Лемкос
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Общая численность населения | |
---|---|
75,228 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Словакия | 63,556 (2021) [а] [2] |
Польша | 11,000 (2011) [3] |
Украина | 672 (2001) [4] |
Языки | |
Rusyn , Slovak , Polish , Russian | |
Религия | |
Преимущественно украинские греко-католики или восточно-православные , с католическими меньшинствами. | |
Родственные этнические группы | |
Украинцы , бойки , гуцулы , русины |
Лемки ( русинский : Лемки , латинизированный: Lemkŷ ; польский : Łemkowie ; украинский : Лемки , латинизированный : Lemky ; словацкий : Lemkovia ) — этническая группа, населяющая Лемковский край ( русинский : Лемковина , латинизированный: Lemkovyna ; украинский : Лемківщина , латинизированный : Лемковщины) . нет ) Карпатской Руси — этнографической области в Карпатах и предгорьях, охватывающей Украину , Словакию и Польшу .
Лемков часто считают либо подгруппой русинов или украинцев , либо образующими собственную этническую принадлежность . Членам этих групп исторически также давали и другие названия, например, верховинцы (горцы). [ нужна ссылка ] Среди жителей Карпатского нагорья общины, говорящие на одном и том же диалекте, при пересечении границ будут идентифицировать себя с другим этническим ярлыком из-за влияния государственного образования и средств массовой информации. Кроме того, одно и то же сообщество может со временем изменить свою предпочтительную идентификацию. [ нужна ссылка ] В Словакии между переписями 1991 и 2001 годов число людей, идентифицирующих себя как «украинцы», сократилось на 2 467 человек (уменьшение на 18,6%), в то время как число тех, кто назвал русинов своей национальной идентичностью, увеличилось на 7 004 человека (увеличение на 40,6%). Однако неясно, относится ли это к тем же людям, которые меняют свою идентификацию, к большему количеству молодых респондентов, впервые выбравших русин, или к миграции. [5]
Разговорный язык лемков, имеющий код руты согласно ISO 639-3, по-разному описывался как самостоятельный язык: диалект русина или диалект украинского языка . [ нужна ссылка ] В Украине почти все лемки говорят как на лемковском, так и на стандартном украинском языке (по данным украинской переписи 2001 года ). [4] Сама Украина относит лемков к этнической подгруппе украинцев, а не к отдельному этносу. [6] По данным польской переписи 2011 года, 11 000 человек заявили о лемковской национальности, из которых 6 000 заявили только о лемковской национальности, 4 000 заявили о двойной национальной идентичности - лемко-польской, а 1 000 заявили о лемковской идентичности вместе с непольской идентичностью. [3]
Этимология
[ редактировать ]Этноним лемко происходит от слова лем ( русинский : лем , букв. «только»). [7] Считается, что этот термин впервые возник как прозвище для пользователей слова лем на границе между регионами Лемков и Бойков : самая восточная степень использования этого слова на северной стороне Карпат. [8] (На южной стороне Карпат аналогичное прозвище лемак использовалось в лем-лыш районе изоглосса .) [9] Этноним в конечном итоге вошел в употребление в научных кругах и впервые был зафиксирован в печати в 1834 году в публикации Иосифа Левицкого «Grammatik der ruthenischen oder klein russischen Sprache in Galizien » ( букв. «Грамматика русинского или малорусского языка в Галиции») в 1834 году.
