Jump to content

арийская раса

Страница полузащищена

Арийская раса — псевдонаучная историческая расовая концепция , возникшая в конце XIX века для описания людей, произошедших от протоиндоевропейцев, как расовой группы . [1] [2] Терминология происходит от исторического использования слова «арийский» , используемого современными индоиранцами как эпитет «благородный». Антропологические , исторические и археологические данные не подтверждают обоснованность этой концепции. [3] [4]

Эта концепция исходит из представления о том, что первоначальные носители протоиндоевропейского языка были явными прародителями высшего образца человечества. [5] [6] и что их потомки до сегодняшнего дня составляют либо особую расу, либо подрасу европеоидной расы , наряду с семитской расой и хамитской расой . [7] Этот таксономический подход к категоризации групп человеческой популяции в настоящее время считается ошибочным и биологически бессмысленным из-за близкого генетического сходства и сложных взаимосвязей между этими группами . [8] [9] [10]

Этот термин был принят различными расистскими и антисемитскими писателями в 19 веке, в том числе Артуром де Гобино , Рихардом Вагнером и Хьюстоном Стюартом Чемберленом . [11] чей научный расизм повлиял на более позднюю нацистскую расовую идеологию . [12] К 1930-м годам эта концепция ассоциировалась как с нацизмом , так и с нордизмом . [13] и использовался для поддержки превосходства белой идеологии арийского расы , которая изображала арийскую расу как « расу господ », [14] неарийцы считались расово неполноценными ( Untermensch , букв. « недочеловек » ) и представляли собой экзистенциальную угрозу, которая должна была быть истреблена . [15] В нацистской Германии эти идеи составили существенную часть государственной идеологии, которая привела к Холокосту . [16] [17]

История

Споры о языковой родине

В конце 18 века протоиндоевропейский (PIE) был создан как предполагаемый общий протоязык индоевропейских языков . [18] [19] Сэр Уильям Джонс , который был провозглашен «самым уважаемым лингвистом в Европе» за свою «Грамматику персидского языка» (1771 г.), был назначен одним из трех судей Верховного суда Бенгалии . [20] Джонс, прибывший в Калькутту и начавший изучать санскрит и Ригведу , был поражен лексическим сходством между санскритом и другими индоевропейскими языками, такими как персидский , готский , греческий и латынь , и пришел к выводу, что санскрит — как потомок язык — принадлежал к тому же праязыку или праязыку языковой семьи — то есть PIE, как и другие индоевропейские языки, [21] в его «Рассуждении об индусах к третьей годовщине» (1786 г.). [22] Однако лингвистическая родина первоначальных носителей протоиндоевропейского языка была политизированной дискуссией среди археологов и лингвистов-сравнительных исторических историков с самого начала , запутавшейся в шовинистических причинах. [19] [23] [24] Некоторые европейские националисты и диктаторы , особенно нацисты, позже пытались идентифицировать протоиндоевропейскую родину в своей стране или регионе как расово превосходящую. [25] [26]

По мнению Леона Полякова , концепция арийской расы глубоко укоренилась в филологии, основанной на работе сэра Уильяма Джонса, утверждавшего, что санскрит родственен греко-римским (европейским) языкам. Другие мыслители придумали секуляризованное происхождение европейской цивилизации, которое не было основано на библейских генеалогиях, от которых долгое время заявляла о своем происхождении европейская аристократия. [27] [28]

Романтизм и социал-дарвинизм

Влияние романтизма в Германии привело к возрождению интеллектуальных поисков «немецкого языка и традиций» и стремлению «отбросить холодную, искусственную логику Просвещения ». [29] После « публикации Дарвином в 1859 году Происхождения видов» и публикации теоретической модели протоиндоевропейского языка (ПИЕ) романтики признали, что язык является определяющим фактором национальной идентичности в сочетании с новыми идеями дарвинизма . [30] Немецкие националисты неправильно использовали научную теорию естественного отбора для обоснования предполагаемой приспособленности одних рас по сравнению с другими, хотя сам Дарвин никогда не применял свою теорию приспособленности к расплывчатым сущностям, таким как расы или языки. [30] «Неприспособленные» расы считались источником генетической слабости и угрозой, которая могла бы испортить превосходные качества «подходящих» рас. [30] Вводящая в заблуждение смесь псевдонауки и романтизма породила новые расовые идеологии, которые использовали искаженные социал-дарвинистские интерпретации расы для объяснения «высшей биологической, духовно-лингвистической сущности северных европейцев » в самовосхваляющих исследованиях. [31] [32] Впоследствии поиски немецких романтиков «чистого» национального наследия привели к интерпретации древних носителей языка PIE как явных прародителей «расово-лингвистического национального стереотипа». [33] [34]

Изобретение арийской расы

Расовая ассоциация термина ариец

Термин « арий » первоначально использовался как этнокультурное самоназвание и эпитет «благородный» индоиранцами и авторами старейших известных религиозных текстов Ригведы . и Авесты в индоиранской ветви индоевропейского языка Семья — санскритская и иранская , жившая в древней Индии и Иране . [35] Хотя санскритское а́рия- и иранское *arya- произошли от формы *ā̆rya-, это было засвидетельствовано только у индоиранских племен. [36] [37] Бенджамин В. Фортсон утверждает, что термина для самоназвания протоиндоевропейцев, возможно, не существовало, и такие морфемы не сохранились. [37] Дж. П. Мэллори и др. утверждает, что хотя термин «арий» принимает этническое значение, свидетельствующее об индоиранцах, нет никаких оснований приписывать это семантическое употребление праиндоевропейской реконструкции лексики *h₂eryós , т.е. нет никаких свидетельств того, что носители прото-иранцев языке называли себя «арийцами». [38] Однако в XIX веке было высказано предположение, что арья- было не только племенным самоназванием индоиранцев, но и самоназванием самих протоиндоевропейцев, - теория, отвергнутая современными учеными. [36] [37] Затем ученые XIX века стали использовать слово «арий» для обозначения индоевропейцев. [36] Ныне дискредитированная и хронологически реконструированная североевропейская гипотеза была поддержана такими учеными, которые определили родину ПИЕ в Северной Европе: [36] что привело к ассоциации « протоиндоевропейцев », первоначально гипотетической языковой популяции носителей евразийского PIE, с новой, воображаемой биологической категорией: «высокая, светлокожая, блондинистая, голубоглазая раса» – предполагаемая фенотипическая раса. черты нордической расы . [39] [40] [41] [42] Англизированный . термин «ариец» затем превратился в чисто расовое значение, подразумевающее нордический расовый тип [42] [36] Однако современные исследователи индоевропейских исследований используют слова «арийский» и «индоарийский» в их исходном смысле, имея в виду индоиранскую и индийскую ветви индоевропейцев. [43]

