Jump to content

Польские гаитяне

Польский гаитянский
Регионы со значительной численностью населения
Казале , Кап-Аитьен , Фонд-де-Блан , Жакмель , Ла-Бален , Ла-Валле-де-Жакмель , Порт-Салю , Сен-Жан-дю-Сюд
Языки
Гаитянский креольский , французский
Религия
Римский католицизм , гаитянский вуду
Родственные этнические группы
другая польская диаспора

Польские гаитяне ( гаитянский креольский : Polonè-Ayisyen , в разговорной речи: Lepologne ; польский : Polscy Haitańczycy , Polonia w Haiti , Polacy w Haiti ; французский : Haïtiens polonais ) — гаитянский народ польского происхождения, живущий в начале 19 века; некоторые из них могут быть поляками , недавно родившимися по рождению, получившими гаитянское гражданство. Казале , небольшая деревня на холмах примерно в 30 километрах (19 миль) от Порт-о-Пренса , считается основным центром населения этнической польской общины на Гаити, но есть и другие деревни, такие как Ле-Ке и Сен-Жан-дю-Сюд. [1] У Казале есть потомки выживших членов Наполеона . польских легионеров [2] которые были вынуждены вступить в бой Наполеоном, но позже присоединились к гаитянским рабам во время Гаитянской революции . Считается, что от 400 до 500 из этих поляков поселились на Гаити после войны. [3] предоставил им особый статус нуара (по закону они считаются черными, а не белыми, несмотря на фактическую расу) и полное гражданство в соответствии с Гаити . конституцией Жан-Жак Дессалин , первый правитель независимого Гаити, [3]

В 1802 году Наполеон отправил польский легион численностью около 5200 человек, чтобы он присоединился к французским войскам в Сен-Доминго для подавления восстания рабов на Гаити . Поляки, возможно, надеялись получить поддержку Франции в восстановлении независимости Польши от ее оккупантов — Пруссии (позже Германии), России и Австрии , — которые разделили страну в конце 18 века. [4] Некоторым рассказали, что в Сен-Доминго произошел бунт заключенных. После того как они прибыли и начали бросаться в бой, польский взвод узнал, что французы пытаются подавить восстание порабощенных африканцев, борющихся с белыми рабовладельцами за свою свободу.

И французские, и польские солдаты имели высокую смертность: от желтой лихорадки умерло больше , чем погибло на войне. По оценкам, 4000 из 5200 польских солдат погибнут в ходе войны. [5] Выжившие польские солдаты восхищались своими противниками, и около 500 из них в конечном итоге обратились против французской армии и присоединились к восставшим гаитянам. [6] Из тех польских солдат, которые остались рядом с французами, некоторые намеренно не подчинялись приказам и отказывались убивать пленных. [7] Поляки нашли бы родство с гаитянами, и многие поверили бы, что бывшие рабы боролись за те же идеалы свободы и независимости, к которым стремились они, поляки. [8]

Взамен поляки найдут поддержку со стороны народа Гаити, который сочувствует их общему жестокому обращению со стороны французов. [9] Одним из ярых сторонников поляков был Буарон-Тоннер. Он пришел к выводу, что и поляк, и гаитянин имеют общую историю борьбы с тиранией. Общая ценность свободы привела к тому, что Буарон-Тоннер стал называть поляков «белыми неграми Европы». [10] Владислав Францишек Яблоновский , наполовину черный, был одним из польских генералов, но умер от желтой лихорадки вскоре после прибытия в Сен-Доминго. [11] [12] Польским солдатам приписывают вклад в создание первой в мире свободной черной республики и первого независимого карибского государства.

После того, как Гаити обрела независимость, Дессалин признал поляков и пощадил их, когда приказал большинство белых французов уничтожить на острове и многих свободных чернокожих (мулатов). Он предоставил полякам классификацию нуар (черных), которые составили новый правящий класс, и в конституции предоставил им полное гаитянское гражданство. [13] Казале стал центром их сообщества. Потомки поляков-гаитянцев были крестьянами, как и подавляющее большинство жителей острова. Казале иногда называли домом Залевского , поскольку многие местные жители считали, что это и послужило источником названия. Залевский — распространенное имя, и гаитянское креольское слово, обозначающее дом ( кей ), возможно, также было частью его истории. [14]

Первый глава государства Гаити Жан-Жак Дессалин присоединился к Буаронду-Тоннеру в названии поляков «белыми неграми Европы» , что тогда считалось большой честью, поскольку означало братство между поляками и гаитянами. Примерно 160 лет спустя, в середине 20-го века, Франсуа Дювалье , президент Гаити, известный своими черными националистическими и панафриканскими взглядами, использовал ту же концепцию «европейских белых негров», обращаясь к польскому народу и прославляя его патриотизм. [15] [16]

