Jump to content

МОП-технология 8568

VDC был разработан с офисного пакета учетом приложений . Здесь показан SpeedScript 128 текстовый процессор .

( Контроллер видеодисплея MOS Technology 8568 VDC ) был графическим процессором, отвечающим за 80 столбцов. [1] или RGB I дисплей на Commodore 128DCR персональном компьютере . [1] [2] [3] [4] [5]

В руководстве по обслуживанию Commodore 128 эта деталь называлась « контроллер ЭЛТ с 80 столбцами ». 8568 воплотил в себе многие функции старого ЭЛТ-контроллера 6545E, монохромного а также цвет RGBI. [2] В оригинальном («плоском») Commodore 128 и Commodore 128D (европейский пластиковый корпус) использовался видеоконтроллер 8563 для создания 80-колоночного дисплея. 8568 был, по сути, обновленной версией 8563, сочетающей в себе функциональность последнего с связующей логикой , которая была реализована дискретными компонентами, физически близкими к 8563. В отличие от 8563, 8568 включал неиспользованный (в C-128) активный низкий уровень. строка запроса прерывания ( /INTR), который был установлен, когда бит «готов» в регистре состояния 8568 изменился с 0 на 1. Чтение регистра управления автоматически отменит подтверждение. /INTR. Из-за различий в назначении контактов и интерфейсе схемы 8563 и 8568 не являются электрически взаимозаменяемыми. [3]

Commodore 128 имел два режима отображения видео, которые обычно использовались по отдельности, но могли использоваться одновременно, если компьютер был подключен к двум совместимым видеомониторам. Чип VIC-II , также встречавшийся в Commodore 64 , был отображен непосредственно в основную память — видеопамять и центральные процессоры (процессоры 8502 и Z80A) использовали общее объемом 128 КБ ОЗУ VIC-II , а к регистрам управления обращались как к памяти. местоположения (то есть они были отображены в памяти ).

В отличие от VIC-II, 8568 имела собственную локальную видеопамять, 64К у модели C-128DCR (продаваемой в Северной Америке) и, в зависимости от даты производства конкретной машины, либо 16, либо 64К у C-128D. модель (продается в Европе). Обращение к внутренним регистрам VDC и выделенной видеопамяти должно осуществляться косвенным путем. Сначала программа должна сообщить VDC, к какому из 37 внутренних регистров необходимо получить доступ. Затем программа должна дождаться, пока VDC будет готов к доступу, после чего можно будет выполнить чтение или запись в выбранный внутренний регистр. Следующий код типичен для чтения регистра:

         ldx #regnum       ;VDC register to access
         stx $d600         ;write to control register
 loop    bit $d600         ;check bit 7 of status register
         bpl loop          ;VDC not ready
         lda $d601         ;read from VDC register
         ...

Следующий код типичен для операции записи в регистр:

         ldx #regnum       ;VDC register to write to
         stx $d600         ;write to control register
 loop    bit $d600         ;check bit 7 of status register
         bpl loop          ;VDC not ready
         sta $d601         ;write to VDC register
         ...

Из-за этого несколько громоздкого метода управления 8568 максимально возможная частота кадров в растровом режиме обычно оказывается слишком низкой для аркадных экшн-видеоигр, в которых требуются битовые манипуляции с дисплеем.

В последних версиях 8568 к номеру детали добавлялись коды версии R9a или R9b, что, очевидно, указывает на недокументированные улучшения.

