Jump to content

Сорбы

Сорбы
Сербский флаг панславянских цветов , введенный в 1842 году.
Традиционный женский костюм Нижней Лужицы (Шпревальда)
Общая численность населения
80,000 [1] [ нужна страница ] (Восток.)
• 45 000–60 000 верхних сорбов [ нужна ссылка ]
• 15 000–20 000 нижних сорбов [ нужна ссылка ]
Регионы со значительной численностью населения
 Германия 60 000 лужаек в Германии (20 000 из которых до сих пор говорят на сербском языке) (оценка Reuters на 2007 г.) [2]
 Чешская Республика 2,000 [3]
 Польша менее 1000 [ нужна ссылка ]
 Соединенные Штаты 1,245 (2000) [4]
Языки
Сербский ( верхнелужицкий , нижнелужицкий ), польский , немецкий ( лужицкие диалекты )
Религия
большинства Католицизм , [5] протестантизм [2]
Родственные этнические группы
Другие западные славяне
(особенно чехи и поляки )

Сербы ( верхнелужский : сербский , нижнелужейский : сербский , немецкий : сорбенский) произносится [ˈzɔʁbn̩] , чешский : Lužičtí Srbové , польский : Serbołużyczanie ; также известные как лужицы , лужицкие сербы [6] и венды ) — западнославянская этническая группа, преимущественно части Лужицы, расположенные в немецких землях Саксония населявшая и Бранденбург . Сербы традиционно говорят на сербских языках (также известных как «вендский» и «лужатский»), которые тесно связаны с чешским , польским , кашубским , силезским и словацким языками . Верхнелужский и нижнелужский языки официально признаны языками меньшинств в Германии .

В раннем средневековье сербы сформировали собственное княжество, которое позже вскоре стало частью ранней западнославянской империи Само и Великой Моравии , а в конечном итоге было завоевано Восточной Францией ( Сорбская марка ) и Священной Римской империей ( Саксонская Восточная марка , Маркграфство Мейсен , Марш Лужицкий ). Начиная с эпохи Высокого Средневековья , ими в разное время правили близкородственные поляки и чехи , а также более отдаленные немцы и венгры. Из-за постепенной и растущей ассимиляции между 17 и 20 веками к началу 20 века практически все сербы также говорили по-немецки. В недавно созданном немецком национальном государстве конца 19 - начала 20 веков проводилась политика, направленная на германизацию лужаек. Эта политика достигла своего апогея при нацистском режиме, который отрицал существование сербов как отдельного славянского народа , называя их «сербскоязычными немцами». Сообщество религиозно разделено на католицизм (большинство) и Лютеранство . Бывший президент Саксонии министр - Станислав Тиллих имеет сербское происхождение.

Этимология

[ редактировать ]

Этноним «сорбы» ( сербия , сербы ) происходит от средневекового этноса, называвшегося « сорбы » ( сурби , сораби ). Первоначальный этноним, срби , сохранили лужи и сербы на Балканах . [7] К VI веку славяне заняли территорию к западу от Одера, ранее населенную германскими народами . [7] Впервые сорбы упоминаются в VI или VII веке. На своем языке другие славяне называют их «лужицкими сербами», а сербы называют сербов «южными лужицами». [8] Название «Лузица» первоначально применялось только к Нижней Лужице. [7] Принято считать, что их этноним *Sŕbъ (мн.ч. *Sŕby ) происходит от праславянского языка с нарицательным значением «семейного родства» и «союза», однако другие утверждают, что это происхождение от ирано-сарматского . [9] [10] [11] [12]

Раннее Средневековье

[ редактировать ]
Карта сербско-лужицких племен VII-XI веков, составленная Вильгельмом Богуславским, 1861 г.

Название сорбов можно отнести к VI веку или ранее, когда Вибиус Секвестр зафиксировал, что Церветии жили на другой части реки Эльбы , которая отделяла их от свевов ( Albis Germaniae Suevos a Cerveciis dividiit ). [13] [14] [15] [16] [17] По словам Любора Нидерле , сербский округ располагался где-то между Магдебургом и Лужицей и позже упоминался оттонцами как Червисти , Зербишти и Кирвисти . [18] Информация соответствует франкской « Хронике Фредегара» VII века , согласно которой сурби жили в долине Заале Эльбы , поселившись в тюрингской части Франции со второй половины VI или начала VII века и были вассалами династии Меровингов . [13] [19] [20]

Линия Заале-Эльба обозначала приблизительный предел миграции славян на запад. [21] Под предводительством дукса (герцога) Дервана («Dervanus dux gente Surbiorum que ex Genere Sclavinorum») они присоединились к славянскому племенному союзу после Само решающей победы Само над франкским королем Дагобертом I в 631 году. [19] [20] Впоследствии эти славянские племена непрерывно совершали набеги на Тюрингию . [19] Судьба племен после смерти Само и расторжения союза в 658 году не определена, но считается, что впоследствии они вернулись в вассальную зависимость от франков. [22]

Согласно источнику X века De Administando Imperio , они жили «с самого начала» в регионе, называемом ими Бойки , который был соседом Франции, и когда два брата стали преемниками своего отца, один из них мигрировал с половиной народа. на Балканы во время правления Ираклия в первой половине VII в. [23] [24] По мнению некоторых ученых, Белый Сербский Неизвестный Архонт , который привел их на Балканы, скорее всего, был сыном, братом или другим родственником Дервана. [25] [26] [27] [28]

VII века Сербское герцогство Дерван
Саксонский Восточный марш ок. 1000 г. н.э.

Сербские племена, сорби/сурби, отмечены в труде баварского географа середины 9 века . [9] [29] [30] Поселившись в VI — начале VII веков у Эльбы, Заале, Шпрее и Нейсе, сербские племена разделились на две основные группы, получившие свои названия от особенностей местности, где они поселились. Эти две группы были отделены друг от друга широким и необитаемым лесным массивом: один вокруг Верхнего Шпрее, а остальные между Эльбой и Заале. [31] Некоторые ученые считают, что современные сербы являются потомками двух крупнейших сербских племен, милченов (верхних) и лусичей. [ из ] (Нижний), и соответствующие диалекты этих племен превратились в отдельные языки. [7] [32] Однако другие подчеркивают различия между этими двумя диалектами и то, что их соответствующие территории соответствуют двум разным славянским археологическим культурам керамики группы Торнов ( нижнелужский язык ) и керамики группы Лейпцига ( верхнелужский язык ), [31] оба являются производными пражской (корчаковской) культуры . [33] [34]

Реконструированное лужицкое ущелье (укрепление) Радуш (Раддуш), недалеко от Вечау , в Нижней Лужицах.

В «Анналах Регни Франкорум» говорится, что в 806 году сербский герцог Милидух сражался против франков и был убит. В 840 г. сербский князь Цимислав был убит . С 9-го века был организован Сербский марш Восточной Францией , а с 10-го века - Саксонский Восточный марш ( маркграфство Мейсен ) и Лужицкий марш Священной Римской империи . В 932 году Генрих I завоевал Лужицу и Мильско . Геро , маркграф Саксонской Восточной марки, в следующем году отвоевал Лужицу и в 939 году убил 30 сербских князей во время пира. В результате произошло множество сербских восстаний против немецкого правления. Реконструированный замок в Раддуше в Нижней Лужицах является единственным физическим остатком этого раннего периода.

Высокое и позднее средневековье

[ редактировать ]

В 1002 году лужицы перешли под власть своих славянских родственников, поляков, когда Болеслав I из Польши захватил Лужицу. После последующей немецко-польской войны 1003–1018 годов подтвердил, Баутценский мир что Лужица является частью Польши; но он вернулся под власть Германии в 1031 году. В 1070-х годах южная Лужица перешла в руки других славянских родственников лужиц, чехов, в пределах их Богемского герцогства . Между немецкими и славянскими феодалами существовала густая сеть династических и дипломатических отношений, например, Випрехт из Гройча (немец) пришел к власти благодаря тесным связям с чешским (чешским) королем и женитьбой на королевской дочери.

Королевство Богемия в конечном итоге стало политически влиятельным членом Священной Римской империи , но находилось в постоянной борьбе за власть с соседней Польшей. В последующие столетия, в разное время, части Лужицы переходили к Пястом раздробленной Польше, управляемой . В частях, находившихся под властью Германии, сербы были изгнаны из гильдий , сербский язык был запрещен, а также была принята политика немецкой колонизации и германизации. [35]

С 11 по 15 век в Лужице развивалось сельское хозяйство, усиливалась колонизация франкскими, фламандскими и саксонскими поселенцами. Это можно увидеть и сегодня по названиям местных деревень, которые географически образуют лоскутное одеяло типично немецкого (оканчивающееся на -dorf, -thal и т. д.) и типичного славянского происхождения (оканчивающееся на -witz, -ow и т. д.), указывающее на язык. Первоначально на нем говорили его жители, хотя некоторые из нынешних немецких имен могут иметь более позднее происхождение, со времени запланированных изменений названий с целью стереть славянское происхождение, особенно в 1920-х и 1930-х годах. В 1327 году появились первые запреты на использование сербского языка в судах и в административных делах в городах Альтенбург , Цвикау и Лейпциг . Однако говорить на сербском языке в семейном и деловом контексте не запрещалось, поскольку это не касалось функционирования администрации. Также сельские общины и сельская администрация обычно продолжали работать на сербском языке.

