Рубен Мамулян
Рубен Мамулян | |
---|---|
Рубен Мамулян | |
Рожденный | Рубен Закари Мамулян 8 октября 1897 г. Тифлис , Российская империя (ныне Тбилиси, Грузия) |
Умер | 4 декабря 1987 г. Вудленд-Хиллз, Лос-Анджелес , Калифорния, США | ( 90 лет
Гражданство | Соединенные Штаты |
Род занятий | Режиссер кино и театра |
Годы активности | 1929–1963 |
Супруг |
Азадия Ньюман |
Мамулян ( / r uː ˈ b ɛ n m ɑː m uː l ˈ j ɑː n / roo БЕН mool- YAHN ; Закари Рубен mah - - [ 1 ] 8 октября 1897 — 4 декабря 1987) — американский режиссёр театра и кино. [ 2 ]
Творчество Мамуляна включает шестнадцать фильмов (четыре из которых — мюзиклы ) и семнадцать бродвейских постановок, шесть из которых — мюзиклы . Он был ответственным за знаменитые оригинальные постановки Оклахомы! (1943) и «Карусель» (1945), а также первая постановка » Джорджа Гершвина ( «Порги и Бесс 1935). [ 3 ] [ 4 ]
Его достижения в эпоху раннего кинозвука продемонстрировали его талант к использованию кинематографических инноваций, которые были поразительными в свое время. Он восстановил мобильность камеры и разработал свое собственное фирменное использование монтажа , крупных планов , разделения экрана и растворения . [ 5 ] [ 6 ] Фильмы Мамуляна получили больше признания критиков, чем кассовые сборы: только шесть из его фильмов принесли прибыль при первом выпуске: « Улицы города» (1931), «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1931), «Люби меня сегодня вечером» (1932). ), Королева Кристина (1934), Знак Зорро (1940) и Кровь и песок (1941). [ 7 ] [ 8 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мамулян родился в Тифлисе , Российская империя (ныне Тбилиси, Грузия), в семье армянского происхождения. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Его мать, Вирджиния (урожденная Калантариан), из семьи богатых помещиков и финансистов, работала директором Армянского театра. Его отец, Закари Мамулян, был президентом банка. [ 12 ] : 8 [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Они воспитали Мамуляна и его младшую сестру Светлану в армянской апостольской вере. [ 16 ]
К шести годам Мамулиам свободно говорил на русском, армянском и грузинском языках. После русской революции 1905 года в Тифлисе возникло этническое насилие, и семья на три года переехала в Париж, где Мамулиам свободно говорил по-французски. [ 17 ] [ 18 ] В 1915 году отец записал его в Императорский Московский университет на факультет права, но Мамулян обратился к литературным занятиям и студенческим постановкам. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Семья Мамулянов, симпатизировавшая царскому режиму, бежала из России во время революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войны. [ 22 ]
Академическая карьера
[ редактировать ]В 1923 году [ 23 ] Мамулян принял приглашение Джорджа Истмана [ 12 ] : 17–28 стать содиректором Американской оперной труппы в Рочестере, штат Нью-Йорк , [ 24 ] и преподавал в Музыкальной школе Истмана . [ 25 ] Мамулян поставил «Кармен» , «Фауста» , «Бориса Годунова» , а также «Гилберта и Салливана» и венские оперетты . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
В 1925 году Мамулян возглавлял Школу танца и драматического действия школы Истмана, где Марта Грэм преподавала в течение одного года (1925–26). [ 25 ] Помимо других выступлений, вместе они сняли короткометражный двухцветный фильм под названием «Флейта Кришны » с участием студентов Истмана. Мамулян покинул Eastman вскоре после этого (1926 г.). [ 25 ] [ 29 ] [ 30 ] Мамулян вспоминал:
Я уже искал по-настоящему драматический театр, театр, который бы сочетал в себе все элементы движения, танца, игры, музыки, пения, декораций, света и цвета и так далее». [ 31 ]
В 1930 году Мамулян стал натурализованным гражданином США.
