Поляки в Молдове
Общая численность населения | |
---|---|
4,174 (2004) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Бельцы , Кишинев , Рыбницкий район , Каменский район , Тирасполь | |
Языки | |
польский , румынский , русский | |
Родственные этнические группы | |
Польская диаспора |
Историю поляков в Молдове необходимо изучать, принимая во внимание традиционную границу по реке Днестр , которая отделяет Бессарабию от Приднестровья в Молдове . Хотя регионы по обе стороны реки были социально и культурно взаимосвязаны, разная политическая история двух территорий привела к разным моделям польского расселения там.
История
[ редактировать ]Бессарабия
[ редактировать ]Начало польского влияния в Бессарабии можно отнести к 14 веку, с основанием Молдавского княжества . Торговля между Балтийским и Черным морями между двумя соседними странами способствовала их растущим связям. была вассальным государством сначала Королевства Польского , а затем Речи Посполитой. В это время Молдавия несколько раз [1] Хотя граница вдоль реки Днестр была социально проницаемой, с существенными смешанными браками и культурным обменом между молдавской знатью с польской шляхтой и украинской элитой, в то время в Молдавии отсутствовали значительные польские поселения.
Католическая миссионерская деятельность из Польши
[ редактировать ]Эта связь с Польшей усугублялась попытками присоединить Молдавию к Римско-католической церкви , предшествовавшими основанию княжества. Францисканские и доминиканские миссионеры создали несколько латино-католических общин на территории современной Румынии, начиная с 13 века нашей эры. Святой Престол решил создать епископства к югу и востоку от Карпат в Валахии и Молдавии. Католицизм был привлекательным среди традиционно православного населения из-за политического контекста конца 14 века, когда Османская империя продвигалась в Европу. Поскольку Константинополь был в значительной степени окружен после завоевания (Х) Адрианополя (ныне Эдирне ) в 1360 году, византийские императоры искали политического и, как мы надеемся, военного союзника на католическом Западе, который вел крестовый поход против ислама на Ближнем Востоке. до. Богдан I последовал тому же примеру и благодаря этому получил в 1359 году фактическую независимость в качестве воеводы- основателя (автономного князя) Молдавии. Ищу помощи и защиты от Польша , Богдан приветствовал латинских миссионеров. Францисканский монастырь был основан в Сирете в 1340 году , а в 1371 году за ним последовала Сиретская епархия .
Епархия возникла после того, как сын Богдана Лацку из Молдавии (1365-1373) пригласил делегацию из Рима, пообещав обращение его и его подданного в католицизм, и попросил Папу Урбана V прислать миссионеров и основать латинскую епархию в столице его княжества Сирете. 24 июля 1370 года Папа поручил архиепископу Пражскому и епископам Братиславы и Кракова (Краковия) проверить/дополнить искренность Лацку (хотя его жена оставалась православной) и поручил им создать такую епархию, охватывающую Молдавское государство. После того как Папа Григорий XI основал епархию, польский францисканец Анджей Ястшебец был рукоположен в первого епископа архиепископом Флорианом Мокрским Краковским . Собор, посвященный Иоанну Крестителю , был построен королевой Маргаритой, католической родственницей венгерской королевской семьи, которая в 1377 году пригласила доминиканцев в Сирет.
Однако принц Лацку, выступавший за католицизм, встретил серьезное сопротивление со стороны православного духовенства, в то время как эффективные обращенные латиняне были сконцентрированы на севере Молдавии, недалеко от соседних католических королевств Польши и Венгрии. С 1372 года, когда Анджей был назначен апостольским администратором , Галицкой архиепархии вероятно, никогда не возвращаясь в Сирет, он и его (все польские) преемники проживали больше в Польше, чем в Молдавии. В 1388 году князь Петр (Петр) II «Мушат» (1375–1391) перенес столицу молдавского воеводы из Сирета в Сучаву , тем самым способствуя кризису в Сиретской епархии, ныне оставленной как короной, так и епископатом.
