Джаганнатх Пандитараджа
Джаганнатх Пандитараджа | |
---|---|
Рожденный | Джаганнатха Кхандрика (Упадраста) 1590 Муниканда Аграхарам, Султанат Голконда |
Умер | 1670 г. (79–80 лет) |
Род занятий | Поэт, музыкант и литературный критик |
Супруг | Камешвари |
Джаганнатха (1590-1670), также известный как Джаганнатха Пандит или Джаганнатха Пандитарадж , или Джаганнатха Пандит Раялу , был поэтом, музыкантом и литературным критиком, жившим в 17 веке. [1] Как поэт он известен тем, что написал « Бхамини-виласу» («Игры прекрасной женщины (Бхамини)»). Он был телугу-брамином из семьи Кхандрика (Упадраста - руководитель жертвенных обрядов) и младшим современником императора Акбара. [2] Как литературный теоретик и ритор, он известен благодаря «Расагангадхаре» , работе по теории поэтики. [1] даровал ему титул Пандитараджи Император Великих Моголов Шах Джахан . [3] при дворе которого он получил покровительство. [4] : 194
Рождение и личная жизнь
[ редактировать ]Джаганнатха родился (в 1590 или 1572 году нашей эры) в семье брамина Андхра Вегинаду, и существует поверье, что он принадлежит Муниканда Аграхараму (современный Мунганда ), Амалапурам Талук, Андхра-Прадеш , Индия. Его родителями были Перамбхатта (Парубхатта) и Лакшми.
Джаганнатха женился на своем близком родственнике Камешвари Черукури (ум. 1625) из деревни Беллампуди ( П. Ганнаварам мандал, Восточный Годавари ) и имел сына по имени Мадхава Бхатту. Он потерял жену в раннем возрасте.
По словам профессора Шрирамачандруду, существует еще одна традиция, согласно которой Джаганнатха родился недалеко от деревни Давулуру, Тенали Талук округа Гунтур , современный Андхра-Прадеш . Утверждается, что Рамачандрабхатту, младший брат Джаганнатхи, получил деревню Давулуру в качестве инама в 1660 году нашей эры от Аджахассена Кутуб-шаха Голконды, который правил с 1658 по 1687 год. Рядом с Давулуру проживает много людей из семьи Упадраста , и они утверждают, что жители района Годавари были эмигрантами из этой деревни.
Профессор Атавале цитирует биографию под названием «Сампрадая Калпадрума» , автором которой является некий Витталанатха (Манаранджана Кави), в которой упоминается, что Джаганнатх Пандитарадж был внуком Витталанатхи (Гусаинджи), который, в свою очередь, был сыном Валлабхачарьи , основателя Кришна- сосредоточила Пуштимарг секту вайшнавизма в регионе Врадж (Враджа) в Индии и философию Шуддхадвайты.
Основываясь на приведенных выше рассказах, трудно определить место рождения Джаганнатхи, и он мог вообще не жить в Андхре или мигрировать в очень молодом возрасте в Варанаси .
Во вступительном стихе к «Расагангадхаре» Джаганнатха назвал своего отца Перубхатту своим учителем, который был искусен во всех областях знания. За исключением Вьякараны , которую он изучал под руководством Шеша Вирешвары, Джаганнатха изучал все остальные шастры под руководством своего отца. Бхаттабхаттарака Перубхатта изучал Веданту под руководством Джнянендры Бхикшу, Ньяи и Вайшешики под руководством Махешвары Пандита, а Мимамсу под руководством одного Дэва (который, согласно Нагесабхатте, был никем иным, как Кхандадевамишрой (ум. 1665), а Вьякарана под руководством Шеша Вирешвары, сына Шеша Кришны и одноклассника Бха ттоджи Дикшита (1550-1630).
Перубхатта также упоминается как Рагхунадхатта в Пранабхаранам. [5] и как Джогешварасури в комментарии к «Бхаминивиласе» , написанном внуком Джаганнатхи Махадевой Сури (сыном Мадхавы Дикшиты). [6]
Джаганнатха жил в Варанаси , Индия, и служил при дворе императоров Великих Моголов Джахангира (1569–1627) и Шаха Джахана (1592–1666). Он также некоторое время находился при дворе Раджи Праны Нараяна (короля Куч Бехара , который правил с 1632 по 1665 годы нашей эры) в Камарупе (современный Ассам ) и, возможно, провел некоторое время у Махарана Джагат Сингха I (1607 – 10 апреля 1652 г.). двор тоже, но постоянное королевское покровительство, похоже, ускользнуло от него. Его поэтические произведения включают Раса Гангадхара, Ганга Лахари (также известный как Пиюш лахари), Кавита камини, Ямуна лахари, Бхамини Вилас, Вишну Лахари, Асаф-Лахари и т. д.
