Jump to content

Список 8-битной компьютерной аппаратной графики

Это список известных 8-битных компьютерных цветовых палитр и графики, которые в основном производились с 1975 по 1985 год. Хотя некоторые из них используют палитры RGB , чаще всего они имеют 4, 16 или более цветовых палитр, которые не являются ни битовыми, ни уровнями. комбинации основных цветов RGB , но фиксированные цвета ПЗУ/схемы, выбранные производителем. Из-за смешанной архитектуры различие n -битов не всегда является строгой категоризацией. Другая ошибка состоит в том, что цветовая палитра компьютера представляет собой то, что он может показать сразу. Разрешение также является решающим аспектом при критике 8-битного компьютера, поскольку многие из них предлагают разные режимы с разным количеством цветов на экране и разными разрешениями с целью компромисса между разрешением и цветом, и наоборот.

Пример изображения Таблица цветового тестирования 3-битная, 8-цветная палитра 6-битная, 64-цветная палитра

3-битные палитры RGB

[ редактировать ]

Системы с 3-битной палитрой RGB используют по 1 биту для каждого компонента красного, зеленого и синего цвета. То есть каждый компонент либо «включен», либо «выключен» без промежуточных состояний. В результате получается 8-цветная палитра ((2 1 ) 3 == 2 3 == 8), которые имеют черный, белый, три основных цвета RGB: красный, зеленый и синий, а также соответствующие им дополнительные цвета: голубой, пурпурный и желтый, как показано ниже:

Пример изображения Покрытие палитры Индексы цвета

Индексы цвета различаются в зависимости от реализации; поэтому индексные номера не приводятся. Обычный выбор состоит из 3 битов (от младшего до старшего), которые непосредственно представляют компоненты «красный», «зеленый» и «синий» (RGB) в числе от 0 до 7. В альтернативном расположении используется порядок битов «синий», « Красный», «Зеленый» (BRG), так что результирующая палитра — в числовом порядке — представляет возрастающий уровень интенсивности на монохромном дисплее.

3-битная палитра RGB используется:

Конкретные подробности о реализации и реальных графических возможностях конкретных систем перечислены в следующих подразделах.

Телетекст Мировой Системы Уровень 1

[ редактировать ]

Телетекст World System Level 1 (1976) использует 3-битную 8-цветную палитру RGB. Телетекст имеет размер 40×25 символов на странице, первая строка которого зарезервирована для заголовка страницы. Каждая ячейка символа имеет цвет фона и цвет текста. Эти атрибуты наряду с другими устанавливаются посредством управляющих кодов, каждый из которых занимает одну позицию символа. Графические символы , состоящие из ячеек 2×3, могут использоваться после атрибута цвета графики. На странице можно использовать максимум 72×69 блочных пикселей.

Имитированное изображение

Би-би-си микро

[ редактировать ]

BBC Micro имеет 8 режимов отображения с такими разрешениями, как 640×256 (максимум 2 цвета), 320×256 (максимум 4 цвета) и 160×256 (максимум 16 логических цветов). Ни один из режимов отображения не имеет конфликтов атрибутов ячеек. Доступная палитра имеет только 8 физических цветов плюс еще 8 мигающих цветов (каждый из восьми немигающих цветов чередуется со своим физическим дополнением каждую секунду), а режимы отображения могут иметь 16, 4 или 2 цвета одновременно.

Имитированное изображение

Режимы отображения BBC Micro

Режим 0 (640×256, 2 цвета) Режим 1 (320×256, 4 цвета) Режим 2 (160 × 256, 8 цветов)
Режим 4 (320×256, 2 цвета) Режим 5 (160×256, 4 цвета) Режим 8 (80×256, 8 цветов)

Синклер QL (Квантовый скачок Синклера)

[ редактировать ]

На Sinclair QL было доступно два видеорежима: 256×256 пикселей с 8 цветами RGB и попиксельным миганием или 512×256 пикселей с четырьмя цветами: черным, красным, зеленым и белым. Поддерживаемые цвета могут быть нанесены блоками 2 × 2 для имитации до 256 цветов, и этот эффект не может быть надежно скопирован на телевизоре, особенно при радиочастотном соединении. Соотношение сторон пикселей не было квадратным, в результате чего пропорции изображения были близки к 4,4:3, что заставляло изображение расширяться до горизонтальной развертки области ЭЛТ-телевизора .

режим 256x256 режим 512x256
Смоделированные изображения (скорректированное соотношение сторон)
Имитированные изображения (исходный размер в пикселях)
Пример режима Sinclair QL 256x256 image.png
256×256 512×256
черный черный
синий
красный красный
пурпурный
зеленый зеленый
голубой
желтый белый
белый

Серия ПК-8000

[ редактировать ]

NEC PC-8000 был способен отображать графику с разрешением 160x100 пикселей и 8 цветов.

4-битные палитры RGBI

[ редактировать ]

4-битная палитра RGBI аналогична 3-битной палитре RGB, но добавляет один бит для интенсивности . Это позволяет каждому цвету 3-битной палитры иметь вариант (на большинстве машин темный или яркий , но насыщенный или ненасыщенный ), что потенциально дает в общей сложности 2 также возможен 3 ×2 == 16 цветов. В некоторых реализациях было всего 15 эффективных цветов из-за того, что «темные» и «яркие» варианты черного отображались одинаково. Другие генерировали серый тон или другой цвет.

Эта 4-битная схема RGBI используется на нескольких платформах с вариациями, поэтому таблица, приведенная ниже, представляет собой простой справочник по богатству палитры, а не фактическую реализованную палитру. По этой причине каждому цвету не присвоены номера, а порядок цветов является произвольным.

Системы, в которых использовалась эта схема палитры:

Конкретные подробности о реализации и реальных графических возможностях конкретных систем перечислены в следующих подразделах.

ZX Спектр

[ редактировать ]

Компьютеры ZX Spectrum (и совместимые с ними) используют вариант философии 4-битной палитры RGBI. В результате каждый из цветов 3-битной палитры имеет базовый и яркий вариант, за исключением черного. Это было достигнуто за счет максимального уровня напряжения для яркого варианта и более низкого уровня напряжения для базового варианта. Благодаря этому черный цвет в обоих вариантах одинаков.

Байт атрибута, связанный с каждой ячейкой пикселя 8×8, содержит (от младшего до старшего бита): три бита для цвета фона; три бита для цвета переднего плана; один бит для яркого варианта для обоих и один бит для эффекта мигания (чередование цветов переднего плана и фона каждые 0,32 секунды). Таким образом, цвета не могут быть выбраны независимо друг от друга в качестве индексов истинной палитры (нет номеров цветов от 8 до 15, а яркий бит влияет на оба цвета в ячейке). Однако в одном наборе из 8 цветов порядок битов BRG означает, что цвета отображаются в порядке возрастания яркости на монохромном дисплее. [4]

Номер цвета (от 0 до 7) может использоваться со следующими операторами BASIC по выбору:

  • BORDER n — цвет окружающей области за пределами графической области пикселя. Здесь нельзя использовать яркие варианты.
  • PAPER n — цвет фона (значение бита пикселя 0) для ячейки пикселя 8×8.
  • INK n — цвет переднего плана (значение бита пикселя 1) для ячейки пикселя 8×8.

И значение 0 или 1 со следующими утверждениями на выбор:

  • BRIGHT n устанавливает бит яркости для цветов переднего плана и фона в ячейке 8×8 пикселей.
  • FLASH n устанавливает бит, управляющий эффектом мигания в ячейке 8×8 пикселей.
Имитированное изображение Пример изображения и палитры
Палитра оборудования ZX Spectrum [4] [5]
Цвет

число

Бинарное значение Цвет

имя

Бинарное значение Цвет

имя

Г Р Б я Г Р Б я
0 0 0 0 0 Черный 0 0 0 1 Черный
1 0 0 1 0 Синий 0 0 1 1 Ярко-синий
2 0 1 0 0 Красный 0 1 0 1 Ярко-красный
3 0 1 1 0 Пурпурный 0 1 1 1 Ярко-пурпурный
4 1 0 0 0 Зеленый 1 0 0 1 Ярко-зеленый
5 1 0 1 0 Голубой 1 0 1 1 Ярко-голубой
6 1 1 0 0 Желтый 1 1 0 1 Ярко-желтый
7 1 1 1 0 Белый 1 1 1 1 Ярко-белый
  • Некоторые клоны ZX Spectrum или машины NTSC могут отображать «ярко-черный» как темно-серый.
  • Цвета, смоделированные как sRGB, считаются неяркими при напряжении 85 % (0,55 В) и яркими при 100 % (0,65 В). [5] В каждой модели ZX Spectrum использовалось разное напряжение, поэтому указанные цвета являются приблизительными.