Ранний современный период

[ редактировать ]
Сербская церковь в Зенфтенберге (Злый Коморов)

С 1376 по 1469 и с 1490 по 1635 годы Лужица входила в состав Земель Богемской Короны под властью домов Люксембургов , Ягеллонов и Габсбургов и других королей, тогда как с 1469 по 1490 год ею правил король Матиас Корвин венгерский . При правлении Богемии (Чехии) сербам было разрешено вернуться в города, офисы и ремесла, германизация значительно снизилась, и сербский язык можно было использовать публично. [36] С начала 16 века вся территория, населенная сербами, за исключением находившейся под властью Богемии Лужицы, подверглась германизации .

Во время Тридцатилетней войны , в 1635 году, Лужица стала вотчиной саксонских курфюрстов , но сохранила значительную автономию и во многом собственную правовую систему (см. Лужицкая лига ). Тридцатилетняя война и чума 17 века нанесли страшные разрушения Лужицам. Это привело к дальнейшей немецкой колонизации и германизации.

В 1667 году принц Бранденбурга Фридрих Вильгельм приказал немедленно уничтожить все сербские печатные материалы и запретил проводить мессы на этом языке. В то же время Евангелическая церковь поддержала издание сербской религиозной литературы как средство борьбы с контрреформацией . С образованием польско-саксонской унии в 1697 году польско-сербские контакты возобновились, и поляки оказали влияние на национальную и культурную деятельность сербов (см. « Отношения с Польшей» ниже). В эпоху Просвещения началось сербское национальное возрождение и возникло сопротивление германизации. [37] Сербская семинария — главный центр обучения сербских католических была основана В 1706 году в Праге священников . [37] Сербские проповеднические общества были основаны студентами -евангелистами в Лейпциге и Виттенберге в 1716 и 1749 годах соответственно. [37]

Поздний современный период

[ редактировать ]
Первый номер газеты Bramborski Serbski Casnik Sorbian, 1848 г.

1815 Венский конгресс года разделил Лужицу между Пруссией и Саксонией . все больше и больше запретов на использование сербских языков С тех пор и до 1835 года в Пруссии и Саксонии появлялось ; увеличилась эмиграция сербов, главным образом в город Сербин в Техасе и в Австралию. В 1848 году 5000 сербов подписали петицию к саксонскому правительству, в которой требовали равенства сербского языка с немецким в церквях, судах, школах и государственных ведомствах. С 1871 г. вся Лужица вошла в состав объединенной Германии и была разделена между двумя частями; Пруссия ( Силезия и Бранденбург ) и Саксония.

В 1871 году началась индустриализация региона и немецкая иммиграция; официальная германизация усилилась. Преследование сербов под властью Германии на протяжении XIX века становилось все более жестоким. Славян считали неполноценными по отношению к германским народам, и в 1875 году использование сербского языка было запрещено в немецких школах. В результате к концу XIX века почти все сербское население было двуязычным. [а]

Место, где была основана Домовина в Хойерсверде ( Вожереци ) в 1912 году.

Во время Первой мировой войны одним из самых почитаемых сербских генералов был Павел Юришич Штурм (Пауль Штурм) , лужайка из Гёрлица , провинции Силезия . [ нужна ссылка ]

Межвоенный период и Вторая мировая война

[ редактировать ]

Хотя Веймарская республика гарантировала конституционные права меньшинств, она не соблюдала их. [39]

Во времена нацистской Германии лужи описывались как немецкое племя, говорившее на славянском языке. Считалось, что сербский костюм, культура, обычаи и язык не указывают на негерманское происхождение. Рейх заявил, что на самом деле не существует «лужиц» или «лужиц», а есть только немцы, говорящие на вендском языке. Таким образом, хотя сербы были в значительной степени защищены от политики этнических чисток Рейха, культивирование «вендских» обычаев и традиций должно было поощряться контролируемым образом, и ожидалось, что славянский язык придет в упадок по естественным причинам. Молодые лужи записались в Вермахт и были отправлены на фронт. Запутанную жизнь сербов во время Второй мировой войны иллюстрируют истории жизни Мины Виткойц , Мерчина Новака-Нехорньского   и Яна Скалы .

Преследования сербов достигли апогея при нацистах, которые пытались их полностью ассимилировать и германизировать . Их особую идентичность, культуру и славянское происхождение отрицали, называя их «немцами, говорящими на вендском языке». При нацистском правлении сербский язык и практика сербской культуры были запрещены, сербские и славянские топонимы были заменены на немецкие. [40] Сербские книги и печатные станки были уничтожены, сербские организации и газеты запрещены, сербские библиотеки и архивы закрыты, а сербские учителя и священнослужители были депортированы в немецкоязычные районы и заменены немецкоязычными учителями и священнослужителями. Ведущие деятели сербской общины были насильственно изолированы от своей общины или просто арестованы. [б] [с] [д] [и] [ф] Государственный гимн и флаг Сербии были запрещены. [46] Специальный Wendenabteilung был создан для наблюдения за ассимиляцией сорбов. [а]

К концу Второй мировой войны нацисты рассматривали возможность депортации всего сербского населения в шахтерские районы Эльзаса-Лотарингии . [б] [д]

Восточная Германия

[ редактировать ]
Представление сербского танца во Дворце Республики в Берлине (парламент Восточной Германии), 1976 год.

Первые лужицкие города были захвачены в апреле 1945 года, когда Красная Армия и 2-я польская армия форсировали реку Кейс (Квиза). Поражение нацистской Германии значительно изменило положение сербов. Регионы Восточной Германии (Германской Демократической Республики) столкнулись с тяжелой индустриализацией и большим притоком изгнанных немцев . [ нужна ссылка ] Власти Восточной Германии пытались противодействовать этому развитию, создавая широкий спектр сербских институтов. Сербы были официально признаны этническим меньшинством, было основано более 100 сербских школ и несколько академических учреждений, ​​Домовина восстановлена и связанные с ней общества, а также создан сербский театр. Однако из-за подавления церкви и принудительной коллективизации эти усилия серьезно пострадали, и, следовательно, со временем количество людей, говорящих на сербских языках, сократилось вдвое.

Отношения между сербами и правительством Восточной Германии не обошлись без некоторых трудностей, главным образом из-за высокого уровня религиозных обрядов и сопротивления национализации сельского хозяйства. Во время кампании принудительной коллективизации было зарегистрировано множество беспрецедентных инцидентов. Так, на протяжении всего восстания 1953 года в Восточной Германии в Лужицах сообщалось о жестоких столкновениях с полицией. Небольшое восстание произошло в трех верхних коммунах Блота. В 1950-х и начале 1960-х годов также существовала напряженность между немецкими и сербскими родителями, поскольку многие немецкие семьи протестовали против государственной политики обязательного преподавания сербского языка в школах, расположенных в двуязычных районах. В результате напряженности, которая расколола местную СЕПГ, занятия сербским языком больше не были обязательными после 1964 года, и сразу после этого произошло временное, но резкое сокращение числа учащихся. Число учащихся снова увеличилось после 1968 года, когда были приняты новые правила, предоставляющие Домовине большую роль в консультировании родителей школьников. Число учащихся снова не уменьшалось до воссоединения Германии. [47]

Сербы имели большее представительство в Германской Демократической Республике, чем при любом другом правительстве Германии. Домовина имела статус членской организации Национального фронта , а ряд сербов были членами Народной камеры и Государственного совета Восточной Германии . Среди известных сербских деятелей того периода - председатели Домовины Юрий Грос и Курт Креньц , член Государственного совета Мария Шнайдер , а также писатель и трехкратный лауреат Национальной премии Германской Демократической Республики Юрий Брезан . [48]

В 1973 году Домовина сообщила, что 2130 муниципальных советников, 119 бургомистров и более 3500 членов комиссий и местных органов в Восточной Германии были этническими сорбами, зарегистрированными в организации. [49] Кроме того, для сербского представителя было зарезервировано место в Центральном совете свободной немецкой молодежи , массовой организации молодежи в Восточной Германии, а журналы как для FDJ, так и для пионерской организации Эрнста Тельмана издавались на сербском языке. регулярно под названиями Chorhoj Měra и Plomjo соответственно. [50] По состоянию на 1989 год существовало девять школ с обучением исключительно на сербском языке, восемьдесят пять школ с обучением на сербском языке, десять периодических изданий на сербском языке и одна ежедневная газета. [51]

После воссоединения

[ редактировать ]
« Дома сербов » ( Serbski dom ), главные сербские культурные учреждения в Баутцене и Котбусе.

