Желтый
Желтый | |
---|---|
Спектральные координаты | |
Длина волны | 575–585 [1] нм |
Частота | 521–512 ТГц |
Цветовые координаты | |
Шестнадцатеричный тройник | #FFFF00 |
sRGB Б ( р , г , б ) | (255, 255, 0) |
ВПГ ( час , с , v ) | (60°, 100%, 100%) |
CIELCh уф ( L , C , h ) | (97, 107, 86°) |
Источник | HTML/CSS [2] |
B : Нормализовано до [0–255] (байт). H : Нормализовано до [0–100] (сотня). |
Желтый — это цвет между зеленым и оранжевым в спектре света . Его вызывает свет с преобладающей длиной волны примерно 575–585 нм . Это основной цвет в субтрактивных цветовых системах, используемый в живописи или цветной печати. В цветовой модели RGB , используемой для создания цветов на экранах телевизоров и компьютеров, желтый — это вторичный цвет, полученный путем объединения красного и зеленого с одинаковой интенсивностью. Каротиноиды придают характерный желтый цвет осенним листьям , кукурузе , канареечным растениям , нарциссам и лимонам, а также яичным желткам , лютикам и бананам. Они поглощают энергию света и в некоторых случаях защищают растения от фотоповреждений. [3] Солнечный свет имеет легкий желтоватый оттенок, когда Солнце находится вблизи горизонта из-за атмосферного рассеяния более коротких волн (зеленого, синего и фиолетового).
Поскольку пигмент желтой охры был широко доступен, он был одним из первых цветов, использованных в искусстве; В пещере Ласко во Франции есть изображение желтой лошади возрастом 17 000 лет. Охра и ауригментные пигменты использовались для изображения золота и цвета кожи в египетских гробницах, а затем в фресках на римских виллах. [4] В ранней христианской церкви желтый цвет ассоциировался с Папой Римским и золотыми ключами Царства, но он также ассоциировался с Иудой Искариотом и использовался для обозначения еретиков. В 20 веке евреи в оккупированной нацистами Европе были вынуждены носить желтую звезду . В Китае ярко-желтый цвет был цветом Поднебесной, и его могли носить только император и его семья; Специальных гостей встречали на желтой ковровой дорожке. [5]
Согласно опросам, проведенным в Европе, Канаде, США и других странах, желтый — это цвет, который люди чаще всего ассоциируют с весельем, мягкостью, юмором, счастьем и непосредственностью; однако это также может быть связано с двуличностью, завистью, ревностью, жадностью, справедливостью и, в США, трусостью. [6] В Иране это имеет оттенок бледности/болезни. [7] но также мудрость и связь. [8] В Китае и многих странах Азии его считают цветом счастья, славы, гармонии и мудрости. [9]
Этимология
Слово желтый происходит от древнеанглийского слова geolu, geolwe ( косой регистр ), что означает «желтый и желтоватый», происходящего от протогерманского слова gelwaz «желтый». Оно имеет ту же индоевропейскую основу, gel- , что и слова золото и крик ; gʰel- означает одновременно яркий и сияющий, и кричать. [10]
Английский термин связан с другими германскими словами, обозначающими желтый цвет , а именно шотландским yella , восточно-фризским jeel , западно-фризским giel , голландским geel , немецким gelb , а также шведским и норвежским gul . [11] Согласно Оксфордскому словарю английского языка , самое старое известное использование этого слова в английском языке встречается в Эпинальном глоссарии в 700 году. [12]
Наука и природа
Оптика, цветная печать и компьютерные экраны
Процесс Желтый (субтрактивный первичный) | |
---|---|
Цветовые координаты | |
Шестнадцатеричный тройник | #FFEF00 |
sRGB Б ( р , г , б ) | (255, 239, 0) |
ВПГ ( час , с , v ) | (56°, 100%, 100%) |
CIELCh уф ( L , C , h ) | (93, 103, 80°) |
Источник | [1] CMYK |
Дескриптор ISCC – NBS | Яркий зеленовато-желтый |
B : Нормализовано до [0–255] (байт). |
- При цветной печати обычно используются чернила четырех цветов: голубого , пурпурного , желтого и ключевого (черного). Когда «основные» цвета CMY объединяются в полную силу, в результате получаются «вторичные» смеси красного, зеленого и синего цветов.
- Смешение всех трех теоретически дает черный цвет, но несовершенные рецептуры чернил не дают истинного черного цвета, поэтому K. необходим дополнительный компонент
- Пример цветной печати 1902 года. Комбинирование изображений желтого, пурпурного и голубого цветов создает полноцветную картину. Это называется цветовой моделью CMYK.
- На дисплее компьютера желтый цвет создается путем сочетания зеленого и красного света нужной интенсивности на черном экране.
Желтый находится между зеленым и красным в спектре видимого света. Это цвет, который человеческий глаз видит, когда смотрит на свет с преобладающей длиной волны от 570 до 590 нанометров.
В цветной печати желтый является одним из трех субтрактивных основных цветов чернил наряду с пурпурным и голубым . Вместе с черным их можно накладывать в нужной комбинации для печати любого полноцветного изображения. (См. цветовую модель CMYK ). Используется особый желтый цвет, называемый технологическим желтым (также известный как «пигментно-желтый», «принтерский желтый» и «канареечно-желтый»). Обработанный желтый не является цветом RGB, и фиксированного преобразования основных цветов CMYK в RGB не существует. Для чернил для принтера используются разные составы, поэтому цвет печати может быть разным, то есть чисто желтыми чернилами.
Желтый цвет на цветном телевизоре или экране компьютера создается совершенно по-другому; комбинируя зеленый и красный свет на нужном уровне интенсивности. (См. цветовую модель RGB ).
Дополнительные цвета
Традиционно дополнительным цветом желтого является фиолетовый; эти два цвета расположены напротив друг друга на цветовом круге, давно используемом художниками. [13] Винсент Ван Гог , заядлый исследователь теории цвета, в нескольких своих картинах использовал сочетания желтого и фиолетового цвета для максимального контраста и гармонии. [14]
Хант определяет, что «два цвета являются дополнительными, когда можно воспроизвести трехцветные значения определенного ахроматического стимула путем аддитивной смеси этих двух стимулов». [15] То есть, когда два цветных огня можно смешать, чтобы они соответствовали указанному белому (ахроматическому, бесцветному) свету, цвета этих двух огней дополняют друг друга . Однако это определение не ограничивает, какая версия белого будет указана. В девятнадцатом веке учёные Грассманн и Гельмгольц провели эксперименты, в которых пришли к выводу, что найти хорошее дополнение к спектральному жёлтому цвету сложно, но в результате получился индиго, то есть длина волны, которую современные учёные-цветоведы назвали бы фиолетовыми или фиолетовыми. Гельмгольц говорит, что «желтый и синий индиго» дополняют друг друга. [16] Грассман реконструирует границы категорий Ньютона с точки зрения длин волн и говорит: «Таким образом, этот индиго попадает в пределы цвета, между которыми, согласно Гельмгольцу, лежат дополнительные цвета желтого». [17]
В собственном цветовом круге Ньютона желтый цвет находится прямо напротив границы между индиго и фиолетовым. Эти результаты, согласно которым дополнение желтого цвета имеет длину волны короче 450 нм, можно получить из современной системы колориметрии CIE 1931 года, если предположить, что длина волны желтого цвета составляет около 580 нм или короче, а указанный белый цвет является цветом излучатель черного тела с температурой 2800 К или ниже (то есть белый цвет обычной лампы накаливания). Чаще всего, при цвете дневного света или белом цвете от 5000 до 6000 К, дополнение к желтому будет находиться в синем диапазоне длин волн, что является стандартным современным ответом на дополнение к желтому.
Из-за особенностей красочных пигментов и использования различных цветовых кругов художники традиционно считают дополнение желтого цветом индиго или сине-фиолетовым.
Лазеры
Лазеры , излучающие желтую часть спектра, встречаются реже и дороже, чем большинство других цветов. [18] твердотельная технология с диодной накачкой ( DPSS В коммерческих продуктах для создания желтого света используется ). Инфракрасный лазерный диод с длиной волны 808 нм используется для накачки кристалла оксида иттрия-ванадия, легированного неодимом (Nd:YVO4) или иттрий-алюминиевого граната, легированного неодимом (Nd:YAG), и заставляет его излучать на двух частотах (281,76 ТГц и 223,39). ТГц: длины волн 1064 нм и 1342 нм) одновременно. Этот более глубокий инфракрасный свет затем проходит через другой кристалл, содержащий калий, титан и фосфор (КТП), чьи нелинейные свойства генерируют свет с частотой, которая является суммой двух падающих лучей (505,15 ТГц); в данном случае соответствует длине волны 593,5 нм («желтый»). [19] Эту длину волны также можно получить, хотя и реже, в гелий-неоновом лазере . Однако это не настоящий желтый цвет, поскольку его длина превышает 590 нм. В 2010 году был доступен вариант той же технологии DPSS, использующий немного другие начальные частоты, обеспечивающий длину волны 589 нм, которая считается настоящим желтым цветом. [20] Использование желтых лазеров с длиной волны 589 и 594 нм в последнее время стало более распространенным благодаря области оптогенетики . [21]
Астрономия
Звезды спектральных классов F и G имеют цветовую температуру , благодаря которой они выглядят «желтоватыми». [22] Первым астрономом, который классифицировал звезды по их цвету, был Ф. Г. В. Струве в 1827 году. Одной из его классификаций была flavae , или желтая, и это примерно соответствовало звездам в современном спектральном диапазоне от F5 до K0. [23] Фотометрическая система Стрёмгрена для классификации звезд включает в себя «y» или желтый фильтр, центр которого находится на длине волны 550 нм и имеет полосу пропускания 20–30 нм. [24] [25]
Звезды -сверхгиганты редко являются желтыми сверхгигантами, потому что сверхгиганты классов F и G физически нестабильны; чаще всего они являются переходной фазой между синими сверхгигантами и красными сверхгигантами . Некоторые желтые сверхгиганты, переменные цефеиды , пульсируют с периодом, пропорциональным их абсолютной величине ; следовательно, если известна их видимая величина , расстояние до них можно вычислить с большой точностью. [26] Таким образом, переменные цефеид использовались для определения расстояний внутри и за пределами галактики Млечный Путь . Самый известный пример — нынешняя звезда Северного полюса Полярная звезда .