В 1983 году Папа Иоанн Павел II посетил Гаити. Он упомянул, как поляки способствовали восстанию рабов, которое привело Гаити к независимости. Во время этого визита два католических священника приехали в Казале и попросили нескольких польских гаитян (хотя исторические источники не могут прийти к единому мнению о том, сколько человек было приглашено) одеться в «традиционную одежду» и присутствовать на речи Папы и связанных с ней церемониях. [3]

Одним из наиболее почитаемых польских религиозных символов является икона « Черная Мадонна Ченстоховская» . Считается, что он был поглощен гаитянским вуду как Эрзули или Эзили Дантор . Этот образ черной Девы Марии, держащей на руках темнокожего Младенца Иисуса, повлиял на видение одного из гаитянских духов лоа . [17] Считается, что польские солдаты могли перевезти ее изображение на Гаити во времена Наполеона.

Польские гаитяне по сей день представляют собой смешанную расу, и их часто идентифицируют по таким европейским чертам, как светлые или более светлые и прямые волосы, светлые глаза и черты лица. Конечно, на острове были и другие европейцы, в том числе прибывшие после войны. Первоначально большинство поляков поселились в Казале, Ла-Валле-де-Жакмель , Фон-де-Блан , Ла-Бален , Пор-Салют и Сен-Жан-дю-Сюд , где они жили крестьянами вместе со своими гаитянскими женами и семьями. [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Пачонски, Ян (1986). Карибская трагедия Польши: исследование польских легионов в войне за независимость Гаити . Боулдер: Восточноевропейские монографии. п. 311.
  2. ^ Эдмундс, Вероника (24 октября 2022 г.). «Девятое поколение поляков… на Гаити» . 3 моря Европа . Архивировано из оригинала 04 декабря 2022 г. Проверено 29 апреля 2023 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Рипсон, Себастьян (2008). Быть полоне на Гаити: истоки, выживание, развитие и повествовательное производство польского присутствия на Гаити . Варшава: academia.edu. ISBN  978-83-7545-085-9 . Проверено 16 июня 2021 г.
  4. ^ Перри, Джеймс (2005). Высокомерные армии: великие военные катастрофы и стоящие за ними генералы . Эдисон: CastleBooks.
  5. ^ Дапия, Сильвия (2012). «Польское присутствие в Латинской Америке: Введение». Польско-американские исследования . 69 .
  6. ^ Дюбуа. Мстители Нового Света . п. 105.
  7. ^ Жирар, Филипп Р. (2011). Рабы, победившие Наполеона: Туссен Лувертюр и война за независимость Гаити 1801–1804 гг . Таскалуса, Алабама: Издательство Университета Алабамы. ISBN  978-0-8173-1732-4 .
  8. ^ Пачонский. Карибская трагедия Польши . п. 133.
  9. ^ Пачонский. Карибская трагедия Польши . п. 130.
  10. ^ Пачонский. Карибская трагедия Польши . п. 131.
  11. ^ Юдицкий, Збигнев (2016). Под иностранными знаменами: Генералы польского происхождения в вооруженных силах зарубежных стран: Популярный биографический словарь . Варшава. стр. 72. ISBN  978-83-937112-2-2 . ОСЛК   961014022 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  12. ^ Бостон, Николас (22 июня 2021 г.). «Как порча двух статуй может привести к тому, что Польша расплатится со своей черной историей» . Журнал Калверта . Проверено 25 апреля 2023 г.
  13. ^ Эбботт, Элизабет (2011). Гаити: разрушенная нация . Не обращайте внимания. ISBN  978-1-4683-0160-1 . Проверено 1 января 2015 г.
  14. ^ «200 лет вдали от дома польские потомки на Гаити» . 10 декабря 2012 года . Проверено 7 февраля 2014 г.
  15. ^ Сьюзан Бак-Морсс (2009). Гегель, Гаити и всеобщая история . Университет Питтсбурга Pre. стр. 75–. ISBN  978-0-8229-7334-8 .
  16. ^ Риккардо Орицио (2000). Затерянные белые племена: конец привилегий и последние колонисты в Шри-Ланке, Ямайке, Бразилии, Гаити, Намибии и Гваделупе . Саймон и Шустер. стр. 159–. ISBN  978-0-7432-1197-0 .
  17. ^ Уайт, Криста (2000). «Поддержка Эзили: образы Лва, размышления гаитянской женщины» . Журнал гаитянских исследований . 5/6 : 62–79. дои : 10.7282/T39G5K5W .
  18. ^ Дапиа, Сильвия Г. (весна 2012 г.). «Польское присутствие в Латинской Америке: Введение». Польско-американские исследования . 69 (1): 5–8. дои : 10.2307/41440998 . JSTOR   41440998 . S2CID   254441853 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 82a824e64f6c32e57f5abe28ef5704cf__1721426220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/cf/82a824e64f6c32e57f5abe28ef5704cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polish Haitians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)