Тампа Ред
Тампа Ред | |
---|---|
![]() Тампа Ред в начале 1930-х годов | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Хадсон Вудбридж |
Также известен как | Хадсон Уиттакер Гитарный мастер |
Рожденный | Смитвилл, Джорджия , США | 8 января 1903 г.
Умер | 19 марта 1981 г. Чикаго | (78 лет)
Жанры | |
Род занятий | Музыкант, певец, автор песен |
Инструменты | |
Годы активности | 1920–1960-е годы |
Этикетки |
Хадсон Уиттакер (родился Хадсон Вудбридж ; 8 января 1903 г.) [ 1 ] — 19 марта 1981), известный как Tampa Red , — американский блюзовый музыкант из Чикаго.
Его характерный стиль однострунной слайд-гитары , написание песен и техника узкого места повлияли на других чикагских блюзовых гитаристов, таких как Биг Билл Брунзи , Роберт Найтхок , Мадди Уотерс и Элмор Джеймс . [ 2 ] За свою более чем 30-летнюю карьеру он также записывал песни в стиле поп, R&B и хокум . Его самые известные записи включают «Anna Lou Blues», « Black Angel Blues », «Crying Won't Help You», « It Hurts Me Too » и « Love Her with a Feeling ». [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Тампа Ред родилась в Хадсон Вудбридж в Смитвилле, штат Джорджия . Дата его рождения неизвестна: сам Тампа называет годы от 1900 до 1908 года. Дата рождения, указанная в его свидетельстве о смерти, - 8 января 1904 года. [ 4 ] Его родители, Джон и Элизабет Вудбридж, умерли, когда он был ребенком, и он переехал в Тампу, Флорида , где его воспитывали тетя и бабушка и он взял их фамилию Уиттакер. [ 5 ] Он подражал своему старшему брату Эдди, который играл на гитаре в окрестностях Тампы, и особенно его вдохновил старый уличный музыкант по имени Пикколо Пит, который первым научил его играть на гитаре блюзовые фразы. Ред также почерпнул некоторые знания из ранних записей блюзовых певиц, таких как Ма Рейни , Бесси Смит и Ида Кокс . В интервью Мартину Уильямсу Рэд сказал Уильямсу: «Эта пластинка Мейми Смит «Crazy Blues» [1920 года] была одной из первых блюзовых пластинок, когда-либо сделанных. Я сказал себе: «Я не знаю никакой музыки. но я могу это сыграть». [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]К 1925 году, уже усовершенствовав свою технику слайдов, он переехал в Чикаго, штат Иллинойс , и начал свою карьеру уличного музыканта, взяв имя «Тампа Ред», со ссылкой на дом своего детства и светлую кожу. [ 5 ] Его большой прорыв произошел, когда его наняли сопровождать Ма Рейни. Находясь в Чикаго, он встретил Томаса А. Дорси , также известного как Джорджия Том. Дорси был опытным пианистом, композитором и аранжировщиком, выступавшим и записывавшимся с ведущими блюзовыми певицами того времени, в частности с Ма Рейни. Дорси познакомил Рэда с Дж. Мэйо Уильямсом , фронтменом Paramount Records в Чикаго, который организовал для него запись в 1928 году.
Его первая запись "Through Train Blues" не имела такого большого успеха. [ нужны разъяснения ] поскольку это была сторона B к песне «How Long How Long» Блинда Лемона Джефферсона , самой большой звезды Paramount в то время. [ 5 ] Это была вторая запись Рэда, " It's Tight Like That ", которая вызвала национальную сенсацию. Сообщается, что песня возникла, когда Мэйо Уильямс услышал, как они играют под мелодию, позаимствованную из песни Чарли Джордана , построенную на популярной тогда крылатой фразе «Tight Like That». Уильямсу это понравилось, и он настоял, чтобы они немедленно его записали. [ 5 ] Игра выполнена в непристойном и юмористическом стиле, который стал известен как хукум , и в итоге было продано миллион копий. Позже Ред вспоминал, как люди стояли возле музыкальных магазинов и ждали, чтобы купить его. [ 5 ] Поскольку песня была написана и Рэдом, и Дорси, они разделили около 4000 долларов гонорара за песню.
