Черноногий
Общая численность населения | |
---|---|
1959 : 1,4 миллиона [1] (13% населения Алжира) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Алжир , Оран , Константин | |
Языки | |
французский , испанский , каталанский , окситанский , магрибский арабский | |
Религия | |
Преимущественно: христианство
|
Пье -нуары ( Французский: [pje nwaʁ] ; горит. ' черные ноги ' ; сг. : pied-noir ) — этнокультурная группа людей французского и другого европейского происхождения , родившихся в Алжире в период французского правления с 1830 по 1962 год. Многие из них уехали на материковую Францию во время и после войны, в результате которой Алжир получила независимость в 1962 году. [3] [4]
С момента французского вторжения 18 июня 1830 года до обретения независимости Алжир административно был частью Франции; его этническое европейское население называлось просто алжирцами или колонами (колонистами). Но мусульманского народа Алжира называли арабами , мусульманами или коренными народами . Термин пье-нуар вошел в обиход незадолго до окончания войны в Алжире в 1962 году.
По данным последней переписи населения в управляемом Францией Алжире, проведенной 1 июня 1960 года, насчитывалось 1 050 000 гражданских лиц-немусульман, что составляло около 10 процентов населения. [5] Большинство переселенцев были католиками и имели европейское происхождение, но их население включало около 130 000 коренных алжирских евреев , которым было предоставлено французское гражданство на основании Указа Кремье и которые рассматривались как часть общины переселенцев . [6] [5]
Во время Алжирской войны подавляющее большинство переселенцев были лоялистами и в подавляющем большинстве поддерживали колониальное французское правление в Алжире. Они выступали против алжирских националистических групп, таких как Национальный фронт освобождения (FLN) и Алжирское национальное движение (MNA). Корни конфликта лежат в политическом и экономическом неравенстве, воспринимаемом как «отчуждение» от французского правления, а также в требовании лидирующего положения берберской , арабской и исламской культур и правил, существовавших до французского завоевания. Конфликт способствовал падению Четвертой французской республики и исходу европейских и еврейских алжирцев во Францию. [4] [7]
После того, как Алжир стал независимым в 1962 году, около 800 000 переселенцев французского гражданства были эвакуированы в материковую Францию, а около 200 000 остались в Алжире. Из последних их еще было около 100 000 в 1965 году, около 50 000 к концу 1960-х годов и 30 000 в 1993 году. [8] Во время гражданской войны в Алжире с 1992 по 2002 год численность переселенцев и других лиц европейского происхождения резко сократилась, поскольку они часто подвергались нападкам со стороны исламистских повстанческих группировок. Консульство Франции в Алжире зафиксировало, что в стране остаются около 300 человек европейского происхождения, тогда как алжирская переписная компания зафиксировала, что это число выше. [9] Переселенцы , оставшиеся после обретения независимости, теперь в подавляющем большинстве пожилые люди. [10]
Те, кто переехал во Францию, подверглись остракизму со стороны некоторых левых политических движений за предполагаемую эксплуатацию коренных мусульман, в то время как другие обвиняли их в войне и, следовательно, в политических потрясениях, связанных с крахом Четвертой республики. [4] В популярной культуре сообщество часто представлено как чувствующее себя оторванным от французской культуры и тоскующим по Алжиру. [4] [7] Новейшая история переселенцев характеризуется ощущением двойного отчуждения: с одной стороны, от земли, на которой они родились, и с другой, от приемной родины. Хотя термин «рапатри Алжира» подразумевает, что до Алжира они когда-то жили во Франции, большинство переселенцев родились и выросли в Алжире.
Этимология
[ редактировать ]Существуют конкурирующие теории о происхождении термина пье-нуар . Согласно Оксфордскому словарю английского языка , это слово относится к «человеку европейского происхождения, жившему в Алжире в период французского правления, особенно к французу, эмигрировавшему после того, как Алжиру была предоставлена независимость в 1962 году». [3] В словаре Ле Робера говорится, что в 1901 году это слово обозначало моряка, работавшего босиком в угольной камере корабля, ноги которого почернели от сажи и пыли. Поскольку в Средиземноморье это часто был уроженец Алжира, этот термин использовался уничижительно по отношению к алжирцам до 1955 года, когда, согласно некоторым источникам, он впервые начал относиться к «французам, родившимся в Алжире». [11] [12] Оксфордский словарь английского языка утверждает, что это использование произошло из материкового французского языка как отрицательное прозвище. [3]
Существует также теория, что этот термин произошел от черных ботинок, которые носили французские солдаты по сравнению с босоногими алжирцами. [13] Другие теории сосредоточены на том, что новые поселенцы пачкают свою одежду, работая в болотистых местах, надев черные сапоги верхом на лошади или вытаптывая виноград для изготовления вина. [14]
История
[ редактировать ]Французы вместе с испанскими, итальянскими и другими европейскими поселенцами переселились в заморские колонии или территории Франции. Самая большая группа из одного миллиона человек поселилась в Алжире, за ней следуют 200 000 человек в Марокко и пропорционально меньшее количество в других колониях. Эти поселенцы часто захватывали земли, насильно отнятые у местного населения. Хотя они имели полное политическое представительство в Париже и французском правительстве, коренное население его не имело. Многие поселенцы были яростно привержены сохранению заморской империи, потому что они были выходцами из бедных европейских стран. Почти половина алжирских поселенцев 1880-х годов были выходцами из Испании, южной Италии или Мальты, а остальные были в основном бедными французами. Им не к чему будет возвращаться, если местное националистическое движение выиграет национально-освободительную войну. [15]