Сценическая карьера
[ редактировать ]Мамулян начал свою карьеру бродвейского режиссера с постановки « Дюбоза Хейворда » Порги , премьера которого состоялась 10 октября 1927 года. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] Он также руководил «Крыльями над Европой» с конца 1928 по 1929 год. [ 34 ] Он руководил возрождением « Порги» в 1929 году вместе с Джорджа Гершвина оперной постановкой «Порги и Бесс» , которая открылась 10 октября 1935 года. [ 34 ] Мамулян также был первым, кто поставил такие известные бродвейские постановки, как «Оклахома»! (1943), «Карусель» (1945) и «Затерянные среди звезд» (1949). [ 34 ]
Кинокарьера
[ редактировать ]В 1929 году Мамулян снял свой первый полнометражный фильм «Аплодисменты », который был одной из первых попыток создания «звукового кино» . Это был знаковый фильм благодаря новаторскому использованию Мамуляном движения камеры и звука. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Его режиссерский талант проявился и в других его фильмах, выпущенных в 1930-х годах. «Доктор Джекилл и мистер Хайд» (1931) широко считается лучшей версией Роберта Льюиса Стивенсона . сказки [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] «Королева Кристина» (1933) была последним фильмом Греты Гарбо , снятым с Джоном Гилбертом ; оба извлекают выгоду из того, что были приняты до того, как Кодекс Хейса вступил в полную силу. [ 41 ] Музыкальный фильм « Люби меня сегодня вечером » вышел в прокат в 1932 году. [ 42 ]
Он снял первый трехполосный разноцветный фильм «Бекки Шарп» (1935) по мотивам Теккерея . » «Ярмарки тщеславия [ 43 ] [ 44 ] а также мюзикл 1937 года « Высокий, широкий и красивый» . Его следующие два фильма снискали ему широкое восхищение: «Знак Зорро» (1940) и «Кровь и песок» (1941), оба ремейки немого кино . [ 45 ]
Фильм «Кровь и песок » о корриде был снят в цвете Technicolor , в нем использовались цветовые схемы, основанные на работах испанских художников, таких как Диего Веласкес и Эль Греко . [ 46 ] [ 47 ] Его набег на эксцентричную комедию в 1942 году имел успех в фильме «Кольца на ее пальцах» в главных ролях с Генри Фондой и Джином Тирни . [ 48 ]
Последним законченным музыкальным фильмом Мамуляна стала Metro-Goldwyn-Mayer компании киноверсия мюзикла Коула Портера « Шелковые чулки» в 1957 году . Это был один из менее успешных мюзиклов Портера, основанный на «Ниночке» 1939 года . В фильме «Шелковые чулки» снимались Фред Астер и Сид Чарисс , а в ролях второго плана — Дженис Пейдж и Питер Лорре . [ 49 ]
Режиссерская карьера Мамуляна подошла к концу, когда он был уволен или отказался от участия в двух фильмах подряд: «Порги и Бесс» (1959), [ 50 ] для которого Мамулян написал полный сценарий съемок, когда съемочная площадка студии Голдвин сгорела дотла. Когда производство возобновилось, у режиссера Мамуляна возникли разногласия с продюсером Сэмюэлем Голдвином , и он был «уволен». [ 51 ] [ 52 ] Второй была Клеопатра (1963). [ 53 ] [ 54 ]
Ранее он был уволен с поста директора « Лауры» (1944). [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ]
После постановки весьма успешных оригинальных постановок « Оклахомы!» и «Карусель» , он работал лишь над несколькими другими театральными постановками, такими как « Женщина из Сент-Луиса» , которая представила Перл Бэйли бродвейской публике. [ 58 ] [ 59 ]
Он лично был принят на работу соучредителем Гильдии режиссеров Америки (DGA) Кингом Видором в 1936 году, чтобы помочь объединить в профсоюзы коллег-кинорежиссеров. [ 60 ] [ 61 ] Пожизненная преданность Мамуляна DGA и, более того, его общее нежелание идти на компромисс способствовали тому, что он попал в черный список Голливуда 1950-х годов. [ 62 ] С 1961 года, в возрасте 64 лет, и до своей смерти в 1987 году, в возрасте 90 лет, Мамулян профессионально не работал. [ 63 ]
Мамулян умер 4 декабря 1987 года в загородном доме кино и телевидения и больнице естественных причин в возрасте 90 лет в Вудленд-Хиллз, Калифорния. [ 13 ] [ 64 ] [ 62 ]
Награды и почести
[ редактировать ]8 февраля 1960 года за вклад в киноиндустрию он получил звезду на Голливудской Аллее славы на Вайн-стрит, 1709. [ 65 ] [ 66 ]
В 1981 году он был введен в Зал славы американского театра . [ 67 ] [ 68 ] В 1982 году Мамулян получил Премию за заслуги перед жанром от Гильдии режиссеров Америки. [ 69 ]
В 2019 году фильм Мамуляна « Бекки Шарп» был выбран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре фильмов как «культурно, исторически или эстетически значимый». [ 70 ]
Фильмография
[ редактировать ]- Как директор
- Другая работа в кино
Год | Заголовок | Производственная компания. | Бросать | Примечания |
---|---|---|---|---|
1944 | Лора | 20 век Фокс | Джин Тирни / Клифтон Уэбб / Дэна Эндрюс | уволен, отснятый материал не использован |
1952 | Дикое сердце | Дэвид О Селзник | Дженнифер Джонс | снял дополнительные сцены для американской версии фильма « Унесенные на Землю » (Великобритания, 1950) / фильм Technicolor. |
1959 | Порги и Бесс | Сэмюэл Голдвин Ко. | Сидни Пуатье / Дороти Дэндридж | уволен, использована одна сцена / пленка Technicolor |
1963 | Клеопатра | 20 век Фокс | Элизабет Тейлор / Ричард Бертон / Рекс Харрисон | подал в отставку, отснятый материал не использован / цветная пленка |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Чарльз Эрл Фанк , Как зовут, пожалуйста? , Фанк и Вагналлс, 1936.