Биология
Осенние листья , желтые цветы, бананы, апельсины и другие желтые фрукты содержат каротиноиды , желтые и красные органические пигменты, которые содержатся в хлоропластах и хромопластах растений и некоторых других фотосинтезирующих организмов, таких как водоросли , некоторые бактерии и некоторые грибы. У растений и водорослей они выполняют две ключевые роли: поглощают энергию света для использования в фотосинтезе и защищают зеленый хлорофилл от фотоповреждений. [3]
В конце лета, когда световой день сокращается и температура снижается, вены , по которым жидкость поступает в лист и выходит из него, постепенно закрываются. Поступление воды и минералов в лист снижается, сначала медленно, а затем быстрее. Именно в это время количество хлорофилла начинает уменьшаться. По мере того как количество хлорофилла уменьшается, желтые и красные каротиноиды становятся все более заметными, создавая классический осенний цвет листьев .
Каротиноиды распространены во многих живых существах; они придают характерный цвет моркови, кукурузе, нарциссам , брюкве , лютикам и бананам. Они отвечают за красный цвет приготовленных омаров , розовый цвет фламинго и лосося и желтый цвет канареек и яичных желтков .
Ксантофиллы — наиболее распространенные желтые пигменты , образующие одно из двух основных подразделений группы каротиноидов. Название происходит от греческого ксантос ( ξανθος , «желтый») + филлон ( φύλλον , «лист»). Ксантофиллы чаще всего встречаются в листьях зеленых растений, но они также попадают в организм животных через пищу, которую они едят. Например, желтый цвет желтков, жира и кожицы куриных яиц обусловлен кормом, который потребляют куры. Фермеры, выращивающие птицу, понимают это и часто добавляют ксантофиллы , обычно лютеин , чтобы сделать яичные желтки более желтыми.
Бананы зеленые, когда их собирают, из-за хлорофилла, который содержится в их кожуре. После сбора они начинают созревать; Гормоны бананов превращают аминокислоты в газообразный этилен, который стимулирует выработку нескольких ферментов . Эти ферменты начинают изменять цвет, текстуру и вкус банана. Поступление зеленого хлорофилла прекращается, и его заменяет желтый цвет каротиноидов; в конце концов, когда ферменты продолжают свою работу, клеточные стенки разрушаются, и бананы становятся коричневыми.
- Нарциссы в Корнуолле
- Бананы , как и осенние листья , канарейки и яичные желтки , приобретают желтый цвет благодаря природным пигментам, называемым каротиноидами .
- Утенок цыплят
Рыба
- Желтохвост — общее название десятков различных видов рыб, имеющих желтые хвосты или желтое тело. В большинстве случаев желтохвост (рыба) на самом деле относится к японскому янтарному джеку, рыбе, обитающей между Японией и Гавайями.
- Желтоперый тунец ( Thunnus albacares ) — вид тунца, имеющий ярко-желтые анальный и второй спинной плавники . Встречается в тропических и субтропических морях и весит до 200 кг (440 фунтов), его ловят в качестве замены истощенных запасов голубого тунца .
- Малоротый желтопер (Labeobarbus aeneus) — вид лучепёрых рыб из рода Labeobarbus . Он стал инвазивным видом в реках Восточно-Капской провинции Южной Африки, таких как река Мбхаше.
Насекомые
- Комар , вызывающий желтую лихорадку ( Aedes aegypti ), назван так потому, что он переносит лихорадку денге и желтую лихорадку , вирусы, переносимые комарами.
- Желтокурточные осы — это черно-желтые осы из рода Vespula или Dolichovespula (хотя некоторые из них могут быть черно-белыми, наиболее примечательными из них являются лысый шершень Dolichovespula maculata ). Их можно узнать по характерному черно-желтому цвету, небольшому размеру (чуть больше пчелы ) и полностью черным усикам .
Деревья
- Populus tremuloides — листопадное дерево, произрастающее в более прохладных районах Северной Америки, один из нескольких видов, называемых осиной . Populus tremuloides — наиболее широко распространенное дерево в Северной Америке, встречающееся от Канады до центральной Мексики.
- Береза желтая ( Betula alleghaniensis ) — вид березы , произрастающий на востоке Северной Америки, от Новой Шотландии, Нью-Брансуика и южного Квебека на запад до Миннесоты и на юг от Аппалачей до северной Джорджии. Это лиственные деревья среднего размера, которые могут достигать около 20 м (66 футов) в высоту и ствола до 80 см (31 дюйм) в диаметре. Кора гладкая, желто-бронзовая. [27] а древесина широко используется для изготовления полов, шкафов и зубочисток.
- Тернистый Йеллоувуд — дерево тропических лесов Австралии, имеющее темно-желтую древесину.
- Желтый тополь — общее название лириодендрона , тюльпанного дерева . Общее название неточно, поскольку этот род не связан с тополями.
- Handroanthus albus — дерево с желтыми цветами, произрастающее в Серрадо в Бразилии.
История, искусство и мода
Предыстория
Желтый в виде пигмента желтой охры, полученного из глины, был одним из первых цветов, используемых в доисторическом наскальном искусстве. В пещере Ласко есть изображение лошади желтого цвета, возраст которой оценивается в 17 300 лет.
Древняя история
В Древнем Египте желтый цвет ассоциировался с золотом, которое считалось нетленным, вечным и неразрушимым. Считалось, что кожа и кости богов были сделаны из золота. Египтяне широко использовали желтый цвет в росписях гробниц; обычно использовали либо желтую охру, либо блестящий аурипигмент , хотя он был сделан из мышьяка и был очень токсичен. Небольшая коробочка с красками с ауригментным пигментом была найдена в гробнице царя Тутанхамона . Мужчин всегда изображали с коричневыми лицами, женщин — с лицами желтой охры или золота. [4]
Древние римляне использовали желтый цвет в своих картинах для обозначения золота, а также в оттенках кожи. Он часто встречается на фресках Помпеи .
- Изображение лошади, окрашенной желтой охрой, из Ласко . пещеры
- Росписи гробницы Нахта в Древнем Египте (15 век до н.э.).
- Желтая охра часто использовалась в настенных росписях древнеримских вилл и городов.
- Византийское искусство щедро использовало золото, что можно увидеть в этой детали мозаики императора Юстиниана из базилики Сан-Витале в Равенне , Италия (до 547 г. н. э.).
- Флаг Палеологов был красно-золотым. династии византийских императоров
Постклассическая история
В постклассический период желтый цвет прочно утвердился как цвет Иуды Искариота , ученика, предавшего Иисуса Христа , хотя Библия никогда не описывает его одежду. Из-за этой связи желтый также стал ассоциироваться с завистью , ревностью и двуличностью.
Традиция зародилась в эпоху Возрождения, отмечая чужаков-нехристиан, таких как евреи, желтым цветом. В Испании XVI века обвиняемых в ереси и отказывавшихся отречься от своих взглядов заставляли предстать перед испанской инквизицией в желтой накидке. [28]
Желтый цвет исторически ассоциировался с ростовщиками и финансами. На логотипе Национальной ассоциации ломбардов покровитель ломбарда Святой Николай изображены три золотые сферы, свисающие с перекладины, что отсылает к трем мешкам с золотом, которые держит в руках . Кроме того, символ трех золотых шаров встречается на гербе Дома Медичи , знаменитой итальянской династии банкиров и кредиторов пятнадцатого века. [29]
- Шафран иногда использовался в качестве пигмента в средневековых рукописях, например, на этой странице, изображающей убийство Томаса Бекета в Кентерберийском соборе , ок. 1200
- « Поцелуй Иуды» (1304–06) Джотто ди Бондоне следует средневековой традиции одевать Иуду Искариота в желтую тогу.
- Роберт Дадли, 1-й граф Лестер (1560–1565)
- Молодой человек в желтом халате Ян Ливенс , ок. 1630–1631 гг.
Современная история
18 и 19 века
В XVIII и XIX веках были открыты и произведены синтетические пигменты и красители, которые быстро заменили традиционные желтые краски, изготовленные из мышьяка, коровьей мочи и других веществ.