Французское завоевание и поселение
[ редактировать ]Европейское заселение Алжира началось в 1830-х годах, после того как Франция начала процесс завоевания с военного захвата города Алжир в 1830 году. Вторжение было спровоцировано, когда Дей Алжира ударил французского консула мухобойкой в 1827 году. хотя упоминаются и экономические причины. В 1830 году правительство короля Карла X блокировало Алжир, и в Алжир направилась армада , за которой последовала сухопутная экспедиция. Отряд из 34 000 солдат высадился 18 июня 1830 года в Сиди-Ферруче , в 27 километрах (17 миль) к западу от Алжира. После трехнедельной кампании Хусейн Дей 5 июля 1830 года капитулировал и был сослан. [16] [17] [18]
В 1830-х годах французы контролировали только северную часть страны. [17] Войдя в регион Оран , они столкнулись с сопротивлением со стороны эмира Абд аль-Кадера , лидера суфийского братства. [19] [20] В 1839 году Абд аль-Кадер начал семилетнюю войну, объявив джихад французам. Французы подписали два мирных договора с Аль-Кадером, но они были разорваны из-за недопонимания между военными и правительством в Париже. В ответ на разрыв второго договора Абд аль-Кадер оттеснил французов к побережью. В ответ французские войска численностью около 100 000 человек двинулись в сельскую местность Алжира и вынудили Абд аль-Кадера сдаться в 1847 году. [19]
В 1848 году Алжир был разделен на три департамента ( Алжир , Оран и Константин ), войдя таким образом в состав Франции. [18] [19]
Французы создали свою колониальную систему по образцу своих предшественников, османов , путем кооптации местных племен. В 1843 году колонисты начали контролировать ситуацию через арабские бюро. [16] [21] управляются военными чиновниками, обладающими властью в определенных областях. [21]
Эта система просуществовала до 1880-х годов и возникновения Третьей французской республики , когда колонизация усилилась. [5] Масштабная перегруппировка земель началась, когда компании, занимающиеся спекуляцией землей, воспользовались государственной политикой, позволившей массовую продажу местной собственности. К 20 веку европейцы владели 1 700 000 гектаров земли; к 1940 году — 2 700 000 га, около 35—40 процентов; [16] а к 1962 году она составляла 2 726 700 га, что составляло 27 процентов пахотных земель. [ нужны разъяснения ] Алжира. [22] Поселенцы прибыли со всего западного Средиземноморья, особенно из Италии , Франции , Испании и Мальты . [4]
Личность
[ редактировать ]В метрополии Франции Алжир считался неотъемлемой частью французской национальной территории, и это мнение в значительной степени разделяло сообщество педи-нуар .
Конец французского протектората в Тунисе и французского протектората в Марокко в 1956 году привел к массовой эмиграции французов из обоих государств. Эти две страны находились под протекторатом, тогда как Алжир и его население подпадали под статус территории и считались частью заморской Франции.
После того, как французы совершили массовые убийства в Сетифе и Гельме (1945 г.), когда французский флот и авиация обстреливали и бомбили территорию Алжира, алжирцы все чаще начали стремиться к увеличению автономии или полной независимости. Французское правительство и военные отреагировали введением режима жестоких пыток, вдохновленного французским генералом Массю. Поддерживаемая Францией ОАГ начала увеличивать количество убийств и взрывов против алжирцев и французов, которые выступали против дальнейшего французского контроля над Алжиром. Оставаясь удивительно терпеливыми, несмотря на растущий терроризм со стороны французских поселенцев и армии, в 1954 году ФНО начал свои первые операции по защите алжирцев, и это знаменует собой начало войны в Алжире в 1954 году, Пьер Мендес Франс , президент Совета, обращается к Национальному собранию Франции. выразил различие между политическим статусом Алжира по сравнению с Тунисом и Марокко: [23] [24] [25] [26]
Мы не идем на компромисс, когда дело касается защиты внутреннего мира нации, единства и целостности Республики. Департаменты Алжира входят в состав Французской Республики. Они французы давно и бесповоротно. Их население, имеющее французское гражданство и представленное в парламенте, предоставило, кроме того, в мирное время, как и прежде во время войны, достаточно доказательств своей привязанности к Франции, чтобы Франция, в свою очередь, не ставила под сомнение эту единицу. Между ними и метрополией немыслимое отделение. Ни Франция, ни правительство, ни французский парламент, каковы бы ни были их особые тенденции, никогда не отступят от этого фундаментального принципа. Я утверждаю, что никакое сравнение с Тунисом или Марокко не является более ложным и более опасным. Вот она Франция».
По мере того как колония Алжира росла с каждым поколением, переселенцы начали отличать себя от французских граждан метрополии Франции; они идентифицировали себя как алжирцы. Некоторые переселенцы одно время считали себя «истинными алжирцами», тогда как алжирцев-мусульман они называли «коренными» народами. Обмен между студентом -переселенцем из Алжира и столичным французским студентом был зафиксирован во время конференции UNEF в 1922 году: [27]
«Значит, ты алжирец… но сын француза, не так ли?»
«Конечно! Все алжирцы — сыновья французов, остальные — туземцы».