IBM PC/XT и совместимые системы

[ редактировать ]

Оригинальный IBM PC, выпущенный в 1981 году, оснащен Intel 8088 процессором с 8-битной технологией шины данных , хотя внутри процессор имеет полностью 16-битную архитектуру. Он предлагался с адаптером монохромного дисплея (MDA) или адаптером цветной графики (CGA) . MDA представляет собой адаптер дисплея, работающий только в текстовом режиме , без каких-либо графических возможностей, кроме использования встроенного набора символов кодовой страницы 437 (который включает символы полублока и рисования линий), и в нем используется оригинальный зеленый монохромный монитор IBM ; На его экране можно было увидеть только черный, зеленый и усиленный зеленый. [ нужна ссылка ] Тогда только CGA имел настоящие графические режимы.

Модель IBM PC XT , пришедшая на смену оригинальному ПК в 1983 году, имеет идентичную архитектуру и процессор своему предшественнику, только с большим количеством слотов расширения и жестким диском, входящим в стандартную комплектацию. Те же две видеокарты, MDA и CGA, оставались доступными для PC XT, и IBM не предлагала модернизированного видеооборудования до EGA, последовавшего за появлением IBM Personal Computer/AT с его полной 16-битной поддержкой. Дизайн автобуса, 1984 год.

Цветной графический адаптер (CGA) выводит то, что IBM назвала «цифровым RGB». [6] (то есть сигналы R, G, B (и I) от видеокарты к монитору могут иметь только два состояния: включено или выключено).

CGA поддерживает максимум 16 цветов. Однако графический режим 320×200 ограничен фиксированными палитрами, содержащими только четыре цвета, а графический режим 640×200 — только два цвета. 16 одновременных цветов доступны только в текстовом режиме или режиме «измененного текста» 160×100.

Другой набор из 16 одновременных цветов доступен при использовании телевизора NTSC или композитного монитора с использованием методов артефактного цвета , при этом независимые группы продемонстрировали гораздо большие наборы цветов, насчитывающие более 256 цветов. См. Адаптер цветной графики # Высокая глубина цвета .

Палитра CGA RGBI представляет собой вариант 4-битной схемы RGBI, внутренне устроенной следующим образом:

Внутреннее расположение битов палитры CGA (4-битный RGBI) [7]
Цвет я Р Г Б Цвет я Р Г Б
Черный 0 0 0 0 Серый 2 1 0 0 0
Синий 0 0 0 1 Светло-голубой 1 0 0 1
Зеленый 0 0 1 0 Светло-зеленый 1 0 1 0
Голубой 0 0 1 1 Светло-голубой 1 0 1 1
Красный 0 1 0 0 Светло-красный 1 1 0 0
Пурпурный 0 1 0 1 Светло-пурпурный 1 1 0 1
Желтый/Коричневый 0 1 1 0 Светло-желтый 1 1 1 0
Серый 1 0 1 1 1 Белый 1 1 1 1

Хотя каждый сигнал RGBI имеет только два состояния, цветной монитор CGA (обычно называемый монитором RGB) декодирует их как четырехуровневые сигналы RGB. Более темные цвета представляют собой базовые сигналы второго уровня RGB, за исключением коричневого, который имеет темно-желтый цвет с уменьшенным вдвое уровнем зеленого компонента (1-й уровень). Более яркие цвета получаются путем добавления одноуровневого сигнала однородной интенсивности к каждому сигналу RGB темных цветов, достигающему 3-го уровня (за исключением темно-серого, который достигает только 1-го уровня), и в этом случае желтый получается так, как если бы коричневый был обычный темно-желтый.

Итоговые цвета, отображаемые на мониторах RGB, показаны ниже:

0 — черный 8 — насыщенный серый
1 — низкий синий 9 — высокий синий
2 — низкий зеленый 10 — высокий зеленый
3 — слабый голубой 11 — насыщенный голубой
4 — низкий красный 12 — высокий красный
5 — слабый пурпурный 13 — насыщенный пурпурный
6 — слабый желтый (коричневый) 14 — ярко-желтый
7 — низкий серый 15 — белый

В некоторых более ранних CGA-мониторах, не совместимых с IBM, отсутствует схема для внутреннего декодирования номеров цветов на четырех уровнях, и они не могут отображать коричневый и темно-серый. Вышеуказанная палитра отображается в таких мониторах следующим образом:

0 — черный 8 — черный *
1 — низкий синий 9 — высокий синий
2 — низкий зеленый 10 — высокий зеленый
3 — слабый голубой 11 — насыщенный голубой
4 — низкий красный 12 — высокий красный
5 — слабый пурпурный 13 — насыщенный пурпурный
6 — низкий желтый * (коричневый) 14 — ярко-желтый
7 — светло-серый * (серый) 15 — белый
16 режимов цветовой палитры
[ редактировать ]

Единственными полноценными 16-цветными режимами BIOS CGA являются текстовый режим 0 (40×25) и режим 2 (80×25). Отключив эффект мигающего атрибута и используя символы блока кодовой страницы IBM 437 220 (DCh) ▄ (нижняя половина) или 223 (DFh) ▀ (верхняя половина), экранный буфер режима 2 обеспечивает квазиграфический режим 80×50.

Кроме того, режим настройки можно установить в CGA , чтобы создать дополнительный, нестандартный 16-цветный графический режим размером 160×100 пикселей.

16 цветов, режим 80×50 16 цветов, 160×100 режим 16-цветное сравнительное изображение
4-цветные режимы палитры
[ редактировать ]

В графическом режиме 320×200 каждый пиксель имеет два бита. Значение 0 всегда представляет собой выбираемый цвет фона и границы (с тем же регистром и/или вызовом BIOS, который используется для цвета переднего плана в графическом режиме 640×200; по умолчанию черный), а три оставшихся значения от 1 до 3. являются индексами одной из предопределенных записей цветовой палитры.

Выбор палитры немного сложен. Существует два графических режима BIOS 320×200 CGA: режимы 4 и 5. В режиме 4 включен вывод композитной цветовой синхронизации (в регистре управления режимом по адресу ввода-вывода 3D8H бит 2 сброшен), а в режиме 5 он отключен. (установлен тот же бит 2). Режим 5 предназначен в основном для монохромного композитного видеомонитора , но из-за специфической преднамеренной особенности оборудования CGA он также имеет другую палитру для цветного монитора RGBI. Для режима 4 можно выбрать две палитры: зеленый/красный/коричневый и голубой/пурпурный/белый; разница заключается в отсутствии или наличии синего сигнала во всех трёх цветах. (Палитра выбирается битом 5 регистра выбора цвета по адресу ввода-вывода 3D9h, где значение бита 1 выбирает голубую/пурпурную/белую палитру [a/k/a «палитра № 1», потому что это BIOS default] и 0 выбирает зеленую/красную/коричневую палитру [также называемую «палитра №2»]. Этот бит можно установить с помощью функции BIOS INT 10h 0Bh, подфункция 1.) Палитра для видеорежима BIOS 5 всегда равна голубой/красный/белый: синий всегда включен, а красный и зеленый управляются напрямую одним из двух битов значения цвета пикселя. Для каждого из этих трех вариантов палитры палитра низкой или высокой интенсивности может быть выбрана с помощью бита 4 вышеупомянутого регистра выбора цвета: значение 0 означает низкую интенсивность, а 1 означает высокую интенсивность. (Не существует вызова BIOS для переключения между двумя режимами интенсивности.) Выбранная настройка интенсивности просто управляет выходным сигналом «I» на мониторе RGBI для всех цветов в палитре. В результате зелено-красно-коричневая палитра выглядит как ярко-зеленый/ярко-красный/желтый при выборе высокой интенсивности. Сочетание выбора включения/выключения цветовой синхронизации, выбора палитры и выбора интенсивности дает в общей сложности 6 различных возможных палитр для графики CGA 320×200.

