Видеотекс
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Videotex (или интерактивный videotex ) был одной из первых реализаций информационной системы конечного пользователя. С конца 1970-х до начала 2010-х годов он использовался для доставки информации (обычно страниц текста) пользователю в компьютерном формате, обычно для отображения на телевизоре или тупом терминале . [1]
В строгом определении videotex — это любая система, которая предоставляет интерактивный контент и отображает его на видеомониторе, например телевизоре, обычно используя модемы для отправки данных в обоих направлениях. Близким родственником является телетекст , который отправляет данные только в одном направлении, обычно закодированные в телевизионном сигнале. Все такие системы иногда называют viewdata . В отличие от современного Интернета , традиционные сервисы видеотекса были высокоцентрализованными.
Videotex в более широком смысле может использоваться для обозначения любой такой услуги. [1] включая телетекст , Интернет , системы досок объявлений , поставщиков онлайн-услуг и даже табло прибытия/отправления в аэропорту. Такое использование больше не распространено.
За исключением Minitel во Франции, компании videotex в других странах никогда не удавалось привлечь лишь очень небольшой процент универсального массового рынка, который когда-то предполагался. К концу 1980-х годов его использование по существу ограничилось несколькими нишевыми приложениями.
Начальные разработки и технологии [ править ]
Соединенное Королевство [ править ]
Первые попытки создания универсального сервиса видеотекса были предприняты в Великобритании в конце 1960-х годов. Примерно в 1970 году BBC провела мозговой штурм, в ходе которого было решено начать исследование способов отправки со скрытыми субтитрами аудитории информации . По мере продолжения исследования Teledata BBC заинтересовалась использованием системы для доставки любого рода информации, а не только субтитров.В 1972 году концепция впервые была обнародована под новым названием Ceefax . Тем временем Главное почтовое отделение (вскоре ставшее British Telecom ) с конца 1960-х годов исследовало подобную концепцию, известную как Viewdata . [2] В отличие от Ceefax, которая представляла собой одностороннюю услугу, передаваемую существующим телевизионным сигналом, Viewdata представляла собой двустороннюю систему с использованием телефонов. Поскольку телефоны принадлежали почтовому отделению, это считалось отличным способом привлечь больше клиентов к использованию телефонов. Чтобы не отставать от BBC, они также объявили о своей службе под названием Prestel . Вскоре ITV присоединилась к борьбе с клоном Ceefax, известным как ORACLE .
В 1974 году все службы согласовали стандарт отображения информации. Дисплей будет представлять собой простую текстовую сетку размером 40 × 24 с некоторыми «графическими символами» для создания простой графики, переработанную и завершенную в 1976 году. [3] Стандарт не определял систему доставки, поэтому сервисы, подобные Viewdata и Teledata, могли, по крайней мере, совместно использовать аппаратное обеспечение ТВ-стороны (которое на тот момент было довольно дорогим). В стандарте также введен новый термин, охватывающий все подобные услуги, — телетекст . Ceefax впервые начал свою работу в 1974 году с ограниченным объемом в 30 страниц, за ним быстро последовал ORACLE, а затем Prestel в 1979 году.
К 1981 году Prestel International был доступен в девяти странах, а ряд стран, включая Швецию, Нидерланды, Финляндию и Западную Германию, разрабатывали свои собственные национальные системы, тесно связанные с Prestel. General Telephone and Electronics (GTE) приобрела эксклюзивное агентство по продаже системы в Северной Америке.
В начале 1980-х годов videotex стал базовой технологией для службы ценообразования Лондонской фондовой биржи под названием TOPIC. Более поздние версии TOPIC, особенно TOPIC2 и TOPIC3, были разработаны Таносом Василакисом и ввели торговые и исторические цены. [4] [5]
Франция [ править ]
Разработка французской системы, похожей на телетекст, началась в 1973 году. В середине 1970-х годов также была продемонстрирована очень простая двусторонняя система видеотекса под названием Tictac. Как и в Великобритании, это привело к разработке общего стандарта отображения для видеотекса и телетекста, названного Antiope , который был завершен в 1977 году. Antiope имела возможности, аналогичные британской системе, для отображения буквенно-цифрового текста и объемного «мозаичного» символьного текста. блокировать графику. Однако разница заключалась в том, что в то время как в стандартных управляющих кодах Великобритании автоматически также занималась одна позиция символа на экране, Антиопа допускала контрольные коды «без пробелов». Это дало Антиопе немного больше гибкости в использовании цветов в мозаичной графике, а также в представлении акцентов и диакритических знаков французского языка.
Между тем, подстегиваемое докладом Норы / Минка 1978 года , французское правительство было полно решимости наверстать упущенное в связи с очевидным отставанием в своих компьютерных и коммуникационных средствах. В 1980 году компания начала полевые испытания по бесплатной выдаче терминалов на базе Antiope более чем 250 000 телефонным абонентам в регионе Иль и Вилен французский исследовательский центр CCETT , где базировался , для использования в качестве телефонных справочников. Испытание увенчалось успехом, и в 1982 году Minitel стал доступен по всей стране.
