Jump to content

Желтый

Страница полузащищена

Желтый
 
Спектральные координаты
Длина волны 575–585 [1] нм
Частота 521–512 ТГц
Об этих координатах Цветовые координаты
Шестнадцатеричный тройник #FFFF00
sRGB Б ( р , г , б ) (255, 255, 0)
ВПГ ( час , с , v ) (60°, 100%, 100%)
CIELCh уф ( L , C , h ) (97, 107, 86°)
Источник HTML/CSS [2]
B : Нормализовано до [0–255] (байт).
H : Нормализовано до [0–100] (сотня).

Желтый — это цвет между зеленым и оранжевым в спектре света . Его вызывает свет с преобладающей длиной волны примерно 575–585 нм . Это основной цвет в субтрактивных цветовых системах, используемый в живописи или цветной печати. В цветовой модели RGB , используемой для создания цветов на экранах телевизоров и компьютеров, желтый — это вторичный цвет, полученный путем объединения красного и зеленого с одинаковой интенсивностью. Каротиноиды придают характерный желтый цвет осенним листьям , кукурузе , канареечным растениям , нарциссам и лимонам, а также яичным желткам , лютикам и бананам. Они поглощают энергию света и в некоторых случаях защищают растения от фотоповреждений. [3] Солнечный свет имеет легкий желтоватый оттенок, когда Солнце находится вблизи горизонта из-за атмосферного рассеяния более коротких волн (зеленого, синего и фиолетового).

Поскольку пигмент желтой охры был широко доступен, он был одним из первых цветов, использованных в искусстве; В пещере Ласко во Франции есть изображение желтой лошади возрастом 17 000 лет. Охра и ауригментные пигменты использовались для изображения золота и цвета кожи в египетских гробницах, а затем в фресках на римских виллах. [4] В ранней христианской церкви желтый цвет ассоциировался с Папой Римским и золотыми ключами Царства, но он также ассоциировался с Иудой Искариотом и использовался для обозначения еретиков. В 20 веке евреи в оккупированной нацистами Европе были вынуждены носить желтую звезду . В Китае ярко-желтый цвет был цветом Поднебесной, и его могли носить только император и его семья; Специальных гостей встречали на желтой ковровой дорожке. [5]

Согласно опросам, проведенным в Европе, Канаде, США и других странах, желтый — это цвет, который люди чаще всего ассоциируют с весельем, мягкостью, юмором, счастьем и непосредственностью; однако это также может быть связано с двуличностью, завистью, ревностью, жадностью, справедливостью и, в США, трусостью. [6] В Иране это имеет оттенок бледности/болезни. [7] но также мудрость и связь. [8] В Китае и многих странах Азии его считают цветом счастья, славы, гармонии и мудрости. [9]

Этимология

Слово желтый происходит от древнеанглийского слова geolu, geolwe ( косой регистр ), что означает «желтый и желтоватый», происходящего от протогерманского слова gelwaz «желтый». Оно имеет ту же индоевропейскую основу, gel- , что и слова золото и крик ; gʰel- означает одновременно яркий и сияющий, и кричать. [10]

Английский термин связан с другими германскими словами, обозначающими желтый цвет , а именно шотландским yella , восточно-фризским jeel , западно-фризским giel , голландским geel , немецким gelb , а также шведским и норвежским gul . [11] Согласно Оксфордскому словарю английского языка , самое старое известное использование этого слова в английском языке встречается в Эпинальном глоссарии в 700 году. [12]

Наука и природа

Оптика, цветная печать и компьютерные экраны

Процесс Желтый (субтрактивный первичный)
 
Об этих координатах Цветовые координаты
Шестнадцатеричный тройник #FFEF00
sRGB Б ( р , г , б ) (255, 239, 0)
ВПГ ( час , с , v ) (56°, 100%, 100%)
CIELCh уф ( L , C , h ) (93, 103, 80°)
Источник [1] CMYK
Дескриптор ISCC – NBS Яркий зеленовато-желтый
B : Нормализовано до [0–255] (байт).

Желтый находится между зеленым и красным в спектре видимого света. Это цвет, который человеческий глаз видит, когда смотрит на свет с преобладающей длиной волны от 570 до 590 нанометров.

В цветной печати желтый является одним из трех субтрактивных основных цветов чернил наряду с пурпурным и голубым . Вместе с черным их можно накладывать в нужной комбинации для печати любого полноцветного изображения. (См. цветовую модель CMYK ). Используется особый желтый цвет, называемый технологическим желтым (также известный как «пигментно-желтый», «принтерский желтый» и «канареечно-желтый»). Обработанный желтый не является цветом RGB, и фиксированного преобразования основных цветов CMYK в RGB не существует. Для чернил для принтера используются разные составы, поэтому цвет печати может быть разным, то есть чисто желтыми чернилами.

Желтый цвет на цветном телевизоре или экране компьютера создается совершенно по-другому; комбинируя зеленый и красный свет на нужном уровне интенсивности. (См. цветовую модель RGB ).

Дополнительные цвета

Комплементы желтого цвета имеют преобладающую длину волны в диапазоне от 380 до 480 нм. Зеленые линии показывают несколько возможных пар дополнительных цветов по отношению к различным нейтральным цветовым температурам черного тела, что иллюстрируется « планковским локусом ».

Традиционно дополнительным цветом желтого является фиолетовый; эти два цвета расположены напротив друг друга на цветовом круге, давно используемом художниками. [13] Винсент Ван Гог , заядлый исследователь теории цвета, в нескольких своих картинах использовал сочетания желтого и фиолетового цвета для максимального контраста и гармонии. [14]

Хант определяет, что «два цвета являются дополнительными, когда можно воспроизвести трехцветные значения определенного ахроматического стимула путем аддитивной смеси этих двух стимулов». [15] То есть, когда два цветных огня можно смешать, чтобы они соответствовали указанному белому (ахроматическому, бесцветному) свету, цвета этих двух огней дополняют друг друга . Однако это определение не ограничивает, какая версия белого будет указана. В девятнадцатом веке учёные Грассманн и Гельмгольц провели эксперименты, в которых пришли к выводу, что найти хорошее дополнение к спектральному жёлтому цвету сложно, но в результате получился индиго, то есть длина волны, которую современные учёные-цветоведы назвали бы фиолетовыми или фиолетовыми. Гельмгольц говорит, что «желтый и синий индиго» дополняют друг друга. [16] Грассман реконструирует границы категорий Ньютона с точки зрения длин волн и говорит: «Таким образом, этот индиго попадает в пределы цвета, между которыми, согласно Гельмгольцу, лежат дополнительные цвета желтого». [17]

В собственном цветовом круге Ньютона желтый цвет находится прямо напротив границы между индиго и фиолетовым. Эти результаты, согласно которым дополнение желтого цвета имеет длину волны короче 450 нм, можно получить из современной системы колориметрии CIE 1931 года, если предположить, что длина волны желтого цвета составляет около 580 нм или короче, а указанный белый цвет является цветом излучатель черного тела с температурой 2800 К или ниже (то есть белый цвет обычной лампы накаливания). Чаще всего, при цвете дневного света или белом цвете от 5000 до 6000 К, дополнение к желтому будет находиться в синем диапазоне длин волн, что является стандартным современным ответом на дополнение к желтому.