Особенности [ править ]

  • Разрешение текста 80 × 25 символов
  • Максимальное разрешение видео 720 × 700 пикселей [6]
  • Чересстрочный текст до 80 × 50, растровое изображение 640 × 480 В.
  • 3 режима символов: стандартный, полуграфический и графический, двойной ширины и растровое изображение HiRes.
  • Выход: цифровой RGBI с 16 цветами или 16 оттенками серого, а также ограниченный монохромный композитный.
  • Особенности: чересстрочный режим, горизонтальная и вертикальная прокрутка , ввод световым пером , аппаратный курсор, подчеркивание, мигание, обратное видео, 2 набора символов по 256 каждый, прерывание готовности к обновлению.
  • Доступ к 64 КБ памяти, программируемый для интерфейса 4164/4464 или 4416 DRAM.
  • 48 контактов, тока +5 В постоянного питание [7]

Зарегистрировать листинг [ править ]

Эта информация была адаптирована из Справочного руководства программиста Commodore 128. [8]

Зарегистрироваться Шестнадцатеричный Бит 7 Бит 6 Бит 5 Бит 4 Бит 3 Бит 2 Бит 1 Бит 0 Описание
0
$00
HT7
HT6
HT5
HT4
HT3
HT2
HT1
HT0
Горизонтальный итог
1
$01
HD7
HD6
HD5
HD4
HD3
HD2
HD1
HD0
Горизонтальное отображение
2
$02
HP7
HP6
HP5
HP4
HP3
HP2
HP1
HP0
Положение горизонтальной синхронизации
3
$03
Фольксваген3
Фольксваген2
Фольксваген-1
ФВ0
HW3
HW2
HW1
HW0
Ширина вертикальной/горизонтальной синхронизации
4
$04
ВТ7
ВТ6
ВТ5
ВТ4
VT3
ВТ2
ВТ1
ВТ0
Вертикальный итог
5
$05
ВА4
ВА3
ВА2
ВА1
ВА0
Вертикальная регулировка
6
$06
ВД7
ВД6
ВД5
ВД4
ВД3
ВД2
ВД1
ВД0
Вертикальное отображение
7
$07
ВП7
ВП6
ВП5
ВП4
ВП3
ВП2
ВП1
ВП0
Положение вертикальной синхронизации
8
$08
IM1
ИМ0
Чересстрочный режим
9
$09
CTV4
CTV3
CTV2
КТВ1
Всего символов по вертикали
10
$0А
СМ1
CM0
CS4
CS3
CS2
CS1
CS0
Режим курсора, строка сканирования начала курсора
11
0 миллиардов долларов
CE4
CE3
CE2
CE1
CE0
Линия сканирования конца курсора
12
$0C
ДС15
ДС14
ДС13
ДС12
ДС11
ДС10
ДС9
ДС8
Старший байт начального адреса дисплея
13
$0D
ДС7
ДС6
ДС5
ДС4
ДС3
ДС2
ДС1
ДС0
Младший байт начального адреса дисплея
14
0 долларов США
CP15
CP14
CP13
CP12
CP11
CP10
CP9
CP8
Старший байт позиции курсора
15
0 франков долларов
CP7
CP6
CP5
CP4
CP3
КП2
CP1
CP0
Младший байт позиции курсора
16
$10
ЛПВ7
ЛПВ6
ЛПВ5
ЛПВ4
ЛПВ3
ЛПВ2
ЛПВ1
ЛПВ0
Световое перо в вертикальном положении
17
$11
ЛПХ7
ЛПХ6
ЛПХ5
ЛПХ4
ЛПХ3
ЛПХ2
ЛПХ1
ЛПХ0
Горизонтальное положение светового пера
18
$12
UA15
UA14
UA13
UA12
UA11
UA10
UA9
UA8
Обновить старший байт адреса
19
$13
UA7
UA6
UA5
UA4
UA3
UA2
UA1
UA0
Обновить младший байт адреса
20
$14
АА15
АА14
АА13
АА12
АА11
АА10
АА9
АА8
Старший байт начального адреса атрибута
21
$15
АА7
АА6
АА5
АА4
АА3
АА2
АА1
АА0
Младший байт начального адреса атрибута
22
$16
CTH3
CTH2
CTH1
CTH0
CDH3
CDH2
CDH1
CDH0
Общее количество символов по горизонтали, отображение символов по горизонтали
23
$17
CDV4
CDV3
CDV2
CDV1
CDV0
Символьный дисплей по вертикали
24
$18
КОПИРОВАТЬ
РВС
СБРАТЭ
VSS4
ВСС3
VSS2
ВСС1
ВСС0
Вертикальная плавная прокрутка
25
$19
ТЕКСТ
ATR
ПОЛУ
двухместный номер
HSS3
HSS2
HSS1
HSS0
Горизонтальная плавная прокрутка
26
1 доллар США
ФГ3
ФГ2
ФГ1
ФГ0
БГ3
БГ2
БГ1
БГ0
Цвет переднего плана/фона
27
1 миллиард долларов
АИ7
АИ6
АИ5
AI4
AI3
AI2
AI1
AI0
Приращение адреса на строку
28
1 доллар США
CB15
CB14
CB13
БАРАН
Базовый адрес персонажа
29
1 динар.
UL4
UL3
UL2
UL1
UL0
Подчеркивание линии сканирования
30
1 евро
ЧМ7
ЧМ6
ЧМ5
Ч4
ЧМ3
туалет 2
туалет 1
WC0
Количество слов
31
1 миллион долларов
ДА7
ДА6
ДА5
ДА4
ДА3
ДА2
ДА1
ДА0
Регистр данных
32
$20
ВА15
ВА14
ВА13
ВА12
ВА11
ВА10
ВА9
ВА8
Старший байт стартового адреса блока
33
$21
БА7
ВА6
ВА5
ВА4
ВА3
ВА2
ВА1
ВА0
Младший байт начального адреса блока
34
$22
ДЕБ7
ДЕБ6
ДЕБ5
ДЕБ4
ДЕБ3
ДЕБ2
ДЕБ1
ДЕБ0
Включение дисплея, начало
35
$23
ДИ7
ДИЭ6
ДИ5
ДИЭ4
ДИЭ3
ДИЭ2
ДИЭ1
ДИ0
Дисплей Включить Конец
36
$24
СРБ3
СРБ2
СРБ1
ДРР0
Частота обновления DRAM
37 [9]
$25
HSYNC
ВСИНХРОНИЗАЦИЯ
Полярность SYNC (недокументированная)