Режим 4, палитра №1, низкая интенсивность
[ редактировать ]
0 — [определяется пользователем]
1 — голубой
2 — пурпурный
3 — светло-серый
Шестнадцать комбинаций с цветом фона:
0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 * 0 1 _ 0 1 * 0 1 _ 0 1 *
2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _
0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _
2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _
(*) Бесполезно из-за дублирования одного из цветов.
Режим 4, палитра №1, высокая интенсивность
[ редактировать ]
0 — [определяется пользователем]
1 — ярко-голубой
2 — ярко-пурпурный
3 — ярко-белый
Шестнадцать комбинаций с цветом фона:
0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _
2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _
0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 * 0 1 _ 0 1 * 0 1 _ 0 1 *
2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _
(*) Бесполезно из-за дублирования одного из цветов.
Режим 4, палитра №2, низкая интенсивность
[ редактировать ]
0 — [определяется пользователем]
1 — зеленый
2 — красный
3 — коричневый
Шестнадцать комбинаций с цветом фона:
0 1 _ 0 1 _ 0 1 * 0 1 _ 0 1 * 0 1 _ 0 1 * 0 1 _
2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _
0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _
2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _
(*) Бесполезно из-за дублирования одного из цветов.
Режим 4, палитра №2, высокая интенсивность
[ редактировать ]
0 — [определяется пользователем]
1 — ярко-зеленый
2 — ярко-красный
3 — желтый
Шестнадцать комбинаций с цветом фона:
0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _
2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _
0 1 _ 0 1 _ 0 1 * 0 1 _ 0 1 * 0 1 _ 0 1 * 0 1 _
2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _
(*) Бесполезно из-за дублирования одного из цветов.
Режим 5, низкая интенсивность
[ редактировать ]
0 — [определяется пользователем]
1 — голубой
2 — красный
3 — светло-серый
Шестнадцать комбинаций с цветом фона:
0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 * 0 1 * 0 1 _ 0 1 _ 0 1 *
2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _
0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _
2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _
(*) Бесполезно из-за дублирования одного из цветов.
Режим 5, высокая интенсивность
[ редактировать ]
0 — [определяется пользователем]
1 — ярко-голубой
2 — ярко-красный
3 — белый
Шестнадцать комбинаций с цветом фона:
0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _
2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _
0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 * 0 1 * 0 1 _ 0 1 _ 0 1 *
2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _ 2 3 _
(*) Бесполезно из-за дублирования одного из цветов.
При просмотре на монохромном композитном мониторе палитры режима 5, приведенные выше, отображаются как (более или менее яркая) 2-битная палитра оттенков серого:
Режим двухцветной палитры
[ редактировать ]

В графическом режиме 640×200 (режим BIOS 6) каждый пиксель имеет только один бит. Можно установить цвет переднего плана, по умолчанию используется белый.

2-цветный Двухцветное сравнительное изображение
0 — черный
1 — [определяется пользователем]
Шестнадцать комбинаций:
0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _
0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _ 0 1 _

PCjr и Тэнди серии 1000

[ редактировать ]

IBM PCjr оснащен видеоподсистемой «CGA Plus», состоящей в основном из 6845 CRTC и видеочипа LSI, известного как « Video Gate Array », который может отображать все 16 цветов CGA одновременно на экране в расширенных графических режимах с низким разрешением. . Практически совместимая серия Tandy 1000 оснащена почти 100% PCjr-совместимым видеооборудованием, реализованным в фирменном чипе Tandy. Этот графический адаптер более известен под названием Tandy Graphics Adaptor , поскольку PCjr просуществовал недолго, но линейка Tandy 1000 была довольно популярна на протяжении многих лет. Возможности видеорежима ранних моделей компьютеров Tandy 1000 точно такие же, как у PCjr. (Более поздние модели Tandy 1000 имели аппаратное обеспечение «Tandy Video II», которое добавляло 16-цветный режим 640x200, но отказывалось от аппаратной совместимости регистров PCjr в пользу совместимости регистров CGA.)

PCjr добавляет три видеорежима к набору режимов CGA: 16-цветную графику «низкого разрешения» 160×200, 16-цветную графику 320×200 «среднего разрешения» и 4-цветную графику 640×200 «высокого разрешения». графика. Все графические режимы PCjr/Tandy 1000 могут переназначать любой индекс цвета для любой записи палитры, обеспечивая свободный выбор всей палитры. цвета в режимах с количеством цветов менее 16 (включая простые режимы CGA) и включение эффектов циклического изменения цвета во всех режимах. PCjr также предлагает функцию мигания графики, которая заставляет 8 цветов чередоваться между нижней и верхней половинами 16-цветной палитры со скоростью мигания текста. (Для использования последних двух из этих режимов или любого текстового режима с 80 столбцами компьютер PCjr должен быть оснащен специальной внутренней платой расширения памяти объемом 64 КБ. Базовые модели Tandy 1000 могут использовать все видеорежимы.)

0 1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14 15

Для компьютеров Thomson , популярного во Франции бренда, наиболее распространенными режимами отображения являются 320×200, с ячейками атрибутов 8×1 и двумя цветами. Здесь байт интенсивности влияет на насыщенность, а не только на изменение яркости.

Томсон МО5

[ редактировать ]

Thomson MO5 генерировал графику на основе вентильной матрицы EFGJ03L (или MA4Q-1200). [8] способен отображать текст размером 40×25 и разрешением 320 x 200 пикселей с 16 цветами (с учетом ограничений близости — только два цвета для области 8x1 пиксель). [9]

Цветовая палитра включает 8 основных цветов RGB с битом интенсивности (называемым P от «Пастель»), который контролирует насыщенность («насыщенный» или «пастельный»). [10] [11] В памяти порядок битов был PBGR. Ненасыщенные цвета были получены путем смешивания исходных компонентов RGB внутри видеооборудования. Это делается с помощью схемы PROM, где двухбитовая маска управляет коэффициентами смешивания цветов: 0%, 33%, 66% и 100% насыщенного оттенка. [10] Этот подход позволяет отображать оранжевый цвет вместо «ненасыщенного белого» и серый вместо «ненасыщенного черного».

Согласно значениям, указанным в техническом руководстве к компьютеру («Manuel Technique du MO5», [10] стр. 11 и 19), аппаратная палитра была: [11]

Аппаратная палитра Thomson MO5 [11]
Биты памяти

ПБГР

Битовая маска ПРОМ

Б2Б1 Г2Г1 Р2Р1

Имя Биты памяти

ПБГР

Битовая маска ПРОМ

Б2Б1 Г2Г1 Р2Р1

Имя
0000 00 00 00 Черный 1000 10 10 10 Серый
0001 01 01 11 Красный 1001 10 10 11 Роза
0010 00 11 00 Зеленый 1010 10 11 10 Светло-зеленый
0011 00 11 11 Желтый 1011 10 11 11 Светло-желтый
0100 11 01 01 Синий 1100 11 10 01 Светло-голубой
0101 11 00 11 Пурпурный 1101 11 10 11 Пармский розовый
0110 11 11 01 Голубой 1110 11 11 10 Светло-голубой
0111 11 11 11 Белый 1111 01 10 11 Апельсин

Отображаемые цвета являются приблизительными из-за различных вариантов передачи и цветовых пространств, используемых на веб-страницах ( sRGB ) и аналоговом видео ( BT.601 ).

