Jump to content

Цветовая модель RYB

Цветовая диаграмма RYB из Джорджа Филда 1841 года хроматографии ; или «Трактат о цветах и ​​пигментах и ​​об их возможностях в живописи» .
Сравнение модели CMYK и модели RYB: идеальная CMY (а), печатная CMY (б), приближение RYB (в)
Цветовая схема RYB 1613 года Франциска Агилониуса (Francisci Agvilonii) с основными желтыми (flavus), красными (rubeus) и синими (caeruleus), расположенными между белым (albus) и черным (niger), с оранжевым (aureus), зеленым ( viridis) и пурпурный (purpureus) как комбинации двух основных цветов.
Описание Леблоном 1725 года смешивания красной, желтой и синей красок или печатных красок.
Хроматическая гамма, Ж. Ф. Л. Мериме (1830, 1839)

RYB (аббревиатура красного-желтого-синего ) — субтрактивная цветовая модель, используемая в искусстве и прикладном дизайне, в которой красный , желтый и синий пигменты считаются основными цветами . [1] Согласно традиционной теории цвета , этот набор основных цветов пропагандировался Мозесом Харрисом , Мишелем Эженом Шеврёлем , Йоханнесом Иттеном и Йозефом Альберсом и применялся бесчисленным количеством художников и дизайнеров. Цветовая модель RYB легла в основу учебной программы по цветам Баухауза , Ульмской школы дизайна и многочисленных школ искусства и дизайна, находившихся под влиянием Баухауза, включая Институт дизайна IIT (основанный как Новый Баухаус), колледж Блэк-Маунтин , факультет дизайна Йельского университета. Университет , Школа дизайна Шиллито, Сидней, и Школа дизайна Парсонс , Нью-Йорк.

В этом контексте термин «основной цвет» относится к трем образцам цветов (красному, желтому и синему), а не к конкретным пигментам. Как показано, в цветовой модели RYB красный, желтый и синий смешиваются, образуя вторичные цветовые сегменты оранжевого, зеленого и фиолетового цветов. Этот набор основных цветов появился в то время, когда доступ к широкому спектру пигментов был ограничен доступностью и стоимостью, и он побудил художников и дизайнеров исследовать множество нюансов цвета путем смешивания и перемешивания ограниченного диапазона цветов пигментов. В художественном и дизайнерском образовании красные, желтые и синие пигменты обычно дополнялись белыми и черными пигментами, что позволяло создавать более широкую гамму цветовых нюансов, включая оттенки и оттенки .

Хотя с научной точки зрения она устарела, поскольку не соответствует определению дополнительного цвета, в котором необходимо смешивать нейтральный или черный цвет, эта модель по-прежнему используется в художественной среде, вызывая путаницу в отношении основных и дополнительных цветов. Его можно считать приближением цветовой модели CMY .

Цветовая модель RYB относится конкретно к цвету в форме нанесения красок и пигментов в искусстве и дизайне. [2] Другие распространенные цветовые модели включают модель освещения (RGB) и цветовую модель красок, пигментов и чернил CMY , которая гораздо более точна с точки зрения цветовой гаммы и интенсивности по сравнению с традиционной цветовой моделью RYB, последняя появляется в сочетании с CMYK. цветовая модель в полиграфии.

Первыми учеными, предложившими существование трех основных цветов для художников, были Скармильони (1601 г.), Саво (1609 г.), де Бодт (1609 г.) и Агилониус (1613 г.). [3] Из них наиболее влиятельной была работа Франциска Агилония (1567–1617), хотя он не располагал цвета в круге. [4]

Якоб Кристоф Ле Блон был первым, кто применил цветовую модель RYB к печати, в частности к печати меццо-тинто , и использовал отдельные пластины для каждого цвета: желтого, красного и синего плюс черный для добавления оттенков и контраста. В «Coloritto» Ле Блон утверждал, что «искусство смешивания цветов… (в) живописи позволяет изобразить все видимые объекты тремя цветами: желтым, красным и синим; ибо все цвета могут состоять из этих трех, которые я называю примитивными». Ле Блон добавил, что красный и желтый образуют оранжевый; красный и синий сделайте фиолетовым; а синий и желтый дают зеленый цвет (Ле Блон, 1725, стр. 6). [5] [6]

В 18 веке Мозес Харрис утверждал, что множество цветов можно создать из трех «примитивных» цветов — красного, желтого и синего. [7]