Примечания [ править ]

  1. ^ В терминологии Commodore 128 дисплей VIC-II назывался дисплеем с 40 столбцами, а VDC - с 80 столбцами из-за количества столбцов текста с фиксированным шагом, которые могли отображаться в исходном виде.
  2. ^ Руководство по обслуживанию Commodore 314001-08 (1987).
  3. ^ Аппаратное обеспечение 8563/8568 всегда видно на шинах адреса и данных независимо от того, в каком режиме работает C-128. Следовательно, можно создать отображение из 80 столбцов, работая в режиме совместимости с C-64 . Поддержки операционной системы C-64, конечно же, нет.

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Старинные компьютеры MITH | Графический микропроцессор MOS 8568» . archive.mith.umd.edu . Проверено 18 ноября 2022 г.
  2. ^ «Компьютерная система Commodore 128D — выбор игрока» . www.playerschoicevideogames.com . Проверено 18 ноября 2022 г.
  3. ^ Табке, Бретт (1996). «Технический справочник по 8-битным микросхемам Commodore» .
  4. ^ «Контроллер видеодисплея Список примеров VDC - Выставка» . ПАНАСИС . Проверено 18 ноября 2022 г.
  5. ^ «Коммодор 128 (Д)» . www.storiainformatica.it . Проверено 18 ноября 2022 г.
  6. ^ "пустой" . Графический усилитель 128
  7. ^ "пустой" . Архивировано из оригинала 28 октября 2009 г. 090425 geocities.com
  8. ^ Commodore Capital, Inc., (1986). Справочное руководство программиста Commodore 128. с.294, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Bantam Books, Inc.
  9. ^ «Раскрыто: 38-й регистр VDC 8568» . Архивировано из оригинала 19 февраля 2012 г. Проверено 30 декабря 2008 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 140b2348b0d4666a423d8107bcab5c23__1718622480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/23/140b2348b0d4666a423d8107bcab5c23.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
MOS Technology 8568 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)