Лечиты
Lechites ( Polish : Lechici , German : Lechiten ), [1] также известные как лехитские племена ( польский : Plemiona lechickie , немецкий : Lechitische Stämme ), — это название, данное некоторым западнославянским племенам , населявшим современную Польшу и восточную Германию и говорящим на лехитских языках . В отличие от чешско-словацкой подгруппы , они являются ближайшими предками этнических поляков , а также померанцев , лужиц и полабцев . [2] [3]
История [ править ]
Согласно польской легенде, Мешко I унаследовал герцогский престол от своего отца, который, вероятно, правил более чем двумя третями территории, населенной восточными лехитскими племенами. Он объединил лечитов восточнее Одера ( полян , мазовенцев , померанцев , вислян , силезцев ) в единое государство Польшу . Его сын, Болеслав I Храбрый , основал епископства во Вроцлаве , Колобжеге и Кракове , а также архиепископство в Гнезно . Болеслав вел успешные войны против Богемии , Моравии , Киевской Руси и Лужиц , а также заставил западных поморцев платить дань Польше. Незадолго до своей смерти Болеслав стал первым королем Польши в 1025 году.
Lechitic group [ edit ]
- Поляки и поляки
- Мазовецки
- Вишуланцы
- Гопланы
- Лендийцы
- Силезские племена
- померанцы
- Кашубы
- Словинцы (†)
- Пыржичание (†)
- Волиниане (†)
- Полабийцы (†)
- Радимичи [4] (†)
- Вятичи [4] (†)
- Obodrites /Abodrites (†)
- Собственно Оботритес
- Вагрианцы
- Варновер
- собственно полабы
- Линонен
- Повернись
- Сорбы
- Венеди
- Лусиканцы
- Велети (Вилзи) (†)
- Лутичи (Лютичи)
- Кисини ( Кессинер , Чиззинен , Киззинер )
- Чирчипани ( Зирзипанен )
- Толленсианцы
- Редарианцы
- Укри ( Укр(ан)и , Укранен )
- Рани (Руджани)
- Хевелли ( Стодорани )
- Волыньцы (Велунцани)
- Пирицаны (Приссани)
- Лутичи (Лютичи)
Лехитские языки [ править ]
В состав западных славян входили предки народов, известных позднее как поляки , померанцы , чехи , словаки , лужи и полабцы . Северная так называемая лечитская группа включает, наряду с польским, находящиеся под угрозой исчезновения померанский и полабский языки, мертвые; Силезский язык , который по-разному считается польским диалектом или самостоятельным языком, также является частью этой группы. Сербские языки южной части Полабского ареала, сохранившиеся как реликты сегодня в Верхней и Нижней Лужицах , занимают место между лехитской и чешско-словацкой группами. [5]
Имя Лех [ править ]
Имя Лех или Лешек , Лестко, Лешко, Лестек и Лехослав — очень популярное имя в Польше. Лех было популярным мужским именем среди членов династии Пястов, таких как Лестко , Лешек I Белый , Лешек II Черный , Лешек, герцог Мазовецкий , Лешек Рацибужский . Самая старая часть Гнезно , в центре Великой Польши , известна как Wzgórze Lecha («Холм Леха»), а также Góra Królewska («Королевский холм»).
Лестко (также Лестек, Лешек), упомянутый в Gesta principum Polonorum , [6] [7] [8] завершенный между 1112 и 1118 годами Галлом Анонимом , был вторым легендарным герцогом Польши и сыном Семовита , родившегося ок. 870–880. В хронике Res gestae saxonicae sive annalium libri tres X века из Германии , написанной Видукиндом Корвейским , отмечается, что Мешко I (сын Семомысла и внук Лестека) правил племенем, называемым Лицицавики . [9] которые жили на территории нынешней Польши и были известны как «лестковичи» — племя лестеков, отождествляемое историками с лендийцами .
Винцентий Кадлубек в Chronica seu originale regum et principum Poloniae («Хроники королей и князей Польши»), написанных между 1190 и 1208 годами, много раз использовал названия Lechitae (Lechites), lechiticus (lechitic) и Lechia для описания всей средневековой Польши. [10] [11] В Великопольской хронике описывается 1273 года Казимир I Восстановитель как «король поляков значит лечит». [12] И названия «поляки», и «лечиты» использовались в средневековой Польше как адекватные термины. «Лэсир — это древнескандинавский термин, обозначающий лячаров, народ, живущий недалеко от Вислы в Польше». [13] Различные формы названия Лехия для обозначения польского государства сохраняются в нескольких европейских языках , а также в некоторых языках Центральной Азии и Ближнего Востока : «Лехия» на румынском языке , «Лахестан/لهستان» на персидском языке (и через заимствование из персидского языка: «Лехастан»). «на армянском языке и «Лехистан» на османском турецком языке ).