Канада [ править ]
С 1970 года исследователи из Исследовательского центра коммуникаций (CRC) в Оттаве работали над набором «инструкций описания изображений», которые кодировали графические команды в виде текстового потока. Графика была закодирована как серия инструкций (графических примитивов), каждая из которых была представлена одним символом ASCII. Графические координаты были закодированы в нескольких 6-битных строках данных координат XY, помеченных для помещения их в печатный диапазон ASCII, чтобы их можно было передавать с помощью обычных методов передачи текста. Символы ASCII SI/SO использовались для отличия текста от графических частей передаваемой «страницы». контракт В 1975 году CRC заключил с Norpak на разработку интерактивного графического терминала, который мог бы декодировать инструкции и отображать их на цветном дисплее, который был успешно запущен к 1977 году.
На фоне событий в Европе CRC удалось убедить канадское правительство превратить систему в полноценный сервис. Канады В августе 1978 года Министерство связи публично представило его под названием Telidon , службу видеотекса/телетекста «второго поколения», и взяло на себя обязательство разработать четырехлетний план развития для стимулирования развертывания. По сравнению с европейскими системами, Telidon предлагал настоящую графику, а не блочно-мозаичную графику символов. Обратной стороной было то, что для этого требовались гораздо более совершенные декодеры, обычно оснащенные процессорами Zilog Z80 или Motorola 6809 .
Япония [ править ]
Исследования в Японии были обусловлены потребностями большого количества символов кандзи , используемых в японском письме. С развитием технологий 1970-х годов возможность генерировать такое количество символов по запросу на терминале конечного пользователя считалась непомерно высокой. Вместо этого разработка сосредоточилась на методах отправки предварительно обработанных страниц на пользовательские терминалы с использованием стратегий кодирования, аналогичных факсимильным аппаратам . Это привело к созданию системы видеотекса под названием Captain («Информационная сеть телефонного доступа по символам и шаблонам»), созданной NTT в 1978 году, которая прошла полные испытания с 1979 по 1981 год. Система также естественным образом подходила для фотографических изображений, хотя и с умеренной скоростью. разрешение. Однако страницы обычно загружались в два или три раза дольше по сравнению с европейскими системами. NHK разработала экспериментальную систему телетекста по аналогичной схеме, названную CIBS («Станция вещания символьной информации»). Основанная на разрешении 388×200 пикселей, она была впервые анонсирована в 1976 году, а испытания начались в конце 1978 года (последняя серийная система телетекста NHK была запущена в 1983 году).
Стандарты [ править ]
Работа по созданию международного стандарта видеотекса началась в 1978 году в CCITT . Но национальные делегации не проявили особого интереса к компромиссу, каждая из которых надеялась, что их система определит то, что, как предполагалось, станет огромным новым массовым рынком. Поэтому в 1980 году CCITT выпустил рекомендацию S.100 (позже T.100), [6] отметив сходство, но существенную несовместимость систем и объявив все четыре варианта признанными.
Пытаясь дать толчок рынку, корпорация AT&T , которая в мае 1981 года объявила о своем собственном протоколе уровня представления (PLP). в борьбу вступила [7] [8] Она была основана на канадской системе Telidon, но к ней были добавлены некоторые дополнительные графические примитивы и синтаксис для определения макросов , алгоритмы для определения более чистого интервала между пикселями для текста (произвольного размера), а также динамически переопределяемые символы и графический символ мозаичного блока. set, чтобы он мог воспроизводить контент французской Антиопы. После некоторых дальнейших изменений он был принят в 1983 году как стандарт ANSI X3.110, чаще называемый NAPLPS , синтаксис протокола североамериканского уровня представления. Он также был принят в 1988 году в качестве синтаксиса уровня представления для NABTS , спецификации телетекста североамериканского вещания.
Тем временем европейские национальные почтово-телеграфные агентства (PTT) также проявляли все больший интерес к видеотексу и созвали дискуссии на Европейской конференции администраций почты и телекоммуникаций (CEPT) для координации разработок, которые расходились по национальным направлениям. Помимо британских и французских стандартов, шведы предложили расширить британский стандарт Prestel новым набором более плавных символов мозаичной графики; в то время как спецификация предлагаемой немецкой системы Bildschirmtext (BTX), разработанной по контракту IBM Germany для Deutsche Bundespost , становилась все более причудливой. Первоначально задуманная как британская система Prestel, она включала в себя элементы всех других европейских стандартов и многого другого. Это стало основой для разработки рекомендации СЕПТ T/CD 06-01 . [9] [10] также предложено в мае 1981 г.
Однако из-за национального давления CEPT не стал устанавливать единый стандарт и вместо этого признал четыре «профиля»:
- CEPT1 , соответствующий немецкому BTX ;
- CEPT2 , французский Минитель ;
- CEPT3 , британский Prestel ;
- CEPT4 , шведский Prestel Plus .
Национальным службам видеотекса было предложено следовать одному из существующих четырех основных профилей; или, если они расширили их, сделать это способами, совместимыми с «гармонизированной расширенной» спецификацией. Ходили разговоры о обновлении Prestel до полного стандарта CEPT «в течение пары лет». Но в действительности этого не произошло. Немецкая BTX в конечном итоге создала CEPT1; французский Minitel продолжил работу над CEPT2, который был готов к развертыванию; а британцы остались с CEPT3, который к настоящему времени слишком устоялся, чтобы нарушить совместимость.
