Сорбы
Общая численность населения | |
---|---|
80,000 [1] [ нужна страница ] (Восток.) • 45 000–60 000 верхних сорбов [ нужна ссылка ] • 15 000–20 000 нижних сорбов [ нужна ссылка ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Германия | 60 000 лужаек в Германии (20 000 из которых до сих пор говорят на сербском языке) (оценка Reuters на 2007 г.) [2] |
Чешская Республика | 2,000 [3] |
Польша | менее 1000 [ нужна ссылка ] |
Соединенные Штаты | 1,245 (2000) [4] |
Языки | |
Сербский ( верхнелужицкий , нижнелужицкий ), польский , немецкий ( лужицкие диалекты ) | |
Религия | |
большинства Католицизм , [5] протестантизм [2] | |
Родственные этнические группы | |
Другие западные славяне (особенно чехи и поляки ) |
Сербы ( верхнелужский : сербский , нижнелужейский : сербский , немецкий : сорбенский) произносится [ˈzɔʁbn̩] , чешский : Lužičtí Srbové , польский : Serbołużyczanie ; также известные как лужицы , лужицкие сербы [6] и венды ) — западнославянская этническая группа, преимущественно части Лужицы, расположенные в немецких землях Саксония населявшая и Бранденбург . Сербы традиционно говорят на сербских языках (также известных как «вендский» и «лужатский»), которые тесно связаны с чешским , польским , кашубским , силезским и словацким языками . Верхнелужский и нижнелужский языки официально признаны языками меньшинств в Германии .
В раннем средневековье сербы сформировали собственное княжество, которое позже вскоре стало частью ранней западнославянской империи Само и Великой Моравии , а в конечном итоге было завоевано Восточной Францией ( Сорбская марка ) и Священной Римской империей ( Саксонская Восточная марка , Маркграфство Мейсен , Марш Лужицкий ). Начиная с эпохи Высокого Средневековья , ими в разное время правили близкородственные поляки и чехи , а также более отдаленные немцы и венгры. Из-за постепенной и растущей ассимиляции между 17 и 20 веками к началу 20 века практически все сербы также говорили по-немецки. В недавно созданном немецком национальном государстве конца 19 - начала 20 веков проводилась политика, направленная на германизацию лужаек. Эта политика достигла своего апогея при нацистском режиме, который отрицал существование сербов как отдельного славянского народа , называя их «сербскоязычными немцами». Сообщество религиозно разделено на католицизм (большинство) и Лютеранство . Бывший президент Саксонии министр - Станислав Тиллих имеет сербское происхождение.
Этимология
[ редактировать ]Этноним «сорбы» ( сербия , сербы ) происходит от средневекового этноса, называвшегося « сорбы » ( сурби , сораби ). Первоначальный этноним, срби , сохранили лужи и сербы на Балканах . [7] К VI веку славяне заняли территорию к западу от Одера, ранее населенную германскими народами . [7] Впервые сорбы упоминаются в VI или VII веке. На своем языке другие славяне называют их «лужицкими сербами», а сербы называют сербов «южными лужицами». [8] Название «Лузица» первоначально применялось только к Нижней Лужице. [7] Принято считать, что их этноним *Sŕbъ (мн.ч. *Sŕby ) происходит от праславянского языка с нарицательным значением «семейного родства» и «союза», однако другие утверждают, что это происхождение от ирано-сарматского . [9] [10] [11] [12]
История
[ редактировать ]Раннее Средневековье
[ редактировать ]Название сорбов можно отнести к VI веку или ранее, когда Вибиус Секвестр зафиксировал, что Церветии жили на другой части реки Эльбы , которая отделяла их от свевов ( Albis Germaniae Suevos a Cerveciis dividiit ). [13] [14] [15] [16] [17] По словам Любора Нидерле , сербский округ располагался где-то между Магдебургом и Лужицей и позже упоминался оттонцами как Червисти , Зербишти и Кирвисти . [18] Информация соответствует франкской « Хронике Фредегара» VII века , согласно которой сурби жили в долине Заале — Эльбы , поселившись в тюрингской части Франции со второй половины VI или начала VII века и были вассалами династии Меровингов . [13] [19] [20]
Линия Заале-Эльба обозначала приблизительный предел миграции славян на запад. [21] Под предводительством дукса (герцога) Дервана («Dervanus dux gente Surbiorum que ex Genere Sclavinorum») они присоединились к славянскому племенному союзу после Само решающей победы Само над франкским королем Дагобертом I в 631 году. [19] [20] Впоследствии эти славянские племена непрерывно совершали набеги на Тюрингию . [19] Судьба племен после смерти Само и расторжения союза в 658 году не определена, но считается, что впоследствии они вернулись в вассальную зависимость от франков. [22]
Согласно источнику X века De Administando Imperio , они жили «с самого начала» в регионе, называемом ими Бойки , который был соседом Франции, и когда два брата стали преемниками своего отца, один из них мигрировал с половиной народа. на Балканы во время правления Ираклия в первой половине VII в. [23] [24] По мнению некоторых ученых, Белый Сербский Неизвестный Архонт , который привел их на Балканы, скорее всего, был сыном, братом или другим родственником Дервана. [25] [26] [27] [28]
Сербские племена, сорби/сурби, отмечены в труде баварского географа середины 9 века . [9] [29] [30] Поселившись в VI — начале VII веков у Эльбы, Заале, Шпрее и Нейсе, сербские племена разделились на две основные группы, получившие свои названия от особенностей местности, где они поселились. Эти две группы были отделены друг от друга широким и необитаемым лесным массивом: один вокруг Верхнего Шпрее, а остальные между Эльбой и Заале. [31] Некоторые ученые считают, что современные сербы являются потомками двух крупнейших сербских племен, милченов (верхних) и лусичей. [ из ] (Нижний), и соответствующие диалекты этих племен превратились в отдельные языки. [7] [32] Однако другие подчеркивают различия между этими двумя диалектами и то, что их соответствующие территории соответствуют двум разным славянским археологическим культурам керамики группы Торнов ( нижнелужский язык ) и керамики группы Лейпцига ( верхнелужский язык ), [31] оба являются производными пражской (корчаковской) культуры . [33] [34]
В «Анналах Регни Франкорум» говорится, что в 806 году сербский герцог Милидух сражался против франков и был убит. В 840 г. сербский князь Цимислав был убит . С 9-го века был организован Сербский марш Восточной Францией , а с 10-го века - Саксонский Восточный марш ( маркграфство Мейсен ) и Лужицкий марш Священной Римской империи . В 932 году Генрих I завоевал Лужицу и Мильско . Геро , маркграф Саксонской Восточной марки, в следующем году отвоевал Лужицу и в 939 году убил 30 сербских князей во время пира. В результате произошло множество сербских восстаний против немецкого правления. Реконструированный замок в Раддуше в Нижней Лужицах является единственным физическим остатком этого раннего периода.
Высокое и позднее средневековье
[ редактировать ]В 1002 году лужицы перешли под власть своих славянских родственников, поляков, когда Болеслав I из Польши захватил Лужицу. После последующей немецко-польской войны 1003–1018 годов подтвердил, Баутценский мир что Лужица является частью Польши; но он вернулся под власть Германии в 1031 году. В 1070-х годах южная Лужица перешла в руки других славянских родственников лужиц, чехов, в пределах их Богемского герцогства . Между немецкими и славянскими феодалами существовала густая сеть династических и дипломатических отношений, например, Випрехт из Гройча (немец) пришел к власти благодаря тесным связям с чешским (чешским) королем и женитьбой на королевской дочери.
Королевство Богемия в конечном итоге стало политически влиятельным членом Священной Римской империи , но находилось в постоянной борьбе за власть с соседней Польшей. В последующие столетия, в разное время, части Лужицы переходили к Пястом раздробленной Польше, управляемой . В частях, находившихся под властью Германии, сербы были изгнаны из гильдий , сербский язык был запрещен, а также была принята политика немецкой колонизации и германизации. [35]
С 11 по 15 век в Лужице развивалось сельское хозяйство, усиливалась колонизация франкскими, фламандскими и саксонскими поселенцами. Это можно увидеть и сегодня по названиям местных деревень, которые географически образуют лоскутное одеяло типично немецкого (оканчивающееся на -dorf, -thal и т. д.) и типичного славянского происхождения (оканчивающееся на -witz, -ow и т. д.), указывающее на язык. Первоначально на нем говорили его жители, хотя некоторые из нынешних немецких имен могут иметь более позднее происхождение, со времени запланированных изменений названий с целью стереть славянское происхождение, особенно в 1920-х и 1930-х годах. В 1327 году появились первые запреты на использование сербского языка в судах и в административных делах в городах Альтенбург , Цвикау и Лейпциг . Однако говорить на сербском языке в семейном и деловом контексте не запрещалось, поскольку это не касалось функционирования администрации. Также сельские общины и сельская администрация обычно продолжали работать на сербском языке.
Ранний современный период
[ редактировать ]С 1376 по 1469 и с 1490 по 1635 годы Лужица входила в состав Земель Богемской Короны под властью домов Люксембургов , Ягеллонов и Габсбургов и других королей, тогда как с 1469 по 1490 год ею правил король Матиас Корвин венгерский . При правлении Богемии (Чехии) сербам было разрешено вернуться в города, офисы и ремесла, германизация значительно снизилась, и сербский язык можно было использовать публично. [36] С начала 16 века вся территория, населенная сербами, за исключением находившейся под властью Богемии Лужицы, подверглась германизации .
