то время эта тема была настолько деликатной, что Крамер снимал фильм в «полной секретности», чтобы избежать протестов со стороны различных организаций. [4] Критикам фильм в целом понравился, который, как отмечает Нора Сэйр , «имеет привкус смелости». [4]
Его переименованная компания Stanley Kramer продюсировала фильм «Мужчины» (1950), в котором был экранный дебют Марлона Брандо в драме о ветеранах войны, страдающих параличом нижних конечностей. Это был первый раз, когда Крамер и Форман работали с режиссером Фредом Циннеманном , который руководил двадцать лет и получил «Оскар». Этот фильм стал еще одним успехом Крамера, который затронул уникальную тему, касающуюся мира, о котором мало кто знал. Критик Босли Кроутер отметил, что его «поразительное и подлинное документальное качество было привнесено во весь фильм в каждой детали, отношении и слове». [4]
Циннеманн сказал, что он был впечатлен компанией Крамера и эффективностью ее продукции:
Они показались мне чрезвычайно эффективными. Крамер был очень изобретателен в поиске весьма неожиданных источников финансирования... Этот метод внешнего финансирования... был поистине оригинальным и намного опережал свое время... Не было ни роскошных офисов, ни бюрократии крупных студий, ни маленьких внутренних империй. с этим нужно разобраться, не теряя времени и усилий... Я был в восторге от этой независимой установки и энергии, которую она создавала. [4]
Также в 1950 году была выпущена постановка Крамера «Сирано де Бержерак» — первая англоязычная киноверсия французской пьесы Эдмона Ростана 1897 года. Он сделал звездой Хосе Феррера , получившего свой единственный «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Фильмы с Columbia Pictures
[ редактировать ]В 1951 году Columbia Pictures президент Гарри Кон предложил компании Крамера возможность создать производственное подразделение, работающее с его студией. [13] Крамеру была предоставлена свобода действий в выборе фильмов, а также бюджет в почти миллион долларов каждый. Крамер согласился на пятилетний контракт, в течение которого он продюсирует 20 фильмов. [7] : 116 [12] Однако позже Крамер заявил, что это соглашение было «одним из самых опасных и безрассудных шагов за всю мою карьеру». [12] Он согласился на это обязательство из-за своего «глубокого желания режиссировать», как он заявляет, а также из-за гарантированного финансирования студии. [12]
Его последней независимой постановкой стал «Ровно в полдень» (1952), вестерн-драма Фреда Циннеманна . Фильм был хорошо принят, получив четыре «Оскара», а также три другие номинации. К сожалению, High Noon пересеклись производство и выпуск с маккартизмом . Сценарист, продюсер и партнер Карл Форман был вызван в комитет Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности, пока писал сценарий. Форман был членом Коммунистической партии десятью годами ранее, но отказался «называть имена», и HUAC заклеймил его как «свидетеля, отказывающегося сотрудничать», а затем внес его в черный список голливудских компаний, после чего он продал свою долю в компании. . [4] Крамер, давний друг и деловой партнер Карла Формана, удалил имя Формана из титров как сопродюсера. [14]
Крамер продолжал продюсировать фильмы в Колумбии, в том числе «Смерть коммивояжера» (1951), «Снайпер» (1952), «Участник свадьбы» (1952), «Жонглер» (1953), «Дикий» (1953) и «5000 пальцев доктора Келли». Т (1953). Благодаря большему бюджету его фильмы приобрели «более глянцевый» и отточенный вид, однако все его следующие 10 фильмов потеряли деньги, хотя некоторые, тем не менее, получили высокую оценку.
В 1953 году Кон и Крамер согласились расторгнуть пятилетний контракт на съемку 20 фильмов, подписанный Крамером. Однако его последний фильм «Колумбия», «Мятеж Кейна» (1954), возместил все потери, понесенные Колумбией в результате его предыдущих проектов. «Мятеж Кейна» был адаптацией книги Германа Вука , режиссером которой выступил Эдвард Дмитрик .