Другие страны Европы приняли лоскутное одеяло различных профилей. [11]
В последующие годы CEPT установил ряд стандартов для уровней расширения базового сервиса: для фотографических изображений (на основе JPEG ; T/TE 06-01, более поздние версии), для альфа-геометрической графики, аналогичной NAPLPS/Telidon (T/ ТЭ 06-02), [12] для передачи больших файлов данных и программного обеспечения (T/TE 06-03), [13] для активных возможностей терминала и сценариев (T/TE 06-04), [14] и для открытия возможностей терминала (T/TE 06-05). [15] Но интерес к ним был ограничен.
МККТТ Т.101 [16]
Набор символов [ править ]
Зарегистрированные наборы символов ISO-IR для использования Videotex включают варианты T.51 , наборы полуграфической мозаики, специализированные коды управления C0 и четыре набора специализированных кодов управления C1 .
Поглощение [ править ]
Соединенное Королевство [ править ]
Какое-то время Prestel был довольно популярен, но так и не достиг популярности Ceefax. Это могло быть связано, прежде всего, с относительно низким проникновением подходящего оборудования в британские дома, требующего от пользователя оплаты терминала (сегодня называемого телеприставкой ) , ежемесячной платы за услугу и телефонных счетов сверху. из них (в отличие от США, в большинстве стран Европы в то время местные звонки были платными). В конце 1980-х годов система была переориентирована на поставщика финансовых данных и в конечном итоге была выкуплена Financial Times в 1994 году. Сегодня она продолжает существовать только номинально, как информационная служба FT. Система видеотекса с закрытым доступом, основанная на модели Prestel, была разработана туристической индустрией и продолжает практически повсеместно использоваться турагентами по всей стране.
Используя прототип домашнего телевизора, оснащенного набором микросхем Prestel, Майкл Олдрич из Redifon Computers Ltd в 1979 году продемонстрировал обработку транзакций в реальном времени или онлайн-покупки , как это сейчас называется. [17] С 1980 года он проектировал, продавал и устанавливал системы совместно с крупными британскими компаниями, включая первую в мире систему для туристической индустрии, первую в мире систему определения местоположения транспортных средств для одного из крупнейших мировых производителей автомобилей и первую в мире систему для супермаркетов. [18] Он написал книгу о своих идеях и системах, в которой, среди прочего, исследовалось будущее онлайн-покупок и удаленной работы , что оказалось пророческим. [19] До появления IBM PC , Microsoft MS-DOS и Интернета или Всемирной паутины он изобрел, изготовил и продал «Телепьютер» — ПК, который обменивался данными с помощью набора микросхем Prestel.
Телепьютер представлял собой серию компьютеров с номером. Были произведены и проданы только Teleputer 1 и Teleputer 3 . Телепьютер 1 был очень простым устройством и работал только как телетексный терминал, тогда как Телепьютер 3 представлял собой Z80 на базе микрокомпьютер . Он работал с парой односторонних 5 1 ⁄ дюйма дисковод для гибких дисков диаметром ; Версия с жестким диском емкостью 20 МБ была доступна ближе к концу срока службы продукта. Операционной системой была CP/M или собственный вариант CP*, а устройство поставлялось с набором приложений, состоящим из текстового процессора, электронных таблиц, базы данных и частично скомпилированного базового языка программирования. Дисплей, поставляемый с устройством (как Teleputer 1 , так и Teleputer 3 ), представлял собой модифицированный 14-дюймовый портативный цветной телевизор Rediffusion, в котором удалена схема тюнера и который управлялся входом RGB. Устройство имело встроенную память объемом 64 КБ, которую можно было расширить до 128 КБ с помощью подключаемой карты. Графика имела стандартное разрешение и цвет видеотекста (или телетекста), но также была доступна графическая карта высокого разрешения. Модем со скоростью 75/1200 бод был установлен в стандартной комплектации (также мог работать со скоростью 300/300 и 1200/1200) и подключался к телефону через круглый телефонный разъем старого образца. Кроме того, IEEE можно было установить интерфейсную карту . На задней панели блока имелся RS-232 и Разъемы Centronics , а на передней панели находился разъем для клавиатуры.
Планировалось, что к предлагаемым Teleputer 4 и 5 будет прикреплен лазерный диск, который позволит устройствам управлять выводом видео на отдельный экран.
Испания [ править ]
В Испании система была предоставлена компанией Telefónica и называлась Ibertex, которая была заимствована из французской системы Minitel, но использовала немецкий стандарт CEPT-1, используемый в немецком Bildschirmtext . [20]
Канада [ править ]
В Канаде Министерство связи в конце 1970-х годов начало длительную программу разработки, которая привела к созданию графического сервиса «второго поколения», известного как Telidon . Telidon мог предоставлять услуги, используя интервал вертикального гашения телевизионного сигнала, или полностью по телефону, используя стиль Bell 202 (разделенная скорость передачи данных 150/1200 бод). [ нужна ссылка ] ) модем. Телевизионный сигнал использовался аналогично Ceefax, но использовалась большая часть доступного сигнала (из-за различий в сигналах между Северной Америкой и Европой) для скорости передачи данных около 1200 бит/с. Некоторые системы телевизионного сигнала использовали низкоскоростной модем на телефонной линии для работы с меню. Полученная система была протестирована в нескольких тестовых исследованиях, все из которых оказались неудачными.