Во время Тридцатилетней войны , в 1635 году, Лужица стала вотчиной саксонских курфюрстов , но сохранила значительную автономию и во многом собственную правовую систему (см. Лужицкая лига ). Тридцатилетняя война и чума 17 века нанесли страшные разрушения Лужицам. Это привело к дальнейшей немецкой колонизации и германизации.
В 1667 году принц Бранденбурга Фридрих Вильгельм приказал немедленно уничтожить все сербские печатные материалы и запретил проводить мессы на этом языке. В то же время Евангелическая церковь поддержала издание сербской религиозной литературы как средство борьбы с контрреформацией . С образованием польско-саксонской унии в 1697 году польско-сербские контакты возобновились, и поляки оказали влияние на национальную и культурную деятельность сербов (см. « Отношения с Польшей» ниже). В эпоху Просвещения началось сербское национальное возрождение и возникло сопротивление германизации. [37] Сербская семинария — главный центр обучения сербских католических была основана В 1706 году в Праге священников . [37] Сербские проповеднические общества были основаны студентами -евангелистами в Лейпциге и Виттенберге в 1716 и 1749 годах соответственно. [37]
Поздний современный период
[ редактировать ]1815 Венский конгресс года разделил Лужицу между Пруссией и Саксонией . все больше и больше запретов на использование сербских языков С тех пор и до 1835 года в Пруссии и Саксонии появлялось ; увеличилась эмиграция сербов, главным образом в город Сербин в Техасе и в Австралию. В 1848 году 5000 сербов подписали петицию к саксонскому правительству, в которой требовали равенства сербского языка с немецким в церквях, судах, школах и государственных ведомствах. С 1871 г. вся Лужица вошла в состав объединенной Германии и была разделена между двумя частями; Пруссия ( Силезия и Бранденбург ) и Саксония.
В 1871 году началась индустриализация региона и немецкая иммиграция; официальная германизация усилилась. Преследование сербов под властью Германии на протяжении XIX века становилось все более жестоким. Славян считали неполноценными по отношению к германским народам, и в 1875 году использование сербского языка было запрещено в немецких школах. В результате к концу XIX века почти все сербское население было двуязычным. [а]
Во время Первой мировой войны одним из самых почитаемых сербских генералов был Павел Юришич Штурм (Пауль Штурм) , лужайка из Гёрлица , провинции Силезия . [ нужна ссылка ]
Межвоенный период и Вторая мировая война
[ редактировать ]Хотя Веймарская республика гарантировала конституционные права меньшинств, она не соблюдала их. [39]
Во времена нацистской Германии лужи описывались как немецкое племя, говорившее на славянском языке. Считалось, что сербский костюм, культура, обычаи и язык не указывают на негерманское происхождение. Рейх заявил, что на самом деле не существует «лужиц» или «лужиц», а есть только немцы, говорящие на вендском языке. Таким образом, хотя сербы были в значительной степени защищены от политики этнических чисток Рейха, культивирование «вендских» обычаев и традиций должно было поощряться контролируемым образом, и ожидалось, что славянский язык придет в упадок по естественным причинам. Молодые лужи записались в Вермахт и были отправлены на фронт. Запутанную жизнь сербов во время Второй мировой войны иллюстрируют истории жизни Мины Виткойц , Мерчина Новака-Нехорньского и Яна Скалы .
Преследования сербов достигли апогея при нацистах, которые пытались их полностью ассимилировать и германизировать . Их особую идентичность, культуру и славянское происхождение отрицали, называя их «немцами, говорящими на вендском языке». При нацистском правлении сербский язык и практика сербской культуры были запрещены, сербские и славянские топонимы были заменены на немецкие. [40] Сербские книги и печатные станки были уничтожены, сербские организации и газеты запрещены, сербские библиотеки и архивы закрыты, а сербские учителя и священнослужители были депортированы в немецкоязычные районы и заменены немецкоязычными учителями и священнослужителями. Ведущие деятели сербской общины были насильственно изолированы от своей общины или просто арестованы. [б] [с] [д] [и] [ф] Государственный гимн и флаг Сербии были запрещены. [46] Специальный Wendenabteilung был создан для наблюдения за ассимиляцией сорбов. [а]
К концу Второй мировой войны нацисты рассматривали возможность депортации всего сербского населения в шахтерские районы Эльзаса-Лотарингии . [б] [д]
Восточная Германия
[ редактировать ]Первые лужицкие города были захвачены в апреле 1945 года, когда Красная Армия и 2-я польская армия форсировали реку Кейс (Квиза). Поражение нацистской Германии значительно изменило положение сербов. Регионы Восточной Германии (Германской Демократической Республики) столкнулись с тяжелой индустриализацией и большим притоком изгнанных немцев . [ нужна ссылка ] Власти Восточной Германии пытались противодействовать этому развитию, создавая широкий спектр сербских институтов. Сербы были официально признаны этническим меньшинством, было основано более 100 сербских школ и несколько академических учреждений, Домовина восстановлена и связанные с ней общества, а также создан сербский театр. Однако из-за подавления церкви и принудительной коллективизации эти усилия серьезно пострадали, и, следовательно, со временем количество людей, говорящих на сербских языках, сократилось вдвое.
Отношения между сербами и правительством Восточной Германии не обошлись без некоторых трудностей, главным образом из-за высокого уровня религиозных обрядов и сопротивления национализации сельского хозяйства. Во время кампании принудительной коллективизации было зарегистрировано множество беспрецедентных инцидентов. Так, на протяжении всего восстания 1953 года в Восточной Германии в Лужицах сообщалось о жестоких столкновениях с полицией. Небольшое восстание произошло в трех верхних коммунах Блота. В 1950-х и начале 1960-х годов также существовала напряженность между немецкими и сербскими родителями, поскольку многие немецкие семьи протестовали против государственной политики обязательного преподавания сербского языка в школах, расположенных в двуязычных районах. В результате напряженности, которая расколола местную СЕПГ, занятия сербским языком больше не были обязательными после 1964 года, и сразу после этого произошло временное, но резкое сокращение числа учащихся. Число учащихся снова увеличилось после 1968 года, когда были приняты новые правила, предоставляющие Домовине большую роль в консультировании родителей школьников. Число учащихся снова не уменьшалось до воссоединения Германии. [47]
Сербы имели большее представительство в Германской Демократической Республике, чем при любом другом правительстве Германии. Домовина имела статус членской организации Национального фронта , а ряд сербов были членами Народной камеры и Государственного совета Восточной Германии . Среди известных сербских деятелей того периода - председатели Домовины Юрий Грос и Курт Креньц , член Государственного совета Мария Шнайдер , а также писатель и трехкратный лауреат Национальной премии Германской Демократической Республики Юрий Брезан . [48]
В 1973 году Домовина сообщила, что 2130 муниципальных советников, 119 бургомистров и более 3500 членов комиссий и местных органов в Восточной Германии были этническими сорбами, зарегистрированными в организации. [49] Кроме того, для сербского представителя было зарезервировано место в Центральном совете свободной немецкой молодежи , массовой организации молодежи в Восточной Германии, а журналы как для FDJ, так и для пионерской организации Эрнста Тельмана издавались на сербском языке. регулярно под названиями Chorhoj Měra и Plomjo соответственно. [50] По состоянию на 1989 год существовало девять школ с обучением исключительно на сербском языке, восемьдесят пять школ с обучением на сербском языке, десять периодических изданий на сербском языке и одна ежедневная газета. [51]
После воссоединения
[ редактировать ]После воссоединения Германии 3 октября 1990 года лужичане предприняли усилия по созданию автономной административной единицы; однако правительство Гельмута Коля на это не согласилось. [ нужна ссылка ] После 1989 года сербское движение возродилось, однако оно по-прежнему сталкивается со многими препятствиями. Хотя Германия поддерживает национальные меньшинства, сербы утверждают, что их чаяния не реализуются в достаточной степени. [ нужна ссылка ] Желание объединить Лужицу в одну из федеральных земель не было принято во внимание. Верхняя Лужица по-прежнему принадлежит Саксонии, а Нижняя Лужица - Бранденбургу. Ликвидация сербских школ, даже в районах, преимущественно населенных сербами, по-прежнему происходит под предлогом финансовых трудностей или сноса целых деревень для создания карьеров по добыче бурого угля . [ нужна ссылка ]
Столкнувшись с растущей угрозой культурного исчезновения, Домовина в марте 2008 года выпустила меморандум. [52] и призвал к «помощи и защите от растущей угрозы их культурного исчезновения, поскольку продолжающийся конфликт между правительством Германии, Саксонией и Бранденбургом по поводу финансового распределения помощи блокирует финансирование почти всех сербских учреждений». Меморандум также требует реорганизации компетенции путем передачи ответственности от земель федеральному правительству и расширения правового статуса. Призыв был адресован всем правительствам и главам государств Европейского Союза . [53]