Легенды [ править ]
В польской литературе Лехом также звали легендарного основателя Польши. Легенда описывает трех братьев, Леха, Чеха и Руса, которые основали три славянских народа: Польшу (также известную как Лехия ), Богемию ( Чехия , ныне известная как Чехия ) и Русь ( Малороссия ). По этой легенде Лех был основателем Гнезно .
Три брата Лех, Чех и Рус исследовали пустыню в поисках места для поселения. Вдруг они увидели холм со старым дубом и орлом на вершине. Лех сказал: этого белого орла я приму как эмблему моего народа, и вокруг этого дуба построю свою крепость, и из-за орлиного гнезда (польск. gniazdo ) назову его Гнездно (совр. Гнезно ). Остальные братья пошли дальше, чтобы найти место для своего народа. Чех пошел на Юг (чтобы основать Чешские земли ) , а Русь пошла на Восток (чтобы создать Русь ). [12]
Вариант этой легенды, в котором участвуют только два брата Лех и Чех, впервые был записан Космой Пражским из Богемии . Легенду описала Kronika wielkopolska («Великопольская хроника»). [14] написанная в 1273 году на латыни, и «Хроника Далимиля» , написанная на чешском языке в 1314 году. [15]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Тадеуш Лер-Сплавинский . Польский. 1978 год
- ^ «Лесир — древнескандинавский термин, обозначающий лячаров, народ близ Вислы в Польше». [в:] Теодор Мердок Андерссон, Кари Эллен Гейд Моркинскинна: Самые ранние исландские хроники норвежских королей (1030–1157). ISBN 978-0-8014-3694-9 стр. 471; «Слово для поляков здесь — «Laesum» — дательный падеж множественного числа от именительного падежа множественного числа «Laesir». Это явно происходит от старого названия поляка — «Лях», поскольку в ходе славянской парадигмы — kh — становится — s - в соответствии со «второй палатализацией» и добавлением правильного норвежского окончания множественного числа - ir - [...] [в:] Украинское обозрение 1963. с. 70 «восточные венды » , что, очевидно, означает вятичей. /Радимичи, Лаэсир « поляки » или « западные славяне » (эф. древнерусские ляксы ) [в:] Омельян Прицак. Старые скандинавские источники, кроме саг. 1981. с. 300
- ^ « Вандалы , готы , лонгобарды , руги и гепиды , которых освободили некоторые кимвры , которых сегодня мы называем померанцами » [в:] Ян Длугош . Летопись или хроника знаменитого Царства Польского. т. е. Я., с. 35
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Генрик Пашкевич. Становление русской нации . Гринвуд Пресс. 1977. с. 353.
- ^ Богемия и Польша. Глава 20. стр. 512–513. [в:] Тимоти Рейтер. Новая Кембриджская средневековая история: ок. 900-ок.1024. 2000 г.
- ^ Нолл и Шаер (ред.), Gesta Principum Polonorum: Деяния польских князей (Будапешт, 2003).
- ^ Лидмила Михайловна Попова (ed.), Галл Аноним, Хроника в Деянии Книзеи или Praviteleji Polskikh, (Москва, 1961
- ^ Лоуренс Мизлер де Колоф (редактор), «Истории Польши и Великого княжества Литовского, написанные настолько, насколько они доступны, от начала Польской Республики до нашей страны до настоящего времени» (Варшава, 1769 г.)
- ^ Вуд, Раймонд Ф. (тр.). «Три книги о деяниях саксов Видукинда Корвейского в переводе с введением, примечаниями и библиографией». Диссертация. Калифорнийский университет, Лос-Анджелес, 1949 год. Английский перевод.
- ^ «Текст «Хроники или оригинала королей и князей Польши» на латыни» . Архивировано из оригинала 12 июля 2021 г. Проверено 4 января 2011 г.
- ^ «Исторические памятники Польши» Т. 2 изд. Август Беловский , Львов 1872 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Kronika Wielkopolska» («Великопольские хроники»), Казимеж Абгарович, Бригида Курбисувна, PWN, Варшава 1965 г., второе издание Краков 2010 г., ISBN 978-83-242-1275-0
- ^ Теодор Мердок Андерссон, Кари Эллен Гейд Моркинскинна: Самые ранние исландские хроники норвежских королей (1030–1157). ISBN 978-0-8014-3694-9 стр. 471
- ^ Бригида Курбисувна, «Исследования по хронике Великой Польши», Познаньское общество друзей наук, Познань, 1952 г.
- ^ Старочешская рифмованная хроника так называемого Далимиля, Мюнхен: Сагнер, 1981.