- ^ Дженсен, 2024 с. 11: «Родился 8 октября 1897 г.
- ^ Дженсен, 2024 с. 4: «чрезвычайно успешная» постановка двух мюзиклов.
- ^ Спергель, 1993 с. 3
- ^ Спергель, 1993 с. vii–viii: Предисловие Тома Милна . И: с. 2: Мамулян «известен как технический новатор…»
- ^ Дженсен, 2024 с. 4: «Работу Мамуляна можно рассматривать как отдельный жанр».
- ^ Дженсен, 2024 с. 5: «Репутация Мамуляна основана на его первых шести фильмах».
- ^ Spergel, 1993, стр. 88–89: «У Мамуляна был самый продолжительный и наиболее успешный в художественном отношении срок пребывания в Paramount Pictures… Стиль и изысканность Мамуляна соответствовали чаяниям боссов студии Paramount».
- ^ Спергель, 1993 с. 9: «Мамулян очень мало говорил о своей молодости», а когда все же обсуждал это, рассказал «очень мало».
- ^ Милн, 1969 с. 12: «Родился в Тифлисе, Грузия.
- ^ Спергель, 1993 с. 9
- ^ Перейти обратно: а б Лурссен, Дэвид (2013). Мамулян: Жизнь на сцене и экране . Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0813136769
- ^ Перейти обратно: а б Флинт, Питер Б. (6 декабря 1987 г.). «Рубен Мамулян, бродвейский режиссер, мертв» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 июля 2016 г.
- ^ Дженсен, 2024, стр. 11–12: «... богатые землевладельцы ...» Вирджиния (1876–1972) вышла замуж в 16 лет за Закари (1866–1966). Пара «провела медовый месяц в Париже». И: его сестра Светлана, 1899 года рождения.
- ^ Спергель, 1993 с. 9: "...его мать была руководителем армянского театра в Тифлисе..." И: с. 237: Продолжительность жизни его родителей здесь.
- ^ Дженсен, 2024 с. 8: «Выросший в армянской апостольской вере, ему нравились христианские темы и образы».
- ^ Дженсен, 2024, стр. 14.
- ^ Спергель, 1993 с. 9: «По неустановленной причине» семья «переехала в Париж, когда Мамулян был еще мальчиком». И научился говорить «свободно по-французски».
- ^ Дженсен, 2024, стр. 14–15.
- ^ Милн, 1969 с. 12
- ^ Спергель, 1993 с. 10: Здесь можно увидеть Московский университет и растущий интерес к театральной постановке.
- ^ Спергель, 1993 с. 10: Спергель сообщает, что Мамулян в интервью производил «впечатление», что он не был свидетелем начала русской революции, и во время интервью «не имел возможности сделать никаких комментариев по этому поводу».
- ^ Уайтли, Крис. «Рубен Мамулян» . Золотой век Голливуда . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ «Рубен Мамулян» . Голливудская аллея славы . 25 октября 2019 г. . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ленти, Винсент А. Для обогащения общественной жизни: Джордж Истман и основание музыкальной школы Истмана . Рочестер, Нью-Йорк: Meliora Press, 2004.
- ^ «Интервью Рубена Мамуляна» . Вид и звук . Британский институт кино . 1961 год . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ Милн, 1969, стр. 12–13.
- ^ Дженсен, 2024, стр. 22–24.
- ^ Spergel, 1993, стр. 49–50: См. здесь комментарии Грэм о ее опыте в Eastman и причине ухода.