Как эндоним лемко вошло в более широкое употребление только в начале 20 века. [10] [11] До принятия названия лемки называли себя русинами ( Rusyn : Русины , латинизированное: Rusynŷ ) или руснаками ( русин : Руснаки, Руснаци , латинизированное: Rusnakŷ, Rusnacy ). [11] [12] К межвоенному периоду популярность лемко как эндонима выросла, и оно появилось в таких периодических изданиях, как «Лемко» и «Наш Лемко» . [13]
Польские власти также сыграли свою роль в распространении этого термина перед Второй мировой войной. Обеспокоенные потенциалом украинского национализма в регионе, власти стремились поощрять русинскую идентичность в качестве противодействия. Это привело к пропаганде преувеличенной историчности лемков как самобытной этнографической группы и соответствующего им этнонима. [14]
После Второй мировой войны Лемко окончательно вытеснил русинов и руснаков в качестве предпочтительного термина для русинов на северном склоне Карпат в Польше. [13]
История
[ редактировать ]Несколько гипотез объясняют происхождение лемков, однако, как и все русины, они, скорее всего, имеют разнообразное этногенетическое происхождение . Лемки (и другие карпато-русины) считаются потомками средневековых белых хорватов , [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] находящихся под влиянием русинов пострадала от миграции словаков, , [21] и влахские / румынские миграции в 14 и 15 веках. [15] [21] [22]
Лемковская область вошла в состав Польши во времена средневековой династии Пястов города Санок , но часто оспаривалась с соседней Русью, как можно увидеть на примере : В 981 году Владимир I из Киева вторгся в эту территорию и взял это из Польши. В 1018 году он вернулся в Польшу, в 1031 году вернулся на Русь, а в 1340 году Казимир III из Польши вернул его Польше. Гора Ипатьевской Санок впервые упоминается в рукописи в 1150 году.Лемки (или их прародители) стали меньшинством в составе австрийской провинции Галиция этническим в 1772 году. [23] Массовая эмиграция с этой территории в Западное полушарие по экономическим причинам началась в конце 19 века.
Перед Первой мировой войной у лемков начали проявляться противоречивые национальные идентичности. В то время как некоторые приняли украинское гражданство , другие поддерживали концепцию общерусской нации (так называемая «старорусская» идентичность). [24] Поскольку Греко-католическая церковь стремилась продвигать украинскую идентичность, некоторые пророссийские лемки начали переходить в православие . [25] Одним из наиболее известных новообращенных в православие был святой Максим Сандович , лемковский крестьянин, который после непродолжительного пребывания в греко-католическом монахе принял православие, стал священником и начал распространять православие в регионе. [26]
Австро -Венгерская империя с большим подозрением относилась к пророссийски настроенным лемкам, как и к самому Сандовичу. Это привело к серии тюремных заключений перед началом Первой мировой войны, в том числе и самого Сандовича. [27] После начала войны Сандович снова был заключен в тюрьму и казнен без суда. [28] В 1914 году власти Австро-Венгрии создали лагерь для интернированных Талергоф , куда содержали лемков, подозреваемых в шпионаже в пользу Российской империи . За время войны в лагере Талергоф погибло 1767 человек.
Сразу после Первой мировой войны Лемки основали две недолговечные республики, Лемко-Русинскую республику на западе Галиции, имевшую русофильскую ориентацию, а также предпринявшую попытку слияния с Чехословакией и Республикой Команча с украинофильской ориентацией. .
Во времена Второй Польской республики конфликт идентичности между лемками усилился. [29] В 1926 году, после конфликта с местным греко-католическим священником, лемки села Тылава подверглись массовому обращению в православие. [30] Это событие, известное как раскол Тилавы. [31] началась волна массовых обращений в регионе, в ходе которой многие деревни полностью перешли в православие, а некоторые остались либо верны восточному католицизму, либо разделились между двумя религиями. [32] Поскольку католическая церковь не желала передавать свои храмы православной церкви, во многих деревнях новообращенных новые церкви . пришлось строить [33]
По оценкам, в 1939 году в польской части Лемковщины проживало от 130 000 до 140 000 лемков. Депопуляция этих земель произошла во время принудительного переселения сначала в Советский Союз (около 90 000 человек), а затем на недавно приобретенные Польшей западные земли. (около 35 000) в ходе операции «Висла» конца 1940-х годов. Эта акция представляла собой приказ государства о выселении гражданского населения в рамках противоповстанческой операции по устранению потенциальной поддержки партизанской войны , которую ведет Украинская повстанческая армия (УПА) на юго-востоке Польши.
Около 5000 семей лемков вернулись в свои родные регионы в Польше в период с 1957 по 1958 год. [34] (им официально было предоставлено право на возвращение в 1956 году), лемковское население в польской части Лемковщины сегодня насчитывает всего около 10 000–15 000 человек. Около 50 000 лемков проживают в западной и северной частях Польши, куда их отправили для заселения бывших немецких деревень на территориях, отошедших к Польше. Из них по переписи 2002 года 5863 человека назвали себя лемками. Однако сегодня в Польше могут проживать 60 000 этнических лемков. В Лемковском районе лемки проживают в деревнях Лосье , Крыница-Здруй , Новица , Здыня , Гладышув , Ханьчова , Зиндранова , Усьце-Горлицкие , Бартне , Бинчарова и Белянка . Дополнительные популяции можно найти в Мокре , Щавне , Кулашне , Жепедзи , Туржанске , Команьче , Саноке , Новом Сонче и Горлицах .
