Jump to content

Гармония (цвет)

В теории цвета цветовая гармония относится к свойству, которым обладают определенные эстетически привлекательные цветовые комбинации. Эти сочетания создают приятные контрасты и созвучия, которые называются гармоничными. Эти комбинации могут состоять из дополнительных цветов , разделенных дополнительных цветов, цветовых триад или аналогичных цветов . Цветовая гармония была темой обширных исследований на протяжении всей истории, но только со времен Возрождения и научной революции она получила широкую систематизацию. Художники и дизайнеры используют эти гармонии для достижения определенного настроения или эстетики .

Традиционный цветовой круг RYB (красный-желтый-синий), часто используемый для выбора гармоничных цветов в искусстве.
Цветовой круг RGB (красный-зеленый-синий), соответствующий большинству технологических процессов, но демонстрирующий разные дополнительные цвета.
пытается Цветовой круг Манселла разделить оттенки на равные воспринимаемые различия.

Было предложено несколько закономерностей для прогнозирования того, какие наборы цветов будут восприниматься как гармоничные. Одна из трудностей с кодификацией таких шаблонов заключается в разнообразии цветовых пространств и цветовых моделей разработанных . Различные модели дают разные пары дополнительных цветов и т. д., а степень гармонии наборов, полученных из каждого цветового пространства, во многом субъективна. Несмотря на разработку цветовых моделей, основанных на физике производства цвета, таких как RGB и CMY , и моделей, основанных на человеческом восприятии, таких как Munsell и CIE L*a*b* , традиционная цветовая модель RYB (общая для большинства ранних попыток при кодификации цвета) сохранился среди многих художников и дизайнеров для выбора гармоничных цветов.

Дополнительные цвета

[ редактировать ]

Дополнительные цвета располагаются друг напротив друга на цветовом круге . Они создают наибольший контраст и, следовательно, наибольшее визуальное напряжение из-за того, насколько они непохожи.

Сплит-дополнительные цвета

[ редактировать ]

Сплит-дополнительные цвета подобны дополнительным цветам, за исключением того, что один из дополнительных цветов разделен на два соседних аналогичных цвета. Это сохраняет напряжение дополнительных цветов, одновременно создавая больший визуальный интерес и большее разнообразие.

Цветные полигоны

[ редактировать ]

Подобно упомянутым выше расщепленным дополнительным цветам, цветовые триады включают три цвета в геометрических отношениях. Однако в отличие от разделенных дополнительных цветов все три цвета равноудалены друг от друга на цветовом круге в равностороннем треугольнике. Наиболее распространенными триадами являются основные цвета . Из этих основных цветов получаются вторичные цвета .

Аналогичные цвета

[ редактировать ]

Самая простая и устойчивая гармония — это гармония аналогичных цветов. Он состоит из основного цвета и двух или более соседних цветов. Он составляет основу цветовой схемы, и на практике многие цветовые схемы представляют собой комбинацию аналогичных и дополнительных гармоний, позволяющих добиться как визуального интереса за счет разнообразия, хроматической стабильности, так и напряжения за счет контраста.

Отношение

[ редактировать ]

Было высказано предположение, что «цвета, рассматриваемые вместе и вызывающие приятную эмоциональную реакцию, считаются гармоничными». [1] Однако цветовая гармония — сложное понятие, поскольку реакция человека на цвет бывает как аффективной, так и когнитивной, включая эмоциональные реакции и суждения. Следовательно, наша реакция на цвет и понятие цветовой гармонии подвержены влиянию целого ряда различных факторов. Эти факторы включают индивидуальные различия (такие как возраст, пол, личные предпочтения, эмоциональное состояние и т. д.), а также культурные, субкультурные и социальные различия, которые приводят к обусловленности и приобретенным реакциям на цвет. Кроме того, контекст всегда влияет на реакцию на цвет и на понятие цветовой гармонии, а на эту концепцию также влияют временные факторы (например, меняющиеся тенденции) и факторы восприятия (например, одновременный контраст), которые могут влиять на реакцию человека на цвет. цвет. Следующая концептуальная модель иллюстрирует подход XXI века к цветовой гармонии:

При этом цветовая гармония является функцией ( f ) взаимодействия между цветом/ами (столбец 1, 2, 3, …, n ) и факторами, которые влияют на положительную эстетическую реакцию на цвет: индивидуальные различия ( ID ), такие как возраст, пол, личность и аффективное состояние; культурный опыт ( CE ); контекстные эффекты ( CX ), включающие настройку и окружающее освещение; промежуточные перцептивные эффекты ( P ); и временные эффекты ( T ) с точки зрения преобладающих социальных тенденций. [2]