«Ганга Лахари» представляет собой композицию из 52 санскритских шлок Джаганнатхи Пандита и имеет историческое значение. Великий Человек был принят своим духовным наставником принцессой Лавангикой, дочерью императора Шаха Джахана , а принц Дара Шико был с ним дружелюбен, чтобы узнать больше о санскрите и индуистской культуре. Оба эти факта были ошибочно приняты гражданами Дели за обычную земную историю любви.
Император попросил Джаганнатху Пандита принять ислам в качестве своей религии и жениться на его дочери, что было неприемлемо для Джаганнатхи. [ нужна ссылка ] Он начал поститься на берегу реки Ганги и каждый день сочинял шлоку, чтобы молиться божественной и материнской реке Ганге. По завершении каждой шлоки вода поднималась шаг за шагом в течение 52 дней (Джештха шуддха с 1 по 10 — это дни, называемые «Ганга Дашахара») в индуистском календаре, а в конце Пандит Радж предложил себя реке и покончил с собой. благородно (1670) Группа из 52 шлок доступна и сейчас по своему смыслу и известна как очень красивое поэтическое произведение старины.
История Киртана Сампрадея немного другая. Существовал заговор с целью обратить Джаганнатху Пандита в ислам. [ нужна ссылка ] Джаганнатх позвал сыграть в шахматы с императором Шахой Джаханом. Он познакомил его со своей дочерью и попросил сочинить стихотворение о ее красоте. Как только он это сделал, император сказал, что раз ты так очарован ее красотой, то женишься на ней. Это косвенно означало обращение. [ нужна ссылка ] Другой вариант заключался в том, чтобы просто отвергнуть приказ Императора и встретить смерть. Джаганнатх поступил умно и сказал, что выполнит царское желание, однако свадьба будет проведена в соответствии с его семейными ритуалами. Благодаря этому разумному ответу и своим друзьям, таким как Дара Шуко, он избежал обращения. Император наградил его одной деревней в качестве свадебного подарка. Однако позже, когда Аурангзеб занял пост султана Дели, он предоставил ему возможность принять ислам или покинуть суд. Пандит Джаганнатх покинул Дели и в последние дни своей жизни остался в Варанаси со своей женой Лаванги.
Работа
[ редактировать ]- Бхаминивиласа — сборник разных стихов, написанных по разным поводам.
- «Раса Гангадхарам» (Аланкара Шастрам),
- Ганга Лахари,
- Пять Виласамов
Бхамини-виласа
[ редактировать ]Бхамини-виласа разделена на четыре главы, каждая из которых называется виласа и содержит около ста стихов (в виде шатаки ). [1] Опубликованы только два из них, а именно первый и последний. Многие стихи пронизаны личными переживаниями и служат воспоминаниями поэта. Сборник назван в честь первой жены поэта Бхамини, которую он потерял в очень молодом возрасте, прежде чем начал свою научную карьеру. Количество стихов в главе варьируется в зависимости от рукописи:
- Первая, анйокти-виласа , содержит аллегорические ( анйокти ) строфы о жизни вообще ( нити ). В нем от 100 до 130 строф. [1]
- Вторая, Шрингара-виласа , содержит любовные стихи. В нем от 101 до 184 строф. [1]
- Третий, Каруна-виласа , содержит оплакивание смерти прекрасной женщины (Бхамини). [1]
- Четвертая, шанта-виласа , содержит стихи об отречении ( вайрагья ). В нем от 31 до 46 строф. [1]
Примеры стихов
[ редактировать ]- Из Раса-гангадхары
Реторта [4]
«Девушка с маленькой талией, почему ты такая худая?»
«Почему ты беспокоишься о делах других людей?»
«Тем не менее, скажи мне и обрадуй меня».
«Уходи, путник, скажет тебе твоя жена».- Перевод Дж. М. Массона
- Из Бхамини-виласы
Слово предупреждения [4]
Душа моя, говорю тебе, берегись. Не связывайся с этим пастухом.
Чья кожа цвета свежих дождевых облаков, тот, кто пасет
Его стадо во Вриндаване. Он проницателен. Сначала он очарует тебя своей улыбкой,
Потом его внешний вид. Ваши чувства потерпят неудачу, а затем и забвение.