В 1968 году был открыт музей под открытым небом, посвященный лемковской культуре в Зындранове . Кроме того, лемковский фестиваль ежегодно проводится в Здыне .
Религия
[ редактировать ]Важным аспектом лемковской культуры является их глубокая приверженность византийскому христианству , которое было привнесено восточным славянам из Византии через Моравию усилиями святых Кирилла и Мефодия в IX веке. Первоначально лемки придерживались православия, но во избежание латинизации напрямую вступили в Брестскую унию в 17 веке с Римско-католической церковью.
Большинство лемков сегодня являются католиками восточного или византийского обряда . В Польше они принадлежат Украинской греко-католической церкви с римско-католическим меньшинством или Русинско-католической церкви (см. Также Словацкую греко-католическую церковь ) в Словакии. Значительное число принадлежит к Восточной Православной Церкви . Усилиями священника-мученика отца Максима Сандовича (канонизированного Польской Православной Церковью в 1990-е годы) в начале ХХ века восточное православие было вновь введено во многие лемковские области, принявшие Брестскую унию несколько столетий назад.
Отличительным деревянным архитектурным стилем лемковских церквей является размещение самого высокого купола церковного здания у входа в церковь со скошенной вниз крышей в сторону святилища , в отличие от соседних субэтнических групп, таких как бойки, которые размещают самый высокий купол посередине. Обе группы стилей имеют три купола с многочисленными карнизами .
Язык/диалект
[ редактировать ]Славянские диалекты Центральной Европы образуют (или сформировались до стандартизации) диалектный континуум с небольшим количеством четких границ между соседними разновидностями. Однако вопрос о языковых границах стал спорным политическим вопросом после распада Австро-Венгерской империи, а затем и Советского Союза на « национальные государства », каждое из которых имело только один официальный язык. часто объединяют в русинский язык . Лемковские диалекты имеют много общего с другими карпатскими диалектами, которые сторонние лингвисты [35] [36]
На лемковский диалект сильное влияние оказали языки, на которых говорят географически соседние народы и правящие элиты, настолько сильное, что некоторые считают его отдельным образованием. [37] [ нужен лучший источник ] — Лемковская речь включает в себя некоторые закономерности, совпадающие с таковыми в окружающих польском и словацком языках . [ нужна ссылка ]
Методий Трохановский разработал «Лемковский букварь» ( Буквар: Perša knyžečka dlja narodnŷch škol , 1935) и «Первое чтение» ( Druha knyžečka dlja narodnŷch škol , 1936) для использования в школах лемкоязычной области Польши . [38] В 1934 году лемковский язык был введен в качестве языка обучения в школах Лемковского района. Обучение школьников осуществлялось по учебникам, подготовленным Трохановским и изданным Госиздатом. Однако незадолго до начала Второй мировой войны польские власти заменили их украинскими текстами. [39] Важные полевые исследования лемковского диалекта были проведены польским лингвистом Здзиславом Штибером до их расселения.
По данным Центрального статистического управления Польши , в 2010–2011 учебном году лемковский язык преподавал как первый язык в двадцати начальных школах и межшкольных группах, а также в десяти школах и межшкольных группах неполной средней школы, при этом занятия посещали 188 учеников. [40]
В конце 20-го века некоторые лемки/русины, в основном эмигранты из региона южных склонов Карпат на территории современной Словакии, начали кодифицировать стандартную грамматику лемковского диалекта, которая была представлена 27 января 1995 года в Прешове. Словакия. В 2013 году знаменитый роман «Маленький принц» перевел на лемковский язык Петр Крыницкий. [41]
Лемки в художественной литературе
[ редактировать ]Николая Гоголя Рассказ «Страшная месть» заканчивается в Кривани , который сейчас находится в Словакии и изображен на словацком евро , в самом сердце Лемковщины Прешовского края . Аврам Дэвидсон в своих рассказах несколько раз упоминает лемков. [42] Анна Бибко, свекровь главного героя фильма « Все будет хорошо»; и все будет хорошо; и все будет хорошо , [43] это лемковец [44] «руководствуясь своими чувствами традиционализма и недовольства, не обязательно в таком порядке». [45]
В получившем признание критиков фильме «Охотник на оленей» сцена свадебного приема была снята в Лемко-холле в районе Тремонт в Кливленде , штат Огайо , где когда-то проживало значительное иммигрантское население лемков. [46] Фамилии трех главных героев, однако, кажутся русскими, возможно, польскими и украинскими (Михаил «Майк» Вронский, от польского Вронский , Стивен Пушков и Никонар «Ник» Чевотаревич), а свадьба была снята в Русском православном храме Св. Феодосия. Кафедральный собор , который также находится в Тремонте.
