Кубок из Месопотамии, 1500–1300 гг. до н. э., глазурь египетского синего цвета . Это был первый синтетический синий цвет, впервые изготовленный примерно в 2500 году до нашей эры.
цвет Синий играет важную роль в культуре, политике, искусстве и моде с древних времен. Синий использовался в Древнем Египте для изготовления украшений и украшений. [1] В эпоху Возрождения синие пигменты ценились при изготовлении картин и прекрасного синего и белого фарфора . в Средние века в витражах использовались глубокие насыщенные синие тона, полученные с использованием кобальта. В 19 веке этот цвет часто использовался для военной формы и моды.
Опросы в США и Европе показывают, что синий — это цвет, который чаще всего ассоциируется с гармонией, верностью, уверенностью, расстоянием, бесконечностью, воображением, холодом и иногда с грустью. [3] Согласно опросам общественного мнения в США и Европе, это самый популярный цвет, который почти половина мужчин и женщин выбирают в качестве своего любимого цвета. [4] Те же исследования также показали, что синий цвет больше всего ассоциируется с мужским началом, опережая черный, а также является цветом, который больше всего ассоциируется с интеллектом, знаниями, спокойствием и концентрацией. [3]
Крупный план синих инкрустаций из лазурита, используемых для ирисов на статуе Эбих-Иля , датируемой двадцать пятым веком до нашей эры, обнаруженной в храме Иштар в Мари.
Синий появился поздно среди цветов, используемых в искусстве и декорировании, а также в языке и литературе. [5] [ нужна проверка ] Красный, черный, коричневый и охристый цвета встречаются в наскальных рисунках периода верхнего палеолита , но не синий. Синий также не использовался для окраски ткани до тех пор, пока не появился красный, охра, розовый и фиолетовый. Вероятно, это связано с постоянной трудностью изготовления хороших синих красителей и пигментов. [6] Самые ранние известные синие красители изготавливались из растений — вайды в Европе, индиго в Азии и Африке, а синие пигменты изготавливались из минералов, обычно лазурита или азурита .
Лазурит, полудрагоценный камень, добывался в Афганистане более трех тысяч лет и экспортировался во все части древнего мира. [7] Было обнаружено, что фаянсовые украшения с синей глазурью были изготовлены во времена цивилизации 4-го тысячелетия цивилизации долины Инда (современные Индия и Пакистан). [8] В Иране и Месопотамии из него делали украшения и посуду. В Египте им украшали брови на погребальной маске царя Тутанхамона (1341–1323 гг. до н. э.). [9] Импорт лазурита караваном через пустыню из Афганистана в Египет был очень дорогим. Примерно с 2500 года до нашей эры древние египтяне начали производить свой собственный синий пигмент, известный как египетский синий, путем измельчения кремнезема , извести , меди и щелочи и нагревания его до 800 или 900 °C (1470 или 1650 °F). Это считается первым синтетическим пигментом. [10] Египетским синим цветом красили дерево, папирус и холст, а также окрашивали глазурь для изготовления фаянсовых бус, инкрустаций и горшков. Его особенно использовали в погребальных скульптурах и статуэтках, а также в росписях гробниц. Синий считался полезным цветом, который защищал мертвых от зла в загробной жизни. Синей краской также окрашивали ткань, в которую заворачивали мумии. [11]
В Египте синий ассоциировался с небом и божественностью. Египетский бог Амон мог сделать свою кожу синей, чтобы он мог летать невидимым по небу. Синий также мог защитить от зла; многие люди в Средиземноморье до сих пор носят синий амулет, изображающий глаз Бога, чтобы защитить их от несчастий. [12] Голубое стекло производилось в Месопотамии и Египте еще в 2500 году до нашей эры с использованием тех же медных ингредиентов, что и египетский синий пигмент. Они также добавили кобальт, который придал более глубокий синий цвет, тот же синий, который в средние века появлялся в витражах соборов Сен-Дени и Шартра. [13] Ворота Иштар в древнем Вавилоне (604–562 гг. до н.э.) были украшены темно-синими глазурованными кирпичами, которые использовались в качестве фона для изображений львов, драконов и зубров . [14]
Древние греки классифицировали цвета по тому, были ли они светлыми или темными, а не по их оттенку. Греческое слово «кианеос» , обозначающее темно-синий , может также означать темно-зеленый, фиолетовый, черный или коричневый. Древнегреческое слово, обозначающее светло-голубой цвет, глаукос , также могло означать светло-зеленый, серый или желтый. [15] Греки импортировали краску индиго из Индии, называя ее индикон. Они использовали египетский синий цвет в настенных росписях Кносса на Крите около 2100 года до нашей эры. Это не был один из четырех основных цветов греческой живописи, описанных Плинием Старшим (красный, желтый, черный и белый), но, тем не менее, он использовался в качестве цвета фона за фризами на греческих храмах и для окраски бород греков. статуи. [16]
Римляне также импортировали краску индиго, но синий был цветом одежды рабочего класса; дворяне и богатые носили белое, черное, красное или фиолетовое. Синий считался цветом траура и цветом варваров. Юлий Цезарь сообщал, что кельты и германцы красили лица в синий цвет, чтобы напугать врагов, а когда старели, красили волосы в синий цвет. [17] Тем не менее, римляне широко использовали синий цвет для украшения. По словам Витрувия , они делали темно-синий пигмент из индиго, а синий пигмент импортировали из Египта. На стенах римских вилл в Помпеях были фрески с изображением ярко-голубого неба, а синие пигменты можно было найти в магазинах торговцев красками. [16] У римлян было много разных слов для обозначения разновидностей синего цвета, в том числе , caesius , glaucus , cyaneus , lividus , venetus , aerius иferreus , caeruleus но два слова, оба иностранного происхождения, стали наиболее устойчивыми; blavus , от германского слова blau , которое со временем стало синим или синим; и azureus , от арабского слова lazaward , которое стало лазурным. [18]
Темно-синий широко использовался в отделке церквей Византийской империи. В византийском искусстве Иисус и Дева Мария обычно носили темно-синий или фиолетовый цвет. Синий использовался в качестве цвета фона, изображающего небо в великолепных мозаиках, украшавших византийские церкви. [19]
В исламском мире синий имел второстепенное значение по сравнению с зеленым, который считался любимым цветом Пророка Мухаммеда . [ нужна ссылка ] В определенные времена в мавританской Испании и других частях исламского мира синий цвет носили христиане и евреи, поскольку только мусульманам разрешалось носить белое и зеленое. [20] Декоративные изразцы темно-синего и бирюзового цвета широко использовались для украшения фасадов и интерьеров мечетей и дворцов от Испании до Средней Азии. Пигмент лазурита также использовался для создания насыщенного синего цвета в персидских миниатюрах .
