Белые гаитяне
Белые гаитяне (французский: Blancs haïtiens , [blɑ̃ (s)aisjɛ̃] ; гаитянский креольский : blan ayisyen ), [1] являются гаитянами преобладающего или полного европейского происхождения . [2] в Сен-Доминго насчитывалось около 20 000 белых Во время гаитянской революции , в основном французов. Они были разделены на две основные группы: The Planters и Petit Blancs. [3] Первыми европейцами, поселившимися на Гаити, были испанцы. [4] Испанцы поработили коренных гаитян для работы на сахарных плантациях и золотых приисках. Европейские болезни, такие как корь и оспа, убили всех коренных жителей Гаити, за исключением нескольких тысяч. Многие другие коренные жители Гаити умерли от переутомления и жестокого обращения на шахтах из-за рабства. [5] Многие европейцы, поселившиеся на Гаити, были убиты или бежали во время гаитянской революции.
История
[ редактировать ]Европейское завоевание и колонизация
[ редактировать ]Присутствие белых на Гаити восходит к основанию в 1492 году Ла-Навидад , первого европейского поселения в Америке. Христофором Колумбом Оно было построено из бревен его потерпевшего крушение корабля « Санта-Мария» во время его первого путешествия в декабре 1492 года. он вернулся в 1493 году во время своего второго путешествия и обнаружил, что поселение было разрушено, а все 39 поселенцев убиты. Колумб продолжил путь на восток и в 1493 году основал новое поселение Ла-Исабела на территории современной Доминиканской Республики. Столица колонии была перенесена в Санто-Доминго в 1496 году, на юго-восточном побережье острова, также на территории нынешняя Доминиканская Республика . Испанцы вернулись на запад Эспаньолы в 1502 году, основав поселение в Ягуане, недалеко от современного Леогана . Второе поселение было основано на северном побережье в 1504 году под названием Пуэрто-Реаль недалеко от современного Форт-Либерте , которое в 1578 году было перенесено на соседний участок и переименовано в Баяха. [6] [7] [8] Испанцы начали порабощать коренное население Таино и Чибони вскоре после декабря 1492 года. [9]
Поселение Яканагуа было сожжено дотла три раза за чуть более чем вековое существование испанского поселения: сначала французскими пиратами в 1543 году, затем 27 мая 1592 года десантным отрядом из 110 человек с 4 кораблей английской военно-морской эскадры под командованием. Кристофером Ньюпортом на его флагманском корабле «Золотой Дракон», который разрушил все 150 домов в поселении и, наконец, самими испанцами в 1605 году по причинам, изложенным ниже. [10]
В 1595 году испанцы, разочарованные двадцатилетним восстанием своих голландских подданных , закрыли свои порты приписки для повстанческих судов из Нидерландов, отрезав их от критически важных запасов соли, необходимых для их сельдяной промышленности. Испанской , В ответ голландцы начали закупать новые запасы соли в Америке где колонисты были более чем рады торговать. Поэтому большое количество голландских торговцев/пиратов присоединилось к своим английским и французским собратьям, торговавшим на отдаленных побережьях Эспаньолы . В 1605 году Испания была в ярости из-за того, что испанские поселения на северном и западном побережьях острова продолжали вести крупномасштабную и нелегальную торговлю с голландцами, которые в то время вели войну за независимость против Испании в Европе и Англии. совсем недавно вражеское государство и поэтому решило насильно переселить своих жителей поближе к городу Санто-Доминго . [11] Эта акция, известная как Devastaciones de Osorio , оказалась катастрофической; более половины переселенных колонистов умерли от голода или болезней, более 100 000 голов скота были брошены, а многие рабы сбежали. [12] Пять из тринадцати существовавших на острове поселений были жестоко разрушены испанскими войсками, в том числе два поселения на территории современного Гаити — Ла-Ягуана и Баяха. Многие жители сражались, бежали в джунгли или бежали, спасаясь от проходящих голландских кораблей. [13] Эта испанская акция была контрпродуктивной, поскольку английские, голландские и французские пираты теперь могли свободно создавать базы на заброшенных северных и западных побережьях острова, где теперь было много дикого скота, и, к счастью, они были свободны.
