Цветовая задача

Цветовые задачи – это задачи, предполагающие распознавание цветов. Цветовые задачи можно классифицировать по способу интерпретации цвета. Коул [1] описывает четыре категории цветовых задач:
- Сравнительный – когда необходимо сравнить несколько цветов, например, при смешивании краски.
- Коннотативный – когда цветам придается неявное значение, например, красный = стоп.
- Денотативный — при определении цвета, например, по названию, например: «Где желтый шар?»
- Эстетика – когда цвета выглядят красиво или передают эмоциональный отклик, но не несут явного значения.
Более ранняя классификация цветовых задач не претендула на всеобъемлющую структуру и в основном различала сопоставление/упорядочение цветов, псевдоизохроматические пластины и называние цветов. [2] [3] В определениях Коула последние будут задачами на денотативные цвета, а остальные — задачами на сравнительные цвета.
Цветовая слепота
[ редактировать ]Дальтонизм (или дефицит цветового зрения) — дефект нормального цветового зрения . Поскольку дальтонизм является симптомом ряда генетических и приобретенных заболеваний, степень его тяжести может варьироваться от монохромазии (отсутствие цветового зрения) до аномальной трихромазии (может быть настолько легкой, что ее невозможно отличить от нормального цветового зрения). Врожденная (генетическая) дальтонизм вызывает трудности во всех четырех видах цветовых задач. Однако церебральная дальтонизм может вызывать проблемы только при выполнении некоторых типов цветовых задач, а другие состояния, которые не влияют на цветовое зрение, все же могут влиять на цветовое зрение (например, аномия ).
Сравнительный
[ редактировать ]
Задачи на сравнение цветов требуют, чтобы испытуемый различал два цвета. Простые примеры включают в себя множество тестов цветового зрения , которые специально смоделированы как сравнительные задачи. Например, тест Исихара и другие псевдоизохроматические пластины требуют прямого сравнения (и, следовательно, распознавания) цветов переднего плана и фона, чтобы иметь возможность прочитать встроенное число/символ.
Тесты расположения, такие как Farnsworth D-15, также требуют сравнения соседних цветов, чтобы иметь возможность расположить их в значимом спектре. Помимо возможности различать два цвета, тесты расположения также требуют измерения разницы в цвете и принятия решений на основе этого параметра. Несмотря на повышенную сложность этой задачи, Коул их не дифференцировал, [1] хотя были другими. [3]
Сравнительное — это «чистейшая» задача, которая опирается почти исключительно на цветовосприятие без вмешательства лингвистики , культуры или памяти . Иногда цветовая слепота возникает из-за повреждения головного мозга (например, церебральная ахроматопсия) может влиять на другие цветовые задачи, оставляя нетронутыми сравнительные цветовые задачи. [4] [5]
Другие примеры сравнительных цветовых задач включают в себя:
- Отличие красных плодов от зеленой листвы
- Смешивание краски
- Чтение цветных данных с легендами
- Рисование/рисование реалистичных предметов
Коннотативный
[ редактировать ]
Коннотативные цветовые задачи требуют от испытуемого вывести неявную информацию из цвета. В дополнение к цветовому зрению, коннотативные цветовые задачи требуют либо культурных, либо естественных знаний для интерпретации значения цвета.
Примером коннотативной цветовой задачи, основанной на культурном значении, являются светофоры , которые требуют не только распознавания цвета, но и интерпретации значения цвета ( красный означает «стоп» ). Примерами коннотативных цветовых задач, основанных на естественном значении, являются интерпретация тона кожи ( румянец , солнечный ожог , бледность и т. д.) и интерпретация съедобности пищи ( спелость , готовность и т. д.).
Денотативный
[ редактировать ]
Чтобы передать цвета, мы обычно должны сначала преобразовать цвет в значимый цветовой термин или описание. Все, что требует такого преобразования, либо из цвета в описание (наименование цвета), либо наоборот, является денотативной цветовой задачей. Денотативные цветовые задачи включают в себя как цветовосприятие , так и лингвистику . Афазия или цветовая аномия также может привести к неспособности выполнять денотативные цветовые задачи даже при нормальном цветовом зрении. [6] [2] Некоторые тесты на цветовое зрение включают в себя денотативные задания, например, тесты с фонарями , которые требуют от испытуемого назвать цвета света.
Эстетический
[ редактировать ]
Задачи эстетического цвета требуют эстетического суждения о цветах, обычно с точки зрения цветовой гармонии , когда цветовые комбинации могут быть выбраны так, чтобы они были приятными или лестными . В качестве альтернативы цвета могут быть выбраны по их вызывающим воспоминания качествам (например, теплоте или прохладе ). Задания на эстетические цвета необходимы в архитектуре, декорировании интерьера, графическом дизайне, рекламе, подборе одежды, абстрактном искусстве и т. д. Эстетические задания обычно не проверяются, поскольку эстетические задания весьма субъективны. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Коул, Барри Л. (1972). «Инвалид ненормального цветового зрения». Клиническая и экспериментальная оптометрия . 55 (8): 304–310. дои : 10.1111/j.1444-0938.1972.tb06271.x .
- ^ Jump up to: а б Гешвинд, Н.; Фусильо, М. (1 августа 1966 г.). «Дефекты в названии цвета, связанные с Алексией». Архив неврологии . 15 (2): 137–146. дои : 10.1001/archneur.1966.00470140027004 . ПМИД 5945970 .
- ^ Jump up to: а б Денкла, Мост Марты (июнь 1972 г.). «Выполнение цветовых заданий с детьми дошкольного возраста». Кортекс . 8 (2): 177–190. дои : 10.1016/S0010-9452(72)80017-0 . ПМИД 5043792 .
- ^ Хейвуд, Калифорния; Кентридж, RW; Коуи, А. (сентябрь 1998 г.). «Корковая дальтонизм — это не «слепота для цвета» ». Сознание и познание . 7 (3): 410–423. дои : 10.1006/ccog.1998.0364 . ПМИД 9787052 . S2CID 4112408 .
- ^ Тернер, Уильям Д.; ДеСильва, Гарри Р. (октябрь 1934 г.). «Восприятие цвета и контура: необычный аномальный случай». Американский журнал психологии . 46 (4): 537. дои : 10.2307/1415493 . JSTOR 1415493 .
- ^ Де Ренци, Э.; Спиннлер, Х. (июнь 1967 г.). «Нарушение производительности при выполнении цветовых задач у пациентов с повреждением полушария» . Кортекс . 3 (2): 194–217. дои : 10.1016/S0010-9452(67)80012-1 .
- ^ Геддес, Коннор; Флатла, Дэвид Р.; Тигвелл, Гаррет В.; Пейрис, Рошан Л. (29 апреля 2022 г.). «Улучшение цветовых моделей для помощи людям с дефицитом цветового зрения». Конференция CHI по человеческому фактору в вычислительных системах . стр. 1–17. дои : 10.1145/3491102.3502024 . ISBN 9781450391573 . S2CID 248419679 .