Однако многие переселенцы избегали использования этого термина после Второй мировой войны, чтобы не путать их с коренными алжирскими рабочими-мигрантами, уехавшими во Францию. Сами пе -нуары также использовали несколько прозвищ для обозначения французов в метрополии Франции, например, французы из Франции , Франгауи , Патос и иногда пей-блан ( букв. « белые ноги » ). [28]
Другие термины, используемые внутри населения педи-нуаров, включали пей-рум ( букв. « красные ноги » ) для обозначения переселенцев- членов Коммунистической партии Алжира или тех, кто придерживался левых убеждений, включая меньшинство педи-нуаров. симпатизировал движению за независимость. [29] [30] Термин Пье-Гри использовался как для обозначения детей, родители которых были выходцами как из метрополии Франции, так и из Французского Алжира, так и для французских поселенцев из независимых Туниса и Марокко, которые переехали во Французский Алжир в конце 1950-х годов, а не во Францию. Французский писатель Рене Домерг отмечал, что Пье-Гри использовали как французские поселенцы из Туниса и Марокко, так и сами переселенцы, чтобы отличиться друг от друга. [31]
Культура, еда и язык
[ редактировать ]Французский писатель Леон Иснар отметил, что переселенцы часто смешивали традиционную французскую, а иногда и испанскую и итальянскую кухню с местными арабскими и еврейскими влияниями. Такие блюда, как гаспачо , паэлья , мечуи и шашлык из мяса брошет, обычно употреблялись населением пеги-нуаров и часто сопровождались белым вином, производимым фермерами- пеги-нуарами в Тлемсене , и красным вином из Маскары . [32]
Хотя французский язык был основным языком педи-нуаров , особая форма французского языка, известная как патауэт, развилась в общине педи-нуаров в Алжире и содержала слова, идиомы, выражения и сленговые термины, не обычно встречающиеся в метрополии Франции. [33] Фердинанд Дюшен отметил, что патауэт в значительной степени произошел от материкового французского языка, но содержал слова испанского и каталанского языков (под влиянием испанских рабочих в Алжире в конце 1800-х годов), а также итальянского и местного арабского диалекта. [34]
Социальная структура
[ редактировать ]Как и другие белые группы населения в Африке колониальной эпохи, переселенцы обычно доминировали в большей части промышленных, культурных и политических институтов Алжира, составляя наиболее влиятельную часть общества. Однако Французский Алжир также привлекал чернорабочих, «синих воротничков» и сельскохозяйственных рабочих из метрополии Франции, Испании, Италии и Мальты в поисках лучших экономических возможностей. Европейские чернорабочие попали под влияние педи-нуара и получили французское гражданство после нескольких лет проживания в Алжире. Таким образом, сообщество педи-нуар состояло из разных социальных классов и структур. После исхода во Францию после войны в Алжире переселенцы из рабочего класса особенно резко ответили на обвинения со стороны французских политических левых в том, что они являются эксплуататорами или элитными колонизаторами коренного населения. [35] [36]
Отношения с материковой Францией и мусульманским Алжиром
[ редактировать ]Отношения Пьенуар с Францией и Алжиром были отмечены отчуждением. Поселенцы считали себя французами. [37] но многие из переселенцев имели слабую связь с материковой Францией; 28 процентов из них никогда там не бывали. Поселенцы охватывали целый ряд социально-экономических слоев , от крестьян до крупных землевладельцев, последних из которых называли grands Colos . [37] [38]
В Алжире мусульмане не считались французами и не пользовались теми же политическими или экономическими преимуществами, что и эта территория. [37] Например, коренное население не владело большей частью поселений, ферм или предприятий, хотя на момент обретения независимости их численность составляла почти девять миллионов (по сравнению примерно с одним миллионом переселенцев ). В политическом отношении алжирцы-мусульмане не имели представительства в Национальном собрании Франции до 1945 года и имели ограниченное влияние в местном самоуправлении. [39] Чтобы получить гражданство, им пришлось отказаться от своей мусульманской идентичности – до 1930 года гражданство получили лишь около 2500 мусульман. [38] [39] Политическое и экономическое доминирующее положение поселенцев ухудшило отношения между двумя группами.
Население педи-нуара как часть всего населения Алжира
[ редактировать ]Примерно со второй половины XIX века и до обретения независимости переселенцы составляли примерно 10% от общей численности населения Алжира. Хотя они составляли численное меньшинство, они, несомненно, были главной политической и экономической силой региона. [ нужна ссылка ]
В 1959 году численность пид-нуаров составляла 1 025 000 человек, что составляло 10,4% от общей численности населения Алжира, и этот процент постепенно уменьшался с пика в 15,2% в 1926 году. Однако в некоторых районах Алжира наблюдалась высокая концентрация пид-нуаров , например как регионы Бон (ныне Аннаба ), Алжир и, прежде всего, территория от Орана до Сиди-Бель-Аббеса . [40] Оран находился под властью Европы с 16 века (1509 г.); В 1959 году население столичного региона Оран составляло 49,3% европейцев.
В столичном регионе Алжира европейцы составляли 35,7% населения. В агломерации Боне они составляли 40,5% населения. Департамент . Оран, богатые европейские сельскохозяйственные угодья площадью 16 520 км 2 (6378 квадратных миль), простирающаяся между городами Оран и Сиди-Бель-Аббес, включая их, была областью с самой высокой плотностью педи-нуаров за пределами городов: педи-нуары составляли 33,6% населения департамент . в 1959 году
Год | Население Алжира | Пьенуара Население |
---|---|---|
1830 | 1,500,000 | 14 000 (в 1836 г. ) |
1851 | 2,554,100 | 100 000 (в 1847 г. ) |
1960 | 10,853,000 | 1 111 000 (в 1959 г. ) |
1965 | 11,923,000 | 100 000 (в 1965 г. ) |
Еврейская община
[ редактировать ]Евреи присутствовали в Северной Африке и Иберии на протяжении веков, некоторые с тех пор, как «финикийцы и евреи, занимавшиеся морской торговлей, основали Гиппо Региус (нынешняя Аннаба), Типасу , Кесарию (нынешний Черхель ) и Икосий (нынешний Алжир)». [45] Согласно устному преданию, они прибыли из Иудеи после Первой иудейско-римской войны (66–73 гг. н.э.). Исторически известно, что многие евреи-сефарды прибыли сюда после испанской Реконкисты . [6] Другие появились после того, как Испания изгнала евреев в 1492 году.
