Список цветовых палитр
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Эта статья представляет собой список цветовых палитр для известной компьютерной графики , терминалов и оборудования для игровых консолей .
Здесь приведены только образец и название палитры. Более конкретные статьи связаны с названием каждой палитры и содержат тестовые таблицы, образцы, смоделированные изображения и дополнительные технические подробности (включая ссылки).
В прошлом производители разрабатывали множество различных систем отображения на конкурентной, несотруднической основе (за некоторыми исключениями, такими как консорциум VESA ), создавая множество проприетарных, нестандартных различных экземпляров аппаратного обеспечения отображения . Часто, как и в случае с ранними персональными и домашними компьютерами , данная машина использовала свою уникальную подсистему дисплея с уникальной цветовой палитрой. Кроме того, разработчики программного обеспечения по-разному использовали возможности цветопередачи различных систем отображения. В результате не существует единой стандартной номенклатуры или классификационной таксономии, которая могла бы охватить каждую компьютерную цветовую палитру.
Для организации материала цветовые палитры сгруппированы по произвольным, но рациональным критериям. Во-первых, общие монохромные и полные наборы RGB, общие для различных компьютерных систем отображения. Во-вторых, обычные наборы цветов, используемые для систем отображения, использующих методы индексированного цвета . И, наконец, цветовые палитры конкретных производителей реализованы во многих типичных ранних персональных компьютерах и игровых консолях различных марок.
Список палитр персональных компьютеров разделен на две категории: 8-битные и 16-битные машины. Это не является строгой категоризацией таких машин, поскольку существуют и смешанные архитектуры (среди прочих, 16-битные процессоры с 8-битной шиной данных или 32-битные процессоры с 16-битной шиной данных). Это различие больше основано на широких эпохах или поколениях 8-битных и 16-битных компьютеров (около 1975–1985 и 1985–1995 годов соответственно) и связанном с ними уровне развития возможностей цветного дисплея.
Вот общая цветовая тестовая таблица и образец изображения, используемые для рендеринга каждой палитры в этой серии статей:
Подробности смотрите в аннотации соответствующей статьи.
Список монохромных и RGB палитр
[ редактировать ]Для целей этой статьи термин «монохромная палитра» означает набор интенсивностей для монохромного дисплея, а термин «палитра RGB» определяется как полный набор комбинаций, которые данный RGB- дисплей может предложить путем смешивания всех возможных интенсивностей красного цвета. зеленый и синий основные цвета доступны в его аппаратном обеспечении.
Это общие полные наборы цветов для создания черно-белых и цветных изображений RGB с помощью аппаратного обеспечения дисплея, а не обязательно общее количество таких цветов, которые могут одновременно отображаться в заданном текстовом или графическом режиме любой машины. RGB — наиболее распространенный метод получения цветов для дисплеев; таким образом, эти полные наборы цветов RGB содержат все возможные комбинации триплетов RGB в пределах любого заданного максимального количества уровней на компонент.
Информацию о конкретном оборудовании и различных методах воспроизведения цветов, отличных от RGB, см. в разделах « Список компьютерных аппаратных палитр» и «Список игровых консолей» .
8 бит с глубиной Информацию о различных компоновках программного обеспечения и типах цветов, включая другие возможные компоновки полного RGB в дисплеях , см. в разделе « Список программных палитр» .
Монохромные палитры
[ редактировать ]Эти палитры [1] есть только некоторые оттенки серого.
Биты Монохромный (1 бит)
черно-белый2-битная шкала серого
2 2 = 4 уровня серого4-битная шкала серого
2 4 = 16 уровней серого8-битная шкала серого
2 8 = 256 уровней серогоНет сглаживания Дизеринг Флойда – Стейнберга
Дихромные палитры
[ редактировать ]Каждая перестановочная пара красного, зеленого и синего цветов (16-битная цветовая палитра, 65 536 цветов). Например, «аддитивный красный-зеленый» не имеет синего, а «субтрактивный красный-зеленый» имеет полный синий.