Из-за особенностей красочных пигментов и использования различных цветовых кругов художники традиционно считают дополнение желтого цветом индиго или сине-фиолетовым.

Лазеры

Лазеры , излучающие желтую часть спектра, встречаются реже и дороже, чем большинство других цветов. [18] твердотельная технология с диодной накачкой ( DPSS В коммерческих продуктах для создания желтого света используется ). Инфракрасный лазерный диод с длиной волны 808 нм используется для накачки кристалла оксида иттрия-ванадия, легированного неодимом (Nd:YVO4) или иттрий-алюминиевого граната, легированного неодимом (Nd:YAG), и заставляет его излучать на двух частотах (281,76 ТГц и 223,39). ТГц: длины волн 1064 нм и 1342 нм) одновременно. Этот более глубокий инфракрасный свет затем проходит через другой кристалл, содержащий калий, титан и фосфор (КТП), чьи нелинейные свойства генерируют свет с частотой, которая является суммой двух падающих лучей (505,15 ТГц); в данном случае соответствует длине волны 593,5 нм («желтый»). [19] Эту длину волны также можно получить, хотя и реже, в гелий-неоновом лазере . Однако это не настоящий желтый цвет, поскольку его длина превышает 590 нм. В 2010 году был доступен вариант той же технологии DPSS, использующий немного другие начальные частоты, обеспечивающий длину волны 589 нм, которая считается настоящим желтым цветом. [20] Использование желтых лазеров с длиной волны 589 и 594 нм в последнее время стало более распространенным благодаря области оптогенетики . [21]

Астрономия

Звезды спектральных классов F и G имеют цветовую температуру , благодаря которой они выглядят «желтоватыми». [22] Первым астрономом, который классифицировал звезды по их цвету, был Ф. Г. В. Струве в 1827 году. Одной из его классификаций была flavae , или желтая, и это примерно соответствовало звездам в современном спектральном диапазоне от F5 до K0. [23] Фотометрическая система Стрёмгрена для классификации звезд включает в себя «y» или желтый фильтр, центр которого находится на длине волны 550 нм и имеет полосу пропускания 20–30 нм. [24] [25]

Звезды -сверхгиганты редко являются желтыми сверхгигантами, потому что сверхгиганты классов F и G физически нестабильны; чаще всего они являются переходной фазой между синими сверхгигантами и красными сверхгигантами . Некоторые желтые сверхгиганты, переменные цефеиды , пульсируют с периодом, пропорциональным их абсолютной величине ; следовательно, если известна их видимая величина , расстояние до них можно вычислить с большой точностью. [26] Таким образом, переменные цефеид использовались для определения расстояний внутри и за пределами галактики Млечный Путь . Самый известный пример — нынешняя звезда Северного полюса Полярная звезда .

Биология

Осенние листья , желтые цветы, бананы, апельсины и другие желтые фрукты содержат каротиноиды , желтые и красные органические пигменты, которые содержатся в хлоропластах и ​​хромопластах растений и некоторых других фотосинтезирующих организмов, таких как водоросли , некоторые бактерии и некоторые грибы. У растений и водорослей они выполняют две ключевые роли: поглощают энергию света для использования в фотосинтезе и защищают зеленый хлорофилл от фотоповреждений. [3]

В конце лета, когда световой день сокращается и температура снижается, вены , по которым жидкость поступает в лист и выходит из него, постепенно закрываются. Поступление воды и минералов в лист снижается, сначала медленно, а затем быстрее. Именно в это время количество хлорофилла начинает уменьшаться. По мере того как количество хлорофилла уменьшается, желтые и красные каротиноиды становятся все более заметными, создавая классический осенний цвет листьев .

Каротиноиды распространены во многих живых существах; они придают характерный цвет моркови, кукурузе, нарциссам , брюкве , лютикам и бананам. Они отвечают за красный цвет приготовленных омаров , розовый цвет фламинго и лосося и желтый цвет канареек и яичных желтков .

Ксантофиллы — наиболее распространенные желтые пигменты , образующие одно из двух основных подразделений группы каротиноидов. Название происходит от греческого ксантос ( ξανθος , «желтый») + филлон ( φύλλον , «лист»). Ксантофиллы чаще всего встречаются в листьях зеленых растений, но они также попадают в организм животных через пищу, которую они едят. Например, желтый цвет желтков, жира и кожицы куриных яиц обусловлен кормом, который потребляют куры. Фермеры, выращивающие птицу, понимают это и часто добавляют ксантофиллы , обычно лютеин , чтобы сделать яичные желтки более желтыми.

Бананы зеленые, когда их собирают, из-за хлорофилла, который содержится в их кожуре. После сбора они начинают созревать; Гормоны бананов превращают аминокислоты в газообразный этилен, который стимулирует выработку нескольких ферментов . Эти ферменты начинают изменять цвет, текстуру и вкус банана. Поступление зеленого хлорофилла прекращается, и его заменяет желтый цвет каротиноидов; в конце концов, когда ферменты продолжают свою работу, клеточные стенки разрушаются, и бананы становятся коричневыми.

Рыба

  • Желтохвост — общее название десятков различных видов рыб, имеющих желтые хвосты или желтое тело. В большинстве случаев желтохвост (рыба) на самом деле относится к японскому янтарному джеку, рыбе, обитающей между Японией и Гавайями.
  • Желтоперый тунец ( Thunnus albacares ) — вид тунца, имеющий ярко-желтые анальный и второй спинной плавники . Встречается в тропических и субтропических морях и весит до 200 кг (440 фунтов), его ловят в качестве замены истощенных запасов голубого тунца .
  • Малоротый желтопер (Labeobarbus aeneus) — вид лучепёрых рыб из рода Labeobarbus . Он стал инвазивным видом в реках Восточно-Капской провинции Южной Африки, таких как река Мбхаше.

Насекомые

Желтая в куртке оса

Деревья

Осина американская, Populus tremuloides.
  • Populus tremuloides листопадное дерево, произрастающее в более прохладных районах Северной Америки, один из нескольких видов, называемых осиной . Populus tremuloides — наиболее широко распространенное дерево в Северной Америке, встречающееся от Канады до центральной Мексики.
  • Береза ​​желтая ( Betula alleghaniensis ) — вид березы , произрастающий на востоке Северной Америки, от Новой Шотландии, Нью-Брансуика и южного Квебека на запад до Миннесоты и на юг от Аппалачей до северной Джорджии. Это лиственные деревья среднего размера, которые могут достигать около 20 м (66 футов) в высоту и ствола до 80 см (31 дюйм) в диаметре. Кора гладкая, желто-бронзовая. [27] а древесина широко используется для изготовления полов, шкафов и зубочисток.
  • Тернистый Йеллоувуд — дерево тропических лесов Австралии, имеющее темно-желтую древесину.
  • Желтый тополь — общее название лириодендрона , тюльпанного дерева . Общее название неточно, поскольку этот род не связан с тополями.
  • Handroanthus albus — дерево с желтыми цветами, произрастающее в Серрадо в Бразилии.

История, искусство и мода

Предыстория

Желтый в виде пигмента желтой охры, полученного из глины, был одним из первых цветов, используемых в доисторическом наскальном искусстве. В пещере Ласко есть изображение лошади желтого цвета, возраст которой оценивается в 17 300 лет.

