Гармония (цвет)
В теории цвета цветовая гармония относится к свойству, которым обладают определенные эстетически привлекательные цветовые комбинации. Эти сочетания создают приятные контрасты и созвучия, которые называются гармоничными. Эти комбинации могут состоять из дополнительных цветов , разделенных дополнительных цветов, цветовых триад или аналогичных цветов . Цветовая гармония была темой обширных исследований на протяжении всей истории, но только со времен Возрождения и научной революции она получила широкую систематизацию. Художники и дизайнеры используют эти гармонии для достижения определенного настроения или эстетики .
Типы
[ редактировать ]Было предложено несколько закономерностей для прогнозирования того, какие наборы цветов будут восприниматься как гармоничные. Одна из трудностей с кодификацией таких шаблонов заключается в разнообразии цветовых пространств и цветовых моделей разработанных . Различные модели дают разные пары дополнительных цветов и т. д., а степень гармонии наборов, полученных из каждого цветового пространства, во многом субъективна. Несмотря на разработку цветовых моделей, основанных на физике производства цвета, таких как RGB и CMY , и моделей, основанных на человеческом восприятии, таких как Munsell и CIE L*a*b* , традиционная цветовая модель RYB (общая для большинства ранних попыток при кодификации цвета) сохранился среди многих художников и дизайнеров для выбора гармоничных цветов.
Дополнительные цвета
[ редактировать ]Дополнительные цвета располагаются друг напротив друга на цветовом круге . Они создают наибольший контраст и, следовательно, наибольшее визуальное напряжение из-за того, насколько они непохожи.
Сплит-дополнительные цвета
[ редактировать ]Сплит-дополнительные цвета подобны дополнительным цветам, за исключением того, что один из дополнительных цветов разделен на два соседних аналогичных цвета. Это сохраняет напряжение дополнительных цветов, одновременно создавая больший визуальный интерес и большее разнообразие.
Цветные полигоны
[ редактировать ]Триады
[ редактировать ]Подобно упомянутым выше расщепленным дополнительным цветам, цветовые триады включают три цвета в геометрических отношениях. Однако в отличие от разделенных дополнительных цветов все три цвета равноудалены друг от друга на цветовом круге в равностороннем треугольнике. Наиболее распространенными триадами являются основные цвета . Из этих основных цветов получаются вторичные цвета .
Аналогичные цвета
[ редактировать ]Самая простая и устойчивая гармония — это гармония аналогичных цветов. Он состоит из основного цвета и двух или более соседних цветов. Он составляет основу цветовой схемы, и на практике многие цветовые схемы представляют собой комбинацию аналогичных и дополнительных гармоний, позволяющих добиться как визуального интереса за счет разнообразия, хроматической стабильности, так и напряжения за счет контраста.
Отношение
[ редактировать ]Было высказано предположение, что «цвета, рассматриваемые вместе и вызывающие приятную эмоциональную реакцию, считаются гармоничными». [1] Однако цветовая гармония — сложное понятие, поскольку реакция человека на цвет бывает как аффективной, так и когнитивной, включая эмоциональные реакции и суждения. Следовательно, наша реакция на цвет и понятие цветовой гармонии подвержены влиянию целого ряда различных факторов. Эти факторы включают индивидуальные различия (такие как возраст, пол, личные предпочтения, эмоциональное состояние и т. д.), а также культурные, субкультурные и социальные различия, которые приводят к обусловленности и приобретенным реакциям на цвет. Кроме того, контекст всегда влияет на реакцию на цвет и на понятие цветовой гармонии, а на эту концепцию также влияют временные факторы (например, меняющиеся тенденции) и факторы восприятия (например, одновременный контраст), которые могут влиять на реакцию человека на цвет. цвет. Следующая концептуальная модель иллюстрирует подход XXI века к цветовой гармонии:
При этом цветовая гармония является функцией ( f ) взаимодействия между цветом/ами (столбец 1, 2, 3, …, n ) и факторами, которые влияют на положительную эстетическую реакцию на цвет: индивидуальные различия ( ID ), такие как возраст, пол, личность и аффективное состояние; культурный опыт ( CE ); контекстные эффекты ( CX ), включающие настройку и окружающее освещение; промежуточные перцептивные эффекты ( P ); и временные эффекты ( T ) с точки зрения преобладающих социальных тенденций. [2]
