Jump to content

Цветовая терминология расы

Идентификация человеческой расы по цвету кожи , по крайней мере, как одной из нескольких физиологических характеристик, была распространена с древности. Такие разделения появились в раввинской литературе и в науках раннего Нового времени , обычно деля человечество на четыре или пять категорий с цветными ярлыками: красный, желтый, черный, белый и иногда коричневый. [1] [ не удалось пройти проверку ] Давно было признано, что количество категорий произвольно и субъективно, и что разные этнические группы в разные моменты времени помещались в разные категории. Франсуа Бернье (1684) сомневался в обоснованности использования цвета кожи как расовой характеристики, а Чарльз Дарвин (1871) подчеркивал постепенные различия между категориями. [2] Сегодня среди ученых существует широкое согласие в том, что типологические концепции расы не имеют научной основы. [3] [4] [5] [6]

От древности до 1600-х годов

[ редактировать ]

Классификация расовых групп по цвету кожи распространена в классической античности. [7] Например, он встречается, например, в «Физиогномике» , греческом трактате, датированном ок. 300 г. до н.э.

Передача «цветной терминологии» расы от античности до ранней антропологии в Европе 17 века произошла через раввинскую литературу . В частности, Пирке де-рабби Элиэзер (средневековый раввинский текст, датируемый примерно периодом с 7 по 12 века) содержит разделение человечества на три группы, основанные на трех сыновьях Ноя , а именно. Сим , Хам и Иафет :

«Он [Ной] особенно благословил Сима и его сыновей, (сделав их) черными, но красивыми [ שחורים ונאים ], и дал им пригодную для жизни землю. Он благословил Хама и его сыновей, (сделав их) черными, как ворон [ שחורים כעורב] ], и он дал им в наследие побережье моря. Он благословил Иафета и его сыновей, (сделав) их полностью белыми [ כלם לבני ], и он дал им в наследие пустыню и ее поля »(перевод Джеральда). Фридлендер 1916, стр. 172 и далее ) .

Это разделение в раввине Элиезере и других раввинских текстах получено Георгием Горниусом (1666 г.). В схеме Горниуса иафетиты (идентифицированные как скифы , иранская этническая группа и кельты ) — «белые» ( albos ), эфиопы и хамы — «черные» ( nigros ), а индийцы и семиты — «коричневато-желтые». ( flavos ), в то время как евреи , следуя Мишне Синедрион , освобождаются от классификации: они не черные и не белые, а «светло-коричневые» ( буксус , цвет самшита). [8]

Франсуа Бернье в небольшой статье, опубликованной анонимно в 1684 году, отходит от классификации «Ноя», предлагает рассматривать большие подгруппы человечества на основе не географического распределения, а физиологических различий. В своей работе по-французски Бернье использует термин «раса » или его синоним espece «род, вид», тогда как Хорниус использовал tribus «племя» или populus «народ». Бернье категорически отвергает классификацию, основанную на цвете кожи, утверждая, что темная кожа индийцев обусловлена ​​​​только воздействием Солнца и что желтоватый цвет некоторых азиатов, хотя и является подлинным признаком, недостаточен для создания отдельной категории. Вместо этого его первая категория включает большую часть Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, включая население долины Нила и Индийского полуострова, которое, по его словам, имеет почти «черный» оттенок кожи из-за воздействия солнца. Его вторая категория включает большую часть стран Африки к югу от Сахары, и опять-таки это зависит не только от цвета кожи, но и от физиологических особенностей, таких как форма носа и губ. В его третью категорию входят Юго-Восточная Азия, Китай и Япония, а также часть Татарстана (Средняя Азия и Восточная Московия). Представители этой категории описываются как белые, причем классификация основана на чертах лица, а не на цвете кожи. Его четвертая категория — саамы ( Лаппоны ), описываемые как дикая раса с мордами, напоминающими медведей (но в отношении которых автор признается, опирается на слухи). Наконец, уроженцы Америки считаются пятой категорией, описываемой как люди с « оливковым » ( olivastre ) оттенком кожи. Кроме того, автор рассматривает возможность добавления дополнительных категорий, в частности «чернокожих мыса Доброй Надежды », которые, по его мнению, значительно отличаются по телосложению от большинства других групп населения, расположенных ниже Сахары. [9]

Карта 1851 года, на которой изображены пять рас Иоганна Фридриха Блюменбаха с надписями «Кавказская или белая», «Монгольская или желтая», «Эфиопская или черная», «Американская или красная» и «Малайская или коричневая».

