Jump to content

Франсуа Бернье

Франсуа Бернье
Картина Франсуа Бернье
Рожденный 25 сентября 1620 г.
Жуэ-Этио, Анжу, Франция
Умер 22 сентября 1688 г.
Париж, Франция
Гравюра из путешествия Франсуа Бернье , Поль Маре, 1710 год.

Франсуа Бернье (25 сентября 1620 — 22 сентября 1688) — французский врач и путешественник. Он родился в Жуэ-Этио в Анжу . Он пробыл (14 октября 1658 г. - 20 февраля 1670 г.) около 12 лет в Индии.

Его публикация 1684 года «Новое разделение Земли различными видами или расами людей, населяющими ее» («Новое разделение Земли различными видами или расами людей, населяющими ее») считается первой опубликованной постклассической классификацией людей на отдельные расы . Он также написал «Путешествия по Империи Великих Моголов» , в которых рассказывается главным образом о временах правления Дара Шико и Аурангзеба . Он основан на его собственных обширных путешествиях и наблюдениях, а также на информации от выдающихся придворных Великих Моголов, которые были непосредственными свидетелями событий.

Бернье сократил и перевел философские сочинения своего друга Пьера Гассенди с латыни на французский. Бернье Первые издания «Абреге де ла Философия де Гассенди» были опубликованы в Париже в 1674 году семьей Ланглуа и в 1675 году Этьеном Мишалле. Полное издание в восьми томах было опубликовано Аниссоном и Посуэлем в Лионе в 1678 году; Аниссон и Посуэль присоединились к Риго, чтобы опубликовать второе издание в семи томах в 1684 году. Бернье объективно и точно передал идеи Гассенди в своем «Абреже» , без редакционных междометий или выдумок. Однако Бернье по-прежнему не нравились некоторые идеи Гассенди: в 1682 году Этьен Мишалле снова был его издателем, выпустив книгу «Doutes de Mr. Bernier sur quelques-uns des principaux Chapitres de son Abregé de la Philosophie de Gassendi» .

Источник : Это описание жизни Франсуа Бернье взято из французского предисловия Франса Бхаттачарья к изданию Voyage dans les Etats du Grand Mogol (Париж: Fayard, 1981).

Сын фермера Франсуа Бернье очень рано осиротел, и о нем заботился его дядя, кюре де Шанзо. В возрасте 15 лет он переехал в Париж, чтобы учиться в Коллеж де Клермон (будущий лицей Луи-ле-Гран ), куда его пригласили погостить в доме его младшего друга Шапеля, сводного сына Люлье, который был советник парламента в Меце. Там Бернье, скорее всего, встретил Сирано де Бержерака и Мольера и, конечно же, философа Пьера Гассенди (1592–1655), помощником и секретарем которого он стал. Вкус к путешествиям у него развился (1647 г.) в компании г-на д'Арпажона, французского посла в Польше и Германии.

В 1652 году, во время длительного пребывания у Гассенди на юге Франции, ему удалось стать врачом благодаря скоростному курсу на знаменитом факультете Монпелье : интенсивный трехмесячный курс давал медицинскую степень при условии, что он прошел не практиковать на территории Франции.

Освободившись от связей с Францией после смерти Гассенди в 1655 году, он в возрасте 36 лет отправился в двенадцатилетнее путешествие на Восток: Палестина, Египет, один год в Каире, Аравия, и попытка войти в Эфиопию. который был сорван гражданской войной во внутренних районах. В 1658 году он высадился в Сурате в Индии, в Гуджарат штате . Сначала и на короткое время был прикреплен к свите Дара Шико , историю падения которого ему предстояло записать. Он работал личным врачом Дары Шико. [ нужна ссылка ] он был назначен врачом при дворе Аурангзеба , [ когда? ] последний из великих императоров Великих Моголов . [ нужна ссылка ]

Издание 1830 года «Путешествия по государствам Великого Могола».

