Доктор Джекилл и мистер Хайд (фильм, 1931 год)
Доктор Джекилл и мистер Хайд | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Рубен Мамулян |
Автор сценария | Сэмюэл Хоффенштейн Перси Хит |
На основе | Странная история доктора Джекила и мистера Хайда 1886 года новелла Роберт Луис Стивенсон |
Продюсер: | Рубен Мамулян |
В главных ролях | Фредрик Марч Мириам Хопкинс Роуз Хобарт |
Кинематография | Карл Штраус |
Под редакцией | Уильям Ши |
Музыка | Иоганн Себастьян Бах (в титрах не указан) Герман Хэнд (адаптер, в титрах не указан) |
Производство компания | |
Распространено | Парамаунт Пикчерз |
Даты выхода |
|
Время работы | 96 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | $535,000 [1] |
Театральная касса | 1,25 миллиона долларов (аренда в США и Канаде) [2] |

«Доктор Джекил и мистер Хайд» — американский 1931 года фильм ужасов , снятый Рубеном Мамуляном и снятый Рубеном Мамуляном в главной роли с Фредриком Марчем , который играет одержимого доктора, который тестирует свою новую формулу, способную высвободить внутренних демонов людей. Этот фильм представляет собой адаптацию « Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» , рассказа Роберта Льюиса Стивенсона 1886 года о человеке, который принимает зелье, которое превращает его из кроткого ученого в маньяка -убийцу .
После выхода фильм имел успех у критиков и коммерческий успех. Номинированный на три премии «Оскар» , Марч получил награду за лучшую мужскую роль , разделив награду с Уоллесом Бири за фильм «Чемпион» .
Сюжет
[ редактировать ]Доктор Генри Джекилл ( Фредрик Марч ), добрый английский врач из викторианского Лондона , уверен, что внутри каждого человека таятся порывы как добра, так и зла. Он отчаянно влюблен в свою невесту Мюриэл Кэрью ( Роуз Хобарт ) и хочет немедленно на ней жениться. Но ее отец, бригадный генерал сэр Дэнверс Кэрью ( Холивелл Хоббс ), приказывает им подождать. Однажды ночью, идя домой со своим коллегой, доктором Джоном Лэньоном ( Холмс Герберт ), Джекилл замечает певицу из бара Айви Пирсон ( Мириам Хопкинс ), на которую напал мужчина возле ее пансиона. Джекилл отгоняет мужчину и несет Айви в ее комнату, чтобы присмотреть за ней. Айви пытается соблазнить Джекила, но, несмотря на искушение, уходит вместе с Лэньоном.
Когда сэр Дэнверс забирает Мюриэль в Бат, Джекилл начинает экспериментировать с наркотиками, которые, по его мнению, раскроют его злую сторону. Приняв смесь этих наркотиков, он превращается в Эдварда Хайда — импульсивного, садистского, жестокого, аморального человека, который потакает каждому своему желанию. Хайд находит Айви в мюзик-холле , где она работает. Он предлагает ей финансовую поддержку в обмен на ее компанию. Они останавливаются в ее пансионате, где Хайд насилует ее и психологически манипулирует ею. Когда Хайд читает в газете, что сэр Дэнверс и Мюриэл планируют вернуться в Лондон , Хайд покидает Айви, но угрожает ей, что вернется, когда она меньше всего этого ожидает.
Преодолевая чувство вины, Джекилл отправляет Айви 50 фунтов стерлингов. По совету домовладелицы Айви идет к доктору Джекилу и узнает в нем человека, который спас ее от жестокого обращения той ночью. Она со слезами на глазах рассказывает ему о своей ситуации с Хайдом, и Джекилл заверяет ее, что она никогда больше не увидит Хайда. Но следующей ночью, идя на вечеринку к Мюриэл, где должна быть объявлена дата свадьбы, Джекилл снова превращается в Хайда, увидев, как кошка подкрадывается и убивает птицу. Вместо того, чтобы присутствовать на вечеринке, Хайд идет в комнату Айви и убивает ее.
Хайд возвращается в дом Джекила, но дворецкий отказывается принять его. В отчаянии Хайд пишет письмо Лэниону, поручая ему взять определенные химикаты из лаборатории Джекила и отнести их домой. Когда прибывает Хайд, Лэньон направляет на него пистолет и требует, чтобы Хайд отвез его к Джекиллу. Не имея другого выбора, Хайд выпивает формулу и снова превращается в Джекила на глазах у шокированного Лэньона.
