Jump to content

Цветовое пространство

(Перенаправлено с Colorspace )
Сравнение некоторых гамм цветности RGB и CMYK на CIE 1931 xy . диаграмме цветности
Сравнение цветностей, заключенных в некоторых цветовых пространствах.

Цветовое пространство — это специфическая организация цветов . В сочетании с цветовым профилированием, поддерживаемым различными физическими устройствами, он поддерживает воспроизводимые представления цвета — независимо от того, является ли такое представление аналоговым или цифровым . Цветовое пространство может быть произвольным, т. е. с физически реализованными цветами, присвоенными набору физических образцов цвета с соответствующими назначенными названиями цветов (включая дискретные номера, например, в коллекции Pantone ), или структурированным с математической строгостью (как в системе NCS). , Adobe RGB и sRGB ). «Цветовое пространство» — это полезный концептуальный инструмент для понимания цветовых возможностей конкретного устройства или цифрового файла. При попытке воспроизвести цвет на другом устройстве цветовые пространства могут показать, можно ли сохранить детализацию теней/светлых участков и насыщенность цвета, и насколько они будут нарушены.

« Цветовая модель » — это абстрактная математическая модель, описывающая способ представления цветов в виде кортежей чисел (например, троек в RGB или четверок в CMYK ); однако цветовая модель без связанной с ней функции отображения в абсолютном цветовом пространстве представляет собой более или менее произвольную цветовую систему, не связанную с какой-либо общепризнанной системой интерпретации цвета. Добавление специальной функции сопоставления между цветовой моделью и эталонным цветовым пространством устанавливает в эталонном цветовом пространстве определенный «след», известный как гамма , и для данной цветовой модели это определяет цветовое пространство. Например, Adobe RGB и sRGB — это два разных абсолютных цветовых пространства, оба основаны на цветовой модели RGB. При определении цветового пространства обычным эталонным стандартом являются цветовые пространства CIELAB или CIEXYZ , которые были специально разработаны для охвата всех цветов, которые может видеть обычный человек. [ 1 ]

Поскольку «цветовое пространство» идентифицирует конкретную комбинацию цветовой модели и функции отображения, это слово часто используется неофициально для обозначения цветовой модели. Однако, хотя идентификация цветового пространства автоматически определяет связанную с ним цветовую модель, такое использование в строгом смысле неверно. Например, хотя несколько конкретных цветовых пространств основаны на цветовой модели RGB , не существует такого понятия, как единственное цветовое пространство RGB .

Томас Янг и Герман Гельмгольц глаза предположили, что сетчатка состоит из трех разных типов световых рецепторов: красного, зеленого и синего.

В 1802 году Томас Янг постулировал существование трех типов фоторецепторов (теперь известных как колбочки ) в глазу, каждый из которых был чувствителен к определенному диапазону видимого света. [ 2 ] В 1850 году Герман фон Гельмгольц развил теорию Янга-Гельмгольца : три типа колбочек можно классифицировать как предпочитающие короткие ( синие ), средние ( зеленые ) и предпочитающие длинные ( красные ) в зависимости от их реакции. длинам волн света, попадающим на сетчатку . Относительная сила сигналов, обнаруживаемых тремя типами колбочек, интерпретируется мозгом как видимый цвет. Но неясно, считали ли они цвета точками в цветовом пространстве.

Концепция цветового пространства, вероятно, принадлежит Герману Грассману , который разработал ее в два этапа. Во-первых, он разработал идею векторного пространства , которая позволила алгебраическое представление геометрических понятий в n -мерном пространстве . [ 3 ] Фернли-Сандер (1979) описывает основу линейной алгебры Грассмана следующим образом: [ 4 ]

Определение линейного пространства (векторного пространства)... стало широко известно примерно в 1920 году, когда Герман Вейль и другие опубликовали формальные определения. Фактически такое определение было дано тридцатью годами ранее Пеано , который был досконально знаком с математическими работами Грассмана. Грассман не дал формального определения — языка не было, — но нет никаких сомнений в том, что концепция у него была.

На основе этой концептуальной основы в 1853 году Грассман опубликовал теорию смешивания цветов; его и его три цветовых закона до сих пор преподают, как закон Грассмана . [ 5 ]

Как впервые заметил Грассман... световое множество имеет структуру конуса в бесконечномерном линейном пространстве. В результате фактормножество (относительно метамерии) светового конуса наследует коническую структуру, которая позволяет представить цвет в виде выпуклого конуса в трехмерном линейном пространстве, называемом цветовым конусом. [ 6 ]

Сравнение цветовых моделей CMYK и RGB . Это изображение демонстрирует разницу между тем, как цвета будут выглядеть на мониторе компьютера (RGB), и тем, как они могут воспроизводиться в конкретном процессе печати CMYK.