Древняя история

В Древнем Египте желтый цвет ассоциировался с золотом, которое считалось нетленным, вечным и неразрушимым. Считалось, что кожа и кости богов были сделаны из золота. Египтяне широко использовали желтый цвет в росписях гробниц; обычно использовали либо желтую охру, либо блестящий аурипигмент , хотя он был сделан из мышьяка и был очень токсичен. Небольшая коробочка с красками с ауригментным пигментом была найдена в гробнице царя Тутанхамона . Мужчин всегда изображали с коричневыми лицами, женщин — с лицами желтой охры или золота. [4]

Древние римляне использовали желтый цвет в своих картинах для обозначения золота, а также в оттенках кожи. Он часто встречается на фресках Помпеи .

Постклассическая история

В постклассический период желтый цвет прочно утвердился как цвет Иуды Искариота , ученика, предавшего Иисуса Христа , хотя Библия никогда не описывает его одежду. Из-за этой связи желтый также стал ассоциироваться с завистью , ревностью и двуличностью.

Традиция зародилась в эпоху Возрождения, отмечая чужаков-нехристиан, таких как евреи, желтым цветом. В Испании XVI века обвиняемых в ереси и отказывавшихся отречься от своих взглядов заставляли предстать перед испанской инквизицией в желтой накидке. [28]

Желтый цвет исторически ассоциировался с ростовщиками и финансами. На логотипе Национальной ассоциации ломбардов покровитель ломбарда Святой Николай изображены три золотые сферы, свисающие с перекладины, что отсылает к трем мешкам с золотом, которые держит в руках . Кроме того, символ трех золотых шаров встречается на гербе Дома Медичи , знаменитой итальянской династии банкиров и кредиторов пятнадцатого века. [29]

Современная история

18 и 19 века

В XVIII и XIX веках были открыты и произведены синтетические пигменты и красители, которые быстро заменили традиционные желтые краски, изготовленные из мышьяка, коровьей мочи и других веществ.

в. В 1776 году Жан Оноре Фрагонар написал картину «Читающая девушка» . Она одета в яркое шафрановое платье. Эту картину «многие критики считают одной из самых привлекательных и мастерских работ Фрагонара». [30]

Британский художник XIX века Дж. М. У. Тернер был одним из первых в этом столетии, кто использовал желтый цвет для создания настроений и эмоций, подобно тому, как композиторы-романтики использовали музыку. В его картине «Дождь, пар и скорость» – «Великая центральная железная дорога» доминировали светящиеся желтые облака.

Жорж Сёра использовал новые синтетические цвета в своих экспериментальных картинах, состоящих из крошечных точек основных цветов, особенно в своем знаменитом «Воскресном дне на острове Гранд-Жатт» (1884–86). Он не знал, что новый синтетический желтый пигмент, цинковый желтый или хромат цинка , который он использовал в светло-зеленых газонах, был очень нестабильным и быстро становился коричневым. [31]

Художник Винсент Ван Гог был особым поклонником желтого цвета, цвета солнечного света. В письме своей сестре с юга Франции в 1888 году он писал: «Сейчас у нас прекрасная, теплая, безветренная погода, которая очень полезна для меня. Солнце, свет, который из-за отсутствия лучшего слова я могу назвать только желтым, ярко-серно-желтый, бледно-лимонно-золотой. Как прекрасен желтый цвет!» В Арле Ван Гог нарисовал подсолнухи в небольшом доме, который он арендовал на площади Ламартин, 2, доме, окрашенном в цвет, который Ван Гог назвал «маслянисто-желтым». Ван Гог был одним из первых художников, которые использовали краски промышленного производства, а не краски, которые он делал сам. Он использовал традиционную желтую охру, а также желтый хром , впервые изготовленный в 1809 году; и желтый кадмий , впервые изготовленный в 1820 году. [32]

В 1895 году в нью-йоркских газетах начал появляться новый популярный вид искусства; цветной комикс . В нем использовался новый процесс цветной печати , в котором использовалось разделение цветов и чернила трех разных цветов; пурпурный, голубой и желтый, а также черный, чтобы создать все цвета на странице. Одним из первых персонажей новых комиксов был юмористический мальчик с улиц Нью-Йорка по имени Микки Дюген, более известный как Желтый ребенок , из-за желтой ночной рубашки, которую он носил. Он дал свое имя (и окрас) целому жанру популярной, сенсационной журналистики, который стал называться « желтой журналистикой ».

20 и 21 века

В 20 веке желтый цвет был возрожден как символ исключения, как это было в Средние века и эпоху Возрождения. Евреи в нацистской Германии и оккупированных немцами странах были обязаны пришивать к своей одежде желтые треугольники со звездой Давида.

В 20 веке художники-модернисты свели живопись к простейшим цветам и геометрическим формам. Голландский художник-модернист Пит Мондриан создал серию картин, состоящих из чисто белого холста с сеткой из вертикальных и горизонтальных черных линий и прямоугольников желтого, красного и синего цветов.

Желтый цвет особенно ценился в 20 веке из-за его высокой заметности. Благодаря своей способности хорошо видеть с больших расстояний и на высоких скоростях желтый цвет идеально подходит для просмотра из движущихся автомобилей. [29] Он часто заменял красный цвет пожарных машин и других машин скорой помощи и был популярен в неоновых вывесках, особенно в Лас-Вегасе и в Китае, где желтый был самым почитаемым цветом.

В 1960-х годах компания Пикетт Брэнд разработала логарифмическую линейку «Eye Saver Yellow» , которая производилась с особым желтым цветом (Ангстрем 5600), который отражает длинноволновые лучи и обеспечивает оптимальное удобство для глаз, помогает предотвратить утомление глаз и повысить точность зрения. [29]

В 21 веке были использованы необычные материалы и технологии для создания новых способов восприятия желтого цвета. Одним из примеров был проект датско-исландского художника Олафура Элиассона «Погода» , который был установлен на открытом пространстве Турбинного зала лондонской галереи Тейт Модерн в 2003 году.

Элиассон использовал увлажнители воздуха для создания мелкого тумана в воздухе с помощью смеси сахара и воды, а также полукруглый диск, состоящий из сотен монохроматических ламп, излучающих желтый свет. Потолок зала был покрыт огромным зеркалом , в котором посетители могли видеть себя крошечными черными тенями на фоне массы света. [33]

Фрукты, овощи и яйца

Многие фрукты при созревании желтые, например лимоны и бананы, их цвет обусловлен каротиноидными пигментами. Яичные желтки приобретают свой цвет благодаря ксантофиллам , которые также являются разновидностью каротиноидного пигмента.

Цветы

Желтый – распространенный цвет цветов.

Другие растения

  • Рапс (Brassica napus), также известный как рапс или масличный рапс, представляет собой ярко-желтый цветущий представитель семейства Brassicaceae (семейство горчичных или капустных).
  • Золотарник — желтоцветковое растение семейства Астровые .