Классификация человеческих рас основана на ныне псевдонаучном изучении фенотипических различий, разработанном в девятнадцатом веке, и доказательства в поддержку таких теорий были найдены в результате изучения языка и реконструкций языковых семей. [44] Ученые этой эпохи установили этнологический термин «арийцы» как расу, говорившую на протоиндоевропейском языке, и в этом контексте этот термин часто использовался как синоним «индоевропейцев». [44]

Ученые отмечают, что даже в древние времена арийская идентичность, утверждаемая в Ригведе, была культурной , религиозной и языковой , а не расовой; также не Веды рассматривают расовую чистоту . [45] [46] [47] Ригведа подтверждает ритуальный барьер : человек считается арийцем, если он приносит жертву правильным богам, что требует совершения традиционной молитвы на традиционном языке и не означает расового барьера. [46] Майкл Витцель утверждает, что термин «арийцы» «означает не конкретный народ или даже определенную «расовую» группу, а всех тех, кто присоединился к племенам, говорящим на ведическом санскрите и придерживающимся их культурных норм (таких как ритуалы, поэзия и т. д.)». [47] Ученые утверждают, что исторические арийцы, племена ведического периода бронзового века , жившие в Иране , Афганистане и на северном Индийском субконтиненте — составители Ригведы и Авесты — вряд ли были блондинами или голубоглазыми, в отличие от сторонников арийства. и нордизм. [24] [48]

Гипотеза Северной Европы и археологическое подтверждение

Расовая интерпретация арийцев проистекает из ныне дискредитированной теории культурно-исторической археологии Густава Коссинны , который утверждал взаимно однозначное соответствие между археологической культурой и археологической расой . [49] [50] По мнению Коссинны, непрерывность «культуры» обнажает непрерывность «расы», постоянно жившей на одной и той же территории, а сходство культуры более молодого слоя с культурой более древнего слоя указывает на то, что автохтонное племя из Родина мигрировала. [51] Косинна разработал этническую парадигму в археологии, названную археологией поселений , и практиковал националистическую интерпретацию немецкой археологии Третьего рейха . [52] Устаревшая североевропейская гипотеза была поддержана Косинной и Карлом Пенкой , в том числе немецкими националистами, что позже использовалось нацистами для оправдания своей геноцидной и расистской государственной политики. [39] [23] Коссинна отождествлял протоиндоевропейцев с культурой шнуровой керамики и помещал родину протоиндоевропейцев в Шлезвиг-Гольштейн . [53] Он утверждал диффузионистскую модель культуры и подчеркивал расовое превосходство германских народов над римлянами ( Римская империя ) и французами , которых он называл разрушителями культуры по сравнению с германцами. [54] Идеи Коссинны подверглись резкой критике за присущую им двусмысленность в методах и защите идеологии германской господствующей расы . [55]

Самое раннее использование арийской расы

Издание « Беседы-лексикона Мейерса» девятнадцатого века показывает европеоидную расу (в оттенках серовато-сине-зеленого цвета), состоящую из арийцев , семитов и хамитов . Арии подразделяются на европейских арийцев и индоарийцев (так называемых сейчас индоиранцев). [56] [57]

Макс Мюллер популяризировал термин «ариец» в своих трудах по сравнительному языкознанию . [58] и его часто называют первым писателем, упомянувшим арийскую расу на английском языке. [59] Он начал расовую интерпретацию ведических отрывков , основываясь на своем редактировании Ригведы с 1849 по 1874 год. [60] Он постулировал, что небольшой арийский клан жил на возвышенности в Центральной Азии и говорил на протоязыке, являющемся предком более поздних индоевропейских языков, который позже разветвился в двух направлениях: одно двинулось в Европу, а другое мигрировало в Иран, в конечном итоге снова разделившись. темнокожих дасов скифского происхождения . при этом одна группа вторглась на северо-запад Индии и завоевала живших там [61] Северные арийцы Европы стали энергичными и воинственными и изобрели идею нации, в то время как южные арийцы Ирана и Индии были пассивными и медитативными и сосредоточились на религии и философии. [62]

Хотя впоследствии Мюллер иногда использовал термин «арийская раса», позже он возражал против смешения лингвистических и расовых категорий: [63] и был «глубоко опечален тем фактом, что эти классификации позже стали выражаться в расистских терминах». [64] В своей лекции 1888 года в Оксфорде он заявил: «Науку о языке и науку о человеке нельзя слишком сильно разделять [...] было бы так же неправильно говорить об арийской крови, как и о долихоцефальной грамматике». [63] и в своих «Биографиях слов и дома ариев» (1888) он пишет: «[]этнолог, который говорит об арийской расе, арийской крови, арийских глазах и волосах, является великим грешником как лингвист [...] ]". [65]

Европейские ученые XIX века интерпретировали ведические отрывки как изображение битвы между светлокожими арийскими мигрантами и темнокожими коренными племенами, но современные ученые отвергают эту характеристику расового разделения как неправильное прочтение санскритского текста. [66] и указывают, что Ригведическая оппозиция между арья и дасью представляет собой различие между «беспорядком, хаосом и темной стороной человеческой природы» в отличие от концепций «порядка, чистоты, добра и света», [66] и « темный и светлый миры ». [67] [45] В других контекстах ведических отрывков различие между арья и дасю относится к тем, кто принял ведическую религию , говорящим на ведическом санскрите, и к тем, кто выступал против нее. [47] [68]