Цвета 16-битный красный зеленый 16-битный красный синий 16-битный Зеленый Синий Добавка субтрактивный
Обычные палитры RGB
[ редактировать ]Эти полные палитры RGB используют одинаковое количество битов для хранения относительной интенсивности красного, зеленого и синего компонентов цвета каждого пикселя изображения . Таким образом, они имеют одинаковое количество уровней на канал, а общее количество возможных цветов всегда является кубом степени двойки. Следует понимать , что «на момент разработки» многие из этих форматов были напрямую связаны с размером «естественной длины слова» некоторых хост-компьютеров в байтах — объемом памяти в битах, удерживаемой по одному адресу памяти, так что ЦП может захватить или поместите это в одну операцию.
Биты 3-битный RGB
2 1×3 = 8 цветов6-битный RGB
2 2×3 = 64 цвета9-битный RGB
2 3×3 = 512 цветов12-битный RGB
2 4×3 = 4096 цветов15-битный RGB
2 5×3 = 32 768 цветов18-битный RGB
2 6×3 = 262 144 цвета24-битный RGB
2 8×3 = 16 777 216 цветовбез сглаживания Дизеринг Флойда-Стейнберга Цветной куб
Нестандартные палитры RGB
[ редактировать ]Это тоже палитры RGB в том смысле, который определен выше (за исключением 4-битной RGBI, у которой есть бит интенсивности, влияющий на все каналы одновременно), но либо они не имеют одинакового количества уровней для каждого основного канала, либо числа не являются степенями двойки, поэтому не представляются как отдельные битовые поля. Все они использовались в популярных персональных компьютерах .
4-битный RGBI
2 3 ×2 = 16 цветов3-уровневый RGB
3 3 = 27 цветов3-3-2 бит RGB
8×8×4 = 256 цветов16-битный RGB
32×64×32 = 65 536 цветов ( HighColor )
Список программных палитр
[ редактировать ]пикселей 4 или 8 бит, Системы, использующие глубину могут одновременно отображать до 16 или 256 цветов. Многие персональные компьютеры в конце 1980-х и начале 1990-х годов отображали не более 256 различных цветов, свободно выбираемых программным обеспечением (либо пользователем, либо программой) из более широкой цветовой палитры их оборудования.
Обычный выбор цветов в ограниченных подмножествах (обычно 16 или 256) полной палитры включает в себя некоторые схемы уровней RGB, обычно используемые с палитрами 8 бит на пиксель в качестве основных палитр или универсальных палитр (т. е. палитр для многоцелевого использования).
Это некоторые типичные палитры программного обеспечения, но в таких типах систем можно сделать любой выбор.
Системные палитры
[ редактировать ]Это наборы цветов, официально используемые в качестве системных палитр в некоторых популярных операционных системах для персональных компьютеров с 8-битными дисплеями.
RGB-аранжировки
[ редактировать ]Это выбор цветов, основанный на равномерно упорядоченных уровнях RGB, которые в основном используются в качестве основных палитр для отображения любого типа изображения в пределах ограничений 8-битной глубины пикселя.
6 уровней RGB
6 3 = 216 цветов6-8-5 уровней RGB
6×8×5 = 240 цветов6-7-6 уровней RGB
6×7×6 = 252 цвета8-8-4 уровней RGB
8×8×4 = 256 цветов
Другие распространенные варианты использования программных палитр
[ редактировать ]Адаптивные палитры
Выбранные цветаПалитры оттенков серого
Уровни серогоЦветовые градиентные палитры
Уровни любого оттенкаЛожные цветовые палитры
Сплошные цвета
Список палитр компьютерного оборудования
[ редактировать ]В первых персональных компьютерах и терминалах , которые предлагали цветные дисплеи, некоторые цветовые палитры выбирались алгоритмически, чтобы обеспечить наиболее разнообразный набор цветов для заданного размера палитры, а другие выбирались для обеспечения доступности определенных цветов. Во многих ранних домашних компьютерах, особенно когда выбор палитры определялся на аппаратном уровне с помощью комбинаций резисторов , палитра определялась производителем.
Многие ранние модели выводят композитные цвета видео. При просмотре на телевизионных устройствах восприятие цветов может не соответствовать уровням значений используемых значений цвета (наиболее заметно в системе цветности телевизора NTSC).
Для текущих систем отображения RGB для ПК ( Super VGA и т. д.) см. 16-битный RGB и 24-битный RGB для HighColor ( тысячи ) и TrueColor ( миллионы цветов режимов ).
Информацию о игровых консолях см. в разделе « Список игровых консолей» .
Для каждой модели перечислены основные различные графические цветовые режимы, основанные исключительно на способе обработки цветов на экране, а не на всех различных режимах экрана.