После воссоединения Германии 3 октября 1990 года лужичане предприняли усилия по созданию автономной административной единицы; однако правительство Гельмута Коля на это не согласилось. [ нужна ссылка ] После 1989 года сербское движение возродилось, однако оно по-прежнему сталкивается со многими препятствиями. Хотя Германия поддерживает национальные меньшинства, сербы утверждают, что их чаяния не реализуются в достаточной степени. [ нужна ссылка ] Желание объединить Лужицу в одну из федеральных земель не было принято во внимание. Верхняя Лужица по-прежнему принадлежит Саксонии, а Нижняя Лужица - Бранденбургу. Ликвидация сербских школ, даже в районах, преимущественно населенных сербами, по-прежнему происходит под предлогом финансовых трудностей или сноса целых деревень для создания карьеров по добыче бурого угля . [ нужна ссылка ]

Столкнувшись с растущей угрозой культурного исчезновения, Домовина в марте 2008 года выпустила меморандум. [52] и призвал к «помощи и защите от растущей угрозы их культурного исчезновения, поскольку продолжающийся конфликт между правительством Германии, Саксонией и Бранденбургом по поводу финансового распределения помощи блокирует финансирование почти всех сербских учреждений». Меморандум также требует реорганизации компетенции путем передачи ответственности от земель федеральному правительству и расширения правового статуса. Призыв был адресован всем правительствам и главам государств Европейского Союза . [53]

Давид Статник, президент Domowina, зонтичной ассоциации сербов в Германии, заявил в интервью Tagesspiegel , что считает опасным то, что AFD определяет проблему немецких граждан через этнический аспект. Он считает, что существует конкретная опасность для сербов, если АдГ войдет в правительства федеральных земель Бранденбург и Саксония на осенних выборах. [54]

Популяционная генетика

[ редактировать ]

Согласно исследованиям 2013 и 2015 годов, наиболее распространенной гаплогруппой Y-ДНК среди сербов, говорящих на верхнелужицком языке ( n = 123), является R1a с 65%, в основном ее субклад R-M458 (57%). За ним по частоте следуют I1 (9,8%), R1b (9,8%), E1b1b (4,9%), I2 (4,1%), J (3,3%) и G (2,4%). Остальные гаплогруппы составляют менее 1%. [55] [56] Исследование 2003 года показало аналогичную частоту гаплогруппы R1a среди сербских мужчин (n = 112) - 63,4%. [57] Другие исследования, которые охватывали аспекты сорбийской Y-ДНК, включают Immel et al. 2006, [58] Родиг и др. 2007, [59] и Кравчак и др. 2008. [60] Значительный процент R1a (25,7-38,3%), но сильно уменьшенный в значении из-за высокого R1b (33,5-21,7%) и низкого I2 (5,8-5,1%), Саксонии и Германии Славики . также присутствует во всей территории [61]

сербов В статье 2011 года об аутосомной ДНК сообщается, что носители верхнелужицкого языка (n = 289) продемонстрировали наибольшее аутосомное генетическое сходство с поляками , за ними следуют чехи и словаки , что согласуется с лингвистической близостью сербского языка к другим западнославянским языкам. [62] В другой полногеномной статье о верхних лужахах того же года (n = 977), в которой указывается их генетическая изоляция, «которую нельзя объяснить чрезмерной выборкой родственников» и более близкое расположение к полякам и чехам, чем к немцам. Однако исследователи ставят под сомнение эту близость, поскольку эталонная популяция немцев была почти исключительно западногерманской, а в польской и чешской эталонной популяции было много представителей немецкого меньшинства. [63] В статье 2016 года сербы снова аутосомно группируются с поляками (из Познани ). [64]

Язык и культура

[ редактировать ]
Баутцен , немецко-сербский народный театр.

Самая старая известная реликвия сербской литературы возникла примерно в 1530 году - Баутцена клятва горожан . В 1548 году Николай Якубица , нижнелужейский викарий из деревни Лубанице, написал первый непечатный перевод Нового Завета на нижнелужицкий язык. В 1574 году была напечатана первая сербская книга: Альбина Моллерса песенник . В 1688 году Юрий Гавштын Светлик перевел Библию для католических сорбов. С 1706 по 1709 год Новый Завет печатался на верхнелужицком переводе Михала Френселя , а на нижнесербском языке - Яном Богумилом Фабрициусом (1681–1741). Ян Бьедрих Фрико (он же Иоганн Фридрих Фрице) (1747–1819) перевел Ветхий Завет впервые на нижнелужейский язык, опубликованный в 1790 году.

Выдающиеся сербские писатели XIX века, сверху слева направо: Хандрий Зейлер , Ян Арношт Смолер , Мато Косик , Якуб Барт-Чишинский.

Среди других переводчиков Библии на сербский язык - Якуб Бук (1825–1895), Михал Гурник (Михаэль Хорниг) (1833–1894), Юрий Лушчанский (он же Георг Вушансский) (1839–1905). В 1809 году за короткий период времени появилась первая печатная сербская газета. В 1767 году Юрий Мень публикует первую светскую сербскую книгу. Между 1841 и 1843 годами Ян Арношт Смолер и Леопольд Гаупт (также известные как Й. Л. Хаупт и Й. Э. Шмалер) опубликовали двухтомный сборник вендских народных песен в Верхней и Нижней Лужицах. С 1842 года начали появляться первые сербские издательства: поэт Хандрий Зейлер основал еженедельный журнал, предшественник сегодняшних сербских новостей. В 1845 году в Баутцене состоялся первый фестиваль сербской песни. В 1875 году Якуб Барт-Чишинский , поэт и классик верхнелужицкой литературы, и Кароль Арношт Мука создали движение молодых сербов, оказавшее влияние на лужицкое искусство, науку и литературу на следующие 50 лет. Подобное движение в Нижней Лужицах было организовано вокруг наиболее выдающихся нижнелужицких поэтов. Мато Косик (Mato Kosyk) и Богумил Швела .

важнейший сербский культурный центр ( Сербский дом был построен В 1904 году, главным образом благодаря вкладу сербов, в Баутцене ) . В 1912 году была создана общественная и культурная организация лужицких лужиц, Домовинское учреждение - союз сербских организаций. В 1919 году оно насчитывало 180 000 членов. В 1920 году Ян Скала основал сербскую партию, а в 1925 году в Берлине Скала основал «Культурвилле» — газету по защите национальных меньшинств в Германии. В 1920 году было основано движение «Сокол» (молодежное движение и гимнастическая организация). С 1933 года нацистская партия начала репрессии против сербов. В то же время нацисты также распустили движение «Сокол» и начали бороться со всеми проявлениями сербской культуры. В 1937 году деятельность «Учреждения Домовины» и других организаций была запрещена как антинациональная. Сербские священнослужители и учителя были насильственно депортированы из Лужицы; Власти нацистской Германии конфисковали Сербский дом, другие здания и урожай.

10 мая 1945 года в Кроствице , после вторжения Красной Армии , Домовинское учреждение возобновило свою деятельность. В 1948 году Ландтаг Саксонии ; принял Закон, гарантирующий защиту сербских лужиц в 1949 году Бранденбург принял аналогичный закон. Статья 40 конституции Германской Демократической Республики, принятой 7 октября 1949 г., прямо предусматривала защиту языка и культуры сорбов. Во времена Германской Демократической Республики сербские организации пользовались финансовой поддержкой страны, но в то же время власти поощряли германизацию сербской молодежи как средство включения ее в систему «строительства социализма ». Сербский язык и культура могли быть публично представлены только в том случае, если они продвигали социалистическую идеологию. На протяжении более 1000 лет сербы смогли сохранить и даже развить свою национальную культуру, несмотря на усиливающуюся германизацию и полонизацию , в основном благодаря высокому уровню религиозности, культивированию своих традиций и крепким семьям (в сербских семьях до сих пор часто бывает по пять детей). . В середине 20-го века в возрождение центральноевропейских стран вошли некоторые лужи, которые стали достаточно сильными, чтобы дважды попытаться восстановить свою независимость. После Во время Второй мировой войны Лужицкий национальный комитет в Праге претендовал на право на самоуправление и отделение от Германии, а также на создание Лужицкого свободного государства или присоединение к Чехословакии . Однако большинство лужаек были организованы в Домовине и не желали отделяться от Германии. [ нужна ссылка ] Претензии, выдвигаемые Лужицким национальным движением, были постулатами о присоединении Лужицкой к Польше или Чехословакии. В период с 1945 по 1947 год они выдвинули около десяти петиций. [65] в ООН , США, Советский Союз , Великобританию, Францию, Польшу и Чехословакию, однако никаких результатов это не принесло. 30 апреля 1946 года Лужицкий национальный комитет также направил петицию польскому правительству, подписанную Павлом Цижом - министром и официальным сербским делегатом в Польше. Существовал также проект провозглашения Лужицкого свободного государства, премьер-министром которого должен был стать польский археолог лужицкого происхождения Войцех Кочка. Наиболее радикальные постулаты в этой области («На свободу так нечека, свободу так беше!») [66] высказала лужицкая молодежная организация «Народный Партизан Лужица». Точно так же и в Чехословакии, где перед Потсдамской конференцией в Праге 300 000 человек выступили за независимость Лужицкой области. Попытки отделить Лужицу от Германии не увенчались успехом из-за различных индивидуальных и геополитических интересов.

Двуязычные названия улиц Котбуса

Следующие статистические данные указывают на прогресс культурных изменений среди сербов: к концу XIX века около 150 000 человек говорили на сербских языках. К 1920 году почти все сербы в одинаковой степени владели сербским и немецким языками. В настоящее время число людей, говорящих на сербских языках, оценивается не более чем в 40 000 человек.

