МОП-технология 8568
![]() | Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( Апрель 2024 г. ) |

( Контроллер видеодисплея MOS Technology 8568 VDC ) был графическим процессором, отвечающим за 80 столбцов. [1] или RGB I дисплей на Commodore 128DCR персональном компьютере . [1] [2] [3] [4] [5]
В руководстве по обслуживанию Commodore 128 эта деталь называлась « контроллер ЭЛТ с 80 столбцами ». 8568 воплотил в себе многие функции старого ЭЛТ-контроллера 6545E, монохромного а также цвет RGBI. [2] В оригинальном («плоском») Commodore 128 и Commodore 128D (европейский пластиковый корпус) использовался видеоконтроллер 8563 для создания 80-колоночного дисплея. 8568 был, по сути, обновленной версией 8563, сочетающей в себе функциональность последнего с связующей логикой , которая была реализована дискретными компонентами, физически близкими к 8563. В отличие от 8563, 8568 включал неиспользованный (в C-128) активный низкий уровень. строка запроса прерывания ( /INTR
), который был установлен, когда бит «готов» в регистре состояния 8568 изменился с 0 на 1. Чтение регистра управления автоматически отменит подтверждение. /INTR
. Из-за различий в назначении контактов и интерфейсе схемы 8563 и 8568 не являются электрически взаимозаменяемыми. [3]
Commodore 128 имел два режима отображения видео, которые обычно использовались по отдельности, но могли использоваться одновременно, если компьютер был подключен к двум совместимым видеомониторам. Чип VIC-II , также встречавшийся в Commodore 64 , был отображен непосредственно в основную память — видеопамять и центральные процессоры (процессоры 8502 и Z80A) использовали общее объемом 128 КБ ОЗУ VIC-II , а к регистрам управления обращались как к памяти. местоположения (то есть они были отображены в памяти ).
В отличие от VIC-II, 8568 имела собственную локальную видеопамять, 64К у модели C-128DCR (продаваемой в Северной Америке) и, в зависимости от даты производства конкретной машины, либо 16, либо 64К у C-128D. модель (продается в Европе). Обращение к внутренним регистрам VDC и выделенной видеопамяти должно осуществляться косвенным путем. Сначала программа должна сообщить VDC, к какому из 37 внутренних регистров необходимо получить доступ. Затем программа должна дождаться, пока VDC будет готов к доступу, после чего можно будет выполнить чтение или запись в выбранный внутренний регистр. Следующий код типичен для чтения регистра:
ldx #regnum ;VDC register to access
stx $d600 ;write to control register
loop bit $d600 ;check bit 7 of status register
bpl loop ;VDC not ready
lda $d601 ;read from VDC register
...
Следующий код типичен для операции записи в регистр:
ldx #regnum ;VDC register to write to
stx $d600 ;write to control register
loop bit $d600 ;check bit 7 of status register
bpl loop ;VDC not ready
sta $d601 ;write to VDC register
...
Из-за этого несколько громоздкого метода управления 8568 максимально возможная частота кадров в растровом режиме обычно оказывается слишком низкой для аркадных экшн-видеоигр, в которых требуются битовые манипуляции с дисплеем.
В последних версиях 8568 к номеру детали добавлялись коды версии R9a или R9b, что, очевидно, указывает на недокументированные улучшения.
Особенности [ править ]
- Разрешение текста 80 × 25 символов
- Максимальное разрешение видео 720 × 700 пикселей [6]
- Чересстрочный текст до 80 × 50, растровое изображение 640 × 480 В.
- 3 режима символов: стандартный, полуграфический и графический, двойной ширины и растровое изображение HiRes.
- Выход: цифровой RGBI с 16 цветами или 16 оттенками серого, а также ограниченный монохромный композитный.
- Особенности: чересстрочный режим, горизонтальная и вертикальная прокрутка , ввод световым пером , аппаратный курсор, подчеркивание, мигание, обратное видео, 2 набора символов по 256 каждый, прерывание готовности к обновлению.
- Доступ к 64 КБ памяти, программируемый для интерфейса 4164/4464 или 4416 DRAM.