Физическая антропология раннего Нового времени

[ редактировать ]

В 1730-х годах Карл Линней в своем введении систематической систематики выделил четыре основных подвида человека , названных Americanus (американцы), Europaeus (европейцы), Asiaticus (азиаты) и Afer (африканцы). Кратко описан внешний вид каждого типа, включая цветовые прилагательные, относящиеся к цвету кожи и волос: rufus «красный» и pilis nigris «черные волосы» для американцев, albus «белый» и pilis flavescentibus « желтоватые волосы» для европейцев, luridus ». желтоватый, желтоватый», pilis nigricantibus «смуглые волосы» для азиатов, и niger «черный», pilis atris «угольно-черные волосы» для африканцев. [10]

Взгляды Иоганна Фридриха Блюменбаха на категоризацию основных рас человечества развивались на протяжении 1770-1820-х годов. Он ввел четырехкратное деление в 1775 году, расширил его до пяти в 1779 году, что позже подтвердилось в его работе по краниологии ( Decas craniorum , опубликованной в 1790–1828 годах). Он также использовал цвет как название или основной ярлык рас, но как часть описания их физиологии . Блюменбах не называет свои пять групп 1779 года, но указывает их географическое распространение. Цветовые прилагательные, использованные в 1779 году, — weiss «белый» ( европейская раса ), gelbbraun «желто-коричневый» ( монгольская раса ), schwarz «черный» ( эфиопская раса ), kupferrot «медно-красный» ( американская раса ) и schwarzbraun «черный». -коричневый» ( малайская раса ). [11] Блюменбах принадлежал к группе, известной как Геттингенская историческая школа , которая способствовала популяризации его идей.

Разделение Блюменбаха и выбор цветовых прилагательных оставались влиятельными на протяжении 19 и начала 20 веков, с вариациями в зависимости от автора. Рене Урок в 1847 году представил разделение на шесть групп на основе простых цветовых прилагательных: Белый (кавказец), Темно-коричневый (южноазиатский), Оранжевый (австронезийский), Желтый (восточноазиатский), Красный (коренной американец), Черный (африканец). [12] По мнению Баркхауса (2006) [13] именно принятие Иммануилом Кантом в 1775 году как цветовой терминологии, так и французского термина » « раса оказало большое влияние. Кант опубликовал в 1775 году сочинение Von den verschiedenen Racen der Menschen «О разнообразных расах человечества», основанное на предложенной Бюффоном системе Histoire Naturelle , в которой он признавал четыре группы «белой» европейской расы ( Race der Weißen ). , «черная» негроидная раса ( Негерраса ), медно-красная калмыцкая раса ( Калмыцкая Раса ) и оливково-желтая индийская раса ( Индуистская Раса ). [14]

Два исторических антрополога выступали за бинарную расовую классификацию, которая делила людей на светлокожих и темнокожих. Антрополог 18-го века Кристоф Майнерс , который первым определил европеоидную расу, постулировал « бинарную расовую схему » двух рас с европеоидами, чья расовая чистота была примером « почитаемых... древних германцев », хотя он считал некоторых европейцев нечистыми. « грязные белые »; и « монголы », состоявшие из всех остальных. [15] Майнерс не относил евреев к европеоидам и приписывал им « постоянно выродившуюся природу ». [16] Ханна Францика назвала писателей XIX века, веривших в «кавказскую гипотезу», и отметила, что «Жан-Жюльен Вирей и Луи Антуан Демулен были известными сторонниками идеи о том, что европейцы пришли с Кавказа». [17] В своей политической истории расовой идентичности Брюс Баум писал: «Жан-Жозеф Вирей (1774–1847), последователь Чистофа Майнерса, утверждал, что «человеческие расы... можно разделить... на справедливых и белых». и тех, кто темный или черный». [18]

Карта Стоддарда распространения пяти основных рас мира (1920 г.).