Инспекционная поездка Аурангзеба (1664–1665 гг.) дала Бернье возможность описать Кашмир , первого и долгое время единственного европейца, сделавшего это, в: «Путешествия Ф. Бернье (Анжуйского) с содержанием описания де Etats du Великий Могол, де l'Индостан, du royaume de Kachemire» (изд. Дэвида-Поля Маре, Амстердам, 1699). Впоследствии он посетил другой край империи, Бенгалию. Европейское медицинское образование высоко ценилось среди Великих Моголов и давало ему доступ ко всем рангам двора, даже в необходимых с медицинской точки зрения случаях в гарем Императора.

После своего возвращения из Кашмира он путешествовал самостоятельно, встречаясь с Жаном-Батистом Тавернье в Бенгалии и — готовясь к путешествию в Персию в Сурате — с Жаном Шарденом , другим великим путешественником по Востоку (1666 г.).

Он снова вернулся в Сурат (1668 г.), чтобы написать мемуары об индийской торговле для Жана-Батиста Кольбера (который недавно основал La Compagnie des Indes Orientales). В 1669 году Бернье вернулся во Францию.

В 1671 году его чуть не посадили в тюрьму за то, что он писал в защиту идей Рене Декарта , против которого был вынесен судебный арест — подвиг, за которым он последовал «Abrégé de la Philosophie de Gassendi», также не подлежавшим официальному одобрению ( 1674).

Между тем, он был любимым гостем в некоторых великих литературных салонах, таких как салоны Маргариты де ла Саблиер , которая познакомила его с Жаном де Лафонтеном и Нинон де Ленкло . Его широко обсуждаемое эссе 1684 года о «расах» «Новое разделение Земли». [ 1 ] — из которых вторая половина посвящена женской красоте — можно читать на этом фоне.

В 1685 году Бернье посетил Лондон, где встретился с некоторыми известными изгнанниками из Франции: Гортензией Манчини , герцогиней де Мазарини, племянницей грозного кардинала ; Сент-Эвремон ; другие. Он вернулся в Париж через Нидерланды, где, вероятно, посетил своего философского корреспондента Пьера Бэйля .

Бернье умер в 1688 году в Париже, в год публикации его «Lettre sur le quiétisme des Indes».

В первую очередь среди его корреспондентов, пока он был в Индии, были Жан Шапелен , который отправлял ему ящики с книгами, Мельхиседек Тевено и Франсуа де Ла Мот Ле Вайер . Из переписки Шапелена мы знаем о связи со старшим Петисом де ла Круа, чей сын Франсуа Пети де ла Круа был отправлен на языковые курсы в Персию через два года после возвращения Бернье из Индии.

Эссе о разделении человечества на «расы»

[ редактировать ]

В 1684 году Бернье опубликовал краткое эссе, разделив человечество на то, что он назвал «расами», различая людей, особенно женщин, по цвету кожи и некоторым другим физическим характеристикам. Статья была анонимно опубликована в Journal des sçavans , самом раннем академическом журнале, издаваемом в Европе, под названием «Новое разделение Земли различными видами или «расами» населяющих ее людей». [ 1 ] В эссе он выделил четыре разные расы: 1) Первая раса включала население Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Индии, Юго-Восточной Азии и Америки. 2) вторая раса состояла из африканцев к югу от Сахары, 3) третья раса состояла из выходцев из Восточной и Северо-Восточной Азии и 4) четвертая раса состояла из саамов. Акцент на различных видах женской красоты можно объяснить тем, что эссе было продуктом французской салонной культуры. Бернье подчеркнул, что его классификация романов основана на его личном опыте путешественника в разных частях света. Бернье предложил различать существенные генетические различия и случайные, зависящие от факторов окружающей среды. Он также предположил, что последний критерий может иметь отношение к различению подтипов. [ 2 ] Его биологическая классификация расовых типов никогда не стремилась выйти за рамки физических особенностей, и он также признавал роль климата и диеты в объяснении степени человеческого разнообразия. Бернье был первым, кто расширил концепцию «вида человека», чтобы классифицировать по расовому признаку все человечество, но он не установил культурную иерархию между так называемыми «расами», которые он задумал. С другой стороны, он явно считал европейцев нормой, от которой отклонялись другие «расы». [ 3 ] [ 2 ] Качества, которые он приписывал каждой расе, не были строго европоцентричными, поскольку он считал, что народы умеренной Европы, Америки и Индии, очень разные в культурном отношении, принадлежали примерно к одной и той же расовой группе, и объяснял различия между цивилизациями Индии ( его основная область знаний) и Европа через климат и институциональную историю. Напротив, он подчеркивал биологическую разницу между европейцами и африканцами и делал очень негативные комментарии в адрес саамов (лопарей) из самого холодного климата Северной Европы. [ 3 ] и об африканцах, живущих на мысе Доброй Надежды . Он писал, например: «Лаппоны составляют 4-ю расу. Это маленькая и невысокая раса с толстыми ногами, широкими плечами, короткой шеей и лицом, которое я не знаю, как описать, кроме того, что оно длинное, действительно ужасны и кажутся напоминающими морду медведя, я видел их только дважды в Данциге, но, судя по портретам, которые я видел, и по тому, что я слышал от многих людей, это уродливые животные». [ 4 ] Значение Бернье для возникновения того, что Жоан-По Рубье называет «современным расовым дискурсом», обсуждается, причем Зип Штурман называет это началом современной расовой мысли: [ 3 ] в то время как Жоан-По Рубьес считает, что это менее важно, если принять во внимание весь взгляд Бернье на человечество. [ 2 ]