- 48 контактов, тока +5 В постоянного питание [7]
Зарегистрировать листинг [ править ]
Эта информация была адаптирована из Справочного руководства программиста Commodore 128. [8]
Зарегистрироваться | Шестнадцатеричный | Бит 7 | Бит 6 | Бит 5 | Бит 4 | Бит 3 | Бит 2 | Бит 1 | Бит 0 | Описание |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0
|
$00
|
HT7
|
HT6
|
HT5
|
HT4
|
HT3
|
HT2
|
HT1
|
HT0
|
Горизонтальный итог |
1
|
$01
|
HD7
|
HD6
|
HD5
|
HD4
|
HD3
|
HD2
|
HD1
|
HD0
|
Горизонтальное отображение |
2
|
$02
|
HP7
|
HP6
|
HP5
|
HP4
|
HP3
|
HP2
|
HP1
|
HP0
|
Положение горизонтальной синхронизации |
3
|
$03
|
Фольксваген3
|
Фольксваген2
|
Фольксваген-1
|
ФВ0
|
HW3
|
HW2
|
HW1
|
HW0
|
Ширина вертикальной/горизонтальной синхронизации |
4
|
$04
|
ВТ7
|
ВТ6
|
ВТ5
|
ВТ4
|
VT3
|
ВТ2
|
ВТ1
|
ВТ0
|
Вертикальный итог |
5
|
$05
|
— | — | — | ВА4
|
ВА3
|
ВА2
|
ВА1
|
ВА0
|
Вертикальная регулировка |
6
|
$06
|
ВД7
|
ВД6
|
ВД5
|
ВД4
|
ВД3
|
ВД2
|
ВД1
|
ВД0
|
Вертикальное отображение |
7
|
$07
|
ВП7
|
ВП6
|
ВП5
|
ВП4
|
ВП3
|
ВП2
|
ВП1
|
ВП0
|
Положение вертикальной синхронизации |
8
|
$08
|
— | — | — | — | — | — | IM1
|
ИМ0
|
Чересстрочный режим |
9
|
$09
|
— | — | — | — | CTV4
|
CTV3
|
CTV2
|
КТВ1
|
Всего символов по вертикали |
10
|
$0А
|
— | СМ1
|
CM0
|
CS4
|
CS3
|
CS2
|
CS1
|
CS0
|
Режим курсора, строка сканирования начала курсора |
11
|
0 миллиардов долларов
|
— | — | — | CE4
|
CE3
|
CE2
|
CE1
|
CE0
|
Линия сканирования конца курсора |
12
|
$0C
|
ДС15
|
ДС14
|
ДС13
|
ДС12
|
ДС11
|
ДС10
|
ДС9
|
ДС8
|
Старший байт начального адреса дисплея |
13
|
$0D
|
ДС7
|
ДС6
|
ДС5
|
ДС4
|
ДС3
|
ДС2
|
ДС1
|
ДС0
|
Младший байт начального адреса дисплея |
14
|
0 долларов США
|
CP15
|
CP14
|
CP13
|
CP12
|
CP11
|
CP10
|
CP9
|
CP8
|
Старший байт позиции курсора |
15
|
0 франков долларов
|
CP7
|
CP6
|
CP5
|
CP4
|
CP3
|
КП2
|
CP1
|
CP0
|
Младший байт позиции курсора |
16
|
$10
|
ЛПВ7
|
ЛПВ6
|
ЛПВ5
|
ЛПВ4
|
ЛПВ3
|
ЛПВ2
|
ЛПВ1
|
ЛПВ0
|
Световое перо в вертикальном положении |
17
|
$11
|
ЛПХ7
|
ЛПХ6
|
ЛПХ5
|
ЛПХ4
|
ЛПХ3
|
ЛПХ2
|
ЛПХ1
|
ЛПХ0
|
Горизонтальное положение светового пера |
18
|
$12
|
UA15
|
UA14
|
UA13
|
UA12
|
UA11
|
UA10
|
UA9
|
UA8
|
Обновить старший байт адреса |
19
|
$13
|
UA7
|
UA6
|
UA5
|
UA4
|
UA3
|
UA2
|
UA1
|
UA0
|
Обновить младший байт адреса |
20
|
$14
|
АА15
|
АА14
|
АА13
|
АА12
|
АА11
|
АА10
|
АА9
|
АА8
|
Старший байт начального адреса атрибута |
21
|
$15
|
АА7
|
АА6
|
АА5
|
АА4
|
АА3
|
АА2
|
АА1
|
АА0
|
Младший байт начального адреса атрибута |
22
|
$16
|
CTH3
|
CTH2
|
CTH1
|
CTH0
|
CDH3
|
CDH2
|
CDH1
|
CDH0
|
Общее количество символов по горизонтали, отображение символов по горизонтали |
23
|
$17
|
— | — | — | CDV4
|
CDV3
|
CDV2
|
CDV1
|
CDV0
|
Символьный дисплей по вертикали |
24
|
$18
|
КОПИРОВАТЬ
|
РВС
|
СБРАТЭ
|
VSS4
|
ВСС3
|
VSS2
|
ВСС1
|
ВСС0
|
Вертикальная плавная прокрутка |
25
|
$19
|
ТЕКСТ
|
ATR
|
ПОЛУ
|
двухместный номер
|
HSS3
|
HSS2
|
HSS1
|
HSS0
|
Горизонтальная плавная прокрутка |
26
|
1 доллар США
|
ФГ3
|
ФГ2
|
ФГ1
|
ФГ0
|
БГ3
|
БГ2
|
БГ1
|
БГ0
|
Цвет переднего плана/фона |
27
|
1 миллиард долларов
|
АИ7
|
АИ6
|
АИ5
|
AI4
|
AI3
|
AI2
|
AI1
|
AI0
|
Приращение адреса на строку |
28
|
1 доллар США
|
CB15
|
CB14
|
CB13
|
БАРАН
|
— | — | — | — | Базовый адрес персонажа |
29
|
1 динар.