Давид Статник, президент Domowina, зонтичной ассоциации сербов в Германии, заявил в интервью Tagesspiegel , что считает опасным то, что AFD определяет проблему немецких граждан через этнический аспект. Он считает, что существует конкретная опасность для сербов, если АдГ войдет в правительства федеральных земель Бранденбург и Саксония на осенних выборах. [54]
Популяционная генетика
[ редактировать ]Согласно исследованиям 2013 и 2015 годов, наиболее распространенной гаплогруппой Y-ДНК среди сербов, говорящих на верхнелужицком языке ( n = 123), является R1a с 65%, в основном ее субклад R-M458 (57%). За ним по частоте следуют I1 (9,8%), R1b (9,8%), E1b1b (4,9%), I2 (4,1%), J (3,3%) и G (2,4%). Остальные гаплогруппы составляют менее 1%. [55] [56] Исследование 2003 года показало аналогичную частоту гаплогруппы R1a среди сербских мужчин (n = 112) - 63,4%. [57] Другие исследования, которые охватывали аспекты сорбийской Y-ДНК, включают Immel et al. 2006, [58] Родиг и др. 2007, [59] и Кравчак и др. 2008. [60] Значительный процент R1a (25,7-38,3%), но сильно уменьшенный в значении из-за высокого R1b (33,5-21,7%) и низкого I2 (5,8-5,1%), Саксонии и Германии Славики . также присутствует во всей территории [61]
сербов В статье 2011 года об аутосомной ДНК сообщается, что носители верхнелужицкого языка (n = 289) продемонстрировали наибольшее аутосомное генетическое сходство с поляками , за ними следуют чехи и словаки , что согласуется с лингвистической близостью сербского языка к другим западнославянским языкам. [62] В другой полногеномной статье о верхних лужахах того же года (n = 977), в которой указывается их генетическая изоляция, «которую нельзя объяснить чрезмерной выборкой родственников» и более близкое расположение к полякам и чехам, чем к немцам. Однако исследователи ставят под сомнение эту близость, поскольку эталонная популяция немцев была почти исключительно западногерманской, а в польской и чешской эталонной популяции было много представителей немецкого меньшинства. [63] В статье 2016 года сербы снова аутосомно группируются с поляками (из Познани ). [64]
Язык и культура
[ редактировать ]Самая старая известная реликвия сербской литературы возникла примерно в 1530 году - Баутцена клятва горожан . В 1548 году Николай Якубица , нижнелужейский викарий из деревни Лубанице, написал первый непечатный перевод Нового Завета на нижнелужицкий язык. В 1574 году была напечатана первая сербская книга: Альбина Моллерса песенник . В 1688 году Юрий Гавштын Светлик перевел Библию для католических сорбов. С 1706 по 1709 год Новый Завет печатался на верхнелужицком переводе Михала Френселя , а на нижнесербском языке - Яном Богумилом Фабрициусом (1681–1741). Ян Бьедрих Фрико (он же Иоганн Фридрих Фрице) (1747–1819) перевел Ветхий Завет впервые на нижнелужейский язык, опубликованный в 1790 году.
Среди других переводчиков Библии на сербский язык - Якуб Бук (1825–1895), Михал Гурник (Михаэль Хорниг) (1833–1894), Юрий Лушчанский (он же Георг Вушансский) (1839–1905). В 1809 году за короткий период времени появилась первая печатная сербская газета. В 1767 году Юрий Мень публикует первую светскую сербскую книгу. Между 1841 и 1843 годами Ян Арношт Смолер и Леопольд Гаупт (также известные как Й. Л. Хаупт и Й. Э. Шмалер) опубликовали двухтомный сборник вендских народных песен в Верхней и Нижней Лужицах. С 1842 года начали появляться первые сербские издательства: поэт Хандрий Зейлер основал еженедельный журнал, предшественник сегодняшних сербских новостей. В 1845 году в Баутцене состоялся первый фестиваль сербской песни. В 1875 году Якуб Барт-Чишинский , поэт и классик верхнелужицкой литературы, и Кароль Арношт Мука создали движение молодых сербов, оказавшее влияние на лужицкое искусство, науку и литературу на следующие 50 лет. Подобное движение в Нижней Лужицах было организовано вокруг наиболее выдающихся нижнелужицких поэтов. Мато Косик (Mato Kosyk) и Богумил Швела .
важнейший сербский культурный центр ( Сербский дом был построен В 1904 году, главным образом благодаря вкладу сербов, в Баутцене ) . В 1912 году была создана общественная и культурная организация лужицких лужиц, Домовинское учреждение - союз сербских организаций. В 1919 году оно насчитывало 180 000 членов. В 1920 году Ян Скала основал сербскую партию, а в 1925 году в Берлине Скала основал «Культурвилле» — газету по защите национальных меньшинств в Германии. В 1920 году было основано движение «Сокол» (молодежное движение и гимнастическая организация). С 1933 года нацистская партия начала репрессии против сербов. В то же время нацисты также распустили движение «Сокол» и начали бороться со всеми проявлениями сербской культуры. В 1937 году деятельность «Учреждения Домовины» и других организаций была запрещена как антинациональная. Сербские священнослужители и учителя были насильственно депортированы из Лужицы; Власти нацистской Германии конфисковали Сербский дом, другие здания и урожай.
10 мая 1945 года в Кроствице , после вторжения Красной Армии , Домовинское учреждение возобновило свою деятельность. В 1948 году Ландтаг Саксонии ; принял Закон, гарантирующий защиту сербских лужиц в 1949 году Бранденбург принял аналогичный закон. Статья 40 конституции Германской Демократической Республики, принятой 7 октября 1949 г., прямо предусматривала защиту языка и культуры сорбов. Во времена Германской Демократической Республики сербские организации пользовались финансовой поддержкой страны, но в то же время власти поощряли германизацию сербской молодежи как средство включения ее в систему «строительства социализма ». Сербский язык и культура могли быть публично представлены только в том случае, если они продвигали социалистическую идеологию. На протяжении более 1000 лет сербы смогли сохранить и даже развить свою национальную культуру, несмотря на усиливающуюся германизацию и полонизацию , в основном благодаря высокому уровню религиозности, культивированию своих традиций и крепким семьям (в сербских семьях до сих пор часто бывает по пять детей). . В середине 20-го века в возрождение центральноевропейских стран вошли некоторые лужи, которые стали достаточно сильными, чтобы дважды попытаться восстановить свою независимость. После Во время Второй мировой войны Лужицкий национальный комитет в Праге претендовал на право на самоуправление и отделение от Германии, а также на создание Лужицкого свободного государства или присоединение к Чехословакии . Однако большинство лужаек были организованы в Домовине и не желали отделяться от Германии. [ нужна ссылка ] Претензии, выдвигаемые Лужицким национальным движением, были постулатами о присоединении Лужицкой к Польше или Чехословакии. В период с 1945 по 1947 год они выдвинули около десяти петиций. [65] в ООН , США, Советский Союз , Великобританию, Францию, Польшу и Чехословакию, однако никаких результатов это не принесло. 30 апреля 1946 года Лужицкий национальный комитет также направил петицию польскому правительству, подписанную Павлом Цижом - министром и официальным сербским делегатом в Польше. Существовал также проект провозглашения Лужицкого свободного государства, премьер-министром которого должен был стать польский археолог лужицкого происхождения Войцех Кочка. Наиболее радикальные постулаты в этой области («На свободу так нечека, свободу так беше!») [66] высказала лужицкая молодежная организация «Народный Партизан Лужица». Точно так же и в Чехословакии, где перед Потсдамской конференцией в Праге 300 000 человек выступили за независимость Лужицкой области. Попытки отделить Лужицу от Германии не увенчались успехом из-за различных индивидуальных и геополитических интересов.
Следующие статистические данные указывают на прогресс культурных изменений среди сербов: к концу XIX века около 150 000 человек говорили на сербских языках. К 1920 году почти все сербы в одинаковой степени владели сербским и немецким языками. В настоящее время число людей, говорящих на сербских языках, оценивается не более чем в 40 000 человек.
Израильский лингвист-славист Пауль Векслер утверждал, что структура языка идиш представляет собой «убедительные доказательства тесных еврейских контактов со славянами на немецких и чешских землях еще в 9 веке», и предположил, что сербы, возможно, внесли свой вклад в Ашкеназское еврейское население Европы того же периода. [67] [68]
Традиции
[ редактировать ]Масленичного вторника Праздник «Запуст» — самая популярная традиция сербов, тесно связанная с трудовой жизнью общины. Традиционно празднества длились за неделю до весеннего посева полей и включали в себя традиционную одежду, парад и танцы. [69]
Украшение яиц ( pisanici ) — славянская пасхальная традиция, поддерживаемая сербами с 17 века. [70] [ нужен лучший источник ]
Религия
[ редактировать ]Большинство нынешних носителей верхнесербского языка принадлежат к католической конфессии. Первоначально большинство сербов были протестантами-лютеранами, и так было и в 20 веке (в 1900 году протестантское население составляло 86,9%). [71] Только лужи Каменца, преимущественно расселившиеся на обширном месте бывшего монастыря Святого Мариенштерна. [ из ] в Паншвиц-Кукау – отклонение от нормы, католическое население составляет 88,4%. В остальном доля католиков оставалась ниже 1% во всем регионе Нижней Лужицы. Из-за быстрого упадка языка и культурной самобытности среди протестантских сербов - особенно в годы ГДР - конфессиональный состав сербскоязычного населения региона теперь изменился на противоположный.