Однако все большее число западных писателей этой эпохи, особенно среди антропологов и неспециалистов, находящихся под влиянием дарвинистских теорий, противопоставляли арийцам «физико-генетический вид», а не этнолингвистическую категорию. [69] [70]

Энциклопедии и учебники по историографии, этнографии и антропологии этой эпохи, такие как Meyers Konversations-Lexikon , Brockhaus Enzyklopädie , Nordisk familjebok , Герберта Уэллса » «Краткая история мира , Джона Кларка Ридпата » «Великие расы человечества и другие. работы усилили европейские расовые конструкции, разработанные на основе ныне псевдонаучных концепций, таких как расовая таксономия , социальный дарвинизм и научный расизм , для классификации человеческих рас. [56] [71] [72] [73]

Теории расового превосходства

Термин «ариец» был принят различными расистскими и антисемитскими писателями, такими как Артур де Гобино , Теодор Поше , Хьюстон Чемберлен , Поль Брока , Карл Пенка и Ганс Гюнтер в девятнадцатом веке для пропаганды научного расизма , порождая такие идеологии, как нордизм и арийство . [40] [41] [42] [74] значение термина «ариец» было отделено от его собственно географического и лингвистического ограничения как индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи . К этому времени [42] Неравенство рас и понятие «высшей расы» были повсеместно приняты учеными той эпохи, поэтому раса относилась к «национальному характеру и национальной культуре» за пределами биологических ограничений. [75]

В 1853 году Артюр де Гобино опубликовал «Опыт о неравенстве человеческих рас» , в котором первоначально определил арийскую расу как белую расу. [76] и единственный цивилизованный, и считал культурный упадок и смешанные браки тесно переплетенными. [3] Он утверждал, что арийцы представляют высшую ветвь человечества. [77] и попытался идентифицировать расы Европы как арийские и связал их с сыновьями Ноя , подчеркивая превосходство, и отнёс неарийское к вторжению в семитскую расу . [62] По его словам, северные европейцы мигрировали по всему миру и основали основные цивилизации, прежде чем были растворены в результате расового смешения с коренным населением, которое описывалось как расово неполноценное, что привело к постепенному упадку древних арийских цивилизаций. [2] [3]

В 1878 году немецко-американский антрополог Теодор Пеше опубликовал обзор исторических ссылок, пытаясь продемонстрировать, что арийцы были светлокожими голубоглазыми блондинами. [40]

В 1899 году Хьюстон Стюарт Чемберлен », которую называют «одним из самых важных протонацистских текстов» опубликовал книгу « Основы девятнадцатого века , в которой он выдвинул теорию экзистенциальной борьбы насмерть между превосходящей немецко-арийской расой и разрушительной Еврейско-семитская раса. [78]

В 1916 году Мэдисон Грант опубликовал «Уход великой расы », полемику против скрещивания «арийских» американцев, первых поселенцев Тринадцати колоний британско-шотландско-ирландско-немецкого происхождения, с иммигрантскими «низшими расами», которые, по его мнению, были , поляки , чехи , евреи и итальянцы . [42] В то время книга была бестселлером. [42]

Хотя теория арийской расы оставалась популярной, особенно в Германии , некоторые авторы выступали против нее, в частности Отто Шрадер , Рудольф фон Иеринг и этнолог Роберт Хартманн , которые предложили запретить понятие арийца из антропологии. [77] Этот термин также был принят различными оккультистами и эзотерическими идеологическими системами этой эпохи, такими как Елена Блаватская , [79] и Ариософия . [80]

нацизм

Недочеловеки и низшие расы в нацистской Германии

Расовая политика нацистской Германии , Нюрнбергские законы 1935 года и расистские доктрины Адольфа Гитлера считали евреев , цыган и славян , включая поляков , чехов , русских и сербов , «расово неполноценными недочеловеками» ( нем . Untermensch , букв . недочеловек»); [81] [16] [82] [83] этот термин также применялся к « мишлингам » (лицам смешанного «арийского» и неарийского происхождения, например еврейского происхождения) и чернокожим людям . [84] [85]

Значение термина «арийец» в нацистских расовых теориях

Определение арийца, которое включало всех европейцев-неевреев, было сочтено неприемлемым, и Экспертный комитет по вопросам народонаселения и расовой политики 1933 года собрал вместе важных нацистских интеллектуалов Альфреда Плётца , Фрица Тиссена и Эрнста Рюдина для планирования курса нацистской расовой политики. , определяя арийца как человека, который «племенно связан с немецкой кровью и является потомком народа » . [86] [87] Термин « Volksdeutsche » использовался нацистами для обозначения «этнических немцев», не имевших гражданства Германского Рейха; [88] Volksdeutsche далее состоит из «расовых групп» - меньшинств внутри государства, которые являются потомками народа , проживавшего в Европе в закрытом племенном поселении и тесно связанных с немецкой расовой общностью. [89] [86] Нацистская концепция « Volksgemeinschaft » расово объединила этнических немцев, в том числе тех, кто жил за пределами Германского рейха, предлагая считать арийцами только членов расовой общности. [90] [91]

Члены СС считали, что арийцы могут быть выбраны из населения фольксдойче по всей Европе для создания «расы господ». [92] Нацистская партия создала организацию НСДАП/АО для распространения нацистской пропаганды среди этнических немецких меньшинств, считающихся фольксдойче, в Центральной и Восточной Европе. [93] Нацистские расовые теории считали «чистейшим потомством арийцев» нордические народы , идентифицированные по физическим антропологическим особенностям, таким как высокий рост, белая кожа, голубые глаза, узкие и прямые носы, долиоцефальные черепа , выступающие подбородки и светлые волосы, включая скандинавов , немцев , английский и французский , [94] [95] при этом нордические и германские народы являются «высшей расой» ( нем . Herrenrasse ). [96] Недавние археогенетические исследования противоречат этим идеям и вместо этого предполагают, что у протоиндоевропейских говорящих народов, вероятно, были карие глаза и волосы, а также средний цвет кожи. [97]