Ранние записи Tampa Red в основном были результатом сотрудничества с Дорси. [ 5 ] Эти двое записали почти 90 групп, иногда как Hokum Boys или, с Фрэнки Джексоном , как Tampa Red's Hokum Jug Band. В 1928 и 1929 годах, помимо создания собственных пластинок, он и Джорджия Том появлялись на записях Ма Рейни, Мэдилин Дэвис, Лил Джонсон и имитатора женщины Фрэнки «Половина пинты» Джексона. [ 5 ]
В 1928 году Рэд стал первым чернокожим музыкантом, игравшим на National со стальным корпусом резонаторной гитаре , самой громкой и эффектной гитаре, доступной до усиления, и приобрел ее в первый год, когда они были доступны. Это позволило ему разработать свой фирменный стиль «узкого места», играя однострунные партии вместо блочных аккордов , что было предшественником более поздних блюзовых и рок-соло на гитаре. [ 6 ] Гитара National, которую он использовал, представляла собой позолоченный трикон, который был найден в Иллинойсе в 1990-х годах Рэнди Клеменсом, владельцем музыкального магазина и гитаристом, а затем продан компании Experience Music Project в Сиэтле . [ 7 ] Рэд был известен как «Человек с золотой гитарой», а в 1930-е годы его называли «Мастером гитары». В 1931 году Рэд записал «Depression Blues», включая актуальные слова: «Если бы я мог рассказать о своих проблемах, это облегчило бы мое бедное сердце, но депрессия овладела мной, кто-нибудь, помогите мне, пожалуйста». [ 8 ]
Сотрудничество Рэда с Дорси закончилось в 1932 году, но он оставался весьма востребованным как сессионный музыкант , работая с Джоном Ли «Сонни Боем» Уильямсоном , Мемфис Минни , Биг Масео и многими другими. [ 5 ] Он подписал контракт с Victor Records в 1934 году и оставался в их списке артистов до 1953 года. Он сформировал Chicago Five, [ 9 ] группа сессионных музыкантов, создавших то, что стало известно как звучание Bluebird, предшественник стиля небольших групп более поздних джамп-блюзовых и рок-н-ролльных групп. [ 5 ] Рэд был другом и соратником Большого Билла Брунзи и Большого Масео Мерривезера . Он добился коммерческого успеха и некоторого процветания. Его дом стал центром блюзового сообщества, предоставляя помещения для репетиций, бронирование и жилье для музыкантов, прибывших в Чикаго из дельты Миссисипи, поскольку коммерческий потенциал блюзовой музыки рос, а занятость в сельском хозяйстве на Юге сокращалась. [ 10 ]
К 1940-м годам Рэд уже играл на электрогитаре. В 1942 году его «Позволь мне поиграть с твоим пуделем». [ 9 ] был хитом номер 4 в «Harlem Hit Parade» Billboard новом , предшественником R&B чарта . Его запись 1949 года « When Things Go Wrong with You (It Hurts Me Too) », еще один R&B-хит, была исполнена кавером Элмором Джеймсом .
Он был «заново открыт» во время возрождения блюза в конце 1950-х, как и многие другие выжившие ранее записанные блюзовые исполнители, такие как Son House и Skip James . Свою последнюю запись он сделал в 1960 году.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Жена Рэда, Фрэнсис Уиттакер, умерла 21 ноября 1953 года. Сообщается, что эта потеря стала для него большим ударом, и он стал алкоголиком. [ 11 ] Когда эксперт по блюзу Джим О'Нил Чикаго обнаружил его в южной части в 1974 году, он жил со своей спутницей, 81-летней Эффи Толберт. Сообщается, что Рэд был в гораздо худшем состоянии, чем в прежние годы, и его электрогитара лежала под кроватью, в то время как его стальную гитару National украли (она была возвращена в ломбарде в 1994 году и в конечном итоге продана проекту Experience Music Project в 1994 году). Сиэтл за 85 000 долларов). [ 12 ] Толберт умер 10 декабря 1974 года, и рассказы о прошлых психических проблемах Рэда отговаривали друзей брать его к себе домой. К январю 1975 года он находился в государственной больнице Чикаго.
Последние годы Рэд прожил в Центральном доме престарелых, где он умер от сердечного приступа во время завтрака утром 19 марта 1981 года. Согласно газетному некрологу, опубликованному Джимом О'Нилом, его похороны прошли в Biggs & Biggs. Похоронен в похоронном бюро, а похоронен он был в саду памяти Маунт-Гленвуд, в пригороде Чикаго Уиллоу-Спрингс .