Национальные символы
[ редактировать ]Флаг Лужицких лужиц представляет собой полотнище из горизонтальных полос синего, красного и белого цветов. Впервые использованный в качестве национального символа в 1842 году, флаг получил полное признание среди сербов после провозглашения панславянских цветов на Пражском славянском конгрессе 1848 года . Статья 25 Конституции Бранденбурга содержит положение о лужицком флаге. Статья 2 Конституции Саксонии содержит положение об использовании герба и традиционных национальных цветов лужицких лужицких лужиц. Законы о правах лужицких лужиц Бранденбурга и Саксонии содержат положения об использовании лужицкой национальной символики (герба и национальных цветов). [72]
Государственным гимном лужицких лужиц с ХХ века является песня «Ряна Лужица» («Красивая Лужица»). [73] Ранее песни «Еще сорбы не погибли» (написаны Хандрием Зейлером в 1840 году) [74] и «Наши сорбы восстают из праха» (написано М. Домашкой, исполнялось до 1945 г.) [75] служил гимном.
Районы Лужицы
[ редактировать ]Есть три основных региона Лужицы , которые различаются языком, религией и обычаями.
Верхняя Лужица
[ редактировать ]Католическая Лужица охватывает 85 городов в округах Баутцен , Каменц и Хойерсверда , где до сих пор процветают верхнелужицкие язык, обычаи и традиции. В некоторых из этих мест ( например , Радибор или Радвор по-сербски, Кроствиц или Хросчицы, Розенталь или Рожант) сербы составляют большинство населения, и дети растут, говоря на сербском языке.
По воскресеньям, во время праздников и на свадьбах люди носят региональные костюмы, богатые декором и вышивкой, инкрустированные жемчугом.
Некоторые из наблюдаемых обычаев и традиций включают Птичью свадьбу (25 января), Пасхальную кавалькаду всадников, Сожжение ведьм (30 апреля), пение Майка в День Св. Мартина (Николая), а также празднование Дня Святой Варвары и Святого Мартина. Николая День .
Регион Хойерсверда (Вожереци) и Шляйфе (Слепо)
[ редактировать ]На территории от Хойерсверды до Шляйфе говорят на диалекте сербского языка, сочетающем в себе характерные черты как верхне-, так и нижнелужейского языка. Этот регион преимущественно протестантский, сильно опустошен буроугольной промышленностью, малонаселен и в значительной степени германизирован. Большинству говорящих на сербском языке больше 60 лет.
Этот регион отличается множеством примеров памятников славянской деревянной архитектуры, включая церкви и обычные дома, разнообразием региональных костюмов (в основном, которые носят пожилые женщины) с белой вязкой и черной крестообразной вышивкой, а также традицией игры на волынке .В нескольких деревнях жители поддерживают традиционные праздники, такие как изгнание зимы, Майка , пение Пасхи и Великой пятницы , а также празднование дзектко (переодетого ребенка или молодой девушки, дарящего рождественские подарки).
Нижняя Лужица
[ редактировать ]В этот регион входят 60 городов в районе Котбуса , где большинство пожилых людей старше 60 лет, но лишь немногие молодые люди и дети могут говорить на нижнесербском языке. [ нужна ссылка ] ; местный вариант часто включает в себя множество слов, заимствованных из немецкого языка, и в разговорах с молодым поколением обычно отдается предпочтение немецкому языку. В некоторых начальных школах региона преподавание ведется на двух языках, а в Котбусе есть важная гимназия, в которой основным языком обучения является нижнелужейский язык. В этом регионе преобладают протестанты, и он снова сильно опустошен буроугольной промышленностью. Самой большой туристической достопримечательностью региона и всей Лужицы являются болота с множеством каналов Шпревальд /Блота, живописные просторы Шпрее .
Региональные костюмы носят в основном пожилые женщины, а по праздникам – молодые женщины. Региональные костюмы красочны, в том числе большой головной платок «лапа», богато украшенный золотой вышивкой и различающийся от деревни к деревне.
В некоторых селах соблюдаются следующие традиции: Масленица, Майка , пасхальные костры, ловля/охота на петухов . В Йеншвальде (сербский: Яншойце) так называемый Яншойски болото (замаскированная молодая девушка) дарит рождественские подарки.
Отношения с Польшей
[ редактировать ]Болеслав I Храбрый взял под свой контроль марши Лужицы (Лужице), Сербского Мейсена (Мисня), а также городов Будзишин (Баутцен) и Мишня в 1002 году и отказался платить Империи дань с завоеванных территорий. Сербы встали на сторону поляков, открыли городские ворота и впустили Болеслава I в Мысню в 1002 году. [76] Болеслав после польско-германской войны (1002–1018 гг.) подписал Баутценский мир 30 января 1018 г., что сделало его явным победителем. Польскому правителю удалось сохранить оспариваемые границы Лужицы и Мильска не как феодальные владения, а как часть польской территории. [77] [78] Польский князь Мешко в 1030 году разрушил около 100 сербских деревень и изгнал сербов из городских районов, за исключением рыбаков и плотников, которым было разрешено жить на окраинах. [79] В последующие столетия, в разное время, части Лужицы входили в состав раздробленной Польши, управляемой Пястом .
В 18 веке увеличились польско-сербские контакты во время правления королей Польши Августа II Сильного и Августа III в Польше и Лужицах. Сербский пастор Михал Френцель [ и т. д ] и его сын эрудит Авраам Френсель [ хсб ] ориентировались на польские тексты в своих переводах Библии на сербский язык и в филологических работах соответственно. [80] Также уроженец Польши Ян Богумил Фабрициус основал сербскую типографию и перевел на сербский катехизис и Новый Завет . [81] Польские и сербские студенты установили контакты в Лейпцигском университете . [80] Польские сановники несколько раз проезжали через Лужицу по пути между Дрезденом и Варшавой , встречая лужиц. [82] Некоторые польские дворяне владели поместьями в Лужицах. [82]
Первым переводом с сербского языка на другой язык стал перевод стихотворения Wottendzenje wot Liepska teho derje dostoineho wulze wuczeneho Knesa Jana Friedricha Mitschka Хандрия Рушки. [ хсб ] на польский язык, составленный Станиславом Наленчем Мощиньским, преподавателем польского языка в Лейпцигском университете, и опубликованный известным польским путешественником Яном Потоцким . [84]
Ярким свидетельством связей региона с Польшей являются верстовые столбы XVIII века, украшенные гербом Речи Посполитой, расположенные в различных городах региона.
Польско-сербские контакты продолжались и в XIX веке. В 1840-е годы польский поэт -романтик Роман Зморский [ пл ] подружился с сербским писателем Яном Арноштом Смолером во Вроцлаве , а затем поселился в Лужице, где познакомился с другими ведущими сербскими деятелями национального возрождения Кршещаном Богувером Пфулем. [ хсб ] , Яромер Хендрих Имиш и Михал Гурник [ хсб ] . [85] Затем Зморский издавал польскую газету Stadło в Будисине , перевел на польский язык четыре стихотворения Смолера и опубликовал статьи о лужахах в другой польской прессе. [86] Михал Гурник заявил о своей симпатии и восхищении поляками, популяризировал знания о Николае Копернике и Тадеуше Костюшко через сербскую прессу, сообщал о событиях Польского январского восстания 1863–1864 годов и установил контакты с поляками во время визитов в Варшаву, Краков и Познань . [87] Польский историк Вильгельм Богуславский [ пл ] написал первую книгу по сербской истории Rys dziejów serbołużyckich , изданную в Санкт-Петербурге в 1861 году. Книга была расширена и снова опубликована в сотрудничестве с Михалом Горником в 1884 году в Баутцене под новым названием Historije serbskeho naroda . Польский историк и активист Альфонс Парчевский [ пл ] был еще одним другом сербов, который с 1875 года занимался защитой прав сербов, участвуя в сербских собраниях в Баутцене. Парчевский присоединился к организации Maćica Serbska в 1875 году, поддерживал сербское издательство, писал статьи о сербах в польской прессе и собирал сербские журналы и книги, которые сейчас составляют часть Региональной публичной библиотеки Адама Асника в Калише . [88] Благодаря ему, в частности, Юзеф Игнаций Крашевский учредил стипендию для сербских студентов. Его сестра Мелания Парчевска. [ пл ] присоединился к Maćica Serbska в 1878 году, писал статьи о лужахах в польской прессе и переводил сербские стихи на польский язык. [88]
В начале 20 века польский славист и профессор Генрик Улашин. [ пл ] встретился с несколькими видными сербами, в том числе Яном Скалой , Якубом Барт-Чишинским и Арноштом Мукой . [90]
После Первой мировой войны и восстановления независимой Польши польский лингвист Ян Бодуэн де Куртенэ поддержал право сербов на самоопределение и потребовал, чтобы Лига Наций взяла на себя защиту над ними. [91] В межвоенный период поляки и лужи в Германии тесно сотрудничали в рамках Ассоциации национальных меньшинств Германии , созданной по инициативе Союза поляков Германии в 1924 году. Сербский журналист, поэт и активист Ян Скала был членом пресс-центр Союза поляков в Германии и был одним из авторов Leksykon Polactwa w Niemczech («Лексикон поляков в Германии»). [92] В Лужице также были известные польские общины, такие как Клетвиц (верхнелужицкий: Klěśišća , польский: Kletwice ). [89]
В Польше Антони Людвичак, основатель народной средней школы в Далки, Гнезно , предложил сербам пять бесплатных мест на каждый курс в школе, однако после того, как нацистская партия пришла к власти в Германии в 1933 году, набор сербов в школа была почти полностью остановлена. [93] Несколько сербов учились в Польше в межвоенный период. [94] В 1930 году в Познани была основана Ассоциация друзей сербов, президентом которой стал Генрик Улашин. [95] Аналогичная ассоциация, Польская ассоциация друзей сербской нации ( Polskie Towarzystwo Przyjaciół Narodu Łużyckiego ), была создана в Варшавском университете в 1936 году. Она собирала людей не только из университета. Его президентом был профессор Станислав Слонский, а заместителем президента - Юлия Вележиньска. Ассоциация являлась юридическим лицом. Ассоциация в Варшаве выпустила польскоязычный Biuletyn Serbo-Łużycki («Сербский информационный бюллетень»), в котором сообщалось о сербских делах.