Исторический ревизионизм

После смерти Коссинны Генрих Гиммлер и другие нацистские деятели, такие как Альфред Розенберг , переняли его националистические теории германских народов и методологии, включая археологию поселений, и основали СС организацию «Аненербе» ( нем . Deutsches Ahnenerbe ) для проведения археологических исследований предполагаемая «германская экспансия в доисторическую эпоху». [98] [99] Нацистские ученые поддержали ныне дискредитированную североевропейскую гипотезу , пытаясь доказать, что на PIE изначально говорила «арийская господствующая раса», и связывали семитские языки с «низшими расами». [25] Исторический ревизионизм вокруг расы распространялся через нацистский аналитический центр «Аненербе». [11] [74] В своей нацистской расовой идеологии Гитлер регулярно ссылался на социал-дарвинистские концепции Эрнста Геккеля, такие как высшая эволюция ( нем . Höherentwicklung ), борьба за существование ( нем . Existenzkampf ), отбор ( нем . Auslese ), борьба за жизнь ( нем . Lebenskampf ). что является центральной темой главы «Нация и раса» «Майн кампф » . [100] Социальный дарвинизм Геккеля также получил высокую оценку Альфреда Плетца, основателя Немецкого общества расовой гигиены , который сделал его почетным членом евгенической организации. [101]

Нацистская евгеника и превосходство северных стран

В 1938 году министерство образования Рейха выпустило немецкую учебную программу по биологии, которая отражала учебную программу, разработанную Национал-социалистической лигой учителей , и подчеркивала социал-дарвинстскую интерпретацию эволюции человеческих рас. [102] Ганс Вайнерт , который вступил в СС и работал в Институте антропологии кайзера Вильгельма, публикуя теории нацистской евгеники и расовой эволюции, утверждал, что нордическая раса является высокоразвитой расой, а австралийские аборигены — низшим рангом в расовой иерархии . [103] Ганс Ф. К. Гюнтер считался самым влиятельным нацистским антропологом, хотя у него не было профессионального образования. [104] Расистские сочинения Гюнтера о нордизме были пропитаны идеями Гобино, который считал, что нордическая раса зародилась в Северной Европе и распространилась посредством завоеваний; [103] это выразило одобрение нацистской политики евгеники и оказало решающее влияние на научный расизм. [104] Теории Гюнтера получили одобрение со стороны Гитлера, который позже включил его книги в качестве рекомендуемого материала для чтения для членов нацистской партии . [105] После прихода к власти нацистов селективное разведение поощрялось по предполагаемым арийским чертам, таким как атлетизм, светлые волосы и голубые глаза, в то время как «низшие расы» и люди с физическими или психическими заболеваниями считались « жизнью, недостойной жизни » ( нем . lebensunwertes) . Leben , букв. « жизнь, недостойная жизни ») и многие были интернированы в концентрационные лагеря . [106]

Этническая чистка и Холокост

Кульминация нацистских евгенических и расовых гигиенических программ стерилизации и истребления, направленных на создание « арийской господствующей расы » и уничтожение «низших неарийских типов», таких как евреи, славяне, поляки, цыгане, гомосексуалисты и инвалиды . [14] [107] Нацистская Германия ввела антиеврейское законодательство , которое систематически дискриминировало евреев , требуя арийского сертификата для гражданина Германского Рейха . [108] [109] После того, как Гитлер стал канцлером Германии , государственная политика нацистской Германии стала все более враждебной по отношению к предполагаемым «низшим типам». [110] особенно евреи, которые считались высшим проявлением семитской расы, [111] а сегрегация евреев в гетто завершилась политикой истребления, которую нацисты назвали окончательным решением еврейского вопроса . [112] систематически В результате преследований, спонсируемых государством, погибло более 6 миллионов евреев. [113] 5,7 миллионов славян, [114] 1,8–3 миллиона поляков, [115] 270 000 инвалидов, [116] среди других жертв , в том числе детей, в результате массовых расстрелов , газовых камер , газовых фургонов и концентрационных лагерей в процессе, известном как Холокост . [117] [118] Этнические немцы считали, что фольксдойче присоединились к местным организациям СС при НСДАП/АО и участвовали в спонсируемых нацистами погромах в Восточной и Центральной Европе во время Холокоста, включая захват еврейской собственности. [88] [119] Вера в арийскую расу использовалась нацистами для оправдания преследований, изображая жертв как «антиподов и вечных врагов арийцев». [110]

Превосходство белых

После поражения нацистской Германии во Второй мировой войне различные неонацистские и расовые националистические движения разработали более всеобъемлющее определение арийцев, претендующих на западноевропейские народы, при этом нордические и германские народы являются наиболее «расово чистыми». [120] [121] [122] Однако в Соединенных Штатах большинство белых националистов определяют белизну в широком смысле как людей европейского происхождения , а некоторые считают евреев белыми, хотя это вызывает споры в кругах белых националистов. [123]

Многие неонацистские группы и тюремные банды сторонников превосходства белой расы, особенно в Соединенных Штатах, считают себя частью арийской расы, включая Арийское Братство , Арийские Нации , Арийскую Гвардию , Арийскую Республиканскую Армию , Белое Арийское Сопротивление , Арийский Круг , Арийское Братство. Техаса и другие . [124] [125]

Неоязыческие движения

Индоевропейская история, реальная и вымышленная, играет значительную роль в различных неоязыческих движениях. [24]

Русское неоязычество

« Коловрат », наиболее распространенный символ славянского неоязычества. По мнению практиков, это древний славянский символ; однако историческое использование такой иконографии не засвидетельствовано в достоверных источниках. [126] [127]