Израильский лингвист-славист Пауль Векслер утверждал, что структура языка идиш представляет собой «убедительные доказательства тесных еврейских контактов со славянами на немецких и чешских землях еще в 9 веке», и предположил, что сербы, возможно, внесли свой вклад в Ашкеназское еврейское население Европы того же периода. [67] [68]

Традиции

[ редактировать ]

Масленичного вторника Праздник «Запуст» — самая популярная традиция сербов, тесно связанная с трудовой жизнью общины. Традиционно празднества длились за неделю до весеннего посева полей и включали в себя традиционную одежду, парад и танцы. [69]

Украшение яиц ( pisanici ) — славянская пасхальная традиция, поддерживаемая сербами с 17 века. [70] [ нужен лучший источник ]

Сербский перевод Нового Завета Михала Френселя [ и т. д ] , 1717

Большинство нынешних носителей верхнесербского языка принадлежат к католической конфессии. Первоначально большинство сербов были протестантами-лютеранами, и так было и в 20 веке (в 1900 году протестантское население составляло 86,9%). [71] Только лужи Каменца, преимущественно расселившиеся на обширном месте бывшего монастыря Святого Мариенштерна. [ из ] в Паншвиц-Кукау – отклонение от нормы, католическое население составляет 88,4%. В остальном доля католиков оставалась ниже 1% во всем регионе Нижней Лужицы. Из-за быстрого упадка языка и культурной самобытности среди протестантских сербов - особенно в годы ГДР - конфессиональный состав сербскоязычного населения региона теперь изменился на противоположный.

Национальные символы

[ редактировать ]
Почерк Ряны Лужицы Хандрия Зейлера

Флаг Лужицких лужиц представляет собой полотнище из горизонтальных полос синего, красного и белого цветов. Впервые использованный в качестве национального символа в 1842 году, флаг получил полное признание среди сербов после провозглашения панславянских цветов на Пражском славянском конгрессе 1848 года . Статья 25 Конституции Бранденбурга содержит положение о лужицком флаге. Статья 2 Конституции Саксонии содержит положение об использовании герба и традиционных национальных цветов лужицких лужицких лужиц. Законы о правах лужицких лужиц Бранденбурга и Саксонии содержат положения об использовании лужицкой национальной символики (герба и национальных цветов). [72]

Государственным гимном лужицких лужиц с ХХ века является песня «Ряна Лужица» («Красивая Лужица»). [73] Ранее песни «Еще сорбы не погибли» (написаны Хандрием Зейлером в 1840 году) [74] и «Наши сорбы восстают из праха» (написано М. Домашкой, исполнялось до 1945 г.) [75] служил гимном.

Районы Лужицы

[ редактировать ]

Есть три основных региона Лужицы , которые различаются языком, религией и обычаями.

Верхняя Лужица

[ редактировать ]
Флаг и герб Верхней Лужицы.

Католическая Лужица охватывает 85 городов в округах Баутцен , Каменц и Хойерсверда , где до сих пор процветают верхнелужицкие язык, обычаи и традиции. В некоторых из этих мест ( например , Радибор или Радвор по-сербски, Кроствиц или Хросчицы, Розенталь или Рожант) сербы составляют большинство населения, и дети растут, говоря на сербском языке.

По воскресеньям, во время праздников и на свадьбах люди носят региональные костюмы, богатые декором и вышивкой, инкрустированные жемчугом.

Некоторые из наблюдаемых обычаев и традиций включают Птичью свадьбу (25 января), Пасхальную кавалькаду всадников, Сожжение ведьм (30 апреля), пение Майка в День Св. Мартина (Николая), а также празднование Дня Святой Варвары и Святого Мартина. Николая День .

Регион Хойерсверда (Вожереци) и Шляйфе (Слепо)

[ редактировать ]

На территории от Хойерсверды до Шляйфе говорят на диалекте сербского языка, сочетающем в себе характерные черты как верхне-, так и нижнелужейского языка. Этот регион преимущественно протестантский, сильно опустошен буроугольной промышленностью, малонаселен и в значительной степени германизирован. Большинству говорящих на сербском языке больше 60 лет.

Этот регион отличается множеством примеров памятников славянской деревянной архитектуры, включая церкви и обычные дома, разнообразием региональных костюмов (в основном, которые носят пожилые женщины) с белой вязкой и черной крестообразной вышивкой, а также традицией игры на волынке .В нескольких деревнях жители поддерживают традиционные праздники, такие как изгнание зимы, Майка , пение Пасхи и Великой пятницы , а также празднование дзектко (переодетого ребенка или молодой девушки, дарящего рождественские подарки).

Нижняя Лужица

[ редактировать ]
Флаг и герб Нижней Лужицы

В этот регион входят 60 городов в районе Котбуса , где большинство пожилых людей старше 60 лет, но лишь немногие молодые люди и дети могут говорить на нижнесербском языке. [ нужна ссылка ] ; местный вариант часто включает в себя множество слов, заимствованных из немецкого языка, и в разговорах с молодым поколением обычно отдается предпочтение немецкому языку. В некоторых начальных школах региона преподавание ведется на двух языках, а в Котбусе есть важная гимназия, в которой основным языком обучения является нижнелужейский язык. В этом регионе преобладают протестанты, и он снова сильно опустошен буроугольной промышленностью. Самой большой туристической достопримечательностью региона и всей Лужицы являются болота с множеством каналов Шпревальд /Блота, живописные просторы Шпрее .

Региональные костюмы носят в основном пожилые женщины, а по праздникам – молодые женщины. Региональные костюмы красочны, в том числе большой головной платок «лапа», богато украшенный золотой вышивкой и различающийся от деревни к деревне.

В некоторых селах соблюдаются следующие традиции: Масленица, Майка , пасхальные костры, ловля/охота на петухов . В Йеншвальде (сербский: Яншойце) так называемый Яншойски болото (замаскированная молодая девушка) дарит рождественские подарки.

Отношения с Польшей

[ редактировать ]
Лужица была частью Польского государства между 1002 и 1031 годами под властью I. Болеслава

Болеслав I Храбрый взял под свой контроль марши Лужицы (Лужице), Сербского Мейсена (Мисня), а также городов Будзишин (Баутцен) и Мишня в 1002 году и отказался платить Империи дань с завоеванных территорий. Сербы встали на сторону поляков, открыли городские ворота и впустили Болеслава I в Мысню в 1002 году. [76] Болеслав после польско-германской войны (1002–1018 гг.) подписал Баутценский мир 30 января 1018 г., что сделало его явным победителем. Польскому правителю удалось сохранить оспариваемые границы Лужицы и Мильска не как феодальные владения, а как часть польской территории. [77] [78] Польский князь Мешко в 1030 году разрушил около 100 сербских деревень и изгнал сербов из городских районов, за исключением рыбаков и плотников, которым было разрешено жить на окраинах. [79] В последующие столетия, в разное время, части Лужицы входили в состав раздробленной Польши, управляемой Пястом .

В 18 веке увеличились польско-сербские контакты во время правления королей Польши Августа II Сильного и Августа III в Польше и Лужицах. Сербский пастор Михал Френцель [ и т. д ] и его сын эрудит Авраам Френсель [ хсб ] ориентировались на польские тексты в своих переводах Библии на сербский язык и в филологических работах соответственно. [80] Также уроженец Польши Ян Богумил Фабрициус основал сербскую типографию и перевел на сербский катехизис и Новый Завет . [81] Польские и сербские студенты установили контакты в Лейпцигском университете . [80] Польские сановники несколько раз проезжали через Лужицу по пути между Дрезденом и Варшавой , встречая лужиц. [82] Некоторые польские дворяне владели поместьями в Лужицах. [82]

в стиле барокко Дворец Александра Юзефа Сулковского в Нешвице (верхнесербский: Njeswačidło , польский: Nieswacidło ) [83]

Первым переводом с сербского языка на другой язык стал перевод стихотворения Wottendzenje wot Liepska teho derje dostoineho wulze wuczeneho Knesa Jana Friedricha Mitschka Хандрия Рушки. [ хсб ] на польский язык, составленный Станиславом Наленчем Мощиньским, преподавателем польского языка в Лейпцигском университете, и опубликованный известным польским путешественником Яном Потоцким . [84]

Ярким свидетельством связей региона с Польшей являются верстовые столбы XVIII века, украшенные гербом Речи Посполитой, расположенные в различных городах региона.