Фактический цвет в эмуляторах и более поздних моделях, похоже, был изменен: обычные синий и красный цвета полностью насыщены. [12]

Имитированное изображение Таблица цветового тестирования

Томсон ТО7/70

[ редактировать ]

Графика Thomson TO7/70 была похожа на Thomson MO5. [13] и генерируется Motorola MCA1300 вентильной матрицей . [14] поддерживает текстовый дисплей 40×25 и разрешение 320 x 200 пикселей с 16 цветами (ограниченными областями цветовых атрибутов размером 8x1 пиксель). [15] [16] Цветовая палитра — 4-битная RGBI с 8 базовыми цветами RGB и битом интенсивности (называемым P от «Пастель»), который контролирует насыщенность («насыщенный» или «пастельный»). [10] [11]

Фиксированная цветовая палитра 1 (аналогично MO5)

Пример изображения Таблица цветового тестирования
0x0 К 0x1 Б 0x2 Р 0x3 М 0x4 г 0x5 С 0x6 Да 0x7 0x7W
0x8 0x9 0xA 0xB 0xC 0xD 0xE 0xF

Фиксированная цветовая палитра 2

0x0 0x1 0x2 0x3 0x4 0x5 0x6 0x7
0x8 0x9 0xA 0xB 0xC 0xD 0xE 0xF

Фиксированная цветовая палитра 3

Пример 16 фиксированной цветовой палитры 3
0x0 0x1 0x2 0x3 0x4 0x5 0x6 0x7
0x8 0x9 0xA 0xB 0xC 0xD 0xE 0xF

Маттел Водолей

[ редактировать ]

Компьютер Mattel Aquarius имеет текстовый режим с размером 40×24 символа, который можно использовать как полуграфический графический режим с низким разрешением 80×72. Существуют пространственные ограничения («области атрибутов») для разных цветов, состоящие из групп пикселей 2х3.

В машине используется графический чип TEA1002 , и есть три бита для компонентов RGB (генерирующих 8 основных цветов при полной насыщенности, но с яркостью 75% — аналогично цветным полосам EBU ) и бит интенсивности , который управляет изменением базового цвета ( белого цвета на 75 % уменьшение яркости , что приводит к уменьшению насыщенности цветности на 50 % для основных цветов RGB); [17] [18] [19]

Аппаратная палитра Mattel Aquarius (TEA1002) [18] [19]
Цвет Яркость (%) Цветность (º) Цветность (%)
Черный 0.0 - -
Красный 22.5 103 48
Зеленый 44.0 241 44
Желтый 66.5 167 33
Синий 8.5 347 33
Пурпурный 31.0 61 44
Голубой 52.5 283 48
Белый 100.0 - -
Серый 75.0 - -
Голубой 52.5 283 24
Пурпурный 31.0 61 22
Синий 8.5 347 17
Желтый 66.5 167 17
Зеленый 44.0 241 22
Красный 22.5 103 24
Черный 0.0 - -

Альтернативная конфигурация чипа позволяет ему выводить цветные полосы с яркостью 95% — аналогично цветным полосам BBC , более подходящим для использования в декодерах телетекста . [19]

3-уровневые палитры RGB

[ редактировать ]

Серия Амстрад CPC

[ редактировать ]

Компьютеры серии Amstrad CPC 464/664/6128 3 . уровнями генерируют доступную палитру с ( не битами) для каждого первичного RGB Таким образом, имеется 27 различных комбинаций RGB, из которых 16 могут одновременно отображаться в режиме низкого разрешения, четыре — в режиме среднего разрешения и две — в режиме высокого разрешения. [20]

Далее следует моделирование реальных изображений на цветном мониторе Amstrad в каждом из режимов (160×200×16 цветов; 320×200×4 цвета и 640×200×2 цвета). Производитель также предлагал более дешевый зеленый монохромный дисплей; в этом случае цвета рассматриваются как 16-тоновая зеленая шкала, как показано на последнем смоделированном изображении, поскольку она интерпретирует общую яркость полноцветного сигнала, а не учитывает только интенсивность зеленого, как, например, Philips. CM8833 Линия .

2 цвета 4 цвета 16 цветов 16-тоновая зеленая шкала
0 – Черный (5) 1 – Темно-синий (0,14) 2 – Синий (6) 3 – Темно-красный 4 – Темно-пурпурный 5 – Фиолетовый 6 – Красный (3) 7 — Пурпурно-красный 8 – Пурпурный (7)
9 – Темно-зеленый 10 – Темно-голубой (8) 11 – Голубо-синий (15) 12 — Темно-желтый ( коричневый ) (9) 13 – Серый 14 – Голубой (10) 15 – Оранжевый 16 – Розовый (11, 15) 17 – Светло-пурпурный
18 – Зеленый (12) 19 — Голубо-зеленый 20 – Голубой (2) 21 – Желто-зеленый 22 – Светло-зеленый (13) 23 — Светло-голубой 24 – Желтый (1, 14) 25 — Светло-желтый 26 – Белый (4)

Число в скобках означает основной номер чернил для операторов Locomotive BASIC PEN, PAPER и INK (то есть «(1)» означает, что чернила № 1 по умолчанию имеют этот цвет). Чернила также могут иметь дополнительный номер цвета, то есть они мигают между двумя цветами. По умолчанию чернила № 14 чередуют цвета 1 и 24 (синий и ярко-желтый), а чернила № 15 чередуют цвета 11 и 16 (голубой-синий и розовый). Кроме того, по умолчанию для бумаги используются чернила №0, а для пера — чернила №1, что означает желтый текст на темно-синем фоне.

8-битные палитры RGB

[ редактировать ]

В 8-битных палитрах RGB (также известных как 3-3-2-битные RGB) используются по 3 бита для каждого из компонентов красного и зеленого цвета и 2 бита для синего компонента из-за меньшей чувствительности обычного человеческого глаза к этот основной цвет. В результате получается палитра 8×8×4 = 256 цветов следующим образом:

Красный #000000 #240000 #490000 #6D0000 #920000 #B60000 #DB0000 #FF0000
Зеленый #000000 #002400 #004900 #006D00 #009200 #00B600 #00DB00 #00FF00
Синий #000000 #000055 #0000АА #0000FF

Получите 100

[ редактировать ]

Tiki 100 использует 8-битную палитру RGB (также описываемую как 3-3-2-битная RGB), по 3 бита для каждого компонента красного и зеленого цвета и 2 бита для синего компонента. Он поддерживает 3 различных разрешения: 256, 512 или 1024 на 256 пикселей и 16, 4 или 2 цвета соответственно (свободный выбор из полной палитры из 256 цветов).

Предприятие

[ редактировать ]

Компьютер Enterprise имеет пять графических режимов: текстовые режимы с 40 и 80 столбцами, растровую графику низкого и высокого разрешения, а также атрибутную графику. Режимы растровой графики позволяют выбирать между дисплеями с 2, 4, 16 или 256 цветами (из 3-3-2-битной палитры RGB), но разрешение по горизонтали уменьшается по мере увеличения глубины цвета.

Доступны чересстрочный и не чересстрочный режимы. Максимальное разрешение составляет 640×512 пикселей с чересстрочной разверткой или 640×256 пикселей без чересстрочной развертки. Эти разрешения допускают только двухцветный дисплей.

256-цветный дисплей имеет максимальное разрешение 80×256. Режим атрибутной графики обеспечивает разрешение 320×256 пикселей с 16 цветами, которые можно выбрать из 256 палитры.

На экране одновременно могут отображаться несколько страниц, даже если их графические режимы различны. Каждая страница имеет свою собственную палитру, что позволяет одновременно отображать на экране больше цветов. Высота страницы может быть больше экрана или окна, в котором она отображается. Каждая страница подключена к каналу операционной системы EXOS, поэтому на скрытой странице можно писать.

На экране MSX2 mode 8 — это режим высокого разрешения 256х212 пикселей с глубиной цвета 8 бит, дающий палитру из 256 цветов ( фиксированного RGB режим видеочипа Yamaha V9938 ). [21] От старшего до младшего бита идут три зеленых бита, три красных бита и два синих бита. В этом режиме в целом используется половина доступных цветов, и его можно рассматривать как отдельную палитру.

9-битные палитры RGB

[ редактировать ]

Серия MSX2 оснащена видеочипом Yamaha V9938 , который управляет 9-битной палитрой RGB (512 цветов в режиме Paletted RGB ) и имеет несколько расширенных графических режимов. Хотя его графические возможности аналогичны или даже лучше, чем у 16-битных персональных компьютеров , MSX2 и MSX2+ (см. ниже) представляют собой чистые 8-битные машины.