Во время Второй мировой войны поляки постулировали, что после поражения Германии сербам должно быть разрешено свободное национальное развитие либо в пределах границ Польши или Чехословакии, либо как независимое сербское государство в союзе с Польшей. [96] 22 января 1945 года Ян Скала был убит советским солдатом в Дзедзице , а его могила на местном кладбище теперь является охраняемым памятником культурного наследия Польши . [97] также есть памятник Скале В соседнем Намыслове . В 1945 году польские войска сражались против немецких войск в нескольких сражениях в Лужицах, включая крупнейшую битву при Баутцене . Есть мемориалы польским солдатам в Баутцене ( Будышин ), Кроствице ( Хросчицы ) и Кенигсварте ( Ракецы ) с надписями на сербском, польском и немецком языках.
Пролуж основан в Кротошине и распространился на всю Польшу (3000 членов). Это была крупнейшая некоммунистическая организация, занимавшаяся иностранными делами. Эта молодежная организация была создана во время советской оккупации и ее девизом было «Польская охрана Лужицы» (польский: Nad Łużycami polska strż ). Наибольшая активность наблюдалась в районе Великой Польши . После создания Восточной Германии Пролуж был распущен, а его президент, историк из Познани Алоизи Станислав Матыняк, был арестован. [98]
После 1945 года сербы, исторически проживавшие в восточной части Лужицы (ныне снова часть Польши), были изгнаны , так как они были гражданами Германии. Восточная Лужица была заселена поляками, изгнанными из бывшей восточной Польши, аннексированной Советским Союзом , и к настоящему времени утратила свою сербскую идентичность. [99]
В 1946 году было инициировано создание гимназии для сербов в Згожелеце , Польша, и возобновился приём сербских студентов в польские университеты. [100] Несмотря на готовность принять сербскую молодежь в 1946 году, гимназия не была открыта, поскольку сербы еще не получили пограничные пропуска с Польшей. [101] Открытие гимназии было отложено на год, для сербов были подготовлены бесплатное питание и стипендии, но ввиду продолжающегося отсутствия пограничных пропусков в Польшу и создания сербской гимназии в Баутцене от этой идеи отказались. [102]
После того, как в 2021 году появилось предложение восстановить довоенную статую Отто фон Бисмарка в Баутцене ( Будышине ), сербы выступили против, и Институт Сербского в открытом письме аргументировал возражение репрессиями правительства Бисмарка в отношении сербов, поляков, а также датчане и французы , и призывы Бисмарка к истреблению поляков. [103]
Отношения с Чехией
[ редактировать ]Лужица была частично или полностью частью Чешского герцогства или королевства (также известного как Богемия на западе) в разное время между 1075 и 1635 годами, и в этом регионе можно найти несколько остатков чешского правления. Когда Лужица вернулась из-под немецкой власти под власть Богемии (Чехии), сербам было разрешено вернуться в города, офисы и ремесла, а сербский язык можно было использовать публично. [36] В результате именно на землях, находящихся под властью Чехии, сохранились сербская культура и язык, в то время как более западная исконная сербская территория поддалась политике германизации. Одним из остатков чешского правления в регионе являются многочисленные городские гербы, включающие чешского льва , как в Дребкау ( Дрьёвк ), Гёрлице ( Жоржельц ), Губене ( Губин ), Каменце ( Каменц ), Лёбау ( Любий ) и Шпремберг ( Гродк ).
была основана Католическая Сербская семинария В 1706 году в Праге . [37] В 1846 году Сербовка [ хсб ] организация была основана сербскими студентами в Праге и издавала « Кветки». [ хсб ] журнал до 1892 года.
Призывы к включению Лужицы в состав Чехословакии прозвучали после поражений Германии в обеих мировых войнах. В 1945 году чехи открыли гимназию для сербов в Ческа-Липе , затем переехали в Варнсдорф в 1946 году и в Либерец в 1949 году, однако сербы получили диплом средней школы в Баутцене после того, как там была открыта сербская средняя школа. [104]
Демография
[ редактировать ]Оценки демографической истории сербского населения с 1450 года: [1] [105] [106] [107]
Год | 1450 | 1700 | 1750 | 1790 | 1858 | 1861 | 1880 | 1900 | 1905 | 1945 | 2006 | 2020 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население | 160,000 | 250,000 | 200,000 | 250,000 | 164,000 | 165,000 | 166,000 | 146,000 | 157,000 | 145,700 | 40,000-50,000 | 40,000 |
Сербское население в середине XIX века:
Область | Графство | Год переписи | Общая численность населения | Сербское население | % сорбов |
---|---|---|---|---|---|
Административный округ Франкфурт | Котбус | 1846 | 49248 | 33522 | 68.1% |
Административный округ Франкфурт | Шпремберг | 1843 | 14092 | 9183 | 65.2% |
Административный округ Франкфурт | Люббен | 1858 | 31566 | 12427 | 39.4% |
Административный округ Франкфурт | я спускаюсь | 1849 | 43363 | 12143 | 28.0% |
Административный округ Франкфурт | Просить | 1858 | 71826 | 10116 | 14.1% |
Административный округ Легниц | Хойерсверда | 1855 | 30068 | 17223 | 57.3% |
Административный округ Легниц | Ротенбург | 1843 | 42891 | 14267 | 33.3% |
Саксония | Кенигсварта | 1861 | 7407 | 6385 | 86.2% |
Саксония | Вайсенберг | 1861 | 6579 | 4777 | 72.6% |
Саксония | Баутцен | 1861 | 37096 | 23148 | 62.4% |
Саксония | Каменц | 1861 | 23564 | 7847 | 33.3% |
Саксония | Лёбау | 1861 | 27260 | 4089 | 15.0% |
Саксония | Ширгисвальде | 1861 | 16636 | 2196 | 13.2% |
Саксония | Бишофсверда | 1861 | 21051 | 1642 | 7.8% |
Сербы делятся на две этнографические группы:
- Верхние сорбы (около 40 000 человек). [109]
- Нижние лужи, говорящие на нижнелужицком языке (около 15–20 000 человек). [110] [1]
Диалекты, на которых говорят, различаются по разборчивости в разных областях.
- Карта приблизительной территории проживания сорбов в Германии
- Карта местности и городов, населенных сорбами
- Подробная карта населенной сербами территории в Германии (на нижнем сербском языке)
Диаспора
[ редактировать ]В 1840-х годах многие сербские эмигранты отправились в Австралию вместе со многими этническими немцами. Первым был Ян Рихтар, миссионер Вендско- Моравских братьев, поселившийся в Сиднее в 1844 году. [111] Было две крупные миграции верхних и нижних сербов в Австралию: в 1848 и 1850 годах соответственно. Диаспора поселилась в основном в Южной Австралии , особенно в долине Баросса , а также в Виктории и Новом Южном Уэльсе .
Многие венды также мигрировали из Лужицы в США, особенно в Техас . [112]
См. также
[ редактировать ]- Список сорбов
- Лужица
- Полабские славяне
- сербы
- Венды
- Милчени
- Павел Юришич Штурм
- Вендишская народная партия
- Венды Техаса
- Список древнеславянских народов и племен
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «[А]антисербская политика на всей сербской территории поселения становилась все более агрессивной и, что неудивительно, достигла своего апогея при нацистском правлении. Сербы были объявлены «немцами, говорящими на вендском языке», и «был создан Wendenabteilung для наблюдения за процессом ассимиляция..." [38]
- ^ Перейти обратно: а б «Зорбы, населяющие Верхнюю и Нижнюю Лужицу, чью самобытность и культуру просто отрицали нацисты, которые называли их «вендоязычными» немцами и которые к концу войны рассматривали возможность массового переселения сорбов в шахтерские районы. Эльзас-Лотарингия». [41]
- ^ «Нацисты намеревались ассимилировать и навсегда германизировать этих« вендоязычных немцев »путем интеграции в« национал-социалистическое национальное сообщество »и путем запрета сербского языка и проявлений сербской культуры, сербских и славянских топонимов и местных названий. топографических объектов (поля, холмы и т. д.) были германизированы, сербские книги и печатные станки конфискованы и уничтожены, сербские школьные учителя и священнослужители изгнаны и помещены в немецкоязычные школы и приходы, а представители сербской культурной жизни либо насильственно изолированы от своих мест, товарищи или арестованы». [42]
- ^ Перейти обратно: а б «[После] 1933 года, при нацистском режиме, сербская община подверглась жестоким репрессиям, а их организации были запрещены. Действительно, само существование этнической группы отрицалось и заменялось теорией о сербах как о «славяноязычных немцах». . Были составлены планы по переселению сербского населения в Эльзас, чтобы решить «лужицкий вопрос». 12 лет нацистской диктатуры стали тяжелым ударом для отдельной сербской идентичности». [43]
- ^ «Они оказывали давление на сербские ассоциации, чтобы они присоединились к нацистским организациям, часто с успехом, и Домовина получила ультиматум о принятии статута, который определял ее как «Лигу немцев, говорящих на вендском языке». Но «Домовина» настаивала на славянском характере сербов. В марте 1937 года нацисты запретили «Домовину» и сербские газеты, все преподавание на сербском языке было прекращено, а сербские книги были изъяты из школьных библиотек». [44]
- ^ "[T]он программное переосмысление сербского меньшинства как wen-dischsprechende Deutsche при нацистском режиме..." [45]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гебель, К. (2002). Язык и этническая национальная идентичность в Европе: важность гэльского и сербского языков для сохранения связанных культур и этнокультурной идентичности (PDF) . Лондон: Университет Миддлсекса.