Понимая, что он не может контролировать трансформации, Джекилл идет в дом Кэрью и разрывает помолвку. Уходя, он стоит на террасе и смотрит, как Мюриэл плачет. Это вызывает еще одну трансформацию, и в роли Хайда он входит в дом и нападает на Мюриэль. Сэр Дэнверс пытается остановить его, но Хайд забивает его до смерти тростью Джекила, затем убегает обратно в лабораторию Джекила, где снова берет формулу и возвращается к Джекилу.
Лэньон узнает сломанную трость, оставленную на месте преступления, и отвозит полицию к дому Джекила. Джекилл говорит им, что Хайд уже ушел, Лэньон настаивает, что Джекилл и Хайд — одно и то же. Стресс вызывает еще одно превращение в разъяренного Хайда, и после ожесточенной борьбы Хайда застреливает полиция. Умирая, он снова превращается в Джекила.
Бросать
[ редактировать ]- Фредрик Марч в роли доктора Генри Джекила / мистера Эдварда Хайда
- Мириам Хопкинс в роли Айви Пирсон
- Роуз Хобарт в роли Мюриэл Кэрью
- Холмс Герберт, как доктор Джон Лэнион
- Холливелл Хоббс — бригадный генерал Дэнверс Кэрью
- Эдгар Нортон, как Пул
- Темпе Пиготт, как миссис Хокинс
- Арнольд Люси в роли Аттерсона (в титрах не указан)
- Полковник МакДоннелл в роли Хобсона (в титрах не указан)
Источник: [3]
Производство
[ редактировать ]Фильм был снят до полного вступления в силу Производственного кодекса , и сегодня он запомнился своим сильным сексуальным содержанием, воплощенным в основном в образе певицы из бара Айви Пирсон, которую играет Мириам Хопкинс . Когда фильм был переиздан в 1936 году, «Кодекс» требовалось удалить 8 минут, прежде чем фильм можно было распространить в кинотеатрах. Эти кадры были восстановлены для выпусков VHS и DVD. [4]

Тайна сцен трансформации не была раскрыта в течение десятилетий, пока Мамулян не раскрыл ее в книге «Целлулоидная муза» (1969), сборнике интервью с голливудскими режиссерами. Макияж был нанесен в контрастных тонах. Затем использовалась серия цветных фильтров, соответствующих макияжу, которые позволяли постепенно раскрывать макияж или делать его невидимым. На черно-белой пленке изменение цвета не было видно. [5]
Уолли Уэстмором Грим Хайда, сделанный — обезьяноподобный, волосатый с большими клыками — сильно повлиял на популярный образ Хайда в средствах массовой информации и комиксах. Частично этот взгляд отражал то, что в новелле Хайд олицетворял подавленное зло и, следовательно, был полуразвитым или обезьяньим по внешнему виду. Персонажи Мюриэл Кэрью и Айви Пирсон не появляются в оригинальном рассказе Стивенсона; Персонаж Айви Пирсон является оригинальным для фильма, а Мюриэл [Агнес] Кэрью появляется в сценической версии 1887 года драматурга Томаса Рассела Салливана .
Компания Paramount попросила Джона Бэрримора сыграть главную роль в попытке воссоздать его роль из версии «Джекилла и Хайда» 1920 года , но у него уже был новый контракт с Metro-Goldwyn-Mayer . Paramount предложила на эту роль Ирвинга Пичела , но режиссер посчитал, что, хотя он и покажет прекрасную игру, он недостаточно красив, и предложил Марча. [6] Затем Paramount передала роль Марчу, у которого был контракт и который внешне напоминал Бэрримора. Марч сыграл персонажа, похожего на Джона Бэрримора, в фильме Paramount «Королевская семья Бродвея» (1930), рассказе об актерской семье, похожей на Бэрриморов . Марч, следуя сценической традиции, переиграл Джекила и Хайда, чтобы подчеркнуть их контрасты. [7] и он получил премию Оскар за лучшую мужскую роль за исполнение этой роли. [5]
Когда Metro-Goldwyn-Mayer переделала фильм 10 лет спустя со Спенсером Трейси в главной роли, студия купила негатив и права как на мамульскую версию, так и на более раннюю немую версию 1920 года, заплатив 1 250 000 долларов. Каждый отпечаток фильма 1931 года, который удалось найти, был отозван и уничтожен, и на протяжении десятилетий фильм считался утерянным. [8] Версия Трейси была принята гораздо хуже, и Марч в шутку отправил Трейси телеграмму, поблагодарив его за величайшее повышение его репутации за всю его карьеру.