Режим экрана 6 — это режим 512×212 пикселей с 4-цветной палитрой, выбранной из 512 доступных цветов. Режимы экрана 5 и 7 представляют собой режимы высокого разрешения 256×212 пикселей и 512×212 пикселей соответственно с 16-цветной палитрой, выбранной из доступных 512 цветов. Каждый пиксель может быть любого из 16 выбранных цветов.

Режим 4-цветного экрана 6 16-цветный режим экрана 5

15-битные палитры RGB

[ редактировать ]

Серия MSX2+ (выпущенная в 1988 году) оснащена Yamaha V9958 видеочипом , который управляет 15-битной палитрой RGB, внутренне закодированной в YJK (до 19 268 различных цветов из 32 768 теоретически возможных). [22] и имеет дополнительные режимы экрана. Хотя его графические возможности аналогичны или даже лучше, чем у 16-битных персональных компьютеров , MSX2 (см. выше) и MSX2+ представляют собой чистые 8-битные машины. Кодирование цвета YJK можно рассматривать как метод сжатия с потерями ; при преобразовании RGB в YJK средние уровни красного и зеленого сохраняются, но синий подвергается субдискретизации. Поскольку каждые четыре пикселя имеют одинаковое значение цветности, в режиме 12 невозможно иметь вертикальные линии одного цвета. Это возможно только в режимах 10 и 11 благодаря дополнительной 16-цветной прямой палитре. Это можно использовать для смешивания 16 индексированных цветов с насыщенным красочным фоном, что можно считать примитивной техникой наложения видео .

Режимы экрана 10 и 11 — 12 499 цветов YJK плюс 16-цветная палитра. В этом режиме метод YJK кодирует 16 уровней яркости в четыре младших бита каждого пикселя и 64 уровня цветности, от -32 до +31, которые распределяются между всеми четырьмя последовательными пикселями и сохраняются в трех старших битах четырех пикселей. Если установлен пятый бит пикселя, то младшие четыре бита пикселя указывают на индекс в 16-цветной палитре; в противном случае они определяют уровень яркости пикселя YJK.

Режим экрана 12 аналогичен режимам 10 и 11, но использует пять бит для кодирования 32 уровней яркости для каждого пикселя, поэтому он не использует дополнительную палитру, а с помощью кодирования YJK одновременно могут отображаться 19 268 различных цветов с 8-битным разрешением. глубина цвета.

Режим экрана 10 и 11 Режим экрана 12

18-битные палитры RGB

[ редактировать ]

FM-77 ВЫКЛ 40

[ редактировать ]

Fujitsu FM -77 AV 40 , выпущенный в 1986 году, использует 18-битную палитру RGB . Любые 64 000 из 262 144 цветов могут отображаться одновременно при разрешении 320×200 или 8 из 262 144 цветов при разрешении 640×400.

Композитные видеопалитры

[ редактировать ]

В этом разделе рассматриваются системы, генерирующие цвет непосредственно в виде композитного видео , тесно связанные с отображением на аналоговых ЭЛТ- телевизорах. Многие цвета нестандартны и выходят за пределы гаммы RGB и будут корректно отображаться только на NTSC оборудовании . Из-за различных способов преобразования композитного сигнала в sRGB (стандарт для интернет-изображений) изображения в этом разделе будут не соответствовать друг другу по цвету до дальнейшего уведомления.

8-битные компьютеры Atari

[ редактировать ]

Ранние модели Atari 400 и 800 использовали палитру из 128 цветов, используя 4 бита для цветности и 3 для яркости. Режимы экрана могут варьироваться от 320x192 (384x240 с нерабочей разверткой ) до 40x24, с использованием 2 или 4 одновременных цветов, или 80x192 (96x240 с нерабочей разверткой ), с использованием 16 цветов. Через 2 года (конец 1981 года) графический чип CTIA был заменен чипом GTIA, увеличившим палитру до 256 цветов ( CTIA и GTIA ).

Чип ANTIC имеет набор инструкций для запуска программ (называемых списками отображения ), который позволяет одновременно отображать на экране гораздо больше цветов. Существует несколько возможных программных графических режимов.

палитра CTIA

[ редактировать ]
яркость
оттенок
0 2 4 6 8 10 12 14
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Палитра GTIA

[ редактировать ]
яркость
оттенок
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

серия Apple II

[ редактировать ]

Серия Apple II оснащена 16-цветной композитной видеопалитрой, основанной на цветовом пространстве YIQ, используемом системой цветного телевидения NTSC. [23] [24]

Палитра режима низкого разрешения

Режим низкого разрешения 40x48 пикселей позволял использовать 15 различных цветов плюс дублирующийся серый. [25]

Номер — имя И я вопрос Номер — имя И я вопрос
0 — черный 0 0 0 8 — коричневый * 0.25 0.5 -0.5
1 — красный 0.25 0.5 0.5 9 — оранжевый 0.5 1 0
2 — темно-синий 0.25 -0.5 0.5 10 — серый 0.5 0 0
3 — фиолетовый 0.5 0 1 11 — розовый 0.75 0.5 0.5
4 — темно-зеленый 0.25 -0.5 -0.5 12 — ярко-зеленый 0.5 0 -1
5 — серый 0.5 0 0 13 — желтый 0.75 0.5 -0.5
6 — сине-голубой 0.5 -1 0 14 — голубой 0.75 -0.5 0.5
7 — голубой 0.75 -0.5 0.5 15 — белый 1 0 0

Палитра режима высокого разрешения

Большинство графических приложений Apple использовали режим высокого разрешения, который имел разрешение 280×192 пикселей (фактически 140×192 на цветном мониторе). Режим высокого разрешения позволял использовать шесть цветов: черный, белый, синий, оранжевый, зеленый и фиолетовый. [25]
Старший бит Пара пикселей Номер — Имя И я вопрос
0 00 0 — черный 0 0 0
0 01 1 — фиолетовый 0.5 1 1
0 10 2 — зеленый 0.5 −1 −1
0 11 3 — белый 1 0 0
1 00 4 — черный 0 0 0
1 01 5 — синий 0.5 1 −1
1 10 6 — оранжевый 0.5 −1 1
1 11 7 — белый 1 0 0

Системы на базе чипов MOS Technology

[ редактировать ]

Для всех следующих компьютеров Commodore координаты U и V для составных цветов видео всегда представляют собой косинус и синус соответственно углов, кратных 22,5 градусам (т. е. четверти 90°), поскольку инженеры были вдохновлены NTSC Цветовое колесо , радиальный способ определения координат U и V точек, равноудаленных от центра плоскости цветности, серого цвета. Потребители в Европе (которая использует PAL) считали цвета Commodore более «размытыми» и менее яркими, чем цвета компьютеров, таких как ZX Spectrum . [26] [27] [28]

В VIC-20 используется чип VIC MOS Technology , который создает 16-цветную YPbPr композитную видеопалитру . [29] В палитре отсутствуют промежуточные оттенки серого, имеется 5 или 9 уровней яркости.

В VIC-20 отсутствует какой-либо настоящий графический режим, но вместо него обычно используется текстовый режим 22×11 с 200 определяемыми символами по 8×16 бит, каждый из которых организован в виде матрицы из символов 20×10, что дает соотношение 3:2(NTSC)/ Соотношение сторон пикселей 5:3 (PAL), 160×160 пикселей, 8-цветный «режим высокого разрешения» или соотношение сторон пикселей 3:1 (NTSC)/10:3 (PAL), 80×160 пикселей, 10- цветной «многоцветный режим».

Палитра ВИК-20

В 8-цветном режиме высокого разрешения каждые 8×8 пикселей могут иметь цвет фона (общий для всего экрана) или свободный цвет переднего плана, оба из которых можно выбрать из первых восьми цветов палитры. В 10-цветном многоцветном режиме один пиксель каждого блока 4×8 ​​(символьной ячейки) может иметь любой из четырех цветов: цвет фона, вспомогательный цвет (оба общих для всего экрана и выбираемых среди всей палитры). , тот же цвет, что и граница нерабочей области (также общий цвет), или свободный цвет переднего плана, оба из которых можно выбрать из первых восьми цветов палитры.