В искусстве и жизни Европы раннего средневековья синий цвет играл второстепенную роль. Знать носила красный или пурпурный цвет, тогда как только бедняки носили синюю одежду, окрашенную некачественными красками, изготовленными из растения вайда . Синий не играл никакой роли в богатых костюмах духовенства, архитектуре и убранстве церквей. Ситуация резко изменилась между 1130 и 1140 годами в Париже, когда аббат Сугер перестроил базилику Сен-Дени . Он установил витражи, окрашенные кобальтом , которые в сочетании со светом от красного стекла наполняли церковь голубовато-фиолетовым светом. Церковь стала чудом христианского мира , а цвет стал известен как «голубой Сен-Дени» . В последующие годы еще более элегантные синие витражи были установлены в других церквях, в том числе в Шартрском соборе и Сент-Шапель в Париже. [21]
Еще одним важным фактором повышения престижа синего цвета в XII веке стало почитание Девы Марии и изменение цветов, используемых для изображения ее одежды. В прежние века ее одежды обычно окрашивались в мрачный черный, серый, фиолетовый, темно-зеленый или темно-синий цвета. В XII веке Римско-католическая церковь потребовала, чтобы художники в Италии (и, следовательно, в остальной Европе) рисовали Деву Марию новым самым дорогим пигментом, импортированным из Азии; ультрамариновый синий стал ассоциироваться со святостью, смирением и добродетелью. [22]
Ультрамарин изготавливали из лазурита, на рудниках Бадахшана , в горах Афганистана, недалеко от истока реки Окс . Шахты посетил Марко Поло примерно в 1271 году; он сообщил: «Здесь находится высокая гора, из которой добывают самый прекрасный и красивый блюз». Молотый ляпис использовался в византийских рукописях еще в VI веке, но он был нечистым и сильно различался по цвету. Ультрамарин очистил примеси в результате долгого и сложного процесса, создав насыщенный и глубокий синий цвет. его называли bleu outremer По-французски , а по-итальянски blu oltremare , поскольку оно пришло с другого берега моря. Именно по этой причине он стоил гораздо дороже, чем любой другой цвет, и поэтому стал роскошным цветом для королей и принцев Европы. [23]
Король Франции Людовик IX , более известный как Святой Людовик (1214–1270), стал первым королем Франции, который регулярно одевался в синее. Это было скопировано другими дворянами. Картины мифического короля Артура стали изображать одетым в синее. Гербом королей Франции стал лазурный или голубой щит, усыпанный золотыми геральдическими лилиями или лилиями. Синий пришел из безвестности и стал королевским цветом. [24]
Когда синий стал цветом короля, он также стал цветом богатых и влиятельных людей в Европе. В средние века во Франции и в некоторой степени в Италии окрашивание синей ткани требовало лицензии короны или государства. В Италии окрашивание в синий цвет было поручено определенной гильдии, тинтори ди гуадо , и никто другой не мог заниматься этим без сурового наказания. Ношение синего цвета подразумевало некоторое достоинство и богатство. [25]
Помимо ультрамарина, в средние века, а затем и в эпоху Возрождения широко использовались некоторые другие голубые цвета. Азурит , форма карбоната меди, часто использовался в качестве заменителя ультрамарина. Римляне использовали его под названием ляпис армениус, или армянский камень. Англичане называли ее лазурью Амайна, или немецкой лазурью. Сами немцы называли его бергблау , или горный камень. Его добывали во Франции, Венгрии, Испании и Германии, и он имел бледно-голубой цвет с оттенком зеленого, который идеально подходил для рисования неба. Это был любимый цвет фона немецкого художника Альбрехта Дюрера . [26]
Другой синий цвет, часто используемый в средние века, назывался турнезол или фолиум. Его изготавливали из растения crozophora tinctoria , произраставшего на юге Франции. Это был прекрасный прозрачный синий цвет, ценимый в средневековых рукописях. [27]
Другим распространенным синим пигментом была смальта , которую получали путем измельчения синего кобальтового стекла в мелкий порошок. Он создавал глубокий фиолетово-синий цвет, похожий на ультрамарин, и был ярким на фресках, но терял часть своего блеска на картинах маслом. Особую популярность он приобрел в 17 веке, когда ультрамарин было трудно достать. Его время от времени использовали Тициан , Тинторетто , Веронезе , Эль Греко , Ван Дейк , Рубенс и Рембрандт . [28]
В эпоху Возрождения произошла революция в живописи; художники начали рисовать мир таким, каким он был на самом деле, с перспективой, глубиной, тенями и светом из одного источника. Художникам пришлось адаптировать использование синего цвета к новым правилам. В средневековых картинах синий цвет использовался для привлечения внимания зрителя к Деве Марии и ее идентификации. В картинах эпохи Возрождения художники пытались создать гармонию синего и красного, осветляя синий свинцовыми белилами и добавляя тени и блики. Рафаэль был мастером этой техники, тщательно балансируя красный и синий, чтобы ни один цвет не доминировал на картине. [29]
Ультрамарин был самым престижным синим цветом эпохи Возрождения, и покровители иногда просили использовать его в заказанных ими картинах. Контракт на « Мадону Гарпий» ( Андреа дель Сарто 1514 г.) требовал, чтобы мантия Девы Марии была окрашена ультрамарином по цене «не менее пяти добрых флоринов за унцию». [30] Хороший ультрамарин стоил дороже золота; В 1508 году немецкий художник Альбрехт Дюрер сообщил в письме, что заплатил двенадцать дукатов – эквивалент 41 г (1,4 унции) золота – всего за 30 г (1,1 унции) ультрамарина. [31]
Часто художники или клиенты экономили деньги, используя менее дорогой синий цвет, такой как азуритовая смальта, или пигменты на основе индиго, но иногда это вызывало проблемы. Пигменты из азурита были дешевле, но со временем имели тенденцию становиться темными и зелеными. Примером может служить одеяние Девы Марии в картине «Мадонна с Младенцем на троне со святыми» Рафаэля в Метрополитен -музее в Нью-Йорке. Лазуритово-синее одеяние Девы Марии превратилось в зеленовато-черное. [32]
Появление масляной живописи изменило внешний вид цветов и способы их использования. Например, пигмент ультрамарин был намного темнее при использовании в масляной живописи, чем при использовании в темпере или фресках. Чтобы сбалансировать свои цвета, художники эпохи Возрождения, такие как Рафаэль, добавляли белый цвет, чтобы осветлить ультрамарин. Мрачное темно-синее одеяние Девы Марии стало ярко-голубым. [33] Тициан создал свой насыщенный синий цвет, используя множество тонких слоев краски разных синих и фиолетовых оттенков, которые пропускали свет, создавая сложный и светящийся цвет, похожий на витраж. Он также использовал слои ультрамарина тонкого или грубого помола, что придавало тонкие вариации синему цвету. [34]
Джотто был одним из первых итальянских художников эпохи Возрождения, использовавших ультрамарин в фресках капеллы Арены в Падуе ( ок. 1305 г. ).