Расположение
[ редактировать ]Родиной лемков обычно называют Лемковщину ( украинский : Лемкивщина ; русинский : Лемковина ; польский : Łemkowszczyzna ) . Вплоть до 1945 года сюда входила территория от реки Попрад на западе до долины реки Ослава на востоке, территории, расположенные преимущественно на территории современной Польши , в Малопольском и Подкарпатском воеводствах ( провинциях ). Эта часть Карпат в основном обезлесена , что позволило вести аграрную экономику наряду с такими традиционными занятиями, как выпас быков и овцеводство .
Лемковщина вошла в состав Польши во времена средневековых Пястов . Лемки вошли в состав австрийской провинции Галиция в 1772 году. [23] Эта территория была частью Австро-Венгерской империи до ее распада в 1918 году, после чего Лемко-Русинская республика ( Руська Лемковская ) провозгласила свою независимость. Однако независимость продлилась недолго, и в 1920 году республика вошла в состав Польши.
В результате насильственной депортации украинцев из Польши в Советский Союз после Второй мировой войны большинство лемков в Польше были переселены либо со своей исторической родины на бывшие немецкие территории в Северо-Западном регионе Польши, либо на украинские территории. Советская Социалистическая Республика . [47] Только те лемки, которые проживают в Прешовском крае на территории современной Словакии, продолжают жить на своих исконных землях, за исключением некоторых лемков, переселившихся на свою родину в конце 1950-х годов и позже. Лемки являются/были соседями со словаками , карпатскими немцами и Lachy sądeckie (поляками) на западе, погожанцами ( поляками ) и долинцами ( подгруппа русинов ) на севере, украинцами на востоке и словаками на юге.
- Группы горцев юго-восточной Польши, лемки в синем цвете.
- Национальная карта языков ( Внешние Восточные Карпаты ; Прешовский край ; и Подкарпатское воеводство , 1876 г.)
- Лемки Прешовского района (слева) и Украинцы Пшемыслского района в традиционной одежде. Фото: Деревня Мокре возле Санока . 2007 год
Известные лемки
[ редактировать ]- Аничка , певица
- Bohdan Ihor Antonych , поэт
- Мэри Бек , Детройта политический деятель
- Томас Белл , американский писатель
- Дмитрий Бортнянский , российско-украинский композитор.
- Эмиль Чирняньский , химик
- Стив Дитко , художник комиксов, один из создателей Человека-паука
- Oleksandr Dukhnovych , writer
- Билл Эванс , американский джазовый пианист и композитор.
- Теодор Гоц , лемковский активист, создатель Музея лемковской культуры в Зындранове.
- Игорь Гербут , музыкант
- Мися Фуртак , музыкант
- Эндрю Кей , изобретатель цифрового вольтметра (1953 г.) и член Зала компьютерной славы за основание Kaypro Computer.
- Nina Petrovna Khrushcheva , wife of Soviet leader Nikita Khrushchev
- Ivan Krasovs'kyi, Lemko ethnographer/historian
- Volodymyr Kubiyovych , Украинский geographer
- Семан Мадзелан, лемковский писатель и активист
- Адриан Михальчишин , украинский шахматист.
- Юрий Михальчишин , украинский политик, член украинской партии «Свобода» , сын Адриана Михальчишина.
- Nikifor , painter
- Радослав Рочаллий , писатель
- Максим Сандович , православный святой
- Андрей Савка , он же Андрей Савка, бандит, народный герой, лемковский «Робин Гуд», возглавил крестьянскую революцию 1651 года.
- Khrystyna Soloviy , Russian folk singer
- Джордж Струмбулопулос , канадский телеведущий, мать украинского происхождения.
- Петр Мурянка (Пётр Трохановский), лемковский поэт, [48] занимается современными лемковскими проблемами
- Методий Трохановский , лемковский грамматист.