Имитированные изображения

Многоцветный режим Режим высокого разрешения

На некоторых моделях системы предусмотрено девять уровней яркости:

Номер — имя И Pb (отн.) Пр (отн.) Номер — имя И Pb (отн.) Пр (отн.)
0 — черный 0 0 0 8 — оранжевый 0.375 −0.7071068 0.7071068
1 — белый 1 0 0 9 — светло-оранжевый 0.625 −0.7071068 0.7071068
2 — красный 0.3125 −0.3826834 0.9238795 10 — светло-красный 0.5 −0.3826834 0.9238795
3 — голубой 0.6875 0.3826834 −0.9238795 11 — светло-голубой 0.75 0.3826834 −0.9238795
4 — фиолетовый 0.3125 0.7071068 0.7071068 12 — светло-фиолетовый 0.5 0.7071068 0.7071068
5 — зеленый 0.5 −0.7071068 −0.7071068 13 — светло-зеленый 0.75 −0.7071068 −0.7071068
6 — синий 0.25 1 0 14 — голубой 0.5 1 0
7 — желтый 0.6875 −1 0 15 — светло-желтый 1 −1 0

А вот на других моделях уровней яркости всего пять:

Номер — имя И Pb (отн.) Пр (отн.) Номер — имя И Pb (отн.) Пр (отн.)
0 — черный 0 0 0 8 — оранжевый 0.5 −0.7071068 0.7071068
1 — белый 1 0 0 9 — светло-оранжевый 0.75 −0.7071068 0.7071068
2 — красный 0.25 −0.3826834 0.9238795 10 — светло-красный 0.5 −0.3826834 0.9238795
3 — голубой 0.75 0.3826834 −0.9238795 11 — светло-голубой 1 0.3826834 −0.9238795
4 — фиолетовый 0.5 0.7071068 0.7071068 12 — светло-фиолетовый 0.75 0.7071068 0.7071068
5 — зеленый 0.5 −0.7071068 −0.7071068 13 — светло-зеленый 0.75 −0.7071068 −0.7071068
6 — синий 0.25 1 0 14 — голубой 0.5 1 0
7 — желтый 0.75 −1 0 15 — светло-желтый 1 −1 0

Коммодор 64

[ редактировать ]

Технология MOS VIC-II используется в Commodore 64 Commodore 128 в режиме 40 столбцов) и имеет 16-цветную YPbPr композитную видеопалитру . [30] Эта палитра во многом основана на палитре VIC, но в ней три цвета заменены тремя уровнями серого. При отображении через аналоговый композитный видеовыход NTSC фактические цвета становятся более яркими.

Пример изображения Таблица цветового тестирования Цветовая палитра Палитра C64 на NTSC (матрица декодера Sony CXA2025)
[31]

Commodore 64 имеет два графических режима: многоцветный и высокое разрешение.

В многоцветном 16-цветном режиме 160×200 каждая ячейка пикселей 4×8 с соотношением сторон 2:1 может иметь один из четырех цветов: один общий для всего экрана, два цвета фона и переднего плана соответствующего текстового режима. символ и еще один цвет, также хранящийся в области цветового ОЗУ, и все они могут свободно выбираться из всей палитры.

В 16-цветном режиме высокого разрешения 320×200 каждая ячейка размером 8×8 пикселей может иметь один из двух цветов фона и переднего плана соответствующего символа текстового режима, оба из которых можно свободно выбирать из всей палитры.

Имитированные изображения

16-цветный многоцветный режим 16-цветный режим высокого разрешения

На большинстве моделей Commodore 64 имеется девять уровней яркости:

Номер — имя И Pb (отн.) Пр (отн.) Номер — имя И Pb (отн.) Пр (отн.)
0 — черный 0 0 0 8 — оранжевый 0.375 −0.7071068 0.7071068
1 — белый 1 0 0 9 — коричневый 0.25 −0.9238795 0.3826834
2 — красный 0.3125 −0.3826834 0.9238795 10 — светло-красный 0.5 −0.3826834 0.9238795
3 — голубой 0.625 0.3826834 −0.9238795 11 — темно-серый 0.3125 0 0
4 — фиолетовый 0.375 0.7071068 0.7071068 12 — серый 0.46875 0 0
5 — зеленый 0.5 −0.7071068 −0.7071068 13 — светло-зеленый 0.75 −0.7071068 −0.7071068
6 — синий 0.25 1 0 14 — голубой 0.46875 1 0
7 — желтый 0.75 −1 0 15 — светло-серый 0.625 0 0

Коммодор 16 и Плюс/4

[ редактировать ]

Технология MOS TED использовалась в Commodore 16 и Commodore Plus/4 . Имеет палитру из 121 YPbPr. композитного видео цвета [32] состоящий из шестнадцати оттенков (включая черный и белый) на восьми уровнях яркости. Черный цвет один и тот же на всех уровнях яркости, поэтому не существует 128 разных цветов. На Commodore Plus/4 двенадцать цветов образовывали своего рода палитру «по умолчанию», доступную с помощью сочетаний клавиш; [33] эти цвета подчеркнуты в таблице ниже ( цвета, преобразованные в RGB , с уровнем насыщенности 34%).

Commodore 16 и Commodore Plus/4 имеют два графических режима, очень похожих на режимы Commodore 64: многоцветный и высокое разрешение.

В многоцветном режиме 160×200, 121 цвет каждая ячейка пикселей 4×8, соотношение сторон 2:1 может иметь один из четырех цветов: два общих для всего экрана и два цвета фона и переднего плана соответствующего текстового режима. характер, все они свободно выбираются из всей 121-цветной палитры (оттенок от 0 до 15 и яркость от 0 до 7 задаются индивидуально для каждого из них).

В режиме высокого разрешения 320×200, 121 цвет каждая ячейка размером 8×8 пикселей может иметь один из двух цветов фона и переднего плана соответствующего символа текстового режима, оба из которых свободно выбираются из всей 121-цветной палитры (снова настройка как оттенок, так и яркость).

Имитированные изображения

121-цветный многоцветный режим 121-цветный режим высокого разрешения
Композитная палитра MOS Technology TED YPbPr
оттенок # Pb (отн.) Пр (отн.) И
0.125 0.25 0.375 0.5 0.625 0.75 0.875 1
0 — черный 0 0 0,0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7
1 — белый 0 0 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7
2 — красный −0.3826834 0.9238795 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6* 2,7*
3 — голубой 0.3826834 −0.9238795 3,0* 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7*
4 — фиолетовый 0.7071068 0.7071068 4,0* 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6* 4,7*
5 — зеленый −0.7071068 −0.7071068 5,0* 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6* 5,7*
6 — синий 1 0 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5* 6,6* 6,7*
7 — желтый −1 0 7,0* 7,1* 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 *
8 — оранжевый −0.7071068 0.7071068 8,0* 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6* 8,7*
9 — коричневый −0.9238795 0.3826834 9,0* 9,1* 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7*
10 — желто-зеленый −0.9238795 −0.3826834 10,0* 10,1* 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 10,7*
11 — розовый 0 1 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6* 11,7*
12 — сине-зеленый 0 −1 12,0* 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7*
13 — голубой 0.7071068 −0.7071068 13,0* 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 * 13,7*
14 — темно-синий 0.9238795 0.3826834 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5* 14,6* 14,7*
15 — светло-зеленый −0.3826834 −0.9238795 15,0* 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 15,6* 15,7*

Примечания:

  • Каждый составной цвет, отмеченный звездочкой ( *), не входит в RGB гамму .

Системы на базе микросхемы Texas Instruments TMS9918.

[ редактировать ]

TMS9918 это контроллер видеодисплея (VDC), производимый компанией Texas Instruments и представленный в 1979 году. TMS9918 и его варианты использовались в Memotech MTX , MSX , Sord M5 , Tatung Einstein и Tomy Tutor .

Чип TMS9918, использующий запатентованную 15-цветную YUV композитную видеопалитру , закодированную палитру. [34] плюс прозрачный цвет, предназначенный для использования в аппаратных спрайтах и ​​простом наложении видео . При использовании в качестве обычного цвета фона он отображается с использованием того же цвета, что и граница экрана.

