Цветовая гамма
В теории цвета цветовая схема — это комбинация двух или более цветов , используемая в эстетическом или практическом дизайне. Эстетические цветовые схемы используются для создания стиля и привлекательности. Цвета, которые создают ощущение гармонии при совместном просмотре, часто используются вместе в эстетических цветовых схемах. Практичные цветовые схемы используются для сдерживания или облегчения цветовых задач , например, камуфляжные цветовые схемы или повышенной видимости цветовые схемы . Качественные и количественные цветовые схемы используются для кодирования неупорядоченных категориальных данных и упорядоченных данных соответственно. Цветовые схемы часто описываются как логические комбинации цветов на цветовом круге или в цветовом пространстве . [1] [2] [3]
Гармоничные схемы
[ редактировать ]
Гармоничные цветовые схемы предназначены для решения эстетической цветовой задачи и усиления цветовой гармонии . Они не представляют никакой базовой переменной. Цветовая гамма логотипа обычно носит чисто эстетический характер. Цветовая схема в маркетинге называется фирменным стилем и иногда может быть защищена законами о товарных знаках или фирменном стиле, как и розовый цвет Owens Corning стекловолокна . [4]
Ахроматический
[ редактировать ]Любой цвет, в котором отсутствует ярко выраженное хроматическое содержание, считается ненасыщенным, ахроматическим или почти нейтральным. Чистые ахроматические цвета включают черный, белый, все серые и бежевые цвета; К нейтральным относятся коричневые, коричневые, пастельные и темные цвета. Почти нейтральные цвета могут быть любого оттенка и светлоты. Например, «ахроматическое» использование белого фона с черным текстом является примером базовой цветовой схемы, которая обычно используется по умолчанию в веб-дизайне .
Нейтральные цвета получаются путем смешивания чистых цветов с белым, черным или серым или путем смешивания двух дополнительных цветов. В теории цвета нейтральные цвета — это цвета, которые легко модифицируются соседними более насыщенными цветами и приобретают оттенок, дополняющий насыщенный цвет. Рядом с ярко-красным диваном серая стена будет казаться отчетливо зеленоватой.
Давно известно, что черный и белый хорошо сочетаются практически с любыми другими цветами; черный уменьшает кажущуюся насыщенность или яркость связанных с ним цветов, а белый одинаково эффектно демонстрирует все оттенки. [5]
Монохроматический
[ редактировать ]
Монохроматические цветовые схемы могут содержать все цвета ( оттенки, тона и оттенки ) одного оттенка , то есть базового оттенка, модифицированного добавлением черного, серого и белого. В результате энергия становится более тонкой и спокойной из-за отсутствия контрастности оттенков. [ нужна ссылка ]
Дополнительный
[ редактировать ]Дополнительная цветовая схема состоит из двух цветов, которые в сочетании образуют серый цвет, т. е. они находятся на противоположных сторонах цветового круга . Полностью насыщенные дополнительные цвета максимизируют цветовой контраст . Цветовая схема с разделенной комплементарностью (также называемая сложной гармонией) включает три цвета, а именно базовый цвет и два цвета, которые отстоят на 150 градусов и 210 градусов от основного цвета. Сплит-дополнительная цветовая схема имеет такой же резкий визуальный контраст, как и дополнительная цветовая схема, но оказывает меньшее давление. [ нужны дальнейшие объяснения ]
Аналогичный
[ редактировать ]Аналогичные цветовые схемы (также называемые гармонией доминирования) представляют собой группы цветов, которые соседствуют друг с другом на цветовом круге, причем один из них является доминирующим цветом, который имеет тенденцию быть основным или вторичным цветом, а два с каждой стороны дополняют друг друга, что имеет тенденцию быть третичным . Аналогичная цветовая схема имеет тенденцию иметь постоянную температуру и включает только теплые или только холодные цвета. [ нужна ссылка ] Аналогичная цветовая гамма создает насыщенный полумонохромный вид . Однако этой схеме также не хватает контраста, и она менее яркая, чем дополнительные схемы. [ нужна ссылка ] Красный, красновато-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый — один из примеров набора аналогичных цветов.