Крамер заметил, что в 1940-х и 1950-х годах «кино было средством продюсера»:
Это был день Селзника, Тальберга и Голдвина. Они были воплощением силы, потому что продюсер был боссом. [15] : 583
Директор
[ редактировать ]После «Мятежа Кейна » Крамер покинул Колумбию и возобновил свои независимые постановки, на этот раз в роли режиссера. В течение следующих двух десятилетий Крамер восстановил свою репутацию в киноиндустрии, сняв непрерывную серию часто успешных фильмов, посвященных социальным и противоречивым проблемам, таким как расизм, ядерная война, жадность, а также причины и последствия фашизма. Критик Чарльз Чамплин позже описал Крамера как «парня, который вел тяжелые битвы. Он взялся за социальные проблемы, когда в Голливуде это было непопулярно». [12]
Среди этих неоднозначных фильмов были «Не чужой» (1955), «Гордость и страсть» (1957), «Непокорные» (1958), «На пляже» (1959), «Наследовать ветер» (1960), «Нюрнбергский суд» (1961). ) и «Угадай, кто придет на ужин» (1967). Помимо драм, он поставил «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963).
Его первым фильмом в качестве режиссера был «Не чужой» (1955), история студентов-медиков и их карьеры, некоторые из которых теряют свой идеализм и поддаются слепым амбициям, прелюбодеянию и аморальному поведению. Фильм имел огромный успех, но отзывы были неоднозначными. Полин Кель заявила, что ему «не хватало ритма и развития». [11]
Гордость и страсть (1957)
[ редактировать ]«Гордость и страсть» (1957) — экранизация «Пистолет» романа К. С. Форестера . В нем подробно показано, как преданная своему делу группа испанских партизан протащила гигантскую пушку через половину страны, пытаясь разгромить . наступающую армию Наполеона В главных ролях Фрэнк Синатра , Кэри Грант и Софи Лорен .
Непокорные (1958)
[ редактировать ]В следующем году Крамер снял «Непокорные» (1958), историю двух сбежавших заключенных с Глубокого Юга, черного, которого играет Сидни Пуатье , и белого, Тони Кертиса . Чтобы еще больше усилить драму, оба мужчины скованы цепями, заставляя их, вопреки их желанию, испытывать чувство братства, страдания и страха.
Кинокритик New York Times Босли Кроутер похвалил постановку и игру в фильме, назвав его «удивительно удачной и драматичной визуализацией социальной идеи – идеи людей разных рас, собравшихся вместе, чтобы противостоять несчастьям в узах братства – это чего добился продюсер Стэнли Крамер в своем новом фильме». [16] Он был номинирован на восемь премий Оскар и выиграл две.
Через пять лет после выхода фильма продюсер Джордж Стивенс-младший помог организовать его показ, наряду с другими фильмами Крамера, на Московском кинофестивале , на котором присутствовали Крамер и его партнерша по фильму Сидни Пуатье . Стивенс пишет, что показы его фильмов, особенно «Непокорных» , имели «большой успех в Москве». Он вспоминает, что «кинематографисты аплодировали его фильмам, часто скандируя Краааамер, Краааамер, Крааааамер » в конце. Крамер разговаривал со зрителями после каждого фильма, «производя прекрасное впечатление для своей страны». [15] Однако Стивенс считает The Defiant Ones , что наибольшее влияние оказали :
Просмотр был одним из самых эмоциональных, которые я когда-либо испытывал. После фильма толпа встала — многие со слезами на глазах — и устроила Пуатье и Крамеру овации, которые утихли только тогда, когда мы вышли из зала. Визит Стэнли в Москву стал высшей точкой культурного обмена между двумя странами в течение долгих лет отчуждения. [15]
На пляже (1959)
[ редактировать ]В фильме «На пляже » (1959) Крамер попытался затронуть деликатную тему ядерной войны. Действие фильма происходит после того, как Третья мировая война уничтожила большую часть Северного полушария, а радиоактивная пыль двигалась по траектории в сторону Австралии. Крамер придал фильму «эффектный и жуткий» документальный взгляд на обезлюдевшие города. [11] В нем снимались Грегори Пек , Ава Гарднер , Фред Астер и Энтони Перкинс .