Русские славянофильские движения заимствовали различные отдельные идеи предполагаемого «престижного арийского происхождения» европейцев из нацистской Германии. [128] [24] Хотя русское православие оказало основное религиозное влияние на русских националистов, эти группы скептически отнеслись к главенству христианства , которые позже начали поиск древнего текста, чтобы обосновать «возвращение к истокам». [129] Различные авторы газеты «Жар-Птица» проявили интерес к предполагаемой рукописи — « Книге Велеса », которая предположительно датируется первым веком до нашей эры. [130] Ф. А. Изенбек Офицер Белой армии утверждал, что эта рукопись была обнаружена во время Гражданской войны в России . Однако один из друзей Изенбека, Юрий Миролюбов, подделал рукопись и использовал термин « ведизм » для описания русского неоязычества; Позже он присвоил индийское религиозное писание Веды , чтобы возвеличить рукопись. [130] [131] Националистически настроенные белые русские эмигранты и неоязычники считают рукопись подлинным историческим источником славянской древности. [132] которые утверждают о прямой связи между «древними ариями» и самими собой как славянами. [24] признали рукопись литературной подделкой . Однако ученые [133] [134] Алексей Добровольский , российский неонацист . [135] считается основоположником нацистских идеологов славянского неоязычества . [136] [137]