Минералы и химия

Структура титана желтого

Пигменты

Карьер желтой охры в Руссильоне, Франция.
  • Желтая охра (также известная как марсианский желтый, пигмент желтый 42, 43), [38] гидратированный оксид железа ( Fe
    2

    3
    ·Ч
    2
    O
    ) — природный пигмент , встречающийся в глинах во многих частях мира. Он нетоксичен и использовался в живописи с доисторических времен. [39]
  • Индийский желтый — прозрачный флуоресцентный пигмент, используемый в картинах маслом и акварелью. Первоначально это был эвксантогенат магния. Утверждалось, что он был получен из мочи индийских коров, которых кормили только листьями манго. [40] Сейчас его заменил синтетический индийский желтый оттенок.
  • Неаполитанский желтый (желтый антимонат свинца) — один из старейших синтетических пигментов, полученный из минерала биндгеймита и широко использовавшийся вплоть до 20 века. [41] Он токсичен, и в настоящее время в красках его заменяют смесью современных пигментов.
  • Кадмий желтый ( сульфид кадмия , CdS) используется в красках художников с середины 19 века. [42] Из-за своей токсичности в настоящее время его можно заменить азопигментами .
  • Хром желтый (хромат свинца, PbCrO
    4
    ), полученный из минерала крокоита , использовался художниками в начале 19 века, но был в значительной степени заменен другими желтыми пигментами из-за токсичности свинца. [43]
  • Цинк-желтый или хромат цинка — синтетический пигмент, изготовленный в 19 веке и используемый художником Жоржем Сёра в его картинах в стиле пуантилист . Он не знал, что он очень нестабилен и быстро станет коричневым.
  • Титановый желтый (никель-сурьмяный титановый желтый рутил, NiO·Sb
    2

    5
    ·20ТиО
    2
    ) создается путем добавления небольших количеств оксидов никеля и сурьмы к диоксиду титана и нагревания. Он используется для производства желтых красок с хорошим покрытием белого цвета и имеет код краски LBNL «Y10». [44]
  • Гамбож — оранжево-коричневая смола , получаемая из деревьев рода Гарциния , которая при измельчении в порошок становится желтой. [45] Его использовали в качестве акварельного пигмента на Дальнем Востоке с 8-го века (название «гамбоге» происходит от слова « Камбоджа »), а в Европе он использовался с 17-го века. [46]
  • Аурипигмент , также называемый королевским желтым или китайским желтым, представляет собой трисульфид мышьяка ( как
    2
    С
    3
    ) и использовался в качестве красочного пигмента до 19 века, когда из-за его высокой токсичности и реакции с пигментами на основе свинца его обычно заменили кадмиевым желтым. [47]
  • Пигмент на основе азокрасителя (яркий прозрачный или полупрозрачный краситель с белым пигментом) используется в качестве красителя в большинстве современных красок, требующих либо очень насыщенного желтого цвета, либо простоты смешивания цветов. Наиболее распространенным является семейство моноазоарилидов желтого цвета , впервые поступившее на рынок как Hansa Yellow .

Красители

  • Curcuma longa , также известная как куркума , — это растение, выращиваемое в Индии и Юго-Восточной Азии, которое служит красителем для одежды, особенно для одежды монахов; как приправа к карри и другим блюдам; и как популярное лекарство. Его также используют в качестве пищевого красителя для горчицы и других продуктов. [48]
  • Шафран , как и куркума, является одним из редких красителей, который также является пряностью и пищевым красителем. Его изготавливают из высушенных красных рыльцев цветка крокуса посевного . Его нужно собирать вручную, а для получения одного грамма рыльца требуется 150 цветков, поэтому это чрезвычайно дорого. Вероятно, он возник в Средиземноморье или Юго-Западной Азии, и его использование было подробно описано в ассирийском ботаническом справочнике VII века до нашей эры, составленном Ашшурбанипалом . [49] Это было известно в Индии во времена Будды , а после его смерти его последователи постановили, что монахи должны носить одежды цвета шафрана. Шафран использовался для окраски одежд старших буддийских монахов, в то время как обычные монахи носили одежды, окрашенные гамбоге или куркумой длинной , также известной как куркума.

Цвет шафрана обусловлен кроцином , красной разновидностью природного пигмента каротиноида . Цвет окрашенной ткани варьируется от темно-красного до оранжевого и желтого, в зависимости от типа шафрана и процесса обработки. Большая часть шафрана сегодня поставляется из Ирана, но его также выращивают в коммерческих целях в Испании, Италии и Кашмире в Индии, а также в качестве элитной культуры в Новой Зеландии, Великобритании, Франции, Швейцарии и других странах. В Соединенных Штатах его выращивает голландская община Пенсильвании с начала 18 века. Из-за высокой цены на шафран другие подобные красители и специи часто продаются под названием шафран; например, то, что называют индийским шафраном, на самом деле часто является куркумой.

  • Резеда лютеола , также известная как красильная трава, желтая трава или сварка, использовалась в качестве желтого красителя со времен неолита. В диком виде он рос вдоль дорог и стен Европы и был завезен в Северную Америку, где растет как сорняк. Его использовали как в качестве желтого красителя, цвет которого был глубоким и стойким, так и для окрашивания ткани в зеленый цвет, сначала окрашивая ее в синий цвет с помощью индиго, а затем окрашивая ее резедой лютеолой, чтобы придать ей насыщенный, твердый и стойкий зеленый цвет. Это был самый распространенный желтый краситель в Европе со средневековья до 18 века, когда его заменила сначала кора кверцитронного дерева из Северной Америки, а затем синтетические красители. Он также широко использовался в Северной Африке и в Османской империи. [50]
  • Gamboge – пигмент и краситель от глубокого шафранового до горчично-желтого цвета. [51] В Азии его часто используют для окраски одежд буддийских монахов . [52] [53] Гамбодж чаще всего добывают путем выкачивания смолы из различных видов вечнозеленых деревьев семейства Guttiferae , которые растут в Камбодже, Таиланде и других местах Юго-Восточной Азии. [54] «Камбудж» ( санскрит : कंबुज) — древнее санскритское название Камбоджи .

Пищевой краситель

Самый распространенный желтый пищевой краситель , используемый сегодня, называется тартразин . Это синтетический азокраситель лимонно-желтого цвета . [55] [56] Он также известен как номер E E102, CI 19140, желтый FD&C 5, кислотный желтый 23, пищевой желтый 4 и тринатрий 1-(4-сульфонатофенил)-4-(4-сульфонатофенилазо)-5-пиразолона-3-карбоксилат. [57] Это желтый цвет, наиболее часто используемый в таких обработанных пищевых продуктах, как кукуруза и картофельные чипсы, сухие завтраки, такие как кукурузные хлопья, конфеты, попкорн, горчица, джемы и желе, желатин, безалкогольные напитки (особенно Mountain Dew ), энергетические и спортивные напитки, а также выпечка. Он также широко используется в жидком и кусковом мыле, шампунях, косметике и лекарствах. Иногда его смешивают с синими красителями, чтобы придать обработанным продуктам зеленый цвет.