- ^ Перейти обратно: а б Чемберс, Мэдлин (26 ноября 2007 г.). «Немецкое сорбское меньшинство борется за выживание» . Рейтер . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ «Общество друзей Лужицы» . luzice.cz . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ census.gov . Бюро переписи населения США https://www2.census.gov/programs-surveys/decennial/2000/phc/phc-t-43/tab01.pdf . Проверено 18 октября 2023 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Воробей, Томас (16 июня 2021 г.). «Зербы: этническое меньшинство внутри Германии» . Би-би-си . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ Олдрич Тума, Ярослав Панек (2018). История чешских земель . стр. 237.
- ^ Перейти обратно: а б с д Стоун 2015 , с. 9.
- ^ Немецкая волна . «Лузицкие сербы — немецкие славяне протестантской веры» (на хорватском языке) . Проверено 6 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лучинский, Михал (2017). « Баварский географ – Новые чтения» . Полоника (на польском языке). XXXVII (37): 73. doi : 10.17651/POLON.37.9 . Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ Рудницкий, Николай (1959). Протославянские земли, Лехия-Польска (на польском языке). Государственное издательство научный, Филиал в Познани. стр. 182.
- ^ Поль, Хайнц-Дитер (1970). «Славянские языки в Югославии». Дунайский регион (на немецком языке). 15 (1–2): 72. doi : 10.7767/dnrm.1970.15.12.63 . S2CID 183316961 .
Србин, множественное число Срби: «серб», находится в оригинальном славянском *sirbŭ «товарищ» и, следовательно, имеет славянское происхождение41. Хрват «Хорват» имеет иранское происхождение, через праславянское *chŭrvatŭ от древнеиранского *(fšu-)haurvatā, «скотовод»42.
- ^ Поповска-Таборска, Ханна (1993). «Следы славянских этнонимов с инородным элементом в польской номенклатуре» . Acta Universitatis Lodziensis. Folia Linguistica (на польском языке). 27 : 225–230. дои : 10.18778/0208-6077.27.29 . hdl : 11089/16320 . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Симек, Эмануэль (1955). Хебско в старые времена: самая западная славянская территория сегодня (на чешском языке). Издано Университетом Масарика в Брно. стр. 47, 269.
Первые исторические упоминания о сербах мы имеем от VI. века Вибиуса Секвестра, который говорит, что Эльба отделяет сербов от свевов в Германии65. Однако это не означает, что сербы не могли находиться в районах севернее Богемских гор за Эльбой (к западу от Эльбы), ибо мы не знаем, кого Вибиус Секвестр имел в виду под свевами. Как бы то ни было, из сообщений хроники Фредегара мы точно знаем, что сербы уже задолго до основания Империи Самос заселили всю территорию между Эльбой и Салой66, т.е. по крайней мере еще во второй половине VI века. век67. Их принц Древан освободился от франкского правления и присоединился со своими владениями к Империи Само где-то около 63068 года. В последующие годы сербы неоднократно совершали вторжения через Салу в Дуринску 69...67 Шварц, ОН 48, пришел к выводу, что земли между Эльбой и Салой стали сербскими около 595 г. и около 600 г., что произошла миграция славян в регионы к западу от Эльбы, безусловно, закончились; Р. Фишер, GSI V. 58, Heimatbildung XVIII. 298, О.Н. Фальк. 59, НК 69 датирует приход славян в Хебско второй половиной VI в. век, Г. Фишер, Флюрнамен 218, до VI. век. Хебский историк Зиг1 в своем последнем обширном труде по истории Чебска Eger u Egerland 4 пришел к выводу, что славяне (он имел в виду сербов) пришли в Чебск уже около 490 г., т. е. до конца V века.
- ^ Суловский, Зигмунт (1961). «Миграция славян на запад в первом тысячелетии нашей эры» Roczniki Historicalczne (на польском языке). 27 :50–52 . Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ Тышкевич, Лех А. (1990). Славяне в древней историографии до середины VI века (на польском языке). Издатель Университет Вроцлава. стр. 124. ISBN 978-83-229-0421-3 .
... Germaniae Suevos a Cervetiis dividit mergitur in Oceanum». По мнению Шафаржика, который отверг поправку Оберлина Черветиса к Херускису, загадочный народ Черветти - это не кто иной, как полабские сербы.
- ^ Дулинич, Марек (2001). Формирование северо-западных славян: археологическое исследование (на польском языке). Институт археологии и этнологии Польской академии наук. стр. 17. ISBN 978-83-85463-89-4 .
- ^ Мочульский, Лешек (2007). Рождение Междуморья: образование хоумлендов, создание государств и геополитическое устройство восточной части Европы в поздней античности и раннем средневековье (на польском языке). Беллона. стр. 335–336.
Так обстоит дело с упоминанием Вибия Секвестра, писателя рубежа IV-V вв., которое некоторые исследователи считают самым ранним источником информации о славянах в Полабии: Albis Germaniae Suevon a Cervetiis dividit (Vibii Sequestris, De fluminibus , Fontibus, lacubus, memoribus, paludibus, montibus, gentibus, perlitteras, ed Riese, Geographi latini majores, Heilbronn 1878). Если начало названия Черве-тиис соответствовало Сербе - оно означало сербов, если Черуэ - то было Черуски, хотя нельзя исключать, что под этим именем скрывается и другой народ (ср. Г. Лабуда, Фрагменты истории западных славян, т. 1, Познань, 1960, стр. 91; Х. Лоумянский, Начало Польши..., т. II, Варшава, 1964, стр. 296; Славянского, том VI, Вроцлав, 1977, 414). Первая возможность предполагает, что западная экспансия славян началась на несколько поколений раньше, чем принято считать сейчас, вторая - что граница между херусками и свевами (готонами через Лабе или семнонами через Салаву) образовалась - возможно, после разгрома Марбод — дальше на юго-восток, чем следует из «Германии» Тацита (см. выше). Однако это не будет ситуация IV века. Существование сербско-туринских контактов в начале VII века подтверждается Хроникой Фредегара (Chronicarum quae dicuntw; Fredegari scholastici, ed. B., Krusch, Monu-menta). Gennaniae Bisiorka, Scriptores rerum Merovingicarum, vol. II, Hannover 1888, стр. 130); Однако это было бы позже, чем контакт франков со славянами (слдавами, винклеями) в Альпах и на оси Дуная. Однако говорить о таком контакте мы можем лишь в конце VI века.
- ^ Fomina, Z.Ye. (2016). "Славянская топонимия в современной Германии в лингвокультуроло-гическоми лингво-историческом аспек" [Slavonic Toponymy in Linguoculturological and Linguo-historical Aspects in Germany]. Современные лингвистические и методико-дидактические исследования (in Russian). 1 (12): 30 . Retrieved 4 August 2020 .
Как следует из многотомного издания „Славянские древности" (1953) известного чешского ученого Любора Нидерле, первым историческим известием о славянах на Эльбе является запись Вибия Секвестра «De fluminibus» (VI век), в которой об Эльбе говорится: «Albis Suevos a Cervetiis dividit». Cervetii означает здесь наименованиесербскогоокруга (pagus) на правом берегу Эльбы, между Магдебургом и Лужицами, который в позднейших грамотах Оттона I, Оттона II и Генриха II упоминается под терминомCiervisti, Zerbisti, Kirvisti,нынешний Цербст[8]. В тот период, как пишет Любор Нидерле, а именно в 782 году, началось большое, имевшее мировое значение, наступление германцев против сла-вян. ПерейдяЭльбу, славяне представляли большую опасность для империи Карла Вели-кого. Для того, чтобы создать какой-то порядок на востоке, Карл Великий в 805 году соз-дал так называемый limes Sorabicus, который должен был стать границей экономических (торговых) связеймежду германцами и славянами[8].
