арийская раса
Раса |
---|
История |
Общество |
Гонка и... |
По местоположению |
Связанные темы |
Арийская раса — псевдонаучная историческая расовая концепция , возникшая в конце XIX века для описания людей, произошедших от протоиндоевропейцев, как расовой группы . [1] [2] Терминология происходит от исторического использования слова «арийский» , используемого современными индоиранцами как эпитет «благородный». Антропологические , исторические и археологические данные не подтверждают обоснованность этой концепции. [3] [4]
Эта концепция исходит из представления о том, что первоначальные носители протоиндоевропейского языка были явными прародителями высшего образца человечества. [5] [6] и что их потомки до сегодняшнего дня составляют либо особую расу, либо подрасу европеоидной расы , наряду с семитской расой и хамитской расой . [7] Этот таксономический подход к категоризации групп человеческой популяции в настоящее время считается ошибочным и биологически бессмысленным из-за близкого генетического сходства и сложных взаимосвязей между этими группами . [8] [9] [10]
Этот термин был принят различными расистскими и антисемитскими писателями в 19 веке, в том числе Артуром де Гобино , Рихардом Вагнером и Хьюстоном Стюартом Чемберленом . [11] чей научный расизм повлиял на более позднюю нацистскую расовую идеологию . [12] К 1930-м годам эта концепция ассоциировалась как с нацизмом , так и с нордизмом . [13] и использовался для поддержки превосходства белой идеологии арийского расы , которая изображала арийскую расу как « расу господ », [14] неарийцы считались расово неполноценными ( Untermensch , букв. « недочеловек » ) и представляли собой экзистенциальную угрозу, которая должна была быть истреблена . [15] В нацистской Германии эти идеи составили существенную часть государственной идеологии, которая привела к Холокосту . [16] [17]
История
Споры о языковой родине
В конце 18 века протоиндоевропейский (PIE) был создан как предполагаемый общий протоязык индоевропейских языков . [18] [19] Сэр Уильям Джонс , который был провозглашен «самым уважаемым лингвистом в Европе» за свою «Грамматику персидского языка» (1771 г.), был назначен одним из трех судей Верховного суда Бенгалии . [20] Джонс, прибывший в Калькутту и начавший изучать санскрит и Ригведу , был поражен лексическим сходством между санскритом и другими индоевропейскими языками, такими как персидский , готский , греческий и латынь , и пришел к выводу, что санскрит — как потомок язык — принадлежал к тому же праязыку или праязыку языковой семьи — то есть PIE, как и другие индоевропейские языки, [21] в его «Рассуждении об индусах к третьей годовщине» (1786 г.). [22] Однако лингвистическая родина первоначальных носителей протоиндоевропейского языка была политизированной дискуссией среди археологов и лингвистов-сравнительных исторических историков с самого начала , запутавшейся в шовинистических причинах. [19] [23] [24] Некоторые европейские националисты и диктаторы , особенно нацисты, позже пытались идентифицировать протоиндоевропейскую родину в своей стране или регионе как расово превосходящую. [25] [26]
По мнению Леона Полякова , концепция арийской расы глубоко укоренилась в филологии, основанной на работе сэра Уильяма Джонса, утверждавшего, что санскрит родственен греко-римским (европейским) языкам. Другие мыслители придумали секуляризованное происхождение европейской цивилизации, которое не было основано на библейских генеалогиях, от которых долгое время заявляла о своем происхождении европейская аристократия. [27] [28]
Романтизм и социал-дарвинизм
Влияние романтизма в Германии привело к возрождению интеллектуальных поисков «немецкого языка и традиций» и стремлению «отбросить холодную, искусственную логику Просвещения ». [29] После « публикации Дарвином в 1859 году Происхождения видов» и публикации теоретической модели протоиндоевропейского языка (ПИЕ) романтики признали, что язык является определяющим фактором национальной идентичности в сочетании с новыми идеями дарвинизма . [30] Немецкие националисты неправильно использовали научную теорию естественного отбора для обоснования предполагаемой приспособленности одних рас по сравнению с другими, хотя сам Дарвин никогда не применял свою теорию приспособленности к расплывчатым сущностям, таким как расы или языки. [30] «Неприспособленные» расы считались источником генетической слабости и угрозой, которая могла бы испортить превосходные качества «подходящих» рас. [30] Вводящая в заблуждение смесь псевдонауки и романтизма породила новые расовые идеологии, которые использовали искаженные социал-дарвинистские интерпретации расы для объяснения «высшей биологической, духовно-лингвистической сущности северных европейцев » в самовосхваляющих исследованиях. [31] [32] Впоследствии поиски немецких романтиков «чистого» национального наследия привели к интерпретации древних носителей языка PIE как явных прародителей «расово-лингвистического национального стереотипа». [33] [34]
Изобретение арийской расы
Расовая ассоциация термина ариец
Термин « арий » первоначально использовался как этнокультурное самоназвание и эпитет «благородный» индоиранцами и авторами старейших известных религиозных текстов Ригведы . и Авесты в индоиранской ветви индоевропейского языка Семья — санскритская и иранская , жившая в древней Индии и Иране . [35] Хотя санскритское а́рия- и иранское *arya- произошли от формы *ā̆rya-, это было засвидетельствовано только у индоиранских племен. [36] [37] Бенджамин В. Фортсон утверждает, что термина для самоназвания протоиндоевропейцев, возможно, не существовало, и такие морфемы не сохранились. [37] Дж. П. Мэллори и др. утверждает, что хотя термин «арий» принимает этническое значение, свидетельствующее об индоиранцах, нет никаких оснований приписывать это семантическое употребление праиндоевропейской реконструкции лексики *h₂eryós , т.е. нет никаких свидетельств того, что носители прото-иранцев языке называли себя «арийцами». [38] Однако в XIX веке было высказано предположение, что арья- было не только племенным самоназванием индоиранцев, но и самоназванием самих протоиндоевропейцев, - теория, отвергнутая современными учеными. [36] [37] Затем ученые XIX века стали использовать слово «арий» для обозначения индоевропейцев. [36] Ныне дискредитированная и хронологически реконструированная североевропейская гипотеза была поддержана такими учеными, которые определили родину ПИЕ в Северной Европе: [36] что привело к ассоциации « протоиндоевропейцев », первоначально гипотетической языковой популяции носителей евразийского PIE, с новой, воображаемой биологической категорией: «высокая, светлокожая, блондинистая, голубоглазая раса» – предполагаемая фенотипическая раса. черты нордической расы . [39] [40] [41] [42] Англизированный . термин «ариец» затем превратился в чисто расовое значение, подразумевающее нордический расовый тип [42] [36] Однако современные исследователи индоевропейских исследований используют слова «арийский» и «индоарийский» в их исходном смысле, имея в виду индоиранскую и индийскую ветви индоевропейцев. [43]