в. В 1776 году Жан Оноре Фрагонар написал картину «Читающая девушка» . Она одета в яркое шафрановое платье. Эту картину «многие критики считают одной из самых привлекательных и мастерских работ Фрагонара». [30]
Британский художник XIX века Дж. М. У. Тернер был одним из первых в этом столетии, кто использовал желтый цвет для создания настроений и эмоций, подобно тому, как композиторы-романтики использовали музыку. В его картине «Дождь, пар и скорость» – «Великая центральная железная дорога» доминировали светящиеся желтые облака.
Жорж Сёра использовал новые синтетические цвета в своих экспериментальных картинах, состоящих из крошечных точек основных цветов, особенно в своем знаменитом «Воскресном дне на острове Гранд-Жатт» (1884–86). Он не знал, что новый синтетический желтый пигмент, цинковый желтый или хромат цинка , который он использовал в светло-зеленых газонах, был очень нестабильным и быстро становился коричневым. [31]
Художник Винсент Ван Гог был особым поклонником желтого цвета, цвета солнечного света. В письме своей сестре с юга Франции в 1888 году он писал: «Сейчас у нас прекрасная, теплая, безветренная погода, которая очень полезна для меня. Солнце, свет, который из-за отсутствия лучшего слова я могу назвать только желтым, ярко-серно-желтый, бледно-лимонно-золотой. Как прекрасен желтый цвет!» В Арле Ван Гог нарисовал подсолнухи в небольшом доме, который он арендовал на площади Ламартин, 2, доме, окрашенном в цвет, который Ван Гог назвал «маслянисто-желтым». Ван Гог был одним из первых художников, которые использовали краски промышленного производства, а не краски, которые он делал сам. Он использовал традиционную желтую охру, а также желтый хром , впервые изготовленный в 1809 году; и желтый кадмий , впервые изготовленный в 1820 году. [32]
В 1895 году в нью-йоркских газетах начал появляться новый популярный вид искусства; цветной комикс . В нем использовался новый процесс цветной печати , в котором использовалось разделение цветов и чернила трех разных цветов; пурпурный, голубой и желтый, а также черный, чтобы создать все цвета на странице. Одним из первых персонажей новых комиксов был юмористический мальчик с улиц Нью-Йорка по имени Микки Дюген, более известный как Желтый ребенок , из-за желтой ночной рубашки, которую он носил. Он дал свое имя (и окрас) целому жанру популярной, сенсационной журналистики, который стал называться « желтой журналистикой ».
- Читающая молодая девушка , или Читатель . Жан-Оноре Фрагонар , ок. 1776 г., 32 × 25 1/2 дюйма Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
- Дождь, пар и скорость – Великая Западная железная дорога . (1844 г.). Британский художник Дж. М. У. Тернер использовал желтые облака для создания настроения, как композиторы-романтики того времени использовали музыку.
- Жорж Сёра использовал новый пигмент, цинковый желтый, на зеленых лужайках в фильме « Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт» (1884–86). Он не знал, что краска быстро испортится и станет коричневой.
- «Подсолнухи» (1888) Винсента Ван Гога — это фонтан желтого цвета.
- Желтый ребенок (1895) был одним из первых персонажей комиксов . Он дал свое имя типу сенсационных репортажей под названием « Желтая журналистика» .
- Императрица Бразилии Мария Леопольдина с детьми.
- Молодая женщина (Мария из Скагена , Дания), автор: Майкл Анчер
20 и 21 века
В 20 веке желтый цвет был возрожден как символ исключения, как это было в Средние века и эпоху Возрождения. Евреи в нацистской Германии и оккупированных немцами странах были обязаны пришивать к своей одежде желтые треугольники со звездой Давида.
В 20 веке художники-модернисты свели живопись к простейшим цветам и геометрическим формам. Голландский художник-модернист Пит Мондриан создал серию картин, состоящих из чисто белого холста с сеткой из вертикальных и горизонтальных черных линий и прямоугольников желтого, красного и синего цветов.
Желтый цвет особенно ценился в 20 веке из-за его высокой заметности. Благодаря своей способности хорошо видеть с больших расстояний и на высоких скоростях желтый цвет идеально подходит для просмотра из движущихся автомобилей. [29] Он часто заменял красный цвет пожарных машин и других машин скорой помощи и был популярен в неоновых вывесках, особенно в Лас-Вегасе и в Китае, где желтый был самым почитаемым цветом.
В 1960-х годах компания Пикетт Брэнд разработала логарифмическую линейку «Eye Saver Yellow» , которая производилась с особым желтым цветом (Ангстрем 5600), который отражает длинноволновые лучи и обеспечивает оптимальное удобство для глаз, помогает предотвратить утомление глаз и повысить точность зрения. [29]
В 21 веке были использованы необычные материалы и технологии для создания новых способов восприятия желтого цвета. Одним из примеров был проект датско-исландского художника Олафура Элиассона «Погода» , который был установлен на открытом пространстве Турбинного зала лондонской галереи Тейт Модерн в 2003 году.
Элиассон использовал увлажнители воздуха для создания мелкого тумана в воздухе с помощью смеси сахара и воды, а также полукруглый диск, состоящий из сотен монохроматических ламп, излучающих желтый свет. Потолок зала был покрыт огромным зеркалом , в котором посетители могли видеть себя крошечными черными тенями на фоне массы света. [33]
- Желтая комната, Фредерик Карл Фризеке , 1910 год.
- Евреи в оккупированной нацистами Европе были обязаны носить желтые значки . подобные
- Желтый ценился за свою высокую заметность. Лас-Вегас стал витриной неонового искусства и рекламы.
Фрукты, овощи и яйца
Многие фрукты при созревании желтые, например лимоны и бананы, их цвет обусловлен каротиноидными пигментами. Яичные желтки приобретают свой цвет благодаря ксантофиллам , которые также являются разновидностью каротиноидного пигмента.
Цветы
Желтый – распространенный цвет цветов.
- Акация диалбата (серебряная плетень)
- Сенна двукапсулярная (сенна бессвязная)
- Нарцисс псевдонарцисс , или Нарцисс
- Галфимия глаука
(золотой дождь) - Anthyllis vulneraria (почка обыкновенная)
- Tagetes erecta (мексиканские бархатцы)
- Senecio angulatus (крестовик ползучий)
- Бругмансия ауреа (ангельская труба)
Другие растения
- Рапс (Brassica napus), также известный как рапс или масличный рапс, представляет собой ярко-желтый цветущий представитель семейства Brassicaceae (семейство горчичных или капустных).
- Золотарник — желтоцветковое растение семейства Астровые .
Минералы и химия
- Желтый кекс (также известный как уран и оксид урана) — это концентрированный оксид урана , получаемый путем измельчения урановой руды. Желтый жмых используется при приготовлении топлива для ядерных реакторов и при обогащении урана , что является одним из важнейших этапов создания ядерного оружия .
- Титановый желтый (также известный как желтый клейтон), [34] химическая формула С
28 ч.
19 На
22О
66С
4 использовался для определения магния в сыворотке и моче , но этот метод подвержен помехам, что делает метод фосфата аммония более эффективным при анализе клеток крови, пищевых продуктов или фекалий. [35] - Метиловый желтый ( п -диметиламиноазобензол) — индикатор pH, используемый для определения кислотности. Он меняет цвет с желтого при pH 4,0 на красный при pH 2,9. [36] [37]
- Желтые фейерверки производятся путем добавления натрия в пиротехническую смесь соединений . Натрий имеет сильное излучение на длине волны 589,3 нм ( D-линия ), слегка желтовато-оранжевого цвета.
- Среди элементов и золото . сера наиболее ярко желтыми являются Фосфор , мышьяк и сурьма имеют аллотропы желтого или беловато-желтого цвета; фтор и хлор — бледно-желтоватые газы.
- Многие кристаллические химические соединения, такие как 2,4-динитрофенол , имеют желтоватый цвет.
Пигменты
- Желтая охра (также известная как марсианский желтый, пигмент желтый 42, 43), [38] гидратированный оксид железа ( Fe
22О
3 ·Ч
2 O ) — природный пигмент , встречающийся в глинах во многих частях мира. Он нетоксичен и использовался в живописи с доисторических времен. [39] - Индийский желтый — прозрачный флуоресцентный пигмент, используемый в картинах маслом и акварелью. Первоначально это был эвксантогенат магния. Утверждалось, что он был получен из мочи индийских коров, которых кормили только листьями манго. [40] Сейчас его заменил синтетический индийский желтый оттенок.
- Неаполитанский желтый (желтый антимонат свинца) — один из старейших синтетических пигментов, полученный из минерала биндгеймита и широко использовавшийся вплоть до 20 века. [41] Он токсичен, и в настоящее время в красках его заменяют смесью современных пигментов.
- Кадмий желтый ( сульфид кадмия , CdS) используется в красках художников с середины 19 века. [42] Из-за своей токсичности в настоящее время его можно заменить азопигментами .
- Хром желтый (хромат свинца, PbCrO
4 ), полученный из минерала крокоита , использовался художниками в начале 19 века, но был в значительной степени заменен другими желтыми пигментами из-за токсичности свинца. [43] - Цинк-желтый или хромат цинка — синтетический пигмент, изготовленный в 19 веке и используемый художником Жоржем Сёра в его картинах в стиле пуантилист . Он не знал, что он очень нестабилен и быстро станет коричневым.