На протяжении XIV и XV веков одеяния Девы Марии расписывали ультрамарином . Это «Богоматерь смирения» Фра Анджелико (около 1430 г.). Синий заполняет картину.
В «Мадонне на лугу» (1506 г.) Рафаэль использовал белый цвет, чтобы смягчить ультрамариновый синий цвет одежды Девы Марии, сбалансировать красный и синий и гармонировать с остальной частью картины.
Тициан использовал ультрамариновое небо и мантии, чтобы придать глубину и блеск своим картинам «Вакх и Ариадна» (1520–1523).
Синие материалы уже давно привлекают внимание в качестве красителей. Ранние художники полагались на пигменты на минеральной основе, полученные из ляпис-лазури и ультрамарина , и в некоторой степени азурита . Древние египтяне разработали синтетический пигмент на основе меди, названный египетским синим . Средневековые художники обнаружили, что кобальт придает стеклу и глазури глубокий синий цвет. 1700-е годы стали свидетелями разработки синих красителей и пигментов, полученных из органических предшественников. Это были берлинская лазурь и индиго . Первый был легко приготовлен в лаборатории и легко включен в краски. Это оказало большое влияние на мир искусства. Индиго идеально подходил для окрашивания тканей. Огромные площади были отведены под выращивание индиго. Во второй половине 1800-х годов произошло бурное развитие синтетических органических красителей, включая синтетический индиго и фталоцианин меди . [35]
Примерно в 9 веке китайские ремесленники отказались от ханьского синего цвета, который они использовали на протяжении веков, и начали использовать синий кобальт , изготовленный из кобальта и солей оксида алюминия , для производства тонкого синего и белого фарфора . Тарелки и вазы формовались, сушились, Краска наносится кистью, покрывается прозрачной глазурью, затем обжигается при высокой температуре. Начиная с 14 века, этот тип фарфора в больших количествах экспортировался в Европу, где он вдохновил целый стиль искусства, названный Шинуазри . Европейские суды в течение многих лет пытались имитировать китайский бело-голубой фарфор, но добились успеха только в 18 веке после того, как миссионер привез секрет из Китая. [36]
Другие известные бело-синие узоры появились в Делфте, Мейсене, Стаффордшире и Санкт-Петербурге, Россия.
Китайский сине-белый фарфор примерно 1335 года, изготовленный в Цзиндэчжэне, фарфоровом центре Китая. Экспортированный в Европу, этот фарфор положил начало стилю шинуазри .
Фарфоровая ваза из мягкой пасты, изготовленная в Руане , Франция, в конце 17 века, имитирующая китайский бело-голубой цвет.
Бело-голубая керамика XVIII века из Делфта , Нидерланды.
В 17 веке Фридрих Вильгельм, курфюрст Бранденбурга , был одним из первых правителей, кто дал своей армии синюю форму. Причины были экономические; немецкие государства пытались защитить свою промышленность по производству пастельных красителей от конкуренции со стороны импортного красителя индиго. Когда в 1701 году Бранденбург стал Королевством Пруссия , цвет униформы был принят прусской армией. носили темно-синюю форму Большинство немецких солдат до Первой мировой войны , за исключением баварцев, которые носили светло-синюю форму. [37]
В 1748 году британская униформа военно-морских офицеров была официально утверждена в виде вышитого мундира цвета, который тогда назывался морским синим, а теперь известен как темно-синий . [38] В конце 18 века синяя униформа стала символом свободы и революции. В октябре 1774 года, еще до того, как Соединенные Штаты провозгласили свою независимость, Джордж Мейсон и сто соседей Джорджа Вашингтона из Вирджинии организовали добровольное ополчение (Независимую компанию добровольцев округа Фэрфакс) и избрали Вашингтона почетным командующим. Для своей униформы они выбрали синий и желтовато-коричневый — цвета Партии вигов , оппозиционной партии в Англии, политику которой поддерживал Джордж Вашингтон и многие другие патриоты в американских колониях. [39] [40]
Когда была создана Континентальная армия в 1775 году в начале Американской революции , первый Континентальный конгресс объявил, что официальный цвет униформы будет коричневым, но это не понравилось многим ополченцам, офицеры которых уже носили синий цвет. В 1778 году Конгресс попросил Джорджа Вашингтона разработать новую униформу, а в 1779 году Вашингтон сделал официальным цветом всей униформы синий и желтовато-коричневый цвета . Синий продолжал оставаться цветом полевой формы армии США до 1902 года и до сих пор является цветом парадной формы. [41]
Во Франции Французская гвардия , элитный полк, защищавший Людовика XVI , носил темно-синюю форму с красной отделкой. В 1789 году солдаты постепенно перешли от короля к народу и сыграли ведущую роль в штурме Бастилии . Синий стал цветом революционных армий, в отличие от белой униформы роялистов и австрийцев. [42]
Наполеон Бонапарт отказался от многих доктрин Французской революции, но он сохранил синий цвет в качестве единого цвета для своей армии, хотя ему было очень трудно получить синий краситель, поскольку британцы контролировали военно-морской флот в Атлантике и блокировали импорт индиго во Францию. . Наполеон был вынужден покрасить униформу вайдой, которая имела худший синий цвет. [43] Французская армия носила темно-синий мундир с красными брюками до 1915 года, когда выяснилось, что он слишком заметен на полях сражений Первой мировой войны . Ее заменили униформой светло-сине-серого цвета, называемой «синим горизонтом».