Классификация человеческих рас основана на ныне псевдонаучном изучении фенотипических различий, разработанном в девятнадцатом веке, и доказательства в поддержку таких теорий были найдены в результате изучения языка и реконструкций языковых семей. [44] Ученые этой эпохи установили этнологический термин «арийцы» как расу, говорившую на протоиндоевропейском языке, и в этом контексте этот термин часто использовался как синоним «индоевропейцев». [44]
Ученые отмечают, что даже в древние времена арийская идентичность, утверждаемая в Ригведе, была культурной , религиозной и языковой , а не расовой; также не Веды рассматривают расовую чистоту . [45] [46] [47] Ригведа подтверждает ритуальный барьер : человек считается арийцем, если он приносит жертву правильным богам, что требует совершения традиционной молитвы на традиционном языке и не означает расового барьера. [46] Майкл Витцель утверждает, что термин «арийцы» «означает не конкретный народ или даже определенную «расовую» группу, а всех тех, кто присоединился к племенам, говорящим на ведическом санскрите и придерживающимся их культурных норм (таких как ритуалы, поэзия и т. д.)». [47] Ученые утверждают, что исторические арийцы, племена ведического периода бронзового века , жившие в Иране , Афганистане и на северном Индийском субконтиненте — составители Ригведы и Авесты — вряд ли были блондинами или голубоглазыми, в отличие от сторонников арийства. и нордизм. [24] [48]
Гипотеза Северной Европы и археологическое подтверждение
Расовая интерпретация арийцев проистекает из ныне дискредитированной теории культурно-исторической археологии Густава Коссинны , который утверждал взаимно однозначное соответствие между археологической культурой и археологической расой . [49] [50] По мнению Коссинны, непрерывность «культуры» обнажает непрерывность «расы», постоянно жившей на одной и той же территории, а сходство культуры более молодого слоя с культурой более древнего слоя указывает на то, что автохтонное племя из Родина мигрировала. [51] Косинна разработал этническую парадигму в археологии, названную археологией поселений , и практиковал националистическую интерпретацию немецкой археологии Третьего рейха . [52] Устаревшая североевропейская гипотеза была поддержана Косинной и Карлом Пенкой , в том числе немецкими националистами, что позже использовалось нацистами для оправдания своей геноцидной и расистской государственной политики. [39] [23] Коссинна отождествлял протоиндоевропейцев с культурой шнуровой керамики и помещал родину протоиндоевропейцев в Шлезвиг-Гольштейн . [53] Он утверждал диффузионистскую модель культуры и подчеркивал расовое превосходство германских народов над римлянами ( Римская империя ) и французами , которых он называл разрушителями культуры по сравнению с германцами. [54] Идеи Коссинны подверглись резкой критике за присущую им двусмысленность в методах и защите идеологии германской господствующей расы . [55]
Самое раннее использование арийской расы
Макс Мюллер популяризировал термин «ариец» в своих трудах по сравнительному языкознанию . [58] и его часто называют первым писателем, упомянувшим арийскую расу на английском языке. [59] Он начал расовую интерпретацию ведических отрывков , основываясь на своем редактировании Ригведы с 1849 по 1874 год. [60] Он постулировал, что небольшой арийский клан жил на возвышенности в Центральной Азии и говорил на протоязыке, являющемся предком более поздних индоевропейских языков, который позже разветвился в двух направлениях: одно двинулось в Европу, а другое мигрировало в Иран, в конечном итоге снова разделившись. темнокожих дасов скифского происхождения . при этом одна группа вторглась на северо-запад Индии и завоевала живших там [61] Северные арийцы Европы стали энергичными и воинственными и изобрели идею нации, в то время как южные арийцы Ирана и Индии были пассивными и медитативными и сосредоточились на религии и философии. [62]
Хотя впоследствии Мюллер иногда использовал термин «арийская раса», позже он возражал против смешения лингвистических и расовых категорий: [63] и был «глубоко опечален тем фактом, что эти классификации позже стали выражаться в расистских терминах». [64] В своей лекции 1888 года в Оксфорде он заявил: «Науку о языке и науку о человеке нельзя слишком сильно разделять [...] было бы так же неправильно говорить об арийской крови, как и о долихоцефальной грамматике». [63] и в своих «Биографиях слов и дома ариев» (1888) он пишет: «[]этнолог, который говорит об арийской расе, арийской крови, арийских глазах и волосах, является великим грешником как лингвист [...] ]". [65]
Европейские ученые XIX века интерпретировали ведические отрывки как изображение битвы между светлокожими арийскими мигрантами и темнокожими коренными племенами, но современные ученые отвергают эту характеристику расового разделения как неправильное прочтение санскритского текста. [66] и указывают, что Ригведическая оппозиция между арья и дасью представляет собой различие между «беспорядком, хаосом и темной стороной человеческой природы» в отличие от концепций «порядка, чистоты, добра и света», [66] и « темный и светлый миры ». [67] [45] В других контекстах ведических отрывков различие между арья и дасю относится к тем, кто принял ведическую религию , говорящим на ведическом санскрите, и к тем, кто выступал против нее. [47] [68]
Однако все большее число западных писателей этой эпохи, особенно среди антропологов и неспециалистов, находящихся под влиянием дарвинистских теорий, противопоставляли арийцам «физико-генетический вид», а не этнолингвистическую категорию. [69] [70]
Энциклопедии и учебники по историографии, этнографии и антропологии этой эпохи, такие как Meyers Konversations-Lexikon , Brockhaus Enzyklopädie , Nordisk familjebok , Герберта Уэллса » «Краткая история мира , Джона Кларка Ридпата » «Великие расы человечества и другие. работы усилили европейские расовые конструкции, разработанные на основе ныне псевдонаучных концепций, таких как расовая таксономия , социальный дарвинизм и научный расизм , для классификации человеческих рас. [56] [71] [72] [73]