созданы при с цветовыми пространствами на основе цветовой модели CMYK с использованием субтрактивных основных цветов пигмента печати ( голубого , , агента Цвета . желтого быть и черного могут ) Чтобы создать трехмерное представление данного цветового пространства, мы можем присвоить количество пурпурного цвета оси X представления , количество голубого цвета — его оси Y, а количество желтого — его оси Z. Получающееся в результате трехмерное пространство обеспечивает уникальное положение для каждого возможного цвета, который может быть создан путем объединения этих трех пигментов.

Цвета можно создавать на компьютерных мониторах с цветовыми пространствами на основе цветовой модели RGB с использованием аддитивных основных цветов ( красного , зеленого и синего ). В трехмерном представлении каждый из трех цветов будет присвоен осям X, Y и Z. Цвета, генерируемые на данном мониторе, будут ограничены средой воспроизведения, например люминофором (в ЭЛТ-мониторе ) или фильтрами и подсветкой ( ЖК- монитор).

Другой способ создания цветов на мониторе — использование цветовой модели HSL или HSV , основанной на оттенке , насыщенности и яркости (значении/яркости). В такой модели переменным присваиваются цилиндрические координаты .

Многие цветовые пространства могут быть представлены таким образом как трехмерные значения, но некоторые из них имеют больше или меньше измерений, а некоторые, такие как Pantone , вообще не могут быть представлены таким образом.

Конверсия

[ редактировать ]

Преобразование цветового пространства — это перевод представления цвета из одной основы в другую. Обычно это происходит в контексте преобразования изображения, представленного в одном цветовом пространстве, в другое цветовое пространство, цель которого состоит в том, чтобы переведенное изображение выглядело как можно более похожим на оригинал.

Плотность RGB

[ редактировать ]

Цветовая модель RGB реализуется по-разному, в зависимости от возможностей используемой системы. Наиболее распространенное воплощение, широко используемое по состоянию на 2021 год. представляет собой 24- битную реализацию с 8 битами или 256 дискретными уровнями цвета на канал . [ 7 ] Таким образом, любое цветовое пространство, основанное на такой 24-битной модели RGB, ограничено диапазоном 256×256×256 ≈ 16,7 миллионов цветов. В некоторых реализациях используется 16 бит на компонент, всего 48 бит, что приводит к той же гамме с большим количеством различных цветов. Это особенно важно при работе с цветовыми пространствами с широкой гаммой (где большинство наиболее распространенных цветов расположены относительно близко друг к другу) или когда последовательно используется большое количество алгоритмов цифровой фильтрации. Тот же принцип применим к любому цветовому пространству, основанному на одной и той же цветовой модели, но реализованному с разной битовой глубиной .

Цветовое пространство XYZ CIE 1931 года было одной из первых попыток создать цветовое пространство, основанное на измерениях человеческого восприятия цвета (более ранние усилия были предприняты Джеймсом Клерком Максвеллом , Кенигом и Дитеричи и Эбни из Имперского колледжа ). [ 8 ] и это основа почти всех других цветовых пространств. Цветовое пространство CIERGB является линейно связанным с CIE XYZ. Дополнительные производные от CIE XYZ включают CIELUV , CIEUVW и CIELAB .

Аддитивное смешивание цветов: три перекрывающиеся лампочки в вакууме, складываясь вместе, создают белый цвет.
Субтрактивное смешивание цветов: три пятна краски на белой бумаге, которые вычитаются вместе, и бумага становится черной.

В RGB используется аддитивное смешивание цветов, поскольку оно описывает, какой свет необходимо излучать для получения данного цвета. RGB хранит отдельные значения красного, зеленого и синего. RGBA — это RGB с дополнительным каналом альфа для обозначения прозрачности. Общие цветовые пространства, основанные на модели RGB, включают sRGB , Adobe RGB , ProPhoto RGB , scRGB и CIE RGB .

CMYK использует субтрактивное смешение цветов, используемое в процессе печати, поскольку оно описывает, какие чернила необходимо применять, чтобы свет, отраженный от подложки и проходивший через чернила, давал заданный цвет. Начинается с белой подложки (холст, страница и т. д.) и используются чернила, чтобы вычесть цвет из белого, чтобы создать изображение. CMYK хранит значения чернил для голубого, пурпурного, желтого и черного цветов. Существует множество цветовых пространств CMYK для разных наборов красок, носителей и характеристик печатной машины (которые изменяют растискивание или функцию передачи для каждой краски и, таким образом, меняют внешний вид).