- ^ Дженсен, 2024, стр. 28–29.
- ^ Милн, 1969, стр. 12–13.
- ^ Спергель, 1993, стр. 56–57.
- ^ Дженсен, 2024, стр. 34–35.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рубен Мамулян в базе данных Internet Broadway
- ^ Милн, 1969 с. 17: «...настоящее откровение» для современной публики. И «... эллиптически быстрое начало сцены, которое должно было стать почти торговой маркой Мамуля».
- ^ Спергель, 1993 с. 111: Несмотря на кассовый «провал», «критики приветствовали «Аплодисменты» за технические инновации и артистизм».
- ^ Дженсен, 2024 с. 59: «...сенсационные рецензии» и «Эксклюзивный энтузиазм» к фильму.
- ^ Spergel, 1993, стр. 125–126: Ремейку MGM 1941 года «не хватает явной сексуальности фильма Мамуля и его артистизма ... большинству зрителей известна только ошибочная и лишенная воображения режиссерская версия со Спенсером Трейси в главной роли ...»
- ^ Дженсен, 2024 с. 75: «...фанаты предпочитают версию Мамуляна» римейку MGM 1941 года со Спенсером Трейси .
- ^ Милн, 1969, стр. 49–50: «Структурно, тематически и психологически доктор Джекил и мистер Хайд исполнены мастерски и великолепно...»
- ^ Спергель, 1993, с. 150: Год выхода фильма ознаменовал начало «жесткого ужесточения цензуры со стороны офиса Хейса». 151: Ряд «сексуальных и религиозных отсылок» привел к тому, что фильм имел ограниченное распространение в «разных географических регионах».
- ^ Милн, 1969 с. 50: «...первый безупречный шедевр Мамуляна...» И с. 162: Фильмография
- ^ Милн, 1969 с. 91: «...первая особенность нового трехцветного процесса Technicolor».
- ^ Spergel, 1993, стр. 114–115: На основе романа Теккерея « Ярмарка тщеславия» . И п. 155
- ^ Дженсен, 2024 с. 160: Знак Зорро «новая версия классики Дугласа Фэрбенкса ...» и стр. 162: Кровь и песок - ремейк немого фильма Рудольфа Валентино 1922 года .
- ^ Спергель, 1993 с. 179: «Мамулян использовал классическую испанскую живопись, чтобы стилизовать свою кинематографическую презентацию». И: Мамулян: Веласкес, «мастер света и тени…»
- ^ Дженсен, 2024 с. 166: О влиянии Эль Греко «Христос на кресте, которому поклоняются два дарителя» ( 1590 г.). на создание сцены картины
- ^ Дженсен, 2024, стр. 171–172: Чудаковатость: «легкая безумная комедия».
- ^ Spergel, 1993, стр. 216–217: «На основе фильма Эрнста Любича 1939 года «Ниночка » , в котором главную роль сыграла Грета Гарбо …» И: Бродвейская постановка « Шелковых чулок » «не была одним из величайших успехов Портера у критиков…»
- ^ Милн, 1969, стр. 173–174.
- ^ Спергель, 1993 с. 221: Спергель, основываясь на биографии Артура Маркса о Сэме Голдвине, предполагает, что Мамуляна «уволили», потому что он не смог установить хорошие отношения с чернокожими актерами фильма.
- ^ Дженсен, 2024 с. 270: Голдвин «заменил» Мамуляна на Премингера. И п. 196: Его «...замена Порги и Бесс ...»
- ^ Милн, 1969 с. 174: «Мамулян ушел в отставку» с фотографии, и 10 минут его материала были включены в окончательную версию.
- ^ Спергель, 1993 с. 89: «...фильм 1963 года «Клеопатра» , последний проект Мамуляна, из которого он официально ушел». И: с. 232: Исполнительница главной роли Элизабет Тейлор ранее просила продюсера Спироса Скураса заменить его на Джозефа Л. Манкевича .
- ^ Милн, 1969, с. 173: «Возникли разногласия» между режиссёром Мамуляном и продюсером Отто Премингером . Мамулян «подал в отставку», и Премингер закончил фильм, используя сценарий Мамуляна и уже отснятые кадры.
- ^ Спергель, 1993 с. 194: «...первая из нескольких функций, из-за которых он был уволен или ушел в отставку».
- ^ Дженсен, 2024, стр. 193–196: О «замене» Мамуляна Дэррилом Ф. Зануком на Премингера.
- ^ Spergel, 1993, стр. 201–202: «Бродвейский дебют» Перл Бэйли в постановке.