Польско-сербские контакты продолжались и в XIX веке. В 1840-е годы польский поэт -романтик Роман Зморский [ пл ] подружился с сербским писателем Яном Арноштом Смолером во Вроцлаве , а затем поселился в Лужице, где познакомился с другими ведущими сербскими деятелями национального возрождения Кршещаном Богувером Пфулем. [ хсб ] , Яромер Хендрих Имиш [ hsb ] и Михал Гурник [ хсб ] . [85] Затем Зморский издавал польскую газету Stadło в Будисине , перевел на польский язык четыре стихотворения Смолера и опубликовал статьи о лужахах в другой польской прессе. [86] Михал Гурник заявил о своей симпатии и восхищении поляками, популяризировал знания о Николае Копернике и Тадеуше Костюшко через сербскую прессу, сообщал о событиях Польского январского восстания 1863–1864 годов и установил контакты с поляками во время визитов в Варшаву, Краков и Познань . [87] Польский историк Вильгельм Богуславский [ пл ] написал первую книгу по сербской истории Rys dziejów serbołużyckich , изданную в Санкт-Петербурге в 1861 году. Книга была расширена и снова опубликована в сотрудничестве с Михалом Горником в 1884 году в Баутцене под новым названием Historije serbskeho naroda . Польский историк и активист Альфонс Парчевский [ пл ] был еще одним другом сербов, который с 1875 года занимался защитой прав сербов, участвуя в сербских собраниях в Баутцене. Парчевский присоединился к организации Maćica Serbska в 1875 году, поддерживал сербское издательство, писал статьи о сербах в польской прессе и собирал сербские журналы и книги, которые сейчас составляют часть Региональной публичной библиотеки Адама Асника в Калише . [88] Благодаря ему, в частности, Юзеф Игнаций Крашевский учредил стипендию для сербских студентов. Его сестра Мелания Парчевска. [ пл ] присоединился к Maćica Serbska в 1878 году, писал статьи о лужахах в польской прессе и переводил сербские стихи на польский язык. [88]

Церковь Святого Сердца в Клетвице (Клесишча), построенная польскими католиками в 1900-х годах. [89]

В начале 20 века польский славист и профессор Генрик Улашин. [ пл ] встретился с несколькими видными сербами, в том числе Яном Скалой , Якубом Барт-Чишинским и Арноштом Мукой . [90]

После Первой мировой войны и восстановления независимой Польши польский лингвист Ян Бодуэн де Куртенэ поддержал право сербов на самоопределение и потребовал, чтобы Лига Наций взяла на себя защиту над ними. [91] В межвоенный период поляки и лужи в Германии тесно сотрудничали в рамках Ассоциации национальных меньшинств Германии , созданной по инициативе Союза поляков Германии в 1924 году. Сербский журналист, поэт и активист Ян Скала был членом пресс-центр Союза поляков в Германии и был одним из авторов Leksykon Polactwa w Niemczech («Лексикон поляков в Германии»). [92] В Лужице также были известные польские общины, такие как Клетвиц (верхнелужицкий: Klěśišća , польский: Kletwice ). [89]

В Польше Антони Людвичак, основатель народной средней школы в Далки, Гнезно , предложил сербам пять бесплатных мест на каждый курс в школе, однако после того, как нацистская партия пришла к власти в Германии в 1933 году, набор сербов в школа была почти полностью остановлена. [93] Несколько сербов учились в Польше в межвоенный период. [94] В 1930 году в Познани была основана Ассоциация друзей сербов, президентом которой стал Генрик Улашин. [95] Аналогичная ассоциация, Польская ассоциация друзей сербской нации ( Polskie Towarzystwo Przyjaciół Narodu Łużyckiego ), была создана в Варшавском университете в 1936 году. Она собирала людей не только из университета. Его президентом был профессор Станислав Слонский, а заместителем президента - Юлия Вележиньска. Ассоциация являлась юридическим лицом. Ассоциация в Варшаве выпустила польскоязычный Biuletyn Serbo-Łużycki («Сербский информационный бюллетень»), в котором сообщалось о сербских делах.

Памятник Яну Скале в Намыслуве , Польша.

Во время Второй мировой войны поляки постулировали, что после поражения Германии сербам должно быть разрешено свободное национальное развитие либо в пределах границ Польши или Чехословакии, либо как независимое сербское государство в союзе с Польшей. [96] 22 января 1945 года Ян Скала был убит советским солдатом в Дзедзице , а его могила на местном кладбище теперь является охраняемым памятником культурного наследия Польши . [97] также есть памятник Скале В соседнем Намыслове . В 1945 году польские войска сражались против немецких войск в нескольких сражениях в Лужицах, включая крупнейшую битву при Баутцене . Есть мемориалы польским солдатам в Баутцене ( Будышин ), Кроствице ( Хросчицы ) и Кенигсварте ( Ракецы ) с надписями на сербском, польском и немецком языках.

Пролуж основан в Кротошине и распространился на всю Польшу (3000 членов). Это была крупнейшая некоммунистическая организация, занимавшаяся иностранными делами. Эта молодежная организация была создана во время советской оккупации и ее девизом было «Польская охрана Лужицы» (польский: Nad Łużycami polska strż ). Наибольшая активность наблюдалась в районе Великой Польши . После создания Восточной Германии Пролуж был распущен, а его президент, историк из Познани Алоизи Станислав Матыняк, был арестован. [98]

После 1945 года сербы, исторически проживавшие в восточной части Лужицы (ныне снова часть Польши), были изгнаны , так как они были гражданами Германии. Восточная Лужица была заселена поляками, изгнанными из бывшей восточной Польши, аннексированной Советским Союзом , и к настоящему времени утратила свою сербскую идентичность. [99]

В 1946 году было инициировано создание гимназии для сербов в Згожелеце , Польша, и возобновился приём сербских студентов в польские университеты. [100] Несмотря на готовность принять сербскую молодежь в 1946 году, гимназия не была открыта, поскольку сербы еще не получили пограничные пропуска с Польшей. [101] Открытие гимназии было отложено на год, для сербов были подготовлены бесплатное питание и стипендии, но ввиду продолжающегося отсутствия пограничных пропусков в Польшу и создания сербской гимназии в Баутцене от этой идеи отказались. [102]

После того, как в 2021 году появилось предложение восстановить довоенную статую Отто фон Бисмарка в Баутцене ( Будышине ), сербы выступили против, и Институт Сербского в открытом письме аргументировал возражение репрессиями правительства Бисмарка в отношении сербов, поляков, а также датчане и французы , и призывы Бисмарка к истреблению поляков. [103]

Отношения с Чехией

[ редактировать ]
Золотой чешский лев на вершине церкви Святой Марии в Каменце (верхнесербский: Kamjenc , чешский: Kamenec )

Лужица была частично или полностью частью Чешского герцогства или королевства (также известного как Богемия на западе) в разное время между 1075 и 1635 годами, и в этом регионе можно найти несколько остатков чешского правления. Когда Лужица вернулась из-под немецкой власти под власть Богемии (Чехии), сербам было разрешено вернуться в города, офисы и ремесла, а сербский язык можно было использовать публично. [36] В результате именно на землях, находящихся под властью Чехии, сохранились сербская культура и язык, в то время как более западная исконная сербская территория поддалась политике германизации. Одним из остатков чешского правления в регионе являются многочисленные городские гербы, включающие чешского льва , как в Дребкау ( Дрьёвк ), Гёрлице ( Жоржельц ), Губене ( Губин ), Каменце ( Каменц ), Лёбау ( Любий ) и Шпремберг ( Гродк ).

была основана Католическая Сербская семинария В 1706 году в Праге . [37] В 1846 году Сербовка [ хсб ] организация была основана сербскими студентами в Праге и издавала « Кветки». [ хсб ] журнал до 1892 года.

Призывы к включению Лужицы в состав Чехословакии прозвучали после поражений Германии в обеих мировых войнах. В 1945 году чехи открыли гимназию для сербов в Ческа-Липе , затем переехали в Варнсдорф в 1946 году и в Либерец в 1949 году, однако сербы получили диплом средней школы в Баутцене после того, как там была открыта сербская средняя школа. [104]

Демография

[ редактировать ]

Оценки демографической истории сербского населения с 1450 года: [1] [105] [106] [107]

Год 1450 1700 1750 1790 1858 1861 1880 1900 1905 1945 2006 2020
Население 160,000 250,000 200,000 250,000 164,000 165,000 166,000 146,000 157,000 145,700 40,000-50,000 40,000

Сербское население в середине XIX века:

Графства с большим количеством сербов в середине XIX века. [108] [106]
Область Графство Год переписи Общая численность населения Сербское население % сорбов
Административный округ Франкфурт Котбус 1846 49248 33522 68.1%
Административный округ Франкфурт Шпремберг 1843 14092 9183 65.2%
Административный округ Франкфурт Люббен 1858 31566 12427 39.4%
Административный округ Франкфурт я спускаюсь 1849 43363 12143 28.0%
Административный округ Франкфурт Просить 1858 71826 10116 14.1%
Административный округ Легниц Хойерсверда 1855 30068 17223 57.3%
Административный округ Легниц Ротенбург 1843 42891 14267 33.3%
Саксония Кенигсварта 1861 7407 6385 86.2%
Саксония Вайсенберг 1861 6579 4777 72.6%
Саксония Баутцен 1861 37096 23148 62.4%
Саксония Каменц 1861 23564 7847 33.3%
Саксония Лёбау 1861 27260 4089 15.0%
Саксония Ширгисвальде 1861 16636 2196 13.2%
Саксония Бишофсверда 1861 21051 1642 7.8%
Сербское население Германской империи в 1843-1861 гг.

Сербы делятся на две этнографические группы:

Диалекты, на которых говорят, различаются по разборчивости в разных областях.

Диаспора

[ редактировать ]

В 1840-х годах многие сербские эмигранты отправились в Австралию вместе со многими этническими немцами. Первым был Ян Рихтар, миссионер Вендско- Моравских братьев, поселившийся в Сиднее в 1844 году. [111] Было две крупные миграции верхних и нижних сербов в Австралию: в 1848 и 1850 годах соответственно. Диаспора поселилась в основном в Южной Австралии , особенно в долине Баросса , а также в Виктории и Новом Южном Уэльсе .