- ^ Перейти обратно: а б с Зигфрид Ж. де Лаэт; Иоахим Херрманн (1 января 1996 г.). История человечества: с седьмого века до нашей эры до седьмого века нашей эры ЮНЕСКО. стр. 282–284. ISBN 978-92-3-102812-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Джеральд Стоун (2015). Славянские аванпосты в истории Центральной Европы: венды, сорбы и кашубы . Издательство Блумсбери. п. 6. ISBN 978-1-4725-9211-8 .
- ^ Власто 1970 , с. 142.
- ^ Саския Пронк-Титхофф (2013). Германские заимствования в праславянском языке . Родопи. стр. 68–69. ISBN 978-94-012-0984-7 .
- ^ Живкович, Тибор (2002). Южные славяне под властью Византии (600-1025) . Белград: Сербская академия наук и искусств. п. 198. ИСБН 9788677430276 .
- ^ Живкович, Тибор (2012). Об обращении хорватов и сербов: утраченный источник . Белград: Институт истории. стр. 152–185.
- ^ Сава С. Вуич, Богдан М. Басарич (1998). Северные сербы (не)забытый народ . Белград. стр. 40.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Милош С. Милоевич (1872 г.). Отрывки из истории сербов и сербских югославских стран в Турции и Австрии . В государственной типографии. п. 1.
- ^ Реля Новакович (1977). Откуда Себль пришел на Балканский полуостров ? Исторический институт. стр. 337.
- ^ Кардарас, Георгиос (2018). Флорин Курта; Душан Зупка (ред.). Византия и авары, VI-IX века нашей эры: политические, дипломатические и культурные отношения . БРИЛЛ. п. 95. ИСБН 978-90-04-38226-8 .
- ^ В. фон Кельч, Баварский географ , Alpreussische Monatschr., 23 (1886),
- ^ Герхард Биллиг, О реконструкции старейших славянских замковых районов в Верхне-Саксонско-Мейснийском районе на основе Баварского географа , Новый архив саксонской истории 66 (1995), стр. 27-67
- ^ Перейти обратно: а б Sedov, Valentin Vasilyevich (2013) [1995]. Славяне в раннем Средневековье [ Sloveni u ranom srednjem veku (Slavs in Early Middle Ages) ]. Novi Sad: Akademska knjiga. pp. 191–205. ISBN 978-86-6263-026-1 .
- ^ Джон Сэндфорд (3 апреля 2013 г.). Энциклопедия современной немецкой культуры . Рутледж. п. 412. ИСБН 978-1-136-81603-1 .
- ^ Пол М. Барфорд (2001). Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе . Издательство Корнельского университета. стр. 64–65, 77–78, 104–105. ISBN 9780801439773
- ^ Брат, Себастьян (2004). «Начало расселения славян к востоку от реки Эльбы» . Античность . 78 (300): 314–329. дои : 10.1017/S0003598X00112980 . S2CID 163828473 .
- ^ Голецка 2003 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Голецка 2003 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с д Матыняк 1968 , с.241.
- ^ Ремус 2014 , с. 4.
- ^ Шенвальдер, Карен (1996). «Конституционная защита меньшинств в Германии: возвращение к Веймару» . Славянское и восточноевропейское обозрение . 74 (1): 38–65. ISSN 0037-6795 . JSTOR 4211979 .
- ^ Голецка 2003 , с. 61.
- ^ Рамет 2016 , с. 227.
- ^ Пинсент 2000 , с. 115.
- ^ Группа 1993 , с. 32.
- ^ Занк 1998 , с. 173.
- ^ Глейзер 2007 , с. 275.
- ^ Голецка 2003 , с. 60.
- ^ Доловы-Рыбинская, Николь (2023). Верхнелужская языковая политика в образовании: возвращение языка или его развитие? . Брилл. п. 43. ИСБН 9004510745 .
- ^ Absees: Серия советских и восточноевропейских рефератов, Том 4 . Оксфорд Микроформ Публикации Лимитед. 1973. с. 182.
- ^ Absees: Серия советских и восточноевропейских рефератов, Том 4 . Оксфорд Микроформ Публикации Лимитед. 1973. с. 182.
- ^ Слива, Кэтрин (2015). Антифашизм после Гитлера: восточногерманская молодежь и социалистическая память, 1949–1989 гг . Рутледж. п. 51. ИСБН 978-1317599289 .
- ^ Рамет, Сабрина (1995). Социальные течения в Восточной Европе: источники и последствия великой трансформации . Издательство Университета Дьюка. п. 69. ИСБН 0822315483 .
- ^ "DOMOWINA - Medijowe wozjewjenje - Pressemitteilung- Пресс-релиз" . sorben.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ «Культурный суверенитет: сербы просят Европу о помощи - Международный - Политика - Tagesspiegel» . tagesspiegel.de . 7 марта 2008 года . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ «Лушицкие сербы опасаются успеха АдГ» . www.index.hr (на хорватском языке) . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ Рембала, Мартинес-Крус; и др. (2013). «Современный отцовский генетический ландшафт польского и немецкого населения: от раннесредневековой славянской экспансии до переселений после Второй мировой войны» . Европейский журнал генетики человека . 21 (4): 415–422. дои : 10.1038/ejhg.2012.190 . ПМЦ 3598329 . ПМИД 22968131 .
- ^ Кушнеревич, Утевская; и др. (2015). «Генетическое наследие балто-славяноязычного населения: синтез аутосомных, митохондриальных и Y-хромосомных данных» . ПЛОС Один . 10 (9): Таблица K в файле S1. Частоты гаплогрупп NRY в балто-славянских популяциях. Бибкод : 2015PLoSO..1035820K . дои : 10.1371/journal.pone.0135820 . ПМК 4558026 . ПМИД 26332464 .
- ^ Бехар Д.М., Томас М.Г., Скорецки К. и др. (октябрь 2003 г.). «Множественное происхождение ашкеназских левитов: свидетельства Y-хромосомы как ближневосточного, так и европейского происхождения» . Американский журнал генетики человека . 73 (4): 768–779. дои : 10.1086/378506 . ПМК 1180600 . ПМИД 13680527 .
- ^ Иммель, УД; и др. (январь 2006 г.). «Анализ гаплотипов STR Y-хромосомы выявляет слои, связанные с фамилиями, в населении Восточной Германии» . Европейский журнал генетики человека . 14, страницы 577–582 (2006) (5): 577–82. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201572 . ПМИД 16435000 .
- ^ Родиг, Хайке; и др. (январь 2007 г.). «Популяционное исследование и оценка 20 локусов STR Y-хромосомы у немцев». Int J Legal Med . (2007) 121: 24. https://doi.org/10.1007/s00414-005-0075-5 (1): 24–27. дои : 10.1007/s00414-005-0075-5 . ПМИД 16710736 . S2CID 40129551 .
{{cite journal}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|volume=
- ^ Кравчак, М.; и др. (апрель 2008 г.). «Генетическое разнообразие немецкого населения» . ЭЛС . дои : 10.1002/9780470015902.a0020801 . ISBN 978-0470016176 – через онлайн-библиотеку Wiley.
- ^ Ковальский, Ковальский (декабрь 2020 г.). «Раннесредневековая славяно-германская граница (Limes Sorabicus) в свете исследований полиморфизма Y-хромосомы в современном и историческом немецком населении» . География Полоника . 93 (4): 569–596. дои : 10.7163/GPol.0190 .
- ^ Вирама, Кришна Р. (май 2011 г.). «Генетическая изменчивость сербов восточной Германии в контексте более широкого европейского генетического разнообразия» . Европейский журнал генетики человека . т. 19 (9): 935–1018, сентябрь 2011 г. (9): 995–1001. дои : 10.1038/ejhg.2011.65 . ПМК 3179365 . ПМИД 21559053 .
- ^ Гросс, Арнд (июль 2011 г.). «Популяционно-генетическое сравнение популяции сербских изолятов в Германии с немецкой популяцией KORA с использованием полногеномных массивов SNP» . БМК Генетика . 12 (67): 67. дои : 10.1186/1471-2156-12-67 . ПМК 3199861 . ПМИД 21798003 .
- ^ Лазаридис, Иосиф (август 2016 г.). «Геномный взгляд на происхождение земледелия на древнем Ближнем Востоке» . Природа . 536 (7617): 414–429. Бибкод : 2016Natur.536..419L . дои : 10.1038/nature19310 . ПМЦ 5003663 . ПМИД 27459054 .
- ^ Администратор. «Деятельность Войцеха (Войчеха) Коцки в сербском национальном движении в 1945 — 1950 годах» . prolusatia.pl . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ Администратор. «Акция «Народный партизан Лужица» (1946 – 1947) и ее последствия в сербско-сербском национальном движении» . prolusatia.pl . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ Пол Векслер , Евреи-ашкенази , издательство Славика, 1993.
- ^ Пол Векслер (1992), «От сербских земель к сербским землям», в книге « Балканский субстрат идиша: переоценка уникальных романских и греческих компонентов» , Harrassowitz Verlag , 1992, стр. 111
- ^ Немецкие сорбы празднуют фестиваль Запуст . Местные новости Германии на английском языке. 12 марта 2010 г.
- ^ Немецкое славянское меньшинство культивирует красочную пасхальную традицию. Архивировано 1 октября 2011 г. в Wayback Machine . Эфиопский обзор. 31 марта 2010 г.
- ^ По данным переписи 1900 года. См. Эрнст Черник: Развитие сербского населения . Академия-Верлаг, Берлин, 1954, стр. 34.