Синий был цветом свободы и революции в 18 веке, но в 19 веке он все чаще становился цветом государственной власти, униформой полицейских и других государственных служащих. Оно считалось серьезным и авторитетным, но не угрожающим. В 1829 году, когда Роберт Пил основал столичную полицию в Лондоне, он сделал цвет форменной куртки темно-, почти черно-синим, чтобы полицейские отличались от солдат в красных мундирах, которых иногда использовали для поддержания порядка. От традиционного синего пиджака с серебряными пуговицами в стиле лондонского «бобби» отказались только в середине 1990-х годов, когда его заменили для всех случаев, кроме официальных, джемпером или свитером цвета, официально известного как синий НАТО. [44]
Полицейское управление Нью -Йорка , созданное по образцу столичной полиции Лондона, было создано в 1844 году, а в 1853 году ему официально дали темно-синюю униформу, цвет, который они носят сегодня. [45]
Темно-синий — один из самых популярных цветов школьной формы. Школьный совет католического округа Торонто принял политику дресс-кода, которая требует, чтобы учащиеся по всей системе носили белые верхи и темно-синие низы. [46]
Мундир лейтенанта Королевского флота (1777 г.). Морской синий стал официальным цветом униформы Королевского флота в 1748 году.
Изобретение новых синтетических пигментов в 18-19 веках значительно украсило и расширило палитру живописцев. Дж. М. В. Тернер экспериментировал с новым синим кобальтом, и из двадцати цветов, наиболее часто используемых импрессионистами , двенадцать были новыми и синтетическими цветами, включая синий кобальт, ультрамарин и лазурный синий. [47]
Еще одним важным влиянием на живопись XIX века стала теория дополнительных цветов, разработанная французским химиком Мишелем Эженом Шеврёлем в 1828 году и опубликованная в 1839 году. Он продемонстрировал, что размещение дополнительных цветов, таких как синий и желто-оранжевый или ультрамарин и желтый, рядом друг с другом усиливалась интенсивность каждого цвета «до апогея их тональности». [48] В 1879 году американский физик Огден Руд опубликовал книгу, в которой представил дополнительные цвета каждого цвета спектра. [49] Этот принцип живописи использовал Клод Моне в своем «Впечатлении, восходе солнца» (1872), где он поместил яркий синий цвет рядом с ярко-оранжевым Солнцем (1872), и в «Регате в Аржантее» (1872), где он нарисовал оранжевое Солнце на фоне голубая вода. Цвета усиливают друг друга. Ренуар использовал тот же контраст кобальтово-голубой воды и оранжевого Солнца в «Канотаже на Сене» (1879–1880). И Моне, и Ренуар любили использовать чистые цвета, без каких-либо смешений. [47]
Моне и импрессионисты были одними из первых, кто заметил, что тени полны цвета. В его «Вокзал Сен-Лазар» серый дым, пар и темные тени на самом деле состоят из смесей ярких пигментов, в том числе кобальтового синего, лазурного синего, синтетического ультрамарина, изумрудно-зеленого, зеленого цвета Гийе, желтого хрома, киновари и красного цвета. [50] Синий был любимым цветом художников-импрессионистов, которые использовали его не только для изображения природы, но и для создания настроений, чувств и атмосферы. Кобальтовый синий , пигмент оксида кобальта-оксида алюминия, был фаворитом Огюста Ренуара и Винсента Ван Гога . Он был похож на смальту , пигмент, который веками использовался для изготовления синего стекла, но он был значительно улучшен французским химиком Луи Жаком Тенаром , который представил его в 1802 году. Он был очень стабильным, но чрезвычайно дорогим. Ван Гог писал своему брату Тео: «Кобальт [синий] — божественный цвет, и нет ничего более прекрасного для создания атмосферы вокруг вещей…» [51]
Ван Гог описал своему брату Тео, как он сочинял небо: «Темно-синее небо усеяно облаками еще более темного синего цвета, чем основной синий насыщенного кобальта, а также облаками более светлого синего цвета, как голубовато-белый цвет Млечного Пути. ...море было очень темно-ультрамариновым, берег, насколько я вижу, каким-то фиолетовым и светло-красным, а на дюнах несколько кустов берлинской лазури». [52]
Зонтики , Пьер Огюст Ренуар. (1881 и 1885). Ренуар использовал синий кобальт для правой стороны картины, но использовал новый синтетический ультрамарин, представленный в 1870-х годах, когда несколько лет спустя он добавил две фигуры слева от картины.
Винсента Ван Гога В «Ирисах» синие ирисы помещены на фоне их дополнительного цвета — желто-оранжевого.
Ван Гога «Звездная ночь над Роной» (1888). Синий используется для создания настроения или атмосферы. Кобальтово-голубое небо и кобальтовая или ультрамариновая вода.
Синий впервые стал цветом высокой моды богатых и влиятельных людей в Европе в 13 веке, когда его носил Людовик IX Французский , более известный как Святой Людовик (1214–1270). Ношение синего цвета означало достоинство и богатство, а синяя одежда была доступна только знати. [25] Черный заменил синий как цвет власти в 14 веке, когда европейские князья, а затем купцы и банкиры хотели показать свою серьезность, достоинство и набожность (см. Черный ).
