Цветовая модель RYB





RYB (аббревиатура красного-желтого-синего ) — субтрактивная цветовая модель, используемая в искусстве и прикладном дизайне, в которой красный , желтый и синий пигменты считаются основными цветами . [1] Согласно традиционной теории цвета , этот набор основных цветов пропагандировался Мозесом Харрисом , Мишелем Эженом Шеврёлем , Йоханнесом Иттеном и Йозефом Альберсом и применялся бесчисленным количеством художников и дизайнеров. Цветовая модель RYB легла в основу учебной программы по цветам Баухауза , Ульмской школы дизайна и многочисленных школ искусства и дизайна, находившихся под влиянием Баухауза, включая Институт дизайна IIT (основанный как Новый Баухаус), колледж Блэк-Маунтин , факультет дизайна Йельского университета. Университет , Школа дизайна Шиллито, Сидней, и Школа дизайна Парсонс , Нью-Йорк.
В этом контексте термин «основной цвет» относится к трем образцам цветов (красному, желтому и синему), а не к конкретным пигментам. Как показано, в цветовой модели RYB красный, желтый и синий смешиваются, образуя вторичные цветовые сегменты оранжевого, зеленого и фиолетового цветов. Этот набор основных цветов появился в то время, когда доступ к широкому спектру пигментов был ограничен доступностью и стоимостью, и он побудил художников и дизайнеров исследовать множество нюансов цвета путем смешивания и перемешивания ограниченного диапазона цветов пигментов. В художественном и дизайнерском образовании красные, желтые и синие пигменты обычно дополнялись белыми и черными пигментами, что позволяло создавать более широкую гамму цветовых нюансов, включая оттенки и оттенки .
Хотя с научной точки зрения она устарела, поскольку не соответствует определению дополнительного цвета, в котором необходимо смешивать нейтральный или черный цвет, эта модель по-прежнему используется в художественной среде, вызывая путаницу в отношении основных и дополнительных цветов. Его можно считать приближением цветовой модели CMY .
Цветовая модель RYB относится конкретно к цвету в форме нанесения красок и пигментов в искусстве и дизайне. [2] Другие распространенные цветовые модели включают модель освещения (RGB) и цветовую модель красок, пигментов и чернил CMY , которая гораздо более точна с точки зрения цветовой гаммы и интенсивности по сравнению с традиционной цветовой моделью RYB, последняя появляется в сочетании с CMYK. цветовая модель в полиграфии.
История
[ редактировать ]Первыми учеными, предложившими существование трех основных цветов для художников, были Скармильони (1601 г.), Саво (1609 г.), де Бодт (1609 г.) и Агилониус (1613 г.). [3] Из них наиболее влиятельной была работа Франциска Агилония (1567–1617), хотя он не располагал цвета в круге. [4]
Якоб Кристоф Ле Блон был первым, кто применил цветовую модель RYB к печати, в частности к печати меццо-тинто , и использовал отдельные пластины для каждого цвета: желтого, красного и синего плюс черный для добавления оттенков и контраста. В «Coloritto» Ле Блон утверждал, что «искусство смешивания цветов… (в) живописи позволяет изобразить все видимые объекты тремя цветами: желтым, красным и синим; ибо все цвета могут состоять из этих трех, которые я называю примитивными». Ле Блон добавил, что красный и желтый образуют оранжевый; красный и синий сделайте фиолетовым; а синий и желтый дают зеленый цвет (Ле Блон, 1725, стр. 6). [5] [6]
В 18 веке Мозес Харрис утверждал, что множество цветов можно создать из трех «примитивных» цветов — красного, желтого и синего. [7]
Мериме упомянул «три простых цвета (желтый, красный и синий)», которые могут создавать большую гамму цветовых нюансов. «Объединенные попарно, эти три примитивных цвета порождают три других цвета, столь же отчетливые и яркие, как и их первоначальные цвета; так, желтый, смешанный с красным, дает оранжевый; красный и синий — фиолетовый; а зеленый получается путем смешивания синего и желтого» ( Мериме, 1839, стр. 245). Мериме проиллюстрировала эти цветовые отношения с помощью простой диаграммы, расположенной между страницами 244 и 245: Хроматическая гамма (Echelle Chromatique). De la peinture à l'huile: ou, Des procédés matériels dans ce жанр de peinture, depuis Hubert et Jean Van-Eyck jusqu'à nos jours был опубликован в 1830 году, а английский перевод У. Б. Сарсфилда Тейлора был опубликован в Лондоне в 1839 году. . [8]
Подобные идеи о создании цвета с помощью красного, желтого и синего обсуждались в «Теории цвета » (1810) немецкого поэта, теоретика цвета и государственного министра Иоганна Вольфганга фон Гете . [9]
В «Законе одновременного цветового контраста » (1839 г.) французского промышленного химика Мишеля Эжена Шеврёля обсуждалось создание многочисленных цветовых нюансов, а его теории цвета были подкреплены цветовой моделью RYB. [10]
Отдельно от цветовой модели RYB основные цвета голубого, пурпурного и желтого связаны с CMYK, обычно используемым в полиграфической промышленности. Голубой, пурпурный и желтый часто называют «синим», «красным» и «желтым». [11] [12]
Старая модель окраски с четырьмя основными цветами.