Отзывы были в основном положительными не только от критиков, но и от ученых. Лайнус Полинг , лауреат двух Нобелевских премий (по химии и миру), прокомментировал:
Возможно, через несколько лет мы сможем оглянуться назад и сказать, что « На пляже» — фильм, который спас мир. [11]
Критики Артур Найт и Холлис Альперт также похвалили фильм и восхитились Крамером за то, что он проявил «смелость в попытке реализовать такую тему». [11]
Наследуйте ветер (1960)
[ редактировать ]«Наследовать ветер» (1960) стал следующим сложным фильмом Крамера, в котором рассматриваются острые темы креационизма и эволюции , а также то, как их преподают в школе. Фильм, адаптация одноименной пьесы, написанной Джеромом Лоуренсом и Робертом Эдвином Ли , представлял собой художественный рассказ о судебном процессе Скоупса 1925 года , который касался нарушения закона Батлера в Теннесси. Этот закон сделал незаконным преподавание эволюции человека в любой финансируемой государством школе Теннесси. В главных ролях снялись Спенсер Трейси , изображавший настоящего Кларенса Дэрроу , защищающего учителя, и Фредрик Марч в роли его соперника-адвоката Уильяма Дженнингса Брайана , который настаивал на том, что креационизм — единственный действительный предмет, который следует преподавать детям. Он был номинирован на четыре премии Оскар. [17]
Для Трейси, номинированного на лучшую мужскую роль, этот фильм стал первым из четырех фильмов, которые он снял для Крамера. «Все говорят мне, насколько я хорош, — сказал он, — но только Стэнли дает мне работу». [12] Фильм получил «экстравагантные отзывы», но провалился в прокате из-за плохого распространения и рекламы. [8] : 220 Кроме того, группы фундаменталистов назвали фильм «антибожественным», а Крамера — «антихристом». [8] : 220 Крамер, однако, объясняет, что эти группы не смогли понять настоящую тему фильма и реальный судебный процесс, который в нем изображен:
Дух суда жив, потому что реальными вопросами этого процесса были право человека думать и право человека учить... настоящая тема « Наследуй ветер». [8] : 223
Крамер также отмечает, что этот фильм является третьей частью «трилогии того, что некоторые называют «спорными картинами», первыми двумя из которых были «Непокорные» и «На пляже ». «Я пытался и надеюсь, что мне это удалось, сделать снимки, которые привлекут внимание», — сказал Крамер. [8] : 223
Нюрнбергский приговор (1961 г.)
[ редактировать ]Как и его предыдущий фильм, «Нюрнбергский суд» (1961) представлял собой художественный рассказ о реальном судебном процессе, на этот раз о Нюрнбергском процессе, состоявшемся после поражения нацистов во Второй мировой войне. В роли ведущего судьи также выступал Спенсер Трейси, а также множество других звезд. Ричард Видмарк сыграл американского военного прокурора, а Максимилиан Шелл — адвоката. Фильм был номинирован на 11 премий Оскар и выиграл две: Шелл как лучший актер и Эбби Манн за лучший сценарий. [18] Отзывы были исключительно положительными. Критик Холлис Альперт написал в своем обзоре:
Стэнли Крамер снова активно использовал кино и продолжает оставаться единственным по-настоящему ответственным режиссером в Голливуде. [11]
Точно так же Артур Найт отдал должное Крамеру за значимость фильма: «От начала и до конца режиссер владеет своим материалом... он не только значительно увеличил свой статус как продюсера-режиссера, но и повысил статус Американский фильм тоже». [11]
Однако, несмотря на в основном восторженные отзывы в США и многих странах Европы, биограф Спото отмечает, что во время различных зарубежных премьер «он многих шокировал, одних разозлил, других вызвал отвращение. Но никому не надоел». [8] : 225 Крамер назвал мировую премьеру в Берлине «самым пугающим вечером в моей жизни». [8] : 229 На нем присутствовали сотни высокопоставленных лиц со всей Германии.