Музыка вступительных титров — Токката и фуга ре минор, BWV 565 Иоганна Себастьяна Баха . [9]
Прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]Премьера фильма «Доктор Джекил и мистер Хайд» состоялась в Лос-Анджелесе 24 декабря 1931 года, а премьера состоялась в Нью-Йорке 31 декабря 1931 года. Собрав 1,25 миллиона долларов от проката внутри страны, фильм [2] Фильм имел кассовые сборы наравне с фильмами о монстрах Universal того времени, даже учитывая, что его бюджет в 535 000 долларов был высоким для фильма ужасов того времени. [1]
Критический прием
[ редактировать ]«Доктор Джекил и мистер Хайд» После выхода получили в основном положительные отзывы. Мордаунт Холл из «Нью-Йорк Таймс» написал восторженный обзор, сравнив его с версией Джона Бэрримора как «гораздо более напряженный и тревожный роман», чем этот фильм. Холл назвал Марча «звездным исполнителем» в главной роли, похвалив также игру всего актерского состава второго плана, и назвал старомодную атмосферу, создаваемую костюмами и декорациями, «весьма приятной». [10]
Кинокритик Леонард Малтин дал фильму 3 звезды из 4 возможных, назвав его «захватывающим» и «ярко кинематографичным», а также высоко оценив игру Марча и Хопкинса. [11]
Variety дал несколько менее положительный, но все же положительный отзыв. Альфред Рашфорд Грисон писал, что «картина не достигает эффективной кульминации», потому что она была слишком медленной и с трудом достигала ее, и что, хотя первоначальная последовательность трансформаций «несет потрясающий эффект», ее эффект уменьшался при последующих использованиях. Тем не менее, Грисон отметил Марча «выдающейся театральной игрой», назвал грим «триумфом» и сказал, что одни только декорации и освещение сделали фильм достойным просмотра «как модели атмосферного окружения». [12]
Джон Мошер из The New Yorker сообщил, что фильм «полный набор ужасов» и «хорошо сыгран». Март, писал он, «дает нам мистера Хайда, столь же спортивного и энергичного, каким мог бы быть Дуглас Фэрбенкс-старший ». [13] Film Daily заявила: «Захватывающая игра Фредрика Марча является ярким примером сильной драмы, великолепного актерского состава и режиссуры». [14]
Агрегатор рецензий на фильмы Rotten Tomatoes сообщил, что рейтинг одобрения составляет 91% на основе 44 рецензий со средним рейтингом 8,3 из 10. Критический консенсус сайта гласит: «Классика. Окончательная версия новеллы Роберта Льюиса Стивенсона 1931 года с инновационными спецэффектами, атмосферной кинематографией и безумной переигровкой». [15]
Награды и почести
[ редактировать ]Победы
- Награды Американской киноакадемии : Оскар; Лучший актер в главной роли — Фредрик Марч; ничья с Уоллесом Бири в «Чемпионе» ; 1932 год.
- Венецианский кинофестиваль : Референдум зрителей; Самый любимый актер — Фредрик Марч; «Самый оригинальный фэнтезийный рассказ» — Рубен Мамулян; 1932 год.
- Film Daily : 10 лучших фильмов
- The New York Times : 10 лучших фильмов
Номинации
- Награды Американской киноакадемии : Оскар; Лучший сценарий-адаптация — Перси Хит и Сэмюэл Хоффенштейн; 1932 год; Лучшая операторская работа — Карл Штрусс.
- Источник: [16]
Другие награды
Фильм признан Американским институтом кино в следующих списках:
- 2001: 100 лет AFI... 100 острых ощущений - номинирован [17]
- 2003: 100 лет AFI... 100 героев и злодеев :
- Мистер Хайд - номинированный злодей [18]
Домашние СМИ
[ редактировать ]Доктор Джекил и мистер Хайд был выпущен на DVD 27 мая 2018 года. [19] и Blu-ray 25 октября 2022 г. [20]
Ремейк
[ редактировать ]«Доктор Джекилл и мистер Хайд» (1941) со Спенсером Трейси в главной роли является ремейком этого фильма.
См. также
[ редактировать ]- Готический фильм
- Дом, который построили тени (рекламный фильм Paramount, 1931 год)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Холл, Шелдон; Нил, Стив (2010). Эпосы, спектакли и блокбастеры . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. п. 100. ИСБН 978-0-8143-3008-1 .