В 1870 году министр юстиции Адольф Кремье написал предложение décret Crémieux о предоставлении французского гражданства большинству алжирских евреев. Этому продвижению сопротивлялась часть более крупного сообщества педи-нуар , и в 1897 году в Алжире произошла волна антисемитских беспорядков. Во время Второй мировой войны декрет Кремье был отменен режимом Виши . Евреям было запрещено заниматься профессиональной деятельностью в период с 1940 по 1943 год. [45] Гражданство было восстановлено в 1943 году, после того как « Свободная Франция» взяла под свой контроль Алжир в результате операции «Факел» . Таким образом, евреи Алжира в конечном итоге стали считаться частью общины педи-нуар . [6] Многие бежали из страны во Францию в 1962 году вместе с большинством других переселенцев после войны в Алжире. [46]
Мозабитские евреи были исключены из Указа Кремье , и им был предоставлен «гражданский статус по общему праву» и французское гражданство только в 1961 году. [47]
Алжирская война и исход
[ редактировать ]Алжирская война
[ редактировать ]Более столетия Франция сохраняла колониальное господство на территории Алжира. Это допускало исключения из республиканского законодательства, в том числе законов шариата , применяемых исламскими судами обычного права к мусульманским женщинам, которые давали женщинам определенные права на собственность и наследство, которых они не имели по французскому законодательству. [45] Недовольство среди алжирцев-мусульман выросло после мировых войн, в которых алжирцы понесли многочисленные потери. [45] Алжирские националисты начали усилия, направленные на содействие равенству, перечислив жалобы в Манифесте алжирского народа , который требовал равного представительства в государстве и доступа к гражданству, но не равенства для всех граждан для сохранения исламских заповедей. В ответ Франция предоставила гражданство 60 000 «заслуженных» мусульман. [17]
Во время реформы в 1947 году французские законы были изменены, чтобы предоставить бывшим французским подданным с правовым статусом «коренных жителей» полное французское законное гражданство. Французы создали Алжирскую ассамблею, форму двухпалатного законодательного органа с ограниченными полномочиями и двумя палатами: одну для тех, кто был французскими гражданами до 1947 года, а другую для всех остальных, которые только что стали французскими гражданами. Учитывая равное количество членов в каждой палате, это означало, что голоса одной группы имели в семь раз больший вес, чем голоса другой группы. [38] Появились военизированные группировки, такие как Фронт национального освобождения ( Front de Libération nationale , FLN), претендующие на арабо-исламское братство и государство. [45] Это привело к началу войны за независимость, Алжирской войны , в 1954 году.
Начиная с первых вооруженных операций в ноябре 1954 года, мирные жители переселенцев всегда были мишенью для ФНО: они были убиты во время взрывов баров и кинотеатров; подверглись массовым убийствам; их пытали, а иногда и насиловали на фермах. [48] В начале войны переселенцы верили, что французские военные смогут преодолеть сопротивление. В мае 1958 года демонстрация за Французский Алжир, возглавляемая переселенцами , захватила здание правительства Алжира. Заговоры с целью свержения Четвертой республики, в том числе среди столичных французских политиков и генералов, уже некоторое время кружились в Алжире. [49] Генерал Жак Массю взял под контроль бунт, сформировав «Комитет общественной безопасности», потребовав, чтобы его знакомый Шарль де Голль был назначен президентом Четвертой французской республики , чтобы предотвратить «отказ Алжира». В конечном итоге это привело к падению республики. [37] В ответ французский парламент проголосовал 329 голосами против 224 за то, чтобы поставить де Голля у власти. [37]
Как только де Голль взял на себя руководство, он предпринял попытку мира, посетив Алжир в течение трех дней после своего назначения, провозгласив «Французский Алжир!»; но в сентябре 1959 года он запланировал референдум о самоопределении Алжира , который прошел подавляющим большинством голосов. [37] Многие французские политические и военные лидеры в Алжире сочли это предательством и сформировали Секретную армейскую организацию (ОАГ), имевшую большую поддержку среди переселенцев . Эта военизированная группа начала нападать на чиновников, представляющих власть де Голля, мусульман и самого де Голля. [37] ОАГ также обвиняли в убийствах и взрывах, что свело на нет все оставшиеся возможности примирения между общинами. [50] Переселенцы никогда не верили в возможность такого примирения , поскольку их община с самого начала подвергалась нападкам. [ нужны разъяснения ] [48]
Кульминацией оппозиции стал Алжирский путч 1961 года , возглавляемый отставными генералами. После его провала 18 марта 1962 года де Голль и ФНО подписали соглашение о прекращении огня, Эвианские соглашения , и провели референдум . В июле алжирцы проголосовали 5 975 581 против 16 534 за независимость от Франции. [38] Утром 5 июля 1962 года, в день обретения Алжиром независимости, семь катиб (рот) войск ФНО вошли в город и были обстреляны некоторыми европейцами. [51] Возмущенная арабская толпа хлынула в районы педи-нуар , которые уже были в значительной степени освобождены, и напала на оставшихся педи-нуаров . Насилие продолжалось несколько часов и было прекращено прибытием французской жандармерии . [51]
Исход
[ редактировать ]Исход начался, когда стало ясно, что Алжир станет независимым. [11] В Алжире сообщалось, что к маю 1961 года моральный дух среди переселенцев упал из-за насилия и обвинений в том, что все сообщество французских граждан несет ответственность за «терроризм, пытки, колониальный расизм и продолжающееся насилие в целом» и потому что группа чувствовала себя «отвергнутой нацией как переселенцы ». [11] Эти факторы, резня в Оране и референдум о независимости привели к тому, что исход пьенуаров начался всерьез. [4] [7] [11]