Польское влияние
[ редактировать ]Несмотря на то, что Петру помешал зарождающейся Римско-католической церкви в Молдавии, он сделал поддержание хороших отношений с Польшей своим приоритетом. 27 сентября 1387 года во Львове он отдал дань уважения польскому королю Владиславу II Ягелло , сделав Молдавию польским феодальным владением (которым она оставалась до 1497 года). Второй брак Петру в 1388 году был заключен с Ольгой, дочерью Януша I , князя Мазовецкого , от которой у него родился сын Ивашку. [2] Даже после того, как влияние Османской империи выросло в Молдавии и на Балканах, поляки продолжали активно участвовать в делах своего соседа до тех пор, пока в 1795 году не завершился раздел Польши .
Бессарабия
[ редактировать ]При этом Молдавия, в свою очередь, должна была быть насильственно разделена путем присоединения молдавских территорий Габсбургской монархией в 1774 году (северо-западная часть Молдавии, переименованная в Буковину ) и Российской империей в 1812 году (восточная половина Молдавии) . Молдавии, переименованной в Бессарабию ).
Несколько волн политической и экономической миграции привели к тому, что поляки начали селиться в Бессарабии, начиная с 18 века. В их число входили беглые крепостные, разгромленные силы свергнутого польского короля Станислава Лещинского , марша на Бендеры , а затем побежденные повстанцы восстания Костюшко, искавшие убежища за границей с Польшей. Хаос вокруг раздела Польши также способствовал этому процессу. Польская миграция в эту область позже увеличилась после присоединения Бессарабии к Российской империи , в которую входило значительное количество евреев из Польши .
В XIX веке российские власти поощряли колонизацию Бессарабии румынами , русскими , украинцами , немцами , болгарами , поляками и гагаузами , прежде всего в северных и южных районах, освобожденных турками и ногайскими татарами , последние были изгнаны в XIX веке. 1770-е и 1780-е годы, во время русско-турецких войн ; [3] [4] [5] [6] включение провинции в черту оседлости также позволило иммигрировать больше евреев . [а] Доля румынского населения уменьшилась примерно с 86% в 1816 году. [8] примерно до 52% в 1905 году. [9] В это время произошли антисемитские беспорядки, приведшие к исходу тысяч евреев в США. [10]
Приднестровье
[ редактировать ]Нет ясности относительно того, было ли Приднестровье частью Киевской Руси начиная с XI века, и если да, то в какой степени. После распада Киевской Руси из-за монгольского нашествия эта территория в 15 веке перешла под власть Великого княжества Литовского в составе Подолья . Большая часть Приднестровья оставалась частью Брацлавского воеводства Речи Посполитой до Второго раздела Польши в 1793 году.
В 1504 году Крымское ханство завоевало самую южную часть Приднестровья к югу от реки Ягорлык/Ягорлык вместе с остальной частью Едисанского региона, который оставался под контролем Османской империи до 1792 года. Таким образом, граница между двумя государствами была установлена по реке Ягорлык. река, именуемая Ягурлыком , в молдавских летописях [11] а в польском источнике как Ягорлик или Ягорлык. [12]
Польская колонизация
[ редактировать ]Из-за массовых набегов рабов и вторжений Крымского ханства большая часть южного региона Речи Посполитой была малонаселенной. Чтобы исправить это, польские короли 16 и 17 веков, в частности Стефан Баторий и Сигизмунд III Ваза , спонсировали крупномасштабную польскую колонизацию Подолья , которое включает территории современного Приднестровья. Польским магнатам были переданы большие участки малозаселенных земель, а польская мелкая шляхта управляла поместьями и служила солдатами. Крепостных крестьян переселили на эти территории временным 20-летним освобождением от крепостного права. Хотя большинство крепостных были выходцами из западноукраинских земель, в этих поместьях также заселилось значительное количество польских крепостных из центральной Польши. Последние имели тенденцию ассимилироваться в украинском обществе, а некоторые из них даже принимали участие в казачьих восстаниях против помещиков. Польские магнаты из Украины играли значительную политическую и социальную роль в Речи Посполитой, как и местное дворянство в этих областях, которое Полонизирован с течением времени.