- ^ Jump up to: а б «Мир кино» . Западная Австралия . Перт: Национальная библиотека Австралии. 19 октября 1934 г. с. 2 . Проверено 19 апреля 2014 г.
- ^ Доктор Джекилл и мистер Хайд в каталоге художественных фильмов AFI.
- ^ Альтернативные версии доктора Джекила и мистера Хайда (1931)
- ^ Jump up to: а б Миллер, Фрэнк «Доктор Джекилл и мистер Хайд (1931)» (статья) TCM.com
- ^ «Двуликое предательство: доктор Джекилл и мистер Хайд — Американское общество кинематографистов (En-US)» .
- ^ Броттман, Микита (2005). Высокая теория/Низкая культура . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 117. ИСБН 1-4039-6640-0 .
- ^ МакЭлви, Джон (февраль 200-7 г.) «Подробнее о Джекила и Хайда Гринбрайара» фотошоу
- ^ Райтер, Гершон (2014). Теневое «Я» в кино: проецирование бессознательного другого . МакФарланд. п. 11. ISBN 9780786476640 .
- ^ Холл, Мордаунт (2 января 1932 г.). «Обзор фильма - Доктор Джекилл и мистер Хайд» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 декабря 2014 г.
- ^ Мальтин, Леонард; Сэдер, Люк; Карсон, Дарвин (2013). Путеводитель по фильмам Леонарда Малтина 2014 года . Пингвин Пресс. п. 390 . ISBN 978-0-451-41810-4 .
- ^ Грисон, Олдред Рашфорд (5 января 1932 г.). «Джекилл и Хайд». Разнообразие . Нью-Йорк. п. 19.
- ^ Мошер, Джон (9 января 1932 г.). «Современное кино». Житель Нью-Йорка . п. 75.
- ^ «Доктор Джекилл и доктор Хайд». Фильм Ежедневно . Нью-Йорк. 3 января 1932 г. с. 9.
- ^ «Доктор Джекилл и мистер Хайд (1931) – Тухлые помидоры» . Сайт Rotten Tomatoes.com . Гнилые помидоры . Проверено 30 октября 2022 г.
- ^ "Награды" Путеводитель по всем фильмам
- ^ «100 лет AFI... номинанты на 100 острых ощущений» (PDF) . Проверено 20 августа 2016 г.
- ^ «100 лет AFI... 100 номинантов на героев и злодеев» (PDF) . Проверено 20 августа 2016 г.
- ^ DVD «Доктор Джекил и мистер Хайд» (Архивная коллекция Warner) , получено 5 декабря 2022 г.
- ^ Доктор Джекил и мистер Хайд Blu-ray (Архивная коллекция Warner) , получено 5 декабря 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Доктор Джекилл и мистер Хайд в каталоге художественных фильмов AFI
- Доктор Джекилл и мистер Хайд в базе данных фильмов TCM .
- Доктор Джекилл и мистер Хайд на IMDb
- Доктор Джекилл и мистер Хайд в AllMovie
- Доктор Джекилл и мистер Хайд. Обзор Уолтера Альберта.
- Кадры из Музея киноплакатов и фотографий Уолтера
Потоковое аудио
- Доктор Джекилл и мистер Хайд в «Любимой истории»: 10 января 1948 г.
- Доктор Джекил и мистер Хайд в прямом эфире «Театральной гильдии» : 19 ноября 1950 года. Радиодрама с Фредриком Марчем в главной роли .
- Доктор Джекилл и мистер Хайд в Королевском театре: 30 января 1954 года.
- фильмы 1931 года
- Фильмы «Доктор Джекил и мистер Хайд»
- Исторические фильмы 1930-х годов
- фильмы ужасов 1931 года
- Американские научно-фантастические фильмы ужасов
- Ремейки американских фильмов
- Американские черно-белые фильмы
- Американские исторические фильмы ужасов
- Американские фильмы по пьесам
- Цензурированные фильмы
- Англоязычные фильмы 1930-х годов
- Фильмы по мотивам романов ужасов
- Фильмы Рубена Мамуляна
- Фильмы с участием актеров, удостоенных премии Оскар за лучшую мужскую роль
- Фильмы, действие которых происходит в Лондоне
- Фильмы, действие которых происходит в 19 веке.
- Фильмы, действие которых происходит в викторианскую эпоху
- Фильмы, снятые от первого лица
- Фильмы Paramount Pictures
- Звуковые ремейки немого кино
- Американские фильмы 1930-х годов