Синий постепенно вернулся в придворную моду в 17 веке как часть палитры павлинье-ярких цветов, демонстрируемых в чрезвычайно сложных костюмах. Современный синий деловой костюм берет свое начало в Англии середины 17 века. После лондонской чумы 1665 года и лондонского пожара 1666 года король Англии Карл II приказал своим придворным носить простые пальто, жилеты и бриджи, а цветовая палитра стала синей, серой, белой и желто-коричневой. Широко имитируемый, этот стиль мужской моды стал почти униформой лондонского купечества и английского деревенского джентльмена. [53]
Во время Американской революции лидер Партии вигов в Англии Чарльз Джеймс Фокс носил синее пальто, желтовато-коричневый жилет и бриджи — цвета Партии вигов и униформу Джорджа Вашингтона , принципы которого он поддерживал. Мужской костюм повторял основную форму военной формы того времени, особенно формы кавалерии. [53]
В начале 19 века, во времена регентства будущего короля Георга IV , синий костюм произвел революцию придворным по имени Джордж Бо Браммель . Браммель создал костюм, максимально приближенный к человеческой форме. В новом стиле был длинный фрак, облегающий фигуру, и длинные узкие брюки, заменившие бриджи и чулки до колен прошлого века. Он использовал простые цвета, такие как синий и серый, чтобы сосредоточить внимание на форме тела, а не на одежде. Браммель заметил: «Если люди поворачиваются, чтобы посмотреть на вас на улице, вы не очень хорошо одеты». [54] Эту моду перенял принц-регент, затем лондонское общество и высшие классы. Первоначально пальто и брюки были разного цвета, но в 19 веке в моду вошел однотонный костюм. К концу 19 века черный костюм стал униформой бизнесменов в Англии и Америке. В 20 веке черный костюм был в значительной степени заменен темно-синим или серым костюмом. [53]
Король Франции Людовик IX (справа, с Папой Иннокентием) был первым европейским королем, носившим синий цвет. Он быстро стал цветом знати и богатых людей.
Джозеф Лисон, впоследствии 1-й граф Миллтаун, в типичном платье английского деревенского джентльмена 1730-х годов.
В начале 20 века многие художники признали эмоциональную силу синего цвета и сделали его центральным элементом картин. Во время своего «Голубого периода» (1901–1904) Пабло Пикассо использовал синий и зеленый, почти без теплых цветов, чтобы создать меланхолическое настроение. В России -символист художник Павел Кузнецов и художественная группа «Голубая роза» (1906–1908) использовали синий цвет для создания фантастической и экзотической атмосферы. В Германии Василий Кандинский и другие русские эмигранты сформировали художественную группу под названием Der Blaue Reiter («Синий всадник») и использовали синий цвет как символ духовности и вечности. [55] Анри Матисс использовал насыщенный блюз, чтобы выразить эмоции, которые он хотел, чтобы зрители почувствовали. Матисс писал: «Определенная синева проникает в твою душу». [56]
В искусстве второй половины 20 века художники абстрактного экспрессионистского направления стали использовать синий и другие цвета в чистом виде, без каких-либо попыток что-либо изобразить, навеять идеи и эмоции. Художник Марк Ротко заметил, что цвет — «всего лишь инструмент»; его интерес заключался «в выражении человеческих эмоций: трагедии, экстаза, обреченности и так далее». [57]
В моде синий, особенно темно-синий, воспринимался как цвет серьезный, но не мрачный. В середине 20-го века синий сменил черный как наиболее распространенный цвет мужских деловых костюмов, костюм, который обычно носят политические и деловые лидеры. Опросы общественного мнения в США и Европе показали, что синий — любимый цвет более пятидесяти процентов респондентов. Зеленый сильно отстал с двадцатью процентами, а белый и красный получили по восемь процентов каждый. [58]
В 1873 году немецкий иммигрант в Сан-Франциско Леви Штраусс изобрел прочный вид рабочих брюк, сделанных из джинсовой ткани и окрашенных краской индиго , названный синими джинсами . возвел их в ранг высокой моды В 1935 году журнал Vogue . Начиная с 1950-х годов они стали неотъемлемой частью униформы молодежи в США, Европе и во всем мире.
Синий также считался авторитетным, но не угрожающим цветом. После Второй мировой войны синий был принят в качестве цвета важных международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций, Совет Европы , ЮНЕСКО , Европейский Союз и НАТО . Миротворцы Организации Объединенных Наций носят голубые каски, чтобы подчеркнуть свою миротворческую роль. Синий используется в военной символике НАТО для наземных систем для обозначения дружественных сил, отсюда термин «синий на синем» для обозначения дружественного огня и термин «Синий на синем» для обозначения местоположения дружественных подразделений. Народно -освободительная армия Китая (ранее известная как «Красная армия») использует термин «Голубая армия» для обозначения враждебных сил во время учений. [59]
В 20-м веке были изобретены новые способы создания синего цвета, такие как хемилюминесценция , позволяющая получать синий свет посредством химической реакции.
«Синий всадник» (1903), Василий Кандинский . Для Кандинского синий был цветом духовности: чем темнее синий, тем больше он пробуждал в человеке стремление к вечному. [55]
Русский художник-авангардист Павел Кузнецов и его группа « Голубая роза » использовали синий цвет как символ фантазии и экзотики. Это «В степи – Мираж» (1911).
Голубое неоновое освещение , впервые использованное в коммерческой рекламе, теперь используется в произведениях искусства. Это Zwei Pferde für Münster ( «Две лошади для Мюнстера »), неоновая скульптура Стефана Хубера (2002 г.) в Мюнстере, Германия.