Лотроп Стоддард в книге «Восходящая волна цвета против белого мирового превосходства» (1920) рассмотрел пять рас: белую, черную, желтую, коричневую и индейскую (красную). В этом явно расистском изложении расовой категоризации категория «белые» гораздо более ограничена, чем в схеме Блюменбаха, по существу ограничена европейцами , в то время как отдельная «коричневая» категория вводится для неевропейских подгрупп европеоидов в Северной Африке, Западной, Центральная и Южная Азия. [19]

Расовые категории после 1945 года

[ редактировать ]
Старый флаг Суринама (1954–1975) символизировал единство пяти «рас» в стране: красной ( коренные американцы ), белой ( европейцы ), черной ( африканцы ), коричневой ( выходцы из Южной Азии и Яванцы ) и желтой ( выходцы из Восточной Азии). ).

После Второй мировой войны все больше и больше биологов и антропологов начали отказываться от использования термина «раса» из-за его связи с политическими идеологиями расизма . Так, вопрос» в заявлении ЮНЕСКО « Расовый в 1950-х годах предлагалось заменить понятие «раса» термином «этнические группы».Такие категории, как европеоиды , монголоиды , негроиды , австралоиды , продолжают использоваться в таких областях, как судебная антропология . [20]

Цветовая терминология по-прежнему используется в некоторых странах с многорасовым населением для целей официальной переписи населения , например, в Соединенных Штатах , где официальными категориями являются «черные», «белые», «азиаты», «коренные американцы и коренные жители Аляски» и «Коренные жители Гавайев и других островов Тихого океана» и в Соединенном Королевстве ( с 1991 года ) с официальными категориями «Белые», «Азиаты» и «Черные». [21] И наоборот, в англоязычных странах редко используется «Желтый» для обозначения азиатов или «Красный» для обозначения коренных народов Америки . Это связано с историческими негативными ассоциациями этих терминов (например, «Желтая опасность» и «Красная кожа» ). [22] [23] Однако некоторые азиаты попытались вернуть себе это слово, гордо называя себя «Желтым». [24] [25] Точно так же некоторые коренные американцы пытались вернуть себе термин «красный». [26]

Большая часть классификации на основе цвета относится к группам, которые были политически значимыми в разные моменты истории США (например, часть волны иммигрантов), и эти категории не имеют очевидного ярлыка для людей из других групп, таких как люди из Ближний Восток или Центральная Азия. [1] Однако многие жители Ближнего Востока и Южной Азии в англоязычном мире идентифицируют себя как « коричневые », считая цвет кожи центральным элементом своей идентичности . [27] [28] относят себя к бронзовой расе ( la raza de bronce ). Многие выходцы из Латинской Америки, особенно метисы, начиная с 20 века [29] Термин «олива» иногда использовался для обозначения жителей Средиземноморья, Южной Азии, Латинской Америки и островов Тихого океана. [30] [31]

Символизм и использование цветовой терминологии

[ редактировать ]

родившийся на Мартинике Француз Фанон, , и афроамериканские писатели Лэнгстон Хьюз , Майя Анжелу и Ральф Эллисон , среди прочих, писали, что негативная символика, окружающая слово «черный», превосходит по численности позитивную. Они утверждали, что дуализм хорошего и плохого, связанный с белым и черным, бессознательно создает предвзятые разговорные выражения . В 1970-х годах термин «черный» заменил термин «негр» . в Соединенных Штатах [32]

Градации тонов

[ редактировать ]

В некоторых обществах люди могут быть чувствительны к градациям оттенка кожи, что может быть связано с смешанным браком или альбинизмом и может повлиять на власть и престиж . На сленге Гарлема 1930-х годов такие градации описывались шкалой тонов: « яркий желтый (желтый) , желтый, яркий коричневый , вазелиново-коричневый, тюлень-коричневый, низкий коричневый, темно-коричневый». [33] Эти термины иногда упоминались в блюзовой музыке как в словах песен, так и в именах исполнителей. В 1920-х годах в Джорджии Уилли Перриман последовал за своим старшим братом Руфусом и стал блюзовым пианистом: оба были неграми-альбиносами с бледной кожей, рыжеватыми волосами и плохим зрением. Руфус уже зарекомендовал себя как « Пятнистый Красный », Вилли стал « Пианино Красным ». [34] Пианист и гитарист Тампа Ред из того же штата развивал свою карьеру в то время в Чикаго : его имя, возможно, произошло от его светлого тона кожи или, возможно, рыжеватых волос.