- Энди Уорхол (имя при рождении Уорхола), американский художник, крупная фигура движения -арта . поп
- Джеймс Уорхола , американский художник
- Джон Уорхола , американский художник
- Джулия Уорхола , американская художница
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пилип, Милан (2014). Медвид, Питер (ред.). Русинска народна симболика [ Русинская национальная символика ] (PDF) (на русинском, словацком и английском языках). Свидник, Словакия: Типография Свидницка. Мистер. 92. ИСБН 978-80-89755-03-5 . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «Численность населения по национальностям в Словацкой Республике на 1.1.2021» . Статистическое управление Словацкой Республики . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Национально-этническая принадлежность населения - итоги переписи населения и жилищного фонда 2011 года . Центральное статистическое управление. Материал для пресс-конференции 29 января 2013 г. стр. 3. Проверено 06 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Перепись 2001 года
- ^ «Таблица 11. Постоянное население по национальностям – 2001, 1991 гг.» (PDF) . Статистическое управление Словацкой Республики. 2005. Архивировано из оригинала (PDF) 15 июля 2007 года . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств.
- ^ Ярослав Рудницкий (1982). Этимологический словарь украинского языка: части 12–22 (на английском и украинском языках). Том. 2. Виннипег: Украинская свободная академия наук (УВАН) . п. 770 .
- ^ Иван Верхратский (1902). О говоре галицких лемков (in Russian). Lviv: Шевченко Семейный институт . p. 1.
- ^ Георгий Геровский (1995) [1934]. Язык Подкарпатской Руси (на русском языке). Москва. п. 22.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хелена Дуч-Файфер (2005). «Лемкос». Энциклопедия русинской истории и культуры . Университет Торонто Пресс . ISBN 0-8020-3566-3 .
К началу ХХ века русины, жившие на северных склонах Карпат, отказались от своего традиционного этнонима руснак в пользу имени лемков .
- ^ Перейти обратно: а б Владимир Кубийович (2013) [1993]. «Лемкос» . Интернет-энциклопедия Украины . Том. 3. Университет Торонто Пресс . ISBN 978-0802039934 .
Ученые и интеллигенция начали использовать имя «Лемки» для западных групп украинских горцев в середине XIX века, а к концу века некоторые лемки приняли это имя.
- ^ Ивановых, Макар И. (2009). "Лемковщина" [Lemkos]. В Smolii, Valerii A. (ed.). Encyclopedia of History of Ukraine (в Russian). Vol. 6. Киев: Наукова Думка . pp. 106-108. ISBN 978-966-00-0632-4 . Retrieved 7 September 2022 .
Сами же лемки называли себя "русинами", или "руснаками".
[The Lemkos называется ихselves "Rusyns", или "Rusnaks".] - ^ Перейти обратно: а б Максимович, Уолтер. «Происхождение термина «лемко/лемко» » . лемко.орг . Архивировано из оригинала 13 января 2022 г. Проверено 25 января 2022 г.
- ^ Пасека, Агнешка (2021). «Создание этнической группы: лемко-русины и вопрос меньшинств во Второй Польской республике» . Ежеквартальный журнал европейской истории . 51 (3): 386–410. дои : 10.1177/02656914211027121 . S2CID 237155677 .
- ^ Перейти обратно: а б Магоччи, Пол Роберт (1995). «Карпато-русины» . Карпато-русинская Америка . XVIII (4).
Цель этого несколько расширенного обсуждения ранней истории — подчеркнуть сложное происхождение карпато-русинов. Они не были, как часто утверждают, связаны исключительно с Киевской Русью, от которой, как говорят, произошло их название русины. Скорее, предки современных карпато-русинов являются потомками: (1) ранних славянских народов, пришедших в бассейн Дуная вместе с гуннами; (2) белые хорваты; (3) русины Галичины и Подолья; и (4) влахи Трансильвании.
- ^ Магочи, Пол Р. (30 июля 2005 г.). Наш народ: Карпато-русины и их потомки в Северной Америке . Издательство Больчази-Кардуччи. п. 5. ISBN 9780865166110 .
- ^ Майоров, Александр Вячеславович (2012), Великая Хорватия: этногенез и ранняя история славян в Карпатах [ Великая Хорватия: этногенез и ранняя история славян в Карпатах ] (на хорватском языке), Загреб, Самобор: Братья хорватского Дракона , Мериджани, ISBN 978-953-6928-26-2
- ^ Магоччи, Пол Роберт (2015). Спиной к горам: история Карпатской Руси? и карпато-русины . Издательство Центральноевропейского университета. п. 29. ISBN 978-615-5053-46-7 .