Использование модема модели 202 вместо модема, совместимого с существующими DATAPAC точками коммутируемого доступа , такими как Bell 212 , создало серьезные ограничения, поскольку использование общенациональной пакетной сети X.25 практически недоступно для Telidon. услуги на базе. [ нужна ссылка ] Также существовало множество широко распространенных заблуждений относительно разрешения графики и цвета, которые замедляли признание бизнеса. Журнал Byte однажды назвал это «низким разрешением», хотя на самом деле система кодирования была способна 2 24 разрешение в 8-байтовом режиме. [ нужна ссылка ] В правительственных кругах и кругах телекоммуникационных компаний также уделялось явное внимание «аппаратному декодированию» даже после того, как стали легко доступны очень мощные программные декодеры на базе ПК. Этот акцент на специальном одноцелевом оборудовании стал еще одним препятствием на пути широкого внедрения системы.
Включенные услуги:
- Массовая Канада, InfoMart, Торонто
- Teleguide, служба в киоске, предоставляющая туристическую информацию в Торонто от InfoMart, в Сан-Франциско от The Chronicle , в Фениксе от The Arizona Republic и в Лас-Вегасе от The Las Vegas Sun.
Системы на базе NAPLPS (Teleguide) также использовались для интерактивной системы каталогов торговых центров в различных местах, включая крупнейший в мире крытый торговый центр West Edmonton Mall (1985 г.) и Toronto Eaton Center. Он также использовался для интерактивной многоточечной аудиографической образовательной системы телеконференций (1987 г.), которая предшествовала сегодняшним системам совместного использования интерактивных досок, таким как те, которые используются Blackboard и Desire2Learn.
США [ править ]
Одним из первых экспериментов по маркетингу видеотекса среди потребителей в США была компания Radio Shack потребительский терминал видеотекса, по сути одноцелевой предшественник цветного компьютера TRS-80 , которая продавала в торговых точках по всей стране . Продажи были анемичными. Позже Radio Shack продала программный и аппаратный пакет videotex для цветного компьютера.
Пытаясь извлечь выгоду из европейского опыта, ряд американских медиакомпаний в начале 1980-х годов запустили собственные системы видеотекса. Среди них были Knight-Ridder, Los Angeles Times и Field Enterprises в Чикаго, запустившие Keyfax. The Fort Worth Star-Telegram в партнерстве с Radio Shack запустила StarText ( штаб-квартира Radio Shack находилась в Форт-Уэрте).
Однако, в отличие от Великобритании, FCC отказалась устанавливать единый технический стандарт, поэтому каждый поставщик мог выбирать, что пожелает. Некоторые выбрали Telidon (теперь стандартизированный как NAPLPS ), но большинство решило использовать слегка модифицированные версии оборудования Prestel . StarText использовал фирменное программное обеспечение, разработанное в Star-Telegram. Распространенный по всей стране с 1982 по 1984 год, все сервисы быстро умерли. Ни один из них, за исключением StarText, не продолжал работать по прошествии двух лет с даты запуска. StarText продолжал работать до конца 1990-х годов, когда его перенесли в Интернет.
Основная проблема заключалась в том, что системы были слишком медленными и работали на модемах со скоростью 300 бод, подключенных к большим миникомпьютерам . После ожидания отправки данных в течение нескольких секунд пользователям приходилось прокручивать вверх и вниз, чтобы просмотреть статьи. Поиск и индексирование не предусматривались, поэтому пользователям часто приходилось скачивать длинные списки названий, прежде чем они могли скачать саму статью. Более того, большая часть той же информации была доступна в удобном для использования телевизионном формате в эфире или в общих справочниках в местной библиотеке и не была привязана к стационарному телефону . В отличие от системы Ceefax, где сигнал был доступен бесплатно на каждом телевизоре, установка многих систем в США обходится в сотни долларов плюс ежемесячная плата в размере 30 долларов и более.
Самыми успешными онлайн-сервисами того периода были вовсе не сервисы видеотекса. Несмотря на обещания, что videotex понравится массовому рынку, услуги videotex уверенно обогнали Dow Jones News/Retrival (начатая в 1973 году), CompuServe и (несколько отстающая) The Source , начавшие свою деятельность в 1979 году. [21] Ни один из них не был сервисом видеотекса и не использовал для контента фиксированную покадровую модель видеотекса. Вместо этого все три использовали функции поиска и текстовые интерфейсы для доставки файлов, которые по большей части были простым ASCII. Другие сервисы на основе ASCII, ставшие популярными, включали Delphi (запущенный в 1983 году) и GEnie (запущенный в 1985 году).
Тем не менее, услуги на базе NAPLPS были разработаны несколькими другими совместными партнерствами в период с 1983 по 1987 год. [22] В их число вошли:
- Viewtron — совместное предприятие Knight-Ridder и AT&T.
- Gateway, сервис в Южной Калифорнии, созданный совместным предприятием Times Mirror и InfoMart из Канады.
- Keyfax, служба в Чикаго от Field Enterprises и Centel.