Список упорядочен примерно исторически по видеооборудованию, а не сгруппирован по ветвям. Они перечислены в соответствии с исходной моделью каждой системы, что означает, что расширенные версии, клоны и совместимые версии также поддерживают исходную палитру.
Терминалы и 8-битные машины
[ редактировать ]Телетекст (1976)
Символы графического блока размером 2×3 ячейки на странице размером 40×25 символов. 2 цвета в блоке, выбранные из 8 основных цветов (по 1 биту красного, зеленого и синего). Первая строка зарезервирована для заголовка страницы, а атрибуты задаются с помощью управляющих кодов, каждый из которых занимает одну позицию символа, что обеспечивает максимальное разрешение 78×72.Яблоко II (1977)
«Низкий» (текстовый блок) 16-цветный, «высокое разрешение» (растровое изображение 140x192) 6-цветный и «двойной высокий» 16-цветный (на основе артефактов NTSC; фактически монохромный 280×192) графические режимы.ВИК-20 (1980)
200 определяемых символов размером 8×16 пикселей каждый, 8 или 10 режимов цветовой палитры по 2 цвета на ячейку символа.CGA для IBM-PC (1981)
16-цветный текстовый режим (неофициально настраиваемый для создания 16-цветного растрового режима 160×100), 4-цветный графический режим среднего и монохромный графический режим высокого разрешения; режимы среднего разрешения позволяют выбрать одну из шести предустановленных палитр (четыре официальных, две недокументированные; на самом деле три основные палитры в форме низкой и высокой интенсивности) для трех цветов «переднего плана», со свободным выбором среди 8 цветов низкой интенсивности для четвертого «фонового» цвета. " цвет. Все режимы работают в той же 16-цветной основной палитре (по 1 биту красного, зеленого, синего и интенсивности/яркости), что и текстовый режим.Коммодор 64 (1982)
Графические режимы «Многоцветный» с низким разрешением (4 цвета на спрайт или символьную ячейку) и среднего разрешения (2 цвета на спрайт/ячейку) с выбором из 16-цветной основной палитры.ZX Спектр (1982)
Растровый дисплей с 15 цветами (основные оттенки RGB с двумя уровнями интенсивности для каждого, кроме черного), назначенными на основе двух « атрибутов » на символьную ячейку 8×8 пикселей. Ячейки также разделяют один уровень интенсивности между цветами «бумаги» и «чернил».Мэттел Водолей (1983)
Блок символов и расположение пикселей аналогично телетексту, но разрешение составляет настоящее 80×72 (2×3 пикселя на сетке 40×24), а основная палитра расширена до 16 цветов (по 1 биту красного, зеленого, синего, яркости). ).Системы MSX (1983)
«Экран 2» и «Экран 3» 15-цветные графические режимы.Томсон МО5 (1984)
Фиксированная 16-цветная палитра (по 1 биту красного, зеленого, синего и яркости, с заменой ярко-белого на оранжевый), с 2 цветами на блок в сетке атрибутов 8 × 1 пиксель.Коммодор Плюс/4 (1984)
Многоцветный и 16-цветный графические режимы высокого разрешения из 121-цветной основной палитры (черный и 15 оттенков с 8 уровнями яркости).Амстрад КТК (1984)
Двухцветные графические режимы низкого 16, среднего 4 и высокого разрешения (160, 320 и 640 × 200 пикселей), из 27-цветной основной палитры (по 3 уровня для каждого из красного, зеленого и синего).Системы MSX2 (1985)
«Экран 8» 256-цветный графический режим (по 3 бита красного и зеленого цвета, 2 бита синего).Fujitsu FM-77 AV 40 (1986 г.)