Движение богини

С ростом феминизма первой волны различные авторы движения Богини изображали древних индоевропейцев как «патриархальных, воинственных захватчиков, разрушивших утопический доисторический мир женского мира и красоты». в различных археологических драмах и книгах, таких как Риана Эйслер, « Чаша и клинок» (1987) и Марии Гимбутас « Цивилизация богини» (1991). [24]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ^ Найт Данлэп (октябрь 1944 г.). «Великий арийский миф» . Научный ежемесячник . 59 (4). Американская ассоциация содействия развитию науки : 296–300. Бибкод : 1944SciMo..59..296D . JSTOR   18253 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арвиндссон 2006 , стр. 13–50.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Арвиндссон 2006 , с. 45.
  4. ^ Рамасвами, Сумати (июнь 2001 г.). «Остатки расы: археология, национализм и стремление к цивилизации в долине Инда» . Обзор экономической и социальной истории Индии . 38 (2): 105–145. дои : 10.1177/001946460103800201 . ISSN   0019-4646 . S2CID   145756604 .
  5. ^ Перельцвайг и Льюис 2015 , с. 11.
  6. ^ Энтони 2007 , с. 2.
  7. ^ Миш, Фредерик К., главный редактор Десятого нового университетского словаря Вебстера, Спрингфилд, Массачусетс. 1994 г. - Мерриам-Вебстер. См. исходное определение (определение № 1) слова «арийец» на английском языке. 0. 66
  8. ^ Темплтон, А. (2016). «Эволюция и представления о человеческой расе». В Лососе, Дж.; Ленски, Р. (ред.). Как эволюция формирует нашу жизнь: очерки по биологии и обществу . Принстон; Оксфорд: Издательство Принстонского университета. стр. 346–361. дои : 10.2307/j.ctv7h0s6j.26 . ISBN  9780691170398 . JSTOR   j.ctv7h0s6j . …ответ на вопрос, существуют ли расы у человека, ясен и однозначен: нет.
  9. ^ Вагнер, Дженнифер К.; Ю, Джун Хо; Ифеквунигве, Джейн О.; Харрелл, Таня М.; Бамшад, Майкл Дж.; Роял, Чармейн Д. (февраль 2017 г.). «Взгляды антропологов на расу, происхождение и генетику» . Американский журнал физической антропологии . 162 (2): 318–327. дои : 10.1002/ajpa.23120 . ПМК   5299519 . ПМИД   27874171 .
  10. ^ Американская ассоциация физических антропологов (27 марта 2019 г.). «Заявление AAPA о расе и расизме» . Американская ассоциация физических антропологов . Проверено 19 июня 2020 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пол Б. Рич (1998). «Расовые идеи и влияние империализма в Европе» . Европейское наследие . 3 (1): 30–33. дои : 10.1080/10848779808579862 .
  12. ^ Энтони 2007 , стр. 13–40.
  13. ^ Грегор, Джеймс (1961). «Возвращение к нордизму». Филон . 22 (4): 352–360. дои : 10.2307/273538 . JSTOR   273538 .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брайант, 2001 , стр. 33–50.
  15. ^ Лонгерих, Питер (2010). Холокост: нацистское преследование и убийство евреев . Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0191613470 .
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гордон, Сара Энн (1984). Гитлер, немцы и «еврейский вопрос» . Мазал Коллекция Холокоста. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 96. ИСБН  0-691-05412-6 . OCLC   9946459 .
  17. ^ «Арийский» . Энциклопедия Холокоста , Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 25 февраля 2022 г.
  18. ^ Брайант 2001 , с. 20.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Энтони 2007 , стр. 4–5.
  20. ^ Энтони 2007 , с. 6.
  21. ^ Энтони 2007 , с. 7.
  22. ^ Сантуччи 2008 , с. 40.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Звелебиль 1995 , стр. 34.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Энтони 2007 , с. 10.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ренфрю, Колин (октябрь 1989 г.). «Происхождение индоевропейских языков» . Научный американец . 261 (4). США : 108. Бибкод : 1989SciAm.261d.106R . дои : 10.1038/scientificamerican1089-106 . JSTOR   24987446 .
  26. ^ Энтони 2007 , с. 5.
  27. ^ Леусси, Афина (2001). Энциклопедия национализма . Соединенное Королевство: Тейлор и Фрэнсис. п. 11. Этому процессу также способствовал романтизм, который прославлял экзотику и поощрял идею о том, что величайшие цивилизационные достижения Европы можно объяснить стимулами древних арийских племенных движений... Историки, казалось, все больше стремились обнаружить в каждом случае энергичное национальное прошлое, на основе которого можно спроецировать еще большее будущее. Ученые, ищущие арийское происхождение, также использовали такие новые дисциплины, как этнология и антропология.
  28. ^ Джудакен, Джонатан (6 марта 2024 г.). «Леон Поляков, философия и секуляризация антииудаизма в развитии расизма» . Философский журнал для аспирантов . 35 (1): 193–195. Казалось, что в эпоху науки европейцы, освободившись от общепринятой ноевой генеалогии и отвергнув Адама как общего отца, искали новых предков, но не смогли порвать с традицией, устанавливавшей их происхождение на сказочном Востоке. Именно наука лингвистика должна была дать имя этим предкам, противопоставив арийцев хамитам, монголам — и евреям.
  29. ^ Энтони 2007 , стр. 7–8.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Энтони 2007 , с. 8.
  31. ^ Гудрик-Кларк 1992 , стр. 12–14.
  32. ^ Энтони 2007 , стр. 8–9.
  33. ^ Энтони 2007 , стр. 8–10.
  34. ^ Миш, Фредерик К., главный редактор Десятого нового университетского словаря Вебстера Спрингфилд, Массачусетс: 1994. Мерриам-Вебстер, с. 66
  35. ^ Энтони 2007 , стр. 9–10.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Фортсон 2011 , с. 209.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фортсон 2011 , с. 22.
  38. ^ Дж. П. Мэллори ; Дуглас К. Адамс (август 2006 г.). «Протоиндоевропейское общество». Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Издательство Оксфордского университета . п. 266. ИСБН  9780199296682 .
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вильяр, Франциско (1991). Индоевропейцы и происхождение Европы: язык и история (на испанском языке). Мадрид: Гредос. стр. 42–47. ISBN  84-249-1471-6 .
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэллори 2015 , с. 268.
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арвиндссон 2006 , с. 43.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Энтони 2007 , с. 9.
  43. ^ Фортсон 2011 , с. 209-210.
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэшмор, Эллис (1997). «Язык, раса и этническая принадлежность». Словарь расовых и этнических отношений (4-е изд.). Рутледж . п. 198. дои : 10.4324/9780203437513 . ISBN  978-0203437513 .
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брайант, 2001 , стр. 60–63.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Энтони 2007 , с. 11.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Витцель 2008 , с. 21.
  48. ^ Витцель 2008 , стр. 10–11.
  49. ^ Кох, Джон Т. (2020). «Кельто-германский язык: более поздняя предыстория и протоиндоевропейская лексика на Севере и Западе» (PDF) . Университет Уэльса , Центр углубленных исследований валлийского и кельтского языков. п. 14. Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 года . Проверено 6 апреля 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  50. ^ Звелебил 1995 , стр. 42–44.