Вклад в научный расизм

[ редактировать ]

Будучи первым, кто предложил систему расовой классификации, распространяющуюся на все человечество, расовые категории Бернье способствовали возникновению научного расизма . По сути, его классификации были основаны на физических и биологических различиях во внешности человека и, таким образом, стремились предложить научную основу расовых различий человека. Как упоминалось ранее, Бернье проводит различие между физическими изменениями, обусловленными факторами окружающей среды, и расовыми факторами. Например, он классифицирует индейцев, с которыми он столкнулся во время своего пребывания при дворе Великих Моголов, как часть «белой расы». Он утверждает, что у индийцев, как и у египтян, цвет кожи «случайный, возникший в результате пребывания на солнце». [ 5 ] Однако, когда дело доходит до классификации африканцев, он отмечает, что «чернота — их существенная черта». [ 5 ] Бернье доказывает тот факт, что их цвет не обусловлен факторами окружающей среды, утверждая, что они будут черными, даже если будут жить в более холодном климате. Концепция Бернье о биологических или расовых различиях и вариациях, обусловленных климатическими особенностями, размыта, но в конечном итоге способствовала развитию теорий научного расизма. На момент публикации своей работы она не вызвала ажиотажа: он не основал в то время никакой научной школы. Научное мышление к моменту написания текста перешло от систем, в которых доказательства основывались на аналогиях, как это использовал Бернье, к системе, поддерживаемой фиксированными законами природы. Таким образом, контекст научного дискурса того времени означал, что Бернье не получил большого внимания к своей классификации во второй половине 17 века, и «он оставался салонным человеком». [ 5 ]

Текстиль

[ редактировать ]

Одной из вещей, которую недавно прибывший врач Франсуа Бернье заметил в Аурангзеба столице , была вышитая одежда подданных императора Великих Моголов , о которой он пишет в своих «Путешествиях по Империи Великих Моголов» : «Большие залы можно увидеть во многих местах, называемых Карканами , или мастерские для ремесленников. В одном зале усердно работают вышивальщицы под руководством мастера». Он продолжал: «Продукты из шелка, тонкой парчи и другого тонкого муслина , из которых делаются тюрбаны , пояса с золотыми цветами и панталоны , которые носят женщины Великих Моголов, настолько тонкие, что изнашиваются за одну ночь», были одними из самых В мире существуют дорогие формы одежды, «или даже больше, когда они вышиты тонкой рукодельной работой». [ 6 ]

Данишманд Хан

[ редактировать ]

В Индии Бернье попал под защиту Данешманд-хана (муллы Шафиаи, уроженца Йезда ), важного чиновника при дворе Аурангзеба. Мулла Шафиаи был государственным секретарем иностранных дел, великим мастером конного дела, позже казначеем ( Мир Бакши ) и губернатором Дели (умер в 1670 г.). Бернье и Данешманд, кажется, были в взаимном уважении, и Бернье всегда называл его «мой Ага».