Мериме упомянул «три простых цвета (желтый, красный и синий)», которые могут создавать большую гамму цветовых нюансов. «Объединенные попарно, эти три примитивных цвета порождают три других цвета, столь же отчетливые и яркие, как и их первоначальные цвета; так, желтый, смешанный с красным, дает оранжевый; красный и синий — фиолетовый; а зеленый получается путем смешивания синего и желтого» ( Мериме, 1839, стр. 245). Мериме проиллюстрировала эти цветовые отношения с помощью простой диаграммы, расположенной между страницами 244 и 245: Хроматическая гамма (Echelle Chromatique). De la peinture à l'huile: ou, Des procédés matériels dans ce жанр de peinture, depuis Hubert et Jean Van-Eyck jusqu'à nos jours был опубликован в 1830 году, а английский перевод У. Б. Сарсфилда Тейлора был опубликован в Лондоне в 1839 году. . [8]

Подобные идеи о создании цвета с помощью красного, желтого и синего обсуждались в «Теории цвета » (1810) немецкого поэта, теоретика цвета и государственного министра Иоганна Вольфганга фон Гете . [9]

В «Законе одновременного цветового контраста » (1839 г.) французского промышленного химика Мишеля Эжена Шеврёля обсуждалось создание многочисленных цветовых нюансов, а его теории цвета были подкреплены цветовой моделью RYB. [10]

Отдельно от цветовой модели RYB основные цвета голубого, пурпурного и желтого связаны с CMYK, обычно используемым в полиграфической промышленности. Голубой, пурпурный и желтый часто называют «синим», «красным» и «желтым». [11] [12]

Старая модель окраски с четырьмя основными цветами.

[ редактировать ]

Древние греки под влиянием Аристотеля , Демокрита и Платона считали, что существует четыре основных цвета, совпадающих с четырьмя стихиями : земля ( охра ), небо (синий), вода (зеленый) и огонь (красный), при этом черный а белый представлял свет дня и тьму ночи. [ нужна ссылка ] Четырехцветная система образована основными цветами желтого, зеленого, синего и красного и была поддержана Альберти в его « De Pictura прямоугольник, ромб и цветовой круг » (1436 г.), используя для их представления .

Цветовой круг 1708 года, основанный на основных цветах: синем, красном и желтом. [13]

Леонардо да Винчи одобрил эту модель в 1510 году, хотя и не решался включать зеленый цвет, отмечая, что зеленый можно получить путем смешивания синего и желтого. Также Ричард Уоллер в своем «Каталоге простых и смешанных цветов» (1686 г.) изобразил эти четыре цвета в виде квадрата. [14] Эти четыре цвета часто называют «основными психологическими цветами». [15]

Традиционная раскраска с тремя основными цветами

[ редактировать ]

Первый известный случай трихроматической окраски (из трех основных цветов) можно найти в работе по оптике бельгийского мыслителя Франциска Агилониуса в 1613 году. [16] который в своей книге «Opticorum libri sex, philosophis iuxtà ac mathematicis utiles» на латыни (примерно « Шесть книг по оптике: полезны как философам, так и математикам ») нарисовал графики цветов flavvus , rvbevs и cærvlevs ( желтый , красный и синий ), давая подъем к промежуточным цветам avrevs , viridis и pvrpvrevs ( оранжевый , зеленый и фиолетовый ) и их связь с крайними цветами albvs и niger ( белый и черный ). [17] Однако идея трех основных цветов более старая, поскольку Агилоний поддерживал известную со времен средневековья точку зрения, согласно которой желтый, красный и синий цвета были основными или «благородными» цветами, от которых произошли все остальные. [18]

Эту модель использовал для печати Якоб Кристоф Ле Блон в 1725 году и назвал ее Coloritto или гармония окраски . [19] утверждая, что примитивные (первичные) цвета — это желтый, красный и синий, а вторичные — оранжевый, зеленый и фиолетовый или фиолетовый . [20]

В 1766 году Мозес Харрис разработал на основе этой модели 18-цветный цветовой круг, включающий более широкий диапазон цветов за счет добавления светлых и темных производных. [21] В XVIII и XIX веках эту цветовую модель поддержали многие авторы, оставившие иллюстрации, которые можно оценить и сегодня, например Луи-Бертран Кастель (1740 г.), цветовая система Тобиаса Майер (1758 г.), Мозес Харрис (1770–1770 гг.). 76), Игнаца Шиффермюллера (1772), Баумгартнера и Мюллера (1803), Соверби (1809), Рунге (1809), популярной « Теории цвета » (1810) Гете , Грегуара (1810–20), Мериме (1815- 30-39), Клотца (1816), Г. Филда (1817-41-50), Хейтера (1826), «Закона одновременного контраста цветов» (1839) Шеврёля и многих других. [22]

» Харриса « Цветовой круг , показывающий, как из красного, желтого и синего можно получить ряд цветов.