Теории расового превосходства
Термин «ариец» был принят различными расистскими и антисемитскими писателями, такими как Артур де Гобино , Теодор Поше , Хьюстон Чемберлен , Поль Брока , Карл Пенка и Ганс Гюнтер в девятнадцатом веке для пропаганды научного расизма , порождая такие идеологии, как нордизм и арийство . [40] [41] [42] [74] значение термина «ариец» было отделено от его собственно географического и лингвистического ограничения как индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи . К этому времени [42] Неравенство рас и понятие «высшей расы» были повсеместно приняты учеными той эпохи, поэтому раса относилась к «национальному характеру и национальной культуре» за пределами биологических ограничений. [75]
В 1853 году Артюр де Гобино опубликовал «Опыт о неравенстве человеческих рас» , в котором первоначально определил арийскую расу как белую расу. [76] и единственный цивилизованный, и считал культурный упадок и смешанные браки тесно переплетенными. [3] Он утверждал, что арийцы представляют высшую ветвь человечества. [77] и попытался идентифицировать расы Европы как арийские и связал их с сыновьями Ноя , подчеркивая превосходство, и отнёс неарийское к вторжению в семитскую расу . [62] По его словам, северные европейцы мигрировали по всему миру и основали основные цивилизации, прежде чем были растворены в результате расового смешения с коренным населением, которое описывалось как расово неполноценное, что привело к постепенному упадку древних арийских цивилизаций. [2] [3]
В 1878 году немецко-американский антрополог Теодор Пеше опубликовал обзор исторических ссылок, пытаясь продемонстрировать, что арийцы были светлокожими голубоглазыми блондинами. [40]
В 1899 году Хьюстон Стюарт Чемберлен », которую называют «одним из самых важных протонацистских текстов» опубликовал книгу « Основы девятнадцатого века , в которой он выдвинул теорию экзистенциальной борьбы насмерть между превосходящей немецко-арийской расой и разрушительной Еврейско-семитская раса. [78]
В 1916 году Мэдисон Грант опубликовал «Уход великой расы », полемику против скрещивания «арийских» американцев, первых поселенцев Тринадцати колоний британско-шотландско-ирландско-немецкого происхождения, с иммигрантскими «низшими расами», которые, по его мнению, были , поляки , чехи , евреи и итальянцы . [42] В то время книга была бестселлером. [42]
Хотя теория арийской расы оставалась популярной, особенно в Германии , некоторые авторы выступали против нее, в частности Отто Шрадер , Рудольф фон Иеринг и этнолог Роберт Хартманн , которые предложили запретить понятие арийца из антропологии. [77] Этот термин также был принят различными оккультистами и эзотерическими идеологическими системами этой эпохи, такими как Елена Блаватская , [79] и Ариософия . [80]
нацизм
Часть серии о |
нацизм |
---|
Недочеловеки и низшие расы в нацистской Германии
Расовая политика нацистской Германии , Нюрнбергские законы 1935 года и расистские доктрины Адольфа Гитлера считали евреев , цыган и славян , включая поляков , чехов , русских и сербов , «расово неполноценными недочеловеками» ( нем . Untermensch , букв . недочеловек»); [81] [16] [82] [83] этот термин также применялся к « мишлингам » (лицам смешанного «арийского» и неарийского происхождения, например еврейского происхождения) и чернокожим людям . [84] [85]
Значение термина «арийец» в нацистских расовых теориях
Определение арийца, которое включало всех европейцев-неевреев, было сочтено неприемлемым, и Экспертный комитет по вопросам народонаселения и расовой политики 1933 года собрал вместе важных нацистских интеллектуалов Альфреда Плётца , Фрица Тиссена и Эрнста Рюдина для планирования курса нацистской расовой политики. , определяя арийца как человека, который «племенно связан с немецкой кровью и является потомком народа » . [86] [87] Термин « Volksdeutsche » использовался нацистами для обозначения «этнических немцев», не имевших гражданства Германского Рейха; [88] Volksdeutsche далее состоит из «расовых групп» - меньшинств внутри государства, которые являются потомками народа , проживавшего в Европе в закрытом племенном поселении и тесно связанных с немецкой расовой общностью. [89] [86] Нацистская концепция « Volksgemeinschaft » расово объединила этнических немцев, в том числе тех, кто жил за пределами Германского рейха, предлагая считать арийцами только членов расовой общности. [90] [91]
Члены СС считали, что арийцы могут быть выбраны из населения фольксдойче по всей Европе для создания «расы господ». [92] Нацистская партия создала организацию НСДАП/АО для распространения нацистской пропаганды среди этнических немецких меньшинств, считающихся фольксдойче, в Центральной и Восточной Европе. [93] Нацистские расовые теории считали «чистейшим потомством арийцев» нордические народы , идентифицированные по физическим антропологическим особенностям, таким как высокий рост, белая кожа, голубые глаза, узкие и прямые носы, долиоцефальные черепа , выступающие подбородки и светлые волосы, включая скандинавов , немцев , английский и французский , [94] [95] при этом нордические и германские народы являются «высшей расой» ( нем . Herrenrasse ). [96] Недавние археогенетические исследования противоречат этим идеям и вместо этого предполагают, что у протоиндоевропейских говорящих народов, вероятно, были карие глаза и волосы, а также средний цвет кожи. [97]
Исторический ревизионизм
После смерти Коссинны Генрих Гиммлер и другие нацистские деятели, такие как Альфред Розенберг , переняли его националистические теории германских народов и методологии, включая археологию поселений, и основали СС организацию «Аненербе» ( нем . Deutsches Ahnenerbe ) для проведения археологических исследований предполагаемая «германская экспансия в доисторическую эпоху». [98] [99] Нацистские ученые поддержали ныне дискредитированную североевропейскую гипотезу , пытаясь доказать, что на PIE изначально говорила «арийская господствующая раса», и связывали семитские языки с «низшими расами». [25] Исторический ревизионизм вокруг расы распространялся через нацистский аналитический центр «Аненербе». [11] [74] В своей нацистской расовой идеологии Гитлер регулярно ссылался на социал-дарвинистские концепции Эрнста Геккеля, такие как высшая эволюция ( нем . Höherentwicklung ), борьба за существование ( нем . Existenzkampf ), отбор ( нем . Auslese ), борьба за жизнь ( нем . Lebenskampf ). что является центральной темой главы «Нация и раса» «Майн кампф » . [100] Социальный дарвинизм Геккеля также получил высокую оценку Альфреда Плетца, основателя Немецкого общества расовой гигиены , который сделал его почетным членом евгенической организации. [101]