[Мэр] Вилли Брандт встал и предупредил зрителей, что фильм может им не понравиться, но если Берлин когда-либо будет считать себя столицей, то этот фильм следует показать там, потому что он будет обо всех из них. «Нам могут нравиться, не нравиться или не соглашаться со многими вещами, — сказал он, — но вот оно».
Ну, фильм продолжался, а когда он закончился, наступила оглушительная тишина... Фильм был полностью отвергнут: в Германии он никогда не имел никакого коммерческого успеха. Он играл так много пустых домов, что просто остановился. [8] : 229
Уильям Шетнер , игравший второстепенную роль, вспоминает, что перед съемками Крамер и сценарист Эбби Манн потребовали, чтобы все, кто участвовал в съемках, как актеры, так и съемочная группа, посмотрели несколько фильмов, снятых американскими солдатами при освобождении концентрационных лагерей. «Они хотели, чтобы мы поняли, о чем этот фильм»:
Эти фильмы еще не были представлены публике; их мало кто видел. Мы не знали, чего ожидать... Мы смотрели сцены, как бульдозеры сбрасывают груды тел в братские могилы. Мы видели выживших с выпученными глазами и практически торчащими из тела костями. Мы видели крематории и груды обуви. Люди ахнули от шока, другие начали плакать. Конечно, это была самая ужасающая вещь, которую я когда-либо видел в своей жизни... Но с той ночи мы поняли важность фильма, который мы снимали. [19]
Это безумный, безумный, безумный, безумный мир (1963)
[ редактировать ]После серьезности своих предыдущих фильмов Крамер «почувствовал себя обязанным ответить» за «недостаток легкости» в своих ранних фильмах, пишет Спото. В результате он снял фильм «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир » (1963) с «одаренной и дурацкой командой комиков». [8] : 257 Крамер описывает это как «комедию о жадности». [8] : 257 По словам одного сценариста, он поставил его «чтобы доказать, что он также может справиться с комедией» и нанял многих ведущих комедийных актеров предыдущих десятилетий, от звезды немого кино Бастера Китона до начинающего таланта Джонатана Уинтерса . Позже Уинтерс писал, что «Крамер был человеком, который рисковал - как говорится, он работал без сети». [7]
Он получил неоднозначные отзывы: некоторые критиковали его чрезмерную комедийность со слишком большим количеством комиков, тем самым теряя фокус. Тем не менее, это был самый кассовый успех Крамера, и публика наслаждалась его «социально разрушительной и глупой» историей и игрой. [10] Кинокритик Дуайт Макдональд пишет, что «небольшая армия актеров — 105 говорящих ролей — причиняют друг другу хаос с помощью автомобилей, самолетов, взрывчатки и других устройств… просто слишком много, чтобы человеческий глаз и ухо могли на это отреагировать, не говоря уже о том, чтобы забавная кость», назвав ее «жестким фарсом». [11] Он был номинирован на шесть премий Оскар и получил награду за лучший звуковой монтаж. [20]
Корабль дураков (1965)
[ редактировать ]Корабль дураков (1965) был описан как «плавучий Гранд-отель », более ранний фильм, в котором также был звездный состав. Его многоплановое повествование посвящено ухудшению личных отношений между пассажирами на борту пассажирского лайнера, возвращающегося в Германию в 1933 году, во время подъема нацизма . Спото описывает свою тему как тему «сознательной социальной и психологической значимости». [8] : 266 Он выиграл две премии Оскар и был номинирован еще на шесть. [21]
Некоторые авторы описывают фильм как «микрокосм», демонстрирующий «слабость мира, которая позволила прийти к власти Гитлеру». [11] Крамер не возражает и пишет: «Хотя мы никогда не упоминаем его [Гитлера] на фотографии, его влияние является постоянным фактором. Большинство пассажиров на корабле — немцы, возвращающиеся на свою родину в то время, когда миллионы других немцев ищут способы спастись». [7] : 204 В сцене, отмеченной Спото, пассажир-нацист «лает глупости» о том, как немцы должны очистить свою расу, на что пассажир немецкого еврейского происхождения отвечает: «В Германии почти миллион евреев. Что они собираются делать — убивать». мы все?" [8] : 268
Угадай, кто придет на ужин (1967)
[ редактировать ]В своем четвертом фильме на щекотливую тему расизма он одновременно срежиссировал и продюсировал «Угадай, кто придет на ужин» (1967), новаторскую историю о межрасовых браках. В главных ролях снялись Спенсер Трейси, Сидни Пуатье и Кэтрин Хепберн , получив две премии «Оскар» в восьми номинациях. включил его в список 100 лучших фильмов за последние 100 лет Американский институт киноискусства . Однако, несмотря на популярность у публики и кассовый успех, многие критики дали ему отрицательные отзывы.