- ^ Дженсен, 2024, стр. 222–223.
- ^ Спергель, 1993 с. 168: Мамулян входил в совет директоров SGA с 1936 по 1939 год, но после этого проявлял активность лишь время от времени. Его общение во многом основывалось на личной дружбе с Видором. И: «Большинство голливудских режиссеров не любили Мамуляна».
- ^ Дженсен, 2024, стр. 135–136: См. Здесь поддержку Мамуляном занесенного в черный список режиссера Ирвинга Пичела , одного из первых, кто присоединился к DGA.
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон, Карли (зима 2013 г.). «Мамулян: Жизнь на сцене и экране» . Ежеквартально DGA : 71–72 . Проверено 12 января 2013 г.
- ^ Спергель, 1993 с. 215
- ^ Дженсен, 2024, стр. 305–307: Здесь можно узнать о последних днях Мамуляна, его психическом, физическом состоянии, финансах. Переведен из дома в МПиТЧХ 2 декабря 1987 г., через два дня умер.
- ^ «Рубен Мамулян | Аллея славы в Голливуде» . www.walkoffame.com . Проверено 14 июля 2016 г.
- ^ «Рубен Мамулян» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 14 июля 2016 г.
- ^ «26 избранных в Зал славы театра» , The New York Times , 3 марта 1981 г.
- ^ Спергель, 1993 с. 237
- ^ Спергель, 1993 с. 237
- ^ Чоу, Эндрю Р. (11 декабря 2019 г.). «Смотрите 25 новых дополнений к Национальному реестру фильмов, от «Пурпурного дождя» до «Клерков » . Время . Нью-Йорк . Проверено 11 декабря 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Дженсен, Курт (2024). Бесподобный – Рубен Мамулян, Голливуд и Бродвей . Висконсинские исследования кино. Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0-299-34820-5 .
- Милн, Том . 1969. Рубен Мамулян . Серия Cinema One, Темза и Гудзон , Лондон. Каталожный № 500-47012 X
- Спергель, Марк. 1993. Изобретая реальность заново: искусство и жизнь Рубена Мамуляна . The Scarecrow Press , Серия «Кинорежиссеры» № 57, Энтони Слайд , редактор. ISBN 0-8108-2721-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анобиле, Ричард Дж. (1975). «Доктор Джекилл и мистер Хайд» Рубена Мамуляна . Книги Вселенной.
- Беквар, Уильям Дж. (1975). Сценическая и кинокарьера Рубена Мамуляна . Канзасский университет , речь и драма.
- Каллахан, Дэн. 2007. «Странная история Рубена Мамуляна» , журнал Slant Magazine , 4 сентября 2007 г. Проверено 19 июня 2024 г.
- Дэнкс, Адриан. 2007. «Рубен Мамулян» , Senses of Cinema , февраль 2007 г. Выпуск 42 «Великие режиссеры». Проверено 19 июня 2024 г.
- Горовиц, Джозеф (29 июля 2013 г.). «В пути»: нерассказанная история Рубена Мамуляна, Джорджа Гершвина, Порги и Бесс . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-24013-9 .
- Милн, Том (1970). Рубен Мамулян Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-15015-8 .
- Оберштейн, Беннетт (1977). Бродвейская режиссерская карьера Рубена Мамуляна . Университет Индианы .
- Рохауэр, Раймонд (1967). Посвящение 40-летию Рубена Мамуляна, 1927–1967 гг . Галерея современного искусства, включая коллекцию Хантингтона Хартфорда .
- Спергель, Марк (1990). Рубен Мамулян: Переосмысление реальности – его жизнь и его искусство (докторская диссертация). Городской университет Нью-Йорка .
- «Рубен Мамулян: «стиль – это мужчина» ». Обсуждение (2). Американский институт кино , Центр перспективных исследований. 1971.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рубен Мамулян в базе данных Internet Broadway
- "Рубен Мамулян" , классические фильмы Тернера
- Рубен Мамулян в Find a Grave
- Коллекция Рубена Мамуляна в Библиотеке Конгресса , театральные программы, афиши и сборники.
- Рубен Мамулян на IMDb
- Американские театральные режиссеры
- Режиссеры из Лос-Анджелеса
- Американцы армянского происхождения
- Лауреаты премии Дональдсона
- Факультет музыкальной школы Истмана
- Советские эмигранты в США
- Снимайте людей из Тбилиси.
- Грузинский народ армянского происхождения
- 1897 рождений
- 1987 смертей
- Похороны в мемориальном парке Форест-Лоун (Глендейл)