YIQ раньше использовался в телевизионных передачах NTSC ( Северная Америка , Япония и другие страны) по историческим причинам. Эта система хранит значение яркости , примерно аналогичное (и иногда ошибочно определяемое как) [ 9 ] [ 10 ] luminance вместе с двумя значениями цветности как приблизительными представлениями относительного количества синего и красного в цвете. Она аналогична схеме YUV , используемой в большинстве систем видеозахвата. [ 11 ] и в телевидении PAL ( Австралия , Европа , кроме Франции , где используется SECAM ), за исключением того, что цветовое пространство YIQ повернуто на 33° относительно цветового пространства YUV и меняются местами цветовые оси. Схема YDbDr , используемая телевидением SECAM, вращается по-другому.

YPbPr — это масштабированная версия YUV. Чаще всего его можно увидеть в цифровой форме YCbCr , широко используемой в схемах сжатия видео и изображений, таких как MPEG и JPEG .

xvYCC — это новый международный стандарт цветового пространства цифрового видео, опубликованный IEC (IEC 61966-2-4). Он основан на стандартах ITU BT.601 и BT.709, но расширяет диапазон за пределы основных цветов R/G/B, указанных в этих стандартах.

HSV ( оттенок , насыщенность , значение ), также известный как HSB (оттенок, насыщенность, яркость ), часто используется художниками, поскольку часто естественнее думать о цвете с точки зрения оттенка и насыщенности, чем с точки зрения цвета. аддитивные или субтрактивные компоненты цвета. HSV — это преобразование цветового пространства RGB, а его компоненты и колориметрия относятся к цветовому пространству RGB, из которого оно было получено.

HSL ( оттенок , насыщенность , яркость / яркость ), также известный как HLS или HSI (оттенок, насыщенность, интенсивность ), очень похож на HSV , где «яркость» заменяет «яркость». Разница в том, что яркость чистого цвета равна яркости белого, а яркость чистого цвета — светлоте среднего серого.

Коммерческий

[ редактировать ]

специального назначения

[ редактировать ]

Устаревший

[ редактировать ]

Ранние цветовые пространства имели два компонента. Они в значительной степени игнорировали синий свет, потому что дополнительная сложность трехкомпонентного процесса обеспечивала лишь незначительное увеличение точности по сравнению с переходом от монохромного к двухкомпонентному цвету.

  • RG для раннего Technicolor фильма
  • RGK для ранней цветной печати

Абсолютное цветовое пространство

[ редактировать ]

В науке о цвете существует два значения термина « абсолютное цветовое пространство» :

В этой статье мы сосредоточимся на втором определении.

CIEXYZ , sRGB и ICtCp являются примерами абсолютных цветовых пространств, в отличие от общего цветового пространства RGB .

Неабсолютное цветовое пространство можно сделать абсолютным, определив его связь с абсолютными колориметрическими величинами. Например, если красный, зеленый и синий цвета на мониторе измерены точно вместе с другими свойствами монитора, то значения RGB на этом мониторе можно считать абсолютными. Цветовое пространство CIE 1976 L*, a*, b* иногда называют абсолютным, хотя точки белого . для этого также требуется спецификация [ 16 ]

Популярный способ превратить цветовое пространство, такое как RGB, в абсолютный цвет — определить профиль ICC , который содержит атрибуты RGB. Это не единственный способ выразить абсолютный цвет, но он является стандартом во многих отраслях. Цвета RGB, определенные широко распространенными профилями, включают sRGB и Adobe RGB . Процесс добавления профиля ICC к изображению или документу иногда называют тегированием или внедрением ; Таким образом, тегирование отмечает абсолютное значение цветов в этом изображении или документе.

Ошибки конвертации

[ редактировать ]

Цвет в одном абсолютном цветовом пространстве может быть преобразован в другое абсолютное цветовое пространство и обратно, как правило; однако некоторые цветовые пространства могут иметь ограничения гаммы , и преобразование цветов, лежащих за пределами этой гаммы, не даст правильных результатов. Также вероятны ошибки округления, особенно если популярный диапазон, состоящий всего из 256 различных значений на компонент ( 8-битный цвет используется ).