Для Крамера и других участников съемок это «было одним из самых важных событий в их жизни», пишет Спото. [8] : 273 Частично потому, что это был первый фильм, затрагивающий эту тему со времен немого кино 1920-х годов. «Никто не стал бы касаться этой самой взрывоопасной из социальных проблем», пока Крамер не взялся за этот вызов. Партнер по фильму Сидни Пуатье назвал фильм «революционным» и объяснил, почему:
Ни продюсер, ни режиссер не смогли получить денег, и американские театры не захотели их бронировать. Но Крамер впервые заставил людей взглянуть на проблему... Он отнесся к теме с юмором, но так деликатно, так по-человечески, с такой любовью, что впервые в истории кино заставил всех взглянуть на вопрос! [8] : 227
Этот фильм был также важен, поскольку это была последняя роль в кино Спенсера Трейси, который во время съемок фильма осознавал, что умирает, и действительно умер через несколько недель после его завершения. Это был его четвертый фильм, снятый Крамером, и девятый с Хепберн, которая была настолько потрясена смертью Трейси, что отказалась смотреть фильм после того, как он был закончен. Крамер назвал Трейси «величайшим актером, с которым я когда-либо работал». [8] : 280
В результате коммерческого успеха этого фильма Крамер помог Голливуду реформировать свою практику киномаркетинга, когда было замечено, что фильм имел отличный бизнес повсюду в США, включая южные штаты, где предполагалось, что фильмы с участием афроамериканцев играют главную роль. актеры никогда не были бы приняты. В результате заметное присутствие чернокожих актеров в фильмах больше никогда не считалось фактором маркетинга и распространения голливудских фильмов. [22] : 374 Однако Крамер, обеспокоенный негативными рецензиями на фильм и желавший уважения как такой важный кинохудожник, как Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар , предпринял тур с выступлениями из девяти колледжей, чтобы показать фильм и обсудить расовую интеграцию. Эта попытка привела его в удручающее замешательство, поскольку студенты колледжей в основном отвергли его фильм и предпочитали обсуждать менее традиционные темы, такие как «Бонни и Клайд» в постановке Артура Пенна . [22] : 398–400
Этот фильм стал последним крупным успехом Крамера, а его последующие фильмы не принесли прибыли, и многие из них получили неоднозначные отзывы. Среди этих фильмов были «Тайна Санта-Виттории» (1968), «RPM» (1970), «Благослови зверей и детей» (1971), «Сырая Оклахома» (1973), «Принцип домино» (1977) и «Бегущий спотыкается» (1979). «Оклахома-сырая» была представлена на 8-м Московском международном кинофестивале , где Крамер получил «Золотой приз» за режиссуру. [23] На момент выхода на пенсию он пытался вывести на экран сценарий под названием « Три одиноких пьющих» , фильм о троице алкоголиков, которого, как он надеялся, сыграют Сидни Пуатье, Джек Леммон и Уолтер Мэттау . [24]
Выход на пенсию и смерть
[ редактировать ]В 1980-х годах Крамер ушел на пенсию в Белвью, штат Вашингтон, и с 1980 по 1996 год вел колонку о кино для The Seattle Times . [25] В это время он вел собственное еженедельное киношоу на тогдашнем независимом телеканале KCPQ .