- Covidea, базирующаяся в Нью-Йорке, созданная AT&T и Chemical Bank совместно с Time Inc. и Bank of America. [23] [24] [25] [26]
Совместное предприятие AT&T-CBS завершило умеренно успешное испытание использования видеотекса в домах Риджвуда, штат Нью-Джерси, с использованием технологии, разработанной в Bell Labs. После суда в Риджвуде AT&T и CBS расстались. Впоследствии CBS заключила партнерские отношения с IBM и Sears, Roebuck and Company, чтобы сформировать Trintex. Примерно в 1985 году эта организация начала предлагать услугу под названием Prodigy , которая использовала NAPLPS для отправки информации своим пользователям, вплоть до тех пор, пока в конце 1990-х годов она не превратилась в интернет-провайдера. Из-за своего относительно позднего дебюта Prodigy смогла пропустить промежуточный этап — убедить американских потребителей прикрепить к своим телевизорам фирменные коробки; он был одним из первых сторонников компьютерного видеотекса.
Технология Videotex также была принята для использования внутри организаций. Digital Equipment Corp (DEC) предложила продукт videotex (VTX) для системы VAX. Goldman Sachs, например, внедрил и разработал внутреннюю систему распространения информации о фиксированном доходе и продажи облигаций на основе DEC VTX. Внутренние системы были заменены внешними поставщиками, в частности Bloomberg, который предлагал дополнительные преимущества, предоставляя информацию от разных фирм и обеспечивая интерактивное общение между фирмами.
Одной из первых корпораций, принявших участие в Videotex в США, была American Express. Его услуга под брендом «American Express ADVANCE» включала информацию о карточном счете, бронирование поездок, цены на акции Shearson Lehman и даже онлайн-покупки через подразделение Merchandise Services.
Австралия [ править ]
Национальная общественная служба Videotex Австралии Viatel была запущена компанией Telecom Australia 28 февраля 1985 года. [27] Он был основан на британском сервисе Prestel . [28] Позже услуга была переименована в Discovery 40 в связи с форматом экрана с 40 столбцами, а также для того, чтобы отличить ее от другой телекоммуникационной услуги, Discovery 80. Система Viatel очень быстро завоевала популярность в первый год своего существования благодаря усилиям GEC. Менеджер Терри Крюс и его новаторская работа в области домашнего банковского обслуживания для Банка Содружества . [29] [ ласковые слова ]
Новая Зеландия [ править ]
Частная служба, известная как TAARIS (Служба бронирования и информации Ассоциации туристических агентов), была запущена в Новой Зеландии в 1985 году для Ассоциации туристических агентов Новой Зеландии компанией ICL Computers. В этой службе использовалось собственное программное обеспечение «Бюллетень» ICL, которое было основано на стандарте Prestel , но предоставляло множество дополнительных возможностей, таких как возможность запуска дополнительного программного обеспечения для конкретных приложений. Он также поддерживал собственную службу электронной почты.
Нидерланды [ править ]
В Нидерландах тогдашняя государственная телефонная компания PTT (ныне KPN ) управляла двумя платформами: Viditel (запущена в 1980 г.) [30] ) и Videotex Nederland. [31] С точки зрения пользователя основное различие между этими системами заключалось в том, что Viditel использовал стандартные телефонные номера для подключения, тогда как Videotex использовал телефонные номера с повышенным тарифом . Для Viditel вам требовалась (платная) подписка, и, кроме того, вы платили за каждую посещенную страницу. Для услуг Videotex вам обычно не требовалась подписка и не требовалась аутентификация: вы платили за услуги по премиальному тарифу модемного соединения в зависимости от времени соединения, независимо от того, какие страницы или услуги вы получили.
С точки зрения поставщика информации между Viditel и Videotex были огромные различия: через Viditel все данные обычно хранились на центральном компьютере(ах), принадлежащем(ых) и управляемом KPN: для обновления информации в системе вы подключались к компьютеру Viditel. и через приложение эмуляции терминала вы можете редактировать информацию.
Но при использовании Videotex информация находится на компьютерной платформе, принадлежащей и управляемой поставщиком информации. Система Videotex подключила конечного пользователя к линии Datanet 1 поставщика информации. Поставщик информации зависел от того, поддерживает ли точка доступа (устройство непосредственно за телефонной линией) протокол videotex или это было прозрачное соединение, при котором хост обрабатывал протокол.
Как уже говорилось, услуги Videotex Nederland предлагали доступ по нескольким основным тарифным номерам , и поставщик информации/услуг мог выбирать стоимость доступа к своей услуге. В зависимости от используемого количества тариф может варьироваться от ƒ 0,00 до ƒ 1,00 голландских гульденов (что составляет от 0,00 до 0,45 евро ) за минуту.
Помимо этих общедоступных услуг, как правило, без аутентификации, существовало также несколько частных служб, использующих ту же инфраструктуру, но с собственными телефонными номерами доступа и выделенными точками доступа. Поскольку эти службы не были общедоступными, вам приходилось входить в инфраструктуру. Крупнейшими частными сетями были Travelnet , которая представляла собой систему информации и бронирования для туристической индустрии, и RDWNet , которая была создана для торговли автомобилями для регистрации результатов испытаний ТО в агентстве, официально выдавшем отчет об испытаниях. показаний одометра каждый Позже для филиала были добавлены дополнительные услуги, например, услуга регистрации раз при поступлении автомобиля на сервис. Это было частью Национальной службы автопассажиров и теперь доступно через Интернет. [32]
Сеть Videotex Nederland также предлагала прямой доступ к большинству услуг французской системы minitel .