На упаковках пищевых продуктов он обычно обозначается как «краситель», «тартразин» или «Е102». В США из-за опасений по поводу возможных проблем со здоровьем, связанных с непереносимостью тартразина, его присутствие должно быть указано на этикетках пищевых продуктов и лекарств. [58]

Другой популярный синтетический желтый краситель — Sunset Yellow FCF (также известный как оранжево-желтый S , FD&C желтый 6 и CI 15985 ). Он производится из ароматических углеводородов нефти. При добавлении в продукты питания, продаваемые в Европе, он обозначается номером E E110. [59]

Символизм и ассоциации

На Западе желтый цвет не очень любят. В опросе 2000 года только 6% респондентов в Европе и Америке назвали его своим любимым цветом, по сравнению с 45% - синим, 15% - зеленым, 12% - красным и 10% - черным. Для 7% респондентов это был наименее любимый цвет. [60] Желтый считается цветом двойственности и противоречия. Он связан с оптимизмом и развлечением, но также с предательством, двуличностью и ревностью. [60] Однако в Китае и других частях Азии желтый — цвет добродетели и благородства.

В Китае

Желтый имеет сильные исторические и культурные ассоциации в Китае, где хуан ( или ) — цвет счастья, славы и мудрости. Хотя изначально хуан , а иногда и по-прежнему охватывает диапазон, включающий коричневый и апельсиновый цвета , [61] [62] носители современного стандартного китайского языка склонны сопоставлять использование хуана с оттенками, соответствующими английскому желтому. [63]

В китайской символике желтый, красный и зеленый относятся к мужским цветам, а черный и белый считаются женскими. После разработки теории пяти элементов китайцы насчитали различные соответствия. На пятисезонной модели конец лета характеризовался пожелтением листьев. [64] [ сомнительно обсудить ] Желтый был взят за цвет пятого направления компаса, центрального. Китай называют Поднебесной; Дворец императора считался точно в центре мира. [64] Легендарного первого императора Китая называли Желтым императором , а последний, Пуи (1906–67), описывал в своих мемуарах, что каждый предмет, окружавший его в детстве, был желтым. «Это заставило меня с самого нежного возраста понять, что я обладаю уникальной сущностью, и вселило в меня сознание моей «небесной природы», которая отличала меня от любого другого человека». [65] [5] Китайского императора буквально считали дитя небес, выполнявшего как политическую, так и религиозную роль, символизируемую желтым цветом. После династии Сун законы запретили использование некоторых ярко-желтых оттенков кем-либо, кроме императора. Высоких гостей удостоили не красной, а желтой ковровой дорожки.

В современной китайской поп-культуре термин «желтый фильм» ( 黃色電影 ) относится к фильмам и другим культурным предметам порнографического характера, аналогичный английскому « голубому фильму ». [66] Это легло в основу мема 2007 года « очень эротичный, очень жестокий », где слово «эротический» означает китайский «желтый».

Свет и разум

Желтый, как цвет солнечного света, когда солнце находится близко к горизонту, обычно ассоциируется с теплом. Желтый в сочетании с красным символизировал тепло и энергию. Комната, выкрашенная в желтый цвет, кажется теплее, чем комната, выкрашенная в белый цвет, а лампа с желтым светом кажется более естественной, чем лампа с белым светом.

Как цвет света желтый также ассоциируется со знаниями и мудростью. В английском и многих других языках слова «блестящий» и «яркий» означают «умный». В исламе желтый цвет золота символизирует мудрость. В средневековой европейской символике красный символизировал страсть, синий — духовность, а желтый — разум. Во многих европейских университетах преподаватели физических и естественных наук носят желтые халаты и кепки, поскольку желтый — цвет разума и исследований. [67]

Золото и блондин

Золотая монета, Ауреус, Огюст, Лион.

В Древней Греции и Риме богов часто изображали с желтыми или светлыми волосами, которые в литературе описывались как «золотые». Желтый цвет ассоциировался с богами солнца Гелиосом и Аполлоном . В Древней Греции среди мужчин и женщин было модно красить волосы в желтый цвет или проводить время на солнце, чтобы обесцветить их. [68] В Древнем Риме от проституток требовалось обесцвечивать волосы, чтобы их можно было легко идентифицировать, но этот цвет волос также стал модным для аристократических женщин, под влиянием экзотических светлых волос многих недавно завоеванных рабов из Галлии, Британии и Германии. [69] Однако в средневековой Европе и позднее слово «желтый» часто имело негативный оттенок; ассоциировался с предательством, поэтому желтые волосы более поэтично называли «светлыми», «светлыми», «светлыми» или чаще всего «золотыми». [68]

Видимость и осторожность

Желтый цвет наиболее заметен на расстоянии, поэтому его часто используют для обозначения объектов, которые необходимо видеть, таких как пожарные машины, дорожное оборудование, школьные автобусы и такси. Его также часто используют для предупреждающих знаков, поскольку желтый традиционно сигнализирует об осторожности, а не об опасности. Желтый цвет безопасности часто используется для информации о безопасности и предотвращении несчастных случаев. Желтый свет светофора означает замедление, но не остановку. Управление по охране труда (OSHA) использует Pantone 116 (желтый оттенок) в качестве стандартного цвета, подразумевающего «общее предупреждение», в то время как Федеральное управление шоссейных дорог аналогичным образом использует желтый цвет для обозначения предупреждений или предостережений на дорожных указателях. [29] Желтая штрафная карточка в футбольном матче означает предупреждение, но не удаление.

Оптимизм и удовольствие

Желтый цвет больше всего ассоциируется с оптимизмом и удовольствием ; это цвет, призванный привлечь внимание и используемый для развлечения. Желтые платья в моде встречаются редко, но всегда ассоциируются с весельем и праздником.

Майя и итальянский

Древние майя ассоциировали желтый цвет с направлением на юг. Символ майя «желтый» (кан) также означает «драгоценный» или «спелый». [70]

« Джалло » по-итальянски означает криминальные истории, как вымышленные, так и реальные. Эта ассоциация возникла примерно в 1930 году, когда первая серия криминальных романов, опубликованная в Италии, вышла в желтых обложках.

Музыка

Политика

Акция «Желтых жилетов» во Франции, ноябрь 2018 г.

Избранные национальные и международные флаги

Три из пяти самых густонаселенных стран мира (Китай и Бразилия) имеют желтый или золотой флаг на флаге, что составляет около половины населения мира. Хотя во многих флагах используется желтый цвет, их символика широко варьируется: от гражданской добродетели до золотых сокровищ, золотых полей, пустыни, королевской власти, ключей от рая и руководства Коммунистической партии. В классической европейской геральдике желтый, наряду с белым, является одним из двух металлов (называемых золотом и серебром), и поэтому флаги, соответствующие правилам геральдического дизайна, должны использовать либо желтый, либо белый цвет для разделения любых других цветов (см. правило оттенка и знаки отличия ).

