МОП-технология ВИК


VIC (чип видеоинтерфейса) , известный как MOS Technology 6560 ( версия NTSC )/ 6561 ( версия PAL ), представляет собой интегральную микросхему, отвечающую за создание видеографики и звука в VIC-20 домашнем компьютере от Commodore. Первоначально он был разработан для таких приложений, как недорогие ЭЛТ- терминалы , биомедицинские мониторы, дисплеи систем управления и аркадные или домашние игровые консоли .
Чип был разработан Элом Шарпантье в 1977 году, но Commodore не смогла найти для него рынок. В 1979 году компания MOS Technology начала работу над видеочипом под названием MOS Technology 6564 , предназначенным для компьютера TOI , а также провела некоторую работу над другим чипом, MOS 6562, предназначенным для цветной версии Commodore PET . Оба этих чипа вышли из строя из-за ограничений по времени памяти (оба требовали очень быстрой и, следовательно, дорогой SRAM , что делало их непригодными для массового производства). Прежде чем, наконец, начать использовать VIC в VIC-20, разработчик микросхем Роберт Яннес перенес функции 6562 (лучший генератор звука) и 6564 (больше цветов) обратно в 6560, поэтому перед началом массового производства VIC-20 он был тщательно переработан.
Его особенности включают в себя:
- 16 КБ адресного пространства для памяти экрана, символов и цветов (только 5 КБ указывает на ОЗУ на VIC-20 без аппаратной модификации)
- 16 цветов (верхние 8 можно использовать только в качестве глобального фона и вспомогательных цветов)
- два выбираемых размера символов (8×8 или 8×16 бит; ширина пикселя составляет 1 бит для «нанимаемых» символов и 2 бита для «многоцветных» символов)
- максимальное разрешение видео зависит от телевизионной системы (176 × 184 является стандартом для прошивки VIC-20, хотя возможно до 248 × 232p/464i на машине NTSC и до 256 × 280 на PAL машине [1] )
- 4-канальная звуковая система (3 прямоугольных волны + «белый» шум + глобальная настройка громкости)
- встроенный DMA
- два 8-битных аналого-цифровых преобразователя
- светового пера поддержка
В отличие от многих других видеосхем того времени, он не предлагает динамического обновления возможности оперативной памяти. Таким образом, в VIC-20 использовались более дорогие чипы статического ОЗУ (SRAM). Вероятно, именно по этой причине машина продавалась всего с 5 КБ ОЗУ. Расширения памяти для VIC-20 либо также использовали SRAM, либо реализовывали собственную схему обновления.
VIC был запрограммирован путем манипулирования его 16 управляющими регистрами , память которых отображалась в диапазоне адресов памяти $9000–$900F в адресном пространстве VIC-20. Встроенные аналого-цифровые преобразователи использовались для считывания положения двух лопастей VIC в VIC-20, который также использовал функцию светового пера . VIC предшествовал гораздо более совершенному VIC-II , который использовался преемниками VIC-20, C64 и C128 .
У VIC-20 с расширяемой оперативной памятью видеопамять (550 байт) стоит 1000 долларов, а при ее отсутствии - 1000 долларов. Пользовательские наборы символов должны быть размещены в пределах первых 5 КБ системной оперативной памяти. по умолчанию ПЗУ символов PETSCII стоит 8000 долларов, и для хранения каждого символа требуется 8 байт. Одновременно можно использовать до 128 символов. Хотя в наборе символов PET была обратная косая черта (\), на VIC-20 (и всех последующих машинах Commodore) она была заменена знаком британского фунта стерлингов (£).
Программируемые символы — единственный способ создания графики и анимации на VIC, поскольку чип не имеет спрайтов или режима растрового изображения с адресацией по всем точкам. Из 16 цветов палитры восемь можно использовать для переднего плана (на цветовую ОЗУ стоимостью 9400 долларов США) и границ, тогда как остальные ограничены фоном и вспомогательными многоцветными цветами. Старший бит цветового ОЗУ — это флаг, используемый для указания того, является ли этот символ многоцветным или имеет высокое разрешение. Из-за крайней блочности первого в большинстве игр VIC-20 используются наемные персонажи.