Дискография
[ редактировать ]Рэд был одним из самых плодовитых блюзовых исполнителей своего времени. Подсчитано, что он записал 335 песен на пластинках со скоростью вращения 78 оборотов в минуту. [ 13 ] из них 251 был записан в период с 1928 по 1942 год, что сделало его блюзовым исполнителем с наибольшим количеством записей за этот период. [ 14 ] Большинство его синглов были выпущены до того, как журнал Billboard начал отслеживать блюз (и другую « гоночную музыку ») в октябре 1942 года, и точные данные о продажах недоступны. Тем не менее, в период с 1942 по 1951 год у него было четыре сингла, которые вошли в десятку лучших R&B. [ 15 ]
Избранные синглы
[ редактировать ]Рэд записал альтернативные версии (обычно обозначаемые «№ 2», «№ 3» и т. д.) некоторых своих ранних песен. Песни с альтернативными версиями отмечены знаком плюс. Он записал несколько синглов с соавторами, известными как Hokum Boys, Hokum Jug Band из Tampa Red, Papa Too Sweet и другими именами.
Дата | Заголовок | Этикетка и кат. нет. | Комментарии |
---|---|---|---|
1928 | " Вот так туго " | Вокалион 1216 + | с Джорджией Том ( Том Дорси ) (фортепиано) |
« Как долго, как долго блюз » | Вокалион 1228 + | в роли Hokum Jug Band из Tampa Red | |
1929 | « Утиное Яс-Яс-Яс » | Вокалион 1277 | с Дорси |
«Ты должен пожинать то, что посеял» | Вокалион 1404 | инструментальная слайд-гитара | |
" Коррина Коррина " | Вокалион 1450 + | с Дорси | |
1930 | «Грязная дюжина №2» | Вокалион 1538 | |
1931 | "Вещи на моем пути" | Вокалион 1637 + | |
1932 | «Вы больше не сможете получить эти вещи» | Вокалион 1706 | с Дорси |
1934 | " Шугар Мама Блюз № 1 " | Вокалион 2720 + | |
" Блюз черного ангела " | Вокалион 2753 | ||
"Все идет по-моему" | Вокалион 2774 | инструментальный ремейк "Things 'Bout Coming My Way" с Дорси | |
"Денвер Блюз" | Вокалион 2774 | инструментальный | |
"Подлый блюз злодея" | Синяя птица 5546 | ||
1938 | « Любовь с чувством » | Синяя птица 7822 | с Черным Бобом Хадсоном (фортепиано) и неизвестным басом |
1939 | «Не забывай это» | Блюберд 8327-Б | |
1940 | « Мне тоже больно » | Синяя птица 8635 | со Слепым Джоном Дэвисом (фортепиано) и неизвестным басом |
"Анна Лу Блюз" | Синяя птица 8654 | с Дэвисом и неизвестным басом | |
" Не ври мне " | Синяя птица 8654 | с Дэвисом и неизвестным басом | |
1942 | «Дай мне поиграть с твоим пуделем» | Синяя птица 0700 | с Биг Масео Мерривезером (фортепиано) и Клиффордом Джонсом (ударные), чарт Billboard R&B № 4 |
1945 | "Детройт Блюз" | Синяя птица 0731 | с комбо (фортепиано, бас и ударные), R&B #5 |
1946 | «Плач тебе не поможет» | RCA Виктор 20-1988 г. | с комбо |
1949 | « Когда с тобой что-то не так » | РКА Виктор 22-0035 | ремейк "It Hurts Me Too" с комбо, R&B #9 |
1950 | « Люби ее с чувством » | РКА Виктор 22-0084 | ремейк "Любви с чувством" с комбо |
1951 | « Милый маленький ангел » | РКА Виктор 22-0107 | ремейк "Black Angel Blues" с комбо |
« Рано утром » | РКА Виктор 22-0123 | с комбо | |
"Симпатичный бэби-блюз" | РКА Виктор 22-0136 | с комбо, R&B #7 |
Он также играл в качестве сайдмена на записях Биг Масео Мерривезера , Джона Ли «Сонни Боя» Уильямсона, Мемфиса Минни , Ма Рейни и Виктории Спиви . [ 13 ]
Выбранные альбомы
[ редактировать ]Хотя он был плодовитым исполнителем синглов, Рэд записал только два альбома, которые были выпущены в конце его карьеры. После его смерти разными звукозаписывающими компаниями были выпущены различные сборники, часто со значительным совпадением, но некоторые сборники сосредоточены на определенных аспектах его стиля или оригинальных звукозаписывающих лейблах.