Несуществующие флаги

Религия

  • В буддизме шафрановые цвета одежд, которые носят монахи, были определены самим Буддой и его последователями в V веке до нашей эры. Халат и его цвет – знак отречения от внешнего мира и приверженности порядку. Кандидат в монахи со своим учителем сначала предстает перед монахами монастыря в своей одежде, с новым одеянием под мышкой и просит войти в сан. Затем он принимает обеты, надевает одежды и со своей чашей для подаяния выходит в мир. После этого он проводит утро в нищенстве, а после обеда — в созерцании и учебе либо в лесу, саду, либо в монастыре. [74] Согласно буддийским писаниям и комментариям, краску для одеяний разрешается получать из шести видов веществ: корней и клубней, растений, коры, листьев, цветов и плодов. Халаты также следует долго кипятить в воде, чтобы получить правильный трезвый цвет. шафран и охра, обычно изготовленные из красителя из растения куркума длинная или сердцевины джекфрута . Наиболее распространенными цветами являются Так называемые лесные монахи обычно носят одеяния цвета охры, а городские монахи — шафранового цвета, хотя это не является официальным правилом. [75] Цвет мантий также несколько различается в зависимости от различных «транспортных средств» или школ буддизма, а также в зависимости от страны, в зависимости от их доктрин и доступных красителей. Монахи строгого ваджраяны , или тантрического буддизма , практикующего в Тибете , носят самые яркие одежды шафранового и красного цвета. Монахи буддизма Махаяны , практикующие в основном в Японии, Китае и Корее, носят более светлый желтый или шафрановый цвет, часто с белым или черным. Монахи буддизма Хинаяны , практикующие в Юго-Восточной Азии, обычно носят цвет охры или шафрана. Монахи лесной традиции в Таиланде и других частях Юго-Восточной Азии носят одежды коричневатой охры, окрашенной из древесины джекфрута . [74] [76]
  • В индуизме божество Кришна обычно изображается одетым в желтый цвет . Желтый и шафран также являются цветами, которые носят садху , или странствующие святые люди в Индии. Индуистский всемогущий и божественный бог Господь Ганеша или Ганпати в основном одет в желтый дхотар, который широко известен как пивла питамбар и считается самым благоприятным.
  • В сикхизме : Сикх Рехат Марьяда ясно утверждает, что Нишан Сахиб , воздвигнутый перед каждой Гурудварой , должен быть ксантического (басанти на пенджаби ) или серовато-синего (современный темно-синий (сурмааи на пенджаби ). ) цвета [77] [78]
  • В исламе желтый цвет золота символизирует мудрость.
  • В религиях островов Полинезии желтый — священный цвет, цвет божественной сущности; слово «желтый» на местных языках совпадает с названием растения куркума длинная , которое считается пищей богов. [76]
  • В Римско-католической церкви желтый символизирует золото, а в христианской мифологии — золотой ключ от Царства Небесного, который божественный Христос дал святому Петру. Флаг Ватикана и цвета Папы — желтый и белый, символизирующие золотой ключ и серебряный ключ. Белый и желтый вместе также могут символизировать Пасху, возрождение и Воскресение. Желтый имеет и негативное значение, символизируя предательство; Иуда Искариот обычно изображается в бледно-желтой тоге. Желтые и золотые нимбы отмечают святых на религиозных картинах.
  • В Викке желтый символизирует интеллект, вдохновение, воображение и знания. Он используется для общения, уверенности, гадания и изучения. [79]

Духовная метафизика Нью Эйдж

  • В метафизике нью -эйдж автора Алисы А. Бейли в ее системе под названием « Семь лучей» , которая классифицирует людей на семь различных метафизических психологических типов, четвертый луч гармонии через конфликт цветом представлен желтым . Говорят, что люди этого метафизического психологического типа находятся на Желтом Луче ». [80]
  • Желтый цвет символически представляет третью чакру солнечного сплетения ( Манипура ). [81]
  • Экстрасенсы, которые утверждают, что могут наблюдать ауру сообщают третьим глазом, , что человек с желтой аурой обычно является человеком, занимающимся профессией, требующей интеллектуальной проницательности, например ученым. [82]

Спорт

Брэдли Уиггинс носит желтую майку на Тур де Франс 2012 года .
Eurocopter EC135 P1 компании Western Power Distribution , используемый для проверки линий электропередачи.

Транспорт

Морская сигнализация

Идиомы и выражения

  • Желтобрюх — американское выражение, означающее трус . [89] Термин родом из 19 века, точное происхождение неизвестно, но он может относиться к цвету болезни, означающему, что человеку не хватает силы и выносливости. [90]
  • Желтая журналистика — это также американский термин, обозначающий новости, которые представляют собой ограниченные исследования своих выводов.
  • В различных странах «Желтые страницы» представляют собой справочники телефонных номеров, расположенные в алфавитном порядке по типу предлагаемого бизнеса или услуги.
  • Азиатские народы, особенно выходцы из Восточной Азии , были отнесены к желтым по расовому признаку . [91]
    • Желтая угроза — термин, использовавшийся в политике и популярной художественной литературе в конце 19 — начале 20 века для описания предполагаемой экономической и культурной опасности, которую представляет для Европы и Америки китайская иммиграция. Этот термин впервые был использован кайзером Вильгельмом II в Германии в 1895 году и стал предметом многочисленных книг, а затем и фильмов. [92]
    • Желтая лихорадка — жаргонное словосочетание, обозначающее азиатский расовый фетиш . [93]
  • Ярко-желтый — термин, который иногда использовался в начале 20 века для описания светлокожих афроамериканцев.
  • Желтый снег , снег, желтый от мочеиспускания.