Польское правление в это время включало расширение школ иезуитов и крупномасштабное строительство богато украшенных замков и поместий, которые включали библиотеки, коллекции произведений искусства и архивы, которые во многих случаях имели такое же значение, как и в самой Польше. К концу 18 века примерно 11% населения были католиками, большинство из которых были поляками. [13]
Присоединение к Российской Империи
[ редактировать ]На момент раздела Польши примерно десять процентов населения всех территорий, аннексированных Россией, были этническими поляками. [14] Среди поляков были богатые магнаты с большими поместьями, более бедные дворяне, работавшие администраторами или солдатами, а также крестьяне. Еще долгое время после того, как этот регион вышел из состава Польши, поляки продолжали играть важную роль как в губернии, так и в городе Киеве. До неудавшегося польского восстания 1830–1831 годов польский язык продолжал оставаться административным языком в образовании, правительстве и судах. [13]
Во времена Российской империи польское общество имело тенденцию к расслоению. Польские магнаты процветали в Российской империи за счет крепостных и беднейшего польского дворянства, которого они вытесняли с земель. Богатые магнаты были склонны выступать против польских восстаний, идентифицировали себя со своими российскими коллегами-помещиками и часто переезжали в Санкт-Петербург. Таким образом, польское национальное движение на украинских землях, как правило, возглавлялось представителями среднего и бедного дворянства, которые образовывали тайные общества в местах с большим польским населением. [13] В результате антирусского восстания 1830 года российское правительство лишило польское среднее и бедное дворянство своего юридического дворянского статуса, и русификации была проведена политика . Эти польские дворяне, юридически низведенные до статуса крестьян, часто ассимилировались с украинским языком и культурой. [14] Многие из беднейших польских дворян, украинизированных по языку, культуре и политической лояльности, составляли важный элемент растущего украинского национального движения. [14] Несмотря на продолжающуюся миграцию поляков из центральной Польши на украинские земли, [13] к концу девятнадцатого века только три процента от общей численности населения этих территорий сообщили, что польский является их родным языком. [14]
Под советской властью
[ редактировать ]После Первой мировой войны , наступления большевистских армий, польско-советской войны 1919–1921 годов и присоединения этих земель к СССР произошел массовый исход поляков, особенно помещиков и интеллигенции, из стран бывшего раздела России. в Польшу. [13]
Территория, которая впоследствии стала Приднестровьем, была преобразована в Украинскую ССР в 1919 году, в рамках которой в 1924 году была создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика (МАССР). При сталинском правлении польская община продолжала сокращаться. После непродолжительного начального периода либерализации и свободы по отношению к полякам в Советском Союзе они подверглись преследованиям, разгону и массовому террору. Эта тенденция усилилась в конце 1930-х годов в результате Польской операции НКВД 1937-1938 годов , а также прекращения обучения в Молдавской АССР для всего нерумынского населения на их родном языке, которое было заменено украинским и русским. .
Объединение Бессарабских и Приднестровских территорий
[ редактировать ]2 августа 1940 года Советский Союз создал Молдавскую Советскую Социалистическую Республику (Молдавская ССР), которая состояла из шести уездов Бессарабии, соединенных с самой западной частью бывшей МАССР. [15] эффективно растворяя его. С этого момента до начала Приднестровской войны в 1990 году и создания отколовшегося государства польская община в Молдове находилась под единым государством.