Одной из частей определения абсолютного цветового пространства являются условия просмотра. Один и тот же цвет при разном естественном или искусственном освещении будет выглядеть по-разному. Те, кто профессионально занимается подбором цветов, могут использовать смотровые комнаты, освещенные стандартным освещением.

Иногда существуют точные правила преобразования неабсолютных цветовых пространств. Например, пространства HSL и HSV определяются как отображения RGB. Оба не являются абсолютными, но преобразование между ними должно сохранять один и тот же цвет. Однако в целом преобразование между двумя неабсолютными цветовыми пространствами (например, из RGB в CMYK ) или между абсолютным и неабсолютным цветовыми пространствами (например, из RGB в L*a*b*) является практически бессмысленной концепцией.

Произвольные пространства

[ редактировать ]

Другой метод определения абсолютных цветовых пространств знаком многим потребителям как карта образцов, используемая для выбора краски, тканей и т.п. Это способ согласования цвета между двумя сторонами. Более стандартизированный метод определения абсолютных цветов — это система соответствия Pantone , запатентованная система, включающая карты образцов и рецепты, которые коммерческие типографии могут использовать для изготовления чернил определенного цвета.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гравесен, Йенс (ноябрь 2015 г.). «Метрика цветового пространства» (PDF) . Графические модели . 82 : 77–86. дои : 10.1016/j.gmod.2015.06.005 . S2CID   33425148 . Проверено 28 ноября 2023 г.
  2. ^ Янг, Т. (1802). «Бейкеровская лекция: К теории света и цвета» . Фил. Пер. Р. Сок. Лонд . 92 : 12–48. дои : 10.1098/rstl.1802.0004 .
  3. ^ Герман Грассман и создание линейной алгебры
  4. ^ Фернли-Сандер, Десмонд (декабрь 1979 г.). «Герман Грассман и создание линейной алгебры» . Американский математический ежемесячник . 86 (10): 809–817. дои : 10.1080/00029890.1979.11994921 . ISSN   0002-9890 .
  5. ^ Грассман Х (1853 г.). «К теории смешения цветов» . Анналы физики и химии . 89 (5): 69–84. Нагрудный код : 1853АнП...165...69Г . дои : 10.1002/andp.18531650505 .
  6. ^ Логвиненко А.Д. (2015). «Геометрическая структура цвета» . Журнал видения . 15 (1): 16. дои : 10.1167/15.1.16 . ПМИД   25589300 .
  7. ^ Кирнин, Марк (26 августа 2021 г.). «Почему вам нужно знать, какую разрядность цвета поддерживает ваш дисплей» . Жизненный провод . Проверено 4 июля 2022 г.
  8. ^ Уильям Дэвид Райт, 50 лет работы в журнале CIE Standard Observer 1931 года . Die Farbe, 29 :4/6 (1981).
  9. ^ Чарльз Пойнтон, «YUV и «яркость» считаются вредными: призыв к точной терминологии в видео», онлайн , отредактированная автором версия Приложения A Чарльза Пойнтона, Цифровое видео и HDTV: алгоритмы и интерфейсы , Морган – Кауфманн, 2003. онлайн
  10. ^ Чарльз Пойнтон, Постоянная яркость , 2004 г.
  11. ^ Дин Андерсон. «Цветовые пространства в устройствах захвата кадров: RGB против YUV» . Архивировано из оригинала 26 июля 2008 г. Проверено 8 апреля 2008 г.
  12. ^ Ганс Г. Фёльц (2001). Промышленное тестирование цвета: основы и методы . Вайли-ВЧ. ISBN  3-527-30436-3 .
  13. ^ Гюнтер Буксбаум; Герхард Пфафф (2005). Промышленные неорганические пигменты . Вайли-ВЧ. ISBN  3-527-30363-4 .
  14. ^ Джонатан Б. Кнудсен (1999). Java 2D-графика . О'Рейли. п. 172 . ISBN  1-56592-484-3 . абсолютное цветовое пространство.
  15. ^ Бернис Эллен Роговитц; Трасивулос Н. Паппас; Скотт Дж. Дейли (2007). Человеческое зрение и электронная визуализация XII . ШПИОН. ISBN  978-0-8194-6605-1 .
  16. ^ Юд-Рен Чен; Джордж Э. Мейер; Шу-И. Ту (2005). Оптические датчики и сенсорные системы для природных ресурсов, безопасности и качества пищевых продуктов . ШПИОН. ISBN  0-8194-6020-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4baed9646156b787093a7c3060874fb1__1720300500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/b1/4baed9646156b787093a7c3060874fb1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Color space - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)