Ирландия [ править ]
Версия французской системы Minitel была представлена в Ирландии компанией eircom (тогда называвшейся Telecom Éireann) в 1988 году. [33] Система была основана на французской модели, и ирландские услуги были доступны даже из Франции по коду «3619 Ирландия».
Ряд крупных ирландских компаний объединились, чтобы предложить ряд онлайн-услуг, включая справочную информацию, покупки, банковские услуги, бронирование отелей, бронирование авиабилетов, новости, погоду и информационные услуги. Это не была централизованная услуга, и отдельные поставщики услуг могли подключаться к ней через сеть коммутации пакетов Eirpac . Он также может подключаться к базам данных в других сетях, таких как французские службы Minitel, европейские базы данных и университетские системы.Эта система также стала первой платформой в Ирландии, предложившей пользователям доступ к электронной почте за пределами корпоративной среды. Несмотря на то, что система была передовой для своего времени, она не смогла завоевать большой рынок и в конечном итоге была снята с производства из-за отсутствия коммерческого интереса. Развитие Интернета и других глобальных онлайн-сервисов в начале-середине 1990-х годов сыграло важную роль в гибели ирландской Minitel. Служба в конечном итоге прекратилась к концу 1990-х годов. [33] ..
Терминалы Minitel Ireland были технически идентичны своим французским аналогам, за исключением того, что они имели QWERTY- клавиатуру и телефонную розетку RJ-11 , которая является стандартным телефонным разъемом в Ирландии. В 1992 году терминалы можно было арендовать за 5,00 ирландских фунтов (6,35 евро) в месяц или купить за 250,00 ирландских фунтов (317,43 евро).
Минитель [ править ]
Французская система Minitel, в отличие от любой другой услуги, пользователям предоставляла целый специально разработанный терминал бесплатно . Это был преднамеренный шаг со стороны France Telecom, которая считала, что в долгосрочной перспективе будет дешевле раздавать бесплатные терминалы и учить своих клиентов искать телефонные списки на терминале, вместо того, чтобы продолжать печатать и отправлять миллионы телефонных книг каждый год.
Как только сеть была создана, начали появляться коммерческие услуги, ставшие очень популярными в середине 1980-х годов. К 1990 году использовались десятки миллионов терминалов. Как и Prestel, Minitel использовал асимметричный модем (1200 бит/с для загрузки информации на терминал и 75 бит/с обратно).
Алекс [ править ]
Bell Canada представила Minitel Квебеку как Алекс в 1988 году, а — Онтарио два года спустя . Он был доступен как автономный ЭЛТ- терминал (очень похожий по конструкции на ADM-3A ) с модемом 1200 бит/с, так и как программное обеспечение только для компьютеров MS-DOS. Система была принята с энтузиазмом благодаря бесплатному двухмесячному вводному периоду, но через два года она провалилась. Плата за онлайн-услуги была очень высокой, а полезные услуги, такие как банковское обслуживание на дому, бронирование ресторанов и ленты новостей, которые рекламировала Bell Canada , не были реализованы; в течение очень короткого времени большая часть контента на Алексе была низкого качества или очень дорогих чатов. Терминалы Alex выполняли двойную функцию: подключались к BBS, поддерживающим только текстовые сообщения .
в Бразилии Минитель
Очень успешная система была запущена в Сан-Паулу , Бразилия , тогдашней государственной компанией Telesp (Telecomunicações de São Paulo). Он назывался Videotexto и действовал с 1982 года до середины девяностых; несколько других государственных телефонных компаний последовали примеру Telesp, но каждый штат имел отдельные базы данных и услуги. Ключом к успеху было то, что телефонная компания предлагала только услуги и базы данных телефонных абонентов, а третьи стороны — банки, поставщики баз данных, газеты — предлагали дополнительный контент и услуги. Примерно в 1995 году система достигла пика в 70 тысяч подписчиков.
Южная Африка [ править ]
Компания Beltel была запущена компанией Telkom в середине восьмидесятых годов и продолжалась до 1999 года.
Интернетом сегодняшним Сравнение с
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2022 г. ) |
Хотя некоторые считают, что видеотекс является предшественником Интернета, эти две технологии развивались отдельно и отражают фундаментально разные предположения о том, как компьютеризировать коммуникации.
Интернет в своей зрелой форме (после 1990 года) сильно децентрализован, поскольку, по сути, представляет собой федерацию тысяч поставщиков услуг, взаимное сотрудничество которых обеспечивает более или менее функционирование всего. Более того, различные аппаратные и программные компоненты Интернета разрабатываются, производятся и поддерживаются тысячами различных компаний. Таким образом, выполнение любой конкретной задачи в Интернете, такой как поиск веб-страницы, зависит от вклада сотен людей из ста или более отдельных компаний, каждая из которых может иметь лишь очень слабые связи друг с другом.