После Второй мировой войны до распада СССР
[ редактировать ]Число поляков во всех регионах бывшего Советского Союза на протяжении последнего столетия неуклонно сокращалось. В значительной степени этот упадок можно объяснить политикой советизации , направленной на уничтожение польской культуры в СССР. Знания о польской общине в Молдове полностью отсутствовали в Польше на протяжении всего послевоенного периода вплоть до распада СССР . Эта тенденция изменилась только в 1990-х годах, когда польские исследователи получили возможность проводить исследования в Молдове. [16]
Подарок
[ редактировать ]По данным советской переписи 1989 года проживало 4739 поляков , в Молдавской ССР . [17] По данным переписи населения Молдовы 2004 года, было зарегистрировано 2383 поляка. [18] Последняя перепись не включала данные, собранные в Приднестровье , а перепись 2004 года в Приднестровье показала, что 2% населения (около 1100 человек) составляют поляки. [19]
В некоторых публикациях активистов Полонии и польских дипломатов упоминается численность поляков в Молдове до 20 000 человек, что значительно превышает число самоидентифицированных поляков в переписи. Некоторые авторы включают в свои оценки людей польского происхождения, в то время как другие предполагают, что люди католической веры (в преимущественно восточно-православной стране), скорее всего, имеют польское происхождение; и это может включать, например, украинцев, имеющих связи с Польшей по своему происхождению.
В результате российской и советской политики в отношении польской культуры лишь небольшой процент поляков в Молдове сегодня говорит по-польски. [17] Например, Петр Лучинский , который занимал пост второго президента Молдовы, носит транскрибированную версию польской фамилии Лучинский , но никогда публично не отождествлял себя с польским происхождением. Некоторые приднестровские политики, такие как бывшая первая леди Нина Штански и Евгений Зубов, открыто заявляют о своих польских корнях . [20]
16–17 мая 1995 г. состоялся международный симпозиум о поляках в Молдове. Накануне конференции вышла книга « Поляки в Молдове рассказывают о себе» [21] был издан сборник воспоминаний людей, переживших советское время в Молдавской ССР или живущих до сих пор в Молдавии. [22] Материалы конференции были опубликованы под названием Polacy w Mołdawii. [23]
Польские организации в Молдове
[ редактировать ]В период распада Советского Союза Польскую культурную ассоциацию (Polskie Stowarzyszenie Kulturalne) в 1990 году профессор Тадеуш Малиновский основал в Кишиневе . К сожалению, из-за различных трудностей это не удалось. Однако на его базе были созданы другие польские организации: Союз поляков Молдавии и Общество поляков «Возрождение» (Towarzystwo Polaków «Odrodzenie»). Позднее было основано множество других польских организаций, по мнению Я. Дерлицкого, слишком много для небольшого польского населения. [16] По состоянию на 2013 год действуют следующие организации:
- Ассоциация «Польская весна» в Молдове [24]
- Польская медицинская ассоциация в Молдове [24]
- Союз поляков Молдовы [24]
- Ассоциация поляков Гагаузии ; более 200 участников по состоянию на 2013 год [24]
- Ассоциация польской культуры «Ясна Гора» - « Ясна Гора Ассоциация польской культуры », Тирасполь , Приднестровье [25]
- Молдовы» Ассоциация « Союз польских женщин
См. также
[ редактировать ]- Молдавско-польские отношения
- Поляки в Румынии
- Поляки в Украине
- Польская вассализация Молдавии (1387 г.)
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марцин Косиенковский, «Польша, Молдова и Приднестровье»
- ^ Ясинский, Казимеж (1998). Родословная Мазовецкой династии Пястов . Познань - Вроцлав: Wydawnictwo Historyczne. стр. 97. ISBN 83-913563-0-2 .
- ^ «Немцы из Бессарабии» . Уалберта.ca. Архивировано из оригинала 26 сентября 2012 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Чарльз Апсон Кларк (1927). «Бессарабия. Глава VIII: Россия организует провинцию» . Depts.washington.edu . Додд, Мид и компания . Проверено 9 октября 2013 г.