Санто-Доминго
[ редактировать ]В начале семнадцатого века испанское правительство приказало эвакуировать северное и западное побережья островов и вынудило переместить районы, близкие к городу Санто-Доминго , чтобы предотвратить проникновение пиратов из других европейских стран. В конечном итоге это оказалось контрпродуктивным для Испании, поскольку в 1625 году пираты и французские пираты начали основывать поселения на острове Тортуга и в полосе к северу от Эспаньолы, окружающей Порт-де-Пе единомышленники. , и вскоре к ним присоединились английские и голландские каперы- и пираты , которые сформировали беззаконное международное сообщество, которое выживало, грабя испанские корабли и охотясь на дикого скота. Хотя испанцы разрушали поселения пиратов в 1629, 1635, 1638 и 1654 годах, каждый раз они возвращались. В 1655 году недавно созданная английская администрация на Ямайке спонсировала повторную оккупацию Тортуги под руководством Элиаса Уоттса на посту губернатора. В 1660 году англичане совершили ошибку, заменив Уоттса на посту губернатора французом Жереми Дешамом. [14] при условии, что он будет защищать интересы Англии. Дешам, взяв под свой контроль остров, провозгласил себя королем Франции , установил французские знамена и отразил несколько попыток англичан вернуть остров. Именно с этого момента в 1660 году начинается непрерывное французское правление на Гаити . [15] В 1663 году Дешам основал французское поселение Леоган на западном побережье острова на заброшенном месте бывшего испанского города Ягуана.
В 1664 году недавно созданная Французская Вест-Индская компания взяла под свой контроль новую колонию, и Франция официально заявила о своем контроле над западной частью острова Эспаньола . В 1665 году они основали французское поселение на материковой части Эспаньолы напротив Тортуги в Порт-де-Пе . В 1670 году мыс Кап-Франсэ (ныне Кап-Аитьен ) был заселен дальше на восток вдоль северного побережья. В 1676 году колониальная столица была перенесена из Тортуги в Пор-де-Пе . В 1684 году французы и испанцы подписали Ратисбонский договор , который включал положения о подавлении действий карибских каперов , что фактически положило конец эпохе пиратов на Тортуге, многие из которых были наняты французской короной для выслеживания любого из своих бывших товарищей. который предпочел стать настоящим пиратом. [16] По Рисвикскому договору 1697 года Испания официально уступила западную треть Эспаньолы Франции, которая переименовала колонию в Сен-Доминго . К тому времени плантаторы превосходили по численности пиратов, и при поддержке Людовика XIV они начали выращивать табак, индиго , хлопок и какао на плодородной северной равнине, что привело к ввозу африканских рабов.
В 1777 году Франция и Испания подписали договор о границе, по которому западное и северо-западное побережье Эспаньолы будет принадлежать Франции, а остальная часть острова — Испании. К 1780 году Сен-Доминго был самой богатой колонией в мире, даже больше, чем все Тринадцать британских колоний и Вест-Индия вместе взятые. Французы создали экономику, основанную на производстве и экспорте сахара, поддерживаемую принудительным трудом чернокожих рабов, импортированных из Западной и Центральной Африки. Рабство чернокожих характеризовалось как одно из самых безжалостных, при котором к рабам применялся террор и суровые наказания. [17]
К 1789 году население Сент-Доминиканской Республики было следующим: [18] [19] [20]
- 40 000 Гран-бланов (буквально «Великие белые» по-французски) и Пети-блан («Маленькие белые»)
- 28 000 Sang-melés (по-французски: «Смешанная кровь») или свободные цветные люди .