Кроме того, учитывая, что люди могут воспринимать более 2,8 миллиона различных цветов, [3] Было высказано предположение, что число возможных цветовых комбинаций практически бесконечно, что означает, что формулы прогнозирования цветовой гармонии принципиально несостоятельны. [4] Несмотря на это, многие теоретики цвета разработали формулы, принципы или рекомендации по сочетанию цветов с целью предсказать или указать положительный эстетический отклик или «цветовую гармонию». Модели цветового круга часто использовались в качестве основы для принципов или рекомендаций по сочетанию цветов, а также для определения отношений между цветами. Некоторые теоретики и художники полагают, что сопоставление дополнительных цветов создаст сильный контраст, ощущение визуального напряжения, а также «цветовую гармонию»; в то время как другие полагают, что сопоставление аналогичных цветов вызовет положительный эстетический отклик. Рекомендации по сочетанию цветов предполагают, что цвета, расположенные рядом друг с другом в модели цветового круга (аналогичные цвета), имеют тенденцию создавать однотонные или монохроматические цвета, и некоторые теоретики также называют их «простыми гармониями». Кроме того, разделенные дополнительные цветовые схемы обычно изображают модифицированную дополнительную пару, в которой вместо выбора «истинного» второго цвета выбирается ряд аналогичных оттенков вокруг него, то есть разделенные дополнительные цвета красного — это сине-зеленый и желто-зеленый. . Триадная цветовая схема предполагает любые три цвета, примерно равноудаленные от модели цветового круга. Фейснер и Манке входят в число авторов, которые дают более подробные рекомендации по сочетанию цветов. [5] [6]
Формулы и принципы сочетания цветов могут служить некоторым руководством, но имеют ограниченное практическое применение. Это происходит из-за влияния контекстуальных, перцептивных и временных факторов, которые будут влиять на то, как цвета воспринимаются в любой конкретной ситуации, обстановке или контексте. Подобные формулы и принципы могут быть полезны в моде, интерьере и графическом дизайне, но многое зависит от вкусов, образа жизни и культурных норм зрителя или потребителя.
Еще во времена древнегреческих философов многие теоретики разработали цветовые ассоциации и связали определенные коннотативные значения с конкретными цветами. Однако коннотативные цветовые ассоциации и цветовая символика, как правило, зависят от культуры и могут также различаться в зависимости от контекста и обстоятельств. Например, красный цвет имеет множество различных коннотативных и символических значений: от волнующего, возбуждающего, чувственного, романтического и женственного; символу удачи; а также выступает сигналом об опасности. Такие цветовые ассоциации, как правило, усваиваются и не обязательно сохраняются независимо от индивидуальных и культурных различий или контекстуальных, временных или перцептивных факторов. [7] Важно отметить, что, хотя цветовая символика и цветовые ассоциации существуют, их существование не обеспечивает доказательной поддержки психологии цвета или утверждений о том, что цвет обладает терапевтическими свойствами. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берчетт, К.Э. (2002). Цветовая гармония. Исследования и применение цвета, 27 (1), стр. 28–31.
- ^ О'Коннор, З. (2010). Еще раз о цветовой гармонии. Исследования и применение цвета, 35 (4), стр. 267–273.
- ^ Пойнтер, М.Р. и Аттридж, Г.Г. (1998). Количество различимых цветов. Исследования и применение цвета, 23 (1), стр. 52–54.
- ^ Хард, А. и Сивик, Л. (2001). Комбинированная теория цветов. Описательная модель, связанная с системой порядка цветов NCS. Исследования и применение цвета, 26 (1), стр. 4–28.
- ^ Фейснер, EA (2000). Цвет: Как использовать цвет в искусстве и дизайне. Лондон: Лоуренс Кинг.
- ^ Манке, Ф. (1996). Цвет, окружающая среда и реакция человека. Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.
- ^ Беллантони, Патти (2005). Если это фиолетовый, кто-то умрет . Эльзевир , Фокус Пресс . ISBN 0-240-80688-3 .
- ^ О'Коннор, З. (2010). Цветовая психология и цветотерапия: будьте осторожны. Исследование и применение цвета (опубликовано в Интернете в «EarlyView» перед печатью).