Два отрывка из «Путешествия по Империи Великих Моголов » иллюстрируют последовавшую за этим беседу. Важность этой детали можно было полностью оценить только в последние десятилетия 20-го века, после вклада Генри Корбина и Сейеда Хоссейна Насра в историю исламской философии. [ 7 ]

Комментируя йогическую манеру медитации:

Однако я знаю, что это наслаждение и способ войти в него являются великой тайной клики йогов, как и суфиев. Я говорю тайна, потому что они скрывают ее среди себя, и если бы не мой Пандит; и что Данишманд-хан знал тайны суфийской клики, я не мог знать так много, как я.

[...] не удивляйтесь, если я, не зная санскрита, буду рассказывать вам многие вещи, взятые из книг на этом языке; вы будете знать, что мой Ага Данисманд Хан оплатил присутствие одного из самых известных пандитов в Индии, который раньше получал пенсию от Дара Шико , старшего сына Шаха Джахана , и что этот пандит, помимо привлечения наиболее образованных ученых в наш круг, был рядом со мной более трёх лет. Когда мне надоело объяснять моему Аге новейшие открытия Уильяма Гарвея и Пеке в анатомии и рассуждать с ним о философии Гассенди и Декарта , которую я перевел на персидский язык (потому что именно этим я и занимался в течение пяти или шести лет) ) спорить пришлось нашему пандиту. [ 8 ]

Кандидат на роль «пандита» Бернье, вероятно, вышел бы из круга индуистских ученых, таких как Джаганнатха Пандитараджа , который все еще работал под руководством Шах-Джахана, или Кавиндрачарья, который преподавал Дара Сикхо санскрит. [ 9 ] . Аргумент Годе о том, что этим пандитом был не кто иной, как сам Кавиндрачарья Сарасвати завоевал всеобщее признание. [ 10 ] Его интеллектуальным партнером мог бы быть кто-то вроде Зульфакара Ардистани (умер в 1670 г.), автора « Дабистан-и Мазахиб» , обзора религиозного разнообразия (иудеев, христиан, буддистов, индуистов, мусульман...). Возможно, он получил образование у Мира Абул-Касима Астрабади Финдириски. [ 11 ] связь между аспектом религиозной толерантности великого проекта персидских переводов, инициированного Акбаром и продолженного его правнуком Дара Шико школой , и Исфаханской ближе к концу правления Сефевидов ; или, возможно, он получил образование у Хакима Камрана Ширази, которого Мир Финдириски называл «старшим братом», который изучал христианское богословие и Евангелие под руководством португальских священников, отправился в Индию, чтобы изучать санскритскую Шастру , жил с йогином Чатрупой в Бенаресе и умер , воспевавшие освобождение философов, в возрасте 100 лет. Это были ученые, знавшие греческие странствующие философы (машшаун, фаласифа — в арабских переводах), а также уважение к Ибн Сине и Шихабуддину Яхье Сухраварди Мактулу (Хикмат аль-Ишрак).

Франс Баттачарья отмечает, что в своем критическом издании, основанном на издании 1724 года, она удалила главу «Lettre à Chapelle sur lesatomes» как не очень соответствующую контексту. [ 12 ]