Сегодня болгары составляют один из самых солидных элементов в Южной Бессарабии, насчитывая (вместе с гагаузами, т. е. тюркоязычными христианами также из Добруджи) около 150 000 человек. Колонизация привела к появлению многочисленных великорусских крестьян, а российская бюрократия импортировала русских чиновников и специалистов; по румынской оценке 1920 г., великороссов на территории проживало около 75 000 (2,9%), а липован и казаков - 59 000 (2,2%); малороссов (украинцев) — 254 тыс. (9,6%). Это, плюс около 10 000 поляков, доводит общую численность славян до 545 000 при населении в 2 631 000 человек, или примерно одной пятой.
- ^ Василе Байкан, «Населенные пункты Молдавии, представленные на «карте России» между 1828–1829 годами», Научные летописи Ясского университета «Александру Иоан Куза» - серия «География».
- ^ «Меннонитско-ногайские экономические отношения, 1825–1860» . Гошен.edu . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ «Молдова» , Еврейская виртуальная библиотека , американо-израильское кооперативное предприятие , получено 15 июля 2015 г.
- ^ Ион Нистор , История Бессарабии , Черновцы, 1921
- ^ (на немецком языке) Флавий Соломон, Республика Молдова и ее меньшинства (страновой лексикон), в: База данных этнодоков для исследований меньшинств в Юго-Восточной Европе, стр. 52
- ^ Ариэль Шейб (23 июля 1941 г.). «Молдова» . Сайт Jewishvirtuallibrary.org . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Сава, стр.5
- ^ [Географический словарь_Королевства_Польши], 1880–1902, ч.III стр.372 http://dir.icm.edu.pl/pl/Slownik_geograficzny/Tom_III/372
- ^ Jump up to: а б с д и Поляки на Украине. Статья: Энциклопедия Украины, стр. 86-94. Торонто: Канадский институт украинских исследований, University of Toronto Press.
- ^ Jump up to: а б с д (2003). Тимоти Снайдер. Реконструкция наций. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета
- ^ Чарльз Кинг , Молдаване: Румыния, Россия и культурная политика , Hoover Institution Press, Стэнфордский университет, 2000. ISBN 0-8179-9792-X .
- ^ Jump up to: а б «Рождение или возрождение? Польская идентичность в Молдове» , Ярослав Дерлицкий, Институт археологии и этнографии Польской академии наук, том XLVII, 2003, № 1-2, стр. 171-184
- ^ Jump up to: а б «Молдова: Арена международных влияний», 2012, ISBN 0739173928 , «Поддержка польской дисапоры».
- ^ (на румынском, русском и английском языках) Результаты переписи населения Молдовы 2004 г. (список всех доступных документов переписи населения в форматах .xls и .doc)
- ^ «Информация о переписи населения Приднестровья 2004 года» . Архивировано из оригинала 18 марта 2009 г. Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Косиенковский, Марцин (5 октября 2012 г.). «ПОЛЬША И ПРИДНЕСТРОВЬЕ: ВРЕМЯ СОТРУДНИЧЕСТВА?» . Новая Восточная Европа . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 г. Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ Поляки в Молдове рассказывают о себе , под ред. Эдвард Валевандер, том 6 «Библиотеки Полонии: материалы и документы», 1995 г., ISBN 83-86441-09-7
- ^ О «Центре исследований польской диаспоры и польской пастырской заботы» Люблинского католического университета.
- ^ Поляки в Молдове , изд. Эдвард Валевандер, Библиотека Полонии , Серия А, Студия, том 9, 1995, ISBN 8386441135
- ^ Jump up to: а б с д Ютрженка , том 5, 2013.
- ↑ Польская культурная ассоциация «Ясна Гура». Архивировано 3 июля 2013 г., archive.today .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Jutrzenka , информационный бюллетень поляков в Молдове (издается с 1996 г., в сети с 2004 г.)
- «Союз польских женщин Молдовы»