[ редактировать ]Древние греки под влиянием Аристотеля , Демокрита и Платона считали, что существует четыре основных цвета, совпадающих с четырьмя стихиями : земля ( охра ), небо (синий), вода (зеленый) и огонь (красный), при этом черный а белый представлял свет дня и тьму ночи. [ нужна ссылка ] Четырехцветная система образована основными цветами желтого, зеленого, синего и красного и была поддержана Альберти в его « De Pictura прямоугольник, ромб и цветовой круг » (1436 г.), используя для их представления .

Леонардо да Винчи одобрил эту модель в 1510 году, хотя и не решался включать зеленый цвет, отмечая, что зеленый можно получить путем смешивания синего и желтого. Также Ричард Уоллер в своем «Каталоге простых и смешанных цветов» (1686 г.) изобразил эти четыре цвета в виде квадрата. [14] Эти четыре цвета часто называют «основными психологическими цветами». [15]
Традиционная раскраска с тремя основными цветами
[ редактировать ]Первый известный случай трихроматической окраски (из трех основных цветов) можно найти в работе по оптике бельгийского мыслителя Франциска Агилониуса в 1613 году. [16] который в своей книге «Opticorum libri sex, philosophis iuxtà ac mathematicis utiles» на латыни (примерно « Шесть книг по оптике: полезны как философам, так и математикам ») нарисовал графики цветов flavvus , rvbevs и cærvlevs ( желтый , красный и синий ), давая подъем к промежуточным цветам avrevs , viridis и pvrpvrevs ( оранжевый , зеленый и фиолетовый ) и их связь с крайними цветами albvs и niger ( белый и черный ). [17] Однако идея трех основных цветов более старая, поскольку Агилоний поддерживал известную со времен средневековья точку зрения, согласно которой желтый, красный и синий цвета были основными или «благородными» цветами, от которых произошли все остальные. [18]
Эту модель использовал для печати Якоб Кристоф Ле Блон в 1725 году и назвал ее Coloritto или гармония окраски . [19] утверждая, что примитивные (первичные) цвета — это желтый, красный и синий, а вторичные — оранжевый, зеленый и фиолетовый или фиолетовый . [20]
В 1766 году Мозес Харрис разработал на основе этой модели 18-цветный цветовой круг, включающий более широкий диапазон цветов за счет добавления светлых и темных производных. [21] В XVIII и XIX веках эту цветовую модель поддержали многие авторы, оставившие иллюстрации, которые можно оценить и сегодня, например Луи-Бертран Кастель (1740 г.), цветовая система Тобиаса Майер (1758 г.), Мозес Харрис (1770–1770 гг.). 76), Игнаца Шиффермюллера (1772), Баумгартнера и Мюллера (1803), Соверби (1809), Рунге (1809), популярной « Теории цвета » (1810) Гете , Грегуара (1810–20), Мериме (1815- 30-39), Клотца (1816), Г. Филда (1817-41-50), Хейтера (1826), «Закона одновременного контраста цветов» (1839) Шеврёля и многих других. [22]

К 20 веку натуральные пигменты уступили место синтетическим. Изобретение фталоцианина и производных хинакридона расширило диапазон основных синих и красных цветов, приблизившись к идеальным субтрактивным цветам и моделям CMY и CMYK .

