Польские гаитяне
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Казале , Кап-Аитьен , Фонд-де-Блан , Жакмель , Ла-Бален , Ла-Валле-де-Жакмель , Порт-Салю , Сен-Жан-дю-Сюд | |
Языки | |
Гаитянский креольский , французский | |
Религия | |
Римский католицизм , гаитянский вуду | |
Родственные этнические группы | |
другая польская диаспора |
Польские гаитяне ( гаитянский креольский : Polonè-Ayisyen , в разговорной речи: Lepologne ; польский : Polscy Haitańczycy , Polonia w Haiti , Polacy w Haiti ; французский : Haïtiens polonais ) — гаитянский народ польского происхождения, живущий в начале 19 века; некоторые из них могут быть поляками , недавно родившимися по рождению, получившими гаитянское гражданство. Казале , небольшая деревня на холмах примерно в 30 километрах (19 миль) от Порт-о-Пренса , считается основным центром населения этнической польской общины на Гаити, но есть и другие деревни, такие как Ле-Ке и Сен-Жан-дю-Сюд. [1] У Казале есть потомки выживших членов Наполеона . польских легионеров [2] которые были вынуждены вступить в бой Наполеоном, но позже присоединились к гаитянским рабам во время Гаитянской революции . Считается, что от 400 до 500 из этих поляков поселились на Гаити после войны. [3] предоставил им особый статус нуара (по закону они считаются черными, а не белыми, несмотря на фактическую расу) и полное гражданство в соответствии с Гаити . конституцией Жан-Жак Дессалин , первый правитель независимого Гаити, [3]
История
[ редактировать ]В 1802 году Наполеон отправил польский легион численностью около 5200 человек, чтобы он присоединился к французским войскам в Сен-Доминго для подавления восстания рабов на Гаити . Поляки, возможно, надеялись получить поддержку Франции в восстановлении независимости Польши от ее оккупантов — Пруссии (позже Германии), России и Австрии , — которые разделили страну в конце 18 века. [4] Некоторым рассказали, что в Сен-Доминго произошел бунт заключенных. После того как они прибыли и начали бросаться в бой, польский взвод узнал, что французы пытаются подавить восстание порабощенных африканцев, борющихся с белыми рабовладельцами за свою свободу.
И французские, и польские солдаты имели высокую смертность: от желтой лихорадки умерло больше , чем погибло на войне. По оценкам, 4000 из 5200 польских солдат погибнут в ходе войны. [5] Выжившие польские солдаты восхищались своими противниками, и около 500 из них в конечном итоге обратились против французской армии и присоединились к восставшим гаитянам. [6] Из тех польских солдат, которые остались рядом с французами, некоторые намеренно не подчинялись приказам и отказывались убивать пленных. [7] Поляки нашли бы родство с гаитянами, и многие поверили бы, что бывшие рабы боролись за те же идеалы свободы и независимости, к которым стремились они, поляки. [8]
Взамен поляки найдут поддержку со стороны народа Гаити, который сочувствует их общему жестокому обращению со стороны французов. [9] Одним из ярых сторонников поляков был Буарон-Тоннер. Он пришел к выводу, что и поляк, и гаитянин имеют общую историю борьбы с тиранией. Общая ценность свободы привела к тому, что Буарон-Тоннер стал называть поляков «белыми неграми Европы». [10] Владислав Францишек Яблоновский , наполовину черный, был одним из польских генералов, но умер от желтой лихорадки вскоре после прибытия в Сен-Доминго. [11] [12] Польским солдатам приписывают вклад в создание первой в мире свободной черной республики и первого независимого карибского государства.
После того, как Гаити обрела независимость, Дессалин признал поляков и пощадил их, когда приказал большинство белых французов уничтожить на острове и многих свободных чернокожих (мулатов). Он предоставил полякам классификацию нуар (черных), которые составили новый правящий класс, и в конституции предоставил им полное гаитянское гражданство. [13] Казале стал центром их сообщества. Потомки поляков-гаитянцев были крестьянами, как и подавляющее большинство жителей острова. Казале иногда называли домом Залевского , поскольку многие местные жители считали, что это и послужило источником названия. Залевский — распространенное имя, и гаитянское креольское слово, обозначающее дом ( кей ), возможно, также было частью его истории. [14]
Первый глава государства Гаити Жан-Жак Дессалин присоединился к Буаронду-Тоннеру в названии поляков «белыми неграми Европы» , что тогда считалось большой честью, поскольку означало братство между поляками и гаитянами. Примерно 160 лет спустя, в середине 20-го века, Франсуа Дювалье , президент Гаити, известный своими черными националистическими и панафриканскими взглядами, использовал ту же концепцию «европейских белых негров», обращаясь к польскому народу и прославляя его патриотизм. [15] [16]
В 1983 году Папа Иоанн Павел II посетил Гаити. Он упомянул, как поляки способствовали восстанию рабов, которое привело Гаити к независимости. Во время этого визита два католических священника приехали в Казале и попросили нескольких польских гаитян (хотя исторические источники не могут прийти к единому мнению о том, сколько человек было приглашено) одеться в «традиционную одежду» и присутствовать на речи Папы и связанных с ней церемониях. [3]
Одним из наиболее почитаемых польских религиозных символов является икона « Черная Мадонна Ченстоховская» . Считается, что он был поглощен гаитянским вуду как Эрзули или Эзили Дантор . Этот образ черной Девы Марии, держащей на руках темнокожего Младенца Иисуса, повлиял на видение одного из гаитянских духов лоа . [17] Считается, что польские солдаты могли перевезти ее изображение на Гаити во времена Наполеона.