В 1986 году он подписал соглашение с Columbia Pictures на продюсирование или постановку двух фильмов, «Чернобыль» и «Бейрут» , но сделка сорвалась, когда Дэвид Паттнэм покинул Columbia. [26] Три года спустя он согласился снять ERN в главной роли с Робертом Гийомом , но проект застопорился. В 1991 году он подписал контракт с Trimark на постановку и продюсирование «Человека-пузыря» — проекта, над которым он работал с 1972 года, но он так и не был реализован. [27]
В 1997 году Крамер опубликовал свою автобиографию «Безумный, безумный, безумный мир: жизнь в Голливуде» .
Он умер 19 февраля 2001 года в Вудленд-Хиллз, Лос-Анджелес, в возрасте 87 лет после заражения пневмонией. Он был женат трижды и дважды развелся. У него осталась третья жена, актриса Карен Шарп , и четверо детей: Кейси (1955–2023). [28] и Ларри (с Энн Пирс), а также Кэтрин и Дженнифер (с Карен Шарп). [29]
Наследие
[ редактировать ]Крамера называли «настоящим оригиналом» как режиссер. Он снимал фильмы, в которые верил, и «более 30 лет находился на грани между искусством и коммерцией». [30] Большинство его фильмов были известны тем, что привлекали внимание зрителей к политическим и социальным проблемам того времени. Когда его спросили, почему его тяготеют к такого рода темам, он ответил: «Эмоционально меня привлекают эти темы». [10] и думал, что независимые постановки, подобные его, могут помочь «вернуть жизнеспособность киноиндустрии… Если наша индустрия хочет процветать, мы должны отказаться от шаблонного мышления». [10]
Автор фильма Билл Николс заявляет, что «фильмы Крамера продолжают давнюю голливудскую традицию сочетания актуальных проблем с драматической формой, традицию, в которой мы находим многие из наиболее откровенно прогрессивных фильмов Голливуда». [31] Среди своих тем Крамер был одним из немногих режиссеров, которые углублялись в темы, связанные с гражданскими правами, и, по словам его жены Карен Крамер, «поставил на карту свою репутацию и финансы, чтобы представить темы, которые что-то значат». Он отказался от своей зарплаты, чтобы убедиться, что фильм «Угадай, кто придет на ужин» был завершен. [32] Однако он не получил всеобщего признания. Кинокритик Дэвид Томсон писал, что «фильмы Крамера посредственны и чрезмерно выразительны; в худшем случае они являются одними из самых утомительных и удручающих постановок, которые может предложить американское кино. ] его проекты». [33]
Критики назвали фильмы Крамера «фильмами-посланиями». Некоторые, такие как Полин Кель , часто критиковали его сюжеты как «мелодрамы» и «раздражающе самодовольные», но она благодарит его фильмы за их «искупительную социальную значимость... [с] ситуациями и декорациями, тем не менее, захватывающе современными». , соответствующий." [4] : 44 Крамер, однако, считал себя «рассказчиком со своей точкой зрения»:
Может быть, я не в ногу со временем, потому что сегодня многие фильмы снимаются вообще без каких-либо заявлений, просто шок и сенсация, или безмотивированный подход к истории, бессмысленное преступление, бессмысленная любовная связь.. .Как и многие дети 1930-х годов, я хотел исправить все ошибки человечества... Меня не интересует изменение чьего-либо мнения, я просто хочу рассказать историю. [8] : 18
В 1960-х годах Крамер обвинил растущую «молодежную культуру» в том, что она изменила «художественный ландшафт», каким он его помнил со времен своей юности. «Больше, — сказал он, — писатели и режиссеры больше не были заинтересованы в создании великого американского романа или великого американского фильма, а также в исследовании того, что значит быть американцем». [10]
В крайних случаях Крамера обвиняли в «антиамериканских настроениях» из-за тем его фильмов, многие из которых касались социальных проблем или патологий. Но Крамер отмечает, что их отличает способность снимать эти фильмы в условиях демократии:
Любой американский фильм, содержащий критику американской структуры жизни, воспринимается как критиками, так и массовой аудиторией за рубежом как нечто такое, что никогда не могло быть снято в тоталитарном государстве. Это само по себе вызывает огромное уважение к американскому обществу среди иностранцев – уважение, которое я всегда хотел поощрять. [8] : 17
Крамер продюсировал и руководил 23 разными актерами в спектаклях, номинированных на «Оскар», причем Хосе Феррер , Гэри Купер , Максимилиан Шелл и Кэтрин Хепберн получили награды за свои роли. Крамер был одной из первых звезд, появившихся на Аллее славы в Голливуде 28 марта 1960 года. [34] [35] из первоначальных 1550 звезд, созданных и установленных как единое целое в 1960 году.