См. также

Примечания

  1. ^ Элерт, Гленн (2021). "Цвет" . Гиперучебник по физике . Архивировано из оригинала 19 августа 2016 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
  2. ^ «Модуль цвета CSS, уровень 3» . 19 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2017 года . Проверено 4 апреля 2007 г.
  3. ^ Jump up to: а б Армстронг, Джорджия; Херст, Дж. Э. (1996). «Каротиноиды 2: Генетика и молекулярная биология биосинтеза каротиноидных пигментов» . ФАСЕБ Дж . 10 (2): 228–37. дои : 10.1096/fasebj.10.2.8641556 . ПМИД   8641556 . S2CID   22385652 . Архивировано из оригинала 14 июля 2020 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Античность» . Пигменты на протяжении веков . Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года.
  5. ^ Jump up to: а б Цитируется по Еве Хеллер (2000), Психология цвета – эффекты и символизм , с. 82.
  6. ^ Ева Хеллер (2000), Психология цвета – эффекты и символизм , стр. 69–86.
  7. ^ Прайс, Массум (декабрь 2001 г.). «Культура Ирана: Фестиваль огня» . Иранское камерное общество . Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года.
  8. ^ Амджади, Марьям Ала (2012). «Оттенки сомнения и формы надежды: цвета иранской культуры» . Пайванд . Архивировано из оригинала 21 декабря 2022 года.
  9. ^ Ева Хеллер (2000), Психология цвета – эффекты и символизм , стр. 69–86
  10. ^ Новый мировой словарь американского английского языка Вебстера , третье издание для колледжей (1988)
  11. ^ «Онлайн-этимологический словарь» . Архивировано из оригинала 15 мая 2006 года . Проверено 26 ноября 2007 г.
  12. ^ «желтый, прил. и н» . Оксфордский словарь английского языка . ОУП . Проверено 21 апреля 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  13. ^ Рулофс, Изабель; Петильон, Фабьен (2012). Цвет объяснил художникам . Париж: Эйроль. ISBN  978-2-212-13486-5 .
  14. ^ Гейдж, Джон (2006). Цвет в искусстве . стр. 50–51.
  15. ^ Хант, JWG (1980). Измерение цвета . Эллиса Хорвуда Лтд. ISBN  978-0-7458-0125-4 .
  16. ^ фон Гельмгольц, Герман (1924). Физиологическая оптика . Дувр. ISBN  978-0-486-44260-0 .
  17. ^ Грассманн, Герман Гюнтер (1854). «Теория сложных цветов». Философский журнал . 4 : 254–64.
  18. ^ «Лазерное свечение – синий, красный, желтый, зеленый лазеры» . Laserglow.com. Архивировано из оригинала 24 марта 2009 года . Проверено 27 марта 2009 г. описывается как «чрезвычайно редкий желтый».
  19. ^ Джонсон, Крейг (22 марта 2009 г.). «Жёлтый (593,5 нм) лазерный модуль DPSS» . Светодиодный музей. Архивировано из оригинала 16 февраля 2009 года . Проверено 27 марта 2009 г.
  20. ^ «Лазерное свечение – синий, красный, желтый, зеленый лазеры» . Laserglow.com. Архивировано из оригинала 5 августа 2011 года . Проверено 12 августа 2011 г.
  21. ^ «Лазерное свечение – синий, красный, желтый, зеленый лазеры» . Laserglow.com. Архивировано из оригинала 15 сентября 2011 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
  22. ^ Миллер, Рон (2005). Звезды и галактики . Книги двадцать первого века. п. 22. ISBN  978-0-7613-3466-8 . Архивировано из оригинала 20 марта 2023 года . Проверено 23 ноября 2020 г.
  23. ^ Мёрдин, Пол (1984). Цвета звезд . Архив Кубка. п. 18 . ISBN  978-0-521-25714-5 .
  24. ^ Стрёмгрен, Бенгт (1963). «Звезды главной последовательности, проблемы внутреннего строения и кинематики (лекция Джорджа Дарвина)». Ежеквартальный журнал Королевского астрономического общества . 8 :8–37. Бибкод : 1963QJRAS...4....8S .
  25. ^ Нортон, Эндрю; Купер, В. Алан (2004). Наблюдение за Вселенной: руководство по наблюдательной астрономии и планетологии . Издательство Кембриджского университета. п. 63. Бибкод : 2004ougo.book.....N . ISBN  978-0-521-60393-5 .
  26. ^ Парсонс, С.Б. (1 апреля 1971 г.). «Эффективные температуры, внутренние цвета и поверхностная гравитация желтых сверхгигантов и цефеид» . Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества . 152 (1): 121–131. дои : 10.1093/mnras/152.1.121 . ISSN   0035-8711 .
  27. ^ Болье, Дэвид. «Осенняя листва 4-х видов берез» . О сайте.com Главная . [ постоянная мертвая ссылка ]
  28. ^ Ева Хеллер (2000). Психология цвета – эффекты и символика , с. 82.
  29. ^ Jump up to: а б с д Льюис, Карен (2010). «Йеллоутаун: городские вывески, класс и раса». Дизайн и культура . 2 (2): 183–198. дои : 10.2752/175470710X12696138525668 . S2CID   143685043 .
  30. ^ Уокер, Джон (1975). Национальная галерея искусств, Вашингтон . Гарри Н. Абрамса, Inc. Нью-Йорк: ISBN  978-0-8109-0336-4 .
  31. ^ Джон Гейдж, (1993), Цвет и культура - практика и значение от древности до абстракции , стр. 220.
  32. ^ Стефано Зуффи (2012), Цвет в искусстве , стр. 96–97.
  33. ^ Синтия Зарин (13 ноября 2006 г.), Видеть вещи. Искусство Олафура Элиассона. Архивировано 7 января 2014 года в Wayback Machine New Yorker .
  34. ^ «Титан Желтый» . Нил Кемикалс. 26 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 25 января 2010 г. . Проверено 28 марта 2009 г.
  35. ^ Хитон, ФРВ (июль 1960 г.). «Определение магния методами Титанового желтого и фосфата аммония» . Журнал клинической патологии . 13 (4): 358–60. дои : 10.1136/jcp.13.4.358 . ПМК   480095 . ПМИД   14400446 .
  36. ^ «пара-диметиламинобензол» . МАИР – Резюме и оценки . 8 : 125. 1975. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 8 апреля 2009 г.
  37. ^ «Форматная бумага, лакмусовая бумажка, индикатор ph, лабораторная окраска» . GMP ChemTech Private Limited. 2003. Архивировано из оригинала 12 ноября 2008 года . Проверено 8 апреля 2009 г.
  38. ^ «Здоровье и безопасность в искусстве» . Город Тусон. Архивировано из оригинала 10 мая 2009 года . Проверено 28 марта 2009 г.
  39. ^ «Пигменты сквозь века: Желтая охра» . Веб-экспонаты. Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года . Проверено 28 марта 2009 г.
  40. ^ Харли, Розамонд Друзилла (2001). Пигменты художников c1600-1835 (2-е изд.). Лондон: Публикации архетипов. п. 117. ИСБН  978-1-873132-91-3 . OCLC   47823825 . Архивировано из оригинала 19 сентября 2009 года . Проверено 30 марта 2009 г.
  41. ^ «Пигменты на протяжении веков: неаполитанский желтый» . Веб-экспонаты. Архивировано из оригинала 17 октября 2008 года . Проверено 30 марта 2009 г.
  42. ^ «Пигменты на протяжении веков: желтый кадмий» . Веб-экспонаты. Архивировано из оригинала 20 августа 2012 года . Проверено 5 апреля 2009 г.
  43. ^ «Пигменты на протяжении веков: желтый хром» . Веб-экспонаты. Архивировано из оригинала 11 октября 2008 года . Проверено 5 апреля 2009 г.
  44. ^ «База данных пигментов LBNL: (Y10) Никель, сурьма, титан, желтый рутил (iii)» . Национальная лаборатория Лоуренса Беркли. 14 февраля 2005 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. Проверено 5 апреля 2009 г.
  45. ^ «гамбоге (смола)» . Британская онлайн-энциклопедия. Архивировано из оригинала 2 ноября 2009 года . Проверено 7 апреля 2009 г.
  46. ^ «Гамбоге» . Сьюани: Университет Юга. 16 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2009 г. Проверено 7 апреля 2009 г.
  47. ^ Филд, Джордж (1869). Солтер, Томас (ред.). Хроматография Филда, или Трактат о цветах и ​​пигментах, используемых художниками . Лондон: Винзор и Ньютон. Архивировано из оригинала 25 марта 2009 года . Проверено 9 апреля 2009 г.