Совсем недавно такая категоризация была отмечена в странах Карибского бассейна . Сообщается, что оттенок кожи играет важную роль в определении того, как барбадосцы смотрят друг на друга, и они используют такие термины, как «коричневая кожа, светлая кожа, светлая кожа, темно-коричневый, красный и мулат». [35] Оценка расизма в Тринидаде показывает, что людей часто описывают по оттенку кожи с градациями «СИЛЬНО КРАСНЫЙ – частично белый, частично черный, но «яснее», чем с коричневой кожей: ВЫСОКО КОРИЧНЕВЫЙ – более белый, чем черный, светлокожий: ДУГЛА – частично индейцы и частично черные: СВЕТЛОКОЖИЕ или ЧИСТЫЕ КОЖИ Некоторые черные, но больше белых: ТРИНИ БЕЛЫЙ – Возможно, не все белые ведут себя как другие, но кожа белая». [36] На Ямайке альбинизм подвергается стигматизации, но взял певец- альбинос Йеллоуман свой сценический псевдоним в знак протеста против таких предрассудков и помог положить конец этому стереотипу.

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Расовая сегрегация в Соединенных Штатах была основана на бинарной классификации: белые против небелых, в которой слово «белый» подразумевало «чистоту», так что любой человек, имеющий хотя бы малейшее количество небелого происхождения, был исключен из привилегий белых. , и не могло быть никакой категории расово-смешанных людей. В 1896 году эта доктрина была поддержана в деле Верховного суда Плесси против Фергюсона . Традиционно основное различие проводилось между «белыми» и «черными», но американцев японского происхождения можно было принять по обе стороны водораздела. По мере того, как дальнейшие расовые группы были классифицированы, слово «белый» стало толковаться узко, а все остальные были отнесены к категории « цветных людей », что предполагает, что «белые» люди не имеют расы, в то время как расовое подразделение «цветных» было неважно. [37]

На протестах в студенческом городке в 1960-х годах использовался «Флаг гонок» с пятью полосами красного, черного, коричневого, желтого и белого цветов. [38] [ ненадежный источник? ]

В переписи населения США 2000 года две из пяти самопровозглашенных рас отмечены цветом. [21] В переписи населения США 2000 года «белый» относится к «человеку, происходящему от любого из коренных народов Европы, Ближнего Востока или Северной Африки». [21] В переписи населения США 2000 года термин «черный или афроамериканец» относится к «человеку, происходящему из любой из чернокожих расовых групп Африки». [21]

Остальные три самопровозглашенные расы не отмечены цветом. [21] Это связано с историческими негативными ассоциациями таких терминов, как «Желтый» (для жителей Восточной Азии) и «Красный» (для коренных американцев) с расизмом. [22] [23] Однако некоторые американцы азиатского происхождения и коренные американцы попытались вернуть себе эти цветовые термины, идентифицируя себя как «Желтый» и «Красный» соответственно. [24] [26]