Число переселенцев, бежавших из Алжира, составило более 800 000 в период с 1962 по 1964 год. [50] Многие переселенцы уезжали только с тем, что могли унести в чемодане. [7] [50] Еще больше путаницы усугубило то, что правительство де Голля приказало французскому военно-морскому флоту не помогать с транспортировкой французских граждан. [38] К сентябрю 1962 года такие города, как Оран, Бон и Сиди-Бель-Аббес, были полупустыми. Вся административная, полицейская, школьная, юридическая и коммерческая деятельность прекратилась в течение трех месяцев после того, как многим переселенцам было предложено выбрать либо « la valise ou le cercueil » (чемодан, либо гроб). [45] Около 200 000 переселенцев предпочли остаться, но в последующие десятилетия они постепенно ушли; к 1980-м годам в Алжире осталось всего несколько тысяч переселенцев . [8] [37]
Наряду с исходом переселенцев пытались эмигрировать и вспомогательные мусульманские харки , воевавшие на стороне Франции во время Алжирской войны. Но из примерно 250 000 мусульманских сторонников только около 90 000, включая иждивенцев, смогли бежать во Францию. Из тех, кто остался, многие тысячи были убиты толпой линчевателей или казнены ФНО как предатели. В отличие от обращения с европейскими переселенцами , французское правительство приложило мало усилий для предоставления защиты харки или организации их организованной эвакуации. [52]
Перелет в материковую Францию
[ редактировать ]Правительство Франции заявило, что оно не ожидало, что такое огромное количество людей покинет страну; он считал, что, возможно, 300 000 человек могут решить временно покинуть страну и что большая часть вернется в Алжир. [11] Администрация выделила средства на абсорбцию тех, кого она назвала репатриантами, чтобы частично возместить им материальные потери. [38] Администрация избегала признавать истинное количество беженцев, чтобы не нарушить свою политику в отношении Алжира. [38] Следовательно, планов по их возвращению было мало, и, по крайней мере психологически, многие переселенцы были отчуждены как от Алжира, так и от Франции. [4]
Многие переселенцы поселились в континентальной Франции, а другие мигрировали в Новую Каледонию , [53] Австралия , [53] Испания, [54] Израиль , [55] Аргентина , [56] [57] Италия , США и Канада . [ нужна ссылка ] Во Франции многие переехали на юг, где климат был похож на климат Северной Африки. Приток новых граждан укрепил местную экономику; однако новички также боролись за рабочие места, что вызвало недовольство. [7] [38] Одним из непредвиденных последствий, имевших значительные и продолжающиеся политические последствия, стало недовольство, вызванное государственной программой переселения переселенцев в сельскую местность Корсики, которая спровоцировала культурное и политическое националистическое движение . [58] В некотором смысле переселенцы смогли хорошо интегрироваться во французское сообщество, особенно по сравнению со своими собратьями-мусульманами- харки . [59] Их переселению облегчил экономический бум 1960-х годов. Однако легкость ассимиляции зависела от социально-экономического класса.
Интеграция прошла легче для высших классов, многие из которых сочли трансформацию менее напряженной, чем низшие классы, чей единственный капитал остался в Алжире, когда они бежали. Многие были удивлены тем, что к ним часто относились как к «низшему классу или группе аутсайдеров», испытывающим трудности с продвижением по карьерной лестнице. Кроме того, многие переселенцы утверждали, что денег, выделенных правительством на помощь в переселении и возмещение их потерь, недостаточно для компенсации их потерь. [7] [38]
Таким образом, репатриированные переселенцы часто чувствовали себя «недовольными» французским обществом. Они также страдали от чувства отчуждения, вызванного изменением позиции французского правительства по отношению к Алжиру. До обретения независимости Алжир юридически был частью Франции; после обретения независимости многие почувствовали, что их предали и теперь изображают как «позорителей» своей страны или как виновников войны. [7] [60] Большинство переселенцев испытывали сильное чувство утраты и тоску по своей утраченной родине в Алжире. [61] Американская писательница Клэр Мессуд вспомнила, как видела, как ее отец -переселенец , бывший католик, плакал, наблюдая по телевизору, как Папа Иоанн Павел II служил мессу. Когда его спросили, почему, Мессуд -отец ответил: «Потому что, когда я в последний раз слушал мессу на латыни, я думал, что у меня есть религия, и я думал, что у меня есть страна». [61] Мессуд отметила, что писатель Альбер Камю , который сам был пьенуаром , часто писал о своей любви к морским берегам и горам Алжира, заявляя, что Алжир был местом, которое было частью его души, чувства, которые, как она отметила, отражали чувства других переселенцы, для которых Алжир был единственным домом, который они когда-либо знали. [61]
Черноногий, который остался
[ редактировать ]После войны некоторые переселенцы предпочли остаться в Алжире; В октябре 1962 года их население составляло около 200 000 человек. К 1965 году их население упало примерно до 50 000 человек. [62]
В соответствии с Кодексом алжирского гражданства 1963 года переселенцам было разрешено получить алжирское гражданство, но политическое сопротивление ФНО и медлительность процесса побудили некоторых переселенцев эмигрировать, а не выбирать гражданство. Считалось, что в 1965 году более 500 этнических европейцев подали заявления на получение алжирского гражданства, 200 из которых родились в Алжире. [63]