Нацистская евгеника и превосходство северных стран
В 1938 году министерство образования Рейха выпустило немецкую учебную программу по биологии, которая отражала учебную программу, разработанную Национал-социалистической лигой учителей , и подчеркивала социал-дарвинстскую интерпретацию эволюции человеческих рас. [102] Ганс Вайнерт , который вступил в СС и работал в Институте антропологии кайзера Вильгельма, публикуя теории нацистской евгеники и расовой эволюции, утверждал, что нордическая раса является высокоразвитой расой, а австралийские аборигены — низшим рангом в расовой иерархии . [103] Ганс Ф. К. Гюнтер считался самым влиятельным нацистским антропологом, хотя у него не было профессионального образования. [104] Расистские сочинения Гюнтера о нордизме были пропитаны идеями Гобино, который считал, что нордическая раса зародилась в Северной Европе и распространилась посредством завоеваний; [103] это выразило одобрение нацистской политики евгеники и оказало решающее влияние на научный расизм. [104] Теории Гюнтера получили одобрение со стороны Гитлера, который позже включил его книги в качестве рекомендуемого материала для чтения для членов нацистской партии . [105] После прихода к власти нацистов селективное разведение поощрялось по предполагаемым арийским чертам, таким как атлетизм, светлые волосы и голубые глаза, в то время как «низшие расы» и люди с физическими или психическими заболеваниями считались « жизнью, недостойной жизни » ( нем . lebensunwertes) . Leben , букв. « жизнь, недостойная жизни ») и многие были интернированы в концентрационные лагеря . [106]
Этническая чистка и Холокост
Кульминация нацистских евгенических и расовых гигиенических программ стерилизации и истребления, направленных на создание « арийской господствующей расы » и уничтожение «низших неарийских типов», таких как евреи, славяне, поляки, цыгане, гомосексуалисты и инвалиды . [14] [107] Нацистская Германия ввела антиеврейское законодательство , которое систематически дискриминировало евреев , требуя арийского сертификата для гражданина Германского Рейха . [108] [109] После того, как Гитлер стал канцлером Германии , государственная политика нацистской Германии стала все более враждебной по отношению к предполагаемым «низшим типам». [110] особенно евреи, которые считались высшим проявлением семитской расы, [111] а сегрегация евреев в гетто завершилась политикой истребления, которую нацисты назвали окончательным решением еврейского вопроса . [112] систематически В результате преследований, спонсируемых государством, погибло более 6 миллионов евреев. [113] 5,7 миллионов славян, [114] 1,8–3 миллиона поляков, [115] 270 000 инвалидов, [116] среди других жертв , в том числе детей, в результате массовых расстрелов , газовых камер , газовых фургонов и концентрационных лагерей в процессе, известном как Холокост . [117] [118] Этнические немцы считали, что фольксдойче присоединились к местным организациям СС при НСДАП/АО и участвовали в спонсируемых нацистами погромах в Восточной и Центральной Европе во время Холокоста, включая захват еврейской собственности. [88] [119] Вера в арийскую расу использовалась нацистами для оправдания преследований, изображая жертв как «антиподов и вечных врагов арийцев». [110]
Превосходство белых
После поражения нацистской Германии во Второй мировой войне различные неонацистские и расовые националистические движения разработали более всеобъемлющее определение арийцев, претендующих на западноевропейские народы, при этом нордические и германские народы являются наиболее «расово чистыми». [120] [121] [122] Однако в Соединенных Штатах большинство белых националистов определяют белизну в широком смысле как людей европейского происхождения , а некоторые считают евреев белыми, хотя это вызывает споры в кругах белых националистов. [123]
Многие неонацистские группы и тюремные банды сторонников превосходства белой расы, особенно в Соединенных Штатах, считают себя частью арийской расы, включая Арийское Братство , Арийские Нации , Арийскую Гвардию , Арийскую Республиканскую Армию , Белое Арийское Сопротивление , Арийский Круг , Арийское Братство. Техаса и другие . [124] [125]
Неоязыческие движения
Индоевропейская история, реальная и вымышленная, играет значительную роль в различных неоязыческих движениях. [24]
Русское неоязычество
Русские славянофильские движения заимствовали различные отдельные идеи предполагаемого «престижного арийского происхождения» европейцев из нацистской Германии. [128] [24] Хотя русское православие оказало основное религиозное влияние на русских националистов, эти группы скептически отнеслись к главенству христианства , которые позже начали поиск древнего текста, чтобы обосновать «возвращение к истокам». [129] Различные авторы газеты «Жар-Птица» проявили интерес к предполагаемой рукописи — « Книге Велеса », которая предположительно датируется первым веком до нашей эры. [130] Ф. А. Изенбек Офицер Белой армии утверждал, что эта рукопись была обнаружена во время Гражданской войны в России . Однако один из друзей Изенбека, Юрий Миролюбов, подделал рукопись и использовал термин « ведизм » для описания русского неоязычества; Позже он присвоил индийское религиозное писание Веды , чтобы возвеличить рукопись. [130] [131] Националистически настроенные белые русские эмигранты и неоязычники считают рукопись подлинным историческим источником славянской древности. [132] которые утверждают о прямой связи между «древними ариями» и самими собой как славянами. [24] признали рукопись литературной подделкой . Однако ученые [133] [134] Алексей Добровольский , российский неонацист . [135] считается основоположником нацистских идеологов славянского неоязычества . [136] [137]
Движение богини
С ростом феминизма первой волны различные авторы движения Богини изображали древних индоевропейцев как «патриархальных, воинственных захватчиков, разрушивших утопический доисторический мир женского мира и красоты». в различных археологических драмах и книгах, таких как Риана Эйслер, « Чаша и клинок» (1987) и Марии Гимбутас « Цивилизация богини» (1991). [24]
См. также
Ссылки
Примечания
- ^ Найт Данлэп (октябрь 1944 г.). «Великий арийский миф» . Научный ежемесячник . 59 (4). Американская ассоциация содействия развитию науки : 296–300. Бибкод : 1944SciMo..59..296D . JSTOR 18253 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арвиндссон 2006 , стр. 13–50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Арвиндссон 2006 , с. 45.