» не является официальным цветом или расовым обозначением в переписи населения Соединенных Штатов, Хотя « коричневый он использовался для описания некоторых народов, таких как американцы арабского происхождения и американцы индийского происхождения. [27] [28] [39] Многие американцы Ближнего Востока раскритиковали перепись населения США за то, что им было отказано в расовом обозначении, поскольку согласно переписи населения США они классифицируются как «белые». [27] Более того, хотя азиатский как расовый термин в Соединенных Штатах объединяет этнически разнообразные азиатские народы, такие как китайцы, индийцы, филиппинцы и японцы, его обычное использование подвергалось критике за то, что оно относилось только к выходцам из Восточной Азии. Это побудило некоторых американцев Южной и Юго-Восточной Азии использовать термин «коричневый азиат», чтобы отделить себя от американцев Восточной Азии. [28]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Оливер, Памела Элейн (11 ноября 2017 г.). «Названия рас» . doi : 10.31235/osf.io/7wys2 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  2. ^ Происхождение человека , стр. 225 ,
  3. Раса реальна, но не так, как думают многие люди , Агустин Фуэнтес, Psychology Today.com , 9 апреля 2012 г.
  4. ^ Королевский институт - панельная дискуссия - Что наука говорит нам о расе и расизме . 16 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г.
  5. ^ Джорд, Линн Б.; Вудинг, Стивен П. (2004). «Генетическая изменчивость, классификация и «раса» » . Природа . 36 (11 доп.): S28–S33. дои : 10.1038/ng1435 . ПМИД   15508000 . S2CID   15251775 . Таким образом, происхождение — это более тонкое и сложное описание генетической структуры человека, чем раса. Отчасти это является следствием постоянного смешения и миграции человеческих популяций на протяжении всей истории. Из-за этой сложной и переплетенной истории необходимо изучить многие локусы, чтобы получить хотя бы приблизительное представление об индивидуальном происхождении.
  6. ^ Майкл Уайт. «Почему ваша раса не генетическая» . Тихоокеанский стандарт . Проверено 13 декабря 2014 г. [Постоянные контакты, а также тот факт, что мы изначально были небольшим генетически однородным видом, привели к относительно близким генетическим связям, несмотря на наше присутствие во всем мире. Различия в ДНК между людьми увеличиваются с увеличением географического расстояния, но границы между популяциями, как выразились генетики Кеннет Вайс и Джеффри Лонг, «многослойные, пористые, эфемерные, и их трудно определить». Чистые, географически разделенные предковые популяции — это абстракция: «Нет никаких оснований думать, что когда-либо в нашем человеческом прошлом когда-либо существовали изолированные, однородные родительские популяции».
  7. ^ «Среди греков и римлян, предоставивших самое полное описание чернокожих, цвет африканцев считался их наиболее характерной и самой необычной особенностью. В этом отношении древние мало чем отличались от белых более поздних поколений, которые использовали термины цвета как своего рода сокращенного обозначения африканцев и лиц африканского происхождения». Фрэнк М. Сноуден, До цветных предубеждений: древний взгляд на чернокожих , издательство Гарвардского университета, 1991, с. 7 .
  8. ^ Ноев ковчег, или История империй и царств, сложившаяся в мире до наших времен . Officina Hackiana, Лейден 1666, с. 37. В прочем, по разнообразию цветов, вы также удобно различили потомков Ноя на белых , которые есть скифы и иафеты, на черных , которые есть эфиопы и хамы, и на желтых , кто такие индейцы и семае. Так евреи в толкованиях Мишны трактуют Синедрион. фол. 18. Говорят, что они самшитовые, ни черные, ни белые, так как почти все они рождены от Семо .
  9. ^ Аноним [Ф. Бернье], «Новое деление земли на различные виды или расы, населяющие ее» , Journal des Sçavants , 24 апреля 1684, с. 133 –140.См. также Чарльз Франкель, «Наука перед лицом расизма» (1986), 41f.
  10. ^ Линней, Сист. Нат. ред. 10 Том. 1. п. 21 .
  11. ^ Блюменбах, Иоганн Фридрих (1779). Справочник по естественной истории . п. 63.
  12. ^ Смит, Чарльз Гамильтон; Ниланд, Сэмюэл (1851). Естественная история человеческого вида . Гулд и Линкольн.