- 452 000 рабов
Белое население составляло 8% населения Сен-Доминго , но им принадлежало 70% богатства и 75% рабов в колонии. Мулаты составляли 5% населения и обладали 30% богатства. Рабы составляли 87% населения. [20]
Гаитянская революция
[ редактировать ]Когда началась Французская революция , идеи свободы среди людей распространились в Сен-Доминго . Чернокожие и большинство потомков африканцев , таких как Жан-Жак Дессалин , восстали против своих белых французских хозяев. В 1791 году повстанцы убили более тысячи французов. [20] Чтобы сохранить свою жизнь, они бежали из Сен-Доминго . Богатые гран-бланы вернулись во Францию или отправились во французскую Луизиану , а петит-блан , у которых не было много ресурсов, были вынуждены перебраться на восточную часть Эспаньолы , на Кубу и Пуэрто-Рико . [21] Примечательно, что было много сан-меле , некоторые из которых бежали из Сен-Доминго , которые поселились на соседних островах (в основном в Пуэрто-Рико и Кубе ).
Большинство французских колонистов погибли или бежали из Сен-Доминго во время Гаитянской революции , а оставшиеся в живых были либо убиты во время резни на Гаити в 1804 году , либо считались полезными для развития страны, например, в качестве врачей, учителей и инженеров. Эти колонисты считались ценными, и им нельзя было причинить никакого вреда. [22] До американской оккупации 1915 года белым иностранцам было трудно стать гражданами Гаити из-за ограничений на владение землей на Гаити . Исключение делалось для немцев, поляков и французов, воевавших вместе с повстанцами против Франции в войне, и их потомков. Белые иностранцы могли стать гражданами, только вступив в брак с гаитянками. [23]
Происхождение
[ редактировать ]До гаитянской революции гаитяне делились на три основные категории: белые, черные и мулаты. Но на практике они были гораздо более сложными и включали в себя грубость волос, размеры носа и оценку других черт лица. [24]
Демография
[ редактировать ]Сегодня группа гаитян являются прямыми потомками французов, спасшихся от резни. [22] По состоянию на 2013 год люди исключительно европейского происхождения составляют небольшое меньшинство на Гаити . Совокупное население белых и представителей разных рас составляет 5% населения, примерно полмиллиона человек. [25] Люди, рожденные от иностранцев на гаитянской земле, не являются автоматически гражданами Гаити в соответствии с принципом jus sanguinis (от латинского «право крови») закона о гражданстве. [26] Помимо лиц французского происхождения, другие белые гаитяне имеют немецкое, польское, итальянское, испанское, ливанское, сирийское, английское, голландское, ирландское и американское происхождение. Большинство белых гаитян живут в столичном районе Порт-о-Пренса, особенно в богатом пригороде Петьон-Вилль . [27]
Согласно конституции Гаити со времени обретения независимости, всех граждан следует называть черными, где все расы считаются равными во избежание предрассудков. [28] Креольский в английском языке термин nèg происходит от французского слова negre (что означает «черный») и используется аналогично чуваку или парню . [24] Гаитянский мужчина всегда является негром, даже если он европейского происхождения, где его называли бы nèg blan («белый парень»), а его коллегу — nèg nwa («черный парень»); все без расистского подтекста. [1] Иностранцев всегда называют просто «блан» , независимо от оттенка кожи, что указывает на двойное значение этого слова. [2]
В сельской местности часто можно услышать бедного светлокожего человека, которого зовут ти-воудж (красный), ти-блан (беленький) или просто «блан», а не милат (мулат), который обычно используется для обозначения исключить лиц, находящихся внизу социальной лестницы, поскольку термин «мулат» исторически совпадает с людьми, которые были более привилегированными. [29]
См. также
[ редактировать ]- арабские гаитяне
- Французские гаитяне
- Немецкие гаитяне
- Итальянские гаитяне
- Ливанские гаитяне
- Сирийские гаитяне
- Мулаты Гаитяне
- Польские гаитяне
- История евреев на Гаити
- Белые Карибы
- Белые латиноамериканцы
- Белые доминиканцы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уорнер, Р. Стивен; Виттнер, Джудит Г. (1998). Собрания в диаспоре: религиозные общины и новая иммиграция . Университет Темпл. п. 155. ИСБН 1566396131 . Проверено 8 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Кац, Джонатан М. (2013). Проезжавший мимо большой грузовик: как мир пришел спасти Гаити и оставил после себя катастрофу . Макмиллан. п. 56. ИСБН 9780230341876 . Проверено 9 июня 2015 г.