VIC не поддерживает прокрутку или прерывания растра, как в VIC-II, но счетчики строк развертки могут опрашиваться для определенной точки на экране для создания растровых эффектов. Эта функция редко использовалась в играх, за исключением нескольких игр, таких как Imagic’s Demon Attack .
Программирование звука на VIC осуществляется путем помещения значения частоты в один из четырех регистров $900A-$900D (отключаются записью в них нуля). Первые три представляют собой генераторы прямоугольных импульсов, расположенные на полоктавы друг от друга, а четвертый предназначен для белого шума.
Регистры [ править ]
VIC имеет 16 регистров чтения/записи, перечисленных ниже:
Зарегистрироваться | Шестнадцатеричный | Бит 7 | Бит 6 | Бит 5 | Бит 4 | Бит 3 | Бит 2 | Бит 1 | Бит 0 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 9000 | Чересстрочная развертка | Горизонтальное начало | ||||||
1 | 9001 | Вертикальное происхождение | |||||||
2 | 9002 | ВА9 | Количество столбцов | ||||||
3 | 9003 | Р0 | Количество строк | 8/16 | |||||
4 | 9004 | Растровая линия (биты 8–1) | |||||||
5 | 9005 | Видеоадрес (биты 13–10) | Адрес символа (биты 13–10) | ||||||
6 | 9006 | Световое перо горизонтальное | 1 | ||||||
7 | 9007 | Световое перо вертикальное | |||||||
8 | 9008 | Весло X | |||||||
9 | 9009 | Весло Y | |||||||
10 | 900А | давать возможность | Частота генератора 1 | ||||||
11 | 900Б | давать возможность | Частота генератора 2 | ||||||
12 | 900С | давать возможность | Частота генератора 3 | ||||||
13 | 900Д | давать возможность | Частота белого шума | ||||||
14 | 900Э | В цветах | Объем | ||||||
15 | 900F | Фон | фургон | Граница |
Цветовая палитра [ править ]
Полная палитра из шестнадцати цветов была создана на основе вариаций сигналов YPbPr :
Номер — имя | И | Pb (отн.) | Пр (отн.) |
---|---|---|---|
0 — черный | 0 | 0 | 0 |
1 — белый | 1 | 0 | 0 |
2 — красный | 0.25 | −0.3826834 | 0.9238795 |
3 — голубой | 0.75 | 0.3826834 | −0.9238795 |
4 — фиолетовый | 0.5 | 0.7071068 | 0.7071068 |
5 — зеленый | 0.5 | −0.7071068 | −0.7071068 |
6 — синий | 0.25 | 1 | 0 |
7 — желтый | 0.75 | −1 | 0 |
8 — оранжевый | 0.5 | −0.7071068 | 0.7071068 |
9 — светло-оранжевый | 0.75 | −0.7071068 | 0.7071068 |
10 — светло-красный | 0.5 | −0.3826834 | 0.9238795 |
11 — светло-голубой | 1 | 0.3826834 | −0.9238795 |
12 — светло-фиолетовый | 0.75 | 0.7071068 | 0.7071068 |
13 — светло-зеленый | 0.75 | −0.7071068 | −0.7071068 |
14 — голубой | 0.5 | 1 | 0 |
15 — светло-желтый | 1 | −1 | 0 |
Примечание. Y имеет 5 возможных значений (0, 0,25, 0,5, 0,75 и 1); Pb и Pr имеют 7 возможных значений (-0,9238795, -0,7071068, -0,3826834, 0, 0,3826834, 0,7071068, 0,9238795).
Список IC IC [ править ]
- Технология МОП 6560 NTSC
- Технология MOS 6561E PAL Керамическая версия, использовавшаяся в ранних версиях VIC-20.
- МОП-технология 6561-101 PAL
См. также [ править ]
- Контроллер видеодисплея
- Моторола 6847
- Список домашних компьютеров по видеооборудованию
- MOS VIC-II, используемый в Commodore 64
Ссылки [ править ]
- Бэгналл, Брайан (2005). На грани: захватывающий взлет и падение Коммодора . Вариант Пресс. ISBN 0-9738649-0-7 .
- Специфический