Напротив, videotex всегда был высокоцентрализованным (за исключением французской службы Minitel, которая также включала тысячи поставщиков информации, использующих свои собственные серверы, подключенные к сети с коммутацией пакетов «TRANSPAC»). Даже в сетях Videotex, где сторонние компании могли публиковать свой собственный контент и управлять специальными сервисами, такими как форумы, одна компания обычно владела и управляла базовой коммуникационной сетью, разрабатывала и развертывала необходимое оборудование и программное обеспечение и выставляла счета как поставщикам контента, так и пользователям. доступ. Исключением была система обработки транзакций videotex, разработанная в Великобритании Майклом Олдричем в 1979 году, которая принесла телеторговлю (или онлайн-покупки , как ее позже назвали) широкую известность и была идеей, развитой позже через Интернет. Системы Олдрича были основаны на миникомпьютерах, которые могли взаимодействовать с несколькими мейнфреймами. В Великобритании было установлено множество систем, включая первую в мире систему телеторговли в супермаркетах.
Почти все книги и статьи (на английском языке) периода расцвета Videotex (конец 1970-х и начало 1980-х годов), кажется, отражают общее предположение, что в любой системе Videotex будет одна компания, которая будет строить и эксплуатировать сеть. Хотя в ретроспективе это кажется недальновидным, важно понимать, что связь воспринималась как естественная монополия на протяжении почти столетия — действительно, в большей части мира телефонные сети тогда и до сих пор явно управляются как государственная монополия. Интернет, каким мы его знаем сегодня, в 1970-х годах все еще находился в зачаточном состоянии и в основном работал по телефонным линиям, принадлежавшим AT&T и арендованным ARPA . В то время AT&T не восприняла всерьез угрозу, исходящую от коммутации пакетов ; фактически он отказался от возможности захватить управление ARPANET . Другие компьютерные сети в то время не были децентрализованными; например, в частной сети Tymnet были центральные управляющие компьютеры, называемые супервизорами, которые контролировали друг друга в автоматически определяемой иерархии. Потребуется еще десятилетие напряженной работы, чтобы превратить Интернет из академической игрушки в основу современной информационной утилиты.
Определения [ править ]
Определения Videotex и связанных с ним терминов. [34] Эти определения были написаны в 1980 году, поэтому некоторые названия могут быть устаревшими.
- Videotex: двусторонний интерактивный сервис. Этот термин был придуман CCITT и подчеркивает информацию, полученную с помощью возможности отображения страниц текста и графического материала на экранах адаптированных телевизоров.
- Viewdata : Альтернативный термин видеотексу, используемый, в частности, Британской почтовой службой и вообще в Великобритании и США. В других местах предпочтительным является термин видеотекс. Viewdata была придумана BPO в начале 1970-х годов, но была признана неприемлемой в качестве торгового названия, поэтому ее использовали в качестве непатентованного названия.
- Телетекст : информационные услуги одностороннего вещания для отображения страниц текста и графического материала на экранах адаптированных телевизоров. На радиовещательной станции постоянно циклически воспроизводится ограниченный выбор информационных страниц. С помощью клавиатуры пользователь может выбирать для отображения по одной странице из цикла. Информация передается в цифровой форме, обычно используя свободную емкость телевещательного сигнала. Тщательная конструкция гарантирует отсутствие помех нормальному телевизионному изображению. Альтернативно, он может использовать всю пропускную способность выделенного канала. По сравнению с двусторонним видеотексом телетекст по своей сути более ограничен, хотя, как правило, менее затратен.
- Teletex : Стандарт текстовой связи для связи текстовых процессоров и аналогичных терминалов, сочетающий в себе возможности офисных пишущих машинок и редактирования текста.
- Ceefax («См. факты»): название BBC для своей общественной службы телетекста, доступной на двух телеканалах с использованием свободных мощностей.
- Oracle («Дополнительное распознавание электроники с кодированной линией»): название эквивалентной службы телетекста IBA .
- Bildschirmtext , DataVision, Bulletin, Captain , Teletel , Prestel , Viewtron и т. д.: собственные имена для конкретных реализаций видеотекса.
См. также [ править ]
- Поставщик онлайн-услуг
- Сеть Набу . Сеть Набу не была системой видеотекса, но это была первая служба передачи данных, централизованно управляемая канадской кабельной промышленностью.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б МакКинли, Джон (13 января 1982 г.). «Видеотекс» . Австралийский библиотечный журнал . 31 (3): 12–15. дои : 10.1080/00049670.1982.10755457 .
- ^ «Видеотекс в Европе» (PDF) . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ «Спецификация телетекста вещания, сентябрь 1976 г.» .
- ^ Деловая информация на работеМайкл Лоу, 1999, Routledge.
- ^ Рынок видеотекса: теория эволюции.Ссылки автора открывают панель наложения. Джеймс А.Кэмпбелл, Хилари Б.Томас
- ^ Рекомендация ITU-T T.100, Международный обмен информацией для International Videotex , Женева, 1980 г.; измененная Малага 1984 г.
- ↑ Пока-пока, Бузби, пока-пока , New Scientist , 28 мая 1981 г.
- ^ Специальный раздел: Videotex прибывает в Америку , InfoWorld , 28 сентября 1981 г., стр. 33–54. Информацию о PLP AT&T см., в частности, на стр. 38 и стр. 41–42.