В последние десятилетия стало труднее определить общую численность населения педи-нуара в Алжире. В 1979 году журналист Le Monde Даниэль Жункуа оценил численность населения примерно в 3000 человек. [64] В 1993 году французский историк Элен Бракко заявила, что численность населения выше и составляет около 30 000 человек, но отметила, что большинство из них — пожилые люди. Затянувшаяся политическая нестабильность и такие события, как гражданская война в Алжире, побудили многих оставшихся алжирцев европейского происхождения покинуть страну и подать заявление на получение гражданства Франции. Консульство Франции в Алжире зафиксировало, что в стране остаются около 300 человек европейского происхождения, тогда как алжирская переписная компания зафиксировала, что это число выше. [9]
Штат Блэкфут
[ редактировать ]В 2016 году группа активистов Пье-Нуара во главе с Жаком Вилларом учредила правительство Provisoire Pied-Noir en exil ( букв. « Временное правительство Пье-Нуара в изгнании » ) в Монпелье в ответ на то, что, по их мнению, было маргинализацией. против сообщества педи-нуар со стороны сменявших друг друга правительств Франции. [65] Это движение получило название État pied-noir . С 2022 года некоторые из ее членов призывают к созданию автономной национальной территории педи-нуар в Алжире или на материковой части Франции. Некоторые комментаторы проводят параллели с движением Afrikaner Volkstaat в Южной Африке. [66]
Флаги
[ редактировать ]- Флаг предложен Жан-Полем Гавино [67]
- Трехцветный флаг с двумя черными ногами [68]
- Флаг USDIFRA с использованием пьенуар символики
Песня африканцев
[ редактировать ]Сообщество педи-нуар приняло в качестве неофициального гимна и символа своей идентичности версию « Le Chant des Africains » капитана Феликса Бойера 1943 года ( букв. « Песня африканцев » ). [69] Это была походная песня морской пехоты 1915 года , первоначально озаглавленная «C'est nous les Marocains» ( букв. « Мы — марокканцы » ) и посвященная полковнику Ван Хекке, командиру кавалерийского подразделения времен Первой мировой войны: 7-го полка де chasseurs d'Afrique («7-й африканский легкий кавалерийский полк»). Песня Бойера была принята во время Второй мировой войны Первой армией Свободной Франции , которая была сформирована из частей Африканской армии и включала в себя множество переселенцев . Музыка и слова позже были использованы переселенцами, чтобы заявить о своей верности Франции.
«Песню африканцев» запретили использовать в качестве официальной военной музыки в 1962 году, после окончания Алжирской войны, до августа 1969 года. министр Франции по делам ветеранов ( Ministre des Anciens Combattants Тогдашний ) Анри Дювиллар снял запрет. . [70]
Известные пьенуары
[ редактировать ]- Луи Альтюссер , философ
- Жак Аттали , экономист, писатель
- Поль Бельмондо , скульптор, отец актера Жана-Поля Бельмондо
- Патрик Бокановски , кинорежиссер
- Патрик Брюэль , певец
- Альбер Камю , писатель и философ, лауреат Нобелевской премии.
- Клод Коэн-Таннуджи , Нобелевской премии лауреат
- Этьен Дахо , певец
- Жак Деррида , философ
- Энни Фрателлини , цирковой клоун
- Тони Гатлиф , кинорежиссер
- Марлен Жобер , актриса и писательница
- Альфонс Жюэн , маршал Франции
- Марсель Сердан , боксер
- Жан-Франсуа Лариос , футболист
- Энрико Масиас , певец
- Андре Тубиана Варель , певец и автор песен
- Жан Пелегри , автор
- Эммануэль Роблес , автор
- Ив Сен-Лоран , модельер
- Марсьяль Солаль , джазовый пианист
- Жозефина Жобер , актриса и певица
См. также
[ редактировать ]- Штат Блэкфут
- Белые зимбабвийцы
- Калдош
- арабо-берберский
- Кулуглис
- Европейские марокканцы
- Европейские тунисцы
- Итальянские тунисцы
- Турко-тунисцы
- Итальянские алжирцы
- Итальянские поселенцы в Ливии
- французы
- Белые африканцы европейского происхождения
- Белые люди в Демократической Республике Конго
- вернулся
- Список французских владений и колоний
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Де Азеведо, Раймондо Каджано (1994) Миграция и сотрудничество в целях развития. . Совет Европы. п. 25. ISBN 92-871-2611-9 .
- ^ Голосование в стиле пе-нуар через 50 лет после Эвианских соглашений. Архивировано 20 ноября 2015 г. в Wayback Machine , Sciences Po , январь 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Пье-нуар» . Оксфордский словарь английского языка, 2-е издание . Том. XI. Оксфорд, Соединенное Королевство: Clarendon Press. 1989. С. 799 . ISBN 978-0-19-861223-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Нейлор, Филипп Чивигес (2000). Франция и Алжир: история деколонизации и трансформации . Университетское издательство Флориды. стр. 9–23, 14. ISBN. 978-0-8130-3096-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кук, Бернард А. (2001). Европа с 1945 года: энциклопедия . Нью-Йорк: Гарленд. стр. 398 . ISBN 978-0-8153-4057-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гудман, Мартин; Коэн, Джереми; Соркин, Дэвид Ян (2005). Оксфордский справочник по иудаике . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 330–40. ISBN 978-0-19-928032-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Смит, Андреа Л. (2006). Колониальная память и постколониальная Европа: мальтийские поселенцы в Алжире и Франции . Издательство Университета Индианы. стр. 4–37, 180. ISBN. 978-0-253-21856-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Черноногие»: те, кто решил остаться , La Dépêche du Midi , март 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Орель и Пьер Даум , « [ мертвая ссылка ] », Le Monde Diplomatique , май 2008 г., с. 16-17
- ^ « В моем сердце: европейцы, оставшиеся в Алжире спустя 60 лет» . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шепард, Тодд (2006). Изобретение деколонизации: Алжирская война и переустройство Франции . Издательство Корнельского университета. стр. 213–240. ISBN 978-0-8014-4360-2 .