- ^ Иван Катчановски ; Kohut, Zenon E.; Nebesio, Bohdan Y.; Юркевич, Myroslav (2013). Historical Dictionary of Ukraine . Scarecrow Press. p. 321. ISBN 978-0-8108-7847-1 .
По мнению некоторых ученых, предками лемков были белые хорваты, заселившие Карпатский регион между седьмым и десятым веками.
- ^ И. А. Бойко (2016). "ЛЕ́МКИ" . Great Russian Encyclopedia (in Russian). Bolshaya Rossiyskaya Entsiklopediya, Russian Academy of Sciences .
Сформировались к 17 в. на основе потомков историч. хорватов и укр. переселенцев (в т. ч. пленных запорожских казаков) при влиянии вост.
- ^ Перейти обратно: а б с «Деревянные церкви Прикарпатья в Польше и Украине» (PDF) (Пресс-релиз). Варшава – Киев. ЮНЕСКО. 2011. с. 9 . Проверено 3 августа 2020 г.
Лемки — этническая группа, населяющая Восточные Карпаты, между рекой Попрад на западе и реками Ослава и Лаборец на востоке. На этнический облик лемковской территории повлияла валашская колонизация XIV-XVI веков, приток словацкого населения под влиянием русинов и заселение славянского племени белых хорватов, населявшего эту часть Карпат со времен 5 век.
- ^ Ева Коцой (2015). «Наследие без наследников? Материальное и религиозное культурное наследие валахского меньшинства в Европе в контексте междисциплинарного исследовательского проекта». Balcanica Posnaniensia Acta et Studia. Банер . 22 (1). Ягеллонский университет, факультет менеджмента и социальных коммуникаций, Краков, Польша: 141–142.
Преобладающая религия среди лемков и бойков, которые являются представителями валахского меньшинства в Польше, Словакии и Украине, включает православную веру, а затем греко-католическую церковь... гуцулов, населяющих юго-запад Украины (Черногора) и север Румынии, в основном православные и, в гораздо меньшей степени, греко-католики.
- ^ Перейти обратно: а б Левинсон, Дэвид (1994). Левинсон, Дэвид; Даймонд, Норма (ред.). Энциклопедия мировых культур: Россия и Евразия, Китай . Том. 6. Бостон, Массачусетс : Г. К. Холл. п. 69 . ISBN 978-0-8161-1810-6 .
- ^ В. Гжесик, Т. Трачик «Бескид Ниски. От Команьчи до Бартне. ПТТК «Край», Варшава, 1997»
- ^ В. Гжесик, Т. Трачик «Бескид Ниски. От Команьчи до Бартне. ПТТК «Край», Варшава, 1997»
- ^ Р. Дубец - "Св. Максим Горлицкий", http://www.beskid-niski.pl/index.php?pos=/lemkowie/biografie/maksym , доступ: 24.06.24
- ^ Р. Дубец - "Св. Максим Горлицкий", http://www.beskid-niski.pl/index.php?pos=/lemkowie/biografie/maksym , доступ: 24.06.24
- ^ Р. Дубец - "Св. Максим Горлицкий", http://www.beskid-niski.pl/index.php?pos=/lemkowie/biografie/maksym , доступ: 24.06.24
- ^ В. Гжесик, Т. Трачик «Бескид Ниски. От Команьчи до Бартне. ПТТК «Край», Варшава, 1997»
- ^ В. Гжесик, Т. Трачик «Бескид Ниски. От Команьчи до Бартне. ПТТК «Край», Варшава, 1997»
- ^ Х. Белаович, «Раскол Тилавский - массовое обращение лемков в православие», https://www.podkarpackahistoria.pl/artykul/1213,schizma-tylawska-masowe-przechodzi-lemkow-na-prawoslawie , доступ 24/06/ 24
- ^ В. Гжесик, Т. Трачик «Бескид Ниски. От Команьчи до Бартне. ПТТК «Край», Варшава, 1997»
- ^ В. Гжесик, Т. Трачик «Бескид Ниски. От Команьчи до Бартне. ПТТК «Край», Варшава, 1997»
- ↑ Лемко Республика Флоринка / Русская народная республика Лемкив
- ^ «Русины» . Русин. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 г. Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ Лучший, Пол Джозеф; Моклак, Ярослав, ред. (2000). Лемки Польши: статьи и очерки . Карпато-славянские исследования. Том. 1–3. Нью-Хейвен, Краков: Группа карпато-славянских исследований, Historia Iagellonica Press. ISBN 978-83-912018-3-1 . OCLC 231621583 .