Одна из его дочерей, Кэт Крамер, является сопродюсером социально значимых документальных фильмов в рамках ее серии « Фильмы, которые меняют мир» . [36]
Премия Стэнли Крамера
[ редактировать ]Гильдия продюсеров Америки учредила Премию Стэнли Крамера в 2002 году в честь постановки или отдельных лиц, чей вклад освещает и повышает осведомленность общественности о важных социальных проблемах. [37]
Фильмография
[ редактировать ]Номинации на премию Оскар
[ редактировать ]Год | Премия | Фильм | Итоговая победа |
---|---|---|---|
1952 | Лучший фильм | Ровно в полдень | Сесил Б. Демилль – Величайшее шоу на Земле |
1954 | Мятеж Кейна | Сэм Шпигель – На набережной | |
1958 | Непокорные | Артур Фрид — Джиджи | |
Лучший режиссер | Винсент Миннелли — Джиджи | ||
1961 | Лучший фильм | Суд в Нюрнберге | Роберт Уайз — «Вестсайдская история» |
Лучший режиссер | Джером Роббинс и Роберт Уайз — «Вестсайдская история» | ||
Премия памяти Ирвинга Г. Тальберга | Выиграл | ||
1965 | Лучший фильм | Корабль дураков | Роберт Уайз – Звуки музыки |
1967 | Угадай, кто придет на ужин | Уолтер Мириш – В разгар ночи | |
Лучший режиссер | Майк Николс — Выпускник |
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Умер кинорежиссер Стэнли Крамер , некролог BBC, февраль 2001 г.
- ^ «Самый трогательный момент «Золотого глобуса» не был заснят по телевидению» , Deadline.com , 12 января 2015 г.
- ^ «Кевин Спейси сбросил F-бомбу во время выступления на церемонии вручения Золотого глобуса» , NY Daily News , 12 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Байман, Джереми. Разборка в полдень: охота на ведьм, критики и конец вестерна , Scarecrow Press (2004), стр. 9, 29–45; 73-76; Ч. 5
- ^ «3-й Московский международный кинофестиваль (1963)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 г. Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ «Дань Стэнли Крамеру» на YouTube с Томом Брокоу , Стивеном Спилбергом , Куинси Джонсом , Харрисоном Фордом и Элом Гором
- ^ Перейти обратно: а б с д Крамер, Стэнли. Безумный, безумный, безумный, безумный мир: жизнь в Голливуде , Харкорт Брейс (1997)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Спото, Дональд. Стэнли Крамер: кинорежиссер , Патнэм (1978)
- ^ Справочник членства, 2010, Pi Lambda Phi Inc.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лайман, Рик. «Стэнли Крамер, кинорежиссер с социальными наклонностями, умер в возрасте 87 лет» , New York Times , 21 февраля 2001 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Уэйкман, Джон. Эд. Мировые кинорежиссеры: Том II, 1945–1985 , HW Wilson Company, Нью-Йорк (1988), стр. 538–544.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дутка, Элейн. «Стэнли Крамер; известные фильмы, посвященные социальным проблемам» , Los Angeles Times , 20 февраля 2001 г.
- ^ Кац, Ефрем. Международная киноэнциклопедия Macmillan , Macmillan (1998), стр.767.
- ^ Кирк Дуглас, я Спартак! Создание фильма, выход из черного списка , Open Road Integrated Media, Нью-Йорк, 2012, стр.19.