  48. ^ Анн Варишон (2000), Цвета – пигменты и красители в руках людей , стр. 80–81.
  49. ^ Руссо, Дреер и Мазер 2003 , с. 6.
  50. ^ Анн Варишон (2000), Цвета – пигменты и красители в руках людей , стр. 78–79.
  51. ^ Оксфордский словарь английского языка , 2-е изд. (1989)
  52. ^ Ханельт, Питер (11 мая 2001 г.). Энциклопедия сельскохозяйственных и садовых культур Мансфельда: (кроме декоративных растений) . Спрингер. ISBN  9783540410171 . Архивировано из оригинала 20 марта 2023 года . Проверено 8 августа 2011 г.
  53. ^ Левингтон, Анна (1990). «Растения для отдыха, которые нас развлекают». Растения для людей . Лондон: Публикации Музея естественной истории. п. 206. ИСБН  978-0-565-01094-2 .
  54. ^ Исто, Николас; Уолш, Валентин; Чаплин, Трейси; Сиддалл, Рут (2004). Справочник по пигментам: словарь исторических пигментов . Баттерворт-Хайнеманн. ISBN  978-0-7506-5749-5 . Архивировано из оригинала 20 марта 2023 года . Проверено 23 ноября 2020 г.
  55. ^ Стандарты пищевых продуктов Австралия Новая Зеландия . «Пищевые добавки — числовой список» . Архивировано из оригинала 25 июня 2009 года . Проверено 2 декабря 2009 г.
  56. ^ « Текущие одобренные ЕС добавки и их номера E. Архивировано 7 октября 2010 года в Wayback Machine », веб-сайт Агентства по пищевым стандартам. Проверено 15 декабря 2011 г.
  57. ^ «Кислотный желтый 23» . ChemBlink, онлайн-база данных химических веществ со всего мира. Архивировано из оригинала 22 февраля 2013 года . Проверено 25 ноября 2012 г.
  58. ^ CFR 74.1705, 21 CFR 201.20
  59. ^ Вуд, Роджер М. (2004). Аналитические методы пищевых добавок . Бока-Ратон: CRC Press. ISBN  978-1-85573-722-8 .
  60. ^ Jump up to: а б Ева Хеллер (2000), Психология цвета – эффекты и символизм , с. 33.
  61. ^ Шафер, Эдвард Х. (1956), «Ранняя история свинцовых пигментов и косметики в Китае», T'oung Pao , 2-я серия, том. 44, Лейден: Брилл, стр. 413–438, JSTOR   4527434 .
  62. ^ Дюпри, Скретч (30 января 2017 г.), «Цвета» , Ча , Гонконг {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  63. ^ Се, Трейси Цуэй-дзю; и др. (Ноябрь 2020 г.), «Основные цветовые категории китайского языка, выявленные с помощью кластерного анализа», Journal of Vision , vol. 20, Роквилл : Ассоциация исследований в области зрения и офтальмологии, с. 6, номер домена : 10.1167/jov.20.12.6 , PMC   7671860 , PMID   33196769 .
  64. ^ Jump up to: а б Ева Хеллер (2000), Психология цвета – эффекты и символизм , с. 82.
  65. ^ Айсин-Гиоро, Пуи (1989) [Впервые опубликовано в 1964 году]. От императора к гражданину: автобиография Айсин-Гиоро Пу И моя первая половина жизни [ Первая половина моей жизни; От императора к гражданину: автобиография Айсин-Гиоро Пуи ] (на китайском языке). Издательство иностранных языков. ISBN  978-7-119-00772-4 . - оригинальный
  66. ^ Хьюитт, Дункан (28 ноября 2000 г.). «Китайский порноторговец приговорен к пожизненному заключению » Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 23 декабря 2008 года . Проверено 23 марта 2009 г.
  67. ^ Ева Хеллер (2000), Психология цвета – эффекты и символизм , стр. 72–73.
  68. ^ Jump up to: а б Ева Хеллер (2000), Психология цвета – эффекты и символизм , с. 73.
  69. ^ «Краска для волос и парики в Древнем Риме» . 10 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 23 марта 2017 года . Проверено 22 марта 2017 г.
  70. ^ Кеттунен, Харри; Хельмке, Кристоф (5 декабря 2005 г.). Введение в иероглифы майя (Справочник семинара 10-й Европейской конференции майя) . Лейден: Вайеб и Лейденский университет. п. 75. Архивировано из оригинала 28 декабря 2008 года . Проверено 28 марта 2009 г.
  71. ^ Адамс, Шон; Мориока, Норин; Стоун, Терри Ли (2006). Рабочая тетрадь по цветовому дизайну: реальное руководство по использованию цвета в графическом дизайне . Глостер, Массачусетс: Издательство Rockport. стр. 86 . ISBN  159253192X . OCLC   60393965 .
  72. ^ Кумар, Рохит Вишал; Джоши, Радика (октябрь – декабрь 2006 г.). «Цвет, цвет повсюду: и в маркетинге тоже». SCMS Журнал индийского менеджмента . 3 (4): 40–46. ISSN   0973-3167 . ССНР   969272 .
  73. ^ Эссе Мишеля Пастуро о желтом, Liberation , 5 декабря 2008 г.
  74. ^ Jump up to: а б Анри Арвон (1951). Ле буддизм , стр. 61–64.
  75. ^ «Будданет – буддийские учения – монашеское одеяние» . Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 9 октября 2013 г.
  76. ^ Jump up to: а б Анн Варишон (2000), Цвета — пигменты и красители в руках людей , с. 62.
  77. ^ Сикх Рехат Марьяда: Раздел третий, глава IV, статья V, r. Архивировано 18 марта 2022 года в Wayback Machine.
  78. ^ «Нишан Сахиб (Сикхский музей)» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2022 года . Проверено 29 апреля 2022 г.
  79. ^ «Магические свойства цветов» . Викка Жизнь . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 24 декабря 2020 г.
  80. ^ Бейли, Алиса А. (1995). Семь Лучей Жизни . Нью-Йорк: Издательская компания Lucis. ISBN  978-0-85330-142-4 .
  81. ^ Стивенс, Саманта. Семь Лучей: универсальный путеводитель по архангелам. Город: Insomniac Press, 2004. ISBN   1-894663-49-7 , с. 24.
  82. ^ Свами Панчадаси (1912). Человеческая аура: астральные цвета и мыслеформы Де-Плейнс, Иллинойс: Общество публикаций йогов, с. 33.
  83. ^ «История основных групп такси» . Регистр такси. Архивировано из оригинала 27 апреля 2009 года . Проверено 4 апреля 2009 г.
  84. ^ «Фрэнк В. Сир, 95 лет, «отец желтого школьного автобуса» » . Отчет Колумбийского университета . 21 (1). 8 сентября 1995 года. Архивировано из оригинала 2 декабря 2009 года . Проверено 4 апреля 2009 г.
  85. ^ «Обзор поддерживает желтые школьные автобусы» . Би-би-си. 12 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2008 г. Проверено 4 апреля 2009 г.
  86. ^ «Максимальное повышение безопасности горных работ» (PDF) . Caterpillar Global Mining : 4.
  87. ^ Бей, Марк (16 апреля 1994 г.). «Изучение аспектов [«типичных» США]» . Архивировано из оригинала 8 июля 2012 года . Проверено 4 апреля 2009 г.
  88. ^ Jump up to: а б Комитет по флагу и этикету (12 июня 2006 г.). «Пратик» . Флаговый этикет . Силовые эскадрильи США. Архивировано из оригинала 8 июня 2009 года . Проверено 4 апреля 2009 г.
  89. ^ Краткий Оксфордский словарь английского языка, 6-е изд . Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. 2007. с. 3804. ИСБН  978-0-19-920687-2 .
  90. ^ Живописные выражения: Тематический словарь , 1-е издание. © 1980 Компания Gale Group, Inc.
  91. ^ Чоу, Кэт. «Если бы мы называли себя желтыми» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
  92. ^ Кивак, Майкл (2011). Становление желтым: краткая история расового мышления . США: Издательство Принстонского университета. п. 248. ИСБН  978-0-691-14031-5 .
  93. ^ « Фетиш «желтой лихорадки»: почему так много белых мужчин хотят встречаться с китаянками?» . Июль 2014.

Ссылки

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0eb7188de21edaeff96932d36a24ea94__1721350080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/94/0eb7188de21edaeff96932d36a24ea94.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yellow - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)