К 13 веку синий стал популярным цветом; его использование дворянством означало, что он стал соперником красного цвета. [60] Эти два цвета были самыми популярными из известного и используемого спектра цветов, даже когда появлялись новые цвета и оттенки. [60] В течение следующих пяти столетий эти два цвета конкурировали друг с другом и во многих областях контрастировали друг с другом. [60] В 18 веке синий стал находить все больше применения, поскольку красный стал меньше использоваться в повседневной одежде. В символике, в революциях и движениях, в схемах и хроматических классификациях. [61] По мере того, как синий становился все более популярным, появление синего пигмента стало разнообразным, и оттенки синего стали конкурировать друг с другом. [61] Согласно опросам XXI века, проведенным в ряде стран, синий является самым популярным или любимым цветом. [62] [63] [64] [65]
Слово «синий» использовалось в Англии 17 века как пренебрежительное указание на жесткие моральные кодексы и тех, кто их соблюдал. [69] особенно в «синих чулках» , отсылке к сторонникам Оливера Кромвеля в парламенте 1653 года.
В середине 18 века синий был цветом партии тори , затем оппозиционной партии в Англии, Шотландии и Ирландии, которая поддерживала британского монарха и власть земельной аристократии, в то время как правящие виги имели оранжевый цвет. Флаги двух цветов можно увидеть над избирательным участком в серии гравюр Уильяма Хогарта под названием «Юмор выборов» , сделанных в 1754–1755 годах. Синий остается цветом Консервативной партии Великобритании и сегодня.
Ко времени Американской революции у власти находились тори, а синий и желтовато-коричневый стали цветами оппозиционных вигов . Они были предметом знаменитого тоста миссис Крю за политиков-вигов в 1784 году; «Бафовый, синий и все вы». Они также стали цветами американских патриотов Американской революции , которые питали сильные симпатии к вигам, а также униформы Континентальной армии во главе с Джорджем Вашингтоном . [70]
Синий закон — это тип закона, который обычно встречается в Соединенных Штатах и Канаде и предназначен для обеспечения соблюдения религиозных норм, в частности соблюдения воскресенья как дня поклонения или отдыха, а также ограничения на воскресные покупки .
На картине Уильяма Хогарта 1854 года изображен избирательный участок с синим флагом партии тори и оранжевым флагом вигов.
Синий галстук бывшего премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона представлял его Консервативную партию.
Карта США, на которой показаны синие штаты , голосовавшие за кандидата от Демократической партии на всех последних четырех президентских выборах, и красные штаты , голосовавшие за республиканцев (последнее обновление: 2016 г.).
Синий в иудаизме : В Торе , [73] израильтянам было приказано прикрепить бахрому, цицит , по углам своей одежды и вплести в эту бахрому «скрученную голубую нить ( техелет )». [74] В древние времена эту синюю нить изготавливали из красителя, полученного из средиземноморской улитки под названием хилазон . Маймонид утверждал, что этот синий цвет был цветом «ясного полуденного неба»; Раши — цвет вечернего неба. [75] По мнению некоторых мудрецов-раввинов, синий — это цвет Славы Бога. [76] Взгляд на этот цвет помогает в посредничестве, позволяя нам увидеть «сапфировую плиту, подобную самому небу чистоты», которая является подобием Престола Божьего. [77] (На иврите слово «слава».) Многие предметы в Мишкане , переносном святилище в пустыне, такие как менора , многие сосуды и Ковчег Завета , при транспортировке с места на место были покрыты синей тканью. [78]
Синий в христианстве : Синий ассоциируется с христианством в целом и католицизмом в частности, особенно с фигурой Девы Марии . [79] [80] [81] Это также символизирует грех похоти .
Синий в индуизме : многие боги изображаются с кожей синего цвета, особенно те, которые связаны с Вишну , который, как говорят, является хранителем мира и, таким образом, тесно связан с водой. Кришна и Рам , аватары Вишну, обычно синего цвета. Шива , разрушитель, также изображается в светло-голубых тонах и называется нила кантха , или синегорлым, за то, что он проглотил яд в попытке повернуть ход битвы между богами и демонами в пользу богов. Синий используется для символического обозначения пятой, горловой, чакры ( Вишудхи ). [82]
Синий в буддизме . В южноазиатских традициях некоторые буддийские фигуры могут изображаться с синей кожей, что указывает на их смуглую кожу. В Шри-Ланке ученика Будды Маудгальяяну таким образом изображают . Аналогичным образом подразумевается, что монахиня Утпалаварна имела сравнительно смуглую кожу, поскольку ее имя означает «цвет синей кувшинки». Бог Шакра также иногда изображается синим, зеленым или черным. В тибетском буддизме Будда Бхайшаджьягуру обычно изображается синим цветом, что указывает на его связь с лазуритом . Другое имя богини Экаджати — «Голубая Тара». Среди цветов буддийского флага синий символизирует «дух Вселенского Сострадания». Он причислен к касинам . [ нужна ссылка ]
Синий в язычестве : Синий ассоциируется с миром, истиной, мудростью, защитой и терпением. Это помогает в исцелении, экстрасенсорных способностях, гармонии и понимании. [85]
Бхайсаджьягуру Махаяны , или «Мастер медицины света лазурита», — Будда исцеления и медицины в буддизме . Традиционно он держит кувшин с лекарством из лазурита.
В исламском мире синяя и бирюзовая плитка традиционно украшает фасады и экстерьеры мечетей и других религиозных зданий. Эта мечеть находится в Исфахане , Иран.