Низкие 262 144 цвета и 8-цветные графические режимы высокого разрешения из 262 144-цветной палитры (по 6 бит для каждого цвета: красного, зеленого и синего).Системы MSX2+ (1988)
Графические режимы «Экран 10 и 11» с 12 499 цветами YJK+YAE и «Экран 12» с 19 268 цветами YJK
16-битные машины
[ редактировать ]EGA для IBM PC/AT (1984)
16-цветные графические режимы среднего и высокого разрешения из 64 (по 2 бита на красный, зеленый и синий).Атари СТ (1985)
Низкий 16-, средний 4-цветный и монохромный режимы высокого разрешения из 512 (по 3 бита на красный, зеленый и синий) или 4096 (по 4 бита) на STe.Коммодор Амига OCS (1985)
2-, 4-, 8-, 16- и 32-цветные стандартные графические режимы, расширенные режимы EHB 64 цвета и HAM 4096 цветов; От 2 до 64 цветовых режимов выбираются из основной палитры, состоящей из 4096 цветов (по 4 бита для каждого из красного, зеленого и синего цветов), при этом 64 цветовых режима состоят из 32 обычно выбранных цветов плюс второй набор из 32 цветов с фиксированной половиной интенсивности. первый. Режим HAM ограничен возможностью изменения только одного цветового канала (красного, зеленого или синего) на пиксель.Apple IIgs (1986)
Графические режимы сверхвысокого разрешения с 4, 8, 16 и 256 цветами, от 4096 (по 4 бита каждого цвета: красного, зеленого и синего), с некоторыми ограничениями выбора палитры в режимах с 80 столбцами.MCGA и VGA для IBM PC/AT (1987 г.)
16-цветные графические режимы среднего 256 и высокого разрешения, от 262 144 (по 6 бит каждого цвета: красного, зеленого и синего).Шарп X68000 (1987)
Графические режимы среднего (65 536 цветов) и 16 цветов высокого разрешения (65 536 цветов).
Палитры игровых консолей
[ редактировать ]Цветовые палитры некоторых из самых популярных игровых консолей . Критерии те же, что и в разделе « Список палитр компьютерного оборудования» .
![]() | Атари 2600 (1977) 4 из 128 цветов (16 оттенков и 8 уровней яркости) в каждой строке сканирования |
![]() | Фамиком/РЭШ (1983) 25 из 55 доступных цветов (12 оттенков по 4 уровня яркости + 7 оттенков серого); 1 цвет фона, четыре 3-цветные (плюс прозрачные) палитры плиток и четыре 3-цветные (плюс прозрачные) палитры спрайтов. |
![]() | Система Sega Master (1985) 32 цвета из 64 (по 2 бита на красный, зеленый и синий) |
![]() | NEC PC-Engine/TurboGrafx-16 (1987) 482 цвета из 512 |
![]() | Сега Мега Драйв/Бытие (1988) 61 цвет из 512 (или примерно 1500, включая режимы тени/света) |
![]() | Нинтендо Геймбой (1989) 4 оттенка серого, отображаемые как оттенки зеленого на экране исходной модели (а позже и настоящие оттенки серого на Game Boy Pocket). |
![]() | Игровое оборудование для Sega (1990) 32 цвета из 4096 |
![]() | Супер Famicom/SNES (1990) 256 из 32 768 цветов (по 5 бит на красный, зеленый и синий) |
![]() | Цвет Nintendo Game Boy (1998) Картриджи типа 1 (оригинальный Game Boy) со свободным выбором различных 10-цветовых палитр (встроенных в консоль и выбираемых при запуске системы; пример не показан) и картриджей типа 3 (расширенных или эксклюзивных GBC) с собственными 56-цветными палитрами. Организован как один фоновый слой с 4 цветами и 2 слоями спрайтов по 3 цвета плюс прозрачный (Тип 1) или восемь 4-цветных фоновых палитр с восемью 3-цветными слоями спрайтов (Тип 3), выбранных из основной палитры из 32 768 цветов. . |
![]() | Nintendo Game Boy Advance/SP/Micro (2001) Картриджи типа 1 (оригинальный Game Boy), типа 3 (Game Boy Color) с 56 цветами и типа 4 (GBA) с 32 768 цветами (ограничение до 512 одновременных цветов на экране в некоторых режимах отображения) |
См. также
[ редактировать ]- Список цветовых форматов монохромного и RGB
- Список программных палитр
- Список 8-битных палитр компьютерного оборудования
- Список палитр 16-битного компьютерного оборудования
- Список палитр игровых консолей
- Палитра (вычислительная)
- Индексированный цвет
- Список цветов (компактный)
- Веб-цвета
- Названия цветов X11
- Глубина цвета
- Дисплей компьютера
- Список домашних компьютеров по видеооборудованию
Ссылки
[ редактировать ]- ^ азизи, абольфазл. «Шпаргалка по цветовой палитре» (PDF) .