- ^ «черноногий». Исторический словарь французского языка . Полет. 2. Париж, Франция: Dictionnaires le Robert. Март 2000. стр. 2728–9. ISBN 978-2-85036-532-4 .
- ^ «Пьес-нуар (история)» [Черные ноги (история)]. Microsoft Encarta Online (на французском языке). Архивировано 2008. 10 февраля 2009 года.
- ^ "Francparler.com - Voyons en détails..." 12 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2005 г.
- ^ Эрик Саварезе, «После алжирской войны: восстановление идентичности среди пьедснуаров». Международный журнал социальных наук , 58 № 189 (2006), стр. 457–466. doi:10.1111/j.1468-2451.2007.00644.x.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лапидус, Ира Марвин (2002). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. стр. 585–600. ISBN 978-0-521-77933-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Программа страновых исследований; ранее «Армейский справочник» (2006 г.). «Профиль страны: Алжир» (PDF) . Библиотека Конгресса, Отдел федеральных исследований . Библиотека Конгресса . п. 3 . Проверено 24 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Милтон-Эдвардс, Беверли (2006). Современная политика на Ближнем Востоке . Политика. стр. 28 . ISBN 978-0-7456-3593-4 .
Французская колонизация Алжира.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Черчилль, Чарльз Генри (1867). Жизнь Абдель Кадера, бывшего султана арабов Алжира . Чепмен и Холл. стр. 270 .
капитуляция Абдель аль-Кадера.
- ^ Стоун, Мартин (1997). Агония Алжира . Издательство Колумбийского университета. стр. 31–37 . ISBN 978-0-231-10911-6 .
французское вторжение в Алжир.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Амзель, Жан-Лу (2003). Позитивное исключение: культурный плюрализм и верховенство обычаев во Франции . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . стр. 65–100 . ISBN 978-0-8014-8747-7 .
- ^ Аграрные реформы в Алжире - Лажар Бачи - Национальный агрономический институт, факультет сельской экономики, Алжир (Алжир)
- ^ Французская Африка: ежемесячный бюллетень Французского африканского комитета и Марокко, тома 61-65 , Марокко, Французский африканский комитет, 1957, стр. 10
- ^ Мишель Деланкло, Слова одних, зло других: Франция и Алжир , Годфруа де Бульон, 2008, с. 537.
- ^ Мишель де Жегер, Белый документ французской армии в Алжире , Contretemps, 2001, стр. 47
- ^ Эрик Руссель, Пьер Мендес Франция , Париж, Галлимар, сборник «Биографии NRF», 2007, с. 352
- ^ № 98, июнь 2002 г., с. 82-92
- ^ Мулуд Фераун, Les Chemins qui montent , Le Seuil, 1957, стр. 208-209.
- ^ Бернар Лешербонье, Le pied-rouge , Denoël, 1974, с. 188
- ^ Франсуа Мюрате, Le Pied-Rouge , том 13 Serpent noir, Serpent à plames, 1999, стр. 131
- ^ Х. Джей Сискин, Ouvertures: средний курс французского языка , издательство Harcourt College Publishers, 2001, стр. 217
- ^ Леон Иснар, Три кухни Магриба: 600 арабских, еврейских и педиатрических рецептов , Presses du Languedoc, Гастрономия, 2006, Монпелье, 4 и крышка.
- ^ «патауэт» . Поиск: Патауэт - словари французского языка Ларусса . Интернет-словари французского языка (на французском языке). Издания Ларусса . Архивировано из оригинала 19 мая 2011 г. Проверено 18 октября 2016 г.
- ^ Раф Сориа, ранее Mékerra , BoD - Книги по запросу, Франция, 2009, Небольшой глоссарий: стр. от 188 до 198, ISBN 2810602549 .
- ^ Киммельман, Майкл (5 марта 2009 г.). «Следы переселенцев простираются в глубь Франции» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Джон Лоуренсон (29 июля 2006 г.). «Бывшие поселенцы возвращаются в Алжир» . Новости Би-би-си . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Гренвилл, JAS (2005). История мира с 20 по 21 век . Рутледж. стр. 520–30. ISBN 978-0-415-28955-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Качович, Арье Марсело; Павел Лютомский (2007). Переселение населения в условиях международных конфликтов: сравнительное исследование . Лексингтонские книги. стр. 30–70. ISBN 978-0-7391-1607-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кантович, Эдвард Р. (2000). Разъединяясь, собираясь вместе . Гранд-Рапидс, Мичиган: WB Eerdmans. стр. 207 . ISBN 978-0-8028-4456-9 .
- ^ Альберт Хабиб Хурани, Малис Рутвен (2002). « История арабских народов ». Издательство Гарвардского университета. стр.323. ISBN 0-674-01017-5
- ^ «АЛЖИР: рост населения всей страны» . Populstat.info . Архивировано из оригинала 18 июля 2012 года . Проверено 11 января 2018 г.