Кроме того, учитывая, что люди могут воспринимать более 2,8 миллиона различных цветов, [3] Было высказано предположение, что число возможных цветовых комбинаций практически бесконечно, что означает, что формулы прогнозирования цветовой гармонии принципиально несостоятельны. [4] Несмотря на это, многие теоретики цвета разработали формулы, принципы или рекомендации по сочетанию цветов с целью предсказать или указать положительный эстетический отклик или «цветовую гармонию». Модели цветового круга часто использовались в качестве основы для принципов или рекомендаций по сочетанию цветов, а также для определения отношений между цветами. Некоторые теоретики и художники полагают, что сопоставление дополнительных цветов создаст сильный контраст, ощущение визуального напряжения, а также «цветовую гармонию»; в то время как другие полагают, что сопоставление аналогичных цветов вызовет положительный эстетический отклик. Рекомендации по сочетанию цветов предполагают, что цвета, расположенные рядом друг с другом в модели цветового круга (аналогичные цвета), имеют тенденцию создавать однотонные или монохроматические цвета, и некоторые теоретики также называют их «простыми гармониями». Кроме того, разделенные дополнительные цветовые схемы обычно изображают модифицированную дополнительную пару, в которой вместо выбора «истинного» второго цвета выбирается ряд аналогичных оттенков вокруг него, то есть разделенные дополнительные цвета красного — это сине-зеленый и желто-зеленый. . Триадная цветовая схема предполагает любые три цвета, примерно равноудаленные от модели цветового круга. Фейснер и Манке входят в число авторов, которые дают более подробные рекомендации по сочетанию цветов. [5] [6]

Формулы и принципы сочетания цветов могут служить некоторым руководством, но имеют ограниченное практическое применение. Это происходит из-за влияния контекстуальных, перцептивных и временных факторов, которые будут влиять на то, как цвета воспринимаются в любой конкретной ситуации, обстановке или контексте. Подобные формулы и принципы могут быть полезны в моде, интерьере и графическом дизайне, но многое зависит от вкусов, образа жизни и культурных норм зрителя или потребителя.

Еще во времена древнегреческих философов многие теоретики разработали цветовые ассоциации и связали определенные коннотативные значения с конкретными цветами. Однако коннотативные цветовые ассоциации и цветовая символика, как правило, зависят от культуры и могут также различаться в зависимости от контекста и обстоятельств. Например, красный цвет имеет множество различных коннотативных и символических значений: от волнующего, возбуждающего, чувственного, романтического и женственного; символу удачи; а также выступает сигналом об опасности. Такие цветовые ассоциации, как правило, усваиваются и не обязательно сохраняются независимо от индивидуальных и культурных различий или контекстуальных, временных или перцептивных факторов. [7] Важно отметить, что, хотя цветовая символика и цветовые ассоциации существуют, их существование не обеспечивает доказательной поддержки психологии цвета или утверждений о том, что цвет обладает терапевтическими свойствами. [8]

См. также

[ редактировать ]
  • СМИ, связанные с цветными колесами , на Викискладе?
  • СМИ, связанные с хроматическими диаграммами, на Викискладе?
  • СМИ, связанные с цветовыми пространствами, на Викискладе?
    1. ^ Берчетт, К.Э. (2002). Цветовая гармония. Исследования и применение цвета, 27 (1), стр. 28–31.
    2. ^ О'Коннор, З. (2010). Еще раз о цветовой гармонии. Исследования и применение цвета, 35 (4), стр. 267–273.
    3. ^ Пойнтер, М.Р. и Аттридж, Г.Г. (1998). Количество различимых цветов. Исследования и применение цвета, 23 (1), стр. 52–54.
    4. ^ Хард, А. и Сивик, Л. (2001). Комбинированная теория цветов. Описательная модель, связанная с системой порядка цветов NCS. Исследования и применение цвета, 26 (1), стр. 4–28.
    5. ^ Фейснер, EA (2000). Цвет: Как использовать цвет в искусстве и дизайне. Лондон: Лоуренс Кинг.
    6. ^ Манке, Ф. (1996). Цвет, окружающая среда и реакция человека. Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.
    7. ^ Беллантони, Патти (2005). Если это фиолетовый, кто-то умрет . Эльзевир , Фокус Пресс . ISBN  0-240-80688-3 .
    8. ^ О'Коннор, З. (2010). Цветовая психология и цветотерапия: будьте осторожны. Исследование и применение цвета (опубликовано в Интернете в «EarlyView» перед печатью).
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: fc818d4a84d415341adc316b968b58ad__1709412780
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/ad/fc818d4a84d415341adc316b968b58ad.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Harmony (color) - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)