- ^ «Гаитянская революция 1791-1803 годов» .
- ^ Кукс, Карлос А. (21 октября 1992 г.). Карлос Кукс и черный национализм от Гарви до Малкольма . Пресса большинства. п. 94. ИСБН 9780912469287 .
- ^ Грейвс, Керри А. (21 октября 2023 г.). Гаити . Замковый камень. п. 22. ISBN 9780736810784 .
- ^ «Форт-Либерте: очаровательное место» . Сокровища Гаити. Архивировано из оригинала 28 октября 2008 года . Проверено 1 июля 2010 г.
- ^ Кламмер, Пол; Майкл Гросберг; Йенс Поруп (2008). Доминиканская Республика и Гаити . Одинокая планета. стр. 339, 330–333. ISBN 978-1-74104-292-4 . Проверено 1 июля 2010 г.
- ^ «Население Форт-Либерте, Гаити» . Mongabay.com . Проверено 1 июля 2010 г.
- ^ [Гаитянская революция | Причины, краткое изложение и факты Гаитянская революция | Причины, резюме и факты]
- ^ Исторические города Америки: Иллюстрированная энциклопедия (2005). Дэвид Марли. Страница 121
- ^ Найт, Франклин, Карибский бассейн: генезис фрагментированного национализма , 3-е изд. п. 54 Нью-Йорк, Издательство Оксфордского университета, 1990.
- ^ Примерный путеводитель по Доминиканской Республике , с. 352.
- ^ Крестьяне и религия: социально-экономическое исследование Диоса Оливорио и движения Пальма Сола в Доминиканской Республике . Ян Лундиус и Матс Лунда. Рутледж 2000, с. 397.
- ^ де Сен-Мери, Моро (1797). Топографическое, физическое, гражданское, политическое и историческое описание французской части острова Сен-Доминго (переиздание, 3 тома, Париж, Société française d'histoire d'outre-mer, изд. 1984 г.). стр. 667 –670.
- ↑ Пираты в Вест-Индии в XVII веке.
- ^ Краткая история Тортуги, 1625–1688 гг.
- ^ Роберт Хейн, Написано кровью: История гаитянского народа (Университетское издательство Америки: Лэнтам, Мэриленд, 1996)
- ^ Лейберн, Джеймс. Гаитянский народ .
- ^ Джеймс, CLR «Черные якобинцы». п. 55.
- ^ Jump up to: а б с Доктор Му-Киен Адриана Санг (1999). Доктор Му-Киен Адриана Санг (ред.). История Доминиканской Республики: Айер-и-Хой (на испанском языке). SUSAETA Ediciones Dominicanas. стр. 78–79, 81.
- ^ Французская колонизация на Кубе, 1791–1809 гг.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Риттер (2010). Забытые лица Гаити (Часть 1) . Гаити: Carib Productions. Событие происходит в 06:30 . Проверено 1 августа 2010 г.
- ^ Жирар, 2011, стр. 340.
- ^ Jump up to: а б Аверилл, Гейб (1997). День охотника, день добычи: популярная музыка и власть на Гаити . Издательство Чикагского университета. п. 5. ISBN 0226032914 . Проверено 9 июня 2015 г.
- ^ «ЦРУ - Всемирная книга фактов - Гаити» . ЦРУ . Проверено 4 июня 2013 г.
- ^ Параисон, Эдвин (9 мая 2009 г.). «Двойное гражданство; Конституция Гаити в диаспоре» (на испанском языке). Сегодня . Проверено 13 апреля 2014 г.
- ^ Дюбуа, 2012, стр. 142-43.
- ^ Зефир, Флор (1996). Гаитянские иммигранты в Черной Америке: социологический и социолингвистический портрет . Издательская группа Гринвуд. стр. 54–55. ISBN 0-89789-451-0 .
- ^ Грегори, Стивен (1996). Раса . Издательство Университета Рутгерса. п. 172. ИСБН 0813521092 . Проверено 9 июня 2015 г.