Акцентированная аналогичная цветовая схема добавляет дополнительный цвет аналогичной цветовой схемы в качестве акцентного цвета, используемый для создания доминирующей цветовой группы из трех похожих цветов, подчеркнутых прямым дополнением (или близким дополнением) одного из них. Дополнительный акцентный цвет создает интересный контраст с доминирующей цветовой группой. Эта схема часто используется для размещения теплого акцентного цвета с холодной аналогичной цветовой палитрой или холодного акцентного цвета с теплой палитрой. [ нужна ссылка ]
Триадический
[ редактировать ]
Триадная цветовая схема представляет собой трехцветную комбинацию, состоящую из основного цвета и двух цветов, отстоящих на 120 градусов и 240 градусов от основного цвета. [6] Триадные цветовые схемы, как правило, довольно яркие. Даже при использовании бледных или ненасыщенных вариантов оттенков он обеспечивает более высокую степень контрастности, сохраняя при этом цветовую гармонию. Эта схема популярна среди художников, поскольку она обеспечивает резкий визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и насыщенность цвета. Триадная схема не так контрастна, как дополнительная, но с помощью этих цветов легче добиться баланса и гармонии.
тетрадный
[ редактировать ]Тетрадная (также называемая двойной дополнительной) цветовая схема считается самой богатой, поскольку в ней используются четыре цвета, объединенные в две дополнительные цветовые пары. Эту схему трудно гармонизировать, и она требует, чтобы цвет доминировал или подавлял цвета; если все четыре цвета используются в равных количествах, цветовая гамма может выглядеть несбалансированной.
- Цветовая схема прямоугольника представляет собой четырехцветную комбинацию, состоящую из основного цвета и трех цветов, отстоящих на 60 градусов, 180 градусов и 240 градусов от основного цвета. [7] Прямоугольные цветовые схемы работают лучше всего, когда один цвет является доминирующим.
- Квадратная цветовая схема представляет собой четырехцветную комбинацию, состоящую из основного цвета и трех цветов, отстоящих на 90 градусов от основного цвета. [8] Квадратные цветовые схемы богаты цветом и предлагают вариации.
Волновой метод
[ редактировать ]Этот метод был открыт в 2017 году. [9] Волновой метод построения гармоничной цветовой палитры основан на взаимосвязи цветовых и акустических волн и понятии созвучия в теории музыки. К основному цвету подбираются дополнительные цвета в зависимости от соотношения длин волн. Это соотношение должно удовлетворять понятию созвучия в теории музыки.
Практические схемы
[ редактировать ]Практичные цветовые схемы сочетают цвета вне типичных эстетических сред и контекста по чисто практическим причинам, обычно фокусируясь на максимизации или минимизации контраста, а не на цветовой гармонии . Наиболее распространенной практичной цветовой схемой является черно-белая , которая обычно обеспечивает максимальный контраст. Его можно использовать для черного текста на белом фоне или для тюремной униформы . Усиление контраста на фоне мотивирует некоторые практические цветовые схемы, например, цветовые схемы повышенной видимости , тогда как подавление контраста на фоне мотивирует другие, например, камуфляж .
- высококонтрастный черно-белый текст
- Черно-белая тюремная униформа
- Различные цветовые схемы камуфляжа, подходящие для разных типов местности.
Качественные схемы
[ редактировать ]Качественные цветовые схемы представляют категориальные переменные , где возможные значения переменной дискретны и неупорядочены. Примером категориальной переменной являются штаты США , которая имеет 50 неупорядоченных значений. Качественную цветовую схему обычно еще называют цветовым кодом . Обычно количество цветов в качественной цветовой схеме равно количеству возможных значений категориальной переменной, где каждое значение кодируется одним цветом. Однако общее количество цветов можно уменьшить, кодируя каждое значение несколькими цветами, как в 25-парном цветовом коде , который кодирует 25 значений, используя только 10 цветов, путем присвоения каждому значению цвета из группы A и группы B. каждый состоит из 5 цветов.
Качественная цветовая гамма может быть спроектирована аналогично гармоничной цветовой гамме. Однако целью качественной цветовой схемы является решение сравнительной цветовой задачи, а не эстетической цветовой задачи , поэтому усиление цветового различия между цветами в цветовой схеме обычно более важно, чем цветовая гармония .
Количественные схемы
[ редактировать ]Количественные цветовые схемы (иногда цветовые карты ) представляют собой количественные данные , где возможные значения переменной упорядочены и могут быть дискретными или непрерывными: [10]
- Непрерывный : цветовые схемы с плавным цветовым градиентом. Непрерывные цветовые схемы предназначены для отображения наборов непрерывных упорядоченных данных и могут представлять как небольшие, так и большие вариации данных. Непрерывные цветовые схемы обычно используют более сотни отдельных значений цвета.