- ↑ Война за просмотр данных окончена , New Scientist , 14 мая 1981 г.
- ^ ETS 300 072, Терминальное оборудование: Протокол уровня представления Videotex: Синтаксис данных уровня представления Videotex , ноябрь 1990 г. Обновленная версия Рекомендации CEPT T/CD 06-01.
- ^ например, Основные события и разработки на рынке электронных информационных услуг, 1991 г. , отчет Европейской комиссии COM (93) 156. См. таблицу 14, стр. 30 (лист 39 в формате pdf).
- ^ ETS 300 073, Синтаксис данных уровня представления Videotex: геометрическое отображение . Эквивалент Рекомендации CEPT T/TE 06-02 (Эдинбург, 1988 г.)
- ^ ETS 300 074, Синтаксис данных уровня представления Videotex: Прозрачные данные . Эквивалент Рекомендации CEPT T/TE 06-03 (Эдинбург, 1988 г.)
- ^ ETS 300 075, Обрабатываемые данные Videotex . (1990). На основе Рекомендации CEPT T/TE 06-04. Второе издание, 1994 г.
- ^ ETS 300 076, Идентификатор терминального оборудования Videotex . (1990). На основе Рекомендации CEPT T/TE 06-05. Второе издание, 1992 год . Третье издание, 1994 год .
- ^ Рекомендация ITU-T T.101, Международное взаимодействие для служб Videotex, версия 1988 г.; Расширенная версия, 1994 г.
- ^ «Videotex переносит телешопинг Gateshead в дом» Журнал «The Incorporated Engineer» IEEIE, Лондон, сентябрь 1984 г., стр. 6.
- ^ «Пионеры интернет-шопинга» . Архив Олдрича, Брайтонский университет. Архивировано из оригинала 23 октября 2018 г.
- ^ Videotex-Key to the Wired City, Aldrich MJ, Quiller Press, Лондон, 1982
- ^ СЕТИ ТЕЛЕМАТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ : В Ibertex информационные страницы принимаются в соответствии со стандартом CEPT-1, самым продвинутым стандартом, существующим в Videotex, который допускает графику, но не звук.
- ^ Кревитт-Эрес и др. (1986), Отчет ЮНЕСКО , Таблица 5-1, страница 56 (лист 64 в формате pdf)
- ^ Карузо Т.П. и М.Р. Харш. «Совместные предприятия в кабельной и видеотексной промышленности». Архивировано 3 апреля 2015 г. в Wayback Machine . Магистерская диссертация по менеджменту, Школа менеджмента Слоана, Массачусетский технологический институт (MIT), июнь 1984 г.
- ^ Home Banking получает новый импульс , InfoWorld , 5 августа 1985 г.
- ^ Covidea добавит информационную службу в Нью-Йорке , InfoWorld , 3 февраля 1986 г.
- ↑ Гиганты отрасли запускают вторую волну видеотекса , Network World , 25 августа 1986 г.
- ↑ Covidea прекращает деятельность в сфере коммерческого видеотекса , Network World , 19 декабря 1988 г.
- ^ Telecom Viatel: Информация о поставщике услуг
- ^ Telecom Viatel: Ключевые факты для поставщиков услуг
- ^ «Справочник и журнал Viatel, том 4, 1986 г. (Telecom Australia)» . 13 мая 1986 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Бузяулан» . buziaulane.blogspot.com .
- ^ Примечание. Подробная информация об этих услугах через Videotex Nederland и Viditel на голландской вики.
- ^ Главная страница Nationale Autopas
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Минитель» . независимый . 5 февраля 2006 г.
- ^ Videotex: новые телевизионно-телефонные информационные службы , Р. Вулф, опубликовано Heyden & Son Ltd, Лондон, 1980, ISBN 0-85501-493-8
Дальнейшее чтение [ править ]
- Майкл Олдрич (1982), Videotex: Ключ к проводному городу , Лондон: Quiller Press. ISBN 0-907621-12-0
- Клэр Анселин и Мари Маршан, ред. (1984), Le Vidéotex: Вклад в дебаты по телематике . Париж: Массон. ISBN 2-225-80414-1 (на французском языке)
- Бет Кревитт-Эрес и др. , для ЮНЕСКО (1986), Руководство для лиц, принимающих решения, по видеотексу и телетексту . Включает полезный обзор систем Videotex, работающих на тот момент, по странам.
- Бернар Марти, изд. (1990), Телематика, методы, стандарты, услуги . Париж: Дюнод ISBN 2-04-019838-5 (на французском языке)
- Томас П. Карузо и Марк Р. Харш с Эдвардом Б. Робертсом, руководителем диссертации (1984 г.), «Совместные предприятия в кабельной и видеотехнической промышленности» , магистерская диссертация, Школа менеджмента Слоана Массачусетского технологического института.
- Сюзанна К. Шмидт и Раймунд Верле (1998) Interactive Videotex , в «Технологии координации: исследования в области международной стандартизации телекоммуникаций» , MIT Press, стр. 147–184. ISBN 0-262-19393-0
Внешние ссылки [ править ]
- Дэвид Карлсон, Хронология онлайн: 1980-е годы , Университет Флориды
- Web 0.1 — До Интернета был видеотекс. - Обзор технологий Массачусетского технологического института