- ^ Рамасвами, Сумати (июнь 2001 г.). «Остатки расы: археология, национализм и стремление к цивилизации в долине Инда» . Обзор экономической и социальной истории Индии . 38 (2): 105–145. дои : 10.1177/001946460103800201 . ISSN 0019-4646 . S2CID 145756604 .
- ^ Перельцвайг и Льюис 2015 , с. 11.
- ^ Энтони 2007 , с. 2.
- ^ Миш, Фредерик К., главный редактор Десятого нового университетского словаря Вебстера, Спрингфилд, Массачусетс. 1994 г. - Мерриам-Вебстер. См. исходное определение (определение № 1) слова «арийец» на английском языке. 0. 66
- ^ Темплтон, А. (2016). «Эволюция и представления о человеческой расе». В Лососе, Дж.; Ленски, Р. (ред.). Как эволюция формирует нашу жизнь: очерки по биологии и обществу . Принстон; Оксфорд: Издательство Принстонского университета. стр. 346–361. дои : 10.2307/j.ctv7h0s6j.26 . ISBN 9780691170398 . JSTOR j.ctv7h0s6j .
…ответ на вопрос, существуют ли расы у человека, ясен и однозначен: нет.
- ^ Вагнер, Дженнифер К.; Ю, Джун Хо; Ифеквунигве, Джейн О.; Харрелл, Таня М.; Бамшад, Майкл Дж.; Роял, Чармейн Д. (февраль 2017 г.). «Взгляды антропологов на расу, происхождение и генетику» . Американский журнал физической антропологии . 162 (2): 318–327. дои : 10.1002/ajpa.23120 . ПМК 5299519 . ПМИД 27874171 .
- ^ Американская ассоциация физических антропологов (27 марта 2019 г.). «Заявление AAPA о расе и расизме» . Американская ассоциация физических антропологов . Проверено 19 июня 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пол Б. Рич (1998). «Расовые идеи и влияние империализма в Европе» . Европейское наследие . 3 (1): 30–33. дои : 10.1080/10848779808579862 .
- ^ Энтони 2007 , стр. 13–40.
- ^ Грегор, Джеймс (1961). «Возвращение к нордизму». Филон . 22 (4): 352–360. дои : 10.2307/273538 . JSTOR 273538 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брайант, 2001 , стр. 33–50.
- ^ Лонгерих, Питер (2010). Холокост: нацистское преследование и убийство евреев . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0191613470 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гордон, Сара Энн (1984). Гитлер, немцы и «еврейский вопрос» . Мазал Коллекция Холокоста. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 96. ИСБН 0-691-05412-6 . OCLC 9946459 .
- ^ «Арийский» . Энциклопедия Холокоста , Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Брайант 2001 , с. 20.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Энтони 2007 , стр. 4–5.
- ^ Энтони 2007 , с. 6.
- ^ Энтони 2007 , с. 7.
- ^ Сантуччи 2008 , с. 40.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Звелебиль 1995 , стр. 34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Энтони 2007 , с. 10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ренфрю, Колин (октябрь 1989 г.). «Происхождение индоевропейских языков» . Научный американец . 261 (4). США : 108. Бибкод : 1989SciAm.261d.106R . дои : 10.1038/scientificamerican1089-106 . JSTOR 24987446 .
- ^ Энтони 2007 , с. 5.
- ^ Леусси, Афина (2001). Энциклопедия национализма . Соединенное Королевство: Тейлор и Фрэнсис. п. 11.
Этому процессу также способствовал романтизм, который прославлял экзотику и поощрял идею о том, что величайшие цивилизационные достижения Европы можно объяснить стимулами древних арийских племенных движений... Историки, казалось, все больше стремились обнаружить в каждом случае энергичное национальное прошлое, на основе которого можно спроецировать еще большее будущее. Ученые, ищущие арийское происхождение, также использовали такие новые дисциплины, как этнология и антропология.
- ^ Джудакен, Джонатан (6 марта 2024 г.). «Леон Поляков, философия и секуляризация антииудаизма в развитии расизма» . Философский журнал для аспирантов . 35 (1): 193–195.
Казалось, что в эпоху науки европейцы, освободившись от общепринятой ноевой генеалогии и отвергнув Адама как общего отца, искали новых предков, но не смогли порвать с традицией, устанавливавшей их происхождение на сказочном Востоке. Именно наука лингвистика должна была дать имя этим предкам, противопоставив арийцев хамитам, монголам — и евреям.
- ^ Энтони 2007 , стр. 7–8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Энтони 2007 , с. 8.
- ^ Гудрик-Кларк 1992 , стр. 12–14.
- ^ Энтони 2007 , стр. 8–9.
- ^ Энтони 2007 , стр. 8–10.
- ^ Миш, Фредерик К., главный редактор Десятого нового университетского словаря Вебстера Спрингфилд, Массачусетс: 1994. Мерриам-Вебстер, с. 66
- ^ Энтони 2007 , стр. 9–10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Фортсон 2011 , с. 209.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фортсон 2011 , с. 22.
- ^ Дж. П. Мэллори ; Дуглас К. Адамс (август 2006 г.). «Протоиндоевропейское общество». Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Издательство Оксфордского университета . п. 266. ИСБН 9780199296682 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вильяр, Франциско (1991). Индоевропейцы и происхождение Европы: язык и история (на испанском языке). Мадрид: Гредос. стр. 42–47. ISBN 84-249-1471-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэллори 2015 , с. 268.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арвиндссон 2006 , с. 43.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Энтони 2007 , с. 9.
- ^ Фортсон 2011 , с. 209-210.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэшмор, Эллис (1997). «Язык, раса и этническая принадлежность». Словарь расовых и этнических отношений (4-е изд.). Рутледж . п. 198. дои : 10.4324/9780203437513 . ISBN 978-0203437513 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брайант, 2001 , стр. 60–63.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Энтони 2007 , с. 11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Витцель 2008 , с. 21.
- ^ Витцель 2008 , стр. 10–11.
- ^ Кох, Джон Т. (2020). «Кельто-германский язык: более поздняя предыстория и протоиндоевропейская лексика на Севере и Западе» (PDF) . Университет Уэльса , Центр углубленных исследований валлийского и кельтского языков. п. 14. Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 года . Проверено 6 апреля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Звелебил 1995 , стр. 42–44.
- ^ Арвиндссон 2006 , с. 143.
- ^ Джонс 1997 , с. 2.
- ^ Арвиндссон 2006 , стр. 142–143.