- ^ Андреева, Г. Н. (2005). "Сорбы в ФРГ: ценный опыт правового регулирования статуса национального меньшинства в немецкой и российской литературе" (журнал) (1) (Социальные и гуманитарные науки ed.): 40–42.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Гугнин, А. А. (1997). Введение в историю серболужицкой словесности и литературы от истоков до наших дней (PDF) . М. p. 90.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Славянский обзор» (26). 1934: 152.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Шолта, Ян (1984). Новый биографический словарь сербской культуры и культуры . стр. 115.
- ^ Войцеховский, Зигмунт (1948). «Болеслав Храбрый и 1000 год». Przegląd Zachodni (на польском языке) (3): 248.
- ^ Ясеница, Павел (2007) (на польском языке). Пяст Польша. Прошински Медиа. ISBN 978-83-7648-284-2
- ^ Бернхардт, Джон В. (1993). Странствующее королевство и королевские монастыри в раннесредневековой Германии, ок. 936–1075. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52183-1
- ^ «Лузицкие сербы, их история и культура» . //растко.рс . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Матыняк 1968 , с.240.
- ^ Матыняк 1968 , стр. 242.
- ^ Перейти обратно: а б Матыняк 1968 , с.243.
- ^ Географический словарь Королевства Польского и других славянских стран, Том VII (на польском языке). Варшава. 1886. с. 117.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Матыняк 1968 , стр. 244.
- ^ Левашкевич 2015 , стр. 88.
- ^ Левашкевич 2015 , стр. 88–89.
- ^ Войталь, Юзеф (1973). «Михал Горник – друг Польши из Будзишина и популяризатор произведений Коперника». Силезский исторический ежеквартальный журнал «Соботка» (на польском языке). ХXVIII (2). Вроцлав: Zakład Narodowy im. Оссолинский : 184–186.
- ^ Перейти обратно: а б Левашкевич 2015 , стр. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Лексикон польскости в Германии (на польском языке). Ополе: Союз поляков в Германии. 1939. с. 364.
- ^ Левашкевич 2015 , стр. 91–92.
- ^ Ожеховский, Мариан (1976). «Сербско-сербский вопрос в польской политической мысли 1939–1947 годов». Силезский исторический ежеквартальный журнал «Соботка» (на польском языке). XXXI (2). Вроцлав: Zakład Narodowy im. Оссолинские, Издательство Польской академии наук : 379.
- ^ Смолка, Леонард (1978). «Пресс-штаб Ассоциации поляков Германии (1923–1939)». Ежеквартальный журнал истории польской прессы (на польском языке). XVII (2): 52, 59.
- ^ Левашкевич 2015 , стр. 93.
- ^ Левашкевич 2015 , стр. 94.
- ^ Левашкевич 2015 , стр. 92.
- ^ Ожеховский, стр. 380–381
- ^ Джоанна Баник. «Могила Яна Скалы» . Zabytek.pl (на польском языке) . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ "Пролужский академический союз друзей Лужицы" Якуб Бродацкий. Польская Маркетинговая Группа 2006 ISBN 83-60151-00-8
- ^ «Верваист Эрбе» . 31 января 2020 г.
- ^ Палис, Петр (2002). «Попытки создать лужицкую неполную среднюю школу в Згожелеце в 1946–1948 годах». Рочник Любушки (на польском языке). Том XXVIII, вып. 1. Зелена-Гура. стр. 90. ISSN 0485-3083 .
- ^ Палис, с. 92
- ^ Палис, стр. 94–95.
- ^ Джоанна Баник (11 октября 2021 г.). «Открытое письмо о решении главного комитета городского совета Баутцена от 6 октября 2021 года о восстановлении памятника Бисмарку» . Институт Сербского (на немецком языке) . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Палис, стр. 89–90.
- ^ Вишек, Зденек. «Лужицкие сербы и чешско-лужицкие отношения» . Листы (на чешском языке) . Проверено 29 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хеннинг Хан, Ганс; Кунце, Питер (1999). Национальные меньшинства и политика государственных меньшинств в Германии в XIX веке . Берлин: Akademie Verlag GmbH. ISBN 978-3-05-003343-3 .
- ^ Калета, Питер (2006). Чехи о лужицких сербах . Прага: Институт Масарика Академии наук Чехии. стр. 15. ISBN 9788086495415 .
- ^ Белзит, Лешек (1998). Языковые меньшинства в Прусском государстве: 1815 — 1914; статистика прусского языка в стадии разработки и комментарии . Марбург: Институт Гердера. ISBN 978-3-87969-267-5 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Петр Калета: Чехи о лужицких сербах . Прага, 2006. Страница 15.
- ^ «Сорбен» . sachsen.de . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ Нильсен. Георг Р. В поисках дома (1977); Бирмингемские славянские монографии. ISBN 0 70440236 Х.
- ^ «Техасское вендишское наследие» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года . Проверено 18 марта 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Глейзер, Констанце (2007). Языки меньшинств и культурное разнообразие в Европе: гэльский и сербский взгляды . Многоязычные вопросы. ISBN 9781853599323 .
- Голецка, Анета (2003). «Зербы в Германии». Анналы Университета Марии Кюри-Склодовской. Раздел К, Политология (на польском языке). Х. Издательство Университета Марии Кюри-Склодовской в Люблине .
- Левашкевич, Тадеуш (2015). «Очерк истории сорабических исследований и интереса к Лужице в Великой Польше». В Куровской, Ханна (ред.). Общественно-политическая столица сорбов (на польском языке). Зелена-Гура: Зелёна-Гурский университет .
- Матыняк, Алойзи С. (1968). «Польско-сербские культурные контакты в XVIII веке». Силезский исторический ежеквартальный журнал «Соботка» (на польском языке). XXIII (2). Вроцлав: Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских.
- Пинсент, Роберт [на чешском языке] (2000). Фальшивый мир: власть и культура в Центральной Европе, 1945-49 гг . Школа славянских и восточноевропейских исследований . ISBN 9780903425018 .
- Рамет, Сабрина П. (2016). Альтернативы демократии в двадцатом веке: коллективистские взгляды на альтернативную современность . Издательство Центральноевропейского университета . ISBN 9789633863107 .
- Ремус, Тереза (2014). Языки меньшинств, находящиеся под угрозой исчезновения. Сравнение верхнесербских и северофризских случаев . ГРИН Верлаг . ISBN 9783656685258 .
- Группа (1993). Международный доклад группы по правам меньшинств . Права меньшинств. ISBN 9781897693001 .
- Занк, В. (1998). Немецкий плавильный котел: мультикультурность в исторической перспективе . Спрингер . ISBN 9780230375208 .
- Стоун, Джеральд (2015). Самая маленькая славянская нация: лужицкие лужицы . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4742-4154-0 .
- Вирама; и др. (2011). «Генетическая изменчивость сербов восточной Германии в контексте более широкого европейского генетического разнообразия» . Европейский журнал генетики человека . 19 (9): 995–1001. дои : 10.1038/ejhg.2011.65 . ПМК 3179365 . ПМИД 21559053 .
- Жура, Славица Вркич (2011). «Лузицкие сербы – самый маленький славянский народ» . Ethnologica Dalmatica (на хорватском языке). 18 (1): 93–130.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Филип Ганчак Меньшинства во времена поп-культуры , Newsweek, № 22/2007, 06.03.2007.
- В кругу Крабата. Очерки о Юрии Брезане, лужицкой литературе, культуре и языках , под редакцией Я. Зарки, Wydawnictwo Uniwersytet Śląskiego, Катовице, 2002.
- Мирослав Цыганский, Рафал Лещиньский Очерк национальной истории сербов ПИН, Силезский институт, Ополе, 1997.
- Сорбы в Германии , под красный. М. Шиманн, Фонд сербского народа, Герлиц, 1997.
- Небольшой путеводитель по лужам в Германии под редакцией Ю.Петровой, Załožba za serbski lud, 1997.
- Нижнесербские пристрастия/обычаи Нижней Лужицы , под редакцией М.Стока, Załožba za Serbski lud, 1997.
- «Очерк истории сербо-сербов» Вильгельм Богуславский Петроград 1861 г.
- «Пролужский академический союз друзей Лужицких» Якуб Бродацкий. Польская Маркетинговая Группа 2006 ISBN 83-60151-00-8 .
- «Польша на пути к Лужицам во второй половине ХХ века. Отдельные проблемы», Мечковска Малгожата, Щецин, 2006 г. ISBN 83-7241-487-4 .
- Вукаш, К. (2004) Скала против инопланетных волн: история венедов . Издательство Университета Конкордия: Остин, Техас ISBN 978-1-881848-07-3 .
- «Сорбы», Дэвид Зерсен, в книге « Немцы и Америка: культура, политика и история» , 3 тома, под редакцией Томаса Адама. АВС-КЛИО, 2005.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). 1911. .
- Учреждение Домовина
- SERBSKE NOWINY —сербская газета
- СЕРБСКИЙ ИНСТИТУТ — Сербская история и культура
- Независимый сербский интернет-журнал. Архивировано 26 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- Сербская эмиграция в Австралию
- Проект Растко - Лужица , Электронная библиотека сербско-сербских связей
- Техасское общество вендишского наследия
- Общество вендишского наследия Австралии