К 20 веку натуральные пигменты уступили место синтетическим. Изобретение фталоцианина и производных хинакридона расширило диапазон основных синих и красных цветов, приблизившись к идеальным субтрактивным цветам и моделям CMY и CMYK .

Использование в печати цветных книг в 1902 году посредством так называемого «трехцветного процесса».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гейдж, Джон (1995). Цвет и культура: практика и значение от античности до абстракции . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  978-0500278185 .
  2. ^ Гейдж, Джон (2000). Цвет и значение: искусство, наука и символизм . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  978-0520226111 .
  3. ^ Шапиро, А.Е. (1994). «Цвета художников и цвета Ньютона». Исида . 85 (4): 600–630. дои : 10.1086/356979 . S2CID   143026899 .
  4. ^ «Франциск Агилоний» . Цветовая система: Системы порядка цвета в искусстве и науке . Архивировано из оригинала 13 февраля 2014 г.
  5. ^ Ле Блон, Якоб Кристоф (1725). Колорито; или «Гармония цвета в живописи: сведенная к механической практике в соответствии с простыми заповедями и непогрешимыми правилами»; Вместе с несколькими цветными фигурками . Проверено 4 июля 2020 г.
  6. ^ Мортимер, Кромвель (февраль 1731 г.). «Отчет о принципах г-на Ж. К. Леблона в печати, подражании живописи и ткачестве гобеленов таким же образом, как парча» . Философские труды Лондонского королевского общества . 37 (419): 101–107. дои : 10.1098/rstl.1731.0019 . S2CID   186212141 . Проверено 4 июля 2020 г.
  7. ^ Харрис, Моисей (1766). Естественная система цветов . (Факсимиле 1963 года), Нью-Йорк: Библиотека дизайна Уитни.
  8. ^ Мериме, JFL (1839 г.). Искусство живописи маслом и фреской: история различных процессов и используемых материалов (перевод с французского У.Б. Сарсфилда Тейлора . Лондон: Whittaker & Co.
  9. ^ Гете, Теория цвета , пер. Чарльз Лок Истлейк, Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1982. ISBN   0-262-57021-1
  10. ^ Шеврёль, Мишель Эжен (1861). Законы контраста цвета . Лондон: Рутледж, Уорн и Рутледж. п. 25 . - английский перевод Джона Спэнтона
  11. ^ Сент-Джон, Евгений (февраль 1924 г.). «Некоторые практические советы по пресс-работе» . Внутренний типограф, американский литограф . 72 (5): 805 . Проверено 18 февраля 2019 г.
  12. ^ Уайт, Январь (2003). Редактирование по дизайну: для дизайнеров, арт-директоров и редакторов — классическое руководство по привлечению читателей . Саймон и Шустер. п. ПТ460. ISBN  9781581159387 . Проверено 18 февраля 2019 г.
  13. ^ Traité de la peinture en mignature (Гаага, 1708 г.), воспроизведено в книге «Создание цвета в Европе восемнадцатого века».
  14. ^ Ричарда Уоллера Цветовая система
  15. ^ MS Шэрон Росс, Элиза Кинкед (2004). Декоративная покраска и искусственная отделка . Креативный домовладелец. ISBN 1-58011-179-3.
  16. ^ .org/web/20140213041900/http://www.colorsystem.com/?page_id=629&lang=en Цветовая система Франциска Агилониуса. Цветовые системы в искусстве и науке
  17. ^ Франциск Агилонский, Антверпен, 1613: Секс в книге Opticorum, философия и полезная математика, с. 40 Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine San Millan Foundation с. 84
  18. ^ МакЭвой, Брюс (2005). «Цветовое зрение: существуют ли «основные» цвета?» . Handprint.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  19. ^ OM Лилиен, Джейкоб Кристоф Ле Блон, 1667–1741: изобретатель трех- и четырехцветной печати. Штутгарт 1985 г.
  20. ^ v=onepage&q=%22le%20blon%22%20color%20printing&f=false Наука о цвете
  21. Пол Зелански, Мэри Пэт Фишер, 2001. «Цветной» Лондон.
  22. ^ Дэвид Бриггс 2013, Измерения цвета 7.2 Цветовой круг RYB или «цветовой круг художников».
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58f296b8ebf6a6d0613ec7504c732856__1709308680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/56/58f296b8ebf6a6d0613ec7504c732856.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
RYB color model - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)