Палитра композитного видео TMS9918 YUV
Номер — имя И В V
0 — прозрачный Н/Д Н/Д Н/Д
1 — черный 0.00 0.000 0.000
2 — средне-зеленый 0.53 −0.509 −0.755
3 — светло-зеленый 0.67 −0.377 −0.566
4 — темно-синий 0.40 1.000 −0.132
5 — голубой 0.53 0.868 −0.075
6 — темно-красный 0.47 −0.321 0.679
7 — голубой 0.73 0.434 −0.887
8 — средний красный 0.53 −0.377 0.868
9 — (светло-красный) 0.67 −0.377 0.868
10 — темно-желтый 0.73 −0.755 0.189
11 — светло-желтый 0.80 −0.566 0.189
12 — темно-зеленый 0.47 −0.453 −0.642
13 — пурпурный 0.53 0.377 0.491
14 — серый 0.80 0.000 0.000
15 — белый 1.00 0.00 0.000
Примечание. Цвета внутри круглых скобок не входят в гамму RGB.

Серия MSX имеет два графических режима. Режим MSX BASIC Screen 3 — это режим низкого разрешения с 15 цветами, в котором каждый пиксель может иметь любой из 15 доступных цветов. Режим экрана 2 — это режим высокого разрешения 256×192 с 15 цветами, в котором каждый из каждых восьми последовательных пикселей может использовать только 2 цвета.

15-цветный режим экрана 3 15-цветный режим экрана 2

Системы на базе чипа Motorola 6847

[ редактировать ]

Motorola 6847 — это генератор видеоизображения (VDG), впервые представленный компанией Motorola и используемый в цветном компьютере TRS-80 , Dragon 32/64 , Laser 200 , TRS-80 MC-10 , серии NEC PC-6000 , Acorn Atom и машина воображения APF и другие.

Цвет генерируется комбинацией трех сигналов: ( яркость ) с 6 возможными уровнями, и ( цветность ) с 3 возможными уровнями, на основе YPbPr цветового пространства , а затем преобразуется для вывода в аналоговый сигнал NTSC .

В следующей таблице показаны используемые значения сигналов: [35]

Цвет
Зеленый 0.54 1.0 1.0
Желтый 0.42 1.0 1.5
Синий 0.72 2.0 1.5
Красный 0.72 1.5 2.0
Бафф 0.42 1.5 1.5
Голубой 0.54 1.5 1.5
Пурпурный 0.54 2.0 2.0
Апельсин 0.54 1.0 2.0
Черный 0.72 1.5 1.5
Темно-зеленый 0.72 1.0 1.0
Темно-оранжевый 0.72 1.0 2.0

Цветной компьютер TRS-80

[ редактировать ]

Цветной компьютер TRS -80 способен отображать текст и графику, содержащиеся в примерно квадратной матрице дисплея шириной 256 пикселей и высотой 192 строки. Аппаратная палитра имеет 9 цветов: черный, зеленый, желтый, синий, красный, желтовато-коричневый (почти, но не совсем белый), голубой, пурпурный и оранжевый. [36]

Все цвета доступны в текстовых режимах. В цветовых режимах (64×64, 128×64, 128×96 и 128×192) доступны две четыре цветовых палитры: зеленая рамка с зеленым, желтым, красным и синим цветами; белая рамка с белым, голубым, пурпурным и оранжевым цветами.

Текстовый режим (9 цветов) Цветовой режим (4 цвета) Цветовой режим (альтернативная палитра)

Серия NEC ПК-6000

[ редактировать ]

Подобно другим компьютерам, использующим тот же видеочип, серия NEC PC-6000 имела четыре режима экрана:

  • 32х16 символов, 4 цвета.
  • Графика 64х48 пикселей, 9 цветов.
  • Графика 128x192, 4 цвета.
  • Графика 256x192, 2 цвета (зеленый, белый)

Другие палитры

[ редактировать ]

Цветной компьютер Tandy 3

[ редактировать ]

Цветной компьютер Tandy 3 может отображать все режимы цветного компьютера Tandy 1 и 2 / TRS-80 , за исключением режимов полуграфики. Вместо графического оборудования и памяти предыдущих машин используется специализированная интегральная схема, называемая (официально) Advanced Color Video Chip (ACVC) или (неофициально) Enhancer Memory Interrupt Memory Enhancer (GIME).

Этот чип допускал разрешения 320x192x4, 320x192x16, 640x192x2 и 640x192x4 из палитры из 64 цветов. [37]

Имеется два режима палитры — RGB (3 уровня интенсивности плюс белый, черный и два серых) и Композитный (всего 64 цвета; 16 различных цветности значений с 4 уровнями яркости ). [38] [39]

Примеры составных палитр Tandy Color Computer 3

СЭМ Купе

[ редактировать ]

Основная палитра из 128 цветов, используемая в купе SAM, создается уникальным методом — она фактически содержит 2 группы по 64 цвета «RGB» слегка различной интенсивности и в конечном итоге получена из 512 цветового пространства. [40] Ближайшим эквивалентом на более популярных и известных машинах может быть 64-цветный режим Extra Half-Brite от Commodore Amiga (с 32 явно заданными цветами с использованием 5 битовых плоскостей, которые отображаются с полной или половинной яркостью в зависимости от настройки бита). шестой самолет).

Два бита используются для каждого из красного, зеленого и синего цветов и дают результат, аналогичный обычной 6-битной палитре RGB (как это видно на IBM EGA или Sega Master System); седьмой бит кодирует «яркость», которая имеет аналогичный, но более тонкий эффект, что и Spectrum, увеличивая выходную мощность всех трех каналов на половину интенсивности нижних битов основных шести (таким образом, это действительно создает настоящий 128 цветов — вместо 127 цветов с «двумя черными» и только 7-уровневой шкалой серого).

Структура байта, который кодирует каждый цвет, сложна и выглядит как полубайт цвета спектра, преобразованный в полную ширину байта, а затем к нему добавляется дополнительный битовый триплет RGB, при этом старший бит остается неиспользованным.

Биты значений цветовой палитры SAM Coupé
Бит 7 Бит 6 Бит 5 Бит 4 Бит 3 Бит 2 Бит 1 Бит 0
- Зеленый 1 Красный 1 Синий 1 полуяркий Зеленый 0 Красный 0 Синий 0

Итоговая цветовая палитра:

Примеры изображений цветовой палитры SAM Coupé
Цветовая палитра и битовая маска SAM Coupé
0x00 0x01 0x02 0x03 0x04 0x05 0x06 0x07 0x08 0x09 0x0A 0x0B 0x0C 0x0D 0x0E 0x0F
0x10 0x11 0x12 0x13 0x14 0x15 0x16 0x17 0x18 0x19 0x1A 0x1B 0x1C 0x1D 0x1E 0x1F
0x20 0x21 0x22 0x23 0x24 0x25 0x26 0x27 0x28 0x29 0x2A 0x2B 0x2C 0x2D 0x2E 0x2F
0x30 0x31 0x32 0x33 0x34 0x35 0x36 0x37 0x38 0x39 0x3A 0x3B 0x3C 0x3D 0x3E 0x3F
0x40 0x41 0x42 0x43 0x44 0x45 0x46 0x47 0x48 0x49 0x4A 0x4B 0x4C 0x4D 0x4E 0x4F
0x50 0x51 0x52 0x53 0x54 0x55 0x56 0x57 0x58 0x59 0x5A 0x5B 0x5C 0x5D 0x5E 0x5F
0x60 0x61 0x62 0x63 0x64 0x65 0x66 0x67 0x68 0x69 0x6A 0x6B 0x6C 0x6D 0x6E 0x6F
0x70 0x71 0x72 0x73 0x74 0x75 0x76 0x77 0x78 0x79 0x7A 0x7B 0x7C 0x7D 0x7E 0x7F

Эти цвета можно использовать в четырех доступных режимах отображения: [41]

  • Режим 4 — графика 256×192, 16 цветов.
  • Режим 3 — графика 512×192, 4 цвета.
  • Режим 2 — графика 256×192 с 2 цветами (из 16) на каждый блок шириной 8 пикселей.
  • Режим 1 — графика 256×192 с 2 цветами (из 16) на каждый блок пикселей 8x8 (соответствует дисплею ZX Spectrum для обратной совместимости)
Примеры изображений видеорежимов SAM Coupé
Пример изображения режима SAM Coupé 1 Пример изображения режима SAM Coupé 2 Пример изображения режима SAM Coupé 3 Пример изображения режима SAM Coupé 4

Параллельное сравнение

[ редактировать ]

Поскольку существует множество 8-битных компьютеров для сравнения, для облегчения сравнения систем была составлена ​​сравнительная таблица.