- ^ Арнольд, Беттина (июль – август 1992 г.). «Прошлое как пропаганда: как гитлеровские археологи исказили европейскую предысторию, чтобы оправдать расистские и территориальные цели». Археология . Археологический институт Америки : 30–37.
- ^ Файт, Ульрих [на немецком языке] (2012). «Косинна, Густав» . В Зильбермане, Нил Ашер (ред.). Оксфордский справочник по археологии (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199735785 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ленер, Георг (2015). «4 «Расы» Восточной Азии в европейских энциклопедиях девятнадцатого века». Раса и расизм в современной Восточной Азии . Том. 4. Издательство «Брилл» . стр. 77–101. дои : 10.1163/9789004292932_005 . ISBN 978-9004292932 .
- ^ «Разговорный лексикон Мейерса: Том 11: Лузула – Натаниэль» . Ретро-библиотека (на немецком языке). Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ^ «Арийский» . Этимонлин . Архивировано из оригинала 8 февраля 2023 года . Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ Брайант 2001 , с. 33.
- ^ Брайант 2001 , с. 60.
- ^ Тапар 1996 , стр. 5–6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тапар 1996 , с. 5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Реднер, Гарри (16 марта 2019 г.). «Диалектика классицизма: Рождение нацизма из духа классицизма» . Тезис одиннадцатый . 152 (1). Публикации SAGE : 22. doi : 10.1177/0725513619850915 . S2CID 181387481 .
- ^ Эслебер, Йорг; Кренцле, Кристина; Кулкарни, Суканья (11 июля 2008 г.). Картирование каналов между Гангом и Рейном: немецко-индийские межкультурные отношения . Издательство Кембриджских ученых . п. 62. ИСБН 9781847185877 .
В последующие годы, особенно перед смертью, он был глубоко опечален тем фактом, что позже эти классификации стали выражаться в расистских терминах.
- ^ Джон Р. Стоун, изд. (2002). Основное Макс Мюллер о языке, мифологии и религии . Издательство Спрингер . п. 18. дои : 10.1007/978-1-137-08450-7 . ISBN 978-1-137-08450-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уэст, Барбара А. (2010). Энциклопедия народов Азии и Океании . Информационная база. п. 182. ИСБН 9781438119137 .
- ^ Брайант, Эдвин; Паттон, Лори (2004). Индо-арийский спор: доказательства и выводы из истории Индии . Рутледж . п. 8. ISBN 978-1135791025 .
- ^ Маджумдар, Рамеш К. История и культура индийского народа : Ведический век . Том. 253. Бхаратия Видья Бхаван . п. 253. ИСБН 9788172764401 .
- ^ Гудрик-Кларк, Николас (1985). Оккультные корни нацизма: ариософы Австрии и Германии 1890–1935 гг . Веллингборо Аквариан Пресс. п. 5. ISBN 0850304024 .
- ^ Арвиндссон 2006 , с. 61.
- ^ Мэттью Дж. (4 мая 2010 г.). «Стать кавказцем: превратности белизны в американской политике и культуре» . Глобальные исследования в области культуры и власти . 8 (1): 89–90. дои : 10.1080/1070289X.2001.9962685 . S2CID 145003887 .
- ^ Чернокожие и чернота в европейском искусстве долгого девятнадцатого века (1-е изд.). Рутледж . 5 июля 2017. с. 21. ISBN 9781138310315 .
- ^ Грегерс Ф (28 ноября 2020 г.). «Введение: нордизм, миф и современность» . Нордизм и современность . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 1–13. дои : 10.1007/978-3-030-61210-8_1 . ISBN 978-3-030-61210-8 . S2CID 229648042 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кауфман и Стертевант, 2020 , стр. 57–58.
- ^ Сантуччи 2008 , стр. 40–41.
- ^ «Арийский» . Британская энциклопедия . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Орсуччи, Андреа (10 марта 2002 г.). «Арийские, индогерманские, средиземноморские линии: аспекты дебатов о европейских расах (1870–1914)» (на итальянском языке). Журнал Cromohs, Флорентийский университет . Архивировано из оригинала 10 марта 2002 года.
- ^ Арвиндссон 2006 , с. 155.
- ^ Гудрик-Кларк 1992 , стр. 20–21.
- ^ Гудрик-Кларк 1992 , стр. 227.
- ^ Коннелли 2008 , стр. 4–11.
- ^ Лонгерих, Питер (2010). Холокост: преследование и убийство евреев нацистами . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 83, 241. ISBN. 978-0-19-280436-5 . OCLC 610166248 .
- ^ Ратколб, Оливер. Возвращаясь к национал-социалистическому наследию: примириться с принудительным трудом, экспроприацией, компенсациями и реституцией . Издатели транзакций . п. 84. ИСБН 978-1412833233 .
- ^ Рейхсфюрер СС (1942). Der Untermensch «Недочеловек» . Берлин: Офис СС. Архивировано из оригинала 10 января 2022 года . Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ Беренбаум, Мишель; Пек, Авраам Дж. (1998). Холокост и история: известное, неизвестное, спорное и пересмотренное . Мемориальный музей Холокоста США , Издательство Университета Индианы . стр. 59 и 37. ISBN. 978-0253215291 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эренрайх, Эрик (2007). Доказательство нацистских предков: генеалогия, расовая наука и окончательное решение . Издательство Университета Индианы . п. 10. ISBN 978-0-253-11687-1 .
- ^ Проктор, Роберт Н. (1988). Расовая гигиена: медицина при нацистах . Издательство Гарвардского университета . п. 95. ИСБН 9780674745780 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берген, Дорис Л. (1994). «Нацистская концепция «Volksdeutsche» и обострение антисемитизма в Восточной Европе, 1939-45» . Журнал современной истории . 29 (4): 569–570. дои : 10.1177/002200949402900402 . S2CID 159788983 .
- ^ Луманс 1993 , с. 23.
- ^ О'Доннелл, Криста; Бриденталь, Рената; Рейгин, Нэнси (2005). «3: Немецкоязычные люди и немецкое наследие: нацистская Германия и проблема Volksgemeinschaft». В О'Доннелле, К.; Бриденталь, Рената; Рейгин, Нэнси (ред.). Heimat за рубежом: границы немецкости . Издательство Мичиганского университета . стр. 58–81. дои : 10.3998/mpub.93476 . ISBN 9780472114917 . JSTOR 10.3998/mpub.93476 .