Многие венды также мигрировали из Лужицы в США, особенно в Техас . [112]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «[А]антисербская политика на всей сербской территории поселения становилась все более агрессивной и, что неудивительно, достигла своего апогея при нацистском правлении. Сербы были объявлены «немцами, говорящими на вендском языке», и «был создан Wendenabteilung для наблюдения за процессом ассимиляция..." [38]
  2. ^ Перейти обратно: а б «Зорбы, населяющие Верхнюю и Нижнюю Лужицу, чью самобытность и культуру просто отрицали нацисты, которые называли их «вендоязычными» немцами и которые к концу войны рассматривали возможность массового переселения сорбов в шахтерские районы. Эльзас-Лотарингия». [41]
  3. ^ «Нацисты намеревались ассимилировать и навсегда германизировать этих« вендоязычных немцев »путем интеграции в« национал-социалистическое национальное сообщество »и путем запрета сербского языка и проявлений сербской культуры, сербских и славянских топонимов и местных названий. топографических объектов (поля, холмы и т. д.) были германизированы, сербские книги и печатные станки конфискованы и уничтожены, сербские школьные учителя и священнослужители изгнаны и помещены в немецкоязычные школы и приходы, а представители сербской культурной жизни либо насильственно изолированы от своих мест, товарищи или арестованы». [42]
  4. ^ Перейти обратно: а б «[После] 1933 года, при нацистском режиме, сербская община подверглась жестоким репрессиям, а их организации были запрещены. Действительно, само существование этнической группы отрицалось и заменялось теорией о сербах как о «славяноязычных немцах». . Были составлены планы по переселению сербского населения в Эльзас, чтобы решить «лужицкий вопрос». 12 лет нацистской диктатуры стали тяжелым ударом для отдельной сербской идентичности». [43]
  5. ^ «Они оказывали давление на сербские ассоциации, чтобы они присоединились к нацистским организациям, часто с успехом, и Домовина получила ультиматум о принятии статута, который определял ее как «Лигу немцев, говорящих на вендском языке». Но «Домовина» настаивала на славянском характере сербов. В марте 1937 года нацисты запретили «Домовину» и сербские газеты, все преподавание на сербском языке было прекращено, а сербские книги были изъяты из школьных библиотек». [44]
  6. ^ "[T]он программное переосмысление сербского меньшинства как wen-dischsprechende Deutsche при нацистском режиме..." [45]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Гебель, К. (2002). Язык и этническая национальная идентичность в Европе: важность гэльского и сербского языков для сохранения связанных культур и этнокультурной идентичности (PDF) . Лондон: Университет Миддлсекса.
  2. ^ Перейти обратно: а б Чемберс, Мэдлин (26 ноября 2007 г.). «Немецкое сорбское меньшинство борется за выживание» . Рейтер . Проверено 18 августа 2022 г.
  3. ^ «Общество друзей Лужицы» . luzice.cz . Проверено 18 марта 2015 г.
  4. ^ census.gov . Бюро переписи населения США https://www2.census.gov/programs-surveys/decennial/2000/phc/phc-t-43/tab01.pdf . Проверено 18 октября 2023 г. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  5. ^ Воробей, Томас (16 июня 2021 г.). «Зербы: этническое меньшинство внутри Германии» . Би-би-си . Проверено 3 апреля 2022 г.
  6. ^ Олдрич Тума, Ярослав Панек (2018). История чешских земель . стр. 237.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Стоун 2015 , с. 9.
  8. ^ Немецкая волна . «Лузицкие сербы — немецкие славяне протестантской веры» (на хорватском языке) . Проверено 6 декабря 2014 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Лучинский, Михал (2017). « Баварский географ – Новые чтения» . Полоника (на польском языке). XXXVII (37): 73. doi : 10.17651/POLON.37.9 . Проверено 4 августа 2020 г.
  10. ^ Рудницкий, Николай (1959). Протославянские земли, Лехия-Польска (на польском языке). Государственное издательство научный, Филиал в Познани. стр. 182.
  11. ^ Поль, Хайнц-Дитер (1970). «Славянские языки в Югославии». Дунайский регион (на немецком языке). 15 (1–2): 72. doi : 10.7767/dnrm.1970.15.12.63 . S2CID   183316961 . Србин, множественное число Срби: «серб», находится в оригинальном славянском *sirbŭ «товарищ» и, следовательно, имеет славянское происхождение41. Хрват «Хорват» имеет иранское происхождение, через праславянское *chŭrvatŭ от древнеиранского *(fšu-)haurvatā, «скотовод»42.
  12. ^ Поповска-Таборска, Ханна (1993). «Следы славянских этнонимов с инородным элементом в польской номенклатуре» . Acta Universitatis Lodziensis. Folia Linguistica (на польском языке). 27 : 225–230. дои : 10.18778/0208-6077.27.29 . hdl : 11089/16320 . Проверено 16 августа 2020 г. .
  13. ^ Перейти обратно: а б Симек, Эмануэль (1955). Хебско в старые времена: самая западная славянская территория сегодня (на чешском языке). Издано Университетом Масарика в Брно. стр. 47, 269. Первые исторические упоминания о сербах мы имеем от VI. века Вибиуса Секвестра, который говорит, что Эльба отделяет сербов от свевов в Германии65. Однако это не означает, что сербы не могли находиться в районах севернее Богемских гор за Эльбой (к западу от Эльбы), ибо мы не знаем, кого Вибиус Секвестр имел в виду под свевами. Как бы то ни было, из сообщений хроники Фредегара мы точно знаем, что сербы уже задолго до основания Империи Самос заселили всю территорию между Эльбой и Салой66, т.е. по крайней мере еще во второй половине VI века. век67. Их принц Древан освободился от франкского правления и присоединился со своими владениями к Империи Само где-то около 63068 года. В последующие годы сербы неоднократно совершали вторжения через Салу в Дуринску 69...67 Шварц, ОН 48, пришел к выводу, что земли между Эльбой и Салой стали сербскими около 595 г. и около 600 г., что произошла миграция славян в регионы к западу от Эльбы, безусловно, закончились; Р. Фишер, GSI V. 58, Heimatbildung XVIII. 298, О.Н. Фальк. 59, НК 69 датирует приход славян в Хебско второй половиной VI в. век, Г. Фишер, Флюрнамен 218, до VI. век. Хебский историк Зиг1 в своем последнем обширном труде по истории Чебска Eger u Egerland 4 пришел к выводу, что славяне (он имел в виду сербов) пришли в Чебск уже около 490 г., т. е. до конца V века.
  14. ^ Суловский, Зигмунт (1961). «Миграция славян на запад в первом тысячелетии нашей эры» Roczniki Historicalczne (на польском языке). 27 :50–52 . Проверено 4 августа 2020 г.
  15. ^ Тышкевич, Лех А. (1990). Славяне в древней историографии до середины VI века (на польском языке). Издатель Университет Вроцлава. стр. 124. ISBN  978-83-229-0421-3 . ... Germaniae Suevos a Cervetiis dividit mergitur in Oceanum». По мнению Шафаржика, который отверг поправку Оберлина Черветиса к Херускису, загадочный народ Черветти - это не кто иной, как полабские сербы.
  16. ^ Дулинич, Марек (2001). Формирование северо-западных славян: археологическое исследование (на польском языке). Институт археологии и этнологии Польской академии наук. стр. 17. ISBN  978-83-85463-89-4 .
  17. ^ Мочульский, Лешек (2007). Рождение Междуморья: образование хоумлендов, создание государств и геополитическое устройство восточной части Европы в поздней античности и раннем средневековье (на польском языке). Беллона. стр. 335–336. Так обстоит дело с упоминанием Вибия Секвестра, писателя рубежа IV-V вв., которое некоторые исследователи считают самым ранним источником информации о славянах в Полабии: Albis Germaniae Suevon a Cervetiis dividit (Vibii Sequestris, De fluminibus , Fontibus, lacubus, memoribus, paludibus, montibus, gentibus, perlitteras, ed Riese, Geographi latini majores, Heilbronn 1878). Если начало названия Черве-тиис соответствовало Сербе - оно означало сербов, если Черуэ - то было Черуски, хотя нельзя исключать, что под этим именем скрывается и другой народ (ср. Г. Лабуда, Фрагменты истории западных славян, т. 1, Познань, 1960, стр. 91; Х. Лоумянский, Начало Польши..., т. II, Варшава, 1964, стр. 296; Славянского, том VI, Вроцлав, 1977, 414). Первая возможность предполагает, что западная экспансия славян началась на несколько поколений раньше, чем принято считать сейчас, вторая - что граница между херусками и свевами (готонами через Лабе или семнонами через Салаву) образовалась - возможно, после разгрома Марбод — дальше на юго-восток, чем следует из «Германии» Тацита (см. выше). Однако это не будет ситуация IV века. Существование сербско-туринских контактов в начале VII века подтверждается Хроникой Фредегара (Chronicarum quae dicuntw; Fredegari scholastici, ed. B., Krusch, Monu-menta). Gennaniae Bisiorka, Scriptores rerum Merovingicarum, vol. II, Hannover 1888, стр. 130); Однако это было бы позже, чем контакт франков со славянами (слдавами, винклеями) в Альпах и на оси Дуная. Однако говорить о таком контакте мы можем лишь в конце VI века.