8-битные компьютерные цветовые палитры
Компьютер(ы) Образцы изображений Вся палитра(и) Количество цветов на экране Разрешение(я)
Яблоко II Ничего:

Ло-разрешение:

Ничего:

Ло-разрешение:

6 (режим высокого разрешения) или 16 (режим низкого разрешения) 280x192 в высоком разрешении или 40x48 в низком разрешении.
8-битная линейка Atari Режим 15 (с цветовыми прерываниями и MCS):
9 цветов на строку сканирования в режиме 15 за счет маскировки 4 спрайтов для цветов и прерываний. Диапазон размеров: от 320x192 (1 цвет) до 80x192 (9 цветов).
Маттел Водолей 16 цветов 40x24 символов
Би-би-си микро
От 2 до 8 цветов. Диапазон размеров от 640 x 256 до 160 x 256.
Коммодор 64 Режим высокого разрешения:

Многоцветный режим:

Все 16 цветов могут присутствовать на одном экране. Однако в одной ячейке 4 x 8 в многоцветном режиме может присутствовать 4 цвета, и три из этих цветов должны быть общими. В каждой ячейке 8 x 8 в режиме высокого разрешения могут присутствовать 2 цвета. 320 x 200 в режиме высокого разрешения

160 x 200 в многоцветном режиме

CGA 16 цветовых режимов:

4 цветовых режима:

2 цветовых режима:

Графический режим 320×200 ограничен фиксированными палитрами, содержащими только четыре цвета; Графический режим 640×200 — только два цвета 160 х 200, 320 х 200, 640 х 200

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «МАТРА АШЕТТ > АЛИСА» . Архивировано из оригинала 03 октября 2021 г. Проверено 3 октября 2021 г.
  2. ^ «МАТРА АШЕТТ > АЛИСА 90» . Архивировано из оригинала 03 октября 2021 г. Проверено 3 октября 2021 г.
  3. ^ "ле VG5000μ" . Архивировано из оригинала 21 августа 2021 г. Проверено 3 октября 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Цвета — Вводное руководство Sinclair ZX Spectrum [страница 27] | ManualsLib» . www.manualslib.com .
  5. ^ Перейти обратно: а б «Блог о дизайне клонов Spectrum» . www.zxdesign.info .
  6. ^ Ричард Уилтон, Руководство программиста по ВИДЕОСИСТЕМАМ ПК и PS/2, 1987, Microsoft Press.
  7. ^ Справочная библиотека по аппаратному обеспечению персональных компьютеров IBM: Улучшенный цветной дисплей IBM (PDF) . п. 4.
  8. ^ Схема dcmoto.free.fr
  9. ^ «Guidemo5.djvu» .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Ури, Мишель (1985). «Техническое руководство MO5» (PDF) .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д «документы: устройства: ворота. массивы [НЕ ПАНИКУЙТЕ]» . пулкоманды.тк .
  12. ^ «Изображение загрузочного экрана MO5NR, показывающее всю палитру» . Проверено 25 ноября 2023 г.
  13. ^ Микро Том 85 boitasite.com
  14. ^ «Схема ТО7-70» . dcmoto.free.fr .
  15. ^ «OLD-COMPUTERS.COM: Музей» . www.old-computers.com .
  16. ^ «документация: оборудование: mo5 [НЕ ПАНИКОВАТЬ]» . пулкоманды.тк .
  17. ^ Изображение atariage.com
  18. ^ Перейти обратно: а б «Техническое описание TEA1002 | Mullard — Datasheetspdf.com» . datasheetspdf.com .
  19. ^ Перейти обратно: а б с TEA1002 Кодер цвета PAL и лето видео . Маллард. 1982.
  20. ^ « Руководство по прошивке Amstrad CPC» ( PDF) . Проверено 25 ноября 2023 г.
  21. ^ Биты M1-M5 регистра VDP 0 и 1: режимы видеоэкрана, экран 8 из «Portar MSX Tech Doc». Архивировано 30 ноября 2007 г. на Wayback Machine.
  22. ^ «МСХ Плаза» . msx-plaza.eu .
  23. ^ «Лаборатория: почему у Apple II было шесть цветов?» . Laboratorium.net .
  24. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 августа 2014 г. Проверено 15 июля 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  25. ^ Перейти обратно: а б BB Изображение спереди Apple
  26. ^ Матч «Спектр против C64», Италия, 1985 «Синий был просто потрясающим. Красный делал комнату теплой. Пурпурный был похож на экзотическое мороженое. Зеленый был чем-то вроде свежевыпавшей травы. Голубой был похож на океанскую воду. Желтый как будто сошёлся с флуоресцентной ручки, а белый был чистый и мягкий... Экран С64 сначала стал чёрным (но не слишком), потом белым (утрированно-белым), потом оранжевым, потом что-то вроде синеватого, потом смутно-пурпурный, потом бедный водно-зеленоватый, потом ярко-голубоватый, потом блекло-желтый, потом странный коричневый, а потом светло-серый... ну, все "пастельные" цвета"
  27. ^ ZX Spectrum против Commodore 64 - спор о игровой площадке улажен : «Вы помните насмешки на игровой площадке по поводу размытых цветов, взглядов и тычков, а также относительного отсутствия программного обеспечения в вашем местном WH Smith »
  28. ^ ZX Spectrum против Commodore 64 «У C64 были мутные цвета… но увеличьте насыщенность цвета вашего телевизора, и большая часть этого будет устранена»
  29. ^ «Чип 6561 VIC» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2010 г. 090420 fpgaarcade.com
  30. ^ Филип «Пепто» Тиммерманн (12 марта 2001 г.). «Все, что вы хотели знать о цветах Commodore 64» . pepto.de .
  31. ^ «Палитра эмулятора C64 из моего NTSC 1702 — Страница 2 — Форум Commodore 64 (C64)» . www.lemon64.com .
  32. ^ «Взлом Commodore № 12: разговор с TED» . Архивировано из оригинала 5 января 2009 года.
  33. ^ «Цветовые коды» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.
  34. ^ Регистры VDP 00–07: Базовые видеорегистры MSX1/MSX2 из «Portar MSX Tech Doc», заархивировано 30 ноября 2007 г. на Wayback Machine.
  35. ^ «Техническое описание MC6847* и примечания к применению — Архив технических данных» . www.datasheetarchive.com . Архивировано из оригинала 10 июля 2022 г. Проверено 15 мая 2021 г.
  36. ^ Руководство по эксплуатации компьютера colorcomputerarchive.com
  37. ^ «Часто задаваемые вопросы о цветном компьютере — CoCopedia — The Tandy/Radio Shack Color Computer Wiki» . www.cocopedia.com . Проверено 25 ноября 2023 г.
  38. ^ Ломонт, Крис (июль 2006 г.). «Аппаратное программирование цветного компьютера 1/2/3 Криса Ломонта» (PDF) . www.lomont.org . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2022 г. Проверено 5 мая 2020 г.
  39. ^ «Коко 3 Графика» . aaronwolfe.com . Проверено 25 ноября 2023 г.
  40. ^ Кук, Саймон; и др. (1994). «Графическое оборудование» (PDF) . Неофициальное техническое руководство по SAM Coupé (пробное издание) . Σнтропия. стр. 16–20 . Проверено 5 февраля 2013 г.
  41. ^ "По сути" . Крушение . № 74. Март 1990. с. 13.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac625df16265f529178cb8c60f5ecea8__1722689220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/a8/ac625df16265f529178cb8c60f5ecea8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of 8-bit computer hardware graphics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)