См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гейдж, Джон (1995). Цвет и культура: практика и значение от античности до абстракции . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0500278185 .
- ^ Гейдж, Джон (2000). Цвет и значение: искусство, наука и символизм . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0520226111 .
- ^ Шапиро, А.Е. (1994). «Цвета художников и цвета Ньютона». Исида . 85 (4): 600–630. дои : 10.1086/356979 . S2CID 143026899 .
- ^ «Франциск Агилоний» . Цветовая система: Системы порядка цвета в искусстве и науке . Архивировано из оригинала 13 февраля 2014 г.
- ^ Ле Блон, Якоб Кристоф (1725). Колорито; или «Гармония цвета в живописи: сведенная к механической практике в соответствии с простыми заповедями и непогрешимыми правилами»; Вместе с несколькими цветными фигурками . Проверено 4 июля 2020 г.
- ^ Мортимер, Кромвель (февраль 1731 г.). «Отчет о принципах г-на Ж. К. Леблона в печати, подражании живописи и ткачестве гобеленов таким же образом, как парча» . Философские труды Лондонского королевского общества . 37 (419): 101–107. дои : 10.1098/rstl.1731.0019 . S2CID 186212141 . Проверено 4 июля 2020 г.
- ^ Харрис, Моисей (1766). Естественная система цветов . (Факсимиле 1963 года), Нью-Йорк: Библиотека дизайна Уитни.
- ^ Мериме, JFL (1839 г.). Искусство живописи маслом и фреской: история различных процессов и используемых материалов (перевод с французского У.Б. Сарсфилда Тейлора . Лондон: Whittaker & Co.
- ^ Гете, Теория цвета , пер. Чарльз Лок Истлейк, Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1982. ISBN 0-262-57021-1
- ^ Шеврёль, Мишель Эжен (1861). Законы контраста цвета . Лондон: Рутледж, Уорн и Рутледж. п. 25 . - английский перевод Джона Спэнтона
- ^ Сент-Джон, Евгений (февраль 1924 г.). «Некоторые практические советы по пресс-работе» . Внутренний типограф, американский литограф . 72 (5): 805 . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ Уайт, Январь (2003). Редактирование по дизайну: для дизайнеров, арт-директоров и редакторов — классическое руководство по привлечению читателей . Саймон и Шустер. п. ПТ460. ISBN 9781581159387 . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ Traité de la peinture en mignature (Гаага, 1708 г.), воспроизведено в книге «Создание цвета в Европе восемнадцатого века».
- ^ Ричарда Уоллера Цветовая система
- ^ MS Шэрон Росс, Элиза Кинкед (2004). Декоративная покраска и искусственная отделка . Креативный домовладелец. ISBN 1-58011-179-3.
- ^ .org/web/20140213041900/http://www.colorsystem.com/?page_id=629&lang=en Цветовая система Франциска Агилониуса. Цветовые системы в искусстве и науке
- ^ Франциск Агилонский, Антверпен, 1613: Секс в книге Opticorum, философия и полезная математика, с. 40 Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine San Millan Foundation с. 84
- ^ МакЭвой, Брюс (2005). «Цветовое зрение: существуют ли «основные» цвета?» . Handprint.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ OM Лилиен, Джейкоб Кристоф Ле Блон, 1667–1741: изобретатель трех- и четырехцветной печати. Штутгарт 1985 г.
- ^ v=onepage&q=%22le%20blon%22%20color%20printing&f=false Наука о цвете
- ↑ Пол Зелански, Мэри Пэт Фишер, 2001. «Цветной» Лондон.
- ^ Дэвид Бриггс 2013, Измерения цвета 7.2 Цветовой круг RYB или «цветовой круг художников».