- Дискретный : цветовые схемы, которые содержат только определенное подмножество непрерывной цветовой схемы и четко отличаются друг от друга. Цветовые схемы в дискретной форме предназначены для визуализации набора или диапазона дискретных точек данных, но также часто используются с непрерывными наборами данных.
Количественные схемы имеют основополагающее значение для тематических карт , диаграмм , анализа данных , электронных таблиц и других инструментов, которые используют графические средства для визуализации количественных данных. Они часто встречаются в тепловых картах , картограммах и других формах визуализации. Эти цветовые схемы можно разделить на разные классы в зависимости от характера базовых данных. Каждая из этих цветовых схем может быть непрерывной или дискретной: [10]




- Последовательные схемы — это типичные цветовые схемы, которые образуют цветовой градиент между минимальным и максимальным значением. Цветовой градиент может быть параллелен одной из осей трехмерного цветового пространства , например оттенка/насыщенности/яркости, или может изменять два из этих параметров одновременно. Это дает некоторые общие последовательные схемы:
- В монохромных схемах используются оттенки одного оттенка или оттенки серого. Исследования показали, что, хотя люди способны видеть сотни оттенков большинства цветов, для практического использования они могут различать только 5–8 (т. е. сопоставлять оттенок на карте с соответствующим оттенком в легенде). [11]
- Спектральные схемы используют градиент по спектральным цветам или по всему диапазону оттенков , как правило, без изменения значения. Спектральные схемы может быть трудно интерпретировать с использованием большинства данных, поскольку оттенки естественным образом не выглядят «больше» или «меньше», чем другие оттенки.
- Частично-спектральные схемы используют подмножество спектральной схемы, что снижает плотность восприятия, но имеет тенденцию быть более интуитивным. Они также часто накладывают градиент яркости на градиент оттенка, например, от светло-желтого к темно-зеленому или от светло-оранжевого к темно-красному.
- Научные схемы используют воспринимаемые однородные цветовые градиенты и максимизируют доступность для дальтоников за счет одновременной регулировки яркости и сине-желтых каналов цветового пространства, такого как CIELAB, вдоль градиента. Подробнее о научных схемах ниже .
- Расходящиеся схемы представляют данные, которые имеют минимум и максимум, а также некоторое значимое центральное значение, которое может представлять ноль, медиану, четность и т. д. Расходящаяся схема включает в себя две разные последовательные схемы (монохромную или частично-спектральную), имеющие общий цвет (обычно белый), который представляет центральное значение, а также самые темные цвета в максимуме и минимуме. Их основное использование — подчеркнуть (по принципам визуальной иерархии ) связь с центральным значением.
- Циклические схемы представляют данные, которые не имеют минимума или максимума, а именно периодические наборы данных, такие как угловые данные, аспект местности , направление ветра, сезонность или данные интерферометрии радара с синтезированной апертурой (SAR), который используется для отображения смещения поверхности Земли. Циклические схемы используют цветовые градиенты, которые не имеют ни начала, ни конца, поэтому часто представляются спектральной схемой, которая может отображаться непосредственно на оттенка измерении цветового круга .