- Титановый желтый (никель-сурьмяный титановый желтый рутил, NiO·Sb
22О
5 ·20ТиО
2 ) создается путем добавления небольших количеств оксидов никеля и сурьмы к диоксиду титана и нагревания. Он используется для производства желтых красок с хорошим покрытием белого цвета и имеет код краски LBNL «Y10». [44] - Гамбож — оранжево-коричневая смола , получаемая из деревьев рода Гарциния , которая при измельчении в порошок становится желтой. [45] Его использовали в качестве акварельного пигмента на Дальнем Востоке с 8-го века (название «гамбоге» происходит от слова « Камбоджа »), а в Европе он использовался с 17-го века. [46]
- Аурипигмент , также называемый королевским желтым или китайским желтым, представляет собой трисульфид мышьяка ( как
2 С
3 ) и использовался в качестве красочного пигмента до 19 века, когда из-за его высокой токсичности и реакции с пигментами на основе свинца его обычно заменили кадмиевым желтым. [47] - Пигмент на основе азокрасителя (яркий прозрачный или полупрозрачный краситель с белым пигментом) используется в качестве красителя в большинстве современных красок, требующих либо очень насыщенного желтого цвета, либо простоты смешивания цветов. Наиболее распространенным является семейство моноазоарилидов желтого цвета , впервые поступившее на рынок как Hansa Yellow .
Красители
- Curcuma longa , также известная как куркума , — это растение, выращиваемое в Индии и Юго-Восточной Азии, которое служит красителем для одежды, особенно для одежды монахов; как приправа к карри и другим блюдам; и как популярное лекарство. Его также используют в качестве пищевого красителя для горчицы и других продуктов. [48]
- Шафран , как и куркума, является одним из редких красителей, который также является пряностью и пищевым красителем. Его изготавливают из высушенных красных рыльцев цветка крокуса посевного . Его нужно собирать вручную, а для получения одного грамма рыльца требуется 150 цветков, поэтому это чрезвычайно дорого. Вероятно, он возник в Средиземноморье или Юго-Западной Азии, и его использование было подробно описано в ассирийском ботаническом справочнике VII века до нашей эры, составленном Ашшурбанипалом . [49] Это было известно в Индии во времена Будды , а после его смерти его последователи постановили, что монахи должны носить одежды цвета шафрана. Шафран использовался для окраски одежд старших буддийских монахов, в то время как обычные монахи носили одежды, окрашенные гамбоге или куркумой длинной , также известной как куркума.
Цвет шафрана обусловлен кроцином , красной разновидностью природного пигмента каротиноида . Цвет окрашенной ткани варьируется от темно-красного до оранжевого и желтого, в зависимости от типа шафрана и процесса обработки. Большая часть шафрана сегодня поставляется из Ирана, но его также выращивают в коммерческих целях в Испании, Италии и Кашмире в Индии, а также в качестве элитной культуры в Новой Зеландии, Великобритании, Франции, Швейцарии и других странах. В Соединенных Штатах его выращивает голландская община Пенсильвании с начала 18 века. Из-за высокой цены на шафран другие подобные красители и специи часто продаются под названием шафран; например, то, что называют индийским шафраном, на самом деле часто является куркумой.
- Резеда лютеола , также известная как красильная трава, желтая трава или сварка, использовалась в качестве желтого красителя со времен неолита. В диком виде он рос вдоль дорог и стен Европы и был завезен в Северную Америку, где растет как сорняк. Его использовали как в качестве желтого красителя, цвет которого был глубоким и стойким, так и для окрашивания ткани в зеленый цвет, сначала окрашивая ее в синий цвет с помощью индиго, а затем окрашивая ее резедой лютеолой, чтобы придать ей насыщенный, твердый и стойкий зеленый цвет. Это был самый распространенный желтый краситель в Европе со средневековья до 18 века, когда его заменила сначала кора кверцитронного дерева из Северной Америки, а затем синтетические красители. Он также широко использовался в Северной Африке и в Османской империи. [50]
- Gamboge – пигмент и краситель от глубокого шафранового до горчично-желтого цвета. [51] В Азии его часто используют для окраски одежд буддийских монахов . [52] [53] Гамбодж чаще всего добывают путем выкачивания смолы из различных видов вечнозеленых деревьев семейства Guttiferae , которые растут в Камбодже, Таиланде и других местах Юго-Восточной Азии. [54] «Камбудж» ( санскрит : कंबुज) — древнее санскритское название Камбоджи .
- Аурипигмент был источником желтого пигмента из Древнего Египта до 19 века, хотя он очень токсичен.
- Индийский желтый пигмент
- Хром желтый был открыт в 1809 году.
- Краситель и пряность шафран получают из высушенных красных рыльцев этого растения, крокуса посевного .
- Куркума длинная , также известная как куркума , на протяжении веков использовалась в Индии в качестве красителя, особенно для монашеских одежд. его также широко используют в качестве лекарства и специи в индийской кухне.
- Резеда лютеола , также известная как красильная трава, желтая трава или сварка, была самым популярным источником желтого красителя в Европе со средневековья до 18 века.
Пищевой краситель
Самый распространенный желтый пищевой краситель , используемый сегодня, называется тартразин . Это синтетический азокраситель лимонно-желтого цвета . [55] [56] Он также известен как номер E E102, CI 19140, желтый FD&C 5, кислотный желтый 23, пищевой желтый 4 и тринатрий 1-(4-сульфонатофенил)-4-(4-сульфонатофенилазо)-5-пиразолона-3-карбоксилат. [57] Это желтый цвет, наиболее часто используемый в таких обработанных пищевых продуктах, как кукуруза и картофельные чипсы, сухие завтраки, такие как кукурузные хлопья, конфеты, попкорн, горчица, джемы и желе, желатин, безалкогольные напитки (особенно Mountain Dew ), энергетические и спортивные напитки, а также выпечка. Он также широко используется в жидком и кусковом мыле, шампунях, косметике и лекарствах. Иногда его смешивают с синими красителями, чтобы придать обработанным продуктам зеленый цвет.
На упаковках пищевых продуктов он обычно обозначается как «краситель», «тартразин» или «Е102». В США из-за опасений по поводу возможных проблем со здоровьем, связанных с непереносимостью тартразина, его присутствие должно быть указано на этикетках пищевых продуктов и лекарств. [58]
Другой популярный синтетический желтый краситель — Sunset Yellow FCF (также известный как оранжево-желтый S , FD&C желтый 6 и CI 15985 ). Он производится из ароматических углеводородов нефти. При добавлении в продукты питания, продаваемые в Европе, он обозначается номером E E110. [59]
Символизм и ассоциации
На Западе желтый цвет не очень любят. В опросе 2000 года только 6% респондентов в Европе и Америке назвали его своим любимым цветом, по сравнению с 45% - синим, 15% - зеленым, 12% - красным и 10% - черным. Для 7% респондентов это был наименее любимый цвет. [60] Желтый считается цветом двойственности и противоречия. Он связан с оптимизмом и развлечением, но также с предательством, двуличностью и ревностью. [60] Однако в Китае и других частях Азии желтый — цвет добродетели и благородства.
В Китае
Желтый имеет сильные исторические и культурные ассоциации в Китае, где хуан ( 黃 или 黄 ) — цвет счастья, славы и мудрости. Хотя изначально хуан , а иногда и по-прежнему охватывает диапазон, включающий коричневый и апельсиновый цвета , [61] [62] носители современного стандартного китайского языка склонны сопоставлять использование хуана с оттенками, соответствующими английскому желтому. [63]
В китайской символике желтый, красный и зеленый относятся к мужским цветам, а черный и белый считаются женскими. После разработки теории пяти элементов китайцы насчитали различные соответствия. На пятисезонной модели конец лета характеризовался пожелтением листьев. [64] [ сомнительно – обсудить ] Желтый был взят за цвет пятого направления компаса, центрального. Китай называют Поднебесной; Дворец императора считался точно в центре мира. [64] Легендарного первого императора Китая называли Желтым императором , а последний, Пуи (1906–67), описывал в своих мемуарах, что каждый предмет, окружавший его в детстве, был желтым. «Это заставило меня с самого нежного возраста понять, что я обладаю уникальной сущностью, и вселило в меня сознание моей «небесной природы», которая отличала меня от любого другого человека». [65] [5] Китайского императора буквально считали дитя небес, выполнявшего как политическую, так и религиозную роль, символизируемую желтым цветом. После династии Сун законы запретили использование некоторых ярко-желтых оттенков кем-либо, кроме императора. Высоких гостей удостоили не красной, а желтой ковровой дорожки.
В современной китайской поп-культуре термин «желтый фильм» ( 黃色電影 ) относится к фильмам и другим культурным предметам порнографического характера, аналогичный английскому « голубому фильму ». [66] Это легло в основу мема 2007 года « очень эротичный, очень жестокий », где слово «эротический» означает китайский «желтый».
- Желтая река в Саньмэнься
- Портрет императора Цзяцзин Мин династии .
- Император Цяньлун в придворном платье (18 век).
- Даогуан ваза периода Пекинская стеклянная , оттенок, названный «Императорский желтый» в честь знамени Цин.
- Желтые крыши Запретного города
- Неоновые огни современного Шанхая с преобладанием красного и желтого цветов.
