Чодс
Чоды западной ( чеш . Chodové ) — этническая группа, жившая в Чехии . Они жили в нескольких деревнях недалеко от западной границы современной Чешской Республики, включая крупные населенные пункты в Домажлицах , Тахове и Пржимде (вместе называемые регионом Ход , чешский : Ходско , немецкий : Ходенланд ).
История
[ редактировать ]
Первое письменное упоминание о Чодсе содержится в «Хрониках Далимиля» и связано с битвой при Брудеке в 1040 году, когда чодские лучники помогали армии князя Бретислава I. [ 1 ]
В средневековый период монархия Чешского королевства вербовала предков чодов из этнических анклавов в западном регионе Карпат недалеко от границ того, что сегодня является Словакией, Польшей и юго-западной Украиной. [ нужна ссылка ] (возможно, включая Силезию ), переселив эти общины в качестве стражей вдоль границ между Богемией и Баварией от возможной германской экспансии в Богемию. Эти переселения произошли даже тогда, когда чешская монархия пригласила выборочную иммиграцию баварских ремесленников в определенные поселения западной Богемии, чтобы помочь в экономическом и технологическом развитии своего королевства.
В качестве условия переселения исконные чоды стали прямыми слугами короля со значительными привилегиями, которые отличали их от других подданных, включая право неограниченного передвижения в пределах региона Богемского леса, доступ к ресурсам леса и право владеть крупными собаками было запрещено простому чешскому крестьянству. В 1325 году король Богемии Иоанн признал права народа Чод на использование лесов западной Чехии при условии, что они также будут охранять границы вдоль них. Для достижения этой цели чоды разводили специальных собак, особенно чешскую овчарку (по-чешски Chodský pes ), которая, как предполагают некоторые источники, является предком современной немецкой овчарки. Чоды широко путешествовали по горам западной Чехии в рамках своего уникального заряда и редкой свободы, часто используя специальные посохи, ботинки и широкополые шляпы, особенно подходящие для дальних путешествий по горным лесам. Отраженные в своем этнониме, подразумевающем «ходоки», «рейнджеры» или «патрульные», они представляют собой редкий пример профессиональной идентичности, определяющей общее этническое обозначение группы.
На протяжении более трех с половиной столетий условия Чодского соглашения с Богемской монархией действовали до конца 17 века, когда местный аристократ немецкого происхождения В.М. Ламингер фон Альбенройт объявил соглашение недействительным, стремясь сдержать и подорвать автономию Ходс и другие чешские крестьяне. Чоды восстали в 1695 году, но безуспешно. Многие из них сохранились как независимые этнические анклавы в горах западной Богемии, в то время как другие были полностью или частично ассимилированы с чешскоязычными, а иногда и немецкоязычными общинами чешской и/или немецкой национальности в прилегающей сельской местности. Когда в XIX веке возник чешский национализм, культура чод стала символом славянского сопротивления немецкому культурному влиянию в чешской массовой культуре, формируя представления о народе чод как внутри, так и за пределами западной Богемии, а также утверждая их идентичность в противовес этнически немецкой богеме, несмотря на долгая и сложная история, связывающая эти две группы.
Чоды с 20 века
[ редактировать ]События Второй мировой войны, в том числе жестокая оккупация региона Ход в рамках аннексии Судетской области нацистской Германией, за которой последовало беспорядочное и жестокое изгнание чехами немецкоязычного населения из западной Чехии в конце войны, способствовали значительному упадку численности населения. в масштабах и распределении чодского населения в пределах западной Чехии. Тем не менее, до 11 деревень Ходса сохранилось, и многие из них все еще живут в сельской местности недалеко от таких городов, как Домажлице. Они говорят на диалекте Чод , отдельном диалекте чешского языка , имеют уникальные и сильные традиции, такие как использование особых народных костюмов и музыкальных инструментов; они сохраняют сильное чувство идентичности, связанное с Чешским лесом и их ролью защитников западночешской границы.
Чоды в искусстве и литературе
[ редактировать ]Ходы были центром искусства и литературы, большая часть которых была связана с чешскими романтическими и националистическими темами. Чешский художник Ярослав Шпиллар долгие годы жил среди них, запечатлевая сцены из их повседневной жизни.
Известные люди
[ редактировать ]- Ян Сладкий Козина (1652–1695), революционный деятель.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Йирасек, Алоис (1986) [Впервые опубликовано в 1886 году]. Dogheads The . (на чешском языке) (64-е изд.) Прага: Чехословацкий писатель.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История Ходу» (на чешском языке) . Проверено 15 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Костюмы и керамика Чода – традиционные народные костюмы, вышивки и керамика.
- Народ Чод - генеалогическая страница о потомках Чод в Америке.
- Ходский фольклорный фестиваль – Св. Фестиваль Лаврентия - крупный фестиваль Чод, который ежегодно проводится в Домажлицах.