|
— | — | — | UL4
|
UL3
|
UL2
|
UL1
|
UL0
|
Подчеркивание линии сканирования |
30
|
1 евро
|
ЧМ7
|
ЧМ6
|
ЧМ5
|
Ч4
|
ЧМ3
|
туалет 2
|
туалет 1
|
WC0
|
Количество слов |
31
|
1 миллион долларов
|
ДА7
|
ДА6
|
ДА5
|
ДА4
|
ДА3
|
ДА2
|
ДА1
|
ДА0
|
Регистр данных |
32
|
$20
|
ВА15
|
ВА14
|
ВА13
|
ВА12
|
ВА11
|
ВА10
|
ВА9
|
ВА8
|
Старший байт стартового адреса блока |
33
|
$21
|
БА7
|
ВА6
|
ВА5
|
ВА4
|
ВА3
|
ВА2
|
ВА1
|
ВА0
|
Младший байт начального адреса блока |
34
|
$22
|
ДЕБ7
|
ДЕБ6
|
ДЕБ5
|
ДЕБ4
|
ДЕБ3
|
ДЕБ2
|
ДЕБ1
|
ДЕБ0
|
Включение дисплея, начало |
35
|
$23
|
ДИ7
|
ДИЭ6
|
ДИ5
|
ДИЭ4
|
ДИЭ3
|
ДИЭ2
|
ДИЭ1
|
ДИ0
|
Дисплей Включить Конец |
36
|
$24
|
— | — | — | — | СРБ3
|
СРБ2
|
СРБ1
|
ДРР0
|
Частота обновления DRAM |
37 [9]
|
$25
|
HSYNC
|
ВСИНХРОНИЗАЦИЯ
|
— | — | — | — | — | — | Полярность SYNC (недокументированная) |
Примечания [ править ]
- ^ В терминологии Commodore 128 дисплей VIC-II назывался дисплеем с 40 столбцами, а VDC - с 80 столбцами из-за количества столбцов текста с фиксированным шагом, которые могли отображаться в исходном виде.
- ^ Руководство по обслуживанию Commodore 314001-08 (1987).
- ^ Аппаратное обеспечение 8563/8568 всегда видно на шинах адреса и данных независимо от того, в каком режиме работает C-128. Следовательно, можно создать отображение из 80 столбцов, работая в режиме совместимости с C-64 . Поддержки операционной системы C-64, конечно же, нет.
Ссылки [ править ]
- ^ «Старинные компьютеры MITH | Графический микропроцессор MOS 8568» . archive.mith.umd.edu . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ «Компьютерная система Commodore 128D — выбор игрока» . www.playerschoicevideogames.com . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Табке, Бретт (1996). «Технический справочник по 8-битным микросхемам Commodore» .
- ^ «Контроллер видеодисплея Список примеров VDC - Выставка» . ПАНАСИС . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ «Коммодор 128 (Д)» . www.storiainformatica.it . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ "пустой" . Графический усилитель 128
- ^ "пустой" . Архивировано из оригинала 28 октября 2009 г. 090425 geocities.com
- ^ Commodore Capital, Inc., (1986). Справочное руководство программиста Commodore 128. с.294, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Bantam Books, Inc.
- ^ «Раскрыто: 38-й регистр VDC 8568» . Архивировано из оригинала 19 февраля 2012 г. Проверено 30 декабря 2008 г.