Свет и разум
Желтый, как цвет солнечного света, когда солнце находится близко к горизонту, обычно ассоциируется с теплом. Желтый в сочетании с красным символизировал тепло и энергию. Комната, выкрашенная в желтый цвет, кажется теплее, чем комната, выкрашенная в белый цвет, а лампа с желтым светом кажется более естественной, чем лампа с белым светом.
Как цвет света желтый также ассоциируется со знаниями и мудростью. В английском и многих других языках слова «блестящий» и «яркий» означают «умный». В исламе желтый цвет золота символизирует мудрость. В средневековой европейской символике красный символизировал страсть, синий — духовность, а желтый — разум. Во многих европейских университетах преподаватели физических и естественных наук носят желтые халаты и кепки, поскольку желтый — цвет разума и исследований. [67]
Золото и блондин
В Древней Греции и Риме богов часто изображали с желтыми или светлыми волосами, которые в литературе описывались как «золотые». Желтый цвет ассоциировался с богами солнца Гелиосом и Аполлоном . В Древней Греции среди мужчин и женщин было модно красить волосы в желтый цвет или проводить время на солнце, чтобы обесцветить их. [68] В Древнем Риме от проституток требовалось обесцвечивать волосы, чтобы их можно было легко идентифицировать, но этот цвет волос также стал модным для аристократических женщин, под влиянием экзотических светлых волос многих недавно завоеванных рабов из Галлии, Британии и Германии. [69] Однако в средневековой Европе и позднее слово «желтый» часто имело негативный оттенок; ассоциировался с предательством, поэтому желтые волосы более поэтично называли «светлыми», «светлыми», «светлыми» или чаще всего «золотыми». [68]
Видимость и осторожность
Желтый цвет наиболее заметен на расстоянии, поэтому его часто используют для обозначения объектов, которые необходимо видеть, таких как пожарные машины, дорожное оборудование, школьные автобусы и такси. Его также часто используют для предупреждающих знаков, поскольку желтый традиционно сигнализирует об осторожности, а не об опасности. Желтый цвет безопасности часто используется для информации о безопасности и предотвращении несчастных случаев. Желтый свет светофора означает замедление, но не остановку. Управление по охране труда (OSHA) использует Pantone 116 (желтый оттенок) в качестве стандартного цвета, подразумевающего «общее предупреждение», в то время как Федеральное управление шоссейных дорог аналогичным образом использует желтый цвет для обозначения предупреждений или предостережений на дорожных указателях. [29] Желтая штрафная карточка в футбольном матче означает предупреждение, но не удаление.
- В Северной Америке школьные автобусы, такие как этот в округе Албемарл, штат Вирджиния, должны быть окрашены в желтый цвет.
- Почтовый ящик в Германии. Желтый был цветом ранней почтовой службы в империи Габсбургов.
- Аварийный тендер Королевских ВВС Дании .
- Спасательный вертолет ВВС Великобритании Sea King.
- Желтая штрафная карточка, использованная во время футбольного матча ассоциации.
Оптимизм и удовольствие
Желтый цвет больше всего ассоциируется с оптимизмом и удовольствием ; это цвет, призванный привлечь внимание и используемый для развлечения. Желтые платья в моде встречаются редко, но всегда ассоциируются с весельем и праздником.
- Portrait of Madame Kuznetsova , by Ilya Repin . (1901)
- «Бал» Джеймса Тиссо (1880)
- Желтое платье – Paris Haute Couture весна-лето
- Кучипуди Танцоры
- Певица Кайли Миноуг выступает на концерте, посвященном Нобелевской премии
Майя и итальянский
Древние майя ассоциировали желтый цвет с направлением на юг. Символ майя «желтый» (кан) также означает «драгоценный» или «спелый». [70]
« Джалло » по-итальянски означает криминальные истории, как вымышленные, так и реальные. Эта ассоциация возникла примерно в 1930 году, когда первая серия криминальных романов, опубликованная в Италии, вышла в желтых обложках.
Музыка
- The Beatles Альбом 1966 года Revolver включает хит №1 « Yellow Submarine ». Впоследствии United Artists выпустили в 1968 году анимационный фильм под названием « Жёлтая подводная лодка» , основанный на музыке группы «Битлз».
- Альбом Донована под названием Mellow Yellow, США вышедший в марте 1967 года, достиг 2-го места в чартах Billboard в 1966 году и 8-го места в Великобритании в начале 1967 года. Одноименная песня популяризировала широко распространенное мнение о том, что курением можно получить кайф. соскобы изнутри банановой кожуры . Этот слух на самом деле был запущен в 1966 году Кантри Джо Макдональдом .
- Coldplay добились мировой известности с синглом « Yellow » 2000 года.
- « Yellow River » — песня, записанная британской группой Christie в 1970 году.
- Фортепианный концерт «Желтая река» — это фортепианный концерт, организованный в сотрудничестве с такими музыкантами, как Инь Чэнцзун и Чу Ванхуа. Его премьера состоялась в 1969 году во время Культурной революции .
Политика
- Желтый как политический цвет чаще всего ассоциируется с либерализмом , либертарианством и анархо-капитализмом . [71] [72] Современные политические партии, использующие желтый цвет, включают Либерал-демократов и UKIP в Соединенном Королевстве, SNP в Шотландии, ACT в Новой Зеландии и Либертарианскую партию в Соединенных Штатах.
- В Соединенных Штатах желтая собака-демократ была избирателем -южанином , который последовательно голосовал за кандидатов от Демократической партии в конце 19-го и начале 20-го веков из-за сохраняющейся обиды на республиканцев, возникшей еще в период Гражданской войны и Реконструкции . Сегодня этот термин относится к убежденному демократу и предположительно относится к человеку, который проголосует за «желтую собаку», прежде чем проголосовать за республиканца.
- В Китае « Желтые повязки» были даосской сектой, поднявшей обширное восстание во времена династии Хань .
- 1986 года Революция народной власти на Филиппинах была также известна как Желтая революция из-за присутствия желтых лент во время демонстраций. Либеральные и продемократические политические партии и организации, такие как ЮНИДО , НДП-Лабан и Либеральная партия , использовали желтый цвет. Совсем недавно этот термин стал уничижительным термином, используемым некоторыми сторонниками Фердинанда Маркоса и Родриго Дутерте против оппозиции.
- Во Франции в ноябре и декабре 2018 года оппозиционное движение под названием « Жёлтые жилеты» вышло на улицы в знак протеста против фискальной политики президента Эммануэля Макрона . На них были желтые жилеты безопасности, которые французские автомобилисты по закону обязаны иметь в своих машинах. [73]
Избранные национальные и международные флаги
Три из пяти самых густонаселенных стран мира (Китай и Бразилия) имеют желтый или золотой флаг на флаге, что составляет около половины населения мира. Хотя во многих флагах используется желтый цвет, их символика широко варьируется: от гражданской добродетели до золотых сокровищ, золотых полей, пустыни, королевской власти, ключей от рая и руководства Коммунистической партии. В классической европейской геральдике желтый, наряду с белым, является одним из двух металлов (называемых золотом и серебром), и поэтому флаги, соответствующие правилам геральдического дизайна, должны использовать либо желтый, либо белый цвет для разделения любых других цветов (см. правило оттенка и знаки отличия ).
- Флаг Бельгии (1831 г.). Желтый цвет происходит от желтого льва на гербе герцогства Брабантского , основанного в 1183–1184 годах.
- Флаг Бутана (1956 г.). На флаге Бутана изображен Друк , громовой дракон из бутанской мифологии . Желтый цвет представляет гражданскую традицию, красный — буддийскую духовную традицию.
- Флаг Бразилии (1889 г.). Желтый цвет был унаследован от флага Бразильской империи (1822–1889), где он представлял цвет Дома Габсбургов .
- Флаг Брунея (1956 г.). В Юго-Восточной Азии желтый – цвет королевской власти. это цвет султана Брунея , а также он изображен на флаге Таиланда и Малайзии.
- Флаг Чада (1959 г.). Желтый цвет здесь символизирует солнце и пустыню на севере страны. Этот флаг идентичен флагу Румынии, за исключением того, что в нем используется немного более темный синий цвет индиго, а не синий кобальт.
- Флаг Китайской Народной Республики (1949 г.). Четыре маленькие золотые звезды представляют рабочих, крестьян, городской средний класс и сельский средний класс. Большая звезда представляет Коммунистическую партию Китая .
- Флаг Колумбии . Асимметричный дизайн флага основан на старом флаге Великой Колумбии . Желтый цвет символизирует золотое сокровище, вывезенное из Колумбии на протяжении веков.
- Флаг Германии . Черный, красный и желтый были цветами императора Священной Римской империи , а в 1919 году — немецкой Веймарской республики . Современный немецкий флаг был принят в 1949 году.
- Флаг Ямайки (1962 г.). В настоящее время это единственный национальный флаг, который не содержит оттенков красного, белого или синего цветов.
- Флаг Литвы (1918–1940 гг., восстановлен в 1989 г., изменен в 2004 г.). Желтый символизирует солнце, свет и добро.
- Флаг Малайзии (исходная версия 1950 года, текущая версия 1963 года). Желтый полумесяц представляет ислам, желтая звезда - единство четырнадцати штатов Малайзии. Красно-белые полосы (как и полосы на флаге США) заимствованы у флага Британской Ост-Индской компании .