- ↑ See ru:Лемковский говор
- ^ Горбаль, Богдан (2005). «Русинское движение среди галицких лемков» (PDF) . В Кастере, Ричард Д. (ред.). Русино-американский альманах Карпато-русинского общества, 10-летие 2004–2005 гг . Питтсбург, Пенсильвания . стр. 81–91.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дуч-Файфер, Хелена. «Szkolnictwo na Łemkowszczyźnie (Школа в Лемковском крае)» . revitalization.al.uw.edu.pl (на польском языке). Варшавский университет . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ Хорнсби, Майкл (2015). Возрождение языков меньшинств: новые носители бретонского, идиша и лемковского языков . Пэлгрейв Макмиллан. п. 97. ИСБН 978-1-137-49880-9 .
- ^ Маленький принц №. ПП-2812 / Лемковян (petit-prince-collection.com)
- ^ Дэвидсон, Аврам (20 декабря 2001 г.). «Старая странная птица» . в Дэвисе, Грания ; Уэсселс, Генри (ред.). Другой девятнадцатый век . Макмиллан. п. 125 . ISBN 978-0-312-84874-3 . OCLC 48249248 .
Лемковарна , земля лемков, этих славян, забытых всеми, спасают себя
- ^ Водика, Тод (2007). Все будет хорошо; и все будет хорошо; и все будет хорошо . Нью-Йорк: Книги Пантеона. ISBN 978-0-375-42473-1 . OCLC 124165798 .
- ^ Николас Лезард (28 июня 2008 г.). «Сочувствие к постороннему» (рецензия на книгу) . Хранитель . Проверено 23 декабря 2009 г.
(Вас можно простить за то, что вы подумали, что Водицка выдумал лемков. Это не так.)
- ^ Джанет Маслин (24 января 2008 г.). «Пит медовуху, ест кашу, носит сандалии, бегает от реальности Гриффины» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 декабря 2009 г.
- ^ «Лемковский зал» .
- ^ Кордан Б (1997). «Сохранение границ: перемещение и переселение населения на территориях Транс-Керзона, 1944–1949» . Обзор международной миграции . 31 (3): 704–20. дои : 10.2307/2547293 . JSTOR 2547293 . ПМИД 12292959 .
- ^ Михаласки, Сюсин Ю. (1997). «Избранная библиография произведений польской прессы по лемковскому вопросу» . Проверено 13 декабря 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Моклак, Ярослав. Лемковщина во Второй Польской республике: политические и межконфессиональные проблемы 1918–1939 (2013); освещает старых русинов, москофилов и активистов национального движения, а также политическую роль греко-католической и православной церквей.
- Лемки – этническая группа или нация? , [ Лемки: этнос или нация? ], пер. Пол Бест
- Лемки Польши – статьи и очерки, редакторы Пол Бест и Ярослав Моклак
- Лемковщина, 1939–1947 гг. Война, оккупация и депортация – статьи и очерки, редакторы Пол Бест и Ярослав Моклак
- Горбаль, Богдан (30 апреля 2010 г.). Лемковедение: Справочник . Восточноевропейские монографии. ISBN 978-0-88033-639-0 . OCLC 286518760 .
- Лаун, Карен (6 декабря 1999 г.). «Разломанная идентичность: польские лемки» . Обзор Центральной Европы . 1 (24).
- Лемковский календарь. (Lemkivskiĭ kalendar)
- Мадзелан, Семан (1986). Смак доли [ Вкус судьбы ] (на польском языке). Новы-Сонч . OCLC 28484749 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Madzelan, Vasil; Madzelan, Seman (1993). Лемкивщина, а украинская этническая группа (в Rusyn). Львов .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гоч Т., Жице Лемка / Теодор Гоч. - ред. II, исправленное и дополненное. – Зындранова – Кросно: Издательство «АПЛА», 2007. – 142 с.