Преданные стихи
[ редактировать ]Он сочинил пять религиозных стихотворений, в названии каждого из которых есть слово лахари («большая волна»): [3]
- Амрита-лахари , восхваление реки Ямуны , длиной в 10 строф, [3]
- Судха-лахари , восхваляющий Сурью , бога Солнца, длиной в 30 строф: [3]
- Ганга-лахари , обращенная к реке Ганге , длиной в 53 строфы, [3]
- Каруна-лахари , восхваление Кришны (Кришны), длиной 60 строф, [3] и
- Лакшми-лахари , восхваление богини Лакшми , длиной в 40 строф. [3]
Как ученый
[ редактировать ]Джаганнатха был младшим современником Аппайи Дикшиты (1520–1593). [7] : 348 о которых он писал пренебрежительно. [7] : 34 Он написал « Каустубха-кхандану» , критикуя Бхаттоджи Дикшиты » « Шабда-каустубху : [7] : 130 и Праудха-манорама-кхандана (также называемый манорама-куча-мардана ), критикующий объяснения его Праудха-манорамы . [7] : 279 Другие второстепенные работы, приписываемые ему, включают Сара-прадипику , комментарий к Сарасвата Пракрие или Сарасвата Вьякаране , древнему грамматическому труду, приписываемому Нарендре. [7] : 426
Ученики Джаганнатхи Пандитараджа
[ редактировать ]У Пандитараджи при жизни было много учеников. Одним из них был Нараянабхатта из его собственной секты, а другой — Шри Кулапатимисра, принадлежавший к семье Матхура-Чатурведи из Агры. Он был придворным поэтом в королевстве Джаяпур под покровительством Шрирамасимхаджи. [8]
Популярная культура
[ редактировать ]О Джаганнатхе Пандите Раялу есть фильм на тамильском (1946) и хинди (1950). Музыкальная драма на маратхи также была историческим произведением Шри Видьядхара Гокхале в Мумбаи в 1960 году.
По «Джаганнатху Пандиту» есть еще несколько художественных эпосов. Маратхи драма Шри Видьядхара Гокхале под названием «Пандит Радж Джаганнатх». Знаменитое музыкальное сценическое представление было исполнено ведущими артистами Шри Бхалчандрой Пендхаркаром , Прасадом Савкаром , Мамой Пендсе, Читтаранджаном Колхаткаром , Чандракантом Гокхале , Мастером Даттарамом и Мангалой Санджхагири и другими под знаменитым знаменем «Лалиткаладарша» около 50 лет назад. (9 октября 1960 г.)
фильм «Лаванги » по мотивам Джаганнатхи пандита Раялу. В 1946 году вышел [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Линхард 1984 , с. 103
- ^ П. Шрирамамурти (1972). Вклад Андхры в санскритскую литературу . Университет Андхры. п. 178.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Линхард 1984 , с. 144
- ^ Перейти обратно: а б с И Хаксар (2002), Сокровищница санскритской поэзии в английском переводе , Нью-Дели : Индийский совет по культурным связям
- ^ Дж. Б. Чаудхури. Мусульманское покровительство санскритской поэтике . Танджорская библиотека. п. 67.
- ^ П. Шрирамачандруду (1983). Вклад Пандитараджи Джаганнатхи в санскритскую поэтику . Издательство Нираджана. п. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кашинатх Васудев Абхьянкар (1986), Словарь санскритской грамматики (3-е изд.), Барода: Восточный институт
- ^ П. Шрирамачандруду (1983). Вклад Пандитараджи Джаганнатхи в санскритскую поэтику . Издательство Нираджана. п. 7.
- ^ Лаванги
Дальнейшее чтение и ресурсы
[ редактировать ]- Линхард, Зигфрид (1984), Ян Гонда (редактор), История классической поэзии: санскрит – Пали – Пракрит , История индийской литературы, том. 3, Висбаден : Отто Харрасовиц
- Атавале, Р.Б. (1968), НОВЫЙ СВЕТ НА ЖИЗНЬ ПАНДИТАРАДЖИ ДЖАГАННАТХИ , Анналы Бхандаркарского института восточных исследований, том. 48/49, стр. 415–20, Пуна : Институт восточных исследований Бхандаркара.
- Валимбе, Ю.С. (1974), ПАНДИТА ДЖАГАННАТХА: РАЗУМ И ЛИЧНОСТЬ , Анналы Института восточных исследований Бхандаркара, том. 55, стр. 93–106, Пуна : Институт восточных исследований Бхандаркара.
- Пуллела, Шрирамачандруду (1991), Пандитараджа Джаганнатха - Создатели индийской литературы , Дели : Сахитья Академи
- Гангалахари Стотра. публикации Нилаканта. 1643, Садашив Пет, Пуна, Махараштра, Индия.
- Гангалахари стотра со шлокой Паради Вамана Пандита. Саддхарма пракашан. Тане Махараштра Индия.
- Маратхи драма «Пандитрадж Джаганнатх» Видьядхара Гокхале.
- В фильме на хинди 1961 года также представлены некоторые из санскритских шлок, написанных покойным Шри Васантом Десаи.