- Флаг Мозамбика (1983 г.). Цвета — цвета Марксистского фронта освобождения Мозамбика ( ФРЕЛИМО ), который правит страной. Желтый символизирует минеральные богатства страны.
- Флаг Филиппин (1898 г.). Желтое солнце находится в середине треугольника.
- Флаг Румынии (1848 г. и снова в 1989 г., после падения коммунистического режима). Синий, желтый и красный были цветами Валашского восстания 1821 года и революции 1848 года. Желтый символизирует справедливость.
- Флаг Испании (1978 г.). Желтый цвет на испанском флаге происходит от традиционной Короны Кастилии и Короны Арагона . Общий проект был принят в 1785 году для ВМС Испании и должен был быть виден на море с большого расстояния.
- Флаг Швеции (принят в 1906 году, но цвета используются по крайней мере с середины 16 века). Легенда гласит, что в 1157 году во время Первого шведского крестового похода шведский король Эрик Святой увидел в голубом небе золотой крест.
- Флаг Украины (1992 г. (первоначально 1918 г.)).
- Флаг Ватикана (1929 г.). Желтый цвет представляет собой золотой ключ Царства Небесного, описанный в Книге Матфея Нового Завета , и часть папской печати на флаге.
- Флаг Вьетнама (1955 г.). Большая золотая звезда представляет пять основных классов (рабочих, солдат, крестьян, интеллектуалов и буржуазии).
Несуществующие флаги
- Знамя Священной Римской империи (15 век). Черный, желтый и красный цвета вновь появились на флаге Германии сначала в 1848 году, а затем в 20 веке.
- (1819) Флаг Великой Колумбии , завоевавшей независимость от Испании, затем в 1830 году разделился на три страны ( Колумбию , Венесуэлу и Эквадор ).
- Императорский флаг династии Цин , Китай (1890–1912), последней династии Китая, свергнутой Синьхайской революцией 1911 года.
- Флаг Южного Вьетнама (1955–75). Это был флаг антикоммунистической южной части Вьетнама во время войны во Вьетнаме . Он был заменен флагом Северного Вьетнама после того, как коммунистические силы захватили Сайгон 30 апреля 1975 года.
- Флаг Восточной Германии (1959–90). От западногерманского флага он отличается наличием коммунистического символа в центре и вышел из употребления после воссоединения Германии после падения Берлинской стены .
Религия
- В буддизме шафрановые цвета одежд, которые носят монахи, были определены самим Буддой и его последователями в V веке до нашей эры. Халат и его цвет – знак отречения от внешнего мира и приверженности порядку. Кандидат в монахи со своим учителем сначала предстает перед монахами монастыря в своей одежде, с новым одеянием под мышкой и просит войти в сан. Затем он принимает обеты, надевает одежды и со своей чашей для подаяния выходит в мир. После этого он проводит утро в нищенстве, а после обеда — в созерцании и учебе либо в лесу, саду, либо в монастыре. [74] Согласно буддийским писаниям и комментариям, краску для одеяний разрешается получать из шести видов веществ: корней и клубней, растений, коры, листьев, цветов и плодов. Халаты также следует долго кипятить в воде, чтобы получить правильный трезвый цвет. шафран и охра, обычно изготовленные из красителя из растения куркума длинная или сердцевины джекфрута . Наиболее распространенными цветами являются Так называемые лесные монахи обычно носят одеяния цвета охры, а городские монахи — шафранового цвета, хотя это не является официальным правилом. [75] Цвет мантий также несколько различается в зависимости от различных «транспортных средств» или школ буддизма, а также в зависимости от страны, в зависимости от их доктрин и доступных красителей. Монахи строгого ваджраяны , или тантрического буддизма , практикующего в Тибете , носят самые яркие одежды шафранового и красного цвета. Монахи буддизма Махаяны , практикующие в основном в Японии, Китае и Корее, носят более светлый желтый или шафрановый цвет, часто с белым или черным. Монахи буддизма Хинаяны , практикующие в Юго-Восточной Азии, обычно носят цвет охры или шафрана. Монахи лесной традиции в Таиланде и других частях Юго-Восточной Азии носят одежды коричневатой охры, окрашенной из древесины джекфрута . [74] [76]
- В индуизме божество Кришна обычно изображается одетым в желтый цвет . Желтый и шафран также являются цветами, которые носят садху , или странствующие святые люди в Индии. Индуистский всемогущий и божественный бог Господь Ганеша или Ганпати в основном одет в желтый дхотар, который широко известен как пивла питамбар и считается самым благоприятным.
- В сикхизме : Сикх Рехат Марьяда ясно утверждает, что Нишан Сахиб , воздвигнутый перед каждой Гурудварой , должен быть ксантического (басанти на пенджаби ) или серовато-синего (современный темно-синий (сурмааи на пенджаби ). ) цвета [77] [78]
- В исламе желтый цвет золота символизирует мудрость.
- В религиях островов Полинезии желтый — священный цвет, цвет божественной сущности; слово «желтый» на местных языках совпадает с названием растения куркума длинная , которое считается пищей богов. [76]
- В Римско-католической церкви желтый символизирует золото, а в христианской мифологии — золотой ключ от Царства Небесного, который божественный Христос дал святому Петру. Флаг Ватикана и цвета Папы — желтый и белый, символизирующие золотой ключ и серебряный ключ. Белый и желтый вместе также могут символизировать Пасху, возрождение и Воскресение. Желтый имеет и негативное значение, символизируя предательство; Иуда Искариот обычно изображается в бледно-желтой тоге. Желтые и золотые нимбы отмечают святых на религиозных картинах.
- В Викке желтый символизирует интеллект, вдохновение, воображение и знания. Он используется для общения, уверенности, гадания и изучения. [79]
- Буддийские монахи на церемонии повышения в должности монаха в Таиланде
- Буддийские монахи в Тибете
- Японский буддийский монах в центре Токио.
- Христос дает золотой ключ небесного царства святому Петру (1481–1482 гг.), Пьетро Перуджино . Золотой ключик – символ Папы Римского.
- Папа Бенедикт XVI . Папа традиционно носит золотое и белое возле базилики Святого Петра.
Духовная метафизика Нью Эйдж
- В метафизике нью -эйдж автора Алисы А. Бейли в ее системе под названием « Семь лучей» , которая классифицирует людей на семь различных метафизических психологических типов, четвертый луч гармонии через конфликт цветом представлен желтым . Говорят, что люди этого метафизического психологического типа находятся на Желтом Луче ». [80]
- Желтый цвет символически представляет третью чакру солнечного сплетения ( Манипура ). [81]
- Экстрасенсы, которые утверждают, что могут наблюдать ауру сообщают третьим глазом, , что человек с желтой аурой обычно является человеком, занимающимся профессией, требующей интеллектуальной проницательности, например ученым. [82]
Спорт
- В ассоциативном футболе судья показывает желтую карточку, указывающую на то, что игрок получил официальное предупреждение, поскольку он совершил нарушение или потратил время.
- Первоначально в лиге регби , а затем и в Союзе регби судья показывает желтую карточку, указывающую на то, что игрок отправлен в корзину для грехов .
- В велогонках желтая майка – или желтая майка – вручается лидеру некоторых многодневных гонок. Традиция зародилась на Тур де Франс , где спонсирующая газета L'Auto (позже L'Équipe ) печаталась на характерной желтой газетной бумаге .
Транспорт
- В некоторых странах такси обычно желтого цвета. Эта практика началась в Чикаго, где предприниматель такси Джон Д. Герц покрасил свои такси в желтый цвет на основании исследования Чикагского университета, утверждающего, что желтый — это цвет, который легче всего увидеть на расстоянии. [83]
- В Канаде и США школьные автобусы почти всегда окрашены в желтый цвет (часто называемый « желтым школьным автобусом ») в целях видимости и безопасности. [84] и британские автобусные операторы, такие как FirstGroup, пытаются внедрить эту концепцию там. [85]
- « Желтый цвет Caterpillar » и «желтый цвет повышенной видимости» используются в дорожно-строительной технике. [86]
- В правилах дорожного движения желтый цвет (в Великобритании его называют «янтарным») — это сигнал светофора, означающий «снизить скорость», «осторожно» или «впереди медленная скорость». Он занимает промежуточное положение между зеленым (идти) и красным (стоп). В железнодорожной сигнализации желтый цвет часто используется для предупреждения и замедления, например, при дальних сигналах . [87]
- Селективный желтый цвет используется в некоторых автомобильных фарах и противотуманных фарах, чтобы уменьшить ослепляющее воздействие дождя, снега и тумана.
Морская сигнализация
- В международных морских сигнальных флагах желтый флаг обозначает букву «Q». [88] Это также означает, что судно утверждает, что его не нужно помещать на карантин. [88]
Идиомы и выражения
- Желтобрюх — американское выражение, означающее трус . [89] Термин родом из 19 века, точное происхождение неизвестно, но он может относиться к цвету болезни, означающему, что человеку не хватает силы и выносливости. [90]
- Желтая журналистика — это также американский термин, обозначающий новости, которые представляют собой ограниченные исследования своих выводов.
- В различных странах «Желтые страницы» представляют собой справочники телефонных номеров, расположенные в алфавитном порядке по типу предлагаемого бизнеса или услуги.