  51. ^ Арвиндссон 2006 , с. 143.
  52. ^ Джонс 1997 , с. 2.
  53. ^ Арвиндссон 2006 , стр. 142–143.
  54. ^ Арнольд, Беттина (июль – август 1992 г.). «Прошлое как пропаганда: как гитлеровские археологи исказили европейскую предысторию, чтобы оправдать расистские и территориальные цели». Археология . Археологический институт Америки : 30–37.
  55. ^ Файт, Ульрих [на немецком языке] (2012). «Косинна, Густав» . В Зильбермане, Нил Ашер (ред.). Оксфордский справочник по археологии (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0199735785 .
  56. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ленер, Георг (2015). «4 «Расы» Восточной Азии в европейских энциклопедиях девятнадцатого века». Раса и расизм в современной Восточной Азии . Том. 4. Издательство «Брилл» . стр. 77–101. дои : 10.1163/9789004292932_005 . ISBN  978-9004292932 .
  57. ^ «Разговорный лексикон Мейерса: Том 11: Лузула – Натаниэль» . Ретро-библиотека (на немецком языке). Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 15 апреля 2022 г.
  58. ^ «Арийский» . Этимонлин . Архивировано из оригинала 8 февраля 2023 года . Проверено 10 мая 2023 г.
  59. ^ Брайант 2001 , с. 33.
  60. ^ Брайант 2001 , с. 60.
  61. ^ Тапар 1996 , стр. 5–6.
  62. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тапар 1996 , с. 5.
  63. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Реднер, Гарри (16 марта 2019 г.). «Диалектика классицизма: Рождение нацизма из духа классицизма» . Тезис одиннадцатый . 152 (1). Публикации SAGE : 22. doi : 10.1177/0725513619850915 . S2CID   181387481 .
  64. ^ Эслебер, Йорг; Кренцле, Кристина; Кулкарни, Суканья (11 июля 2008 г.). Картирование каналов между Гангом и Рейном: немецко-индийские межкультурные отношения . Издательство Кембриджских ученых . п. 62. ИСБН  9781847185877 . В последующие годы, особенно перед смертью, он был глубоко опечален тем фактом, что позже эти классификации стали выражаться в расистских терминах.
  65. ^ Джон Р. Стоун, изд. (2002). Основное Макс Мюллер о языке, мифологии и религии . Издательство Спрингер . п. 18. дои : 10.1007/978-1-137-08450-7 . ISBN  978-1-137-08450-7 .
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уэст, Барбара А. (2010). Энциклопедия народов Азии и Океании . Информационная база. п. 182. ИСБН  9781438119137 .
  67. ^ Брайант, Эдвин; Паттон, Лори (2004). Индо-арийский спор: доказательства и выводы из истории Индии . Рутледж . п. 8. ISBN  978-1135791025 .
  68. ^ Маджумдар, Рамеш К. История и культура индийского народа : Ведический век . Том. 253. Бхаратия Видья Бхаван . п. 253. ИСБН  9788172764401 .
  69. ^ Гудрик-Кларк, Николас (1985). Оккультные корни нацизма: ариософы Австрии и Германии 1890–1935 гг . Веллингборо Аквариан Пресс. п. 5. ISBN  0850304024 .
  70. ^ Арвиндссон 2006 , с. 61.
  71. ^ Мэттью Дж. (4 мая 2010 г.). «Стать кавказцем: превратности белизны в американской политике и культуре» . Глобальные исследования в области культуры и власти . 8 (1): 89–90. дои : 10.1080/1070289X.2001.9962685 . S2CID   145003887 .
  72. ^ Чернокожие и чернота в европейском искусстве долгого девятнадцатого века (1-е изд.). Рутледж . 5 июля 2017. с. 21. ISBN  9781138310315 .
  73. ^ Грегерс Ф (28 ноября 2020 г.). «Введение: нордизм, миф и современность» . Нордизм и современность . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 1–13. дои : 10.1007/978-3-030-61210-8_1 . ISBN  978-3-030-61210-8 . S2CID   229648042 .
  74. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кауфман и Стертевант, 2020 , стр. 57–58.
  75. ^ Сантуччи 2008 , стр. 40–41.
  76. ^ «Арийский» . Британская энциклопедия . Проверено 24 апреля 2022 г.
  77. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Орсуччи, Андреа (10 марта 2002 г.). «Арийские, индогерманские, средиземноморские линии: аспекты дебатов о европейских расах (1870–1914)» (на итальянском языке). Журнал Cromohs, Флорентийский университет . Архивировано из оригинала 10 марта 2002 года.
  78. ^ Арвиндссон 2006 , с. 155.
  79. ^ Гудрик-Кларк 1992 , стр. 20–21.
  80. ^ Гудрик-Кларк 1992 , стр. 227.
  81. ^ Коннелли 2008 , стр. 4–11.
  82. ^ Лонгерих, Питер (2010). Холокост: преследование и убийство евреев нацистами . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 83, 241. ISBN.  978-0-19-280436-5 . OCLC   610166248 .
  83. ^ Ратколб, Оливер. Возвращаясь к национал-социалистическому наследию: примириться с принудительным трудом, экспроприацией, компенсациями и реституцией . Издатели транзакций . п. 84. ИСБН  978-1412833233 .
  84. ^ Рейхсфюрер СС (1942). Der Untermensch «Недочеловек» . Берлин: Офис СС. Архивировано из оригинала 10 января 2022 года . Проверено 14 марта 2022 г.
  85. ^ Беренбаум, Мишель; Пек, Авраам Дж. (1998). Холокост и история: известное, неизвестное, спорное и пересмотренное . Мемориальный музей Холокоста США , Издательство Университета Индианы . стр. 59 и 37. ISBN.  978-0253215291 .
  86. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эренрайх, Эрик (2007). Доказательство нацистских предков: генеалогия, расовая наука и окончательное решение . Издательство Университета Индианы . п. 10. ISBN  978-0-253-11687-1 .
  87. ^ Проктор, Роберт Н. (1988). Расовая гигиена: медицина при нацистах . Издательство Гарвардского университета . п. 95. ИСБН  9780674745780 .
  88. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берген, Дорис Л. (1994). «Нацистская концепция «Volksdeutsche» и обострение антисемитизма в Восточной Европе, 1939-45» . Журнал современной истории . 29 (4): 569–570. дои : 10.1177/002200949402900402 . S2CID   159788983 .
  89. ^ Луманс 1993 , с. 23.
  90. ^ О'Доннелл, Криста; Бриденталь, Рената; Рейгин, Нэнси (2005). «3: Немецкоязычные люди и немецкое наследие: нацистская Германия и проблема Volksgemeinschaft». В О'Доннелле, К.; Бриденталь, Рената; Рейгин, Нэнси (ред.). Heimat за рубежом: границы немецкости . Издательство Мичиганского университета . стр. 58–81. дои : 10.3998/mpub.93476 . ISBN  9780472114917 . JSTOR   10.3998/mpub.93476 .
  91. Volksgemeinschaft в Британской энциклопедии , март 2021 г. По состоянию на 28 апреля 2023 г.
  92. ^ Чайлдерс, Томас (2001). «Холокост – война Гитлера против евреев» . История гитлеровской империи, 2-е издание . Эпизод 11. Великие курсы . Событие происходит в 09:05-10:14 . Проверено 17 апреля 2023 г.
  93. ^ Луманс 1993 , с. 31-32.
  94. ^ Стокинг, Джордж В. (1996). Volksgeist как метод и этика: Очерки боасийской этнографии и немецкой антропологической традиции . Университет Висконсина Пресс . п. 92. ИСБН  978-0299145538 .
  95. ^ Барроуклаф, Дэвид (2017). В поисках Гитлера: нацистские археологи ищут арийское прошлое . Фонтхилл Медиа; Кембриджский университет . п. 110.
  96. ^ Лонгерих, Питер (2010). Холокост: нацистское преследование и убийство евреев . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-280436-5 .
  97. ^ Лазаридис, Иосиф; Алпаслан-Роденберг, Сонгюль; Ачар, Айше; Ачикколь, Айшен; Агеларакис, Анагностис; Агикян, Левон; Акюз, Угур; Андреева, Десислава; Андрияшевич, Гойко; Антонович, Драгана; Армит, Ян; Атмака, Альпер; Аветисян Павел; Айтек, Ахмет Ихсан; Бачваров, Крум (26 августа 2022 г.). «Генетическое исследование древней и средневековой истории Южной Европы и Западной Азии» . Наука . 377 (6609): 940–951. дои : 10.1126/science.abq0755 . ISSN   0036-8075 . ПМЦ   10019558 . ПМИД   36007020 .