- Дрозд Р., Гальчак Б. История украинцев в Польше в 1921–1989 годах / Роман Дрозд, Богдан Гальчак. – ред. II, исправлено. – Варшава: ТЫРСА, 2010. – 237 с.
- Гальчак Б. Национально-демократическая журналистика перед лицом национально-этнических проблем Второй Польской Республики / Богдан Гальчак. – Зелена Гура: Издательство ВСП им. Тадеуш Котарбинский, 2000. – 222 стр.
- Гальчак Б. Проблемы национальной идентичности лемков / Богдан Гальчак // В кн.: Лемки, бойки, русины: история, современность, материальная и духовная культура / под ред. Стефан Дудра, Богдан Гальчак, Анджей Ксенич, Ежи Старжиньский. – Легница – Зелена-Гура: Ансамбль лемковской песни и танца «Кычера», 2007 – стр. 41–55.
- Гальчак Б. Место Лемко во вселенной. Размышления о положении лемков на рубеже XX и XXI веков / Богдан Гальчак // В кн.: Лемки, бойки, русины - история, современность, материальная и духовная культура / под ред. Стефан Дудра, Богдан Гальчак, Роман Дрозд, Ирина Бетко, Михал Шмигель. Том IV, часть 1 . – Слупск – Зелена-Гура: [чб], 2012 – стр. 119–133.
- Дрозд Р., Гальчак Б. История украинцев в Польше в 1921-1989 годах / Роман Дрозд, Богдан Гальчак, Ирина Мусиенко; пер. с пол. И. Мусиенко. 3-е изд., выпр., доп. – Харьков: Золотые страницы, 2013. – 272 с.
- Анджей А. Земба (1997). Лемки и лемковедение в Польше . Накл. Польская академия искусств и наук. ISBN 978-83-86956-29-6 .
- Малгожата Мисиак (2006). Лемки: в области исследования этнолингвистических меньшинств в Европе . Издательство Вроцлавского университета. ISBN 978-83-229-2743-4 .
- Польское туристическое и экскурсионное общество. Главный совет. Комиссия по горному туризму (1987). Лемки, культура, искусство, язык: материалы симпозиума, организованного комитетом горного туризма правления ПТТК Санок, Санок, ДН. 1983 г. 21-24 сентября Издательство ПТТК «Край». ISBN 9788370051419 .
- Анджей Квилецкий (1974). Лемки: проблема миграции и ассимиляции . Государственное издательство Научный.
- Национальный музей сельского хозяйства и агропищевой промышленности (Шренява). (2007). Лемкос: история и культура: научная сессия Шренява, 30 июня – 1 июля 2007 г. Национальный музей сельского хозяйства и агропищевой промышленности в Шреняве. ISBN 978-83-86624-58-4 .
- Ярослав Зволинский (1996). Лемки в самообороне: события, факты, трагедии: воспоминания из Подкарпатья . Я. Зволинский. ISBN 9788390177014 .
- Ева Мична (1 января 1995 г.). Лемки: этнос или нация? . Издательство «Номос». ISBN 978-83-85527-27-5 .
- Роман Рейнфусс (1936). Лемки: (этнографическое описание) . Печать В.Л. Анчицы.
- Тадеуш Загуржанский; Анджей Велоха (1984). Лемкос и Лемковщина: материалы для библиографии . СКПБ.
- Патриция Тшещиньска, «Мосты в прошлое: история семьи лемков, исследованная через письма. Этнографический пример», Canadian Славянские документы 60, вып. 1-2 (2018)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лемковский портал в Украине
- Канадская лемковская ассоциация
- Лемковское возрождение в Польше
- Главное правление Лемко-Украинского Союза в Польше (Лемко-Украинский Союз в Польше)
- Lemko.org
- Ассоциация Лемков
- Лемковский портал и Львов
- «Лемковский проект» - блог и ресурсный сайт об истории, культуре и событиях лемков. Английский язык.
- Украина Лемковский этнофольклорный ансамбль
- «Колокола Лемковщины. Прислушаются ли к ним власти Украины и Польши», Зеркало недели , ( Mirror Weekly ), 25–31 мая 2002. Доступно в Интернете на русском и украинском языках .
- «Пять вопросов лемку», «Зеркало недели» , (Mirror Weekly), 19–25 января 2002 г. Доступно в Интернете на русском и украинском языках .
- Мефодий Трочановский
- Лемковский портал в Польше