Научно обоснованные схемы
[ редактировать ]
Научно полученные цветовые схемы (или научные цветовые карты) стремятся улучшить традиционные цветовые схемы (спектральные схемы, такие как радуга или струя ) за счет включения однородного цветового градиента и доступности для дальтоников. [10] В 1990-х годах Синтия Брюэр провела ряд экспериментов с различными цветовыми схемами для визуализации данных на картах, особенно работая с людьми, страдающими дальтонизмом . [12] [11] В конце концов, эта работа привела к созданию палитры из нескольких десятков цветовых схем, предназначенных для воспроизведения на нескольких устройствах и использования дальтониками, которые были собраны в интерактивный инструмент, известный как ColorBrewer. [13] [14] в 2002 году. [15] [16] Эта палитра быстро получила широкое признание благодаря ее надежному использованию неспециалистами и стала стандартом, встроенным в ГИС, картографическое программное обеспечение и другие инструменты визуализации. [17] [18] [19] Другие готовые научные цветовые схемы, которые распространяются непосредственно среди пользователей, но также часто встраиваются в общие наборы инструментов визуализации, включают: [10]
- MPL Цветовые карты (Matplotlib) (включая Viridis по умолчанию ), разработанные Стефаном ван дер Вальтом и Натаниэлем Смитом. [20]
- Цветовая карта Cividis, разработанная Джейми Р. Нуньесом и его коллегами. [21]
- Цветовые карты CMOcean, разработанные Кристен М. Тинг и ее коллегами. [22]
- Цветовые карты CET , разработанные Питером Ковеси. [23]
- Научные цветные карты, разработанные Фабио Крамери. [24] [25]
Многовариантные схемы
[ редактировать ]В двумерных или трехмерных схемах используются две или три ортогональные последовательные схемы для представления отдельных (но обычно связанных) переменных, при этом различные смешанные цвета представляют разные комбинации значений. Эта схема работает лучше всего, когда оттенки для каждой оси представляют собой основные цвета: RGB на черном фоне, CMY на белом фоне, чтобы смешанные цвета были максимально четкими. При правильном составлении и выгодном географическом положении (в котором переменные имеют тенденцию иметь широко согласованные закономерности) эти цветовые схемы очень эффективны для визуализации корреляций и других закономерностей между переменными. В других ситуациях они могут привести к, казалось бы, случайному смешению цветов. [26]
Коннотативные схемы
[ редактировать ]
Коннотативные цветовые схемы используют цвета, которые отсылают к определенному культурному значению. Красные и зеленые цветовые схемы ассоциируются с Рождеством . В некоторых странах красно-бело-синяя цветовая гамма обозначает флаг США . Даже вездесущая цветовая схема светофора (красный, желтый, зеленый), которая изначально была качественной цветовой схемой, превратилась в коннотативную цветовую схему, поскольку «красный означает остановку», а «зеленый означает движение» укрепились в культуре и через их значение были приняты в кодировании, не связанном с транспортом, например, в протоколе светофора или вечеринках светофоров .
В культуре
[ редактировать ]В дизайне гостиничных номеров выявлена связь между предпочтениями цветовой гаммы и полом. Гости-мужчины предпочитают мужские цветовые решения, а гости-женщины — женские. [27]
См. также
[ редактировать ]- Цветовой градиент
- Цветовая гамма «светлое на темном»
- Инструмент «Цвет»
- Монохроматический цвет
- Дополнительный цвет
- Аналогичные цвета
- Ахроматические цвета
- Палитра (вычислительная)
- Палитра (живопись)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стивен Куиллер (2002). Выбор цвета . Уотсон-Гуптилл. ISBN 0-8230-0697-2 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2017 года.
- ^ Джеки Шоу (1994). Большая книга декоративной живописи: Как рисовать, если вы не умеете, и как совершенствоваться, если умеете . Уотсон-Гуптилл. п. 49 . ISBN 0-8230-0265-9 .
монохроматическая разделенная дополнительная аналогичная цветовая схема.
- ^ Эдит Андерсон Фейснер (2006). Цвет: как использовать цвет в искусстве и дизайне . Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 1-85669-441-0 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2017 года.
- ^ Гордон В. Смит и Рассел Л. Парр (2005). Интеллектуальная собственность: оценка, эксплуатация и ущерб от нарушений . Джон Уайли и сыновья. ISBN 0-471-72433-5 . Архивировано из оригинала 2 января 2014 года.
- ^ «Теория цвета» . zedbi.com/ . Архивировано из оригинала 24 октября 2014 года . Проверено 23 октября 2014 г.
- ^ «Триадная цветовая гамма» . Цвет Тигра . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ «Цветовая схема прямоугольника (тетрадика)» . Цвет Тигра . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ «Квадратная цветовая гамма» . Цвет Тигра . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Сабо, II; Лагода, HR (2017). «Волновой метод построения цветовой палитры и его применение в компьютерной графике». arXiv : 1709.04752 [ cs.GR ].
- ^ Перейти обратно: а б с д Крамери, Фабио; Шепард, Грейс Э.; Херон, Филип Дж. (декабрь 2020 г.). «Неправильное использование цвета в научной коммуникации» . Природные коммуникации . 11 (1): 5444. Бибкод : 2020NatCo..11.5444C . дои : 10.1038/s41467-020-19160-7 . ISSN 2041-1723 . ПМЦ 7595127 . ПМИД 33116149 .