  18. ^ Fomina, Z.Ye. (2016). "Славянская топонимия в современной Германии в лингвокультуроло-гическоми лингво-историческом аспек" [Slavonic Toponymy in Linguoculturological and Linguo-historical Aspects in Germany]. Современные лингвистические и методико-дидактические исследования (in Russian). 1 (12): 30 . Retrieved 4 August 2020 . Как следует из многотомного издания „Славянские древности" (1953) известного чешского ученого Любора Нидерле, первым историческим известием о славянах на Эльбе является запись Вибия Секвестра «De fluminibus» (VI век), в которой об Эльбе говорится: «Albis Suevos a Cervetiis dividit». Cervetii означает здесь наименованиесербскогоокруга (pagus) на правом берегу Эльбы, между Магдебургом и Лужицами, который в позднейших грамотах Оттона I, Оттона II и Генриха II упоминается под терминомCiervisti, Zerbisti, Kirvisti,нынешний Цербст[8]. В тот период, как пишет Любор Нидерле, а именно в 782 году, началось большое, имевшее мировое значение, наступление германцев против сла-вян. ПерейдяЭльбу, славяне представляли большую опасность для империи Карла Вели-кого. Для того, чтобы создать какой-то порядок на востоке, Карл Великий в 805 году соз-дал так называемый limes Sorabicus, который должен был стать границей экономических (торговых) связеймежду германцами и славянами[8].
  19. ^ Перейти обратно: а б с Зигфрид Ж. де Лаэт; Иоахим Херрманн (1 января 1996 г.). История человечества: с седьмого века до нашей эры до седьмого века нашей эры ЮНЕСКО. стр. 282–284. ISBN  978-92-3-102812-0 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Джеральд Стоун (2015). Славянские аванпосты в истории Центральной Европы: венды, сорбы и кашубы . Издательство Блумсбери. п. 6. ISBN  978-1-4725-9211-8 .
  21. ^ Власто 1970 , с. 142.
  22. ^ Саския Пронк-Титхофф (2013). Германские заимствования в праславянском языке . Родопи. стр. 68–69. ISBN  978-94-012-0984-7 .
  23. ^ Живкович, Тибор (2002). Южные славяне под властью Византии (600-1025) . Белград: Сербская академия наук и искусств. п. 198. ИСБН  9788677430276 .
  24. ^ Живкович, Тибор (2012). Об обращении хорватов и сербов: утраченный источник . Белград: Институт истории. стр. 152–185.
  25. ^ Сава С. Вуич, Богдан М. Басарич (1998). Северные сербы (не)забытый народ . Белград. стр. 40. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  26. ^ Милош С. Милоевич (1872 г.). Отрывки из истории сербов и сербских югославских стран в Турции и Австрии . В государственной типографии. п. 1.
  27. ^ Реля Новакович (1977). Откуда Себль пришел на Балканский полуостров ? Исторический институт. стр. 337.
  28. ^ Кардарас, Георгиос (2018). Флорин Курта; Душан Зупка (ред.). Византия и авары, VI-IX века нашей эры: политические, дипломатические и культурные отношения . БРИЛЛ. п. 95. ИСБН  978-90-04-38226-8 .
  29. ^ В. фон Кельч, Баварский географ , Alpreussische Monatschr., 23 (1886),
  30. ^ Герхард Биллиг, О реконструкции старейших славянских замковых районов в Верхне-Саксонско-Мейснийском районе на основе Баварского географа , Новый архив саксонской истории 66 (1995), стр. 27-67
  31. ^ Перейти обратно: а б Sedov, Valentin Vasilyevich (2013) [1995]. Славяне в раннем Средневековье [ Sloveni u ranom srednjem veku (Slavs in Early Middle Ages) ]. Novi Sad: Akademska knjiga. pp. 191–205. ISBN  978-86-6263-026-1 .
  32. ^ Джон Сэндфорд (3 апреля 2013 г.). Энциклопедия современной немецкой культуры . Рутледж. п. 412. ИСБН  978-1-136-81603-1 .
  33. ^ Пол М. Барфорд (2001). Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе . Издательство Корнельского университета. стр. 64–65, 77–78, 104–105. ISBN 9780801439773
  34. ^ Брат, Себастьян (2004). «Начало расселения славян к востоку от реки Эльбы» . Античность . 78 (300): 314–329. дои : 10.1017/S0003598X00112980 . S2CID   163828473 .
  35. ^ Голецка 2003 , с. 57.
  36. ^ Перейти обратно: а б Голецка 2003 , с. 58.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Матыняк 1968 , с.241.
  38. ^ Ремус 2014 , с. 4.
  39. ^ Шенвальдер, Карен (1996). «Конституционная защита меньшинств в Германии: возвращение к Веймару» . Славянское и восточноевропейское обозрение . 74 (1): 38–65. ISSN   0037-6795 . JSTOR   4211979 .
  40. ^ Голецка 2003 , с. 61.
  41. ^ Рамет 2016 , с. 227.
  42. ^ Пинсент 2000 , с. 115.
  43. ^ Группа 1993 , с. 32.
  44. ^ Занк 1998 , с. 173.
  45. ^ Глейзер 2007 , с. 275.
  46. ^ Голецка 2003 , с. 60.
  47. ^ Доловы-Рыбинская, Николь (2023). Верхнелужская языковая политика в образовании: возвращение языка или его развитие? . Брилл. п. 43. ИСБН  9004510745 .
  48. ^ Absees: Серия советских и восточноевропейских рефератов, Том 4 . Оксфорд Микроформ Публикации Лимитед. 1973. с. 182.
  49. ^ Absees: Серия советских и восточноевропейских рефератов, Том 4 . Оксфорд Микроформ Публикации Лимитед. 1973. с. 182.
  50. ^ Слива, Кэтрин (2015). Антифашизм после Гитлера: восточногерманская молодежь и социалистическая память, 1949–1989 гг . Рутледж. п. 51. ИСБН  978-1317599289 .
  51. ^ Рамет, Сабрина (1995). Социальные течения в Восточной Европе: источники и последствия великой трансформации . Издательство Университета Дьюка. п. 69. ИСБН  0822315483 .
  52. ^ "DOMOWINA - Medijowe wozjewjenje - Pressemitteilung- Пресс-релиз" . sorben.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 18 марта 2015 г.
  53. ^ «Культурный суверенитет: сербы просят Европу о помощи - Международный - Политика - Tagesspiegel» . tagesspiegel.de . 7 марта 2008 года . Проверено 18 марта 2015 г.
  54. ^ «Лушицкие сербы опасаются успеха АдГ» . www.index.hr (на хорватском языке) . Проверено 27 июля 2024 г.
  55. ^ Рембала, Мартинес-Крус; и др. (2013). «Современный отцовский генетический ландшафт польского и немецкого населения: от раннесредневековой славянской экспансии до переселений после Второй мировой войны» . Европейский журнал генетики человека . 21 (4): 415–422. дои : 10.1038/ejhg.2012.190 . ПМЦ   3598329 . ПМИД   22968131 .
  56. ^ Кушнеревич, Утевская; и др. (2015). «Генетическое наследие балто-славяноязычного населения: синтез аутосомных, митохондриальных и Y-хромосомных данных» . ПЛОС Один . 10 (9): Таблица K в файле S1. Частоты гаплогрупп NRY в балто-славянских популяциях. Бибкод : 2015PLoSO..1035820K . дои : 10.1371/journal.pone.0135820 . ПМК   4558026 . ПМИД   26332464 .
  57. ^ Бехар Д.М., Томас М.Г., Скорецки К. и др. (октябрь 2003 г.). «Множественное происхождение ашкеназских левитов: свидетельства Y-хромосомы как ближневосточного, так и европейского происхождения» . Американский журнал генетики человека . 73 (4): 768–779. дои : 10.1086/378506 . ПМК   1180600 . ПМИД   13680527 .
  58. ^ Иммель, УД; и др. (январь 2006 г.). «Анализ гаплотипов STR Y-хромосомы выявляет слои, связанные с фамилиями, в населении Восточной Германии» . Европейский журнал генетики человека . 14, страницы 577–582 (2006) (5): 577–82. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201572 . ПМИД   16435000 .
  59. ^ Родиг, Хайке; и др. (январь 2007 г.). «Популяционное исследование и оценка 20 локусов STR Y-хромосомы у немцев». Int J Legal Med . (2007) 121: 24. https://doi.org/10.1007/s00414-005-0075-5 (1): 24–27. дои : 10.1007/s00414-005-0075-5 . ПМИД   16710736 . S2CID   40129551 . {{cite journal}}: Внешняя ссылка в |volume= ( помощь )
  60. ^ Кравчак, М.; и др. (апрель 2008 г.). «Генетическое разнообразие немецкого населения» . ЭЛС . дои : 10.1002/9780470015902.a0020801 . ISBN  978-0470016176 – через онлайн-библиотеку Wiley.
  61. ^ Ковальский, Ковальский (декабрь 2020 г.). «Раннесредневековая славяно-германская граница (Limes Sorabicus) в свете исследований полиморфизма Y-хромосомы в современном и историческом немецком населении» . География Полоника . 93 (4): 569–596. дои : 10.7163/GPol.0190 .