- ^ Перейти обратно: а б с Стивенс, Джордж-младший. Беседы с великими кинематографистами золотого века Голливуда , Альфред А. Кнопф (2006), стр. 558-584.
- ^ Кроутер, Босли. The New York Times , рецензия на фильм, 25 сентября 1958 г.
- ^ «Награды за фильм «Наследуй ветер»» IMDb
- ^ "Награды за суждения в Нюрнберге IMDb
- ^ Шатнер, Уильям. До сих пор: Автобиография , Макмиллан (2008), с. 76
- ^ "Награды за фильм "Это безумный, безумный, безумный, безумный мир" на IMDb
- ^ Награды за «Корабль дураков» , IMDb
- ^ Перейти обратно: а б Харрис, Марк (2008). Картинки во время революции: пять фильмов и рождение нового Голливуда . Пингвин Пресс . ISBN 978-0143115038 .
- ^ «8-й Московский международный кинофестиваль (1973)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 г. Проверено 03 января 2013 г.
- ↑ Cedar Rapids Gazette, 19 сентября 1979 г.
- ^ «Умер директор Стэнли Крамер» . Сиэтл Таймс . 20 февраля 2001 г.
- ^ «Крамер за работой в «Чернбойле», первый фильм по соглашению». Разнообразие . 20 мая 1987 г. стр. 4, 38.
- ^ «Человек-пузырь» Крамера близок к осуществлению». Разнообразие . 7 октября 1991 г. с. 20.
- ^ Шарф, Зак (26 декабря 2023 г.). «Кейси Крамер, актер и дочь Стэнли Крамера, умерла в 67 лет» . Разнообразие .
- ^ Лайман, Рик (21 февраля 2001 г.). «Стэнли Крамер, кинорежиссер с социальным уклоном, умер в возрасте 87 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ 501 кинорежиссер , Образовательная серия Бэрронса (2007) с. 210
- ^ Хиллстром, Лори Кольер (ред.) Международный словарь фильмов и кинематографистов , том 2, St. James Press (1997), стр. 548-550
- ^ Джет , август. 18, 2008 г.
- ^ Дэвид Томсон Новый биографический словарь кино , Нью-Йорк: Кнопф; Лондон: Литтл, Браун, 2002, стр.477.
- ^ История WOF. Архивировано 12 июня 2010 г. на Wayback Machine hollywoodchamber.net ; Голливудская торговая палата. Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ «Имя Крамера вынесено на Аллею славы». Архивировано 29 июня 2011 г. в Wayback Machine (аннотация). Лос-Анджелес Таймс , 29 марта 1960 г., стр. 15. Полная статья: Архивы Los Angeles Times, дата обращения 12 июня 2010 г.
- ^ Кэт Крамер IMDb
- ^ «PGA чтит любовь» . Архивировано из оригинала 01 декабря 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Крестный отец независимого кино» на YouTube , видео, 3,5 мин.
- Стэнли Крамер на IMDb
- Стэнли Крамер в базе данных TCM Movie
- 1913 рождений
- 2001 смертей
- Американские евреи 20-го века
- Американские автобиографы
- Лауреаты премии «Золотой глобус» за лучшую режиссуру
- Смертность от пневмонии в Калифорнии
- Выпускники средней школы Девитта Клинтона
- Режиссеры из Нью-Йорка
- Кинорежиссеры из Вашингтона (штат)
- Кинопродюсеры из Нью-Йорка (штат)
- Кинопродюсеры из Вашингтона (штат)
- Кинематографисты из Бруклина
- Немецкоязычные режиссеры
- Продюсеры, лауреаты премии «Золотой глобус»
- Американские военнослужащие-евреи
- Еврейские кинематографисты
- Военные из Нью-Йорка
- Военнослужащие из Нью-Йорка (штат)
- Выпускники Школы бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета
- Люди из Белвью, Вашингтон
- Люди из Адской кухни, Манхэттен
- Офицеры армии США
- Персонал армии США времен Второй мировой войны
- Персонал корпуса связи армии США