- Азиатские народы, особенно выходцы из Восточной Азии , были отнесены к желтым по расовому признаку . [91]
- Желтая угроза — термин, использовавшийся в политике и популярной художественной литературе в конце 19 — начале 20 века для описания предполагаемой экономической и культурной опасности, которую представляет для Европы и Америки китайская иммиграция. Этот термин впервые был использован кайзером Вильгельмом II в Германии в 1895 году и стал предметом многочисленных книг, а затем и фильмов. [92]
- Желтая лихорадка — жаргонное словосочетание, обозначающее азиатский расовый фетиш . [93]
- Ярко-желтый — термин, который иногда использовался в начале 20 века для описания светлокожих афроамериканцев.
- Желтый снег , снег, желтый от мочеиспускания.
См. также
Примечания
- ^ Элерт, Гленн (2021). "Цвет" . Гиперучебник по физике . Архивировано из оригинала 19 августа 2016 года . Проверено 18 декабря 2016 г.
- ^ «Модуль цвета CSS, уровень 3» . 19 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2017 года . Проверено 4 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Армстронг, Джорджия; Херст, Дж. Э. (1996). «Каротиноиды 2: Генетика и молекулярная биология биосинтеза каротиноидных пигментов» . ФАСЕБ Дж . 10 (2): 228–37. дои : 10.1096/fasebj.10.2.8641556 . ПМИД 8641556 . S2CID 22385652 . Архивировано из оригинала 14 июля 2020 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Античность» . Пигменты на протяжении веков . Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года.
- ^ Jump up to: а б Цитируется по Еве Хеллер (2000), Психология цвета – эффекты и символизм , с. 82.
- ^ Ева Хеллер (2000), Психология цвета – эффекты и символизм , стр. 69–86.
- ^ Прайс, Массум (декабрь 2001 г.). «Культура Ирана: Фестиваль огня» . Иранское камерное общество . Архивировано из оригинала 3 февраля 2023 года.
- ^ Амджади, Марьям Ала (2012). «Оттенки сомнения и формы надежды: цвета иранской культуры» . Пайванд . Архивировано из оригинала 21 декабря 2022 года.
- ^ Ева Хеллер (2000), Психология цвета – эффекты и символизм , стр. 69–86
- ^ Новый мировой словарь американского английского языка Вебстера , третье издание для колледжей (1988)
- ^ «Онлайн-этимологический словарь» . Архивировано из оригинала 15 мая 2006 года . Проверено 26 ноября 2007 г.
- ^ «желтый, прил. и н» . Оксфордский словарь английского языка . ОУП . Проверено 21 апреля 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Рулофс, Изабель; Петильон, Фабьен (2012). Цвет объяснил художникам . Париж: Эйроль. ISBN 978-2-212-13486-5 .
- ^ Гейдж, Джон (2006). Цвет в искусстве . стр. 50–51.
- ^ Хант, JWG (1980). Измерение цвета . Эллиса Хорвуда Лтд. ISBN 978-0-7458-0125-4 .
- ^ фон Гельмгольц, Герман (1924). Физиологическая оптика . Дувр. ISBN 978-0-486-44260-0 .
- ^ Грассманн, Герман Гюнтер (1854). «Теория сложных цветов». Философский журнал . 4 : 254–64.
- ^ «Лазерное свечение – синий, красный, желтый, зеленый лазеры» . Laserglow.com. Архивировано из оригинала 24 марта 2009 года . Проверено 27 марта 2009 г.
описывается как «чрезвычайно редкий желтый».
- ^ Джонсон, Крейг (22 марта 2009 г.). «Жёлтый (593,5 нм) лазерный модуль DPSS» . Светодиодный музей. Архивировано из оригинала 16 февраля 2009 года . Проверено 27 марта 2009 г.
- ^ «Лазерное свечение – синий, красный, желтый, зеленый лазеры» . Laserglow.com. Архивировано из оригинала 5 августа 2011 года . Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ «Лазерное свечение – синий, красный, желтый, зеленый лазеры» . Laserglow.com. Архивировано из оригинала 15 сентября 2011 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Миллер, Рон (2005). Звезды и галактики . Книги двадцать первого века. п. 22. ISBN 978-0-7613-3466-8 . Архивировано из оригинала 20 марта 2023 года . Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ Мёрдин, Пол (1984). Цвета звезд . Архив Кубка. п. 18 . ISBN 978-0-521-25714-5 .
- ^ Стрёмгрен, Бенгт (1963). «Звезды главной последовательности, проблемы внутреннего строения и кинематики (лекция Джорджа Дарвина)». Ежеквартальный журнал Королевского астрономического общества . 8 :8–37. Бибкод : 1963QJRAS...4....8S .
- ^ Нортон, Эндрю; Купер, В. Алан (2004). Наблюдение за Вселенной: руководство по наблюдательной астрономии и планетологии . Издательство Кембриджского университета. п. 63. Бибкод : 2004ougo.book.....N . ISBN 978-0-521-60393-5 .
- ^ Парсонс, С.Б. (1 апреля 1971 г.). «Эффективные температуры, внутренние цвета и поверхностная гравитация желтых сверхгигантов и цефеид» . Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества . 152 (1): 121–131. дои : 10.1093/mnras/152.1.121 . ISSN 0035-8711 .
- ^ Болье, Дэвид. «Осенняя листва 4-х видов берез» . О сайте.com Главная . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Ева Хеллер (2000). Психология цвета – эффекты и символика , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с д Льюис, Карен (2010). «Йеллоутаун: городские вывески, класс и раса». Дизайн и культура . 2 (2): 183–198. дои : 10.2752/175470710X12696138525668 . S2CID 143685043 .
- ^ Уокер, Джон (1975). Национальная галерея искусств, Вашингтон . Гарри Н. Абрамса, Inc. Нью-Йорк: ISBN 978-0-8109-0336-4 .
- ^ Джон Гейдж, (1993), Цвет и культура - практика и значение от древности до абстракции , стр. 220.
- ^ Стефано Зуффи (2012), Цвет в искусстве , стр. 96–97.
- ^ Синтия Зарин (13 ноября 2006 г.), Видеть вещи. Искусство Олафура Элиассона. Архивировано 7 января 2014 года в Wayback Machine New Yorker .
- ^ «Титан Желтый» . Нил Кемикалс. 26 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 25 января 2010 г. . Проверено 28 марта 2009 г.
- ^ Хитон, ФРВ (июль 1960 г.). «Определение магния методами Титанового желтого и фосфата аммония» . Журнал клинической патологии . 13 (4): 358–60. дои : 10.1136/jcp.13.4.358 . ПМК 480095 . ПМИД 14400446 .
- ^ «пара-диметиламинобензол» . МАИР – Резюме и оценки . 8 : 125. 1975. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 8 апреля 2009 г.
- ^ «Форматная бумага, лакмусовая бумажка, индикатор ph, лабораторная окраска» . GMP ChemTech Private Limited. 2003. Архивировано из оригинала 12 ноября 2008 года . Проверено 8 апреля 2009 г.
- ^ «Здоровье и безопасность в искусстве» . Город Тусон. Архивировано из оригинала 10 мая 2009 года . Проверено 28 марта 2009 г.
- ^ «Пигменты сквозь века: Желтая охра» . Веб-экспонаты. Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года . Проверено 28 марта 2009 г.
- ^ Харли, Розамонд Друзилла (2001). Пигменты художников c1600-1835 (2-е изд.). Лондон: Публикации архетипов. п. 117. ИСБН 978-1-873132-91-3 . OCLC 47823825 . Архивировано из оригинала 19 сентября 2009 года . Проверено 30 марта 2009 г.
- ^ «Пигменты на протяжении веков: неаполитанский желтый» . Веб-экспонаты. Архивировано из оригинала 17 октября 2008 года . Проверено 30 марта 2009 г.
- ^ «Пигменты на протяжении веков: желтый кадмий» . Веб-экспонаты. Архивировано из оригинала 20 августа 2012 года . Проверено 5 апреля 2009 г.
- ^ «Пигменты на протяжении веков: желтый хром» . Веб-экспонаты. Архивировано из оригинала 11 октября 2008 года . Проверено 5 апреля 2009 г.
- ^ «База данных пигментов LBNL: (Y10) Никель, сурьма, титан, желтый рутил (iii)» . Национальная лаборатория Лоуренса Беркли. 14 февраля 2005 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. Проверено 5 апреля 2009 г.
- ^ «гамбоге (смола)» . Британская онлайн-энциклопедия. Архивировано из оригинала 2 ноября 2009 года . Проверено 7 апреля 2009 г.
- ^ «Гамбоге» . Сьюани: Университет Юга. 16 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2009 г. Проверено 7 апреля 2009 г.
- ^ Филд, Джордж (1869). Солтер, Томас (ред.). Хроматография Филда, или Трактат о цветах и пигментах, используемых художниками . Лондон: Винзор и Ньютон. Архивировано из оригинала 25 марта 2009 года . Проверено 9 апреля 2009 г.
- ^ Анн Варишон (2000), Цвета – пигменты и красители в руках людей , стр. 80–81.
- ^ Руссо, Дреер и Мазер 2003 , с. 6.