  62. ^ Вирама, Кришна Р. (май 2011 г.). «Генетическая изменчивость сербов восточной Германии в контексте более широкого европейского генетического разнообразия» . Европейский журнал генетики человека . т. 19 (9): 935–1018, сентябрь 2011 г. (9): 995–1001. дои : 10.1038/ejhg.2011.65 . ПМК   3179365 . ПМИД   21559053 .
  63. ^ Гросс, Арнд (июль 2011 г.). «Популяционно-генетическое сравнение популяции сербских изолятов в Германии с немецкой популяцией KORA с использованием полногеномных массивов SNP» . БМК Генетика . 12 (67): 67. дои : 10.1186/1471-2156-12-67 . ПМК   3199861 . ПМИД   21798003 .
  64. ^ Лазаридис, Иосиф (август 2016 г.). «Геномный взгляд на происхождение земледелия на древнем Ближнем Востоке» . Природа . 536 (7617): 414–429. Бибкод : 2016Natur.536..419L . дои : 10.1038/nature19310 . ПМЦ   5003663 . ПМИД   27459054 .
  65. ^ Администратор. «Деятельность Войцеха (Войчеха) Коцки в сербском национальном движении в 1945 — 1950 годах» . prolusatia.pl . Проверено 18 марта 2015 г.
  66. ^ Администратор. «Акция «Народный партизан Лужица» (1946 – 1947) и ее последствия в сербско-сербском национальном движении» . prolusatia.pl . Проверено 18 марта 2015 г.
  67. ^ Пол Векслер , Евреи-ашкенази , издательство Славика, 1993.
  68. ^ Пол Векслер (1992), «От сербских земель к сербским землям», в книге « Балканский субстрат идиша: переоценка уникальных романских и греческих компонентов» , Harrassowitz Verlag , 1992, стр. 111
  69. ^ Немецкие сорбы празднуют фестиваль Запуст . Местные новости Германии на английском языке. 12 марта 2010 г.
  70. ^ Немецкое славянское меньшинство культивирует красочную пасхальную традицию. Архивировано 1 октября 2011 г. в Wayback Machine . Эфиопский обзор. 31 марта 2010 г.
  71. ^ По данным переписи 1900 года. См. Эрнст Черник: Развитие сербского населения . Академия-Верлаг, Берлин, 1954, стр. 34.
  72. ^ Андреева, Г. Н. (2005). "Сорбы в ФРГ: ценный опыт правового регулирования статуса национального меньшинства в немецкой и российской литературе" (журнал) (1) (Социальные и гуманитарные науки ed.): 40–42. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  73. ^ Гугнин, А. А. (1997). Введение в историю серболужицкой словесности и литературы от истоков до наших дней (PDF) . М. p. 90. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  74. ^ «Славянский обзор» (26). 1934: 152. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  75. ^ Шолта, Ян (1984). Новый биографический словарь сербской культуры и культуры . стр. 115.
  76. ^ Войцеховский, Зигмунт (1948). «Болеслав Храбрый и 1000 год». Przegląd Zachodni (на польском языке) (3): 248.
  77. ^ Ясеница, Павел (2007) (на польском языке). Пяст Польша. Прошински Медиа. ISBN   978-83-7648-284-2
  78. ^ Бернхардт, Джон В. (1993). Странствующее королевство и королевские монастыри в раннесредневековой Германии, ок. 936–1075. Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-52183-1
  79. ^ «Лузицкие сербы, их история и культура» . //растко.рс . Проверено 24 октября 2016 г.
  80. ^ Перейти обратно: а б Матыняк 1968 , с.240.
  81. ^ Матыняк 1968 , стр. 242.
  82. ^ Перейти обратно: а б Матыняк 1968 , с.243.
  83. ^ Географический словарь Королевства Польского и других славянских стран, Том VII (на польском языке). Варшава. 1886. с. 117. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  84. ^ Матыняк 1968 , стр. 244.
  85. ^ Левашкевич 2015 , стр. 88.
  86. ^ Левашкевич 2015 , стр. 88–89.
  87. ^ Войталь, Юзеф (1973). «Михал Горник – друг Польши из Будзишина и популяризатор произведений Коперника». Силезский исторический ежеквартальный журнал «Соботка» (на польском языке). ХXVIII (2). Вроцлав: Zakład Narodowy im. Оссолинский : 184–186.
  88. ^ Перейти обратно: а б Левашкевич 2015 , стр. 91.
  89. ^ Перейти обратно: а б Лексикон польскости в Германии (на польском языке). Ополе: Союз поляков в Германии. 1939. с. 364.
  90. ^ Левашкевич 2015 , стр. 91–92.
  91. ^ Ожеховский, Мариан (1976). «Сербско-сербский вопрос в польской политической мысли 1939–1947 годов». Силезский исторический ежеквартальный журнал «Соботка» (на польском языке). XXXI (2). Вроцлав: Zakład Narodowy im. Оссолинские, Издательство Польской академии наук : 379.
  92. ^ Смолка, Леонард (1978). «Пресс-штаб Ассоциации поляков Германии (1923–1939)». Ежеквартальный журнал истории польской прессы (на польском языке). XVII (2): 52, 59.
  93. ^ Левашкевич 2015 , стр. 93.
  94. ^ Левашкевич 2015 , стр. 94.
  95. ^ Левашкевич 2015 , стр. 92.
  96. ^ Ожеховский, стр. 380–381
  97. ^ Джоанна Баник. «Могила Яна Скалы» . Zabytek.pl (на польском языке) . Проверено 5 ноября 2023 г.
  98. ^ "Пролужский академический союз друзей Лужицы" Якуб Бродацкий. Польская Маркетинговая Группа 2006 ISBN   83-60151-00-8
  99. ^ «Верваист Эрбе» . 31 января 2020 г.
  100. ^ Палис, Петр (2002). «Попытки создать лужицкую неполную среднюю школу в Згожелеце в 1946–1948 годах». Рочник Любушки (на польском языке). Том XXVIII, вып. 1. Зелена-Гура. стр. 90. ISSN   0485-3083 .
  101. ^ Палис, с. 92
  102. ^ Палис, стр. 94–95.
  103. ^ Джоанна Баник (11 октября 2021 г.). «Открытое письмо о решении главного комитета городского совета Баутцена от 6 октября 2021 года о восстановлении памятника Бисмарку» . Институт Сербского (на немецком языке) . Проверено 15 октября 2023 г.
  104. ^ Палис, стр. 89–90.
  105. ^ Вишек, Зденек. «Лужицкие сербы и чешско-лужицкие отношения» . Листы (на чешском языке) . Проверено 29 сентября 2014 г.
  106. ^ Перейти обратно: а б Хеннинг Хан, Ганс; Кунце, Питер (1999). Национальные меньшинства и политика государственных меньшинств в Германии в XIX веке . Берлин: Akademie Verlag GmbH. ISBN  978-3-05-003343-3 .
  107. ^ Калета, Питер (2006). Чехи о лужицких сербах . Прага: Институт Масарика Академии наук Чехии. стр. 15. ISBN  9788086495415 .
  108. ^ Белзит, Лешек (1998). Языковые меньшинства в Прусском государстве: 1815 — 1914; статистика прусского языка в стадии разработки и комментарии . Марбург: Институт Гердера. ISBN  978-3-87969-267-5 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  109. ^ Петр Калета: Чехи о лужицких сербах . Прага, 2006. Страница 15.
  110. ^ «Сорбен» . sachsen.de . Проверено 18 марта 2015 г.
  111. ^ Нильсен. Георг Р. В поисках дома (1977); Бирмингемские славянские монографии. ISBN   0 70440236 Х.
  112. ^ «Техасское вендишское наследие» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года . Проверено 18 марта 2015 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Филип Ганчак Меньшинства во времена поп-культуры , Newsweek, № 22/2007, 06.03.2007.
  • В кругу Крабата. Очерки о Юрии Брезане, лужицкой литературе, культуре и языках , под редакцией Я. Зарки, Wydawnictwo Uniwersytet Śląskiego, Катовице, 2002.
  • Мирослав Цыганский, Рафал Лещиньский Очерк национальной истории сербов ПИН, Силезский институт, Ополе, 1997.
  • Сорбы в Германии , под красный. М. Шиманн, Фонд сербского народа, Герлиц, 1997.
  • Небольшой путеводитель по лужам в Германии под редакцией Ю.Петровой, Załožba za serbski lud, 1997.
  • Нижнесербские пристрастия/обычаи Нижней Лужицы , под редакцией М.Стока, Załožba za Serbski lud, 1997.
  • «Очерк истории сербо-сербов» Вильгельм Богуславский Петроград 1861 г.
  • «Пролужский академический союз друзей Лужицких» Якуб Бродацкий. Польская Маркетинговая Группа 2006 ISBN   83-60151-00-8 .
  • «Польша на пути к Лужицам во второй половине ХХ века. Отдельные проблемы», Мечковска Малгожата, Щецин, 2006 г. ISBN   83-7241-487-4 .
  • Вукаш, К. (2004) Скала против инопланетных волн: история венедов . Издательство Университета Конкордия: Остин, Техас ISBN   978-1-881848-07-3 .
  • «Сорбы», Дэвид Зерсен, в книге « Немцы и Америка: культура, политика и история» , 3 тома, под редакцией Томаса Адама. АВС-КЛИО, 2005.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd1f8b7be987c6ad4aee9c6b705a1b7c__1722080760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/7c/fd1f8b7be987c6ad4aee9c6b705a1b7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sorbs - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)