- ↑ Volksgemeinschaft в Британской энциклопедии , март 2021 г. По состоянию на 28 апреля 2023 г.
- ^ Чайлдерс, Томас (2001). «Холокост – война Гитлера против евреев» . История гитлеровской империи, 2-е издание . Эпизод 11. Великие курсы . Событие происходит в 09:05-10:14 . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ Луманс 1993 , с. 31-32.
- ^ Стокинг, Джордж В. (1996). Volksgeist как метод и этика: Очерки боасийской этнографии и немецкой антропологической традиции . Университет Висконсина Пресс . п. 92. ИСБН 978-0299145538 .
- ^ Барроуклаф, Дэвид (2017). В поисках Гитлера: нацистские археологи ищут арийское прошлое . Фонтхилл Медиа; Кембриджский университет . п. 110.
- ^ Лонгерих, Питер (2010). Холокост: нацистское преследование и убийство евреев . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-280436-5 .
- ^ Лазаридис, Иосиф; Алпаслан-Роденберг, Сонгюль; Ачар, Айше; Ачикколь, Айшен; Агеларакис, Анагностис; Агикян, Левон; Акюз, Угур; Андреева, Десислава; Андрияшевич, Гойко; Антонович, Драгана; Армит, Ян; Атмака, Альпер; Аветисян Павел; Айтек, Ахмет Ихсан; Бачваров, Крум (26 августа 2022 г.). «Генетическое исследование древней и средневековой истории Южной Европы и Западной Азии» . Наука . 377 (6609): 940–951. дои : 10.1126/science.abq0755 . ISSN 0036-8075 . ПМЦ 10019558 . ПМИД 36007020 .
- ^ Джонс 1997 , стр. 2–3.
- ^ Файт, Ульрих [на немецком языке] (2012). «Косинна, Густав» . В Зильбермане, Нил Ашер (ред.). Оксфордский справочник по археологии (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199735785 .
- ^ Вейкрт 2013 , с. 541.
- ^ Вейкарт, Ричард (2016). От Дарвина до Гитлера: эволюционная этика, евгеника и расизм в Германии . Издательство Спрингер . п. 15. ISBN 978-1137109866 .
- ^ Вейкрт 2013 , с. 542.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Weikrt 2013 , стр. 543–544.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вейкрт 2013 , с. 544.
- ^ Райбак, Тимоти В. (2010). Частная библиотека Гитлера: книги, которые сформировали его жизнь . Винтажные книги . п. 132. ИСБН 978-0307455260 .
- ^ Геринг, Сара; Залта, Эдвард Н. (2 июля 2014 г.). «Евгеника» . Стэнфордская энциклопедия философии , Стэнфордский университет . Архивировано из оригинала 18 февраля 2022 года . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Шефер 2008 , с. 473.
- ^ Мевлюде Акбулут-Юксель (август 2015 г.). «Долгосрочные прямые и внешние последствия изгнания евреев в нацистской Германии» . Американский экономический журнал . 7 (3): 61. doi : 10.1257/pol.20130223 . hdl : 10419/51695 . S2CID 11860826 .
- ^ Шефер 2008 , стр. 473–474.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шефер 2008 , с. 637.
- ^ Майкл, Джеймс; Бургос, Адам. "Раса" . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 9 марта 2022 года . Проверено 21 марта 2022 г.
- ^ «Окончательное решение» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 21 марта 2022 г.
- ^ Давидович, Люси (1986). Война против евреев . Нью-Йорк: Bantam Books. п. 403 . ISBN 0-553-34302-5 .
- ^ «Документирование количества жертв Холокоста и нацистских преследований» . Мемориальный музей Холокоста США .
- ^ «Польское сопротивление и выводы» . Мемориальный музей Холокоста США . Архивировано из оригинала 2 января 2018 года.
Документация остается фрагментарной, но сегодня ученые независимой Польши полагают, что от 1,8 до 1,9 миллиона польских гражданских лиц (неевреев) стали жертвами немецкой оккупационной политики и войны. В это приблизительное количество входят поляки, убитые в результате казней или умершие в тюрьмах, принудительных работах и концентрационных лагерях. Сюда также входят примерно 225 000 гражданских лиц, ставших жертвами Варшавского восстания 1944 года, более 50 000 гражданских лиц, погибших во время вторжения и осады Варшавы в 1939 году, а также относительно небольшое, но неизвестное число гражданских лиц, убитых во время военной кампании союзников 1944–45 годов по освободить Польшу.
- ^ «Датский центр Холокоста и [исследований геноцида]» . Holocaust-education.dk. 1 сентября 1939 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
- ^ Браунинг, Кристофер (2005). Истоки окончательного решения: эволюция нацистской еврейской политики, сентябрь 1939 г. – март 1942 г. Издательство Университета Небраски . ISBN 978-0-8032-5979-9 .
- ^ Шефер 2008 , стр. 636–637.
- ^ «Происхождение терминов и символов неонацистов и сторонников превосходства белой расы: «кровь и почва» » . Вашингтон, округ Колумбия : Мемориальный музей Холокоста США . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Гудрик-Кларк 2002 , стр. 663–671.
- ^ Гудрик-Кларк 2002 , стр. 221.
- ^ Бламирес, Киприан П. (2006). Бламирес, КП; Джексон, Пол (ред.). Мировой фашизм: Историческая энциклопедия . Том. 1: А–К. АВС-КЛИО. стр. 459–461. ISBN 978-1-57607-940-9 .
- ^ Поток, Марк; Бейрих, Хайди (лето 2006 г.). «Раскол из-за антисемитизма разделяет ключевую группу белых националистов» . Отчет разведки . Проверено 22 февраля 2018 г.
- ^ Гудрик-Кларк 2002 , стр. 232–233.
- ^ Блазак, Рэнди (2009). «Тюремная машина ненависти» . Криминология и государственная политика . 8 (3). Портлендский государственный университет : 633–640. дои : 10.1111/j.1745-9133.2009.00579.x . ISSN 1745-9133 .
- ^ Пилкингтон, Хилари; Попов, Антон (2009). « Понимание неоязычества в России: Религия? Идеология? Философия? Фэнтези? ». У Джорджа Маккея (ред.). Субкультуры и новые религиозные движения в России и Центрально-Восточной Европе . Питер Лэнг. п. 282. ISBN 9783039119219.