  13. ^ А. Баркхаус, «Рассен» в: Хансйорг Бэй, Кай Мертен (ред.) Порядок культур: о построении этнических, национальных и цивилизационных различий 1750-1850 (2006), с. 39-44.
  14. ^ Кант (1775:432), цитируется по Баркхаусу (2006:44).
  15. ^ Художник Нелл Ирвин . Йельский университет. «Почему белых людей называют европеоидами?» 2003. 27 сентября 2007. «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2013 г. Проверено 13 мая 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: archived copy as title (link); Keevak, Michael. Becoming Yellow: A Short History of Racial Thinking. Princeton University Press, 2011. ISBN   0-6911-4031-6 .
  16. ^ Эйген, Сара. Немецкое изобретение расы. Сани Пресс: Нью-Йорк, 2006. ISBN   0-7914-6677-9 стр.205
  17. ^ Францика, Ханна. Книги Бергана: 2004. ISBN   1-57181-857-X Антропология Джеймса Коулза Причарда: переосмысление науки о человеке на ранних этапах
  18. ^ Баум, Брюс Дэвид. Взлет и падение кавказской расы: политическая история расовой идентичности. Нью-Йоркский университет: 2006. ISBN   0-8147-9892-6
  19. ^ Стоддард, Лотроп (1920). Поднимающаяся волна цвета против господства белых в мире . США: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN  4-87187-849-Х .
  20. ^ Адамс, Брэдли Дж. (2007). Судебная антропология. США: Дом Челси . Страница 44. ISBN   978-0-7910-9198-2 Получено 12 июня 2017 г. по ссылке.
  21. ^ Jump up to: а б с д и Бюро переписи населения США. Раса. 2000. Доступ 14 июля 2008 г. Архивировано 31 августа 2009 г. в Wayback Machine .
  22. ^ Jump up to: а б Ян, Тим (19 февраля 2004 г.). «Податливая, но бессмертная природа желтой опасности» . Дартмутский колледж. Архивировано из оригинала 2 января 2015 года.
  23. ^ Jump up to: а б «Каково определение слова «краснокожий»?» . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 16 сентября 2016 года.
  24. ^ Jump up to: а б Вонг, Джоан (21 декабря 2018 г.). « Красиво и вдохновляюще»: был ли 2018 год годом, когда американцы азиатского происхождения вернули себе «желтый» цвет?» . Новости Эн-Би-Си .
  25. ^ Кэт Чоу (27 сентября 2018 г.). «Если бы мы называли себя желтыми» . НПР (Подкаст). Событие происходит в 6:25 утра.
  26. ^ Jump up to: а б Росс, Гьяси (16 октября 2013 г.). « Краснокожие»: Руководство для туземцев по обсуждению бесславного слова» . Мертвая спина . Архивировано из оригинала 12 ноября 2014 г.
  27. ^ Jump up to: а б с Баюми, Мустафа (14 февраля 2019 г.). «Я коричневый американец арабского происхождения, и перепись населения США отказывается меня признавать» . Хранитель .
  28. ^ Jump up to: а б с Скьявенца, Мэтт (19 октября 2016 г.). «Почему некоторые «коричневые азиаты» чувствуют себя исключенными из азиатско-американского диалога» . Азиатское общество .
  29. ^ Нерво, Амадо (1902). Бронзовая гонка .
  30. ^ «Страны оливковой кожи 2023» . Обзор мирового населения . 2023.
  31. ^ Гейтс, Клиффорд Э. (1922). «Полинезийцы: европеоиды Тихого океана» . Научный ежемесячник . 15 (3): 257–262. Бибкод : 1922SciMo..15..257G .
  32. ^ Черный, черный или афроамериканец? Архивировано 13 апреля 2009 г. в Wayback Machine , Али Колон.
  33. ^ Зора Нил Херстон - Глоссарий гарлемского сленга "Tonescale"
  34. The Blues Collection, выпуск 68, Piano Red , вклад Тони Рассела, 1996 г.
  35. ^ Барбадос - Почтовый отчет - eDiplomat
  36. ^ РАСИЗМ В ТРИНИДАДЕ (pdf)
  37. ^ Зак, Наоми (1995). Американская смешанная раса: культура микроразнообразия . Роуман и Литтлфилд. стр. 53–56. ISBN  978-0-8476-8013-9 .
  38. ^ «Символы гордости ЛГБТ-сообщества» . Карлтон Колледж. Архивировано из оригинала 7 сентября 2008 г. Проверено 17 марта 2018 г.
  39. ^ Кулкарни, Саили С. (24 апреля 2021 г.). «Жители Южной Азии тоже азиаты. Когда будет наш расовый расчет?» . РС . Проверено 24 марта 2022 г. однако мы не сплотились подобным образом в поддержку Браунов, выходцев из Южной Азии, убитых в Индианаполисе.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f63d9bc104af28d061cca06d0feac932__1720208280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/32/f63d9bc104af28d061cca06d0feac932.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Color terminology for race - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)