- ^ Перейти обратно: а б Брюэр, Синтия А.; МакИхрен, Алан М.; Пикл, Линда В .; Херрманн, Дуглас (1997). «Картирование смертности: оценка цветовых схем для картограмм». Анналы Ассоциации американских географов . 87 (3): 411–438. дои : 10.1111/1467-8306.00061 .
- ^ Брюэр, Синтия А. (1996). «Рекомендации по выбору цветов для расходящихся схем на картах». Картографический журнал . 33 (2): 79–86. Бибкод : 1996CartJ..33...79B . дои : 10.1179/caj.1996.33.2.79 .
- ^ «Синди Брюэр» . www.personal.psu.edu . Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ axismaps/colorbrewer , Axis Maps, 8 декабря 2020 г. , получено 8 декабря 2020 г.
- ^ Брюэр, Синтия А.; Хэтчард, Джеффри В.; Харроуер, Марк А. (2003). «Color Brewer в печати: Каталог цветовых схем для карт». Картография и географическая информатика . 30 (1): 5–32. Бибкод : 2003CGISc..30....5B . дои : 10.1559/152304003100010929 . S2CID 129427665 .
- ^ Харроуер, Марк; Брюэр, Синтия А. (2003). «Color Brewer.org : онлайн-инструмент для выбора цветовых схем для карт». Картографический журнал . 40 (1): 27–37. Бибкод : 2003CartJ..40...27H . дои : 10.1179/000870403235002042 . S2CID 140173239 .
- ^ Carto.com, Цвет в дизайне карт, часть 2 , Carto.com
- ^ Кеннет Филд, Создание новой цветовой палитры для ArcGIS Pro , Блог ArcGIS , esri, 2014 г.
- ^ Джон Пельтье, Создание тепловой карты с использованием условного форматирования Excel , Технический блог Пельтье , 23 сентября 2013 г.
- ^ «цветовые карты matplotlib» . bids.github.io . Проверено 25 декабря 2020 г.
- ^ Нуньес, Джейми Р.; Андертон, Кристофер Р.; Ренслоу, Райан С. (1 августа 2018 г.). «Оптимизация цветовых карт с учетом дефицита цветового зрения для обеспечения точной интерпретации научных данных» . ПЛОС ОДИН . 13 (7): e0199239. arXiv : 1712.01662 . Бибкод : 2018PLoSO..1399239N . дои : 10.1371/journal.pone.0199239 . ISSN 1932-6203 . ПМК 6070163 . ПМИД 30067751 .
- ^ Тинг, Кристен; Грин, Чад; Хетланд, Роберт; Циммерле, Хизер; ДиМарко, Стивен (1 сентября 2016 г.). «Настоящие цвета океанографии: рекомендации по эффективному и точному выбору цветовой карты» . Океанография . 29 (3): 9–13. дои : 10.5670/oceanog.2016.66 . ISSN 1042-8275 .
- ^ Ковеси, Питер (декабрь 2015 г.). «Карты с плохими цветами скрывают крупные объекты и создают ложные аномалии» . Расширенные тезисы Асег . 2015 (1): 1–4. дои : 10.1071/aseg2015ab107 . ISSN 2202-0586 .
- ^ Крамери, Фабио (6 января 2020 г.), Научные цветные карты , doi : 10.5281/zenodo.1243862 , дата обращения 25 декабря 2020 г.
- ^ Крамери, Фабио (29 июня 2018 г.). «Геодинамическая диагностика, научная визуализация и StagLab 3.0» . Разработка геонаучной модели . 11 (6): 2541–2562. Бибкод : 2018GMD....11.2541C . doi : 10.5194/gmd-11-2541-2018 . hdl : 10852/71195 . ISSN 1991-9603 .
- ^ , Элмер, МЭ, 2013. «Аспекты символов для двумерных тематических карт». В материалах 26-й Международной картографической конференции . 25-30 августа, Дрезден, Германия
- ^ Богичевич, Ваня; Буйисич, Милош; Чобаньоглу, Джихан; Файнштейн, Эндрю Хейл (12 февраля 2018 г.). «Половозрастные предпочтения дизайна гостиничных номеров». Международный журнал современного гостиничного менеджмента . 30 (2): 874–899. doi : 10.1108/IJCHM-08-2016-0450 . ISSN 0959-6119 .