Дата | Заголовок | Этикетка | Комментарии |
---|---|---|---|
1961 | Не Тампа с Блюзом | Блюсвилл | записано 1960 г. |
Не обманывай меня | Блюсвилл | записано 1960 г. | |
1974 | Узкая гитара 1928–1937 гг. | Язу | |
1991–93 | Полное собрание сочинений в хронологическом порядке , тт. 1–15 | Документ | записано 1928–53 гг. |
1993 | Продолжайте прыгать, 1944–1952 гг. | Волк | |
1994 | Тампа Ред (1928–1942) | История блюза | |
Гитарный мастер | Колумбия/Наследие | Okeh и Vocalion выпускают 1928–34 гг. | |
Мне тоже больно – основные записи | Индиго | различные этикетки, 1928–42. | |
1997 | Полное собрание записей Bluebird 1934–1936 гг. | РКА | |
Записи Bluebird 1936–1938 гг. | РКА | ||
2001 | Главное | Классический блюз | записано в 1928–51 гг. |
2002 | Классика слайд-гитары | П-оно приближается |
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ В некоторых источниках указывается другая дата рождения: от «Рождества, вероятно, 1900 года» до 8 января 1904 года.
- ^ Перейти обратно: а б Барлоу, Уильям (1989). «Глядя вверх и вниз»: возникновение блюзовой культуры . Издательство Университета Темпл. стр. 304–305. ISBN 0-87722-583-4 .
- ^ Пирсон, Барри Ли. «Тампа Ред: Биография» . Allmusic.com . Проверено 19 августа 2010 г.
- ^ Бреннан, Джеральд Э. «Биография Тампа Ред» . Гид музыканта . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Рассел, Тони (1997). Блюз: от Роберта Джонсона до Роберта Крея . Дубай: Carlton Books. стр. 173–174. ISBN 1-85868-255-Х .
- ^ Пфеффер, Мюррей Л. «Hokum Jug Band Tampa Red» . База данных биг-бэндов Plus . Мюррей Л. Пфеффер. Архивировано из оригинала 18 апреля 2007 года.
- ^ Каррадини, Стивен (2011). «От Рэда до Рэнди». Оклахомская газета . 6 апреля 2011. с. 57.
- ^ Джайлз Окли (1997). Музыка Дьявола . Да Капо Пресс . п. 149 . ISBN 978-0-306-80743-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Джайлз Окли (1997). Музыка Дьявола . Да Капо Пресс . п. 163 . ISBN 978-0-306-80743-5 .
- ^ Джайлз Окли (1997). Музыка Дьявола . Да Капо Пресс . п. 175/6 . ISBN 978-0-306-80743-5 .
- ^ Найджел Уильямсон (2007). Грубое руководство по блюзу . Грубые гиды. ISBN 978-1843535195 .
- ^ Уилсон, Гэвин (22 ноября 2013 г.). «Блог о гитаре: Золотая гитара Tampa Red» . Блогспот . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хержафт, Жерар (1992). Энциклопедия блюза . Университет Арканзаса Пресс. п. 335 . ISBN 1-55728-252-8 .
- ^ Уолд, Элайджа (2004). Побег из Дельты: Роберт Джонсон и изобретение блюза . Харпер. п. 41. ИСБН 978-0-06-052427-2 .
- ^ Уитберн, Джоэл (1988). Лучшие синглы в стиле R&B 1942–1988 годов . Запись исследования. п. 401 . ISBN 0-89820-068-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тампа Ред в Find a Grave
- AllMusic биография
- Дискография Tampa Red на Discogs
- Тампа Ред на IMDb
- Запись в Энциклопедии Новой Джорджии.
- База данных биг-бэндов плюс "Hokum Jug Band Tampa Red"
- Национальная история резофонической гитары
- Биография электронных заметок
- Красная страница Тампы
- Записи Tampa Red в Дискографии американских исторических записей .
- 1903 рождения
- 1981 смертей
- Жители округа Ли, штат Джорджия
- Афро-американские гитаристы
- Афро-американские певцы и авторы песен мужского пола
- Американские певцы и авторы песен мужского пола
- Американские блюзовые гитаристы
- Американские гитаристы-мужчины
- Американские блюзовые певцы
- Американские слайд-гитаристы
- Чикагские блюзовые музыканты
- Художники RCA Виктор
- Исполнители Bluebird Records
- Исполнители Vocalion Records
- Американские блюзовые пианисты
- Американские пианисты-мужчины
- Американские гитаристы 20-го века
- Музыканты из Тампы, Флорида
- Гитаристы из Флориды
- Гитаристы из Иллинойса
- Гитаристы из Джорджии (штат США)
- Американские пианисты 20-го века
- Афроамериканские певцы ХХ века
- Американские певцы 20-го века
- Американские певцы 20-го века
- Певцы и авторы песен из Джорджии (штат США)
- Авторы-исполнители из Иллинойса
- Авторы-исполнители из Флориды