  98. ^ Джонс 1997 , стр. 2–3.
  99. ^ Файт, Ульрих [на немецком языке] (2012). «Косинна, Густав» . В Зильбермане, Нил Ашер (ред.). Оксфордский справочник по археологии (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780199735785 .
  100. ^ Вейкрт 2013 , с. 541.
  101. ^ Вейкарт, Ричард (2016). От Дарвина до Гитлера: эволюционная этика, евгеника и расизм в Германии . Издательство Спрингер . п. 15. ISBN  978-1137109866 .
  102. ^ Вейкрт 2013 , с. 542.
  103. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Weikrt 2013 , стр. 543–544.
  104. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вейкрт 2013 , с. 544.
  105. ^ Райбак, Тимоти В. (2010). Частная библиотека Гитлера: книги, которые сформировали его жизнь . Винтажные книги . п. 132. ИСБН  978-0307455260 .
  106. ^ Геринг, Сара; Залта, Эдвард Н. (2 июля 2014 г.). «Евгеника» . Стэнфордская энциклопедия философии , Стэнфордский университет . Архивировано из оригинала 18 февраля 2022 года . Проверено 27 марта 2022 г.
  107. ^ Шефер 2008 , с. 473.
  108. ^ Мевлюде Акбулут-Юксель (август 2015 г.). «Долгосрочные прямые и внешние последствия изгнания евреев в нацистской Германии» . Американский экономический журнал . 7 (3): 61. doi : 10.1257/pol.20130223 . hdl : 10419/51695 . S2CID   11860826 .
  109. ^ Шефер 2008 , стр. 473–474.
  110. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шефер 2008 , с. 637.
  111. ^ Майкл, Джеймс; Бургос, Адам. "Раса" . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 9 марта 2022 года . Проверено 21 марта 2022 г.
  112. ^ «Окончательное решение» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 21 марта 2022 г.
  113. ^ Давидович, Люси (1986). Война против евреев . Нью-Йорк: Bantam Books. п. 403 . ISBN  0-553-34302-5 .
  114. ^ «Документирование количества жертв Холокоста и нацистских преследований» . Мемориальный музей Холокоста США .
  115. ^ «Польское сопротивление и выводы» . Мемориальный музей Холокоста США . Архивировано из оригинала 2 января 2018 года. Документация остается фрагментарной, но сегодня ученые независимой Польши полагают, что от 1,8 до 1,9 миллиона польских гражданских лиц (неевреев) стали жертвами немецкой оккупационной политики и войны. В это приблизительное количество входят поляки, убитые в результате казней или умершие в тюрьмах, принудительных работах и ​​концентрационных лагерях. Сюда также входят примерно 225 000 гражданских лиц, ставших жертвами Варшавского восстания 1944 года, более 50 000 гражданских лиц, погибших во время вторжения и осады Варшавы в 1939 году, а также относительно небольшое, но неизвестное число гражданских лиц, убитых во время военной кампании союзников 1944–45 годов по освободить Польшу.
  116. ^ «Датский центр Холокоста и [исследований геноцида]» . Holocaust-education.dk. 1 сентября 1939 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
  117. ^ Браунинг, Кристофер (2005). Истоки окончательного решения: эволюция нацистской еврейской политики, сентябрь 1939 г. – март 1942 г. Издательство Университета Небраски . ISBN  978-0-8032-5979-9 .
  118. ^ Шефер 2008 , стр. 636–637.
  119. ^ «Происхождение терминов и символов неонацистов и сторонников превосходства белой расы: «кровь и почва» » . Вашингтон, округ Колумбия : Мемориальный музей Холокоста США . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 28 апреля 2023 г.
  120. ^ Гудрик-Кларк 2002 , стр. 663–671.
  121. ^ Гудрик-Кларк 2002 , стр. 221.
  122. ^ Бламирес, Киприан П. (2006). Бламирес, КП; Джексон, Пол (ред.). Мировой фашизм: Историческая энциклопедия . Том. 1: А–К. АВС-КЛИО. стр. 459–461. ISBN  978-1-57607-940-9 .
  123. ^ Поток, Марк; Бейрих, Хайди (лето 2006 г.). «Раскол из-за антисемитизма разделяет ключевую группу белых националистов» . Отчет разведки . Проверено 22 февраля 2018 г.
  124. ^ Гудрик-Кларк 2002 , стр. 232–233.
  125. ^ Блазак, Рэнди (2009). «Тюремная машина ненависти» . Криминология и государственная политика . 8 (3). Портлендский государственный университет : 633–640. дои : 10.1111/j.1745-9133.2009.00579.x . ISSN   1745-9133 .
  126. ^ Пилкингтон, Хилари; Попов, Антон (2009). « Понимание неоязычества в России: Религия? Идеология? Философия? Фэнтези? ». У Джорджа Маккея (ред.). Субкультуры и новые религиозные движения в России и Центрально-Восточной Европе . Питер Лэнг. п. 282. ISBN 9783039119219.
  127. ^ Ларуэль, Марлен (2012). Новое время России. Оккультные и эзотерические измерения . Мюнхен: Кубон и Сагнер. стр. 293–310. ISBN  9783866881976 .
  128. ^ Ларюэль, Марлен (10 апреля 2008 г.). «Альтернативная идентичность, альтернативная религия? Неоязычество и арийский миф в современной России» . Нации и национализм . 14 (2): 283–301. дои : 10.1111/j.1469-8129.2008.00329.x .
  129. ^ Ларюэль 2008 , стр. 284–285.
  130. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ларуэль 2008 , с. 285.
  131. ^ Шнирельман, Виктор А. (2 августа 2010 г.). « Христиане! Идите домой»: Возрождение неоязычества между Балтийским морем и Закавказьем (обзор)» . Журнал современной религии . 17 (2): 197–211. дои : 10.1080/13537900220125181 . S2CID   51303383 . Урбанизированное книжное неоязычество построено людьми с высоким образовательным уровнем. Они не ограничиваются устной традицией и ищут более ранние культуры, реконструированные учеными. Именно на этой основе русские неоязычники выковывают свои версии неоязыческой системы верований: одни подчеркивают индоиранское наследие («арийское», «ведическое»), другие больше увлекаются зороастризмом, третьи являются приверженцами «Рунической магии»
  132. ^ Ларюэль 2008 , стр. 285–286.
  133. ^ Суслов Михаил; Коткина, Ирина (2020). «Цивилизационные дискурсы в докторских диссертациях в постсоветской России». Россия как цивилизация . Рутледж , Тейлор и Фрэнсис . п. 171. дои : 10.4324/9781003045977-8 . ISBN  978-1003045977 . S2CID   219456430 .
  134. ^ Олег, Коцюба (2015). «Правила размежевания: автор, аудитория и эксперименты в украинской и русской литературе 1970-х и 1980-х годов» . Гарвардский университет , Высшая школа искусств и наук : 22.
  135. ^ Клейн, Лео (2004). Воскрешение Перуна: на пути к реконструкции восточнославянского язычества (на русском языке). Санкт-Петербург : Евразия. стр. 114, 480. ISBN.  9785444804223 .
  136. ^ Шиженский, Роман (2009). «Неоязыческий миф о князе Владимире» . Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология (на русском языке) (6): 250–256.
  137. ^ Laruelle, Marlène (25 March 2010). "Арийский миф — русский взгляд / Translation from French by Dmitry Bayuk. 25.03.2010" . Vokrug sveta .

Библиография

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 443cd884f1c3a6c9f41fedf995c30f32__1721180160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/32/443cd884f1c3a6c9f41fedf995c30f32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aryan race - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)