- ^ Анн Варишон (2000), Цвета – пигменты и красители в руках людей , стр. 78–79.
- ^ Оксфордский словарь английского языка , 2-е изд. (1989)
- ^ Ханельт, Питер (11 мая 2001 г.). Энциклопедия сельскохозяйственных и садовых культур Мансфельда: (кроме декоративных растений) . Спрингер. ISBN 9783540410171 . Архивировано из оригинала 20 марта 2023 года . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ Левингтон, Анна (1990). «Растения для отдыха, которые нас развлекают». Растения для людей . Лондон: Публикации Музея естественной истории. п. 206. ИСБН 978-0-565-01094-2 .
- ^ Исто, Николас; Уолш, Валентин; Чаплин, Трейси; Сиддалл, Рут (2004). Справочник по пигментам: словарь исторических пигментов . Баттерворт-Хайнеманн. ISBN 978-0-7506-5749-5 . Архивировано из оригинала 20 марта 2023 года . Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ Стандарты пищевых продуктов Австралия Новая Зеландия . «Пищевые добавки — числовой список» . Архивировано из оригинала 25 июня 2009 года . Проверено 2 декабря 2009 г.
- ^ « Текущие одобренные ЕС добавки и их номера E. Архивировано 7 октября 2010 года в Wayback Machine », веб-сайт Агентства по пищевым стандартам. Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ «Кислотный желтый 23» . ChemBlink, онлайн-база данных химических веществ со всего мира. Архивировано из оригинала 22 февраля 2013 года . Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ CFR 74.1705, 21 CFR 201.20
- ^ Вуд, Роджер М. (2004). Аналитические методы пищевых добавок . Бока-Ратон: CRC Press. ISBN 978-1-85573-722-8 .
- ^ Jump up to: а б Ева Хеллер (2000), Психология цвета – эффекты и символизм , с. 33.
- ^ Шафер, Эдвард Х. (1956), «Ранняя история свинцовых пигментов и косметики в Китае», T'oung Pao , 2-я серия, том. 44, Лейден: Брилл, стр. 413–438, JSTOR 4527434 .
- ^ Дюпри, Скретч (30 января 2017 г.), «Цвета» , Ча , Гонконг
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - ^ Се, Трейси Цуэй-дзю; и др. (Ноябрь 2020 г.), «Основные цветовые категории китайского языка, выявленные с помощью кластерного анализа», Journal of Vision , vol. 20, Роквилл : Ассоциация исследований в области зрения и офтальмологии, с. 6, номер домена : 10.1167/jov.20.12.6 , PMC 7671860 , PMID 33196769 .
- ^ Jump up to: а б Ева Хеллер (2000), Психология цвета – эффекты и символизм , с. 82.
- ^ Айсин-Гиоро, Пуи (1989) [Впервые опубликовано в 1964 году]. От императора к гражданину: автобиография Айсин-Гиоро Пу И моя первая половина жизни [ Первая половина моей жизни; От императора к гражданину: автобиография Айсин-Гиоро Пуи ] (на китайском языке). Издательство иностранных языков. ISBN 978-7-119-00772-4 . - оригинальный
- ^ Хьюитт, Дункан (28 ноября 2000 г.). «Китайский порноторговец приговорен к пожизненному заключению » Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 23 декабря 2008 года . Проверено 23 марта 2009 г.
- ^ Ева Хеллер (2000), Психология цвета – эффекты и символизм , стр. 72–73.
- ^ Jump up to: а б Ева Хеллер (2000), Психология цвета – эффекты и символизм , с. 73.
- ^ «Краска для волос и парики в Древнем Риме» . 10 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 23 марта 2017 года . Проверено 22 марта 2017 г.
- ^ Кеттунен, Харри; Хельмке, Кристоф (5 декабря 2005 г.). Введение в иероглифы майя (Справочник семинара 10-й Европейской конференции майя) . Лейден: Вайеб и Лейденский университет. п. 75. Архивировано из оригинала 28 декабря 2008 года . Проверено 28 марта 2009 г.
- ^ Адамс, Шон; Мориока, Норин; Стоун, Терри Ли (2006). Рабочая тетрадь по цветовому дизайну: реальное руководство по использованию цвета в графическом дизайне . Глостер, Массачусетс: Издательство Rockport. стр. 86 . ISBN 159253192X . OCLC 60393965 .
- ^ Кумар, Рохит Вишал; Джоши, Радика (октябрь – декабрь 2006 г.). «Цвет, цвет повсюду: и в маркетинге тоже». SCMS Журнал индийского менеджмента . 3 (4): 40–46. ISSN 0973-3167 . ССНР 969272 .
- ^ Эссе Мишеля Пастуро о желтом, Liberation , 5 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Анри Арвон (1951). Ле буддизм , стр. 61–64.
- ^ «Будданет – буддийские учения – монашеское одеяние» . Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Анн Варишон (2000), Цвета — пигменты и красители в руках людей , с. 62.
- ^ Сикх Рехат Марьяда: Раздел третий, глава IV, статья V, r. Архивировано 18 марта 2022 года в Wayback Machine.
- ^ «Нишан Сахиб (Сикхский музей)» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2022 года . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ «Магические свойства цветов» . Викка Жизнь . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Бейли, Алиса А. (1995). Семь Лучей Жизни . Нью-Йорк: Издательская компания Lucis. ISBN 978-0-85330-142-4 .
- ^ Стивенс, Саманта. Семь Лучей: универсальный путеводитель по архангелам. Город: Insomniac Press, 2004. ISBN 1-894663-49-7 , с. 24.
- ^ Свами Панчадаси (1912). Человеческая аура: астральные цвета и мыслеформы Де-Плейнс, Иллинойс: Общество публикаций йогов, с. 33.
- ^ «История основных групп такси» . Регистр такси. Архивировано из оригинала 27 апреля 2009 года . Проверено 4 апреля 2009 г.
- ^ «Фрэнк В. Сир, 95 лет, «отец желтого школьного автобуса» » . Отчет Колумбийского университета . 21 (1). 8 сентября 1995 года. Архивировано из оригинала 2 декабря 2009 года . Проверено 4 апреля 2009 г.
- ^ «Обзор поддерживает желтые школьные автобусы» . Би-би-си. 12 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2008 г. Проверено 4 апреля 2009 г.
- ^ «Максимальное повышение безопасности горных работ» (PDF) . Caterpillar Global Mining : 4.
- ^ Бей, Марк (16 апреля 1994 г.). «Изучение аспектов [«типичных» США]» . Архивировано из оригинала 8 июля 2012 года . Проверено 4 апреля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Комитет по флагу и этикету (12 июня 2006 г.). «Пратик» . Флаговый этикет . Силовые эскадрильи США. Архивировано из оригинала 8 июня 2009 года . Проверено 4 апреля 2009 г.
- ^ Краткий Оксфордский словарь английского языка, 6-е изд . Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. 2007. с. 3804. ИСБН 978-0-19-920687-2 .
- ^ Живописные выражения: Тематический словарь , 1-е издание. © 1980 Компания Gale Group, Inc.
- ^ Чоу, Кэт. «Если бы мы называли себя желтыми» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ Кивак, Майкл (2011). Становление желтым: краткая история расового мышления . США: Издательство Принстонского университета. п. 248. ИСБН 978-0-691-14031-5 .
- ^ « Фетиш «желтой лихорадки»: почему так много белых мужчин хотят встречаться с китаянками?» . Июль 2014.
Ссылки
- Доран, Сабина (2013). Культура желтого цвета, или Визуальная политика позднего модерна . Блумсбери. ISBN 978-1-4411-8587-7 .
- Трэвис, Тим (2020). Книга «Цвет в дизайне» Музея Виктории и Альберта . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-48027-4 .
- Болл, Филип (2001). Яркая Земля, искусство и изобретение цвета . Хазан (перевод на французский). ISBN 978-2-7541-0503-3 .
- Хеллер, Ева (2009). Психология цвета – Эффекты и символика . Пирамида (французский перевод). ISBN 978-2-35017-156-2 .
- Кивак, Майкл (2011). Стать желтым: краткая история расового мышления . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-14031-5 .
- Пастуро, Мишель (2005). Маленькая книга цветов . Панамские издания. ISBN 978-2-7578-0310-3 .
- Гейдж, Джон (1993). Цвет и культура – практика и смысл от античности до абстракции . Темза и Гудзон (номера страниц указаны во французском переводе). ISBN 978-2-87811-295-5 .
- Варишон, Энн (2000). Цвета – пигменты и красители в руках человека . Порог. ISBN 978-2-02084697-4 .
- Зуффи, Стефано (2012). Цвет в искусстве . Абрамс. ISBN 978-1-4197-0111-5 .
- Руссо, Итан; Дреер, Мелани Криган; Матре, Мэри Линн, ред. (2003). Женщины и каннабис: медицина, наука и социология (1-е изд.). Psychology Press (опубликовано в марте 2003 г.). ISBN 978-0-7890-2101-4 . Проверено 9 октября 2013 г.
- Уиллард, Пэт (2002). Секреты шафрана: бродячая жизнь самой соблазнительной специи в мире . Beacon Press (опубликовано 11 апреля 2002 г.). ISBN 978-0-8070-5009-5 .
- Арвон, Анри (1951). Буддизм . Прессы Universitaires de France. ISBN 978-2-13-055064-8 .