Польские гаитяне по сей день представляют собой смешанную расу, и их часто идентифицируют по таким европейским чертам, как светлые или более светлые и прямые волосы, светлые глаза и черты лица. Конечно, на острове были и другие европейцы, в том числе прибывшие после войны. Первоначально большинство поляков поселились в Казале, Ла-Валле-де-Жакмель , Фон-де-Блан , Ла-Бален , Пор-Салют и Сен-Жан-дю-Сюд , где они жили крестьянами вместе со своими гаитянскими женами и семьями. [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пачонски, Ян (1986). Карибская трагедия Польши: исследование польских легионов в войне за независимость Гаити . Боулдер: Восточноевропейские монографии. п. 311.
- ^ Эдмундс, Вероника (24 октября 2022 г.). «Девятое поколение поляков… на Гаити» . 3 моря Европа . Архивировано из оригинала 04 декабря 2022 г. Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рипсон, Себастьян (2008). Быть полоне на Гаити: истоки, выживание, развитие и повествовательное производство польского присутствия на Гаити . Варшава: academia.edu. ISBN 978-83-7545-085-9 . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Перри, Джеймс (2005). Высокомерные армии: великие военные катастрофы и стоящие за ними генералы . Эдисон: CastleBooks.
- ^ Дапия, Сильвия (2012). «Польское присутствие в Латинской Америке: Введение». Польско-американские исследования . 69 .
- ^ Дюбуа. Мстители Нового Света . п. 105.
- ^ Жирар, Филипп Р. (2011). Рабы, победившие Наполеона: Туссен Лувертюр и война за независимость Гаити 1801–1804 гг . Таскалуса, Алабама: Издательство Университета Алабамы. ISBN 978-0-8173-1732-4 .
- ^ Пачонский. Карибская трагедия Польши . п. 133.
- ^ Пачонский. Карибская трагедия Польши . п. 130.
- ^ Пачонский. Карибская трагедия Польши . п. 131.
- ^ Юдицкий, Збигнев (2016). Под иностранными знаменами: Генералы польского происхождения в вооруженных силах зарубежных стран: Популярный биографический словарь . Варшава. стр. 72. ISBN 978-83-937112-2-2 . ОСЛК 961014022 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бостон, Николас (22 июня 2021 г.). «Как порча двух статуй может привести к тому, что Польша расплатится со своей черной историей» . Журнал Калверта . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Эбботт, Элизабет (2011). Гаити: разрушенная нация . Не обращайте внимания. ISBN 978-1-4683-0160-1 . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ «200 лет вдали от дома польские потомки на Гаити» . 10 декабря 2012 года . Проверено 7 февраля 2014 г.
- ^ Сьюзан Бак-Морсс (2009). Гегель, Гаити и всеобщая история . Университет Питтсбурга Pre. стр. 75–. ISBN 978-0-8229-7334-8 .
- ^ Риккардо Орицио (2000). Затерянные белые племена: конец привилегий и последние колонисты в Шри-Ланке, Ямайке, Бразилии, Гаити, Намибии и Гваделупе . Саймон и Шустер. стр. 159–. ISBN 978-0-7432-1197-0 .
- ^ Уайт, Криста (2000). «Поддержка Эзили: образы Лва, размышления гаитянской женщины» . Журнал гаитянских исследований . 5/6 : 62–79. дои : 10.7282/T39G5K5W .
- ^ Дапиа, Сильвия Г. (весна 2012 г.). «Польское присутствие в Латинской Америке: Введение». Польско-американские исследования . 69 (1): 5–8. дои : 10.2307/41440998 . JSTOR 41440998 . S2CID 254441853 .