Синий обычно используется в Западном полушарии для обозначения мальчиков, в отличие от розового, используемого для девочек. В начале 1900-х годов синий был цветом для девочек, поскольку он традиционно был цветом Девы Марии в западном искусстве , а розовый — для мальчиков (поскольку он был сродни красному цвету , считавшемуся мужским цветом). [86] Синий впервые был использован в качестве обозначения пола незадолго до Первой мировой войны (как для девочек, так и для мальчиков), а в качестве обозначения мужского пола впервые был установлен в 1940-х годах. Продажи были особым стимулом для гендерной принадлежности одежды, а также для изобретения пренатального определения пола. [87]
Блюз — популярная музыкальная форма, созданная в США в 19 веке афроамериканскими музыкантами на основе африканских музыкальных корней. [88] Обычно оно выражает грусть и меланхолию. Синяя нота — это музыкальная нота, исполняемая или играемая на немного более низкой ноте, чем мажорная гамма , в выразительных целях, придающая ей слегка меланхоличный звук. Часто используется в джазе и блюзе. [89] Блюграсс — поджанр американской кантри-музыки , зародившийся в Кентукки и горах Аппалачей . Он имеет свои корни в традиционной народной музыке Шотландии и Ирландии . [90]
Синий иногда может обозначать счастье и оптимизм в популярных песнях. [91] обычно имеется в виду голубое небо. [92]
Во многих странах синий цвет часто используется в качестве цвета указателей на автомагистралях. [93] В Руководстве по унифицированным устройствам управления дорожным движением, используемому в Соединенных Штатах, а также в других странах с вывесками, вдохновленными MUTCD, синий цвет часто используется для обозначения услуг автомобилистов. Многие автобусные и железнодорожные системы по всему миру, железнодорожные линии которых имеют цветовую маркировку, обычно включают синюю линию . Синий цвет также широко используется несколькими авиакомпаниями. [94]
Мужчина туарегов Северной Африки носит тагельмуст или тюрбан, окрашенный в цвет индиго. Индиго окрашивает их кожу в синий цвет; Первые посетители называли их «голубыми людьми» пустыни. «Настоящий синий» — это выражение в Соединенных Штатах, которое означает верный и преданный. [95]
Синий часто ассоциируется с превосходством, отличием и высокой производительностью. Королева Соединенного Королевства и канцлер Германии часто носят синий пояс на официальных мероприятиях. В Соединенных Штатах голубая лента обычно является высшей наградой на выставках и окружных ярмарках. Голубая лента — трофей и флаг, вручаемый самым быстрым трансатлантическим пароходам XIX и XX веков. Экспертная комиссия — это группа экспертов высшего уровня, отобранных для изучения предмета.
Акции «голубых фишек» — это акции компании с репутацией качества и надежности, как в хорошие, так и в плохие времена. Этот термин был изобретен на Нью-Йоркской фондовой бирже в 1923 или 1924 году и происходит от покера , где фишки самой высокой стоимости имеют синий цвет. [97]
Кто-то с голубой кровью является представителем дворянства . Этот термин происходит от испанского sangre azul и, как говорят, относится к бледной коже и выступающим синим венам испанской знати. [98]
Синий также ассоциируется с трудом и рабочим классом. Это обычный цвет комбинезонов, синих джинсов и других рабочих костюмов. В Соединенных Штатах « синими воротничками » называют тех, кто, выполняя квалифицированную или неквалифицированную работу, работает руками и не носит деловых костюмов («белые воротнички»).
Синий традиционно ассоциируется с морем и небом, с бесконечностью и расстоянием. Униформа моряков обычно темно-синяя, у военно-воздушных сил — более светлая. Выражение «The wild blue yonder» в официальной песне ВВС США относится к небу. [99]
Синий цвет ассоциируется с кранами холодной воды, которые традиционно обозначаются синим цветом.
Синий чулок был нелестным выражением в 18 веке для женщин из высшего сословия, которые заботились о культуре и интеллектуальной жизни и игнорировали моду. Первоначально оно относилось к мужчинам и женщинам, которые носили простые синие шерстяные чулки вместо черных шелковых чулок, которые носят в обществе. [98]
В английском языке синий цвет часто обозначает человеческую эмоцию печали , например: «Он чувствовал себя синим».
По-немецки быть «синим» ( blau sein ) — значит быть пьяным. Это происходит из-за древнего использования мочи, особенно мочи мужчин, которые употребляли алкоголь при окрашивании ткани в синий цвет с помощью вайды или индиго. [100] Это также может быть связано с дождем, который обычно рассматривается как триггер депрессивных эмоций. [101]
В немецком, шведском и норвежском языках говорят, что наивный человек смотрит на мир голубыми глазами. [102] [103]
В Китае синий цвет обычно ассоциируется с мучениями, призраками и смертью. [104] В традиционной китайской опере персонаж с напудренным синим лицом является злодеем. [105]
В Турции и Средней Азии синий – цвет траура. [104]
В культуре народа хопи на юго-западе Америки синий цвет символизировал запад, который считался домом смерти. Сон о человеке, несущем синее перо, считался очень плохим предзнаменованием. [104]
В Таиланде синий цвет ассоциируется с пятницей по тайскому солнечному календарю . Любой может носить синий цвет по пятницам, а любой, кто родился в пятницу, может выбрать синий цвет.
Мужчины туарегов в Северной Африке носят синий тюрбан, называемый тагельмуст , который защищает их от солнца и переносимого ветром песка пустыни Сахара . Он окрашен в цвет индиго. Вместо красителя, для которого используется драгоценная вода, тагельмуст окрашивают, растирая его порошком индиго. Синий цвет переходит на кожу, где считается признаком благородства и достатка. [106] Первые посетители называли их «Голубыми людьми» Сахары. [107]
Многие спортивные команды делают синий своим официальным цветом или используют его в качестве детали формы другого цвета. Кроме того, цвет присутствует на логотипах многих спортивных ассоциаций. Наряду с красным , синий является наиболее часто используемым небелым цветом для команд.