- ^ «Хронологии: История Алжира» . Zum.de. Проверено 11 января 2018 г.
- ^ Агония Алжира Мартина Стоуна, опубликованная издательством Columbia University Press, 1997. ISBN 0231109113 , стр. 32 (источник по населению переселенцев в 1836 и 1847 годах).
- ^ «Пье-Нуар» . Энциклопедия Востока . Архивировано из оригинала 15 января 2021 г. Проверено 18 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Стора, Бенджамин (2005). Алжир, 1830–2000: Краткая история . Издательство Корнелльского университета . стр. 12, 77. ISBN. 978-0-8014-8916-7 .
- ^ Гробман, Алекс (1983). Геноцид: критические проблемы Холокоста . Берман Хаус, Инк. 132. ИСБН 978-0-940646-38-4 .
- ^ Штейн, Сара Абревая. Сахарские евреи и судьба Французского Алжира. Издательство Чикагского университета, 2014.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Курьер, Ив (1968). Алжирская война . Фаярд. п. 208. ИСБН 978-2-213-61121-1 .
- ^ Бромбергер, Мерри и Серж (1959). Сюжеты 13 мая 13 . Париж: Файард.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мередит, Мартин (27 июня 2006 г.). Судьба Африки: история пятидесяти лет независимости . Общественные дела. п. 74. ИСБН 978-1-58648-398-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Алистер Хорн, стр. 533 «Дикая мирная война» , ISBN 0-670-61964-7
- ^ Хорн, Алистер (1977). Жестокая мирная война: Алжир 1954-1962 гг . Викинг Пресс. стр. 533 и 537 . ISBN 978-0-670-61964-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Миграция из Франции в Южную Австралию (1955–1971): о чем нам могут рассказать документы о регистрации иностранцев» . Том. 2, выпуск 2, август 2005 г. Языки Университета Флиндерса. Архивировано из оригинала 28 февраля 2008 г. Проверено 25 декабря 2007 г.
- ^ Семпере Суваннавонг, Хуан Давид (11 января 2018 г.). «Пьед-Нуар в Аликанте» . Европейский журнал международной миграции . 17 (3): 173–198. дои : 10.3406/remi.2001.1800 . hdl : 10045/57388 . Проверено 11 января 2018 г.
- ^ «Видео: алия евреев Алжира — Новости JSS — Израиль — Дипломатия — Геополитика» . 27 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 27 июля 2010 г.
- ^ Вердо, Женевьева (2002). «Изгнание, память и культурная интеграция: черноногие Аргентины, аргентинцы до буквы?» . Материалы для истории нашего времени . 67 : 113–118. doi : 10.3406/mat.2002.402404 – через Persée.
- ^ «Черные ноги Аргентины» . Национальный аудиовизуальный институт . 1964.
- ^ Рамзи, стр. 39-40.
- ^ Альба, Ричард; Зильберман, Роксана (декабрь 2002 г.). «Деколонизационная иммиграция и социальные истоки второго поколения: случай жителей Северной Африки во Франции». Обзор международной миграции . 36 (4): 1169–1193. дои : 10.1111/j.1747-7379.2002.tb00122.x . S2CID 145811837 .
- ^ Дайн, Филип (1994). Образы алжирской войны: французская художественная литература и кино, 1954–1992 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 189–99. ISBN 978-0-19-815875-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мессуд, Клэр (7 ноября 2013 г.). «Камю и Алжир: моральный вопрос» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 26 мая 2018 г.
- ^ Жан-Луи Планш, француз из Алжира, французы в Алжире (1962-1965) , в симпозиуме «Эвианские соглашения: в текущей ситуации и в долгосрочной перспективе» , издания Рене Галлиссо, 1997, стр. 104-105 читать онлайн
- ^ Эрве Меркури (2019). Колонист в Алжире 1983-1963: 4 жизни, 3 войны и 1 изгнание (22 см) (личные истории) (на французском языке). Ле Шене: отчет автора. стр. 177, 182. ISBN. 978-1-0996-9677-0 . OCLC 1135262408 . БНФ : 457445178 , СУДОК : 242021638 . Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ Даниэль Жункуа, Le Monde , 26 июня 1979 г., - у Пьера Лаффона, История Франции в Алжире , 1980, стр. 508.
- ^ "Добро пожаловать" . ОФИЦИАЛЬНЫЙ БЛОГ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕРНОНОГИХ В ИЗГНАНИИ .
- ^ «Территории» . Fédération des Deux Rives, штат Пьед-Нуар (на французском языке) . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ "Фотв" .
- ^ "Фотв" .
- ^ «Африканцы» . nice.algerianiste.free.fr . Проверено 11 января 2018 г.
- ^ Джон Франклин. «Воспоминание о живых» . Журнал дю CDHA . №32, 4 триместр 2005г . Проверено 3 января 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Хорн, Алистер. (1977). Жестокая мирная война: Алжир, 1954–1962 гг . Викинг Пресс.
- Макдугалл, Джеймс. (2017). История Алжира . Издательство Кембриджского университета.
- Макдугалл, Джеймс. (2006). История и культура национализма в Алжире . Издательство Кембриджского университета.
- Рамзи, Р. (1983) Корсиканская бомба замедленного действия , Издательство Манчестерского университета: Манчестер. ISBN 0-7190-0893-X .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элдридж, Клэр; Кальтер, Кристоф; Тейлор, Бекки (2022). « Миграции деколонизации, благосостояния и неравномерность гражданства в Великобритании, Франции и Португалии ». Прошлое и настоящее .