- ^ Ларуэль, Марлен (2012). Новое время России. Оккультные и эзотерические измерения . Мюнхен: Кубон и Сагнер. стр. 293–310. ISBN 9783866881976 .
- ^ Ларюэль, Марлен (10 апреля 2008 г.). «Альтернативная идентичность, альтернативная религия? Неоязычество и арийский миф в современной России» . Нации и национализм . 14 (2): 283–301. дои : 10.1111/j.1469-8129.2008.00329.x .
- ^ Ларюэль 2008 , стр. 284–285.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ларуэль 2008 , с. 285.
- ^ Шнирельман, Виктор А. (2 августа 2010 г.). « Христиане! Идите домой»: Возрождение неоязычества между Балтийским морем и Закавказьем (обзор)» . Журнал современной религии . 17 (2): 197–211. дои : 10.1080/13537900220125181 . S2CID 51303383 .
Урбанизированное книжное неоязычество построено людьми с высоким образовательным уровнем. Они не ограничиваются устной традицией и ищут более ранние культуры, реконструированные учеными. Именно на этой основе русские неоязычники выковывают свои версии неоязыческой системы верований: одни подчеркивают индоиранское наследие («арийское», «ведическое»), другие больше увлекаются зороастризмом, третьи являются приверженцами «Рунической магии»
- ^ Ларюэль 2008 , стр. 285–286.
- ^ Суслов Михаил; Коткина, Ирина (2020). «Цивилизационные дискурсы в докторских диссертациях в постсоветской России». Россия как цивилизация . Рутледж , Тейлор и Фрэнсис . п. 171. дои : 10.4324/9781003045977-8 . ISBN 978-1003045977 . S2CID 219456430 .
- ^ Олег, Коцюба (2015). «Правила размежевания: автор, аудитория и эксперименты в украинской и русской литературе 1970-х и 1980-х годов» . Гарвардский университет , Высшая школа искусств и наук : 22.
- ^ Клейн, Лео (2004). Воскрешение Перуна: на пути к реконструкции восточнославянского язычества (на русском языке). Санкт-Петербург : Евразия. стр. 114, 480. ISBN. 9785444804223 .
- ^ Шиженский, Роман (2009). «Неоязыческий миф о князе Владимире» . Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология (на русском языке) (6): 250–256.
- ^ Laruelle, Marlène (25 March 2010). "Арийский миф — русский взгляд / Translation from French by Dmitry Bayuk. 25.03.2010" . Vokrug sveta .
Библиография
- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0691148182 .
- Арвиндссон, Стефан (2006). Арийские идолы: индоевропейская мифология как идеология и наука . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0226028606 .
- Луманс, Валдис О. (1993). Пособники Гиммлера: Volksdeutsche Mittelstelle и немецкие национальные меньшинства Европы, 1933-1945 гг . Издательство Университета Северной Каролины . ISBN 9780807865644 . JSTOR 10.5149/9780807863114_lumans .
- Брайант, Эдвин (2001). Поиски истоков ведической культуры: дебаты об индоарийской миграции . Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/0195137779.001.0001 . ISBN 978-0195169478 .
- Гудрик-Кларк, Николас (1992). Оккультные корни нацизма: тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию . Издательство Нью-Йоркского университета . ISBN 978-0814730607 .
- Гудрик-Кларк, Николас (2002). Черное солнце: арийские культы, эзотерический нацизм и политика идентичности . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0814731550 .
- Тапар, Ромила (январь 1996 г.). «Теория арийской расы и Индии: история и политика» . Социолог . 24 (1/3): 3–29. дои : 10.2307/3520116 . JSTOR 3520116 .
- Вейкрт, Ричард (октябрь 2013 г.). «Роль дарвинизма в нацистской расовой мысли: Гитлер и дарвинизм» . Обзор немецких исследований . 36 (3). Издательство Университета Джонса Хопкинса . JSTOR 43555141 .
- Коннелли, Джон (16 декабря 2008 г.). «Нацисты и славяне: от расовой теории к расистской практике» . Центральноевропейская история . 32 (1). Издательство Кембриджского университета ; Американская историческая ассоциация : 1–33. дои : 10.1017/S0008938900020628 . ПМИД 20077627 . S2CID 41052845 .
- Кауфман, Эми С.; Стертевант, Пол Б. (2020). Историки дьявола: как современные экстремисты злоупотребляют средневековым прошлым . Университет Торонто Пресс . ISBN 978-1487587840 .
- Шефер, Ричард Т. (2008). Энциклопедия расы, этнической принадлежности и общества . Публикации SAGE , Калифорнийский университет . ISBN 978-1412926942 .
- Джилетт, Аарон (2004). Расовые теории в фашистской Италии (1-е изд.). Лондон : Рутледж , Тейлор и Фрэнсис , Университет Хьюстона в центре города . дои : 10.4324/9780203164891 . ISBN 9780203164891 .
- Звелебил, Марек (1995). «На стыке археологии, лингвистики и генетики: индоевропейское расселение и сельскохозяйственный переход в Европе» . Европейский журнал археологии . 3 (1). Издательство Кембриджского университета : 33–70. дои : 10.1179/096576695800688278 .
- Перельцвайг, Ася ; Льюис, Мартин В. (2015). Индоевропейский спор . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1107054530 .
- Мэллори, JP (2015). В поисках индоевропейцев / Язык, археология и миф . Том. 67. Де Грюйтер . дои : 10.1515/pz-1992-0118 . ISBN 978-0500276167 . S2CID 197841755 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Сантуччи, Джеймс А. (1 февраля 2008 г.). «Понятие расы в теософии» . Нова Религио . 2 (3). Издательство Калифорнийского университета : 37–63. дои : 10.1525/номер.2008.11.3.37 .
- Фортсон, Бенджамин В. (2011). «Индо-иранский I: Индийский». Индоевропейский язык и культура (2-е изд.). Колледж литературы, науки и искусств Мичиганского университета , John Wiley & Son . ISBN 978-1444359688 .
- Витцель, Майкл (17 апреля 2008 г.). «Автохтонные арийцы? Свидетельства древнеиндийских и иранских текстов» . Электронный журнал ведических исследований . 14 (3). дои : 10.11588/xarep.00000118 .
- Джонс, Сиан (1997). Археология этнической принадлежности: конструирование идентичностей в прошлом и настоящем (1-е изд.). Лондон: Рутледж , Тейлор и Фрэнсис . дои : 10.4324/9780203438732 . ISBN 978-0203438732 .