Работает

[ редактировать ]
  • Бернье, Франсуа (1891). Путешествие по Империи Великих Моголов, 1656–1668 гг . Арчибальд Констебль, Лондон. ISBN  81-7536-185-9 .
  • Гассенди, Пьер. Краткое изложение философии Гассенди . Перевод Франсуа Бернье. 8 рейсов. Лион: Аниссон и Посуэль, 1678 г.
  • Гассенди, Пьер. Краткое изложение философии Гассенди . Перевод Франсуа Бернье. 2-е изд. 7 рейсов. Лион: Аниссон, Посуэль и Риго, 1684 г.
  • Бернье, Франсуа. Сомнения г-на Бернье по поводу некоторых основных глав его «Сокращенной версии философии Гассенди» . Париж: Этьен Мишалле, 1682.
  • Бернье, Франсуа (1671). История поздней революции Империи Великого Могола . Мозес Питт, Лондон.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Франсуа Бернье, «Новое деление Земли» из Journal des Scavans , 24 апреля 1684 г. Перевод Т. Бендыша в «Мемуарах, прочитанных перед Лондонским антропологическим обществом», том. 1, 1863–64, стр. 360–64.
  2. ^ Jump up to: а б с Жоан-По Рубье, «Раса, климат и цивилизация в творчестве Франсуа Бернье», L’Indie des Lumières. Дискурс, история, знание (17-19 века), Пурушартха 31, Париж, Éditions de l'EHESSS, 2013, стр. 53–78.
  3. ^ Jump up to: а б с Стурман, С. (2000), «Франсуа Бернье и изобретение расовой классификации», History Workshop Journal , 50, стр. 1–21.
  4. ^ Французское введение Франса Бхаттачарья к изданию Voyage dans les Estates du Grand Mogol (Париж: Fayard, 1981).
  5. ^ Jump up to: а б с Буль, Пьер Х. «Франсуа Бернье и истоки современной концепции расы». Цвет свободы: истории расы во Франции, под редакцией Сью Пибоди и Тайлера Стовелла, Duke University Press, 2003, стр. 11–19.
  6. ^ «saudiaramcoworld.com» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 11 августа 2011 г.
  7. ^ Сайид Атар Аббас Ризви 1986.
  8. Отрывки из главы «Письмо мсье капеллану из Шираза в Персии, 4 октября 1667 г.» под ред. Файард 1981.
  9. ^ Тара Чанд 1961.
  10. ^ Годе, ПК «Бернье и Кавиндрачарья Сарасвати при дворе Великих Моголов», Анналы Восточного института SV (Тирупати) , 1940, 1, 1-16. Перепечатано в Джина Виджая Муни, А. (Ред.) Исследования по истории индийской литературы, Том II Бомбей: Бхаратия Видья Бхаван, 1954, стр. 364–79.
  11. ^ Мир Фендерески, как отметил Генри Корбин в своей «Истории исламской философии».
  12. ^ Предыстория философского диалога Бернье основана на «Вкладе шиитов в философию, науку и литературу в Индии» Сайида Атара Аббаса Ризви в «Социально-интеллектуальной истории шиитов исна ашари в Индии» (1989).
  • Фредерик Тэнгли (реж.), Распутник в Индии Великих Моголов - Путешествия Франсуа Бернье (1656–1669) , Полное издание, Шандейн, Париж, 2008. ISBN   978-2-915540-33-8 .
  • Франсуа Бернье, «Путешествие в государства Великого Могола», предисловие Франса Бхаттачарья (изд. Артема Файара, Париж, 1981).
  • Франсуа Бернье, « Новое деление Земли », в Journal des sçavans (24 апреля 1684 г.). Перевод Т. Бендифа в «Мемуарах, прочитанных перед Лондонским антропологическим обществом», том 1, 1863–64, стр. 360–64.
  • Сайид Атар Аббас Ризви, «Социально-интеллектуальная история шиитов исна ашари в Индии, том II» (Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd.; Издательство Ma'rifat: Канберра, Австралия, 1986).
  • Тара Чанд, «Индийская мысль и суфии» (1961), в «Мире суфия, антология» (изд. Octagon Press, Лондон, 1979).
  • Ленс, «Корреспонденты Франсуа Бернье во время его поездки в Индию - Неопубликованные письма капеллана», в «Мемуарах Национального общества сельского хозяйства, наук и искусств Анжера» (бывшая Академия Анжера), том XV, 1872 г.
  • Николас Дью. Ориентализм во Франции Людовика XIV (Оксфорд: Oxford University Press, 2009). ISBN   978-0-19-923484-4 . стр. 131–167.
  • Джайн, Сандхья и Джайн, Минакши (2011). Индия, которую они видели: зарубежные счета. Нью-Дели: Ocean Books.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 87865f8ced327586dd0210fa764bdf22__1717720200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/22/87865f8ced327586dd0210fa764bdf22.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
François Bernier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)