В Поздней Римской империи , во времена Калигулы , Нерона и последующих императоров, «синие» были популярной командой по гонкам на колесницах, которая соревновалась в Большом цирке в Риме против «зеленых», «красных» и «белых». [68] В Византийской империи «Синие» и «Зеленые» были двумя самыми популярными командами по гонкам на колесницах, которые соревновались на Константинопольском ипподроме . Каждый из них был связан с влиятельной политической фракцией, и споры между сторонниками «Зеленых» и «Синих» часто приобретали жестокий характер. Во время правления императора Юстиниана I после одного состязания в 532 году нашей эры вспыхнули беспорядки между двумя фракциями , в ходе которых собор и большая часть центра Константинополя были сожжены, а более тридцати тысяч человек было убито. [108]
В международных футбольных ассоциациях синий цвет является обычным цветом формы, поскольку большинство стран носят цвета своего национального флага. Заметным исключением из этой связи являются четырехкратные чемпионата мира по футболу победители Италия , которые носят синюю форму, основанную на Azzuro Savoia ( синий Савойя ) королевского дома Савойи , который объединил итальянские государства, несмотря на то, что итальянский национальный флаг был зеленым. белый и красный. [109] Сама команда известна как Gli Azzurri («Лазурные»). Еще одна страна-победитель чемпионата мира, носящая синюю рубашку, — это Франция , известная как Les Bleus («Синие»). Две соседние страны, каждая из которых одержала по две победы на чемпионатах мира, Аргентина и Уругвай, носят голубые футболки, первая - с белыми полосками. Уругвай известен как Ла Селеста , что по-испански означает « небесно-голубой », а Аргентина известна как Лос-Альбиселестес , что по-испански означает «небесно-голубой и белый». [110]
Синий цвет присутствует на логотипе руководящего органа футбола FIFA , а также занимает важное место в дизайне их веб-сайта. [111] Европейский руководящий орган футбола УЕФА использует два тона синего цвета для создания карты Европы в центре своего логотипа. Азиатская футбольная конфедерация , Футбольная конфедерация Океании и КОНКАКАФ (руководящий орган футбола в Северной и Центральной Америке и странах Карибского бассейна) используют синий текст в своих логотипах.
В Высшей бейсбольной лиге , высшей бейсбольной лиге США и Канады, синий является одним из трёх цветов официального логотипа лиги, наряду с белым и красным. Команду из Торонто , Онтарио, называют « Блю Джейс» . Шестнадцать других команд либо регулярно носят синие шляпы, либо используют этот цвет в своей форме.
Национальная баскетбольная ассоциация , высшая баскетбольная лига в США и Канаде, также использует синий цвет в качестве одного из цветов своего логотипа, наряду с красным и белым, как и ее женский эквивалент, WNBA , до 28 марта 2011 года. когда последний принял оранжево-белый логотип. Бывший игрок НБА Теодор Эдвардс получил прозвище «Синий». Пятнадцать команд НБА используют этот цвет в своей форме.
Национальная футбольная лига , ведущая лига американского футбола в США, также использует синий цвет в качестве одного из трех цветов, наряду с белым и красным, в своем официальном логотипе. Тринадцать команд НФЛ широко используют этот цвет.
Национальная хоккейная лига , высшая хоккейная лига Канады и США, использует синий цвет в своем официальном логотипе. Десять команд широко используют этот цвет, а две команды ( Коламбус Блю Джекетс и Сент-Луис Блюз ) используют этот цвет в своих прозвищах. Коллектив в Сент-Луисе назван в первую очередь в честь одноименного музыкального жанра .
^ Алессандро Бонджоанни и Мария Кроче (ред.), Сокровища Древнего Египта: Из Египетского музея в Каире , Universe Publishing, подразделение Ruzzoli Publications Inc., 2003. с. 310
^ Чейз, WT 1971, «Египетский синий как пигмент и керамический материал». В: Р. Брилл (ред.) Наука и археология . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 0-262-02061-0
^ Дж. Бейнс, «Цветовая терминология и классификация цветов в древнеегипетской цветовой терминологии и полихромии», в «Американском антропологе» , том 87, 1985, стр. 282–97.
^ Мэтсон, Франция (1985). Композиционные исследования глазурованного кирпича ворот Иштар в Вавилоне . Музей изящных искусств. Исследовательская лаборатория. ISBN 978-0-87846-255-1 .
^ Жан Тюлар, Жан-Франсуа Файяр, Альфред Фиерро, История и словарь Французской революции , 1789–1799, Éditions Robert Laffont, коллекция Bouquins, Париж, 1987. ISBN 2-7028-2076-X
^ Окидегбе, Нгози (2011), «Я люблю мужчину в форме: дебаты вокруг униформы полиции Нью-Йорка в 19 веке», Виггерих, Сандро; Кенси, Стивен (ред.), Staat Macht Uniform , Franz Steiner Verlag, ISBN 978-3-515-09933-2
^ Чхонг Ва Дэ / Голубой дом , заархивировано из оригинала 27 сентября 2011 года. Главное здание и две его пристройки покрыты в общей сложности 150 000 традиционной корейской синей черепицей (отсюда и название «Голубой дом» также часто используется, когда имея в виду Чхонгвадэ).
^ Джазовый словарь Кунцлера содержит две отдельные статьи: блюз, изначально афроамериканский жанр (стр. 128), и блюзовую форму, широко распространенную музыкальную форму (стр. 131).
^ Бенвард и Сакер (2003). Музыка: В теории и практике , Vol. Я, стр.359. Седьмое издание. ISBN 978-0-07-294262-0 .
^ Роберт Кантвелл, Распад мятлика: создание старого южного звука (University of Illinois Press, 2002), стр. 65–66.
Болл, Филип . Яркая Земля: искусство и изобретение цвета .
Хеллер, Ева (2004). Как работают цвета: психология цвета, цветовая символика, креативный цветовой дизайн (на немецком языке). Берлин: Ровольт.
——— (2009). Психология цвета: эффекты и символика (на французском языке). Мюнхен: Пирамида. ISBN 978-2-35017-156-2 .
Пастуро, Мишель (2000). Синий: История цвета (на французском языке). Париж: Editions du Seuil. ISBN 978-2-02-086991-1 .
——— (2001). Синий: история цвета . Перевод Круза, Маркуса И. Принстона, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Райли, Чарльз А. II (1995). Цветовые коды: современные теории цвета в философии, живописи и архитектуре, литературе, музыке и психологии . Ганновер, Нью-Гэмпшир: Университетское издательство Новой Англии.
Варишон, Энн (2005). Цвета: пигменты и красители в руках людей (на французском языке). Париж: Editions du Seuil. ISBN 978-2-02-084697-4 .
Броке, Лара (2015). Ченнино Ченнини Il Libro dell'Arte : новый английский перевод и комментарии с итальянской транскрипцией . Архетип. ISBN 978-1-909492-28-8 .
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: f8211831e1b8d6ff73c83bc34650a252__1719358320 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/52/f8211831e1b8d6ff73c83bc34650a252.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Blue in culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)